Open
Close

Особенности проявления темперамента у школьников. Влияние темперамента на учебную деятельность В чем трудности воспитания такого ребенка

На способность ребенка к обучению и его успеваемость влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних. Кажется само собой разумеющимся, что психологические особенности ребенка должны в значительной степени влиять на его учебную деятельность, но они редко принимаются во внимание школьными учителями.

Современная система образования предполагает взаимодействие учителя с неким среднестатистическим учеником, а индивидуальный подход в обучении, хоть и понимается как наиболее эффективный, по-прежнему не практикуется. Множество проблем в обучении связаны с несовершенством и несовременностью образования.

Например, всем детям в классе дают одно и то же домашнее задание. И двоечник, и отличник на контрольной работе решают одну и ту же задачку за одинаковый отрезок времени. Один ученик прекрасно знает тему, но просто не успевает ответить на все вопросы контрольной и получает плохую оценку, а другой, ничего не зная, подсматривает ответы в шпаргалке и получает высокую оценку. Если один ученик на уроке скучает от того, что все и без того знает, а второму очень тяжело понять даже название темы урока, это совсем не означает что первый умный, а второй глупый. В конце концов, ребенку может просто не нравится учитель и наоборот.

О недостатках и упущениях системы образования можно говорить долго. Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться к этой несовершенной системе.

Хорошие оценки не должны быть самоцелью, гораздо важнее для школьников усвоить необходимые для жизни знания, научиться учиться, определиться, какая область человеческих знаний наиболее интересна, чтобы позже выбрать профессию. Это можно сделать, только зная и понимая особенности личности.

Индивидуальный стиль учебы, подобранный под тип темперамента и другие личностные особенности ученика, помогает ему учиться. Родители, делающие уроки с ребенком дома, выступают в роли учителя, поэтому должны знать его типологические особенности и отталкиваться от этого знания при выборе методов и времени обучения.

Типы темперамента

Одной из составляющих личности школьника, определяющей успеваемость, является темперамент – врожденная совокупность психофизиологических особенностей, связанных с возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет не только эмоциональность и чувствительность, но и стиль деятельности, способ реагирования и поведения.

Темперамент, в отличие от характера, является врожденной характеристикой и лишь в незначительной степени поддается изменениям в течение жизни. Характер воспитывается в детстве и может меняться в процессе самовоспитания во взрослом возрасте. Он, как правило, компенсирует негативные стороны темперамента.

Например, медлительность, свойственная флегматикам, часто компенсируется такой чертой характера как усидчивость, что помогает таким детям остаться в классе и делать задание, даже если другие, более шустрые ученики уже резвятся на переменке.

Темперамент обнаруживается очень скоро после рождения малыша, в течение первого года его жизни. И хотя чистых типов темперамента не бывает (чаще всего наблюдаются смешанные типы), все же какой-то один из них преобладает.

Выделяется четыре типа темперамента :

  1. Холерик. Сильный, но неуравновешенный тип темперамента. Холерики активные, деятельные, инициативные, упорные, эмоциональные, вспыльчивые, агрессивные.
  2. Флегматик. Сильный, уравновешенный, но инертный тип темперамента. Флегматики спокойные, рассудительные, миролюбивые, целеустремленные, постоянные, принципиальные, медлительные, внешне «холодные» и бесчувственные.
  3. Меланхолик. Слабый тип темперамента. Меланхолики чувствительные и тонко чувствующие, добрые, ответственные, дружелюбные, ранимые, замкнутые, тревожные.
  4. Сангвиник. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента. Сангвиники общительные, активные, креативные, веселые, оптимистичные, легкомысленные, непостоянные.

Как учатся дети с разными типами темперамента

Темперамент проявляется в любой деятельности человека и, конечно же, в ведущем виде деятельности каждого возрастного этапа развития.

Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которое обуславливает формирование основных возрастных психологических новообразований и способствует дальнейшему развитию личности. Для младших школьников таким видом деятельности является учебная деятельность , то есть учеба.

Правильная организация учебы вырабатывает у школьника навыки труда. Учебный процесс должен восприниматься положительно , чтобы обучение имело смысл. Как недостаточная, так и чрезмерная нагрузка негативно воздействуют на физическое и психическое здоровье школьника.

Если говорить в общем, то в современной системе образования более успешными оказываются те ученики, чей темперамент преимущественно флегматический или меланхолический. У сангвиников и холериков оценки, как правило, ниже, чем у меланхоликов и флегматиков.

Холерик работоспособный и выносливый ученик, но часто растрачивает все силы в начале деятельности, отчего быстро устает. Образно говоря, холерики быстро «загораются», увлекаются заданием, но так же быстро и «гаснут», переусердствовав в самом начале. Холерики любят интенсивно трудиться в ускоренном темпе. Если задание им интересно, способны на многое за короткий срок, в таком случае их продуктивность чрезвычайно высока. Они настоящие «стахановцы»: не бояться объема, ограниченности времени и сложности заданий.

Сангвиник обладает молниеносной реакцией и умеет приспосабливаться к непредвиденной смене обстоятельств. Продуктивен в учебе, только если она осуществляется в интересной форме (например, игровой), в противном случае ему становится скучно, он ленится и всеми силами старается избежать выполнения задания. Учеба дается им легко, новый материал они усваивают быстро, но не стремятся его изучить глубже. Сангвиники способны делать несколько дел сразу, скорость переключения внимания у них высока, но такой многозадачный труд часто носит поверхностный характер. Возможно множество ошибок по невнимательности.

Сангвиники и холерики бодры, веселы, общительны, активны в школе, почти не бывают усталыми, вялыми или расслабленными. Они не испытывают какого-либо напряжения при усвоении нового материала, легко запоминают большой объем информации, быстро отвечают на вопросы и выполняют задания. Такие дети воспринимаются так непослушные, неуправляемые, слишком свободолюбивые.

Холерики и сангвиники не любят проверять выполненную работу на ошибки. Также они не любят анализировать, классифицировать, планировать, делать выводы, а эти умения очень важны в учебе. Но самая существенная проблема для таких учеников – отсутствие самоконтроля, усидчивости и недостаток концентрации внимания. Эти качества нужно развивать.

Флегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность с лихвой компенсируется прилежанием. Флегматик может долго «вклиниваться» в работу, но когда уже погружается в нее, то в серьез и надолго. Любят разбираться, анализировать, сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения. Это прилежные ученики, уважающие учителей.

Меланхолики очень старательны и скрупулезны, любят добираться до сути, они усердны так же, как и флегматики, но намного быстрее утомляются, им чаще приходится делать перерывы на отдых. Порой им не хватает упорства, уверенности в себе и силы воли (особенно если задание не нравится). Любят работать не по принуждению, а по вдохновению.

Флегматики и меланхолики ведут себя на занятиях спокойно и сдержанно, это послушные и любознательные дети. Их аккуратность и прилежание доходят до педантизма и перфекционизма. Дома флегматики и меланхолики занимаются учебой большую часть времени. Родители рады, видя своего ребенка таким прилежным и послушным, но для гармоничного развития ему нужна не только учеба. Игры, общение со сверстниками, хобби не должны исключаться из жизни ребенка.

Сангвиникам и холерикам часто не хватает терпения и старательности. Проверка знаний в школе обычно осуществляется в письменном виде, а такие задания легче выполнять меланхоликам и флегматикам. Им труднее, нежели холерикам и сангвиникам усваивать новый учебный материал, но усидчивость и трудолюбие приводят к тому, что они становятся отличниками.

Важно помнить, что каждый тип темперамента в учебной деятельности может проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны в зависимости от выбранной методики, задания, стиля преподавания и личности учителя.

Успешность в жизни никак не связана с хорошей успеваемостью в школе, скорее, наоборот, наблюдается обратная картина: ученики, плохо учившиеся в школе или вовсе ее прогуливавшие, более успешны во взрослой жизни, нежели отличники. Школа – необходимый этап в жизни каждого человека, проходя который важно не потерять способность мыслить нестандартно и верить в себя.

  1. Е. Белонощенко “Рожденные с характером”
  2. Д. Кейрси “Пожалуйста, пойми меня – II. Темперамент. Характер. Интеллект”
  3. И. Бриггс-Майерс, П. Майерс “MBTI. Определение типов. У каждого свой дар”
  4. Т.П. Брайсон, Д. Сигел “Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер”
  5. Дж. Готтман, Дж. Деклер

Рассмотрим характерные особенности проявления основных типов темперамента у школьников подросткового возраста.

Школьник – сангвиник очень живой, непоседливый. В классе ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен и легко увлекается. С увлечением и возбужденно может рассказывать о просмотренном фильме, прочитанной книге. На уроках живо откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем его интересы и увлечения очень непостоянны и неустойчивы. Увлекшись новым делом, подросток–сангвиник легко охладевает к нему. У него живое, подвижное, выразительное лицо. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или к человеку. На интересных для него уроках он проявляет большую работоспособность. На «неинтересных» же уроках почти не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Чувства и настроения его очень изменчивы. Получив «двойку», он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носится по коридорам. Несмотря на его живость и непоседливость, его легко дисциплинировать: у опытного учителя он прекрасно сидит на уроках и никогда не мешает работе класса. Быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят. Обычно ученики сангвинического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний .

Ученик–холерик выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, может легко прийти в состояние возбуждения и прерывать рассказ различными восклицаниями. На любой вопрос преподавателя готов отвечать не подумав, и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Объяснения учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же сосредоточенно выполняет классную и домашнюю работу. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Говорит громко, быстро. Пишет быстро, размашисто, почерк неровный. В выполнении общественных поручений, а также в спортивных занятиях проявляет увлеченность, упорство. Его интересы довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает. У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках. Для холерика характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией .

Меланхолик на уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит в руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Если учитель пересадит его с одной парты на другую, он обижается, долго размышляет, почему его пересадили, и в этот день будет расстроенным и подавленным. Вместе с тем чувства у него пробуждаются медленно. Например, при посещении представления в цирке он будет долго сидеть молча, с неподвижным лицом и лишь постепенно начнет «оттаивать» – улыбаться, смеяться, вступать в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан в выражении чувств. Получив «двойку», даже не изменится в лице, идет на место и садится, но дома, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу. Отвечает на уроке неуверенно, запинаясь, даже если тщательно подготовился к уроку. Свои способности и знания оценивает низко, тогда как в действительности он несколько выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются трудности, он теряется и не доводит работу до конца. Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые. В благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь .

Ученика–флегматика отличают неторопливость и спокойствие. Он отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости, как бы хорошо ни знал материал. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Для него характерна неутомимость: он не избегает дополнительной умственной нагрузки и, сколь бы долго ни занимался, его не удается видеть усталым. Он тянется к логически развернутым, пространным высказываниям: произносит слова ровным голосом, не боясь сбиться, как бы уже в самом начале длинного построения зная, когда и каким образом будет закончена начатая мысль. Он говорит длинно и рассудительно. Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Внешне он не возбуждается и на уроке ничему не удивляется, что бы ни происходило в классе. С младших классов он любит занятия по математике и по физкультуре, и этим привязанностям остается верен. Он участвует в спортивных соревнованиях, не обнаруживая, в отличие от большинства участников, какого-либо азарта или волнений. Он не бывает ни суматошным, ни веселящимся, ни расстроенным. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить. Движения его спокойные и медленные, мимика бедная и маловыразительная, жесты редкие, неэнергичные .

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника - положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика - это достоинства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются - в достоинства или в недостатки. Не следует приписывать к чертам темперамента то, что является результатом невоспитанности. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении не обязательно говорит о холерическом темпераменте – оно может быть следствием просчетов в воспитании при любом темпераменте. Чрезмерная легкость смены интересов и увлечений, несдержанность, безразличие к окружающему, пугливость и другие отрицательные свойства ребенка (как и взрослого) могут быть не чертами темперамента, а результатом влияния окружающих людей: заласкивания и поощрения капризов в одних случаях, излишней строгости и подавления самостоятельности - в других. Ученик в школе может казаться робким, производить впечатление крайнего представителя меланхолического типа, но не быть им в действительности. Его поведение может быть вызвано, например, тем, что он отстал по учебным предметам или у него очень тяжелые семейные обстоятельства.

Вышесказанное не должно приводить к недооценке действительных различий по темпераменту. Знание черт темперамента подростков позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает педагогу возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Холерик - тип темперамента, характеризуемый прилагательными: горячий, вспыльчивый, смелый до дерзости, упрямый и самолюбивый до болезненности. Во всей его фигуре, в осанке, походке, лице и речах выражается преувеличенное сознание не только собственного достоинства, но превосходства над другими. Желание быть старше своих лет у него доходит до забавного комизма: он поднимает плечи, чтобы казаться выше ростом, нагибается, проходя в дверь, старается говорить басом, держаться около взрослых людей, принимать участие в их разговорах, лишь бы его не считали ребенком. Когда же холерик участвует в каких-либо играх или соревнованиях, он неизменно вносит свое «я» и некоторую серьезность: неистово стремится к лидерству, устанавливает порядок, решает споры, требует подчинения себе и своим порядкам, и если это ему удается, то играет охотно, в противном же случае, когда его оттирают на второй план, он не хочет участвовать в игре, даже старается как-нибудь расстроить ее, злорадно торжествуя, если она на самом деле без него расстроилась.
Смелость холерика иногда бывает поразительна. Он не отступает ни перед какими препятствиями, ничего не боится или побеждает в себе чувство боли и страха, не обнаруживая его. Он гордится, что может перенести без слез, без крика и без жалоб побои, всякое наказание, боль. В обществе детей он - забияка, но авторитетен, держится свысока подчиняя своему влиянию других детей.
Руководя товарищами, холерик нередко является вдохновителем группы в борьбе с «нелюбимым» педагогом. И нелегко справиться с таким неприятелем, потому что группа иногда слепо подчиняется его влиянию, а сам холерик при его упрямстве и самолюбии способен к продолжительной и упорной борьбе: он переносит всевозможные наказания, которые еще более закаляют его упрямство. Он считает страшным унижением смириться и просить прощения, а если и вынужден это сделать, то просит прощения с таким заносчивым видом, который не роняет его авторитета в глазах товарищей. Упорное преследование наказаниями может заставить его перейти к борьбе скрытной, но это не победа со стороны педагога. Это мучение для него, вынужденного постоянно быть настороже против неутомимого неприятеля. Из чистых холериков выходили и фанатики, погибавшие на кострах, и герои, положившие жизнь за идею, и великие люди -двигатели своего народа, и злодеи, ужасавшие мир.
Мысль холерика с самого раннего детства выказывает глубину и остроту. Он учится не под влиянием внешних возбуждений и не тому, чего требуют, а ради приобретения знаний, которые, по его мнению, важны и нужны. Холерик хочет все нужное знать не поверхностно, а вполне; часто не довольствуется объяснениями воспитателя и данной ему книгой. Ему свойственно сомнение и критическое отношение к педагогу, книге, словам товарищей. При своем самолюбии холерик даже испытывает особенное удовольствие, если найдет в книге ошибку, неверность, противоречие, если каким-нибудь вопросом поставит воспитателя в тупик, замешательство, затруднение.
Чувствования холерика глубоки, сильны и быстры. Они обнаруживаются резко, даже грубо. Его мысль и желания немедленно переходят в дело, которому он отдается целиком, упорно добиваясь цели, не жалея труда, энергии, не отступая ни перед какими препятствиями и опасностями. Поэтому-то велик холерик в геройстве и ужасен в злодействе.
Как лучше воздействовать на человека с таким темпераментом? Так как сущность холерического темперамента в подчинении самого себя и всего окружающего своему личному авторитету, то и в своем отношении к нему воспитателю лучше всего делать упор на то же самое начало, т. е. использовать то, что холерик, стремясь и умея подчинять других, способен и сам безгранично подчиняться авторитету идеи, убеждения, государства, личности, соединяя этот авторитет со своей личностью и стараясь подчинять других ему как авторитету.
Следовательно, забота педагога должна состоять в том, чтобы свой авторитет поставить выше авторитета холерика. Тут неуместны уступки, снисхождение и слабость, а нужна непреклонная твердость, справедливая строгость, требовательная последовательность, словом, такая нравственная сила, чтобы холерик не только любил, но и уважал своего педагога. Перед холериком он не только может, но и должен подкреплять свои требования мотивами, доводами, доказательствами, потому что они не пропадут даром, а будут полезны и плодотворны.
Похвала и одобрение, с одной стороны, хорошо действуют на холерика, склонного к честолюбию, возбуждая в нем рвение к труду, преодолению трудностей, но с другой стороны - еще более усиливают, развивают его склонность к честолюбию, гордости, первенству, преувеличенному самомнению; а потому педагог поступит благоразумно, если будет справедлив, но умерен в своих отзывах и похвалах холерика, прилагая к нему несколько завышенную мерку, нежели к другим, менее одаренным от природы, и ни в коем случае не отличая его от товарищей какими-либо исключительными льготами и преимуществами. Холерик должен привыкать довольствоваться собственным осознанием того, что исполнил хорошо ту или иную работу, как лучшей наградой. Пусть он полюбит труд и дело для самого дела. Следует обращать особенное внимание на отношение холерика к товарищам и по возможности избегать случаев возвеличивания его за счет других посредством выгодных для него сравнений. Однако полезно и целесообразно подводить его к мысли оказания помощи товарищам, давая выход его самолюбию посредством помощи другим, чтобы его самолюбие удовлетворялось сознанием своей полезности для других.
Меланхолик - тип темперамента, характеризуемый прилагательными: грустный, скучный, зачастую довольно нервный и даже нелюдимый.
Меланхолики склонны к тощему телосложению, с бледным лицом и «потухшим» взглядом. Мир меланхолика видится ему в мрачном свете. Он никому не доверяет, всех подозревает, на всех обижается, на всех жалуется, сторонится. Недоверчивость, подозрительность и преувеличенная забота о самосохранении и ограждении своей личности у него является источником несправедливости, зависти, злости, клеветы и мстительности. Его одинаково раздражают и насмешки, шутки, поддразнивания со стороны окружающих, и ласки, которым он не доверяет. Меланхолик может переносить многое с кажущимся спокойствием, но это - вымученное спокойствие. Привести педагога или товарища в раздражение, а тем более унизить его, - для меланхолика большое удовольствие, ради которого он способен вести продолжительную, терпеливую и хорошо обдуманную игру.
Мыслительная деятельность меланхолика весьма сосредоточена и глубока. Он способен серьезно и глубоко изучать предметы и любит серьезную умственную работу, преимущественно отвлеченную. Умственная работа может совершенно поглощать его, отвлекая от многого дурного, парализуя его подозрительность, недоброжелательность к людям и мрачность. Поэтические образы на него действуют слабо и малодоступны его пониманию, так как в поэтическом произведении его может интересовать только отвлеченная идея и ее развитие. Чувствования его не отличаются живостью, яркостью и разнообразием. Однако он чувствует глубоко, иногда сердится и мстит много лет, но любит до самоотвержения. Желания и стремления его тверды, непоколебимы.
В чистом виде меланхолический характер - настоящее несчастье для родителей, воспитателей, педагогов. Обнадёживает лишь то, что таких людей в природе сравнительно мало, не более 5 на 100 человек. Да и самому меланхолику жизнь не в радость, так как мучая других, он еще больше мучает самого себя, и горечь жизни для него еще увеличивается тем обстоятельством, что он никого не привлекает к себе: не только педагоги, но часто и родители не любят детей-меланхоликов. Но тот педагог, который тепло относится к своему делу, проникнут идеей добра, должен понимать, что здесь-то и нужна любовь. Преодолевая невольную антипатию, вооружившись справедливостью, он может много сделать для меланхолика, внося в его мрачную душу свет радости, спокойствия и доброжелательности. С другой стороны, пользуясь склонностью меланхолика к умственной работе, можно и в ней найти противовес дурным инстинктам и наклонностям «несчастного» темперамента, источник спокойного, справедливого отношения к жизни и людям: общественная жизнь, работа и отдых не в одиночку, а в обществе, в среде товарищества. Если в ходе педагогической работы удастся оградить меланхолика от обид, насмешек, оскорблений и других неприятностей, сблизить с добрыми и разумными товарищами, втянуть в общественную жизнь группы, то выявятся несомненные достоинства «буки» - трудолюбие и способности.
При благоразумном руководстве, приобретая истинные и разнообразные знания, разумные убеждения, заражаясь альтруистическими чувствами, меланхолик может вырасти в человека глубокого ума, многосторонних знаний и высокой нравственности.

Д ети-холерикидовольно активны. Они быстро берутся за дело и доводят его до конца. Они любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их, принимая в них активное участие. Они активны на уроке, легко включаются в работу. Но им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа, так как их природные особенности противоположны требующимся качествам. Холерик проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость и т.п. Поэтому он может сделать много ошибок, неровно писать буквы, недописывать слова и пр.

Ребенок с данным темпераментом выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями,

выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и епоседлив

(его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать.

Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках. Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах. Детям такого типа темперамента свойственны обидчивость и гнев. Состояния обиды или гнева бывают у них устойчивыми, продолжительными. Путем воспитания можно развить у холерика сдержанность, направить свойственную ему энергию на более точное выполнение деятельности, в результате упражнений, осмысления совместно с учеником его ошибок и работы с ними у ребенка постепенно развивается новый темп деятельности.

Учебно-воспитательная работа с детьми-холериками . В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.


Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию

сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой. Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков (и сангвиников).

Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнению его взаимоотношений со сверстниками.

Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности. (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.).

Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

Холерик — очень подвижный ребенок , он легко отвлекается, неусидчив, беспокоен. Довольно часто хватается за несколько дел сразу и ни одно не доводит до конца. В тетрадях у него может быть не дописан текст, а рисунки не закончены. Но холерики — задорные, боевые, активные дети. Благодаря своей эмоциональности, силе побуждения, быстрой «зажигаемости», смелости и открытости они часто становятся лидерами среди ребят и способны целый класс подбить на какое-нибудь авантюрное мероприятие.

✏ Родителям надо очень грамотно общаться с такими детьми и ни в коем случае не стараться их «переломить». Лучше всего их энергию использовать в «мирных» целях.

Холерик остро реагирует на запреты, связанные с ограничением двигательной свободы. Довольно часто особенности и потребности малыша вступают в конфликт с представлением родителей о том, как ведет себя хороший ребенок. И вот тогда эти неправильные ограничения приводят к срыву и превращают холерика в чересчур подвижного неуспевающего ученика.

Как помочь холерику?

Подвижные игры, занятия спортом для холерика чрезвычайно важны, так как помогают ему направить свою неуемную энергию в нужное русло. Правильное воспитание может помочь холерику стать менее возбудимым, сдержанным.

Меланхолик и школа

Меланхолик нуждается в еще более тактичном отношении. Ему очень трудно в коллективе, он не может постоять за себя, часто попадает под чужое влияние, часто его дразнят и обижают даже сверстники. Отвечая у доски, дети-меланхолики легко теряются, поэтому их устные ответы значительно слабее письменных, домашних работ.

Меланхолик инертен, робок, стес-нителен, плаксив, ему труднее, чем другим детям, выдерживать длительное нервное напряжение. Но это вовсе не значит, что такие дети плохо учатся. Самое главное — не подстегивать их слишком резко ни в школе, ни дома и заботиться о том, чтобы в семье была спокойная обстановка.

У меланхолика надо развивать в первую очередь самостоятельность, решительность, упорство. В этом плане для него важны подвижные игры и занятия спортом. Причем привлекать его к таким занятиям нужно постепенно и осторожно, «незаметно» для ребенка. Возможно, это удастся вам сделать с большим трудом, но оно того стоит: ваш ребенок ощутит радость победы, и прежде всего — над своей робостью и нерешительностью.

Флегматик и школа

Флегматик отличается организованным поведением, выдержкой и самообладанием. Он аккуратен, исполнителен, его речь спокойная, чуть замедленная, без резких эмоций, жестикуляции и мимики. В шумных, подвижных играх такие дети не участвуют. Им трудно быстро переключаться с одного вида Деятельности на другой. Лидером флегматик вряд ли станет, а вот человеком, к которому можно обратиться за советом, — наверняка.

Есть одна особенность в воспитании флегматиков, о которой предупреждают психологи: привычки, которые у них вырабатываются, приобретают исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Поэтому родители ребенка - флегматика должны тщательно продумывать его режим, привычки и т. п. Перевоспитывать флегматика — трудное занятие и для ребенка, и для его родителей.

Неуспевающими или нервными такие дети становятся лишь в том случае, когда родители, а иногда и учителя неправильно воспринимают свойственную этим детям медлительность и даже попрекают или смеются над «тугодумием».

Для флегматика, так же как и для меланхолика, очень важны занятия спортом.

Сангвиник и школа

Сангвиник легко приспосабливается к окружающей обстановке, легко переключается с одного вида деятельности на другой, быстро «схватывает» материал. При правильном воспитании такие дети обычно выдержанны, трудолюбивы, общительны, у них много друзей, чаще всего сангвиники лидируют в коллективе сверстников.

Сам по себе темперамент не определяет ни социальной ценности, ни умственного развития человека. Например, сангвиник при неправильном воспитании может стать лицемерным приспособленцем, а робкий меланхолик — при правильном воспитании — вырастет деятельным, принципиальным человеком; холерик при коррекции отрицательных черт темперамента может стать талантливым руководителем. Люди (а дети особенно) с классически выраженным темпераментом встречаются нечасто. Скорее всего, можно говорить о доминировании какой-либо одной черты — сангвинической, флегматической, холерической или меланхолической. Но и этого достаточно, чтобы выбрать правильную стратегию воспитания.

Если же врожденные свойства темперамента игнорировать, это тяжело отразится на здоровье ребенка.

✏ Наиболее распространенный темперамент среди девочек — сангвинический. Это очень хорошо, ибо на долю любой женщины выпадает хотя бы одно испы-тание, требующее максимальной концентрации душевных сил.

Но есть среди девочек и меланхолики, и холерики, и они обычно более трудны при воспитании и обучении, чем мальчики соответствующих типов темперамента.