Open
Close

Основы композиции. Статика и динамика в




Ритм Ритмическое чередование цветовых пятен, линий, штрихов создают иллюзию движения, особенно если идет постепенное нарастание или убывание ритма. Ритмическое чередование цветовых пятен, линий, штрихов создают иллюзию движения, особенно если идет постепенное нарастание или убывание ритма.








Асимметрия, смещение композиционного центра Если в картине левая и правая часть не уравновешены, асимметричны, то также создается впечатление движения. Если в картине левая и правая часть не уравновешены, асимметричны, то также создается впечатление движения.


Безусловно важную роль играет и анатомически верная передача движения людей и животных, а также изображение склоненных от ветра растений, клубы пыли и т.д. Безусловно важную роль играет и анатомически верная передача движения людей и животных, а также изображение склоненных от ветра растений, клубы пыли и т.д.




Статика Статика Если художник изображает объекты в состоянии покоя, то он использует симметричные, уравновешенные композиции, где главный объект расположен в центре полотна. Если художник изображает объекты в состоянии покоя, то он использует симметричные, уравновешенные композиции, где главный объект расположен в центре полотна.





Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Статика и динамика в композиции

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю изображение.

Для того чтоб лучше передать идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Можно выделить следующие композиционные правила:

1) передачи движения (динамики);

2) покоя (статики)

К приемам композиции можно отнести:

1) передачу ритма;

2) симметрии и асимметрии;

3) равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра

Статика и динамика используются для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма производит на зрителя. Это впечатление может исходить как из физического состояния формы - стабильного или динамичного, связанного с движением объекта в целом или его частей, так и число композиционного (формального).

По степени зрительной и физической стабильности формы можно разделить на следующие четыре вида.

1) Зрительно и физически статичные формы. По производимому впечатлению они оцениваются как предельно стабильные. К ним можно отнести: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т. п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.

Основные виды статичных форм:

Симметричная форма

Метрическая

С незначительным смещением элементов

С совмещением равных элементов

С облегченным верхом

С незначительным скосом элементов

Горизонтального членения

Равного расположения элементов

С крупными сближенными элементами

С крупным главным элементом

Симметричного расположения элементов

С выделенным центром

2) Физически статичные, но зрительно динамичные формы, оцениваемые так по впечатлению их некоторой неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм, устремленных, например, в одном направлении, с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композиций свойствами.

Основные виды этих форм:

Форма со смещенными от центра осями

Ритмического характера

Перпендикулярного расположения элементов

Параллельного расположения элементов

Облегченного низа

Искривленного вида

Диагонального членения

Свободного расположения элементов

Вытянутых элементов

Наклонного расположения элементов

Асимметричного расположения элементов

Включенные в открытое пространство

3) Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Они имеют устойчивую основу, в которой «двигаются» отдельные элементы. Часто в практике дизайна такое «движение» обусловлено особенностями функционирования объектов, реальным движением в них отдельных деталей. При этом их композиция в целом носит статичный характер. Пример из практики дизайна - форма ткацкого станка с движущимся челноком. В формальной композиции - это зрительное движение в статичной форме отдельных элементов.

4) Зрительно и физически полностью динамичные формы. Они типичны для многих современных движущихся дизайн - объектов, прежде всего различных транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. Часто изменяется их структура. В композиционном плане им присущ предельно динамичный, стремительный характер. В формальной композиции - это так называемые гибкие открытые, и изменяющиеся по структуре, комбинаторные формы.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.

Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.

Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах - сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.

В основном задействован центр, симметричные композиции.

Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

Статичность - выражение покоя, устойчивости формы. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служит главным средством организации формы. Такая форма пожалуй, не столь эффектна, как форма динамичная. Движение впечатляет куда больше, чем покой. Статичная форма обычно не только симметрична (четко выраженный центр), но еще и обладает крупной массой. В понятие статичности мы вкладываем как нечто обязательно тяжелое и большого размера.

Движение и выразительность можно также передать, показав неправильность и неустойчивость композиции. Для нас привычно распознавать положение покоя и статичности. Мы всегда можем сказать, находится ли тело в состоянии равновесия. Несбалансированность положения или формы объекта вызывает в нас предчувствие движения - мы ожидаем серии действий.

В ожидании форма визуально разрушается. Конечно, трудно определить очертания формы, находящейся в движении, поскольку мы обычно опираемся на ее очертания в фиксированном пространстве. Таким образом, разрушенный или стертый контур можно использовать как показатель движения. Форму, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Если динамичность ярко выражена, она может стать главным композиционным качеством.

Динамика

динамика статика композиция

Динамика, это полная противоположность статики во всем!

Используя динамическое построение можно более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!

Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.

Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.

Цвета открытые, спектральные.

Динамичность формы связана, прежде всего, с пропорциями. Равенство трех сторон объекта характеризует его относительную статичность. Разность сторон создает динамику, «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.

Сравним куб и вытянутый параллелепипед. Фигура слева(вытянутый параллелепипед) создает движение глаза вдоль длинной стороны. Положим параллелепипед плашмя: вертикаль исчезнет, а с ней и односторонняя направленность. Теперь это статичный, «лежачий» объем. Чтобы динамичность проявилась, необходимо обозначить начало, придав форме направленность. Небоскреб, устремленный ввысь, динамичен, поскольку мы видим начало формы и ее стремительное движение вверх.

Динамичная форма может быть свойственна как неподвижным объемам (архитектурным сооружениям, станкам), так и движущимся (различным транспортным средствам). Однако проявления этого свойства различны. Динамичная форма гоночного автомобиля или сверхзвукового самолета выражает сущность самого предмета, она определяется условиями аэродинамики. Форма техники 20 века - порождение ритма нашего времени.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формальные признаки композиции картины. Целостность, подчиненность второстепенного главному. Уравновешенность (статическая и динамическая). Типы и формы, приемы и средства композиции и их характеристика. Эстетический аспект формальной композиции.

    реферат , добавлен 20.11.2012

    Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации. Примеры асимметричного построения композиции. Асимметрия как способ достижения равновесия. Соподчиненность частей - средство объединения асимметричной композиции.

    реферат , добавлен 14.10.2014

    Методы создания композиции на плоскости с помощью компьютера. Характеристики и изобразительные средства композиции. Значение формы для усиления эмоционального воздействия произведения. Основные принципы ее построения, средства достижения гармонии.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    История флористики, стили букетов. Формы, ряды и виды поверхностей во флористике. Группировка частей композиции, оптический вес и баланс, закон рычага. Симметрия и асимметрия в композиции. Характеристика растительного материала для цветочной композиции.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2014

    Формирование навыков самостоятельной работы по созданию коллекции причесок в композиции. Цель композиции в дизайне, ее основные принципы. Свойства пространственной формы материальных предметов, совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    История становления и развития, оценка современного состояния богородского промысла, стилевые особенности объемной композиции. Материалы, инструменты, оборудование рабочего места, процесс и основные этапы изготовления богородской объемной композиции.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2014

    Особенности концепции композиции Волкова Н.Н. Характеристика понятия "композиция". Значение пространства как композиционного фактора согласно теории Волкова. Время как фактор композиции. Роль предметного построения сюжета и слова согласно теории Волкова.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2010

    Графическая композиция как структурный принцип произведения, основные изобразительные средства, особенности организации. Классификация и виды, а также функциональные возможности пятна, принципы и основные этапы построения композиции с его помощью.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2015

    Музыкальное произведение как результат творчества композитора. Выразительные средства музыки, ее образное содержание и источники эстетического наслаждения. Создание атмосферы спектакля, многообразие приемов сюжетной музыки в драматических спектаклях.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Предпосылки и историческое развитие лака в Японии. Техники декорирования лаковых изделий. Выявление особенностей в композиции изделий школы Римпа. Средства выразительности, применяемые мастерами Хонами Коэцу, Огата Корин, Сакаи Хоицу и Камисака Сэкка.

Этой темой, я хочу открыть серию уроков посвященную основам композиции.
Ведь именно с построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.

Основы композиции.
Статика и динамика в композиции.
Вначале небольшое вступление
Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение. Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые. В основном задействован центр, симметричные композиции. Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности)) Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта. В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

Поэтому и мы возьмем их за основу. Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, - конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики). Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.
Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью. Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:

Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:

Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света. Использую комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света: неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика. После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата. Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:



Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам: Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга. Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

ДИНАМИКА

Теперь переходим к динамической композиции. Динамика, это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.
Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету. Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.Вот и тональный эскиз готов:
Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить
Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету. Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:



Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона. Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))

Этой темой, я хочу открыть серию уроков посвященную основам композиции.
Ведь именно с построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.

Основы композиции.
Статика и динамика в композиции.
Вначале небольшое вступление
Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение. Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах - сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые. В основном задействован центр, симметричные композиции. Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности)) Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта. В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

Поэтому и мы возьмем их за основу. Для своего натюрморта я выбрала три предмета - чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, - конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики). Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.
Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью. Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:

Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:

Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света. Использую комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света: неяркого заполняющего света, и направленного - луч фонарика. После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата. Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:



Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам: Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга. Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

ДИНАМИКА

Теперь переходим к динамической композиции. Динамика, это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.
Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету. Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.Вот и тональный эскиз готов:
Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить
Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету. Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:

Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона. Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))

Мастер класс по монотипии с фото для детей от 7 лет

Основы изобразительной грамоты: статика и динамика в композиции

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 7 лет. Материал может быть полезен педагогам общеобразовательных учреждений, дополнительного и дошкольного образования.
Назначение: оформление творческих выставок и интерьера помещений.
Цель: создание декоративной композиции в нетрадиционной технике рисования монотипия.
Задачи:
-продолжать знакомство детей с основами изобразительной грамоты: изобразительные средства(точка, линия, пятно), правила построения композиции(композиционный центр, цветовое равновесие);
-познакомить с понятием статики и динамики в композиции;
-совершенствовать навыки работы в технике монотипия, гуашь;
-упражнять в работе разными кистями в соответствии с поставленной задачей, упражнять в умении работать всем ворсом кисти и её кончиком;
-воспитывать творческую инициативу, воображение.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы вновь возвращаемся к изучению основ композиции, что же это такое? Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей и предметов в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, замыслом. Это продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю изображение.


В предыдущей работе мы выяснили, что композиция-это способ расположения предметов на листе бумаги. Что нужно располагать рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Для этого этого мы изучали расположение сторон листа. Учились располагать изображение посередине, чтобы всё задуманное уместилось на листочке целиком, чтобы сверху, снизу и по бокам осталось совсем немного пустого места. Познакомились с новой наукой-основы изобразительной грамоты, с правилом равновесия в композиции.
Равновесие в композиции.


Правил построения композиции существует очень много, сегодня мы познакомимся с новыми понятиями-статика и динамика. Сложные на первый взгляд названия означают состояние покоя(статика) и движения(динамика) в живописи.
В статичной композиции нет никого действия. Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные композиции спокойны, молчаливы. Помимо статичности(состояние покоя) самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее тем статичнее.

Но любую статичную форму можно превратить в динамичную: квадрат можно расположить в углу, параллелепипед расположить вертикально, наклонить пирамиду и так далее. Кроме того, их можно расположить таким образом, что зрителю будет казаться, что всё это вот-вот упадёт. К динамичным относятся: треугольник и параллелограмм, стоящие на короткой стороне, эллипс, шар, пирамида, параллелепипед, стоящий на своей узкой грани и так далее. Следовательно композиция, которая стремится к изменению своих элементов, является динамичной, то есть находится в движении.


Итак, динамика(от греч. dynamis-«сила»)-это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно располагаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.



Сегодня мы рассмотрим динамику и статику в композиции на примере цветового пятна. Создание любой композиции-это обязательно работа с формой. Конечная же ее цель-достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, созданию которого помогают различные выразительные средства-точка, линия и пятно.
Точка-несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать, например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше, создаст целостный сюжет. Но все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами.


Точка включается в ряд других изобразительных средств, составляя равнозначную часть обшей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.
Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику. Так, линии можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, мятущаяся, стремительная.
Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы". Конечно, у пятна огромные выразительные возможности, и конечно, они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции. В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть рисунка, заполняет рисунок содержанием, придаёт эмоциональный фон(грусть, радость), различные состояния природы и многое другое.


Материалы и инструменты:
-лист А3
-глянцевая бумага меньшего размера(подойдёт любая поверхность не впитывающая быстро влагу-пакет, термаклеёнка, ватман)
-кисти
-баночка и тряпочка
-ножницы(они нужны чтобы нарезать бумагу для создания отпечатков)

Ход мастер-класса:

Наша сегодняшняя работа основана на создании различных отпечатков цветовых пятен, иначе говоря-это нетрадиционная техника рисования монотипия. Слово «монотипия» состоит из двух греческих. «Monos»-один, «typos» -отпечаток. Мы попытаемся найти образ в случайном отпечатке, создать динамичную или статичную композицию.
Начинаем работу с нанесения цветовых пятен любого цвета на отрезок глянцевой бумаги. Краску необходимо наносить на бумагу густо, так чтоб получились хорошие отпечатки.


Теперь создадим отпечаток, приведём цветовое пятно в движение. Нужно перевернуть листик с краской и приложить и чистому листу, затем создать траекторию движения. Одной рукой держим большой лист, а другой скользим отрезком с краской по большому листу.


Краска на листочке куда её наносили первоначально сдвинулась, превратившись с единое плавно текущее пятно. Остановимся пока на этом изображение и пофантазируем. Пятно очень похоже на красивую тропическую рыбку, нам остаётся наполнить всю площадь бумаги содержанием.


Добавляем фон, и вот рыбка остановилась и с любопытством смотрит на подводный голубой риф, она находится в состояние покоя.
Затем добавим в рисунок пузырьки воздуха и у нас создаётся впечатление плавного подводного течения, композиция стала динамичной.


Теперь рассмотрим отпечаток который у нас получился на большом листе. Повернём лист в разные стороны и посмотрим на что похоже цветовое пятно.


Рассмотрим вертикальный вариант-похоже на оленёнка, выделим линиями контуры ушей, головы, туловища.


Композицию можно дополнить пейзажем на заднем плане.


Второй вариант проработки отпечатка-диковинная птица страус, она смотрит в небо, там в высоте летают птицы под самыми облаками.


Ещё раз перевернём отпечаток, он очень напоминает птицу лебедь, или кого то из отряда гусиных и уткообразных. Принимаемся за работу над фоном, будем использовать голубую гуашь. Сначала нарисуем водную гладь. Первым делом обводится силуэт фигуры птицы, а затем в горизонтальном направлении закрашивается фон.


По мокрому фону рисуем волнообразные линии синего и белого цвета в хаотичном порядке и горизонтальном направлении-волны.


Создаётся впечатления ряби на воде, значит дует ветерок.


Теперь небо, оно должно быть светлее цвета воды. Используем белую и голубую гуашь, сначала обводим контур птицы.


Затем наносим на бумагу плавные горизонтальные мазки, и вводим в фон коричневый цвет. Создаём плавные переходы от цвета в цвет.


Красной гуашью рисуем клюв, добавляем немного белых оттенков.


Затем вход вступают белые линии, декорируем(украшаем) птицу.


Представим что ветер задул сильнее, волны становятся больше и на них появляется пена-рисуем её белой гуашью.


С помощью примакивания кисти к листу рисуем белым цветом облака. Обратите внимание, что и волны и облака плывут в одном направлении.
Затем коричневым с небольшим добавлением зелёного рисуем полосу земли на линии горизонта(где вода встречается с небом). И так как у нас дует ветер, то и стволы деревьев слегка изогнём, рисуем их тоненькой кистью.


Желтым рисуем кроны деревьев-примакивание кистью.


Рисуем один глаз птицы, так как её голова повёрнута к нам боком. Затем добавим красные листья в кроны деревьев, и работа закончена.



Вот что получилось у моих деток-тропические птицы.


Стая морских черепах.


Морская рыба выпрыгивающая из воды.


Гордые птицы из отряда орлиные.


Кощей и кикимора.


Морской хищник.