Open
Close

Онегин и ленский анализ 2 главы. Анализ второй главы романа «Евгений Онегин

Замысел поэмы “Облако в штанах” (первоначально название “Тринадцатый апостол”) возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в некую Марию Александровну, семнадцатилетнюю красавицу, пленившую его не только внеш-ностью, но и своей интеллектуальной устремленностью ко всему новому, рево-люционному. Но любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь сво-их переживаний в стихах. Полностью поэма была закончена летом 1915 года. По-эт был не только автором, но и ее лирическим героем. Произведение состояло из вступления и четырех частей. Каждая из них имела определенную, так сказать, частную идею.
“Долой вашу любовь”, “долой ваше искусство”, “долой ваш строй”, “долой вашу религию” – “четыре крика четырех частей”, – так очень верно и точно опре-делена сущность этих идей самим автором в предисловии ко второму изданию поэмы.
В начале второй главы автор определяет свои позиции:
Славьте меня!
В следующих строках мы улавливаем определенный “нигилизм”:
Я над всем, что сделано,
Ставлю: “nihil” (ничто).
Все отрицается и разрушается, все перестраивается и переделывается на но-вый лад. Отрицание продолжается:
Никогда ничего не хочу читать.
И тут же – познание жизни:
А оказывается –
Прежде чем начнет петься,
Долго ходят, размозолев от брожения…
Далее автор в гуще толпы:
Улица муку молча перла…
И вновь – возвращение к личной теме, поэт ставит свои жизненные принци-пы.
Во второй главе протест Маяковский выражает открыто, громко и смело. С исключительной ясностью и вдохновением выражена в ней целеустремленность героя, когда он, обращаясь к “уличным тыщам”, идущим за поэтами “размокши-ми в плаче и всхлипе”, говорит:
Господа!
Остановитесь!
Вы не нищие,
Вы не смеете просить подачки!

Нам, здоровенным,
С шагом саженным,
Надо не слушать, а рвать их –
Их,
Присосавшимся бесплатным приложеньем
К каждой двуспальной кровати!
С торжественной проповедью обращался поэт к людям труда, говорил об их величии и могуществе:
Мы
С лицом, как заспанная простыня,
С губами, обвисшими, как люстра,
Мы,
Каторжане города-лепрозория,
Где золото и грязь изъявили проказу, –
Мы чище венецианского лазорья,
Морями и солнцами омытого сразу.

Я знаю,
Солнце померкло б, увидев
Наших душ золотистые россыпи!
Внимательно прислушиваясь к биению пульса жизни, зная, что выраженные им чувства не сегодня-завтра станут самосознанием миллионов, поэт устами сво-его лирического героя провозгласил:
Я,
Осмеянный у сегодняшнего племени,
Как длинный
Скабрезный анекдот,
Вижу идущего через горы времени,
Которого не видит никто.

В терновом венце революций
Грядет шестнадцатый год.
А я у вас – его предтеча…
Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного существую-щим строем, которое поднимается на борьбу. Он называет себя “крикогубым За-ратустрой”. Поэт говорит, как пророк, от имени людей, задавленных городом, ка-торгой тупого, бессмысленного труда. Он высмеивает сладеньких, чирикающих поэтов, которые “выкипячивают”, “пиликая”, рифмы, в то время как корчащейся улице “нечем кричать и разговаривать”. Остриями раскаленных строк, как шты-ками, штурмует он весь старый строй жизни.
Громко и проникновенно говорит Маяковский от имени тех, кто держит в своей пятерне “миров природные ремни”. Огромная любовь к человеку – в каж-дой строке второй главы. Ни одного спокойно произнесенного, ни одной равно-душной фразы. Стих Маяковского оказался достаточно могучим, чтобы передать перемещение миров, уловить тончайшие движения сердца и глухую тишину Все-ленной.
Вторая глава полная мысли, огня, презрения, боли и предвидения будущего.
Это предвидение поэта на год укорачивает срок ожидания. Ему кажется, что уже в 1916 году грянет революция.
Что касается художественных особенностей второй главы поэмы “Облако в штанах”, то они представлены здесь очень широко. Необычностью поэзии Мая-ковского является то, что она очень активна, не воспринимать ее никак просто не-возможно. Можно сказать, что его стихи – стихи митингов, лозунгов. И во второй главе мы находим тому примеры: “Славьте меня!”, “Господа! Остановитесь! Вы же не нищие, вы не смеете просить подачки!”.
Новаторство Маяковского разнопланово. Он совершенно меняет устояв-шиеся стереотипы в работе над словом, речевыми оборотами. Например, автор берет какое-нибудь слово и “освежает” его первичное значение, создавая на его основе яркую, развернутую метафору. Результатом этого стали такие образы, как “костлявые пролетки”, “пухлые такси”.
Мир метафор просто поражает своей фантазией и многообразием: “душ россыпи”, “глаз обрывается”, “душу вытащу, растопчу”, “выжег души…”. Срав-нения поражают своей образностью: “лицо, как застиранная простыня”, “с губа-ми, обвисшими, как люстра”, а себя поэт сравнивает со “скабрезным анекдотом”.
Вводя неологизмы, Маяковский добивается запоминающейся образной ха-рактеристики явлений и событий: “разморозлив”, “выкипячивают”, “пешехо-дист”.
С лексикой поэт обращается необыкновенно творчески: он “просеивает”, “перемешивает” слова, совмещая их в самых контрастных сочетаниях. В поэме мы найдем сочетания “высокого” и “низкого” стилей. “в хорах архангелова хора-ла”, “идемте жрать”, “Фауст”, “гвоздь”, “венецианское лазорье”, “голодные ор-ды”. А подчас встречаются и нарочито грубые, “сниженные” образы: “выхаркну-ла”, “сволочь”…
Во второй главе поэмы мы найдем фразы-образы, когда буквально за одной строкой – целый мир, воспроизведенный с удивительной точностью и многопла-новостью. К примеру, это образ города:
Топорщась, застрявшие поперек горла,
Пухлые taxi и костлявые пролетки..
Ритмический рисунок второй главы своеобразен, очень динамичен. Маяков-ский преобразует и свободно сочетает традиционные стихотворные размеры (ямб, хорей, анапест и т. д.) с характерным для народно-поэтического творчества тони-ческим стихом, создавая гибкую подвижную структуру стиха.
И когда –
Все-таки!
Выхаркнула давку на площадь,
Спихнув наступившую на горло паперть…
Ритмическое разнообразие и вариантность стиха не самоцель, а средство выражения многогранного содержания поэмы.
К особенностям ритмической структуры стиха Маяковского стоит отнести сложное движение ритма, разбивку стихотворной строки, его знаменитую “лесен-ку”:
Слушайте!
Проповедует,
Мечась и стеня,
Сегодняшнего дня крикогубый Зарастустра.
Известно одно воспоминание товарища Маяковского В. Каменского. Он пи-сал: “Успех поэмы “Облако в штанах” был столь громаден, что с этой минуты он сразу поднялся на высоту гениального мастерства. Даже враги смотрели на эту высоту с трепетом и изумлением”. Я считаю, что данное высказывание полно-стью отражает суть этого произведения, ведь Маяковский, проникнутый предчув-ствием грядущей революции, говорил от имени порабощенного человечества.

Сочинение по литературе на тему: Анализ 2 главы поэмы В. В. Маяковского “Облако в штанах”

Другие сочинения:

  1. Анализ первой главы поэмы В. В. Маяковского “Облако в штанах”.”Вы думаете, это бредит малярия?”В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт Read More ......
  2. Владимир Маяковский открыл целую эпоху в истории русской и мировой поэзии. В его творчестве запечатлелось становление нового мира, рожденного в жесточайших классовых битвах. Поэт выступил как художник-новатор, реформировавший русский стих, обновивший средства поэтического языка. Поэтические завоевания Маяковского определили главное направление Read More ......
  3. Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный Владимир Маяковский. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана, и он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Критика Read More ......
  4. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В это же время Маяковский познакомился с Лилей Брик, которой читал поэму полностью, и тут же попросил разрешения посвятить ей свое произведение. Так на титуле поэмы появилось имя (“Тебе, Лиля”), Read More ......
  5. Среди всего, созданного Маяковским за пять лет его дооктябрьского поэтического пути, особое место принадлежит поэме “Облако в штанах”, написанной в 1914-1915 годах. Каждое слово произведения – дерзкий вызов действительности, ниспровержение социальных, моральных и эстетических основ буржуазного строя и призыв к Read More ......
  6. Поэзия Маяковского активна: “Славьте меня!”, “Господа! Остановитесь! Вы же не нищие, вы не смеете просить подачки!”. Он совершенно меняет устоявшиеся сте­реотипы в работе над словом, обновляя устоявшееся значение слова: “костлявые пролетки”, “пухлые такси”. С лексикой поэт обращается творчески: он “просеивает”, Read More ......
  7. Любовный конфликт в поэме необычен. Лирический герой ждет Марию несколько часов, это доводит его до такого состояния, что он чувствует себя “жилистой громадиной”, у которой “сердце – холодная железка”, но которой хочется иметь “любеночка”. Нервы на пределе. Трагически звучат строки: Read More ......
  8. Читая эту поэму, можно живо представить Маяковского, вышагивающего по берегу залива и чеканящего на песчаном пляже в Куоккале строки “Облака в штанах” под ритм своих мощных шагов. На мокром песке остаются следы громадных сапог, в сознании поэта рождаются бессмертные стихи. Read More ......
Анализ 2 главы поэмы В. В. Маяковского “Облако в штанах”

Разделы: Литература

(Слайд №2)

Цель: Провести наблюдение за деталями художественного текста, одновременно анализируя собственные чувства, возникшие как отклик на события, происходящие с героями.

(Слайд №3)

Задачи:

  • Объяснить причины поступков Понтия Пилата через наблюдение его душевных переживаний; подмечать все тонкости в его поведении, речи, интонации, объяснить противоречивость его чувств.
  • Проанализировать собственные чувства, появляющиеся при чтении текста.
  • Составить психологический словарик своих чувств.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point (Приложение 1), два листа ватмана, фломастеры

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Итак, сегодня мы приступаем к анализу 2 главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в основу которого положены вечные проблемы человеческого существования: Добра и Зла, Веры и Безверия, Предательства и Любви, Власти и Свободы, проблема покаяния и справедливого возмездия.

Перед нами разворачивается целая панорама людских нравов, обнажая старые, как мир, и вечные, как сама жизнь, вопросы. Что есть человек? Ответственен ли он за свои дела? Могут ли даже самые суровые обстоятельства служить оправданием безнравственному поступку? Вы знаете, что частью романа Булгакова «Мастер и Маргарита», его отдельными главами является роман его героя, Мастера, обращенный событиями почти в двухтысячелетнюю историю, но имеющий непосредственную связь с событиями, происходящими в Москве 30-ых годов. Сюжет этого романа напоминает библейское сказание о распятии Иисуса Христа и производит впечатление документально точного изложения действительно происходивших событий, так как героями его являются почти исторические лица. Однако есть нечто, что отличает роман Мастера.

В Евангелии от Матфея говорится о том, что, собрав 12 учеников на Тайную Вечерю в канун праздника Пасхи, Иисус Христос предсказал свою смерть от предательства одного из них…

(Слайд №4)

Сообщение ученика о библейском сюжете распятия Христа (рассказывает легенду о распятии Христа, дополняя рассказ следующими цитатами из Библии):

«– Истинно говорю вам: один из вас предаст меня.

Учеников это опечалило, и они начали спрашивать одни за другим:

– Не я ли, Господи?

Тогда Иуда, который прежде предал Его, тоже спросил:

– Конечно же не я, Учитель?

Иисус ответил:

– Да, ты…»

(Евангелие от Матфея, гл.26 (20–22, 25, 46–52,) гл.27 (1–5)

Учитель: Нет сомнения, что Иешуа Га-Ноцри – своего рода двойник Иисуса Христа. Тем более, Иешуа на арамейском языке означает Господь (спасение), а Га-Ноцри – из Назарета. Иисус Христос, родившийся в Вифлиеме, до начала своей деятельности постоянно проживал в Назарете, из-за чего его часто называют Иисус Назаретянин. В чём же, по-вашему, состоит особенность трактовки евангельского сюжета?

(Писатель значительно углубил библейский сюжет, передал целую гамму чувств и переживаний героев, он «очеловечил» их, что вызывает у читателей сопереживание и сострадание к ним. Он ставит их перед нравственным выбором, и, кажется, Булгаков обращается к каждому: «Смог бы ты так же мужественно, безропотно, как Иешуа, принять страдания во имя своей идеи, до конца сохранив веру в доброе начало в человеке, ни на йоту не допустив чувства озлобленности и обиды за свою судьбу?»)

На втором уроке изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» вы получили задание: перечитать 2 главу «Понтий Пилат» и ответить на вопросы:

  1. Можем ли мы, искренне сочувствуя Иешуа, понимая несправедливость его наказания, категорично осуждать Пилата за его жестокость? В чём истинная вина Пилата?
  2. Почему обстоятельства оказались выше желания прокуратора спасти проповедника? Почему Иешуа был выше этих обстоятельств?
  3. Была ли у Пилата возможность выбора, почему он всё-таки выбрал зло?
Ответить на эти вопросы можно, пробежав по содержанию, но ведь для чего-то описывает М.А. Булгаков переживания Пилата? Наверное, всё не так просто, как кажется?

Индивидуальная домашняя работа (сообщение 2 учащихся с презентацией своего слайда)

1 учащийся выполнял задание: проследить, как меняется настроение Понтия Пилата. Составить словарик своих чувств, возникших во время чтения 2 главы.

2 учащийся анализирует поведение Иешуа Га-Ноцри и составляет словарик собственных чувств.

(Слайд №5)

Выступление 1 ученика:

Как только Булгаков вводит нас во дворец Ирода Великого и знакомит с Понтием Пилатом, сразу бросается в глаза атмосфера какого-то беспокойства. Болезненное состояние Пилата подтверждает это («опять начался приступ гемикрании, когда болит полголовы») .

Итак, впервые встречаясь с прокуратором, мы видим его раздраженным . Чувствуется, что обитатели дворца и приближённые привыкли к жестокости и резкости его характера. Разговаривая с приведённым к нему арестантом, он перебивает его на полуслове, когда Иешуа обратился к нему: «Добрый человек…» Пилат заявляет, что в Ершалаиме все шепчут про него: «свирепое чудовище», «и это совершенно верно» В подтверждение своих слов Пилат вызывает кентуриона, грозного Марка Крысобоя: «Преступник называет меня «добрый человек…» Объясните ему, как надо разговаривать со мной. Но не калечить».

(Появляется какое-то жуткое чувство страха и недоумения и вопрос: «За что?»)

Но позже, кажется, и самому Пилату стало интересно разговаривать с этим человеком. Ведь «проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: «повесить его». Однако прокуратор не делает этого. А когда Иешуа разъясняет прокуратору причину его страданий («истина прежде всего в том, что у тебя болит голова… Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня…»), Пилат просто сражён.

Прокуратор успокаивается, когда Иешуа продолжает разговор о том, что «злых людей нет на свете»,и в его голове сама собой сложилась формула: «игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нём не нашёл. В частности, не нашёл ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, произошедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор … прокуратор не утверждает…»

(Здесь читатель невольно радуется за прокуратора и за Иешуа и уже жду счастливой развязки.) И вдруг оказывается, что всё не так.

– Всё о нём? – спросил Пилат у секретаря.

Нет, к сожалению,– неожиданно ответил секретарь и подал Пилату другой кусок пергамента.

– Что ещё там? – спросил Пилат и нахмурился .

(Вот здесь действительно хочется, чтобы не было этого второго пергамента, становится страшно, что он всё испортит.)

Это же чувствует и сам прокуратор, который всем существом пытается предотвратить опасность, снизойдя даже до того, что подаёт знаки Иешуа. (Поэтому чувство волнения и тревоги возрастает), тем более, что у Пилата возникает страшная галлюцинация, которая как будто предвещает беду: «Так, померещилось ему,что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо неё появилась другая. На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедавшая кожу и смазанная мазью, …вдали, как будто, проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова: «Закон об оскорблении величества…» Рассказ Иешуа о том, про что и как говорил он с Иудой из Кариафа порождает у Пилата настроение безнадёжности. Он чувствует, что теряет шансы на спасение наивного арестанта. (Чувство тревоги возрастает)

(Слайд №6)

Выступление 2 ученика:

Жестокое, несправедливое наказание, кажется, даже не вызвало в арестованном негодования. Он просто, как ребёнок, просит кентуриона в ответ на его грозный тон: «Я понял тебя. Не бей меня.» (Это вызывает интерес к нему и уважение)

(Слайд №7)

В дальнейшем искренность и непринуждённость его беседы с Пилатом просто захватывает.

(Слайд №8)

По этой причине прямота ответа поразила Пилата своей дерзостью: «Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон? Если это так, ты очень ошибаешься» (В этот момент появляется опасение, что Иешуа может навредить себе) Пилат «вздрогнул и ответил сквозь зубы: «Я могу перерезать этот волосок».

«– А ты бы меня отпустил, игемон, – неожиданно попросил арестант, и голос его стал тревожен, – я вижу, что меня хотят убить».

(В момент приговора у читателя возникает острое чувство несогласия с происходящим: так ярко показана жестокость прокуратора и его бессилие.)

(Слайд №9)

«Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Я твоих мыслей не разделяю!»

Интересно, что Пилат не успокаивается, а устраивает свидание с президентом Сендриона Каифой. Разговор с ним был последней надеждой на спасение Иешуа, и Пилат приложил к этому все старания.

После этого его охватывает тоска, перерастающая в страшный гнев бессилия. прокуратор осознаёт свою вину и чувствует страшные муки совести, а после испытывает почти ярость к нему за то, что он растоптал последнюю надежду. Прокуратором овладевает открытое негодование:

«Вспомнишь ты тогда спасённого Вар-равана и пожалеешь». Но первосвященник непреклонен:

«…Ты хотел его выпустить затем, чтобы он смутил народ, над верой надругался и подвёл народ под римские мечи! Но я, первосвященник иудейский, покуда жив, не дам на поругание веру и защищу народ!»

(Читая эту сцену чувствуешь такое негодование, от того, что не нашлось силы, способной предотвратить эту нелепую и чудовищную несправедливость.)

Направляясь к помосту и произнеся слова приговора, Пилат даже не смотрит в сторону преступников. «Он ничего не видел. Ему это и не нужно было. Он и так знал, что за его спиной конвой уже ведёт на Лысую гору Га-Ноцри, которому сам прокуратор произнёс смертный приговор и которого более всех хотел видеть живым»

(Когда читаешь эти строки, чувство негодования и ужаса охватывает тебя. И ещё бессилие. Остаётся только наблюдать за происходящим.)

(Слайд №10)

Словарик, отражающий чувства и переживания при прочтении главы

Понтий Пилат

Иешуа

Страх (непонятная жестокость)

Симпатия (держится просто)

Недоумение (за что бьют)

Интерес (искренен, как ребёнок)

Любопытство (результат беседы)

Уважение (стойкость, бесстрашие)

Волнение (предчувствие беды)

Опасение (может навредить себе)

Тревога (приговор)

Радость (ожидание счастливой развязки)

Отчаяние (записали показания)

Страх (хоть бы всё не испортил)

Бессилие (никто не поможет)

Тревога (непоколебимость Иешуа)

Негодование (от несправедливости)

Несогласие (с решением прокуратора)

Отвращение (трусость – самая подлая черта)

Ужас (смертный приговор)

Учитель: Итак, мы видим, что фигура Понтия Пилата действительно сложна и противоречива. Он хотел спасти Иешуа, понимая необоснованность приговора, вынесенного Синедрионом. Но даже всесильный прокуратор, человек, один взгляд которого повергает в оцепенение, оказался бессильным спасти Иешуа от смерти. Почему обстоятельства оказались выше желания Пилата? Почему Иешуа был выше этих обстоятельств? Была ли у прокуратора возможность выбора? И почему он всё-таки выбрал зло?

Групповое задание (выполняется на компьютерах или на листах ватмана)

Группа1 Составить кластер черт характера Иешуа Га-Ноцри, проявившихся во 2 главе романа

Группа 2 Составить кластер черт характера Понтия Пилата, проявившихся во 2 главе романа

Выступление представителей от групп с защитой своей работы.

(Слайд №11)

Сравнение: предлагается вниманию учащихся цветовой спектр черт характера героев, выполненный учителем. Объяснения учителя:

Иешуа – это идеал свободы личности. Главная его черта – ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ.

(Слайд №12)

Основная Цель на земле-мирная проповедь царства истины и справедливости. И потому никакие силы не могут его заставить предать веру в добро.(Вспомним эпизод, когда он просит перед смертью палача не за себя, а за другого: «Дай попить ему»). Он не предаёт навсегда принятое убеждение – свою истину. Он внутренне окружён ореолом светлых чувств: Любви, Свободы, Добра.

Пилат же вечно раздражён, озлоблен, недоверчив, жесток. Кроме того ему приходится жить в городе, который он ненавидит, он управляет народом, который не любит. Его воля не может противоречить воле более высоко власти духовенства в лице Великого кесаря, первосвященников и всего Синедриона. Поэтому Пилат оказывается внутренне связан, зависим от своего положения.

Он постоянно испытывает внутренний разлад.

В Иешуа Пилат почувствовал то, чего не хватало ему самому: понимания, искренности, чуткости, силы духа. К тому же этот философ сумел угадать не только его одиночество, страдание, но и снял его физическую боль, пробудил давно забытые чувства. Ему хочется помочь Иешуа.

Прокуратор лицом к лицу оказывается перед выбором: либо сделать шаг к спасению Иешуа и таким образом совершить Добро; либо погубить его и совершить Зло.

Пилат прекрасно понимал, несправедливость наказания Иешуа и всей силой своей души хотел выбрать Добро

Но с другой стороны, прокуратор – могущественный правитель. Он не может отпустить человека, который говорил о власти то, что он говорил, и что записано не только в донесении Иуды, но и в протоколе секретаря прокуратора. Тогда будут погублены карьера и положение. Он – раб кесаря, своей должности и своей карьеры . Пилат выбирает Зло, предав этим свою совесть.

Он был волен решать судьбы других, но не может, оказывается, управлять своими действиями и поступками. И потому Пилат обречён на вечные душевные муки, вину, которую в течение почти двух тысяч лет он не в состоянии искупить, так как нет большего порока, чем трусость.

Вывод: Иешуа уходит, и прокуратор на тысячелетия остаётся в камере своего одиночества, где ему снится лунная дорога, по которой он идёт и разговаривает с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. И он ждёт и надеется, что его простят и отпустят.

Литературный рисунок полностью совпадает с рисунком историческим, даже в мелочах и тонкостях. И имя Пилата – и как евангельского лица, и как булгаковского персонажа – всегда будет идти рука об руку с именем Иешуа-Иисуса, в наказание за бездействие. Бессмертие в веках – его проклятие.

Образом Пилата, его судьбой, его душевными муками Булгаков убеждает нас, что человек ответственен за свои дела. Как живое существо, он может противиться исполнению своего гражданского долга всеми своими силами и находить себе оправдание – в жажде жизни, в привычках, в естественном стремлении к покою, в страхе перед страданием или перед начальством, перед голодом, нищетой, изгнанием, смертью. Но как существо духовное, обладающее нравственным сознанием, он всегда ответствен перед своей совестью. Здесь у него нет союзников, на которых он мог бы переложить хоть часть своей ответственности, и никакие внешние обстоятельства и условия выбора не могут служить ему оправданием.

К таким выводам приходишь, анализируя противоречивость чувств, переживаемых Понтием Пилатом. В его словах, глазах, голосе улавливаются самые разнообразные чувства: безнадёжность, тоска, ярость, отчаяние. И оказывается, что Пилат – человек страдающий, ожесточённый болезнью и непониманием, скованный своей властью. Но главное – одинокий, умный, глубоко чувствующий.

В жизни всегда есть выбор, даже в самых, казалось, безвыходных положениях человек должен принять какое-то решение. И только от него зависит, как он будет дольше жить: в ладу или в разладе со своей совестью.

(Слайды №13, 14)

Подведение итогов урока: Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём – параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад? (Роман посвящён вечным проблемам, они существуют в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно).

Оценки за урок .

Домашнее задание: Выбрать материал, касающийся а) истории Мастера, б) общей атмосферы жизни 30-х годов 20 века, используя главы 5, 6, 7, 9, 13, 27.

Литература:

  1. «М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Москва «Олимп» 1997 г.
  2. Русская литература 20 века часть 2» Под редакцией В.П. Журавлёва Москва «Просвещение» 2006.
  3. «Русская литература 20 века. Хрестоматия» Составители А.В. Баранников, Т.А. Калганова Москва «Просвещение» 1993 стр.332.
  4. М.П. Жигалова «Русская литература 20 века в старших классах» М Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита» в научно-методических исследованиях стр. 10-9 Минск 2003.
  5. Журнал «Литература в школе» №7 2002 г. стр. 11-20.
  6. При создании презентации использованы ресурсы сети интернет.

Конспект открытого урока литературы по теме «Татьяны милый идеал…».

(Сравнительная характеристика Татьяны и Ольги)

(18.12.2014 г.)

Цели урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Методы и приемы:

    аналитическая беседа;

    культурологический комментарий;

    презентация;

    эвристическая беседа;

    словесный (слово учителя).

    репродуктивный (беседа по рассказу).

    наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации).

    частично – поисковый (нахождение ключевых слов в тексте).

    практический (чтение текста с остановками)

Оборудование: презентация, иллюстрации к роману, портреты главных героинь.

Татьяна - существо исключительное,

Натура глубокая, любящая, страстная...

В.Г. Белинский

Ход урока

I . Организационный момент.

Ребята, сегодня мы продолжим работу над романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Наша задача – раскрыть образы Татьяны и Ольги. А как вы думаете, почему эпиграфом к уроку взяты строчки В.Г. Белинского «Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная»? Верно, потому что именно Татьяна является идеалом А.С. Пушкина, воплощением пушкинских представлений об идеальной женщине. И в этом нам с вами предстоит убедиться.

II . 1. Вступительное слово учителя.

Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. Что касается образа Ольги, он не является центральным, но её характер служит не только фоном для образа Татьяны, но и интересен сам по себе.

Давайте обратим внимание на имена героинь.

2. Культурологическая справка.

    Татьяна – древнегреческое имя, «учредительница». С де6тства отличается эмоциональностью, хранительница домашнего очага, спокойная. С возрастом появляется больше терпимости.

    Ольга – древнерусское имя, «святая, священная». Волевая, активная, упрямая, в вечных проблемах. Серьёзная, вдумчивая, но очень ранимая и обидчивая.

К концу урока нам предстоит определить, схожи ли характеры героинь со значением их имён.

3. Анализ второй главы «Евгения Онегина».

С чего начинается вторая глава? (подтвердить цитатами из текста). (I )

(Начинается с описания деревни, где скучал Евгений. Описание деревни:

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.)

Чем занимается Онегин в деревне? (IV )

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

Что означают строчки «ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил»? (культурологический комментарий )( Барщина - повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными земледельцами в пользу землевладельца, в основном за предоставление в их пользование части земли. Оброк - отходящий промысел, как правило, несвязанный с сельским хозяйством. Крестьяне приносили с оброка деньги. Оброк считался не только более легкой формой крепостной зависимости, но и путем к освобождению крестьян).

Какие отношения у Онегина с соседями? (V ) (Сначала все к нему приезжали, но Онегин не хотел с ними общаться, они казались ему скучны).

Как происходит знакомство с Владимиром Ленским? (VI ) (Красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт, Владимир был чист душою, невинен, наивен. Его душа и разум стремились к высокому и прекрасному).

Как был принят Ленский в деревне? (XII ) (Как жених, так как был богат и хорош собою).

Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться? («Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть»).

Они сошлись... Найдите строчки, которые описывают отношения Онегина с Ленским? (XIII ) (Ленский и Онегин противоположны по восприятию жизни, по отношению к ней: с одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь, а с другой – человек, во всём разочаровавшийся).

Что сближает Онегина и Ленского? (XVI ) (Их сближает тот круг социально-политических, философских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодёжи).

Когда происходит знакомство с Ольгой? Найдите её описание. (XXI и XXIII )

Чуть отрок, Ольгою плененный,

Сердечных мук еще не знав,

Он был свидетель умиленный

Ее младенческих забав;

В тени хранительной дубравы

Он разделял ее забавы,

И детям прочили венцы

Друзья-соседы, их отцы.

В глуши, под сению смиренной,

Невинной прелести полна,

В глазах родителей, она

Цвела, как ландыш потаенный,

Незнаемый в траве глухой

Ни мотыльками, ни пчелой.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Казалось бы, поэт восхищается чистотой и обаянием героини. Пушкин нарисовал великолепный портрет безупречной красавицы, но всё же не считает её образцом совершенства и предметом восхищения. Что же смущает поэта? Какие недостатки мы видим в этом эталоне красоты? (XXIII )

но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Как Пушкин изображает семью Лариных? (XXIX ) (Отец Татьяны считал книги пустой игрушкой, хотя сам их никогда не читал, особо не заботился о дочке, жена его любила Ричардсона. Она всегда была одета по моде, её повели к венцу, не спрося её совета, она сначала плакала, с супругом чуть не развелась, но потом привыкла, хозяйством занялась и открыла тайну, как управлять мужем).

Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII ) (Вела расходы, отдавала своих крестьян в солдаты, служанок била осердясь –всё это мужа не спросясь).

Как относился к ней муж? (XXXIV ) (Он её любил, веровал ей, а сам в халате ел и пил).

Как они относились к русским традициям? (XXXV ) (У них были блины на масленицу, два раза в год постились, н6а Троицу «роняли слёзки три», за столом у них гостям носили блюда по чинам).

Отец Татьяны умирает, его памятник посещает Владимир Ленский. О чём он вспоминает в этот момент? (XXXVII ) (Он вспоминает о том, как Дмитрий держал его на руках, как он играл с его медалью, вспоминает о том, что Дмитрий хотел отдать Ольгу за него).

4. Анализ третьей главы «Евгения Онегина».

- В начале третьей главы мы узнаём, что Ленский все вечера проводит у Лариных. Что говорит об этом Онегин? (I ) (Он не понимает, что интересного нашёл друг в обществе этой семьи, где только и разговоров, что «про дождь, про лён, про скотный двор»).

Что на это отвечает Ленский? (II ) («Я модный свет ваш ненавижу, милее мне домашний круг»). Удивлённый Онегин просит представить его этому семейству.

Как происходит знакомство Онегина с семьёй Ленских? (III ) (Когда приехал Онегин к Ленским, те стали готовить угощенья).

На обратном пути от Лариных Онегин делится впечатлениями с Ленским (V )

Скажи: которая Татьяна?"

- Да та, которая, грустна

И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна. -

"Неужто ты влюблен в меньшую?"

- А что? - "Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Что говорит Онегин об Ольге? (V ) (В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна»).

Какое впечатление произвело на Ленских появление Онегина? (VI ) (Было решено, что у Татьяны появился жених, поговаривали даже, что дело уже слажено и вот-вот назначат свадьбу).

Но Татьяна в это время думает о другом. Найдите строчки, подтверждающие влюблённость Татьяны в Онегина. (VII и IX ) (Пришла пора, она влюбилась. Теперь с каким она вниманьем, читает сладостный роман, любовник Юлии Вольмар, Малек-Адель и Вертер в единый образ облеклись, в одном Онегине слились).

Какие чувства испытывает Татьяна в этот момент? (XVI ) (Чувства тоски и грусти).

О чём разговаривает Татьяна с няней? (ХVII ) (Няня рассказывает, как она венчалась.

- Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели.

Затем няня замечает, что Татьяна не слушает её. Что на это отвечает Татьяна? (XIX , XX ) ("Я не больна: Я... знаешь, няня... влюблена").

Следует учесть то, что письмо Татьяны – это перевод с французского языка. Писать по-французски, думать на чужом языке – это показатель высокой образованности, что типично для любого русского дворянина того времени.

Что происходит после того, как Татьяна написала письмо? (Запечатав письмо, Татьяна просит верную няню послать своего внука с письмом к Онегину. Прошёл день, другой, а ответа всё не было. Приезжает Ленский, но один).

Что чувствует Татьяна в этот момент? (XXXVIII ) («Душа в ней ныла, и слёз был полон томный взор»).

Вдруг она слышит конский топот...Она бежит в сад и видит Евгения.

Но следствия нежданной встречи

Сегодня, милые друзья,

Пересказать не в силах я;

Мне должно после долгой речи

И погулять и отдохнуть:

Докончу после как-нибудь.

III . Подведение итогов.

Сегодня мы с вами проанализировали характеры Татьяны и Ольги, определили, чем они различны. Давайте вернёмся к значениям имён Ольги и Татьяны и ответим на вопрос, сходи ли характеры героинь со значением их имён.

IV . Домашнее задание.

V . Оценки.

Учитель-словесник: ________________________________

Методист: _________________________________________

Анализ урока литературы «Татьяны милый идеал…»

Урок литературы на тему «Татьяны милый идеал…». Тема соответствует тематическому плану. Этот урок – третий в изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Мною были поставлены следующие цели:

Образовательные:

    произвести сопоставительный анализ образов Татьяны и Ольги;

Развивающие:

    продолжить развитие образно-аналитического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать;

    продолжить развитие умения работать с текстом, быстро ориентироваться в нем.

Воспитательные:

    воспитывать любовь к искусству;

    продолжить формирование нравственных ценностей.

Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности. При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся, индивидуальные способности каждого.

Тип урока: комбинированный (рассказ учителя о романе, анализ 2ой и 3ей глав, выразительное чтение отрывков).

В ходе урока применялись следующие методы обучения:

1. Словесный (слово учителя).

2. Репродуктивный (беседа по рассказу).

3. Наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации).

4. Частично – поисковый (нахождение ключевых слов в тексте).

5. Практический (чтение текста с остановками)

Урок проводился с учётом требований с позиций сбережения здоровья учащихся. Во-первых, не было перегруженности теоретического материала; во-вторых, виды учебной деятельности были разнообразны: слушание, письмо, чтение, ответы на вопросы; в-третьих, использовались различные методы: наглядный, словесный, метод комментированного чтения.

Классное помещение было подготовлено к уроку. В целях экономии времени на доске были записаны необходимые данные.

Урок включал следующие этапы:

1. Организационный момент (2 минуты);

2. Анализ глав, посвящённых Татьяне и Ольге (30 минут);

3. Комментированное чтение текста (10 минут);

4. Подведение итогов и определение домашнего задания (3 минуты).

Урок был начат с организационного момента. Помимо взаимного приветствия учителя и учащихся, была установлена готовность учеников к уроку, объявлена тема. Учащиеся записали в тетрадях число и тему урока «Татьяны милый идеал…».

Вторым этапом урока был анализ 2ой и 3ей глав романа «Евгений Онегин». Учащиеся отвечали на вопросы и в доказательство своих слов зачитывали отрывки из текста.

Для того чтобы понять, насколько хорошо учащиеся усвоили изученный материал, были подведены итоги урока.

В конце урока были выставлены оценки, некоторым учащимся даны рекомендации и определено домашнее задание.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.

Результативность урока хорошая.

Учитывая большую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Перегрузки детей не было.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

На мой взгляд, все этапы урока были успешно реализованы.

В ходе урока я стремилась строить свою речь грамотно, выразительно, вежливо. Урок был построен методически грамотно: наличие чёткой структуры, реализация каждого этапа соответствующими методами.

Требовательность и тактичность характеризовали отношение с детьми на уроке. Я стремилась относиться к ним добродушно, реагировала на каждый их вопрос. Учащиеся, в свою очередь, активно работали на уроке, отвечали на вопросы.

Считаю, что проведённый мною урок был эффективным: поставленные цели были достигнуты, все этапы реализованы, временные рамки соблюдены.

Основные трудности, с которыми я столкнулась на уроке, заключались в проблеме одновременной подачи материала и контролем над дисциплиной. Тех ребят, которые вели себя на уроке не лучшим образом, я пыталась увлечь работой, задавала дополнительные вопросы.

Если бы у меня была возможность повести этот урок вновь, то я бы дала опережающие задания по теме, для того, чтобы максимально задействовать учеников в работе.

Произведение "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина увидело свет в 1833 году, но до сих пор оно волнует сердца людей. Каждый старший школьник знает отрывки из романа наизусть и всех его главных героев. Для того чтобы понять, в чем секрет успеха произведения, сделаем в этой статье краткий анализ романа Пушкина "Евгений Онегин".

Общая характеристика романа

  • Направление и жанр. "Евгений Онегин" – это один из первых русских реалистических романов социально-психологического направления. Причем роман этот написан не прозой, а в стихах. История его создания охватывает несколько периодов творчества поэта.
  • Идеи и мысли. Роман назван так же, как зовут главного героя, неспроста. Этим Пушкин подчеркнул особую значимость персонажа. В образе Евгения Онегина он хотел показать образ героя времени. По словам Пушкина, отличительной чертой молодежи 19 века было равнодушие к жизни, к ее наслаждениям, поэт называл это "преждевременной старостью души".
  • Еще одна важная идея – это показать национальный характер русской героини. Татьяна не только "русская душой" героиня, но и идеал женщины.
  • В этом романе автор также показал дворянство, которое формировало главных героев. С одной стороны – это высший свет Петербурга и Москвы, пронизанный духом "пустым" и "холодным", с другой - дворянство провинции. Отношение у поэта к ним было разное, что он и показал в романе.
  • Тематика. Роман охватывает обширный жизненный материал. Поэтому проблематика и тематика произведения столь разнообразны и разносторонни. В нем изображен во всех подробностях социальный, бытовой и культурный уклад всего русского общества начала 19 века.
  • Проблематика. В основе проблематики произведения лежит основная проблема общества того времени. Это противопоставление основной части русского общества, чтящего национальные традиции, европейски просвещенному русскому дворянству.
  • Основные герои. В романе все время идет противопоставление: города - деревне, национального - вненациональному. Таким же образом противопоставлены и герои романа. "Герой времени" предстает перед читателем в образе Евгения Онегина. Он выступает представителем "русского байронизма". Татьяна Ларина является "милым идеалом", поэт вложил в нее свои представления о русском характере. Владимир Ленский - тоже представитель русского дворянства, но другого типа – он юный романтик, мечтатель, в отличие от байронического Онегина.

Краткий анализ глав

  • Анализ 1 главы "Евгения Онегина". В первой главе для того, чтобы пояснить появление Онегина, столь необычного героя, Пушкин подробно описывает, что с ним случилось. В итоге главы становится понятным, что существует противоречие. При всех возможностях, которые дает герою блистательная столичная жизнь, он ею не увлечен. И у читателя возникает вопросо том, почему же он охладел к жизни.
  • Анализ 2 главы "Евгения Онегина". Во второй главе идет описание главных героев, даются их портретные характеристики, прорисовываются некоторые черты характера. И снова вопрос: почему Онегин сторонится соседей, а вот с Ленским сходится? Ведь они настолько разные, настолько непохожи друг на друга, как лед и пламень.
  • Анализ 3 главы "Евгения Онегина". Считается, что в этой главе начинается завязка конфликта. Но стал бы Пушкин, с его поэтической энергией, растягивать на две главы экспозицию? Роман он начал решительно. Завязка романа заключается в противоречиях, терзающих героя, странностях его тоски при всем великолепии условий жизни. Вторая глава подводит к смене среды проживания, к смене мест. Но и здесь, в усадьбе, Онегин тоскует практически так же, как и в столице. 3-я глава - просто следующий шаг этого сюжета. Герою предстоит столкнуться не с деревней, а с чувством, напоминающим стихию, – с любовью. Чувство, которое вспыхнуло в Татьяне, и ее поступок, письмо о любви являются центральными в этой главе. И опять вопросы. Почему так неожиданно проснулась в Татьяне любовь? И что толкнуло ее написать письмо Онегину?
  • Анализ 4 главы "Евгения Онегина". Глава демонстрирует читателю реакцию главного героя на любовь. Как оценивают его объяснение в саду автор романа и Татьяна? Одинаково ли? Зачем автору понадобилось демонстрировать в этой главе святость Онегина и счастливую любовь Ленского и Ольги?
  • Анализ 5 главы "Евгения Онегина". Здесь героя ждет новое испытание, и перед ним встает вопрос: что победит – желание собственного покоя, подкрепленное сознанием превосходства над другими людьми, или сочувствие к чужой любви, снисходительность в дружбе? Глава отвечает на вопросы: каким образом Татьяне удалось предугадать столкновение Ленского с Онегиным, чем сон Татьяны схож с именинами?
  • Анализ 6 главы "Евгения Онегина". В ней обнажается вся мнимость чувства превосходства, свойственного Онегину. Это является развязкой поединка с обществом, который намечался в хандрящем Онегине и закончился убийством друга, юного поэта. В живых осталась только физическая оболочка главного героя, морально он сломлен. Осуждение среды, которую он презирает, оказалось сильнее его затаенных чувств и искренних желаний. Вопросы, на которые стоило бы ответить: что произошло, как друзья вдруг стали врагами и столкнулись в поединке, кто же все-таки виноват в дуэли, в ее печальном финале?
  • Анализ 7 главы "Евгения Онегина". Она построена на 2-х событиях: посещение Татьяной дома, в котором живут Онегины, и приезд Татьяны в Москву. Героя нет в Москве. В читателе усиливаются колебания по поводу оценки Онегина. Возникает еще большая неопределенность и загадочность в его фигуре. Потерпевший нравственное фиаско, он, казалось бы, должен быть нами осужден. Сомнения, которые одолевают Татьяну и повергают ее в равнодушие, как будто еще больше способствуют осуждению нами Онегина. Но в восьмой главе Пушкин выводит нас из ошибочных заблуждений и не позволяет безрассудно осудить героя. Героя, который в конце романа оказывается способным на искренние чувства и глубокие страдания. А здесь зададим вопросы: изменилось ли отношение Татьяны к Онегину в связи со всеми произошедшими событиями?
  • Анализ 8 главы "Евгения Онегина". В этой главе в Онегине обнаруживаются возможности, которых у него раньше не было. Герой вознесся, в нем открылось непосредственное, самозабвенное и лирическое чувство. Но, тем не менее, он оказывается в трагическом тупике. По мнению Пушкина, уйти в любовь, выразив холодное презрение к обществу, не является спасением. Это и есть развязка внутреннего смысла романа. А на вопрос нам предстоит ответить: Онегин любит Татьяну, но почему же она его теперь отвергает?

Мы представили Вам небольшой анализ романа "Евгений Онегин", надеемся, что он поможет Вам лучше понять это произведение.

Е.И.Богомолова, Т.К.Жаров, М.М.Кедрова «Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений – М., Высшая школа, 1986.

О некоторых особенностях системы образов, сюжета и композиции романа «Евгений Онегин»

Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Со­держание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотно­шения с соседями; характеристика Ленского, любовь Лен­ского к Ольге; характеристика Ольги и Татьяны; характе­ристика Лариных. Глава статична, в ней почти нет движе­ния. Она вся построена по принципу параллелизма: Онегин и Ленский, Ленский и Ольга, Ольга и Татьяна, Татьяна и Онегин.

Оказавшись в деревне, Онегин сближается с Ленским, и они становятся «от делать нечего друзья». Ленский и Онегин противоположны по восприятию жизни, по отно­шению к ней: с одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь, с другой - холодный скептик, во всем разочаро­вавшийся. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Их сближает тот круг социально-политических, этических и философ­ских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодежи:

Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры. Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду.

Другая параллель: Ленский - Ольга. Они не противо­положны, но они и не сходны. Ольга - заурядная, посред­ственная натура, хотя и очень мила:

Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро, весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые. Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет...

И когда потом Онегин скажет о ней:

В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне,-

мы не обидимся вместе с Ленским, а будем на стороне Онегина.

Пока непонятно, как Ольга могла стать предметом безумной любви поэта. Они сходны только в одном: в без­думном отношении к предмету своей любви.

Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена.

Жажда любви, стремление быть любимым, свойствен­ные юному возрасту (Ленскому нет еще и восемнадцати лет), не позволяют Ленскому разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую он, поэт, способен. По­нятно, почему он «сухо отвечал» на замечание-вопрос Онегина: «Неужто ты влюблен в меньшую?.. Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». А Ленский, собственно, и не выбирал:

Чуть отрок, Ольгою плененный, Сердечных мук еще не знав, Он был свидетель умиленный Ее младенческих забав; В тени хранительной дубравы Он разделял ее забавы, И детям прочили венцы Друзья-соседи, их отцы.

Таково его душевное состояние: неважно, кого любить, лишь бы любить и быть любимым. Это то, что Онегин назы­вает «горячкой юных лет».

И Ольга любит Ленского потому, что хочет любить, потому, что видит, чувствует его любовь к себе. Она и не подозревает, какой огонь зажгла в душе поэта, ей не­доступны такие тонкие его размышления, как, например: «Он верил, что душа родная соединиться с ним должна». И неудивительно, что, оплакав его гибель, Ольга вскоре выходит замуж за улана: ею руководит та же потребность любить и быть любимой.

Ленский и Повествователь... Повествователь критиче­ски относится к Ленскому как поэту-романтику и судит его поэзию за бессодержательность и слащавость:

Так он писал темно и вяло. (Что романтизмом мы зовем. Хоть романтизма тут нимало Не вижу я...)

Но Ленский дорог ему как человек особого душевного склада; ему мила его душевная тонкость, «пылкий и до­вольно странный ум»:

Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал И чудеса подозревал.

Ленский близок Повествователю и своим поэтическим вдохновением. Повествователь любит в нем свою соб­ственную юность, любит в нем то душевное состояние, которое с годами безвозвратно уходит, - состояние возвы­шенной мечтательности. Не всем дано пережить в юности такое состояние, а кто пережил его, тот дорожит им хотя бы как воспоминанием. Не потому ли и Онегин так снисхо­дительно слушает Ленского:

Он слушал Ленского с улыбкой. Поэта пылкий разговор, И ум, еще в сужденьях зыбкой, И вечно вдохновенный взор,- Онегину все было ново; Он охладительное слово В устах старался удержать И думал; глупо мне мешать Его минутному блаженству; И без меня пора придет; Пускай покамест он живет Да верит мира совершенству; Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред.

Попробуем, забегая вперед, разобраться, что означает гибель Ленского. В Ленском персонифицировано особое душевное состояние, свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора. Поэтому так трогательно-возвышен­но описана его смерть:

Онегин выстрелил... Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет, На грудь кладет тихонько руку И падает. Туманный взор Изображает смерть, не муку. Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая. Мгновенным холодом облит, Онегин к юноше спешит, Глядит, зовет его... напрасно: Его уж нет. Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре!..

Автор «уводит» Ленского из жизни потому, что он интересен и дорог ему (и читателю) только своим душев­ным состоянием юношеской возвышенности. Такое состоя­ние не вечно. В каком направлении мог развиваться Ленский?

Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден, Его умолкнувшая лира Гремучий, непрерывный звон В веках поднять могла. (...) А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился.

Две возможные дороги жизни Ленского намечены автором: одна - путь великого поэта или крупного обще­ственного деятеля, другая - обыкновенный удел помещи­ка маниловского типа. Обе ведут к гибели: первая -- к физической, вторая - к моральной. Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюби­вые мечты, дух пылкий и довольно странный».

Трагическая гибель Ленского намечена эпиграфом к шестой главе. «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно» (Петрарка). А вот как объясняет неизбежность трагической гибели Ленского А. И. Герцем: «Рядом с Онегиным Пуш­кин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни, оборотную сторону Онегина. Это - острое страда­ние рядом с хроническим. Это - одна из тех целомудрен­ных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от нечистой почвы, разве только смерть. Эти отроки - искупительные жертвы - юные, бледные, с печатью рока на челе, проходят как упрек, как угрызение совести, и печальная ночь, в которой „они существовали", становится еще чернее».

Что ж, если вашим пистолетом Сражен приятель молодой, Нескромным взглядом, иль ответом, Или безделицей иной Вас оскорбивший за бутылкой, Иль даже сам в досаде пылкой Вас гордо вызвавший на бой, Скажите: вашею душой Какое чувство овладеет, Когда недвижим, на земле Пред вами с смертью на челе, Он постепенно костенеет, Когда он глух и молчалив На ваш отчаянный призыв? В тоске сердечных угрызений, Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений.

Третья параллель: Татьяна - Ольга. Здесь они даны как натуры противоположные по внешнему и внутреннему облику:

Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива Как лань лесная, боязлива. Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.

Наконец, четвертая параллель: Татьяна - Онегин. Они еще ни разу не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна линия любовных отношений, и не потому, что нам «подсказали» соседи Лариных, а потому, что авторская характеристика Татьяны определенным образом соотно­сится с авторской характеристикой Онегина.

Что же общего между ними? Это: самобытность Татьяны - «неподражательная странность» Онегина; ее мечтательность - его «мечтам невольная преданность»; она скучает в обществе - он нелюдим и разрывает связи с соседями; «ее изнеженные пальцы не знали игл» - «труд упорный ему был тошен».

Не менее важно и то, что отличает их друг от друга: близость Татьяны к народным основам жизни - оторван­ность Онегина от народных корней; простота, незнание обмана, доверчивость Татьяны - умудренность жизнен­ным опытом Онегина; Татьяна не знает разочарований - Онегин пресыщен жизнью, охлажден, разочарован. Это те различия, которые можно установить по первым двум главам. В последующих главах они раскроются более глубоко, так же как и черты сходства.

Характеристика Лариных тоже дана по принципу параллелизма. Она соотносится в нашем представлении с характеристикой петербургского света, только что остав­ленного Онегиным. Нам интересно, будет ли тронут Онегин милой простотой Лариных, поймет ли то, что дорого По­вествователю в этом семействе, заметит ли обычаи просто­народной старины или все уничтожит своим скептическим, высокомерным взглядом.

Какое место занимает Повествователь во второй главе? Он открыто заявляет о себе только в последних строфах, перекликающихся с последними строфами первой главы: те же рассуждения о плодах поэтического труда, но ши­ре - о смысле жизни. Легкая жизнь не для Повествовате­ля - он «разумеет ее ничтожность», ему было б грустно мир оставить «без неприметного следа»:

Живу, пишу не для похвал; Но я бы, кажется, желал Печальный жребий мой прославить, Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук.