Open
Close

Она рисованием лечит себя. Интервью с художником

Мобильный гид к выставке «Марсель Бротарс. Поэзия и образы»

Путеводитель по выставке Марселя Бротарса рассказывает, как инсталляции художника связаны с кабинетами редкостей и буржуазными салонами, что такое «литературные картины» и «декоры», почему Бротарс помещает в музейные витрины раковины мидий и какие секции входят в «Музей современного искусства, отдел орлов».

Марсель Бротарс. Стихи, 1961–1968 (перевод Алексея Воинова)

LE RHINOCÉROS

avec la brusquerie d’un dentiste qui attaque le mal

des impressions d’enfance. Il charge le vent

à sa racine. Il fait l’ombre. Mangeur d’étoiles.

ЖУК-НОСОРОГ

По нраву своему он переменчив. Он кормит птиц
и населяет несчетное число воспоминаний детства.
Внезапно он взлетает и атакует ветер,
так неожиданно дантист зрит зло, где самый корень.
А по земле тогда лишь тень скользит.
О пожиратель звезд!

UN JEU

Il rugit le rayé.

Il avait prévenu l’autre du danger.

Il l’aurait mal dit, expressément, sans doute.

Des rayures dévorent des rayures.

Il y a une vitesse de fuite dans ces animaux qui les fait

se confondre avec les objets inanimés. Je pense à une

cravate alternant le noir et le blanc, à ces tableaux de

mouvement si proches et si lointains à la fois.

Zèbre-Tigre-Photo

ИГРА

Углядев полосатую шкуру, взревел,
предвещает другому погоню.
Угрожает он злобно, возможно, нарочно.
И смешались полоски, они пожирают друг друга.
Бег животных стремителен, скорость их беспредельна,
тогда путаешь их с неживыми вещами. Вспоминаешь
полосатый свой галстук, живые картины,
на которых все близко и далеко в то же время.

Зебра-Тигр-Снимок

LES ZÈBRES

Les bons sont blancs. Les mauvais sont noirs.

Moi, je suis rayé sans espoir; (de blanc

Là où le noir servait et de noir où le blanc…)

Seul, dans la course vers le pouvoir suprême,

Je retrouve mes frères égauх.

La troupe est grise.

ЗЕБРЫ





MA RHÉTORIQUE

Moi Je dis Je Moi Je dis Je

Le Roi des Moules Moi tu dis Tu

Je tautologue. Je conserve. Je sociologue.

Je manifeste manifestement. Au niveau de

mer des moules, j’ai perdu.

Je dis je, le Roi des Moules, la parole

МОЯ РИТОРИКА

Я ведь говорю Я ведь говорю Я
Властитель Мидий Я как утверждаешь Ты
Я повторяю Я храню Я изучаю
Я демонстрирую демонстративно Но где
та заводь мидий — тону
Я говорю Я Властитель Мидий Я
шепот Мидий.

LA MOULE

Cette roublarde a évité le moule de société.

Elle s’est coulée dans le sien propre.

D’autres, ressemblantes, partagent avec elle l’anti mer.

Elle est parfaite.

МИДИЯ

Ловкачка смылась из общего садка.
Отныне у нее есть свой — отдельный.
Она и сестры на море — на разных берегах — живут.
Ловкачка-мидия прелестна.

LES NUAGES

Est-ce vrai que le môle et le baluste maculé

nagent dans la lune? Je ne sais pas, je ne sais pas.

On dit qu’il n’y a aucune ressemblance là-bas.

Ce serait différent.

ОБЛАКА

А правда, что пятнистый спинорог и рыба-голова
по воздуху летают на Луне? Про то не знаю ничего.
А говорят, там все иначе.
Ну что ж, тогда другое дело.

La formule du poisson est féroce,

c’est un cube, une boule, une pyramide

ou un cylindre obéissant aux lois de la mer.

Un cube bleu. Une boule rouge. Une

pyramide blanche. Un cylindre blanc.

Ne bougeons plus. Silence. L’espèce

dilate et fait mouvement.

Un cube vert. Une boule bleue. Une pyramide blanche.

Un cylindre noir.

Comme les rêves dont on ne se souvient pas.

Ils nagent ailleurs dans un monde ou Requin,

Couteau, Cuisinier sont des synonymes.

Un cube blanc. Une boule blanche. Une pyramide blanche.

Un cylindre blanc.

У рыб бывает облик страшный —
то куб, то шар, то пирамида
или цилиндр, и все подчинены законам моря.
И синий куб. И красный шар.
И пирамида белая. Цилиндр белый.

Теперь замри. Умолкни. Вот стая
движется, плывет.

Зеленый куб. И белый шар. И пирамида
белая. Цилиндр черный.

Как будто сны, которых ты не вспомнишь.
Они перемещаются в мирах иных. Там, где Акула,
Нож и Повар — суть одно и то же.

Вот белый куб. И белый шар. И пирамида
белая. Цилиндр белый.

Qu’est-ce que la
peinture? Eh bien
c’est la littérature —
Qu’est-ce que la littérature alors?
Eh bien c’est la peinture

Eh bien alors — alors c’est bien
Mais qu’est-ce que le reste?
Ce qui reste — c’est une réforme de la lune
Quand elle est pleine, et que les cons y croient
Quand elle n’est qu’un mince croissant et soulève
des sentiments
Quand est la nuit noire théorique.

В конце концов,

Скажи, что живопись такое?
Что ж, это литература.
А что тогда литература?
Литература — это живопись!

Ну а тогда — тогда же что?
Что остальное значит?



и опьяняет без вина,
А ночь теоретически чернеет.

Марсель Бротарс. Биография

На протяжении 20 лет Марсель Бротарс был одним из самых ярких представителей брюссельской художественной жизни. Не имея собственно художественного образования, в 1964 году он обратился — в качестве ироничного жеста — к визуальному искусству, сделав выставку в брюссельской галерее St. Laurent. Все приглашенные на вернисаж получили от Бротарса такое послание: «Я тоже подумал: могу ли я что-то продать и добиться успеха?.. У меня возникла идея создать что-то притворное, неискреннее, и я сразу же принялся за работу».

За оставшиеся десять с небольшим лет жизни Бротарс провел более 70 персональных выставок, которые утвердили его в статусе художника, который не только изобрел новые стили, техники, тип восприятия, но кардинально изменил сам подход к искусству.

Бротарс считал свои работы «оборонительными заграждениями», которые призваны защитить европейскую культуру от разнообразных варварских угроз — в частности от коммерциализации. Такая стратегия позволяла художнику весьма иронично обыгрывать выразительные средства «нового реализма», поп-арта, концептуального искусства и перформанса. При этом Бротарс не обладал никакими практическими умениями или академической подготовкой в области визуального искусства — нередко его проекты воплощали в жизнь другие люди.

В своих произведениях Марсель Бротарс часто использовал не «художественные», а «литературные» приемы, благодаря чему фразы, слова и образы в работах
Бротарса связаны друг с другом наподобие того, как взаимодействуют слова и образы в его стихотворных текстах.

Марселю Бротарсу были близки Рене Магритт и Пьеро Мандзони. У этих художников он позаимствовал многие приемы. Так, в «Проклятии Магритта» Бротарс соединил и распечатал изображения неба. Ироничное отношение к поп-арту выразил в скульптурах-ассамбляжах из найденных объектов, таких как «Кастрюля с мидиями» (1965). «Бытовое происхождение» материалов — в ход шли яичная скорлупа, мидии и кухонная утварь — противопоставлялось коммерциализации всего и вся, банальности и массовому производству. Бротарс воспринимал временный характер экспозиции, ее эфемерность как самостоятельное художественное средство. С 1966 года художник регулярно обращался к кино и фотографии, делая их неотъемлемыми элементами своих инсталляций, и, как и во множестве других случаев, предвосхитил популярность этих медиа в концептуальном искусстве. Вскоре Бротарс создал собственный передвижной музей. Этот проект зародился в квартире-студии художника в Брюсселе в 1969-м и получил название «Музей современного искусства, отдел орлов, секция XIX века».

Последние годы своей жизни Бротарс провел между Бельгией, Германией и Англией, работая над проектом «Декоры», в рамках которого создавал нечто среднее между обстановкой, интерьером жилых помещений, и театральными декорациями. Среди «Декоров» Бротарса — экспозиции «Каталог» (Дворец изящных искусств, Брюссель, 1974), «Во славу сюжета» (Художественный музей, Базель, 1974), «Приглашение на буржуазную выставку» (Национальная галерея, Берлин, 1975), «Превосходство искусства» (Музей современного искусства, Оксфорд, 1975), «Благовест Домье» (Национальный музей современного искусства, Париж, 1975).

На протяжении всей творческой жизни Бротарс, следуя законам собственной логики и поэтики, собирал отдельные объекты и работы в различные комбинации. Примером таких комбинаций служат произведения с надписями: «Живопись» (1973) — серия из девяти холстов с комментариями о творчестве разных англоязычных писателей, фоторепродукции полотен, например, «Мадемуазель Ривьер и месье Бертен» на основе двух картин Энгра (1975). Постепенно произведения Бротарса становились все более многоуровневыми и технически сложными — вне зависимости от выбранного средства, — будь то живопись, графика, кино, фотография, перформансы, книги, выставочные каталоги, тиражная графика, рельефы и таблички, звуковые произведения, проекции, коллажи, ассамбляжи или инсталляции. Сочетание принципиально разных медиа, мешанина, игра со смыслами не только стали фирменным знаком Марселя Бротарса, но и сильно повлияли на искусство, перенастроив оптику многих художников современности.

Майкл Комптон

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Художник и поэт Марсель Бротарс перед смертью придумал себе надгробный памятник. На нем изображены самые известные для его творчества образы. К ретроспективе художника в Музее современного искусства «Гараж» мы объясняем, что значат мидии, скорлупа, пальмы и другие постоянные для Бротарса символы.

Авангардная поэзия на выставке Марселя Бротарса

Прежде, чем объявить себя современным художником, Марсель Бротарс был поэтом. В декорациях выставки ретроспективы Бротарса в «Гараже» читаем авангардные стихи, повлиявшие на художника, и тексты, написанные им самим.

Без названия

Марсель Бротарс. 1966

В конце концов,

Скажи, что живопись такое?
Что ж, это литература.
А что тогда литература?
Литература — это живопись!

Ну а тогда — тогда же что?
Что остальное значит?
А остальное — реформы на Луне.
Вначале полная, и дураки ей верят,
Потом Луна становится стройнее
и опьяняет без вина,
А ночь теоретически чернеет.

«Гипербола о крокодильском парикмахере и прогулочной трости»

Тристан Тцара, Ханс Арп, Вальтер Зернер

огни святого эльма потрескивают в бородах выкрестов
из своих высоких бобышек они достают шахтерские фонари
и плюхаются задницами в лужи
он распевал шпинделевые кнедлики на дрейфующем льду
и так мелодично насвистывал их за углом
что в распутстве чугунная решетка соскользнула
четыре раза специально в турне по Скандинавии
голубой ящик миллевича имел огромный успех
у гааремма угрюмо бредущего вдоль канала
благословеннейшей опушки чиж присапожил столб каши
масляного мешка в оловянных перьях
во время страшной гонки по вертикальной стене и т.д.

Темная история

Роже Жильбер-Леконт

Одетые в парчу крутились акробаты
Мочился небосклон
В продолговатый
Тромбон

Смерть безъязыкая глаза вдевала в уши
И пел редис
И плыли чудеса как души
В свой Парадиз

Кишки земли вздымались облаками
Выл камень на
Кровь под руками
Горбуна

Колпак безносой шпарил отченаши
Яйцо вспухало что есть сил
Его из чаши
Апостол пил

И ветер взвыл как светопреставленье
Взметнулось пламя вкривь и вкось
И преступление
Сбылось

ЗЕБРЫ

Марсель Бротарс. 1961

Кто добр — носит белые одежды, а злые — все черны.
Я — располосован безнадежно (белеет там,
где все было темно, чернеет там, где все сияло…)
Один, стремлюсь я к высшей власти
и нахожу тогда своих собратьев.
А стадо целиком — сплошная серость.

Марсель Бротарс показывает в Дюссельдорфе (ФРГ) инсталляцию «Музей современного искусства, отдел орлов, секция фигур»

Подробнее

Дети о Марселе Бротарсе

Ваня объясняет, почему карьера Марселя Бротарса как поэта не задалась и в чем секрет яичной скорлупы и ракушек мидий в работах художника.

Тоня и Ким обсуждают, чем лошадиные силы отличаются от «коровиных» и нужно ли вырезать часть пола, чтобы перевести работу Бротарса целиком в другой музей.

Отрывок из книги Розалинд Краусс «"Путешествие по Северному морю": искусство в эпоху постмедиальности»

Мы публикуем отрывок из текста ведущего историка и теоретика современного искусства Розалинд Краусс о Марселе Бротарсе: констатируя на примере Бротарса и заодно с ним конец владычества медиума в искусстве и наступление постмедиальной эпохи, автор вместе с тем находит в творчестве своего героя зацепку для выдвижения обновленного и, возможно, не менее действенного, чем прежде, понятия медиума.

Я решила рассмотреть случай Марселя Бротарса в контексте постмедиального состояния, так как он смыкается с тем, что я бы назвала «комплексом» этого состояния, и в результате становится выражением этого комплекса. Дело в том, что Бротарс, признанный провозвестник интермедиальности и конца искусств, снабдил свое собственное искусство в некотором смысле искупительной подкладкой. Об искуплении я говорю здесь с подачи вальтера Беньямина, чья идея контратипа — диалектического «остаточного образа» социальной роли, овеществленной и извращенной под действием капитализма, — как кажется, пронизывает коллекционерские начинания Бротарса. А, в свою очередь, кинематографическая практика бельгийского художника не лишена перекличек с беньяминовской интерпретацией фотографии. На первый взгляд это может показаться странным: ведь Беньямин, как и Бротарс, известен деконструктивной позицией в отношении самой идеи медиума. Поэтому он и обратился к фотографии не только как к форме, разрушающей свою собственную специфичность — вводя визуальный образ в зависимость от подписи, — но и как к возможности пошатнуть идею специфичности во всех искусствах, сами условия существования которых меняются множественным статусом фотографии как функции механической репродукции. В качестве примера Беньямин поясняет: «репродуцированное произведение искусства во все большей мере становится репродукцией произведения, рассчитанного на репродуцируемость»*. Отсюда следует, что, становясь жертвой закона товаризации, отдельное произведение искусства, так же как и любой отдельно взятый художественный медиум, включается в режим всеобщей равноценности и тем самым утрачивает свою уникальность (которую Беньямин называет «аурой»), подобно тому как медиум утрачивает свою специфичность.

Однако Беньямин был далек от безоговорочного одобрения такого состояния дел, и на его представлении о фотографии тоже отразился отмеченный выше ретроспективизм, в соответствии с которым всякая технология, устаревая и становясь старомодной, способна открыть — как сохраненный от рождения атавизм — свою собственную искупительную изнанку. В случае с фотографией это было обещание, заложенное в любительском характере ее ранней, еще не ставшей на коммерческие рельсы практики, которой занимались художники и писатели — Джулия Маргарет Камерон, Виктор Гюго, Дэвид Октавиус Хилл, — снимавшие портреты своих друзей. Помимо всего прочего, длинная выдержка, которой требовали тогдашние фотоматериалы, давала им возможность гуманизировать взгляд модели, то есть позволить ей уклониться от овеществления в руках машины.

Бротарс, обращаясь к практике полулюбительского кино, открывал подобные искупительные возможности, от рождения заложенные в технологии кинематографа. На мой взгляд, забота об этих возможностях просматривается во всем его искусстве, подобном боковому свету, который, скользя по поверхности, обнаруживает ее невидимую иначе топографическую структуру. Не имея здесь возможности детально развить этот тезис, я лишь предположу, что работа Бротарса с кино была для него частью более общей рефлексии над природой медиума сквозь призму того, что, как я полагаю, было основным медиумом в его практике, — сквозь призму фикции в том смысле, в каком он говорил о «фикции музея». Ведь фикция всегда воспринималась им как индикатор: так, объясняя отличие своего музея от настоящего, он подчеркивал, что «скрывая реальность, фикция в то же время позволяет нам ее увидеть».

Однако в том, что касается фикции как медиума, важна не столько возможность использовать фиктивное для обнажения уловок реальности, сколько анализ самой фикции в связи со специфической структурой опыта. И как раз подобная структура — структура пространственной «подкладки» или «прослойки» — была для Бротарса метафорой заложенного в фикции условия отсутствия.

Еще одним предметом его особого интереса оказался роман как техническая основа, с опорой на которую фикция получила в XIX веке оснащение необходимыми ей в качестве медиума конвенциями. Об этом свидетельствуют не только высказывания Бротарса, связанные, в частности, с выставкой «теория фигур», представленные на которой объекты с нумерованными подписями «Фиг.» он характеризовал как «выполняющие роль иллюстраций к своеобразному роману об обществе», но и — уже на уровне формы, а не слов — произведения, выполненные им в виде книг.

Марсель Бротарс
Шарль Бодлер. Я враг движения, смещенья линий. 1973
Фото Gilissen

Одно из таковых — «Шарль Бодлер. Я враг движения, смещенья линий» (1973) — связано с индикативной способностью романа особенно тесно. В названной так книге Бротарс подверг раннее стихотворение Бодлера «Красота» необычной переработке с использованием романной структуры последовательности эпизодов, которая играет в данном случае двойную роль: разоблачает в качестве самообмана романтическую веру в поэзию как форму абсолютной непосредственности, устраняющую различие между субъектом и объектом, и демонстрирует реальную временную судьбу этой непосредственности, в которой субъект оказывается перед невозможностью стать идентичным самому себе. Если в стихотворении Бодлера субъективная непосредственность «говорит» устами статуи, хвалящейся тем, что, обладая самодостаточностью и слитным во времени присутствием, она способна символизировать бесконечность идеального целого («О смертный! Как мечта из камня, я прекрасна!»), то Бротарс в своей книге берется дискредитировать само представление о временно́й слитности.

Стихотворение напечатано целиком на первой же странице и обозначено как «Фиг. 1». В нем выделена красным цветом строка, где статуя отвергает всякое вмешательство времени в свою совершенную форму («Я враг движения, смещенья форм и линий»). однако на дальнейших страницах Бротарс предпринимает именно такое смещение, как бы расслаивая сонет Бодлера движением его неуклонно отдаляющегося горизонта: слова стихотворения обнаруживаются стоящими по одному внизу каждой страницы.


Марсель Бротарс
Бросок костей никогда не упразднит случая.
Изображение. 1969
Галерея Wide White Space, Антверпен;
галерея Михаэля Вернера, Кёльн
Фото Gilissen

Возможно возражение, указывающее на то, что переработка Бротарсом текста Бодлера всего лишь следует примеру «Броска костей» Малларме, в котором слова названия («Бросок костей никогда не упразднит случая») аналогичным образом разбросаны по разным страницам и текст поэмы в целом радикально опространствлен разреженным и нерегулярным расположением ее строк, порой пересекающих корешок и переходящих с одной страницы на другую, так что стихи становятся своего рода изображением. Лишним доводом в пользу этого параллелизма могут послужить и разбросанные в свою очередь Бротарсом по страницам своей книги нумерованные обозначения «Фиг.», напоминающие о том, как Малларме растворил последовательную структуру письма в одновременной, слитной во времени реальности видения. Бротарс неоднократно указывал на это обстоятельство и, в частности, говорил: «Малларме стоит у истоков модернизма. он нечаянно изобрел современное пространство».

И все же происходящее в книге «Бодлер. Я враг движения…» расходится со стратегией Малларме, которую ясно понимал Бротарс. Во-первых, сам характер обозначений «Фиг.» подчеркивает неполноту, фрагментарность слова, его сопротивление свойственной образу способности к полному (само-)присутствию: как позволяет предположить цитированный выше вопрос («Но может ли Фиг. быть теорией образа?»), такая теория возможна лишь через подчинение образа самоотсрочивающему и самосмещающему режиму фикции. В этом смысле бротарсовы «Фиг.» не столько имитируют калиграмматичность страниц Малларме, сколько ставят ее под вопрос. А во-вторых, и опространствление поэтического текста — приведение его к последовательности эпизодов — осуществляется у Бротарса совсем не так, как у Малларме. Ведь в «Броске костей» медленное разворачивание названия в нижней части страниц книги работает подобно органному пункту или гармоническим паузам, которые — например, у Дебюсси — превращают диахронный поток музыкальных звучаний в захватывающую иллюзию синхронного пространства одного аккорда. Тогда как расслоение, с которым мы имеем дело в книге Бротарса, явно иного рода, что особенно очевидно, если принять во внимание еще один случай его использования, причем на сей раз в кино. Речь идет о фильме «Путешествие по северному морю», над которым Бротарс начал работать в том же 1973 году и в котором он вновь подверг нарративизации слитную форму изображения.

Заявленное в названии путешествие представлено в форме «книги»: фильм составляют предельно статичные эпизоды, которые длятся примерно по десять секунд и показывают вслед за титром с обозначением страницы (от 1 до 15) неподвижное изображение лодки, яхты или корабля. Сначала — на первых четырех «страницах» — мы видим одну и ту же фотографию одинокой яхты вдали, а затем она сменяется картиной XIX века с изображением нескольких парусных судов, которая на следующих страницах, до самого конца, демонстрируется в различных деталях.


Марсель Бротарс
Путешествие по Северному морю.
1973-1974
Кадры фильма
Фото Gilissen

Первая из этих деталей, возникающая на экране после общего вида морского пейзажа с его шхунами и баркасами, делает резкий масштабный скачок и показывает сверхкрупным планом плетение холста. На следующей «странице» нашему взору предстает двойная волна — снятый крупным планом парус, напоминающий абстрактную картину, которая после анонса «Страницы» сменяется еще одним видом холста, на сей раз похожим на радикальный монохром. Такая последовательность наводит на мысль, что нарратив, развиваемый этой «книгой», имеет отношение к истории искусства: в описанных трех страницах нетрудно увидеть изложение перехода модернизма от глубокого пространства, необходимого для изобразительного повествования, ко все более плоской поверхности, соотносящейся только со своими собственными параметрами (или, иными словами, от «реальности» мира к реальности данных живописи). Однако на следующей «странице» вместо монохромной детали вновь появляется шхуна, и наметившаяся было хроника прогресса модернизма безнадежно запутывается. Вместо нее мы, однако, получаем нечто иное, а именно опыт поочередного знакомства с несколькими поверхностями, вместе составляющими слоистую структуру, которая подталкивает к аналогии между страницами, собранными в книжный блок, и картиной, обреченной на суммирование, ибо, сколь угодно монохромная и объектная, она все равно требует нанесения краски на имеющуюся основу. В самом деле, по ходу перелистывания страниц этой «книги» выясняется, что «путешествие» Бротарса имеет целью поиск начал его произведения, которые замерли в неопределенности между материальностью планшетной поверхности холста (модернистским «началом») и образом, проецируемым на эту непрозрачную поверхность как индекс фундаментального — начального — желания зрителя связать любой данный ему момент опыта с чем-то внешним («началом»-реальностью). Одновременно утоляя и разыгрывая подобное желание, фикция оказывается в результате признанием заложенной в нем неполноты. Фикция — это форма, которую неизбывная нехватка самодостаточности принимает в поиске своих начал или своего предназначения как способа изобразить возможность полного свершения. Фикция — это невозможная попытка превратить последовательность в постоянство, цепь отдельных частей — в единое целое.

Модернистская история, пришедшая к чаемому «триумфу» монохромии, верила, что ей удалось осуществить это объединение в виде объекта, коэкстенсивного своим собственным началам, — в виде картины как нерасторжимого единства поверхности и основы. Медиум живописи тем самым якобы свелся к нулю, не оставив по себе ничего кроме объекта. Обращение Бротарса к фикции демонстрирует невозможность этой истории, разыгрывая наслоение, которое как таковое обозначает или аллегорически представляет самоотличную сущность всякого медиума.

Когда Бротарс сравнивал свою «теорию фигур» с романом, он говорил о сложности, которой ему, как он надеялся, удалось достичь, выбрав для «иллюстраций» к этому «роману» тривиальные вещи — трубки и зеркала: «Я никогда не вышел бы на такой уровень сложности с технологическими объектами, единичность которых обрекает мысль на мономанию: минимализм, робот, компьютер».

В этом замечании заложены два основных элемента тезиса, который я хотела развить в своих размышлениях о медиуме. Во-первых, специфичность медиумов, в том числе и модернистских, следует понимать как дифференциальную, самоотличную — то есть как наслоение конвенций, никогда не разрешающихся без остатка в физичности основы. «Единичность, — говорит Бротарс, — обрекает мысль на мономанию». А во-вторых, именно появление высших технологических существ — «робота, компьютера» — позволяет нам оценить врожденную сложность медиумов, физической основой которых служили старые техники, теперь вышедшие из моды. В руках Бротарса фикция сама стала таким медиумом — формой дифференциальной специфичности.

Марсель Бротарс. Интервью с котом

Работа Бротарса о самом насущном: любые самые изобретательные, точные, острые вопросы о природе искусства и художественной практики разрешаются в одном весомом кошачьем «мяу».

Если и возможно поставить вопросы, то с ответами дело обстоит гораздо сложнее в эпоху, которую так точно почувствовал Бротарс, когда любая серьезность и поиск прочных философских оснований неизбежно буксует. А художнику, кажется, вообще и не пристало. Или коммуникация-таки осуществляется, но там, куда человеческий слух проникнуть не может. Зато есть удивительная магия, когда надеваешь наушники и слышишь голос самого Бротарса.

Марсель Бротарс: Это красивая картина?.. Можно сказать, что она соответствует ожидаемому в эпоху очередных преобразований в области концептуального искусства и методах отображения реальности?

МБ: Вы так считаете?

МБ. Однако этот цвет напоминает о шедеврах абстрактной живописи, не правда ли?

МБ: Вы не считаете, что это некое проявление академизма?

МБ: Нет, если речь об оригинальности, с этим все же можно поспорить?

МБ. Но речь идет… Ведь не следует забывать о рынке!

МБ: Но эти картины еще надо продать!

МБ: А что делать тем, кто приобрел картины уже давно?

МБ: Они их перепродадут? Или продолжат… Что вы об этом думаете? Сейчас многие художники задаются такими вопросами…

Кот: Мяу! Мяу!

МБ: Что же, закрыть музеи?!!

МБ: Это трубка.

МБ: Нет, это не трубка.

МБ : This is a pipe.

МБ : This is not a pipe.

МБ: Это трубка.

МБ: Нет, это не трубка .

МБ: Интервью записаны в Музее современного искусства, отдел орлов, Бургплац, 12, Дюссельдорф

Интервью с котом. 1970
Аудиофайл. 4 мин. 59 сек.
Фонд Марселя Бротарса

Однако Вы все же решили поступать в художественное училище. Скажите, почему в дальнейшем ваш выбор пал на Академию Глазунова, не жалеете, что закончили именно эту школу живописи?

Об Академии я узнал случайно, в магазине на глаза попался буклет интересных студенческих работ, из него я и узнал о Глазунове. Когда приехал в Академию и посмотрел работы художников, понял, что именно это близко. Несмотря на то, что в Академии довлеет академизм, реализм, никто не заставляет работать как Глазунов. Художник сам волен выбирать близкую ему технику.
В какой манере нужно писать не говорили, вернее говорили, но я не слушал (смеется ).

Что закончил именно эту Академию не жалею. Меня долго отговаривали, уверяли, что не поступлю. Но я принял такое решение и поступил с первого раза. Если бы была возможность вернуться в прошлое, пошел бы туда снова.

Скажите, чье мнение о Вашем творчестве для Вас важно?

Мнение отца, свое собственное мнение. Я всегда ценил советы своего учителя Аликберова Виталлия Мурсаловича, он преподавал у меня еще в ОГХУ. Это удивительный педагог, студенты на его занятиях очень быстро развивались в творческом плане, он умел увидеть и за короткое время развить сильные стороны каждого.
Я всегда ценю объективность, когда хвалят за дело, это оказывает поддержку, но критика тоже нужна, она стимулирует стремление развиваться.

Раньше Вы преподавали в Академии, собираетесь ли вернуться к преподаванию в будущем?

Очень трудно совместить образ жизни, который я веду, с регулярной преподавательской деятельностью. Преподавание всегда привязывает к месту и ограничивает свободу передвижения. Я всегда пишу с натуры и для меня очень важна возможность в любое время выехать на пленэр. Хотя было очень интересно общаться с молодыми художниками, у них очень свежий взгляд и они наполнены энтузиазмом и воодушевлением. С ними интересно и этот заряд положительной энергии, который получаешь от них, здорово дополняет жизнь. Если в дальнейшем я буду преподавать, то скорее в форме мастер-классов, совместных пленэров.

Ярослав, расскажите немного о своих творческих планах. Интересно знать, чем живет художник.

Я планирую продолжать работу, потом будет видно. Мне нравится много путешествовать. Часто хочется поскорее выехать за город, туда, где еще осталась нетронутая природа. Очень хочется съездить на Байкал. Это удивительное место, я там никогда раньше не был. Есть желание съездить в тайгу, на Урал, по Енисею. Я не ставлю перед собой цель посетить максимум мест, чтобы просто отметиться. Мне всегда хочется углубиться, проникнуть в место, куда я приехал. Мне нравится ездить в Суздаль, это спокойный город, компактный. С эти местом у меня связано много приятных воспоминаний и впечатлений.

Как вам удается заниматься только творчеством, в наше время у художников это нечасто получается?

Удается как-то, я этому очень рад. Самое главное, удается путешествовать, посещать новые места. У меня получилось принять участие в научно-исторической экспедиции «Маршрутами древних мореплавателей в Атлантическом океане». Наш парусник был реконструирован по типу древнего финикийского судна, без использования современных технологий, на нем не было даже мотора, только весла.

Как Вы относитесь к тому, что художник продает свои картины?

Работы продают себя сами. Я всегда пишу то, что мне нравится, а не то, что можно продать. Для меня очень важно писать, что мне хочется, а не работать на заказ. Покупатели обычно сами меня находят, звонят с предложениями купить работы. Когда пишу картину, ко мне часто подходят люди и спрашивают, я пишу для себя или на продажу. Я всегда честно говорю, что пишу для себя.

Каким Вам видится Ваш творческий путь в развитии?

Пока планирую двигаться в этом направлении, потом не знаю, время покажет. Иногда бывает так, что хороший художник – реалист вдруг становится абстракционистом и думает, что вырос в творческом, интеллектуальном плане, а остальным кажется, что он наоборот творчески деградировал. Лично я в таком творческом искании не вижу смысла для себя. Свой путь в живописи я уже выбрал.

А что привлекает, что именно нравится в живописи?

Привлекает живопись, в которой художнику удается передать ощущения – запах весны, журчание воды. Часто работа настоящего мастера сильно отличается от репродукции, например «Березовая роща» Левитана меня долгое время вообще не привлекала, пока не увидел в Третьяковке, где долго возле нее стоял, она несет энергетику, информацию.

Умение точно передать ощущение состояния души через состояние природы – это то, что я ценю больше всего. На мой взгляд, природу всегда нужно писать с натуры на пленере, иначе это будет мертвая живопись. Я, как художник, сразу могу отличить работу написанную на пленере от сделанной в мастерской.

Работа написанная на пленере несет в себе энергетику природы, саму природную силу. Работая в мастерской художнику нужно вспоминать образы, а на пленере собираешь из живой массы природы самые яркие моменты. Для меня важно, чтобы работа приносила удовольствие, это дает мне ощущение свободы.

Вы пишите этюды с натуры, скажите, как они превращаются в картину?

Сначала я пишу небольшой этюд – это поиск, он показывает, что я хочу изобразить, основу, стержень. Этюды – это найденные состояния, если я чувствую, что из этого может получиться что-то большее, то прихожу с большим холстом и переношу все на него, что-то уточняю, делаю детали или не делаю. Этюд необходим чтобы запечатлеть на нем тот момент, то состояние природы, которое хочется изобразить, он помогает не потерять первое впечатление, которое хочется написать, очень важно, чтобы найденное ощущение не потерялось.

Ярослав, как к Вам приходит замысел картины?

Я всегда пишу то, что мне близко, исходя из своего ощущения красоты, я всегда прислушиваюсь к самому себе и пишу как чувствую, и все равно как это будут называть. Иногда приходится долго искать выражение образа, а бывает, что сразу находишь – это как строчки стиха. Все зависит от состояния, настроения, которое хочешь передать.

Так в родных местах ходишь годами мимо и не замечаешь, а потом открывается нечто ценное и дорогое, как сказал один великий человек, открыть в обыкновенном необыкновенное. Картина – это всегда этап жизни, а не день, каждая несет в себе запас информации. Есть работы, которые нравятся почти всем, случается, что это хмурые, пасмурные пейзажи. Я всегда стараюсь, чтобы палитра не повторялась, все работы написаны по-разному.

Ярослав, почему вы не изображаете в своих пейзажах человека?

Просто я считаю, что наедине с природой не нужен никто. Необходимо уединение для проникновения в природу, а фигура человека отвлекает и привлекает к себе слишком много внимания. В работы хочется погрузиться, а когда там уже кто- то есть возникает желание их рассмотреть, когда человек появляется в природе, он становится центром внимания. Мои картины и есть человек в природе, но этот человек - зритель. Мой пейзаж самостоятелен, это не «задники» для жанровых сцен.

Глядя на Ваши работы невольно приходит на ум сравнение с Левитаном, как вы относитесь к подобного рода сравнениям?

Да, случается. Левитан один из моих любимых художников. Мне нравится его лирическое отношение к природе, умение передать чувства, тонкое понимание природы. Это нормально, людям свойственно сравнивать. Я к этому спокойно отношусь. Ведь мои работы - не перепев чужих мотивов, все найдено мной.


Поражает написанное Вами количество работ, как удается столько написать?

На самом деле я пишу не быстро, на работу уходит обычно месяц, в год около 10 работ.

Потом работа долгое время зреет в мастерской, я что-то убираю, добавляю, обобщаю. Бывает и так, что маленькую картину пишу две недели, а большую два дня – размер не показатель времени работы над созданием картины, а время не показатель художественной ценности.

Скажите, Ваше творчество находит почитателей за рубежом?

Да, у меня проходили выставки в США и во Франции. Есть работы, написанные за границей, но там их и покупают, я не привожу эти картины в Россию. Я не стараюсь писать узнаваемые места. Мне всегда хочется в чем-то простом создать какой-то образ, а когда окружают новые красивые виды,ты просто их запечатлеваешь. Работы за границу я продаю неохотно, хочется, чтобы был к ним доступ, и у меня была возможность в любой момент их выставить, безвозвратно работы почти не уходят.

Что бы Вы хотели сказать или пожелать своему зрителю?

Смотрите работы, все в них.

Расскажите про Ваше творческое кредо, что вы хотите сказать своими работами?

Живописью говорю то, что невозможно выразить словами. Это всегда родное, привычные вещи, которые любишь с детства. Культура, которую люди берегут. Как сказала моя маленькая дочь: «хорошо нам художникам, нарисуешь что-то красивое и радуешься».

Вот к этому я и стремлюсь – сделать и возрадоваться. Найти себя и продвигаться к этому, для меня очень важна свобода делать то, что хочу. Поэтому всегда говорю себе: делай так, как нравится самому.

Ярослав, спасибо Вам большое за интересную беседу. В свою очередь, мне хочется присоединиться к Ярославу Зяблову, и пригласить всех на выставки художника. В его работах действительно каждый сможет найти нечто близкое и родное, то, что дороже всего на свете.

Беседовала с художником историк искусства Юлия Чмеленко

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня, я хочу вас познакомить с Александром Сергеевым великолепным художником, руководителем и преподавателем «Школы живописи мастихином».

Картины Александра Сергеева

Посетите сайт художника Александра Сергеева и галерею его работ по адресу — http://sergeev-art.com/ .

Удивительные картины цветов, не правда ли? Мне даже захотелось поучиться создавать что-то подобное, такое-же воздушное и легкое, парящее… и прекрасное…:)

Интервью с художником

Художник Александр Сергеев

1. Здравствуйте Александр! Пожалуйста, расскажите немного о себе:).

Здравствуйте. Я Александр Сергеев, художник, преподаватель, руководитель школы живописи мастихином. Живу и работаю в Москве.

2. Блиц опрос: любимый цвет, любимый инструмент художника, любимое время года, любимый цветок, любимое блюдо.

Цвет солнечный, цвет золотисто-оранжевые, мастихин, лето, пион, ромашки, морепродукты.

3. Помните ли момент когда Вы окончательно и бесповоротно приняли решение стать художником? С чем было связано такое решение?

Не помню, даже никогда и не думал, что стану художником. Решение принималось скорей всего с трудом и сомнениями. Подтолкнули на это самые близкие люди…

4. Бытует мнение, что родные и близкие не всегда поддерживают увлечение живописью, а как было у Вас? У Вас в семье есть художники?

Не всегда. У меня так складывалось на протяжении жизни, что в окружении всегда все знали, что я умею рисовать. Но чтобы я стал именно художником, никто не предполагал, даже я. Художников в семье нет, но из родственников начали появляться. Видимо я заразил…

Как рисовать орхидею фаленопсис

5. Как Вы осваивали живопись?

Интуитивно.

— Где учились?

Окончил Архитектурный институт в Киргизии.

— Был ли у Вас наставник?

Очень давно самый первый, народный художник Киргизии Беребин Михаил Кузьмич. Я тогда первый раз увидел картины маслом в его мастерской в неформальной, домашней обстановке.

— Расскажите пожалуйста немного о своем творческом пути.

Я самоучка. В большей степени копировал других, наблюдал, запоминал, и пробовал. Сначала дарил свои картины, потом стал предлагать.

6. У Вас просто необыкновенные картины с цветами. Расскажите пожалуйста как Вы нашли свой стиль?

Однажды увидел как один японец по телеку, (я еще тогда не был художником) какими-то лопатками рисовал большие цветы. Они были легки и получались как бы в полете, такие танцующие. Думаю, что это меня и вдохновило…

7. Где Вы черпаете вдохновение, как рождаются идеи новых работ?

Цветы Александра Сергеева

Как правило, это происходит неожиданно, спонтанно.

8. Кто из художников оказал на Ваше творчество самое значительное влияние?

Художница Рума Даурова. Я случайно увидел на вернисаже в Москве в 1998г, около ЦДХ ее работы. Они были похожи на стиль того японца, которого я когда-то давно увидел по телевизору.

Видеоурок живописи «Древовидные пионы»

9. Есть ли темы в живописи, которые вас совсем не привлекают?

Тема «демонизма», насилия, изощрения, может и абстракции (не всей)…. Очень осторожно к этому отношусь. Не рекомендую просмотры таких картин и тем более приобретать и хранить дома!

10. Расскажите пожалуйста, какими по Вашему мнению чертами характера должен обладать настоящий художник?

Художник должен быть прежде всего открытым и творчески отдающим, для своего зрителя именно для своего. Должен быть искренним.

11. Много ли у Вас близких друзей художников?

Друзей из художников как правило нет, лично я мало с кем общаюсь, в основном только на выставках, именно сейчас.

— Просмотрев на Вашем сайте фото галерею выставок, не могу не спросить, какие творческие отношения Вас связывают с знаменитым художником Никасом Сафроновым? 🙂

Фотография с Николаем Семеновичем, это скорее всего внимание к моему творчеству, а словами обывателя – пиар.

12. Чем кроме живописи Вы занимаетесь в свободное время? Расскажите, пожалуйста, немного о своих увлечениях.

Люблю путешествовать.

13. Если бы Вы сейчас только начинали свой творческий путь, как бы Вы построили свое обучение и развитие, чтобы получить те знания которыми Вы обладаете сейчас в максимально сжатые сроки, максимально эффективно?

Как рисовать стекло: как сделать вазу стеклянной

14. Существует мнение, что художнику чтобы создать что либо удивительное нужно быть либо «голодным», либо постоянно пребывать в эмоциональном потрясении. Как Вы относитесь к такой точке зрения?

Не исключено…

15. Вы проводите оффлайн мастер классы живописи в Москве, расскажите немного о том, что побудило Вас заняться обучением других людей, в каком формате у Вас проводится мастер классы, и немного о ваших учениках и их результатах.

Меня уже очень давно просили давать уроки, обычно подходили на выставках с этими предложениями. А я все думал, что еще не созрел, что еще не готов. Сейчас конечно понимаю, что был не прав. Потому, что почти в каждом человеке есть талант и тяга к рисованию. Нужно всего лишь сказать ему и показать ему, ответить на вопросы. Потому, что через краски и картины, происходит раскрытие этого таланта, а далее это просто в человеке растет и совершенствуется.

Вера Тропилло - интервью с художником

16. По Вашему мнению, насколько в современном мире важно художнику уметь коммерциализировать свое искусство?

Да, это ВАЖНО! Нужно не бояться и не стесняться выставлять свои работы, иначе не узнаешь истиной оценки своему творчеству, искать своего зрителя, своих поклонников, ценителей «Твоего» стиля, твоей манеры письма. Участвовать в выставках.

17. Какие у Вас планы на ближайшее будущее? Возможно готовится необычный интересный арт проект с Вашим участием?

Писать картины, и проводить мастер-классы, не только в Москве. Общаться, вживую с людьми. Это важно! ибо общение на языке красок трансформирует и возвышает обе стороны. Далее формировать свою постоянную школу.

18. Что настоящему художнику достаточно для счастья? 🙂

Думаю ответ в п.17. и быть востребованным.

19. Дайте пожалуйста несколько советов читателям Арт-рецептов, а также тем, кто стоит только в самом начале своего творческого пути в живописи.

Хорошие советы дает на этот счет И.Сахаров:

  • Доверяйте своему вкусу, от вас в картине требуется поступок, а не хоровод сомнений.
  • Старайтесь писать как можно чаще.
  • Не экономьте на краске.
  • Не покупайте краску в наборах.
  • Не обращайте внимания на критику, находите соратников своему творчеству.
  • Больше копируйте признанных великих мастеров.
  • Не выбрасывайте ранее написанные Вами картины.
  • При работе, особенно мастихином, удобнее использовать мелкозернистые холсты на подрамнике, лучше работать на холстах где наполнение хлопка больше чем льна.
  • Мастихины не должны быть жесткими.
  • Пробуйте разные стили в живописи, чтобы найти свой
  • Слушайте любимую музыку во время работы, чтобы настроить сердце, оно настроится куда быстрее чем руки и поможет рукам.
  • Будьте предпринимателем в продаже своих картин. Не сомневайтесь в ценности своего продукта. Соедините в себе качество творца и продавца. Это поможет развивать мастерство в разы быстрее.
  • Рабочее место должно быть организованно безупречно удобно. Если возможно выделить для этого комнату или хотя бы 2х2 м.
  • Доверяйте себе, прислушивайтесь к себе, верьте в свои возможности и действуйте без правил и ограничений до поры. Потом разберетесь, что вы натворили.
  • Обыгрывайте отсутствие навыков, вдыхая в картину жизнь, эмоцию, вкус, поступок, жест.
  • Рекомендую работать стоя, чтобы мочь легко отходить от картины и видеть ее издали в целом. И не забывайте отходить!
  • Во время работы используйте разные мастихины и кисти, подбирая их под каждую задачу. Не забывайтесь с тоненькой кистью в руке. Чаще используйте крупные кисти для легкости письма и обобщений. Мастихин, тряпка, палец, губка пусть станут равноправными участниками творческого процесса. Старайтесь находить в картине то, что можно исполнить этими инструментами.
  • Не бойтесь писать на больших форматах.
  • Не пишите на холсте натянутом на картон (без комментариев).
  • Не слушайте «высокоумных» советов. Слушайте простые и ясные рекомендации.
  • Создайте сайт где вы разместите первые 10 своих картин и разместите свои картины в 10-ти интернет-галереях. Вы получите огромную аудиторию зрителей, поклонников и даже друзей из мира художников.

Пейзаж «Закат над морем»: пишем мастихином без разбавителей

20. Александр, Вы счастливый человек?

Сегодня мы встретились и душевно поговорили с художником Алексеем Зиминым. Заинтригованы? Тогда читайте дальше.

Расскажите, с чего вы начинали? Сколько лет занимаетесь рисованием?

Мое увлечение началось в школе после того, как в книжном шкафу наткнулся на учебник по рисованию. Полистал, посмотрел картинки и положил на свой письменный стол, куда попадали те книги, которые мне хотелось прочитать или вызвали у меня интерес. Среди них были такие как: “Над пропастью во ржи”, сборник рассказов Толстого, “Дети капитана Гранта” и другие. Конечно, я не читал их тогда, просто складывал в большую стопку и периодически вынимал из нее любую понравившуюся мне книгу и пролистывал несколько страниц. Выбор книги определялся по переплету или обложке. Именно так этот учебник по рисованию оказывался в моих руках чаще других книг. Так я сам того не ожидая прививал себе любовь к искусству.

В восьмом классе на подаренные мне деньги закупил необходимые товары для рисования. Тогда мне хватило только на самый простой набор масляных красок, кистей, палитру и растворитель. Холст пришлось натягивать дома самому и грунтовать, может, поэтому я до сих пор сам делаю основу для будущих картин. Несколько раз пробовал заказывать в частной мастерской, но ткань стала провисать через год, пришлось перетягивать, а художник должен быть уверен в своих работах, через год, два и много лет.

Какие материалы используете для картин? Какие техники?

Все зависит от того, что я хочу получить в итоге своей работы. Для рисования необходима бумага и холсты, для скульптуры – глина, недавно открыл для себя линогравюру, там главный материал – это линолеум.

Сейчас активно развиваю новое направление живописи art natura (анг+итальянский), ее суть в использовании природных материалах для изображения задуманного на холсте. Можно использовать листья, ветки, траву, елочные иголки и все, что можно найти в лесу. Направление artnatura выражается в обращении ко всему натуральному и означает «Природное искусство». Использовать природные материалы вместо кистей для рисования, не всегда удобно. Сами материалы недолговечны, могут вызывать непонимание со стороны окружающих. Но в них есть масса достоинств, например, единение с природой. Когда держишь в руках такой инструмент, границы искусства расширяются, а сама работа приобретает уникальность. Пространство для фантазии и неограниченное число возможностей – любое окружение леса и полян, наполненных дыханием самой жизни в первозданном виде, станет полем для деятельности художников, уже пробующих себя в новом направлении.

Откуда черпаете вдохновение?

Как говорится: «Аппетит приходит во время еды», так и с вдохновением. Отсутствие вдохновения я называю ленью, такое часто бывает, но если разложить кисти, краски, приготовить холст, представить то, что задумал рисовать и еще налить себе горячего чая с молоком, становится проще начать работу. А когда работа в процессе, приходит и Вдохновение.

Вдохновение меня редко покидает, за работу могу приступить в любое свободное время. Секрет очень прост – нужно получать удовольствие от жизни. Совершать поступки, лазить по крышам, купаться в ледяном ручье, гулять по лесу…

Чтобы вдохновляться, меняй комнату на природу!

Расскажите о ваших картинах. Какая ваша любимая картина, расскажите ее историю.

Когда я учился и жил в Ульяновске, я рисовал почти каждый день, и перед поступлением в университет у меня накопилось много работ. После сдачи экзаменов, еще не знал, что поеду учиться в другой город и тем более не знал, что стану известным художником. Картины я складывал в своей комнате и на балконе, их было столько, что войти ко мне и не перешагивать через сохнущие полотна было невозможно.

Тогда Москва казалась мне городом мечты, и, конечно, я подал документы в столичный ВУЗ. Прошло несколько недель и пришли списки поступивших, мне очень льстило, что я буду учиться в престижном университете. Я еще не понимал, не мыслил взвешено. Возможно, потому что сам не знал чего хочу, но одно могу сказать точно, свой жизненный урок я получил.

Так как я поступил на специальность программиста, я подумал, что больше никогда не буду заниматься живописью и искусством, поэтому все свои картины выкинул, просто отнес на свалку. Это было так же глупо, как утопить свою яхту стоимостью несколько миллионов из-за того, что ты больше не захочешь на ней плавать. Как знать, может, какой-то счастливчик их забрал себе и они украшают его квартиру. Среди них была и моя любимая работа. Это был трехметровой длинны и чуть меньше мера в высоту холст с цветами и радужным фоном. Возможно, я повторю эту картину, но ее самый первый экземпляр утрачен. Теперь я, конечно, хочу вернуть их обратно, хотя шансы очень малы.

Сейчас я понял, не важно в каком городе живешь, главное делать то, что нравится и для осуществления мечты придется много и упорно трудиться.

Как пришли к тому, чтобы рисовать атмосферные космические сюжеты? Что на вас оказало мощное влияние?

Эту серию картин я рисовал ко дню космонавтики. С самого начала идея космоса, на мой взгляд, вдохновляет не только меня. Кто из нас не хотел бы слетать в космос?! Посмотреть на нашу планету из иллюминатора космического корабля?! Побывать в невесомости?! Думаю, многие. Поэтому в своих картинах я решил передать атмосферу комического пространства. Чтобы зритель, глядя на них, смог погрузиться в космическое пространство.

Где ранее выставлялись картины и куда идти, чтобы их смотреть в будущем?

Стараюсь проводить выставку своих работ не реже, чем один раз в три месяца. Это помогает оставаться в форме и не запускать любимое дело. Одна из моих последних выставок проходила в Гостином дворе на форуме «Здоровье нации». Следующую выставку планирую провести в своем родном городе Ульяновске. Примерно за месяц на моем сайте я ее объявлю и приглашу всех желающих. И вас приглашаю (заранее)!

Были ли у вас порывы творческого кризиса, как из него спешно выбраться?

Чтобы выбраться из кризиса нужна революция! А размер революции зависит от глубины кризиса, в который сидит человек. После поступления мне не хотелось больше рисовать и заниматься искусством. Я углубился в изучение технических наук, стал часами сидеть за компьютером. Так проходило время и мне стало скучно, новые успехи в программировании не доставляли мне прежнего удовольствия. Назревал переворот, революция в моем сознании. Были порывы к писательской деятельности, скульптуре и я чувствовал, что творчество возвращается ко мне. Я не сомневаюсь, что это женское влияние, ведь как говорят: «Мужчины правят миром, а мужчинами женщины». Все началось со знакомства с одной милой девушкой. Ничего серьезного ни с ней, ни с другими мне иметь не хотелось. Очередной флирт,- думал я тогда… Сейчас я понял что ошибался. Она оказала большое влияние на меня, пробудила желание к творчеству. Сейчас у меня идей на несколько лет вперед, и их список пополняется каждый день!

Какие у вас планы на будущее? Планируете ли рисовать картины в другом жанре?

Я – не сторонник какого-то определенного жанра, ведь живопись должна рождаться из чувств. В планах делать искусство, творить во всех направлениях, браться за все сразу. Пока молод и есть желание, нужно бороться и работать, совершенствоваться изо дня в день. Планы на ближайшие годы – это провести переездную выставку по городам Европы, а там, посмотрим, как пойдет.

Какие дадите советы начинающим художникам?

Для каждого художника, особенно начинающего, важно понимать, что он хочет получить от своего творчества. Если это картины для себя, чтобы расслабится во время рисования, тогда нужно просто наслаждаться процессом и погрузиться в него с головой. В любом случае есть несколько советов, которые подойдут для всех типов художников. Никогда не бояться, что не получится. Стремиться к совершенству можно всю жизнь, но так и не достичь его, поэтому не надо впадать в панику. Не ошибается только тот, кто ничего не делает!

"В том саду, где мы с Вами встретились,
Ваш любимый куст хризантем расцвел..."

"В том саду" ArtRage, граф.планшет

Елена Юшина
Интервью с художницей

Сегодня вас ждет чудесная встреча с талантливым человеком, красивой женщиной и изумительной художницей Еленой Юшиной. Картины Елены разбрелись по всему инету. Ее живопись лирична, изящна и светоносна. А дружба художницы со светом позволяет из обычного создавать что-то волшебное…

1. Елена, традиционный вопрос, расскажите, как и когда к Вам пришло решение стать художником?

Сколько я себя помню, я рисовала. То есть я не помню себя НЕ рисующей.

Девочка с карандашом

2. Можете немного рассказать о Вашей семье?

Я замужем, есть сын

Сыночек

Сейчас сын взрослый совсем, уже 15 лет живет и работает в Голландии.

Моя Голландия

Много путешествуем, и конечно, путешествия питают новыми впечатлениями и эмоциями.

3. Вы с самого детства были увлечены рисованием?

Наверное, будет уместно вспомнить маму, которая и привила любовь к искусству (не только к живописи, а и к музыке) и развила мои «рисовальные» способности. Она окончила знаменитую «Гнесинку», преподавала теорию музыки и фортепиано, была моим самым лучшим, самым верным и необыкновенно интересным другом. Все, что я умею в жизни (во всех смыслах), я обязана ей.

4. Вы помните Вашу первую картину?

Когда море было большим

Нет, не помню... Мне долго трудно было назвать картинами, то, что я ПРОСТО рисовала, пытаясь выразить, передать то, что я вижу и чувствую. Да и до сих пор то, что я рисую, я называю ласково «картиночки»

5. Когда Вы почувствовали себя художником?

Сказать честно, только в последние пару лет, когда я стала заниматься живописью «серьезно». Так сложилась жизнь, что я работала в сферах, далеких от искусства и живописи, а «рисование» (так я называла свою живопись) всегда было ГЛУБОКО для себя, для души.


Если ты уйдешь...

6. Как Вы считаете художник иначе видит окружающий мир?

7. Завершая картину, Вы испытываете удовлетворение или же Вам жалко с ней расставаться?

Нет, знаете, я ее с радостью «отпускаю», как выросшего ребенка. Никогда не переделываю и не возвращаюсь к ранее написанному. Они живут отдельной жизнью. Мало того, только отпустив, я могу начать что-то новое


Художник, что рисует дождь

8. Есть ли у Вас самая любимая картина?

Если Вы про мои работы - то нет. Есть более удачные, есть менее - с точки зрения того, что я хотела, что удалось. Ведь в работе важны две вещи: ЧТО изображено, и КАК, то есть с каким «умением», техникой. Есть работы, в которых больше акцент на «что», а как «хромает»... И наоборот... Есть работы, технически более совершенные, но в которых меньше «меня».


Вторая половина лета

9. Что больше любите рисовать? И чем больше любите рисовать?

Все, что меня «трогает». Это может быть и лучик света, в котором кружатся пылинки,


Пылинки

Или капли на стекле,

Сезон дождей (пастель)

Или туманный лес.. Или листья в вазе..


Осенний (граф. планшет)

Или две девчонки, неуклюже ступающие по мокрому снегу...

Осторожно девчонки, снегопад (пастель)

А чем? Сначала была акварель.


Почти два года назад я первый раз попробовала пастель. Причем совершенно не зная теории, по-своему, учась на своих ошибках... Теперь начинается новый период - масло.

Будет гроза (картон, масло)

И я этому рада. Я очень люблю учиться, люблю делать что-то новое, а «рутина», даже успешная, меня угнетает.

10. У Вас удивительные работы, потрясающее чувство света. Когда готовилась к интервью с Вами, заходила на многие странички, где публикуются Ваши работы, читала комментарии. Эмоции одни - восторг, удивление, признание в любви к Вашему таланту. И я эти комментарии очень хорошо понимаю, потому что буквально заболела Вашими картинами. А критика была в Вашей жизни? И как Вы к ней относитесь?

Нарву цветов

Знаете, у меня, к сожалению, настоящая, профессиональная критика была только в период учебы, от преподавателей. И конечно же, очень не хватает советов, критической оценки, разбора ошибок. Критика помогает, сберегает время, которое уходит, пока сам «дойдешь» до чего-то... А бывает, что и никогда без критики и не дойдешь

11. Елена, Вы пишите в мастерской или на пленэре?

Серебряный день... (пастель)

Вы заметили, что очень часто на моих работах - окна изнутри... Я люблю рисовать «из окна»... Хотя... Это так по-разному.

12. Многие из Ваших картин передают уют, тепло и умиротворение. Наверняка такое настроение картин возникает благодаря внутренней гармонии и любви к окружающему Вас миру. Но в то же время есть картины очень эмоциональные, характерные. В каком состоянии духа они рождаются? Зависит ли тон, оттенки Ваших работ от Вашего настроения?

Да, знаете, Вы просто «подслушали» мои мысли. Самое главное для меня - быть «в ладу» с самой собой. Это не обязательно покой, но это обязательно гармония. Гармония любви, гармония грусти, гармония…

Мелодия для саксофона

А эмоциональную окраску очень часто создает музыка. Я «рисую» музыку, которая звучит в голове..Часто это иллюстрации к тому, как я «вижу» то или иное музыкальное произведение. И конечно, цветовая гамма «соответствует» настроению.

13. Топ 5 любимых художников?

Коровин (поразил в раннем детстве, когда мама показывала мне его работы), Серов, Левитан, Ренуар, Поленов, ещё, наверное...

14. Елена, из современных художников кого-нибудь можете выделить?

Да, хоть и принято говорить, сетовать на «времена», я считаю, что «времена» хорошие нынче. И много ОЧЕНЬ интересных, профессиональных художников, чьи работы я очень люблю и жду с нетерпением новых. Павел Еськов, Вадим Долинский, Гелена Павленко... Я назвала их не в порядке степени моего восхищения их мастерством и талантом... Они очень разные и очень талантливые

15. Ваш источник вдохновения?


Осенние листья

Жизнь, мои переживания, музыка, поэзия, окружающий меня мир, прекрасный Крым, где я живу, разные страны, в которых я бываю… Всё, что меня окружает, что заставляет меня плакать, смеяться, благоговеть...

16. Когда Вы работаете - должна быть тишина?

Нет, что Вы. Мне НИЧЕГО не мешает, если я рисую. А рисовать могу в перерывах между работой, домашними делами. Это как бы мой «параллельный» мир - мои работы. Я мгновенно переключаюсь с одного мира на другой. Вернее, они живут во мне одновременно и не мешают друг другу.


Диссонансы

17. Какие черты характера помогают Вам в творчестве?

Все та же «гармония». Меня не «раздирают» противоречия между тем, что у меня есть, и что бы мне хотелось иметь (я имею в виду материальные блага, славу, признание)

18. У Вас есть хобби? На Вашей странице - и работы с керамикой, и с камнями, и лепка… Вы любите экспериментировать?

Ночник в стиле Гауди

Все, что я делаю «руками», я считаю своим хобби - то есть увлечением... Делаю с увлечением свои домики из керамики

Домик-ночник из керамики

С увлечением собираю камни, которые мне кажутся очень красивыми...

Мало снега дала зима...

С увлечением фотографирую.

Огонь. Фезалисы

А если мне что-то неинтересно, то я просто не делаю этого.

19. У Вас и фотографии отличные! Каждую можно рассматривать долго. В каждой свое настроение и энергетика. Давно ли начали заниматься фотографией? И бывает ли так, что запечатленный кадр находит в будущем свое отражение в Ваших картинах?


Не уходи

Фотография - это удивительное изобретение человечества, и я счастлива, что могу его «эксплуатировать», в хорошем смысле этого слова. Фотография позволяет «остановить мгновение». То мгновение, которое уже никогда не повторится. И конечно, бывает так, что я «фиксирую» эти мгновения, чтобы потом воссоздать в своих работах. Правда, часто фотографии служат для воспроизведения «деталей»... А состояние, настроение - это то, что было в тот момент, когда я видела «своё» через объектив фотоаппарата.

20. Кстати, у Вас на фотографиях - фигурируют домашние животные. Это Ваши питомцы?


По разные стороны

Да. Животные всегда были частью моей жизни, с самого детства. Это члены семьи, друзья, и одновременно подопечные... Они же как дети... Не могут пойти заработать себе на жизнь, как взрослые люди. Поэтому их порой и жальче, чем людей. И они приносят радость самого искреннего общения.


Это что, весна?

21. Идеальный день начинается с идеального утра. Какое у Вас идеальное утро?

Утро

Это когда «заурчала» кофеварка, сигнализируя, что уже можно вставать, и вчерашняя недописанная работа меня ждет...

Утренний кофе (худ. фотография)

Налить чашечку и подойти посмотреть «свежим» взглядом, что я там вчера такого нарисовала, и предвкушать, что надо сделать за сегодня... И запах масляных красок…

22. Елена, на Вашем автопортрете в глазах такая печаль… А в жизни Вы какая? Интроверт или экстраверт?

Лунный свет

Знаете, наверное я и то, и другое... Это опять про гармонию, которая и в том, что всему есть место. Я не люблю шумных сборищ, хотя часто приходилось участвовать в таковых в силу обстоятельств. Я люблю своих друзей, люблю встречаться с ними, но и очень люблю уединение. Я экстраверт по обстоятельствам, и могу быть душой компании, но по сути я человек грустный.. Не печальный, а грустный...

23. Что больше всего любите делать в быту? И любите ли?

Убирать в доме. Выбрасывать хлам и ненужные вещи. Чувствую после этого себя свободной и обновленной

24. У Вас есть мечта?

Есть. Но она не «публичная»

felichita

25. Вопрос, который я задаю всем - как вернуть вкус к жизни?

Я не знаю... Я его никогда не теряла. Наверное, в этом тоже мое счастье - я не ищу ничего, оно как-то само ко мне приходит. Радости есть во всем... И все дело в том, видишь ли ты эти радости, можешь ли ими наслаждаться.

Очарованный сад

26. Какие напутствия или советы Вы можете дать начинающим художникам?

Не пытаться делать что-то «вопреки» своей сущности. Учиться в техническом смысле, и «слушать» себя в смысле своей самобытности. Не пытаться подражать, даже если что-то очень нравится.

27. Вопрос, который бы Вы хотели услышать и не услышали в этом интервью?

Вы задали очень корректные и интересные вопросы. Заинтересованные и неравнодушные, за это - большое спасибо. Наверное, просто хочу еще раз поставить акцент на том, что считаю очень важным. В любом виде искусства важны две вещи - о чем ты хочешь рассказать, и как, какими средствами ты это делаешь. То есть «ЧТО» и «КАК»… Вот когда эти две составляющие равноценно высокого качества, то это и есть «искусство».

28. И напоследок - пожелайте, пожалуйста, что-нибудь читателям моего блога

Ваш вопрос о том, как вернуть вкус к жизни… Он меня поразил, заставил задуматься... Не терять вкуса к жизни... Наверное, это самое страшное, что может произойти в жизни

Ожидание

Блиц-опрос

Ох, я наверное Вас разочарую.. Не могу я правдиво ответить на блиц-опрос. У меня нет раз и навсегда «любимого» фильма, цвета, музыки…. Нет для меня и «самых главных» качеств...
Я обожаю арию Надира из оперы Бизе «Ловцы жемчуга», песни «Битлз», музыку «Пинк Флоид»...
Я люблю Набокова, Чехова…
Я люблю жареную картошку, но я не могу сказать, что это мое ЛЮБИМОЕ блюдо... Назавтра я с удовольствием буду есть что-то совсем другое...
А человеческие качества? Они не делятся, по моему мнению, на «мужские» и «женские»...


Мои голландские мысли

Есть ценности, такие как честность, доброта, сострадание... Щедрость, снисходительность... И по мне вовсе не важно, от мужчины или женщины это исходит.
Одно лишь я не устану повторять... Молитву американского солдата времен Второй Мировой из «Лед-9» Карла Воннегута:

«Дай мне Бог силы побороть то, что я могу преодолеть,
Смирение, чтобы перетерпеть то, что я не могу изменить,
И мудрость, чтобы отличить одно от другого»

Спасибо огромное, Елена, и за интервью, и за Ваше творчество! Пусть Ваша мечта исполнится! Пусть вдохновение не покидает Вас, мы же будем ждать Ваши новые работы.

А моим читателям я очень рекомендую зайти на сайт автора и погулять там. Мало того, что Вы погрузитесь в мир прекрасного, вы еще прочитаете чудесные комментарии, которыми Елена сопровождает свои картины.

А что "туман"? (пастель)

”Туман... А что туман?...
Обычная вода,
И романтизм его - обман...
Исчезнет утром без следа...”


Осколки лета

"На дворе осколки лета я тебе открою тайну
Всё вернётся тень от Солнца до Луны
На восходе лучик света разбудил тебя случайно
Я ушел, но это только до весны...”

В эпоху довоенного джаза

"В эпоху довоенного джаза, где фортепиано роняет отдельные ноты,
как порванное ожерелье - жемчужины..." Би-2


Настало незаметно утро

”...Отсчитывали бесконечности минуты
часы, единственный источник звуков...
Так приближалось незаметно утро,
но грань его зимой почти неуловима…”


Золотые перезвоны

”Золотыми перезвонами, колокольчиками солнца
Ты наполни мою душу, наступившая весна...”
И. Ковалев


Декабрьское солнце

"В косых лучах декабрьского солнца
Горит листвы опавшей костерок..."


И лампа не горит

”И лампа не горит..,
И врут календари..,
И если ты давно хотела что-то мне сказать….
То говори…”
“Адмирал”


Прощенные души

“Вдруг вспомнилось, что летящий снег отец называл “прощенными душами”... Вон, говорил, прощенные души летят... В детстве мне казалось, что в устройстве мироздания он различает что-то такое, чего не различают остальные.” Д.Рубина “Синдром Петрушки”