Open
Close

Общество православных хоругвеносцев г. Егорьевска

История Общества православных хоругвеносцев в Егорьевске берет начало со второй половины XIX века. Тогда в городе находилось шесть храмов и один монастырь.

C начала XX века в Егорьевске ежегодно, в дни особых торжеств, стали проходить семь Крестных ходов. Хоругвеносцы, выступая впереди праздничного шествия, несли хоругви и знамена. Старинные фотографии, сохранившиеся до наших дней, в полной мере отражают величие и торжественность городских Крестных ходов.

В 1911 году городские хоругвеносцы объединились в отдельное общество. Этим была достигнута большая организованность в проведении Крестных ходов. Обществом был создан Устав, который впоследствии утвердил епархиальный архиерей. По данному Уставу членам Общества, кроме прочего, вменялось в обязанность вести сбор средств для приобретения хоругвей.

Устав Общества хоругвеносцев г. Егорьевска 1911 года

Традиция проведения Крестных ходов вновь возобновилась лишь в 2003 году. 13 сентября, в день 225 - летия города Егорьевска, был совершен первый, после длительного перерыва, общегородской Крестный ход. Его возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Это событие оставило неизгладимый след в сердцах православных егорьевцев и произвело большое впечатление на всех жителей.

С тех пор при содействии главы Егорьевского муниципального района М. Т. Лаврова общегородские Крестные ходы стали проводиться в Егорьевске ежегодно в День города (вторая суббота сентября).

К 2010 году сформировалась основная группа хоругвеносцев, и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 12 сентября того же года она была преобразована в «Общество хоругвеносцев при Александро - Невском соборе г. Егорьевска». Был создан Устав Общества, за основу которого взяли Устав Общества хоругвеносцев 1911 года. В Уставе указано, что нынешнее Общество хоругвеносцев является историческим преемником Общества хоругвеносцев, официально утвержденного в 1911 году. В воссозданное Общество вошли православные жители г. Егорьевска разных поколений и профессий. Все они оказывают огромную помощь по восстановлению храмов и монастырей на территории Егорьевского района и возрождению церковных традиций. Председателем Общества был избран В. Е. Борзов. Его жители нашего города знают, как бывшего директора средней общеобразовательной школы №2.

В 2011 году Общество хоругвеносцев подарило в Алексиевский храм г. Егорьевска новые хоругви, а Александро - Невскому собору принесло в дар отреставрированные на средства Общества хоругви Успенского (Белого) собора. Эти вековые хоругви были торжественно пронесены по Егорьевску на Крестном ходе в День города и установлены в Александро-Невском соборе. На одной из хоругвей, на металлическом кольце, читается старинная надпись: «Общество хоругвеносцев Успенского собора», что, несомненно, является символом исторической преемственности.

Сегодня, как сто лет назад, Общество хоругвеносцев несет почетную миссию по организации проведения общегородского Крестного хода в День города и Крестных ходов в дни особо значимых событий в Егорьевском благочинии.

К сожалению, даты создания первого Общества православных хоругвеносцев в Российской империи найти не удалось. В Google история этого этого общества начинается, кажется, с 1992 г., несмотря на то, что государства с таким названием – Российская империя – в указанном году не существовало. Костюм

Движение хоругвеносцев зародилось в России в первой половине XIX века; до 1917 года было создано более 100 обществ хоругвеносцев по всей империи.
Общие сведения нашла в книге «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Александра II и Александра III» :
Церковным старостам из крестьян придумали кафтан – длинный, отрезной по талии, с застежкой по центрцу. Черный бархатный воротник, обшлага и борта (до талии), а также околыш фуражки были обшиты серебряным галуном. Талию украшали серебряная бахрома и две кисти.
Похожие костюмы имели хоругвеносцы – сначала лишь те, кто выполнял почетные функции несения хоругвей во время крестных ходов, а затем – члены обществ хоругвеносцев, популярных в конце XIX – начале XX века . Описание первых официально установленных кафтанов относится к 1864 году: «Государь Император соизволил Высочайше разрешить: хоругвеносцам Московских соборов Успенского, Благовещенского, Архангельского, церкви Двунадесяти Апостолов и монастырей Чудова и Вознесенского носить при крестных ходах избранную ими с общего согласия форму кафтанов со стоячими воротниками и с галунами на воротниках и обшлагах, на груди до пояса и с пояса по бокам и позади с кисточками; но с тем, чтобы хоругвеносцы соборов и церквей придворного ведомства имели галун золотой, а епархиального – серебряный».

Костюм хоругвеносцев из книги

В статье «ГРАЖДАНСКИЕ ЗНАКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Новые сведения» Т.В. Петерс, ученый секретарь Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, г. Москва читаем:
Особую большую группу составляют знаки обществ хоругвеносцев, которых было не менее 100. Больше всего таких знаков существовало в Москве и Московской губернии. Так, знак «Военно-Сергиево-Пантелеймоновского братства хоругвеносцев в Москве» был утвержден императором 20 мая 1868 г.


(Патрикеев, № 1527), знак общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя в Москве был Высочайше утвержден 7 ноября 1881 года (рис. проекта из архива).

По документам Центрального Исторического Архива Москвы известно, что на 31 мая 1883 г. всего было выдано 152 знака общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя.
Московский генерал-губернатор Великий Князь Сергий Александрович 8 апреля 1894 г. утвердил серебряный знак Сергиевского общества хоругвеносцев в г. Богородске. Это общество было основано в 1892 г. в память 500-летия представления Сергия Радонежского; его знак размером 1 вершок на 3/4 вершка - «окруженная венком хоругвь с ликом Преподобного Сергия, под которой помещены цифры «1392-1892-500 лътъ» и ниже них на металлической пластинке надпись «Сергiевское Общество хоругвеносцовъ въ г. Богородскъ».

В марте 1894 г. были учреждены знаки Суздальского, Ковровского и Коломенского обществ хоругвеносцев. 24 апреля 1894 г. генерал-губернатор утвердил серебряные знаки общества хоругвеносцев Московского Казанского собора и Воскресенской церкви в городе Павлово-Посад. Как следует из архивных документов, «знак представлял собой белую хоругвь с золоченым в середине ея Святым Крестом, окруженную золоченым венком с надписью на банте под хоругвью «Общество Хоругвеносцевъ Павловского Посада».

В начале XX века количество знаков обществ хоругвеносцев, представляемых для рассмотрения Николаем II, достигло большого количества. Повелением императора от 10 ноября 1906 г. право утверждения этих знаков было предоставлено Святейшему Синоду.
Один из первых знаков, утвержденных Синодом согласно этому повелению, принадлежал обществу хоругвеносцев города Иваново-Вознесенска Владимирской губернии. Определением Святейшего Синода от 24 мая-15 июня 1913 г. (№ 4898) был утвержден такой же знак Московского Чудова монастыря.

Каждое Общество хоругвеносцев имело свой Устав, утверждавшийся Святейшим Правительствующим Синодом.
В Москве, по имеющимся на сегодняшний день сведениям, было 21 общество:
Кремлевские (7 обществ): при Успенском, Благовещенском, Архангельском, Верхоспасском, соборе Двенадцати апостолов, Чудовом и Вознесенском монастырях;
При Покровском и Казанском соборах; при Храме Христа Спасителя; при Владимирском соборе Епархиального Дома;
При Новоспасском и Даниловом монастырях;
Военное Сергиево-Пантелеймоновское братство хоругвеносцев; Общество при полковом храме Самогитского полка. Фактически военным можно считать Общество хоругвеносцев при соборе Успения на Крутицах (все здания подворья, кроме самого собора, были в XVIII веке переданы военному ведомству);
Старообрядческое общество хоругвеносцев при храмах Рогожского кладбища;
Приходские церкви: Петра и Павла в Лефортово; Василия Кесарийского на Тверской; Василия Исповедника; Иерусалимской иконы что на Бойнях (открыто в 1917 году).

Ниже привожу пример проекта Устава Общества Хоругвеносцев при церкви Святого Василия Исповедника, что в Новой Деревне, у Рогожской заставы в гор. Москве .

§1. Общество Хоругвеносцев учреждается в г. Москве, при церкви Св. Василия Исповедника, что в Новой Деревне, в ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ В РОССИИ ДОМА РОМАНОВЫХ и состоит в ведении Московского Епархиального Начальства.

§2. Общество учреждается: а) для ношения членами оного хоругвей и святых икон при крестных ходах, из церкви Св. Василия Исповедника и из других ближайших церквей; б) для устроения на средства Общества, с надлежащего разрешения, новых и исправления пришедших в ветхость хоругвей, а также фонарей, крестов, киотов для икон, носимых в крестных ходах, а по мере умножения средств и вообще для поддержания благолепия в храме; в) для поддержания порядка при богослужении в Василие-Исповеднической церкви в высокоторжественные и праздничные дни посредством особого наряда из членов Общества; г) для оказания помощи и призрения членам Общества, пришедшим почему-либо в бедственное положение, а равно и их семействам; причем при умножении своих средств, Общество заботится об основании при Василие-Исповеднической церкви благотворительных учреждений и школ.

§3. Членами Общества могут быть лица православного вероисповедания, мужского пола всех сословий, достигшие совершеннолетия и неопороченные в поведении.

§4. Поступление в члены Общества допускается во всякое время по заявлению о том одному из членов правления Общества и по предъявлению, в случае неизвестности, письменного вида и удостоверения полиции о поведении.

§5. Общество состоит из членов: а) почетных, б) действительных и в) пожизненных.

§6. Звание Почетных членов усвояется лицам, оказавшим особые заслуги или покровительство. Почетные члены освобождаются от членских взносов и ношения хоругвей.

§7. Действительные члены вносят в кассу Общества единовременно два рубля и затем ежегодно по одному рублю. Примечание: 1) Недоставивший в течение года членского взноса считается выбывшим из Общества.

§8. Внесший единовременно двадцать пять руб. признается пожизненным членом общества.

§9. Каждому члену Общества выдается от старшины Общества, за его подписью, книжка с обозначением в оной времени вступления в Общество и количества полученного от него взноса, а также для отметки ежегодных взносов. Почетным и пожизненным членам выдается о том свидетельство.

§10. При ношении хоругвей, каждому несущему святые иконы и хоругви члену Общества присвояется особый знак для ношения на груди и форменный кафтан, однообразного покроя из сукна темно-синего цвета с отложным темно-лилового бархата воротником, с бархатными, того же цвета, обшлагами. Воротник, обшлага, карманы, борт и подол кафтана кругом должны быть обшиты серебряным галуном с серебряной под ним бахромой, длиной в полтора вершка, по бокам талии над карманами должно быть пришито по одной серебряной кисти, и поверх кафтана по плечам должен быть пропущен серебряный шнур, имеющий в диаметре четверть вершка, спускающийся на груди и на спине на пол-аршина и оканчивающийся серебряной кистью.

§11. Форменные кафтаны изготовляются членами Общества, каждый для себя на наличные средства, но по накоплении средств у Общества могут быть изготовляемы, с распоряжения общего собрания членов, и на средства Общества. Хранятся все кафтаны в указанном старшиной месте при храме.

§12. Форменные кафтаны и особый нагрудный знак могут быть носимы хоругвеносцами только при исполнении принятой ими на себя обязанности, в дни крестных ходов хоругвеносцы могут присутствовать в них и в храме во время богослужения.

§13. Управление делами Общества вверяется правлению из 4-х лиц: старшины, его помощника, казначея и делопроизводителя, избираемых на 3 года закрытой баллотировкой. На случай выбытия кого-либо из них до срока выбираются 4 кандидата. Члены правления и кандидаты к ним представляются на утверждение Епархиального Преосвященного.

§14. Сроки выборов старшины и членов правления могут быть изменены в случае личного отказа служить в должности, или если выборные лица будут признаны Епархиальным Преосвященным несоответствующими своему назначению. Члены правления могут быть избираемы и на следующее трехлетие.

§15. На обязанности членов правления лежит: принятие заявлений от лиц, желающих поступить в Общество; принятие единовременных и годовых взносов; расходование средств по определению общего собрания; заблаговременное извещение членов, которые должны принять участие в несении священных предметов в крестном ходе; наблюдение за порядком во время шествия крестного хода, по расписанию местного благочинного; суждение о проступках членов Общества при исполнении принятых на себя обязанностей и возникающих при этом между ними недоразумениях и представление общему собранию, а за сим и Епархиальному Епископу, годового отчета о деятельности Общества. Правление решает дела большинством голосов, причем старшина имеет два голоса; свои постановления правление записывает в особую протокольную книгу. Примечание: Правлению Общества предоставляется право в потребных ему случаях, временно, лишать кого-либо из членов Общества права ношения хоругвей и икон или вовсе увольнять из Общества.

§16. Правление Общества должно иметь: а) приходо-расходную книгу с соответствующими графами как для наличных денег, так и для процентных бумаг; б) книгу для записей поступления, как случайных единовременных сумм, так и взносов годовых членских, с приложением в книге квитанций для выдачи таковых вносящим в Общество деньги; в) книгу протоколов заседаний правления Общества и г) книгу для алфавитного списка членов Общества. Все сии книги должны быть скреплены шнуром и печатью благочинного.

§17. Общие собрания созываются раз в год, а в случае надобности, по требованию причта церкви, при коей утверждено Общество хоругвеносцев, или членов правления, и во всякое время. Председательствует на общих собраниях старший священник церкви. Общее собрание считается состоявшимся при наличности 2/3 членов, проживающих в этой местности. Если в собрание явится меньшее число членов, то собрание считается несостоявшимся и назначается новое собрание, которое считается состоявшимся при наличности явившихся в собрание членов. Постановления общего собрания записываются в книгу протоколов (п. в §16).

§18. На годовом общем собрании рассматривается отчет о деятельности Обществаза истекший год и смета на предстоящий год и производятся избрания почетных членов и должностных лиц Общества.

§19. Суммы Общества должны храниться в отделении Государственного банка или в сберегательной кассе и должны быть вынимаемы оттуда не иначе, как по особым отношениям правления Общества, за подписью старшины и члена делопроизводителя.

§20. Для проверки сумм и имущества Общества ежегодно назначается общим собранием ревизионная комиссия из трех членов Общества.

§21. Общество имеет печать с надписью: «Печать Общества Хоругвеносцев при церкви Василия Исповедника, что в Новой Деревне, в память 300-летия царствования в России Дома Романовых».

§22. Общество считается прекратившим свое существование, если за закрытие его на годичном или экстренном собрании выскажутся 2/3 всего наличного числа действительных членов Общества. По закрытии Общества, принадлежащее ему имущество и капиталы поступают в собственность церкви, при коей это Общество учреждено.

Рисунок Общества хоругвеносцев храма прп. Василия Исповедника.
Утвержден Святейшим Синодом в 1913 году

В 1902 г. в Осташкове, славившемся своим глубоким почитанием церкви было открыто Общество хоругвеносцев Преподобного Нила Столобенского чудотворца. Для заведывания делами Общества хоругвеносцев, на общем собрании 25 января 1902 года были избраны и состояли на службе: помощник старшины куп. В.М. Савин, старшина Общества хоругвеносцев Василий Матвеевич Савин, заступающий старшину Нил Александрович Савин .

На приведенной ниже фотографии члены Общества хоругвеносцев Преподобного Нила Столбенского чудотворца. Она замечательно тем, что в статье Династия Савиных, из которой взята эта фотография, перечислены все члены общества на ней представленные. Фотографию можно рассмотреть в бОльшем разрешении, кликнув по ней мышкой.

В 1903 году свыше 700 хоругвеносцев в форменных кафтанах участвовали в Саровских торжествах прославления в лике святых батюшки Серафима. И вот теперь, спустя 115 лет, в крестном ходе, который впервые прошел в Сарове в ночь столетия убиения Царской семьи, приняли участие члены Н ижегородского Свято-Георгиевского обще ства хоругвеносцев. Мы побеседовали с одним из учредителей общества, председателем правления общества историком Игорем Кузнецовым.

Справка.

Нижегородское Свято-Георгиевское общество хоругвеносцев существовало в Нижнем Новгороде с 1889 по 1923 год. В настоящее время по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия оно возрождается в Нижегородской епархии. Проект получил поддержку междун ародного грантового конкурса «Православная инициатива».

Игорь Александрович, как возникла идея возрождения дореволюционного общества хоругвеносцев?

Идея возникла давно, но реально она стала воплощаться в жизнь в прошлом году при подготовке к празднованию 200-летия Спасо-Преображенской (Карповской) церкви Нижнего Новгорода, которое широко отмечалось 19 августа 2017 года. Это — один их трех храмов нашего города, которые не закрывались в советское время. И сегодня это храм с крепкими приходом и традициями. И вот, прекрасная традиция, которую мы решили возродить, это — общество хоругвеносцев. Попечением настоятеля Карповской церкви протоиерея Михаила Сторонкина были пошиты церемониальные кафтаны хоругвеносцев, которые в прошлом году впервые надели мужчины-прихожане во время празднования Преображения Господня.

Учредительное собрание общества хоругвеносцев прошло 21 апреля 2018 года. И отец Михаил стал его духовным руководителем. У нас 17 учредителей, а членов общества мы пока не набирали, хотя уже есть заявления от желающих. Будем принимать в общество по рекомендации священников и членов-учредителей общества». Можно сказать, что мы делаем только первые шаги.

Какие цели у общества хоругвеносцев?

Повышать благолепие крестных ходов. Мы шьем кафтаны, жертвуем средства на хоругви, хотим собирать деньги на иконы, и в первую очередь — икону основателя нашего города св. блгв. князя Георгия Всеволодовича. Ведь Нижегородское Свято-Георгиевское общество хоругвеносцев было образовано в 1889 году в честь 700-летия со дня его рождения.

Я помню, что лет двадцать тому назад на больших церковных праздниках присутствовали члены Союза православных хоругвеносцев: в черном, с развевающимися хоругвями и надписями «православие или смерть».

Наше главное отличие от них состоит в том, что мы не занимаемся политикой, а стремимся возродить то хорошее, что было до революции. И нам есть с кого брать пример. С тех же членов общества хоругвеносцев, которые впоследствии стали новомучениками, пострадали за веру, прошли лагеря и ссылки. Среди них многие остались нам не известны.

Этим людям нравилось служить Господу Богу в форме участия в крестных ходах, которые, как известно, являются одним из видов богослужения. Костяк хоругвеносцев до революции составляли участники Оранского крестного хода, носившие Оранскую Владимирскую икону Божией Матери по обету. Этот крестный ход основали в память избавления Нижнего Новгорода в 1771 году от эпидемии чумы.

Если нам хотя бы удастся возродить дореволюционную ежегодную систему крестохождения, которая была в Нижнем Новгороде, с более чем двенадцатью крестными ходами, это уже будет великим свершением. В настоящее время проходят крестные ходы только на Рождество, Пасху и 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери. Крестный ход с Оранской иконой пока еще не столь популярен, как он того заслуживает.

Расскажите об участии хоругвеносцев в Саровских торжествах 1903 года.

Как историк я специально занимался этой темой, собирая исторические сведения. Надеюсь написать и издать книгу, подробно рассказывающую об участии 21 общества хоругвеносцев именно в Саровских торжествах. Тогда вся Россия съехалась к батюшке Серафиму. 400-500 хоругвеносцев было только из Москвы, причем, далеко не из всех обществ, а только от Храма Христа Спасителя и Нов оспасского монастыря». Из губернских городов было по двадцать хоругвеносцев, а, например, из небольшого уездного города Коврова — все сорок.

Особенно запомнился крестный ход 17 июля из Дивеево в Саровскую пустынь. Возглавлял шествие с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой коленопреклоненно скончался прп. Серафим, архиепископ Тамбовский Иннокентий (Беляев). Его можно увидеть на историческом фото от 17 июля 1903 года. По бокам от иконы идут члены общества хоругвеносцев Сергиева посада» в кафтанах, а сразу за ней — автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и инициатор открытия мощей прп. Серафима архимандрит Серафим (Чичагов), который теперь входит в собор Дивеевских святых.

На следующий день, 18 июля, во время вечернего богослужения крестный ход с мощами батюшки Серафима про шел от храма прпп. Зосимы и Савватия к Успенскому собору Саровского монастыря, и члены Царской фамилии несли носилки с мощами. А 19 июля после Божественной литургии в Успенском соборе был совершен еще один крестный ход с мощами Преподобного вокруг храмов обители. Дубовую раку с мощами опять несли члены Царской фамилии во главе с Государем Императором.

Я очень рад, что впервые попал в Саров и воочию увидел монастырскую колокольню, через Царские врата под которой прох одил крестный ход в 1903 году; храм прпп. Зосимы и Савватия, из которого выносили раку с мощами прп. Серафима, возрождающийся величественный Свято-Успенский собор. Мы немного прошли по тому же маршруту, что и наши предшеств енники 115 лет назад, только в обратном направлении.

Хотелось бы подумать о дальнейшем сотрудничестве с верующими Сарова, в лице которых мы видим своих единомышленников...

А мне подумалось после разговора с Игорем Александровичем, что мы еще не до конца понимаем, что крестный ход это — богослужение. Нередко отвлекаемся на посторонние разговоры, радуясь встрече со знакомыми. А, надевая футболки с надписями, думаем не о благолепии крестного хода, а о том, как нам удобнее. Как будто о таких участниках крестных ходов писал А. С. Пушкин : « Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют...» А на исторических фото мы видим хоругвеносцев в кафтанах, надетых поверх обычной одежды. Как же они переносили жару? А как ее переносят священнослужители, шагающие рядом с нами в своем многослойном облачении?

И другая мысль: на современных крестных ходах женщины несут иконы, хоругви, крест и фонарь. Женщины впереди. А где же мужчины? Их нет в природе? Или мы сами, православные женщины, настолько активны, что оттираем их на второй план? Давайте, ответим каждый сам себе на эти вопросы.

Большинство тех, кто ругает церковь, как правило, в самой церковной жизни мало что смыслит. Для таких людей, к примеру, не ведомо, что и внутри церкви существуют различные мнения на какие-либо вопросы. Эти мения высказываются, выслушиваются. Постоянно просиходит обмен этими мнениями.
Вот, к примеру, возьмем Православных Хоругвеносцев. Мало кто знает что это за люди, откуда они взялись и чем на самом деле занимаются. Принаться, я тоже не был полностью осведомлен об этой организации. До недавнего времени считал, что они вообще никаким боком к Русской Православной Церкви не относятся. На деле все оказалось намного интереснее.


Участники организации выступают против гей-парада и «Гарри Поттера», сжигают портрет Чикконе-Мадонны. Насколько действия этого союза поощряются Русской Православной Церковью? Действуют ли хоругвеносцы полностью самостоятельно или же их действия получают общецерковное одобрение? Вопросы по ним были заданы нескольким священнослужителям, которые высказали свои мнения.

Первым высказался Протоиерей Алексий Уминский
о сожжении хоругвеносцами портрета певицы Мадонны: «Иначе, как глупость, плохое воспитание, дурной тон, я такие поступки назвать не могу. Это одна из форм выражения обычной животной агрессии, одно из проявлений загнанного в подсознание агрессивного поведения. Когда человек сжигает чей-то портрет, на самом деле он подсознательно желает уничтожить другого, поэтому говорить, что они выступают против греха — лукаво.
Другое дело, когда человек выражает свою позицию даже в пикете — тогда можно сказать, что он протестует против греха.
Но здесь мы видим, как совершается акт сожжения, что сразу напоминает костры инквизиции, фашистские костры. Это уже акты патологического мышления, с которыми надо обращаться к психиатру.
Мне кажется, если человек проявляет своё православие именно таким образом, его нужно лечить. Более того, если быть последовательным, получается, что тогда надо реагировать подобным образом на каждую передачу по телевидению, на каждую книгу. Это же несерьёзно.
Единственное, что я могу посоветовать — побороться со своим собственным грехом. Те, кто начинает проявлять агрессию вовне, словно заявляют, что у них никаких грехов уже нет, раз вместо того, чтобы бороться со своими грехами, они борются с грехами другого человека. А обратить внимание следует в первую очередь на себя».

А вот второе мнение. Протоиерея Всеволода Чаплина
Союз православных хоругвеносцев имеет церковное одобрение, эта организация входит в состав Совета православных церковных объединений при Отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества.
Я не могу подписаться под каждым их действием и каждым выступлением. Организация творческая, она любит откликаться на разные события общественной и культурной жизни общества. Состоит, в основном, из классических интеллигентов, хотя и предстает в «простонародном» обличии.
Находимся с ними в диалоге, иногда по каким-то вопросам с ними спорим. Но, как известно, в нашей Церкви есть совершенно разные люди — от крайне консервативных до крайне либеральных. Надеюсь, что все эти люди, несмотря на разницу позиций и отношения к тем или иным явлениям общественной жизни, будут едины в главном - в вере и в братском духе, будут действовать вместе перед лицом тех вызовов, с которыми сталкивается Церковь.

Третье мнение высказал Протодиакон Александр Агейкин
Он, комментируя акцию СПХ против политического молебна у храма Христа Спасителя, сказал корреспонденту Правмира: «У них любимые акции — возле храма. Головные уборы красивые, прочая атрибутика — для них это важно. Важнее мира в сердце, наверное».

Вот такие вот церковные мнения.

Справка
Союз Православных Хоругвеносцев создан в 1992 году по благословению приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).
Главная цель деятельности - «укрепление и распространение Православной Веры, восстановление Самодержавной Монархии, возрождение Русского Национального Самосознания и Имперского Российского Патриотизма на всей территории Российской Империи». «Мы сражаемся на духовном фронте, то есть ведем борьбу через Крестные Ходы, Православные шествия, Народные Собрания на площадях, у памятников, молебны с участием как можно большего числа Русских людей, объединенных идеей Православия, Самодержавия и Народности».
Главой и основателем Союза Православных Хоругвеносцев является Леонид Донатович Симонович-Никшич .
20 декабря 2006 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Леонида Симоновича-Никшича орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского третьей степени.
Использованы материалы с сайта pravmir.ru

Как отношусь я к этой организации? Она мне чужда. Думаю, что публичное сожжение чьих-либо портретов, все эти костюмы — немного не соответвтсвует тому, о чем проповедует церковь. Они очень похожи на наших Российских националистов. У которых идеи шиты белыми нитками. Никакой исторической подоплеки нет, есть только бессмысленная гордыня и стремление показать себя. В этом плане, мнение Протоиерея Алексия Уминского мне ближе всего.

Читайте, ищите, смотрите, слушайте меня на других ресурсах.

В новостных сообщениях время от времени упоминается “Союз православных хоругвеносцев” – его участники выступают против гей-парада и “Гарри Поттера”, сжигают портрет Чикконе-Мадонны. Насколько действия этого союза поощряются Русской Православной Церковью? Действуют ли хоругвеносцы полностью самостоятельно или же их действия получают общецерковное одобрение?

Протоиерей Всеволод Чаплин разъясняет, что организация хоругвеносцев имеет церковное одобрение, однако не со всеми действиями Союза он согласен:

Союз православных хоругвеносцев имеет церковное одобрение, эта организация входит в состав Совета православных церковных объединений при Отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества.

Я не могу подписаться под каждым их действием и каждым выступлением. Организация творческая, она любит откликаться на разные события общественной и культурной жизни общества. Состоит, в основном, из классических интеллигентов, хотя и предстает в «простонародном» обличии.

Находимся с ними в диалоге, иногда по каким-то вопросам с ними спорим. Но, как известно, в нашей Церкви есть совершенно разные люди – от крайне консервативных до крайне либеральных. Надеюсь, что все эти люди, несмотря на разницу позиций и отношения к тем или иным явлениям общественной жизни, будут едины в главном – в вере и в братском духе, будут действовать вместе перед лицом тех вызовов, с которыми сталкивается Церковь.

Протодиакон Александр Агейкин , комментируя акцию СПХ против политического молебна у храма Христа Спасителя, : “У них любимые акции - возле храма. Головные уборы красивые, прочая атрибутика - для них это важно. Важнее мира в сердце, наверное”.

Протоиерей Алексий Уминский о сожжении хоругвеносцами портрета певицы Мадонны: “Иначе, как глупость, плохое воспитание, дурной тон, я такие поступки назвать не могу. Это одна из форм выражения обычной животной агрессии, одно из проявлений загнанного в подсознание агрессивного поведения. Когда человек сжигает чей-то портрет, на самом деле он подсознательно желает уничтожить другого, поэтому говорить, что они выступают против греха - лукаво.

Другое дело, когда человек выражает свою позицию даже в пикете - тогда можно сказать, что он протестует против греха.

Но здесь мы видим, как совершается акт сожжения, что сразу напоминает костры инквизиции, фашистские костры. Это уже акты патологического мышления, с которыми надо обращаться к психиатру.

Мне кажется, если человек проявляет своё православие именно таким образом, его нужно лечить. Более того, если быть последовательным, получается, что тогда надо реагировать подобным образом на каждую передачу по телевидению, на каждую книгу. Это же несерьёзно.

Единственное, что я могу посоветовать - побороться со своим собственным грехом. Те, кто начинает проявлять агрессию вовне, словно заявляют, что у них никаких грехов уже нет, раз вместо того, чтобы бороться со своими грехами, они борются с грехами другого человека. А обратить внимание следует в первую очередь на себя”.

Справка

Союз Православных Хоругвеносцев создан в 1992 году по благословению приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

Главная цель деятельности – “укрепление и распространение Православной Веры, восстановление Самодержавной Монархии, возрождение Русского Национального Самосознания и Имперского Российского Патриотизма на всей территории Российской Империи”. “Мы сражаемся на духовном фронте, то есть ведем борьбу через Крестные Ходы, Православные шествия, Народные Собрания на площадях, у памятников, молебны с участием как можно большего числа Русских людей, объединенных идеей Православия, Самодержавия и Народности”.

Главой и основателем Союза Православных Хоругвеносцев является Леонид Донатович Симонович-Никшич.

20 декабря 2006 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Леонида Симоновича-Никшича орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского третьей степени.

Подготовили Ирина Кислина, Ксения Кириллова