Open
Close

Охарактеризуйте образ главной героини произведения дарьи пинигиной. «Прощание с Матерой» главные герои

Главные герои “Прощания с Матерой” – жители деревни, которой суждено уйти под воду для возведения ГЭС. Произведение Распутина показывает столкновение двух эпох, двух поколений, двух разный миров – деревни и города. Жизнь человека, оторванного от своих корней, не имеет смысла: человек срастается с землёй, как с матерью, разрывать такие узы нельзя. Характеристика каждого персонажа – отдельная самоценная история, пронзительная и трогательная. В произведении “Прощание с Матерой” герои делятся на тех, кому расставание даётся легко, а кому – мучительно больно. Описание небольшого отрезка жизни приговорённой к смерти деревни – то, что видит читатель, знакомясь с рассказом В. Распутина

Характеристика героев “Прощание с Матерой”

Главные герои

Дарья Пинигина

Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и безрадостной. Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривая на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай. От других старушек её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.

Павел, сын Дарьи

Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни. Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети – просто плывут по течению. Трагедия родной деревни не трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.

Андрей Пинигин

Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии. Жизнь в деревне ему не интересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны. Быть вместе с передовой молодёжью, поучаствовать в чем-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея, из-за которых он увольняется с завода в деревне. Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.

Богодул

Странный одинокий житель Матеры. Старик, заросший как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном здании, ругается матом. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матере.

Настасья и Егор

Соседи Пинигиных, первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца. После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме. Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.

Катерина Зотова

Подруга Дарьи, добрый, славный человек. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно врёт. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.

Петруха

Сын Катерины, “прижитый” от женатого мужика. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно врёт, чтобы прибавить свою значимость, пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.

Второстепенные персонажи

Таблица характеристик героев произведения, где собраны имена важнейших персонажей будет полезна для подготовки к урокам литературы, а также написания творческих работ.

Тест по произведению

Вновь перед нами “старинные старухи” с типичными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Зотова, Наталья Карпова, Сима. Среди имен эпизодических персонажей выделяется имя еще одной старухи - Аксиньи (быть может, дань уважения героине “Тихого Дона”). Наиболее колоритному персонажу, похожему на лешего, дано полусимволическое имя Богодул (от слова Богохул?). У всех у них за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. “Греть и греться” - эти слова старухи Симы в разных вариантах повторяют все любимые герои писателя.

В повесть включен ряд эпизодов, поэтизирующих такую общую жизнь - жизнь миром. Один из смысловых центров повести - сцена сенокоса в одиннадцатой главе. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Очень точно подметил отличие жизни материнцев от суетной деятельности строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: “Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как наоборот, вроде как работаете для жизни”. Работа для любимых персонажей писателя не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и - шире - всего человеческого племени. Вот почему не умел беречься, а работал на износ отец Дарьи, завещавший то же самое дочери. Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколений предков, “строй, которому нет конца”, не может смириться, что их могилы уйдут под воду - и она окажется одна: порвется цепь времен.

Именно поэтому для Дарьи и других старух дом не только место для жилья и вещи - не только вещи. Это одушевленная предками часть их жизни. Дважды расскажет Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, а потом Дарья. Двадцатая глава повести, в которой повествуется о том, как Дарья через силу белит свой уже обреченный назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой, - точное отражение христианских обрядов соборования (когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью), обмывания покойника, отпевания и погребения.

“Все, что живет на свете, имеет один смысл - смысл службы”. Именно эта мысль, вложенная писателем в монолог загадочного зверька, символизирующего хозяина острова, руководит поведением старух и Богодула. Все они осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. Земля, по их мнению, дана человеку “на подержание”: ее надо беречь, сохранить для потомков. Отсюда и восприятие всего, что на земле живет и растет, как своего, кровного, родного. Нельзя поэтому не убрать картофель, нельзя не скосить траву.

Распутин находит очень точную метафору для выражения раздумий Дарьи Васильевны о течении жизни: род - это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые. И старухам отнюдь не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие на смену. Вот почему Дарья Пинигина все время размышляет о смысле жизни, об истине; вступает в спор с внуком Андреем; задает вопросы умершим.

В этих спорах, размышлениях и даже в обвинениях - и праведная торжественность, и тревога, и - непременно - любовь. “Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла”, - рассуждает Дарья. “Кто знает правду о человеке: зачем он живет? - мучается героиня. - Ради жизни самой, ради детей или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?.. Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него первого началась жизнь и им она навсегда закончится”.

Размышления о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о “полной правде”, о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков - тревогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи.

В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновь говорит о необходимости каждому человеку “самому докапываться до истины”, жить работой совести. Сильнее всего и автора, и его стариков и старух тревожит желание все большей части людей “жить не оглядываясь”, “облегченно”, нестись по течению жизни. “Пуп не надрываете, а душу потратили”, - бросает в сердцах Дарья своему внуку. Она не против машин, облегчающих труд людям. Ho неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно подрубал сук, на котором сидит. “Человек - царь природы”, - убеждает бабушку Андрей. “Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет, да загорюет”, - ответствует старуха. Только в единстве друг с другом, с природой, со всем Космосом может смертный человек победить смерть, если не индивидуальную, то родовую.

Космос, - полноценные действующие лица повестей В. Распутина. В “Прощании с Матерой” тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый дождь являют собой светлую часть жизни, благодать, дают перспективу развития. Ho они же в тон мрачным мыслям стариков и старух, вызванным трагическими событиями повести, создают атмосферу тревоги, неблагополучия.

Драматическое противоречие, сгущенное до символической картины, возникает уже на первых страницах “Прощания с Матерой”. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера (читателю ясна этимология слова: мать - родина - земля), противостоят запустение, оголение, истечение (одно из любимых слов В. Распутина). Стонут избы, сквозит ветер, хлопают ворота. “Темь пала” на Матеру, утверждает писатель, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с древнерусскими текстами и с Апокалипсисом. Именно здесь, предваряя последнюю повесть В. Распутина, появляется эпизод пожара, а перед этим событием “звезды срываются с неба”.

Носителям народных нравственных ценностей писатель противопоставляет современных “обсевков”, нарисованных в весьма жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной наделил писатель более или менее сложным характером. С одной стороны, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков (не случайно он так и не обошел родную Матеру в свой последний приезд, не простился с ней перед отъездом). Его манит суета большой стройки, он до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является извечными ценностями.

И в то же время, показывает Распутин, “минутное пустое глядение на дождь”, завершивший семейную дискуссию, “сумело снова сблизить” Андрея, Павла и Дарью: не умерло еще в парне единство с природой. Объединяет их и работа на сенокосе. Андрей не поддерживает Клавку Стригунову (для писателя характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям), радующуюся исчезновению родной Матеры: ему жалко остров. Более того, ни в чем не соглашаясь с Дарьей, он почему-то ищет бесед с ней, “ему для чего-то нужен был ее ответ” о сущности и предназначении человека.

Другие антиподы “старинных старух” показаны в “Прощании с Матерой” совсем иронично и зло. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов за свой принцип “лишь бы прожить сегодняшний день” лишен народным мнением своего имени - превращен в Петруху. Писатель, с одной стороны, видимо, обыгрывает здесь традиционное имя балаганного персонажа Петрушки, лишая его, правда, той положительной стороны, которая все-таки была у героя народного театра, с другой - создает неологизм “петрухать” по сходству с глаголами “громыхать”, “воздыхать”. Пределом падения Петрухи является даже не сожжение родного дома (кстати, это сделала и Клавка), а издевательство над матерью. Интересно отметить, что отвергнутый деревней и матерью Петруха стремится новым бесчинством привлечь к себе внимание, чтобы хоть так, злом, утвердить свое существование в мире.

Исключительно злом, беспамятством и бесстыдством утверждают себя в жизни “официальные лица”. Писатель снабжает их не только говорящими фамилиями, но и емкими символическими характеристиками: Воронцов - турист (беззаботно шагающий по земле), Жук - цыган (т. е. человек без родины, без корней, перекати-поле). Если речь стариков и старух выразительна, образна, а речь Павла и Андрея - литературно правильна, но сбивчива, полна неясных для них самих штампов, то Воронцов и ему подобные говорят рублеными, не по-русски построенными фразами, любят императив (“Понимать будем или что будем?”; “Кто позволил?”; “И никаких”; “Вы мне опять попустительство подкинете”; “Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим”).

СИМВОЛИКА ФИНАЛА. В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем правда. Заблудились в тумане (символика этого пейзажа очевидна) Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов “затих”, “сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой”. Все, что остается им делать, - подобно детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: “Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!” Впрочем, делает, по словам писателя, “глухо и безнадежно”. И прокричав, вновь засыпает. Уже ничто не может разбудить его (вновь символика!). “Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана”. А материнские старухи в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого “недетское, горькое и кроткое понимание”, возносятся на небеса, равно принадлежа и живым и мертвым.

Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о царском листвене, символе неувядаемости жизни. Пожогщикам так и не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру. Несколько ранее В. Распутин дважды (в 9-й и 13-й главах) скажет, что как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом безответственные “ответственные за переселение”, построившие новый поселок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, - “жизнь… она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой”. Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом - еще одно его назначение во вселенной.

Дарья Пинигина – центральный образ повести. Она самая старая из старух, самая благополучная в отношении семьи и детей, самая уважаемая. У Д. могучий, несгибаемый характер. К ней тянутся люди, потому что от нее веет силой и уверенностью. Основа сильного характера героини – в чувстве сопричастности со всем, что происходит на Матерее. Она винит себя и в том, что землю ее предков затопят. Д. пытается уговорить сына и внука перевезти родные могилы, но это не удается, и старуха винит себя и в этом. Д. и представить себе не может, что уедет жить в город, покинет избу своих предков, которая для нее все равно, что родная душа. Старуха готовит свой дом к смерти: перед сожжением она обряжает его, как обряжают покойника. Смерть не страшна для Д. Гораздо страшнее для нее предать Матеру, свою основу, свою душу. Поэтому героиня, собрав вокруг себя «единомышленников», остается с островом до последнего, скрываясь вместе с ним под водой.

    Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыто все культы И ввести Непогрешимый культ природы. В.Федоров. Я в мир пришел не свянуть, не смириться, Не утонуть во тьме людских болот. Я жить хочу, но только - вольной...

    Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области. Первые сборники рассказов и очерков Распутина были напечатаны в 1965-1967 годах: «Василий и Василиса». Известность ему принесла повесть «Деньги для Марии». Казалось...

    Валентин Григорьевич Распутин - крупнейший представитель так называемой “деревенской прозы”. Главный предмет внимания всего творчества - проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. Источником главной тревоги писателя является процесс...

    В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие "Матера". Так называют основное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у Валентина Распутина, имеющая один общий корень со словами мастерство, матерость....

    В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матёры - ведущая тема этого произведения. И решает ее автор путем противопоставления старого - новому. Возможно, на первый взгляд антитеза вы ражена не явно, не с той прямотой,...

В повести центральной фигурой, носительницей духовных ценностей, является Дарья Пинигина, «самая старая из старух; лет своих не знала точно». Но она «несмотря на годы…была пока на своих ногах, владела руками, справляла посильную и все-таки немалую работу по хозяйству».

Дарья - сильная по духу женщина. Она из тех, кто притягивает к себе людей, рядом с ней они набираются силы. Героиня родила шестерых детей, но трое из них умерли. Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не вернулся. Но все же сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям. Наоборот, она старается жить «по совести», не обижать людей, помогать им. Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с внуком, которые боялись ночевать одни.

Дарья прожила долгую жизнь, многое поняла. Она пытается научить своей правде и сына с внуком, чтобы они шли дальше и передавали ее опыт: «Я мало видела, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-олго на его смотрела». Героиня видит, что погоня за прогрессом, который якобы должен принести всеобщее счастье, может увести человека с пути, который ему предначертан, с настоящей дороги. Дарья говорит своему внуку Андрею: «Че говореть – сила вам нонче большая дадена. Да как бы она не поборола, сила-то эта…».

Героиня говорит о том, что создание и применение в труде машин обезличивают человека, он теряет свою душу, самого себя. И эта погоня ничего хорошего не несет: «Пуп вы щас не надрываете…А что душу свою потратили – вам дела нету». Дарья понимает, что уже не машины служат людям, а люди машинам: «Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят».

Дарья болеет душой за сына, за внука, но видит, что они уже не такие, как она. Они не так любят свой дом, свой остров, не так заботятся о традициях, данных им предками. Не случаен эпизод проводов Андрея. Он прощается с бабушкой в избе, потому что не хочет, чтобы она проводила его до лодки. Но не это покоробило Дарью: внук не попрощался с Матерой, «не погоревал тайком, что больше никогда ее не увидит, не подвинул душу…». Для Дарьи, которая видела смысл существования человека в связи с землей, с домом, где он родился, это была настоящая беда. Героиня во всем винит себя. Ведь это она не смогла привить внуку любовь ко всему, что ей самой было так дорого.

Дарья до конца жизни остается преданной своей родине. Она формулирует главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Вот почему Дарья хочет увезти могилы своих родителей туда, где будет жить и где будет похоронена сама, чтобы не прерывалась цепочка памяти. Ведь благодаря родителям она родилась и выросла, дала жизнь другим.

Героиня болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил «официальными лицами» из санэпидемстанции становится для нее душевной трагедией. По мнению Дарьи, да и по мнению других старожилов, это знак полного одичания человека. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Вот почему, вернувшись с кладбища, Дарья никак не может найти места, вся работа валится из ее рук.

Героиня чувствовала себя виноватой и боялась: «…а ить с меня спросют: как допустила такое хамство, куды смотрела?». Поэтому она не может пойти на кладбище, а уходит на берег Ангары и там пытается найти успокоение, найти ответы на мучившие ее вопросы.

Дарья размышляет о течении жизни и сравнивает его с ниточкой: род – это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, а на другом конце завязываются новые. И героине не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие ей на смену. Так, в повести проводится мысль о смене поколений.

Дарья понимает значение совместного труда. В сцене сенокоса она видит, что главное для людей не сама работа, а чувство единения друг с другом и с природой. Верно подметил внук Дарьи: «…вы здесь вроде как работаете для жизни». Сама Дарья всю жизнь проработала на земле и не одобряет внука, который ищет место среди машин, техники.

Для героини дом является самым родным «существом», которое она никогда не продаст. Она считает его одушевленным. Поэтому в конце повести, прощаясь с домом, Дарья через силу белит и убирает его, как покойника, и чувствует, что дом это понимает. А затем она запирает свое жилище на ключ, чтобы чужие не осквернили его своим присутствием.

Итак, мы видим, что образ Дарьи Пинигиной является главным в повести. Именно через ее восприятие мы видим и слышим то, что происходит на острове. Автор наделяет эту героиню только положительными чертами. Она – истинный народный характер, проявивший себя в трудные минуты жизни.

Отчего люди не летают так, как птицы? А. Островский Александр Николаевич Островский - драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков, судейских чиновников и торговцев. Пестрая, полная драматизма жизнь открылась читателям и зрителям Александра Николаевича. Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, “не обремененные образованием”, но правдивые и реалистические. В пьесах Островского создана прекрасная галерея русских национальных характеров: от эгоистки Липочки Болыновой

Вся жизнь Владимира Маяковского прошла под знаком борьбы и бунтарства. В начале творческого пути он боролся за перемены, защищал революцию. Позже, в послереволюционное время, призывал к продолжению борьбы за светлое будущее. Еще позже он бунтовал против мещанства и пошлости обыденного быта. Поэт все время был против чего-то: против «чистого» аполитичного искусства, против серости и банальности, против «буржуйства», против пустых циничных людей. При этом сам Маяковский был выдающейся, неординарной личностью. Одни его уважали, другие ругали за свободное выражение мыслей. Но никто не мог оставать

На картине К. Юона "Мартовское солнце" изображена ранняя весна, время, когда пробуждается природа. Небо на картине сине-голубое и по нему плывут белые и розовые облака. Окраска неба придаёт весеннее настроение. Солнца не видно, но на снегу заметен золотистый свет лучей. И оно светит так ярко, что слепит глаза. Деревья изображены огромные и высокие, а в центре картины расположились стройные белоствольные берёзы. Снег отяжелевший от солнечных лучей и, поэтому осел и стал немного сероватым. На нём видны падающие от деревьв синеватые тени. Воздух чистый, прозрачный и ещё слегка морозный, но уже ч

Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина.

Всему миру известны повести и рассказы В. Распутина «Уроки французского», «Последний срок», «Живи и помни», «деньги
для Марии» и другие. Повесть «Прощание с Матёрой» - в ряду этих произведений. Она представляет собой печальное слово
памяти по сибирской деревне, уходящей под воду. В повести и присутствуют и глубокие личные переживания автора. Сибирская
деревня Аталанка, где писатель провел свои детские годы, тоже оказалась на дне Братского моря.
В произведении присутствуют реальные факты. Автор описывает затопление острова и расположенной на нем деревни Матёра в
результате строения на Ангаре новой гидроэлектростанции. Писатель ставит в своем произведении важнейшие проблемы:
отношение человека и природы, историческая память, роль и место человека в ряду ушедших и будущих поколений.
Уже с самого начала произведения мы встречаемся с описанием природы: идет весна, несущая вечное обновление жизни. «И
опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду…» Так было много раз, так было всегда. Но теперь все изменилось, и
эта весна – последняя для Матёры.
В напряженных размышлениях и поступках героев автор показывает, как неожиданно ворвавшееся в жизнь людей событие меняет
их характеры, открывает самые сокровенные уголки их души. Отношение к затопляемой деревне, к частичке родной земли
показывает нравственность в человеке, его чувство к исторической памяти. В этом суть тревожных раздумий писателя. Это
событие высвечивает целую гамму характеров. Для людей, которые прибыли на остров с целью вести подготовительные работы к
затоплению, эта земля – чужая. У них нет чувства грусти от того, что под воду уходит прекрасная деревня, у них нет и
сочувствия к горю стариков и старух, переселяемых с родной земли. Более того, именно с уничтожения сельского кладбища
начинается «санитарная очистка» острова.
И сами жители Матёры относятся к ее трагической судьбе по-разному. Пьяница Петруха сам поджигает свою избу, чтобы
получить от государства страховку. Недалеко от него ушла и ожесточенная доярка Клавка Стригунова: «Давно пора сковырнуть
вашу Матёру и по Ангаре пустить», - в сердцах заявляет она.
Совсем иначе воспринимают судьбу родной деревни ее истинные хозяева и труженики. Эти люди прожили здесь всю жизнь,
скромно, подчиняясь законам совести.
Главная героиня повести – Дарья Пинигина. Именно в ее рассуждения автор вложил собственные мысли о духовности и
бездуховности современного человека, его отношении к людям, о проблеме смерти и бессмертия. Именно Дарья наиболее тяжело
переживает трагедию родной деревни. Она привязана к Матёре, она ощущает свое родство с этой землей. Здесь родились и
прожили не одно поколение Пинигиных. Эти просторы передавались в наследство от прадедов к дедам, от отцов к сыновьям. И
Дарья всю жизнь стремилась хранить доверенное ей предками богатство. Трагическая судьба родной деревни нестерпима для
Дарьи. Для нее очень остро стоит проблема исторической памяти. Она осознает себя наследником прошлого и чувствует свою
ответственность перед будущим. «Правда – в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - убеждена Дарья.
Она с огромной болью воспринимает известие о том, что на кладбище поруганы могилы предков. Для нее подобный поступок –
признак одичания человека. Смысл своей жизни Дарья видит в том, чтобы хранить и передавать память людях, честно живших
на этой земле. Она считает, что в этом – бессмертие умерших. Перед ними у нее чувство священного долга. А затопление
могил и переезд в другое место означает нарушение этой связи. Дарью терзает мысль о том, что они с сыном Павлом так и не
успели перенести на другое место могилы своих предков. Сцены прощания Дарьи с могилами близких и родной избой наполнены
глубокой поэзией. Свою избу перед поджогом Дарья убирает, белит и обряжает, как обряжают покойника перед похоронами. Она
оплакивает ее и прощается с ней всю ночь накануне поджога.
Дарье больно и горько за односельчан типа Петрухи или Клавки, которым безразлична судьба их дома, их малой родины. Они
остаются равнодушными к трагедии родной деревни. Но еще больнее и обиднее ей за то, что ее родной внук Андрей не ощущает
зова родной земли, не привязан к ней, лишен чувства единения с природой. Дарье больно от того, что новое поколение
непамятливо и разорено духовно. Спор Дарьи с внуком – основной эпизод, направленный на раскрытие еще одной проблемы
произведения: человек и научно-технический прогресс. «Человек – царь природы», - гордо заявляет Андрей. «Вот-вот,
поцарюет, поцарюет, да и загорюет», - отвечает старуха.
Главную героиню остро волнует ощущение человеком всевластия над природой, которую он при помощи современной техники
способен теперь «покорять» без труда. Дарья понимает, что научно-технический прогресс разъединяет человека с природой,
губит среду обитания, внушает человеку ложную гордость за его достижения.
Повесть «Прощание с Матёрой» - своего рода нравственная исповедь. На это нацелено все ее художественное своеобразие.
Автор использует много средств художественной выразительности: внутренние монологи и напряженные диалоги, авторские
лирические и философские отступления, вставные новеллы, фантастические образы,. Молитвы, размышления героев и их
видения. Все эти приемы помогают читателю лучше понять переживания героев, пробуждают нравственное самосознание, взывают
к сердцу, разуму и совести.