Open
Close

Открытый урок по сольфеджио "игровые формы работы на уроке сольфеджио". План-конспект урока на тему: Открытый урок по сольфеджио "От игры к знаниям"

Контрольный урок по предмету «Сольфеджио»

Тема: Доминантсептаккорд и его обращения»

Класс: 5(7) класс

Цель: определение уровня теоретических знаний и практических умений обучающихся по теме «Доминантсептаккорд и его обращения».

Задачи:

Образовательные:

Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков в построении аккордов, умение анализировать нотный текст и находить данные аккорды, владеть навыками сольфеджирования;

Развивающие:

Развитие музыкальных способностей – музыкального, слуха, памяти, чувства ритма;

Развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы;

Воспитательные:

Воспитание организованности, работоспособности, активности, самостоятельности, интереса к музыке, предмету «Сольфеджио»

Воспитание коммуникативных качеств – умение общаться и работать в коллективе

Создание на уроке ситуации успеха.

Тип урока: контрольный.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-образный, метод сравнения и сопоставления, проблемно-поисковый.

Оборудование: нотная литература, фортепиано, доска, компьютер.

Дидактические и наглядные пособия : карточки с заданиями,

«Болгарская столбица», клавиатура.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы подведем итоги по теме:

«Доминантсептаккорд с обращениями»

1.Поиграем в игру «Верно или неверно».

Верно, что септаккорд-созвучие из трех звуков ?

Доминантсептаккорд строится на V ступени натурального мажора и натурального минора?

Верно, что он имеет 4 обращения ?

Порядок обращений : терцквартаккорд, квинтсекстаккорд, секундаккорд?

Верно, что ступени обращений по- порядку: VII, II, IV ?

Строение аккордов : верно, что в квинтсекстаккорде секунда- в середине,

В секундаккорде - внизу , в терцквартаккорде – вверху?

Разрешение аккордов: доминантсептаккорд – в утроенное неполное тоническое трезвучие, квинтсекстаккорд- в полное тоническое трезвучие,

Терцквартаккорд – в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой,

Секундаккорд – в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой вверху.

Спасибо, ребята, подойдем к компьютеру и убедимся, что вы успешно справились с путаницей аккордов.

2. Чтобы получше распеться, я предлагаю повторить канон «У ворот»

3. Сольфеджирование домашних номеров № 195, 196, 197.

Пранализируем мелодии, найдем пройденные аккорды.

4. Обратите внимание, на доске написан запутанный диктант отдельными мотивами. Перепишите и поставьте цифры, что за чем следует.

Определим какие аккорды мы видим. Споем мелодию.

5. На доске написаны аккордовые цепочки . Проставим ступени.

Как называются такие обороты? Споем их в Ре мажоре.

6. Игра цепочек в Фа, Соль, Ре мажорах.

Задания по карточкам.

7. Слуховой анализ.

8. Предлагаю вашему вниманию послушать фрагменты из произведений русских композиторов:

А.П. Бородина оперы «Князь Игорь» («Сцена затмения»), М.П. Мусоргского

Оперы «Борис Годунов» (Сцена коронации Бориса»).

9. Подведение итогов.

Литература:

    Т. Калужская. Сольфеджио 6 класс М.- 1991

    Е.М. Золина. Домашние задания по сольфеджио 6 класс- ООО «Престо»2000

    М. Андреева «От примы до октавы» часть 3- М. 1992

    Б. Калмыков и Фридкин. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие.- М. 1988

Основной этап

1.Работа в тональности Ля мажор:

А) Педагог : Ребята, мы с вами проходили тональность Ля мажор. Скажите, сколько знаков при ключе в этой гамме?

Учащиеся: три диеза (перечисляют)

Педагог : Давайте повторим знаки альтерации по считалке.

Учащиеся: проговаривают хором считалку про знаки альтерации

Педагог : А что такое знаки альтерации? Какие знаки альтерации вы знаете и каков принцип их действия?

Учащиеся: перечисляют знаки альтерации и объясняют принцип их действия.

б) Педагог : мы сейчас споем гамму Ля мажор. Пожалуйста, примите правильное положение, расправьте плечи, старайтесь петь без напряжения, красивым, плавным звуком.

Учащиеся: поют гамму Ля мажор:

С дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме ↓

С дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме

- «цепочкой» по 1, 2, 3, 4 звука

в) Педагог : Ребята, ваш голос немного проснулся, давайте споем ступеневую распевку А.Агажанова «3,2,1»

Учащиеся: поют распевку

г) Педагог : вы вспомнили все интонации, не забывайте, что в некоторых тактах распевки есть одинаковое количество ступеней, но мелодическое движение разное: восходящее и нисходящее. Я вам буду играть такты вразброс, а вы отгадайте и пропойте

Учащиеся: выполняют анализ на слух ступеней гаммы Ля мажор по распевке

2.Диктант в тональности Ля мажор

а) Педагог: ребята, прослушайте диктант, определите размер

Учащиеся: диктант похож на жанр польки, размер диктанта 2/4

Педагог: давайте определим, какие ритмические группы есть в диктанте

Учащиеся: восьмые, четверти и группа две шестнадцатых и восьмая

Педагог: ребята, я еще раз сыграю диктант, а вы простучите ритм с названием ритмослогов

Учащиеся: простукивают ритм с ритмослогами

Педагог: а сейчас мы проанализируем мелодию диктанта

Учащиеся: поют с дирижированием нотами, записывают диктант

(8 проигрываний)

Педагог: диктант записан успешно всеми учащимися, молодцы, ребята. А сейчас мы поработаем с диктантом, выполняя следующие задания:

Пропеть диктант с названием римских цифр

Пропеть с транспонированием ↓

Пропеть диктант «цепочкой» по тактам

Учащиеся: выполнение заданий

3. Закрепление темы «Интервалы м 6 и

б 6 в тональности»

Педагог: ребята, а сейчас мы повторим тему «Интервалы». Что такое интервал?

Учащиеся: интервал – это сочетание двух звуков, интервалы бывают мелодические и гармонические.

Интервалы бывают чистые, большие и малые.

Интервалы делятся на консонансы и диссонансы

Педагог: давайте повторим таблицу интервалов (видео 1)

Учащиеся: повторяют интервалы

Педагог: ребята, мы с вами выучили интервал сексту. Что вы можете рассказать про этот интервал?

Учащиеся: интервал секста относится к консонансам, он звучит распевно, мягко, широко

Секста охватывает 6 ступеней, бывает большая и малая

В малой сексте 4 тона, в большой сексте 4,5 тона

Малая секста звучит минорно, большая секста звучит мажорно

Педагог: ребята, а давайте вспомним, на каких ступенях в мажоре получаются малые и большие сексты?

Учащиеся: большие сексты в мажоре строятся на I, II, IV,V ступенях. А малые сексты на III, VI, VII.

Педагог: а кто у нас смелый? Кто сыграет и назовет сексты в тональности Ля мажор?

Учащиеся проигрывают и называют сексты в тональности Ля мажор

Педагог: молодцы, ребята! А сейчас мы прослушаем 2 песенки, в которых есть этот интервал. Попробуйте определить, какие сексты использованы композитором.

Прослушивание фрагментов и определение секст

«Олень» (видео 2)

«Оленёнок» (видео 3)

Педагог: ребята, а сейчас прослушайте произведение композитора Д. Кабалевского Рондо. Обратите внимание, что в этом произведении интервал секста звучит много раз то в восходящем движении, то в нисходящем. Такой прием называется параллельные сексты.

Прослушивание произведения.

4.Творческие задания в тональности Ля мажор

Педагог: ребята, а сейчас мы с вами побудем композиторами. Вы знаете, что при сочинении произведений композитор может импровизировать. А что такое импровизация?

Учащиеся: импровизация – это сочинение на ходу.

Педагог: а что важно в импровизации?

Учащиеся: закончить произведение на тонике, чтобы получилось завершение сочинения.

Педагог: я сейчас буду петь нотами в тональности Ля мажор вопросительное предложение, а вы импровизируйте ответное предложение.

Учащиеся выполняют:

Вокальные импровизации

Жанровые импровизации

5.Работа с ритмом

Педагог: отличная работа, молодцы! Ребята, а сейчас мы немного и отдохнем и, в то же время, поработаем с ритмом.

Прохлопывание ритмических рисунков с ритмослогами (видео 4)

Педагог: для следующего упражнения возьмите, пожалуйста, стаканчики

- «ритмостаканчики» (видео 5)

6.Слуховой анализ

Педагог: отличная работа, спасибо, ребята! Урок наш продолжается, и сейчас мы с вами послушаем и отгадаем блоки слухового анализа. Вспомните, какие блоки мы уже проработали?

Учащиеся: гаммы, интервалы и трезвучия.

Педагог: я напоминаю вам, что наши секретики - подсказочки у нас в голове, а отвечать нужно правильными музыкальными терминами.

Учащиеся отгадывают прослушанные элементы.

7.Вокально-интонационные упражнения В.Кирюшина

Педагог: наш урок близится к завершению. Откройте, пожалуйста, тетради на с.32, вокальные упражнения. Сначала мы споем №5 все вместе, повторим его. А, затем, споем номер цепочкой.

Учащиеся: исполняют №5

III.Заключительный этап:

Педагог: ребята, наш урок закончился. Вы довольны своей работой? Не устали? Вам было интересно? Как вы считаете, все ли у нас получилось? Есть ли у нас, над чем еще работать?

Ответы учащихся

Оценка работы каждого учащегося.

Тема: «От игры – к знаниям» (практическое использование интервалов в творческих заданиях на уроках сольфеджио).

Адресат: 4 класс фортепианного и хорового отделений.

Цель:

показать практические возможности игровых форм и приемов обучения в работе над темой «Интервал» на уроках сольфеджио, направленных на развитие личности, творческую самореализацию всех участников образовательного процесса.

Задачи:

Формирование понятийного начала в единстве с творческим;

Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики;

Формирование музыкально – слуховых представлений;

Воспитание и развитие музыкального слуха;

Формирование навыков владения элементами музыкального языка;

Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке;

Формирование навыков импровизации и ансамблевого музицирования;

Развитие музыкального мышления;

Совершенствование гармонического слуха;

Воспитание раскованности, уверенности в себе;

Воспитание чувства формы;

Воспитание потребности творческой деятельности.

Тип урока: урок закрепления

Жанр урока: творческая лаборатория

Вид урока: урок - презентация

Методы: музицирование, импровизация, познавательная игра, словесный (беседа), наглядный, иллюстративно-практический, исполнительский, побуждающий, поисковый.

Музыкально-иллюстративный материал;

Пособия «Гороскоп» и «Алфавит»;

План урока:

1. Организационный момент.

2. Исполнение песен про интервалы.

3. Игра «Я прошу спеть тебя».

4. Беседа об интервале как образе и абстракции.

5. Рассказ – история о совершенных консонансах.

6. Музицирование интервальных цепочек (совершенные консонансы) на цифровом фортепиано в режиме «орган».

7. Исполнение песни «Консонанс и диссонанс».

8. Импровизация с «поющими» интервалами.

9. Исполнение песни «Обращение интервала».

10. Импровизации на тему «Гороскоп».

11. Целотонная гамма. Импровизация «Колдовство со звуками» и «Страшилки».

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли).

13. Игра – досочинение «Интересно, чем же закончилось это произведение?».

14. Исполнение сочинений учащихся, где интервал выполняет функцию бас-остинато.

15. Игры с интервалами: «Эстафета», «Алфавит», «Я знаю».16. Заключение. Подведение итогов урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «От игры – к знаниям» (практическое использование интервалов в творческих заданиях на уроках сольфеджио).

Адресат: 4 класс фортепианного и хорового отделений.

Цель:

показать практические возможности игровых форм и приемов обучения в работе над темой «Интервал» на уроках сольфеджио, направленных на развитие личности, творческую самореализацию всех участников образовательного процесса.

Задачи:

Формирование понятийного начала в единстве с творческим;

Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики;

Формирование музыкально – слуховых представлений;

Воспитание и развитие музыкального слуха;

Формирование навыков владения элементами музыкального языка;

Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке;

Формирование навыков импровизации и ансамблевого музицирования;

Развитие музыкального мышления;

Совершенствование гармонического слуха;

Воспитание раскованности, уверенности в себе;

Воспитание чувства формы;

Воспитание потребности творческой деятельности.

Тип урока: урок закрепления

Жанр урока: творческая лаборатория

Вид урока: урок - презентация

Методы: музицирование, импровизация, познавательная игра, словесный (беседа), наглядный, иллюстративно-практический, исполнительский, побуждающий, поисковый.

Используемые дидактические пособия:

Музыкально-иллюстративный материал;

Пособия «Гороскоп» и «Алфавит»;

План урока:

1. Организационный момент.

2. Исполнение песен про интервалы.

4. Беседа об интервале как образе и абстракции.

5. Рассказ – история о совершенных консонансах.

6. Музицирование интервальных цепочек (совершенные консонансы) на цифровом фортепиано в режиме «орган».

7. Исполнение песни «Консонанс и диссонанс».

8. Импровизация с «поющими» интервалами.

9. Исполнение песни «Обращение интервала».

10. Импровизации на тему «Гороскоп».

11. Целотонная гамма. Импровизация «Колдовство со звуками» и «Страшилки».

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли).

13. Игра – досочинение «Интересно, чем же закончилось это произведение?».

14. Исполнение сочинений учащихся, где интервал выполняет функцию бас-остинато.

15. Игры с интервалами: «Эстафета», «Алфавит», «Я знаю».

16. Заключение. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент: 1) приветствие; 2) эмоциональный настрой; 3) информация о теме, цели и задачах урока.

Педагог : Сегодня урок сольфеджио необычный. Главный персонаж нашего урока - интервал . Еще в подготовительном классе мы, ребята, познакомились с вами с музыкальной страной «Интервалией», где все герои, не смотря на различие характеров, живут дружно и счастливо. Вы стали старше и научились не только слушать и определять интервалы в нотах и на слух, но и умело использовать их в своих творческих заданиях. А еще, не менее важно то, что интервал живет не обособленно, а в тесной дружбе с гаммами, аккордами, тональностями, знаками альтерации, ритмом, а также является частью таких выразительных средств в музыке как мелодия и гармония. Поэтому, цель нашего урока – показать взаимоотношения интервала в содружестве с различными понятиями на примере творческих заданий.

Итак, отправляемся в гости к Интервалу с песней.

2. Исполняются: «Песенка об интервалах» и Песенки – попевки .

Педагог : Предлагаю воспользоваться образными характеристиками интервалов для дальнейшего задания. Кто они такие интервалы и как звучат?

Ученики предлагают разные варианты сравнительных характеристик, исполняя интервалы в гармоническом и мелодическом виде вверх или вниз.

Ученики:

Кварта – «жесткая», «упрямая», «не только холодная, но и суровая»;

Квинта – «пустая», «холодная как медуза», «бесчувственная, как из замка Снежной королевы», «старинный, заброшенный замок» (в нижнем регистре);

Октава – звуки в ней «совершенно согласны друг с другом», «хорошо ладят»;

Терция – «добрая, красивая, стройная», имеет ладовую окраску (малая – «зов кукушки»);

Секунды – «сердятся, дразнятся, дерутся и хохочут при этом», «злючка-колючка», «сцепились, клубочком покатились», «скребущая, царапающая», «ябеда, плакса, хныкалка», «обида, печаль»;

Септима – «и страданье, и полет», «ворчунья», «великаны», «терпкая, грубоострая»;

Секста – «всеобщая любимица», «излучает любовь и доброту», «королева» русских романсов, «мягкая, бархатистая, сочная», имеет ладовую окраску;

Тритон – «пират, шпион, злодей», «интервал дьявола», «блики, отсвет, полутона света и тени», «тревога, напряженность», «таинственный, сказочный», «хитрый, вредный», «Змей Горыныч», «зубастые псы».

Попробуем с помощью образных характеристик спеть интервалы от любого звука.

3. Игра «Я прошу спеть тебя». Педагог исполняет музыкальную фразу, построенную на одном звуке. В котором упоминается один из интервалов. Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз. В игре использовались интервалы – 2м, 2б, 3м, 3б, 5ч. С заданием справились хорошо, но наверняка все знают, что в гармоническом звучании интервалы показывают свое второе лицо. Не случайно образные характеристики так разноплановы.

4. Педагог : Для успешного усвоения темы «Консонанс и диссонанс» ребятам была предложена удивительная история о церковном музыканте . Вот она:

Давным-давно, в XI веке, много лет назад, жил-был музыкант. Он сочинял музыку, которую исполняли в церкви. Он мечтал, чтобы люди, слушая ее. Были счастливы. И вот однажды приснилась ему музыка, не простая – волшебная! Слушая ее, люди забывали о своих бедах, страданьях и тревогах. Мысли их уносились к звездам, к Богу, и ничто происходящее в мире не волновало их.

Наутро музыкант записал мелодию и раздал ноты церковному хору. И как только зазвучали звуки волшебной музыки, все люди забыли о своих горестях. Музыканту казалось, что он сделал всех счастливыми. Люди все шли и шли в церковь, ведь всем хотелось забыть о своих бедах. Но вскоре оказалось, что забыли они не только о тревогах – из их сердец вместе с волнениями ушли и радость, и любовь. Торжественно и спокойно звучала музыка под сводами церкви, потому что составляли ее только чистые интервалы. (Исполняется двухголосие на цифровом фортепиано в режиме «орган»).

Что же случилось с людьми? – думал музыкант. – Я хотел, чтобы они были счастливы, но я не вижу на их лицах радости. Значит, не может человек быть по-настоящему счастлив, если он не волнуется, не тревожится и не любит».

Музыка все звучала и звучала, а люди, слушая ее, не становились счастливыми. Тогда музыкант решил сочинить другую музыку, такую, чтобы в ней было все: и покой, и радость, и страданье, и мысли о Боге, и любовь.

«Это невозможно!» - говорили ему. Но он ее сочинил.

Ученикам было предложено исполнить подобное двухголосие, виртуально отправившись в XI век и попробовать представить себя в роли церковного музыканта.

Итог: Главная тайна музыки – в гармонии, когда различные звуки, сочетаясь, образуют единое прекрасное целое.

5. Исполняется песня «Консонанс и диссонанс».

6. Педагог: На уроках сольфеджио большое значение придаем игре на фортепиано различных упражнений для создания неких звуковых образов - «абстрактных» объектов. Увлекательными заданиями являются упражнения за фортепиано с несовершенными консонансами, мы их называем «поющие». Но для успешного выполнения этого задания необходимо усвоить два правила. Во-первых, надо очень захотеть, чтобы интервалы пели, и тогда появится красивый, певучий звук, а это уже основа основ, самое главное. А во-вторых, надо строго соблюдать параллельное движение правой и левой руки. И, конечно же, в «поющих» интервалах действуют два основных закона - квадраты и повторения.

Исполняются упражнения на фортепиано в терцию, сексту и дециму, используются различные размеры, ритмы (жанры).

7. Педагог: Интервалы – это удивительные музыкальные существа. Больше всего они любят кувыркаться, то есть становиться вверх ногами. Такой переворот называется обращением.

Исполнение песни «Обращение интервалов» .

10. Педагог: Особенно интересно ученикам составлять «Гороскоп» . Показывается иллюстрация гороскопа. Каждому созвездию принадлежит свой звук. Теперь найдите созвездия близких вам людей, например мамы, папы и т.д. Не пугайтесь, если между вашими звуками окажутся секунды, септимы или тритоны. Это вовсе не значит, что вы плохо относитесь друг к другу, наверняка между вами возникают споры. Зато вам никогда не бывает скучно! Сочините волшебную мелодию вашей семьи. В волшебной книге написано, что такая мелодия помогает людям жить в согласии, понимании и никогда не разлучаться. В мелодии можно использовать любой ритм, размер.

Даже с двумя звуками можно пофантазировать, ведь в обращении они дают шесть интервалов! А если воспользоваться разнообразием регистров и ритмов?

Исполняются музыкальные миниатюры «Гороскоп». Предварительно учениками показаны возможные варианты использования конкретных интервалов.

11. Педагог: В классе мы очень любим колдовать. Возьмем, к примеру, необычную гамму, которую в ДМШ и ДШИ никогда не играют. А зря … Гамма действительно необычная. И звучит она как-то по-особенному. Эта гамма широко использовалась русскими и зарубежными композиторами. Достаточно вспомнить волшебника Черномора из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила» или призрак графини из оперы Чайковского П.И. «Пиковая дама».

Наше «колдовство в звуках» целиком и полностью основано на этой гамме (целотонная). Поэтому давайте для начала, ее сыграем. Если играть эту гамму двумя руками на сплошной педали, постоянно меняя силу и окраску звука, то это уже похоже на «колдовство». В особенности, если педагог в это время в басовом регистре будет играть октавами остинатную фигуру – fis-gis-ais… Но это еще не «колдовство», это только подступы к «колдовству». Внутри целотонной гаммы спрятаны различные интервалы, среди всех – есть особо волшебные. Попробуем сыграть гамму в ломаном виде, чередуя белую клавишу с черной… На словах звучит немного страшновато, а играть-то очень просто. Попробуем правой рукой вверх в две октавы на сплошной педали и так же меняя силу и окраску звука. И обратно. Кто они, эти волшебные интервалы? Узнали? Конечно же – тритоны! Не «колдовство» ли это? Добавив к необычным созвучиям аккомпанемент в виде баса - остинато, варьируя мелодию, получились следующие зарисовки – миниатюры.

Импровизация «Звездочка» и «Страшилка» (исп. Шумакова Валерия, Лобода Софья).

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли). Письменно ученики выполняют задание по вычленению интервалов из трека.

13. Педагог: Интересной формой развития творческих навыков на уроках сольфеджио является досочинение . Дети охотно импровизируют окончание фраз (мелодическое или ритмическое), особенно если задание усложнено конкретными указаниями, а не заканчивается банальным статическим завершением. Интересным поводом для творческого задания явилась одна история, которая называется «Чем же интересно кончилась эта пьеска?» .

Однажды у знакомых я обнаружил листок нотной бумаги с какими-то нотными записями. Листок был оборван. В этом доме никто не учился музыке, и даже инструмента не было. Бог весть как туда попал этот обрывок нотной бумаги. Я заинтересовался, посмотрел внимательнее. Там был какой-то детский стишок, песенка на этот стишок, потом короткий вальсик и колыбельная. Стишок сохранился целиком. Он был довольно забавный. Я даже сразу его запомнил.

Воронята – у ворон,

У слонов – слонята.

А у наших макарон

Есть макоронята…

Что же касается музыкальных пьесок, то концы их были оборваны. А поначалу мне они очень понравились. И я даже взял этот листок, чтобы дома проиграть на пианино. Песенка начинается так: (исполнение педагогом) . На этом запись обрывается, так что как заканчивается песенка – неизвестно.

Вальсик был тоже приятный: (исполняется педагогом).

И опять запись обрывается. Но здесь-то чувствуется, что до завершения пьески осталось совсем немного, каких-нибудь такта четыре, не больше.

А вот и колыбельная (исполняется педагогом).

Обратили внимание с учениками на развитие мелодии, форму пьесок, аккомпанемент. На уроке попытались восстановить нотный текст, не нарушая общей структуры и мелодики. Получилось, но не красочно, не интересно. «Что-то не хватает, попробуем найти необычное решение дома», - решили всем классом. Особо заинтересованные ученики по-своему интерпретировали окончание (с использованием проходящих хроматических звуков, распевов) и даже сочинили текст к «Колыбельной», что в целом не нарушило целостности пьес и говорит об индивидуальном стиле ребенка, который выработался в течение не одного урока, являясь следствием систематической творческой работы.

Исполняются несколько вариантов пьес: песенка, вальс и колыбельная с разнообразными окончаниями, не нарушающими общего стиля неизвестного автора.

14. Педагог: Часто используется интервал в аккомпанементе. Очень удобной для исполнения является квинта (бурдонная, убаюкивающая и вальсирующая), которая несет не только функциональную, но и эмоциональную нагрузку, а также октава в виде бас-остинато. Непростой задачей для педагога является нахождение и закрепление учеником правильного соотношения по звучанию между мелодией и аккомпанементом. Эта задача еще и осложняется и тем, что квинты звучат в низком, басовом регистре, и добиться оптимального баланса очень трудно. Многое зависит и от технических возможностей ученика, навыков музицирования. Обращаем внимание учеников на то, что «колдовство» действует сильнее, когда повторяются короткие попевки или возгласы. Это колдовские заклинания! .

Две пьесы собственного сочинения: «Танец маленьких негритят» и «Ночной поезд» (исп. Коваль Полина).

14. Педагог: Хочешь интервалы знать на «пять» - научись играть в игру «Я знаю» . Правила игры: строим на классной доске, в тетрадке или на фортепиано от одного звука вверх или вниз (уточняет педагог или сами ученики) интервалы, озвучивая:

1. Я знаю четыре (семь) совершенных консонанса.

2. Я знаю четыре (шесть) несовершенных консонанса.

3. Я знаю четыре (шесть) диссонанса.

4. Я знаю четыре (пять) малых интервала.

5. Я знаю четыре (пять) больших интервала.

Игра «Эстафета». Класс делится на две группы. Смысл игры в том, что ученики по «цепочке» строят какой-либо интервал (например, только чистые квинты), причем каждый следующий

Ученик строит его от того звука (вверх или вниз), на котором закончил предыдущий. Интервалы пропеваются или находятся устно.

Игра «Алфавит». В игре используется алфавит в соотношении с музыкальными интервалами. Педагог играет цепочку интервалов в гармоническом или мелодическом звучании (можно использовать исполнение в разных регистрах), где каждому интервалу соответствует определенная буква. Определив на слух интервалы, ученики отгадывают зашифрованные музыкальные термины: звук, квинта, септима, гамма, тоника, тетрахорд и т.д.

15. Итог урока. Рефлексивно-оценочные суждения. Каким вам запомнился Интервал?

Тема «Интервал» является одной из центральных в курсе музыкально-теоретических дисциплин. Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать и называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа, записи диктантов и подбора по слуху. Овладение интервалами – длинный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио. Работа над освоением интервалов требует от педагога продуманной методики и четкой постепенности в нарастании трудностей.

Применение игровых форм работы в обучении помогает учащимся легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Традиционная методика преподавания предметов теоретического цикла, дополненная увлекательным музыкальным материалом и игровыми наглядными пособиями станет доступной, а занятия более живыми и интересными.

Постижение теоретических основ музыки на уроках сольфеджио через обучение путем исполнения песенок-правил, сочинения мелодий, импровизации, подбора аккомпанемента в значительной степени экономит время на уроке, поскольку позволяет отказаться от утомительных записей. Предлагаемые музыкальные игры и творческие задания позволяют не только закрепить изученный материал, вовлечь учеников в мир фантазии, творчества, но и сделать предмет сольфеджио привлекательным и даже любимым, а уроки превратить в увлекательную игру.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Живые и любознательные, знакомые с компьютером и Интернетом, они не терпят скуки, им свойственно познание, опережающее их развитие. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны педагога. У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. Поэтому, одной из основных задач проведения урока надо считать организацию познавательной деятельности учащихся. Она включает в себя формирование понятий, развитие мышления, воображения, формирование умений и навыков. Обращаясь к специфике урока необходимо, прежде всего, отметить многочисленные точки соприкосновения его с уроком традиционным. Во многом совпадают дидактические цели, воспитательная направленность. Так же важны профессиональный уровень, человеческие качества педагога, «психологический климат» в классе. Педагогу необходимо создать такую атмосферу, с помощью которой ученик сам подойдет к «открытию» теоретических, технических или исполнительских проблем через активную творческую деятельность, самостоятельность мышления.

Данный урок сольфеджио является следствием многолетнего опыта работы преподавателя, но не является примером для подражания. Каждому преподавателю свойственен свой индивидуальный стиль, поэтому отдельные элементы урока могут быть использованы в качестве «материала». Каким бы ни был захватывающим сам процесс творчества, без ощущения видимого и слышимого конечного результата, без эмоционального отклика слушателей, близких или, в крайнем случае, преподавателя, творческая инициатива «засохнет», так и не дав ощутимых «плодов».

Более подробную информацию о значении творческого урока на современном этапе можно получить в методической разработке преподавателя «Современный подход к реализации содержания образования и развитию творческого мышления на уроках теоретических дисциплин в ДШИ».

  1. Бергер Н.А. Сначала - ритм. Ребенок, играя, творит музыку. Учебно – методическое пособие для общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, отделений педагогической практики музыкальных училищ и консерваторий. СПб.: Композитор, 2004. – 72 с.
  2. Борзухон Л.М., Волчек Л.Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. Как сочинить мелодию. Тетрадь I. СПб.: Композитор, 1995.–44 с.
  3. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроке сольфеджио. Методические рекомендации. М.: Классика-XXI, 2007. – 68 с.
  4. Булаева О.П., Геталова О.А. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь I. СПБ.: Композитор, 1999. – 29 с.
  5. Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. СПб.: Композитор, 2006. – 38 с.
  6. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: методическое пособие по сольфеджио и теории музыки. М.: Гумнитар. изд. Центр ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004. – 31 с.
  7. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки. Картинки и разные истории! Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 92 с.
  8. Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка, I-II части. СПб.: Композитор, 2001. – 79 с.
  9. Первозванская Т.Е. Сольфеджио на «пять». Рабочие тетради 4,5 класс. СПб.: Композитор, 2001. – 44 с.
  10. Соколов Ф. В. Музыкальный конструктор. Пособие по развитию музыкального творчества детей. Краткий систематизированный курс из 16 уроков. СПб.: Композитор, 2009. – 132 с.

  • воспитывать целенаправленное восприятие
  • развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать услышимое, делать сравнение и дифференцировать материал.
  • необходимость научить детей слышать себя при пении, следить за качеством звука с различных точек зрения: точность высоты, сила звучания и т.д.

Оборудование: карточки наглядности, столбица ступеней

Ход урока

1. Мотивационно-организационный этап

Не секрет, что сейчас в музыкальную школу набирают детей без конкурса и, зачастую, не все дети обладают высокими показателями вокально-интонационных природных данных. Поэтому на музыкальных занятиях ребенок должен свободно себя чувствовать, а не бояться получить плохую отметку. Для устранения этих комплексов предлагаю психологическое упражнение (методика Пола и Гейла Деннисонов)

Берем лист бумаги. В каждой руке любое пишущее средство. Начинаем рисовать одновременно двумя руками фигуры, находящиеся в зеркальной симметрии по отношению друг к другу. А затем включим музыку и повторим упражнение под музыку. В двухдольном размере рисуем зигзаги, а в трехдольном – треугольники.

2. Этап учебно-познавательной деятельности

Оглашение темы, плана урока и ожидаемые результаты.

1. Распевки-скороговорки:

ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ФА-МИ-РЕ-ДО
Свили себя ласточки гнездо

МИ_ФА_СОЛЬ_ЛЯ_СИ_ЛЯ_СОЛЬ_ФА_МИ
Мышки бегают в норе

2. Пение гаммы: способствует слуховому укреплению чувства ладотональности. На примере знакомства с гаммой соль мажор дети усваивают местоположение тона и полутона, устойчивых звуков и неустоя. Для лучшего усвоения ступеней используем болгарскую столбицу с наглядным материалом .

Пение гаммы представляет определенную трудность, т.к. охватывает большой диапозон. У детей младшего возраста края диапозона развиты слабо. Предлагается:

а) пение по тетрахордам
б) пение вверх и вниз
в) одно и двухголосно

3. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней: способствует развитию чувства ладотональности. Пение основано на внутреннем слухе. Этот навык на этапе 1-3 кл. связан с умением спеть гамму “ про себя”. Рекомендуется петь следующие последовательности:

а) гаммообразные ходы от разных ступеней к тонике

3-7-1, 4-3-2-7-1, 5-6-7-1 и т.д.

б) опевание устойчивых ступеней
в) разрешение неустойчивых в устойчивые в трехдольном размере
г) тоническое трезвучие
е) игра “сколько слышим звуков”
ж) игра “мама и оленята”

К знакомству с гаммой соль мажор переходим после того, как дети поют ряд упражнений. При интонировании гамм в младших классах следует ее гармонизировать, благодаря чему развивается функциональный слух.

4. Пение главных ступеней

Детям представляю сказку “Корпорация функций” Приложение 2

На маленьком острове стоял семиэтажный дом, где проживали жители функциоанальностей, т.е. национальностей. Самая старшая из трех функций была ТОНИКА Ивановна, которой было около 500 лет, а сейчас она на пенсии. Пишет стихи и вяжет чепчики. Живет она на первом этаже семиэтажного дома.

(слуховое восприятие)

Часто к ней заходит на чай красавица ДОМИНАНТА с 5-го этажа

(слуховое восприятие)

Прямо под красавицей ДОМИНАНТОЙ живет проказник СУП ДОМИНАНТ. (Буква изменена специально для лучшего восприятия). Ночью, когда все ложатся спать, он залетает в чужие квартиры и поедает СУП до последней капельки.

(слуховое восприятие)

А еще он влюблен в красавицу ДОМИНАНТУ. Он дарит ей подарки и цветы, но гордая красавица не отвечает его чувствам, поэтому к нему в гости она не заходит никогда, только в редких случаях.

Ребята, давай те теперь построим 7-ми этажный дом в Соль мажоре и найдем наших главных героев.

А теперь поиграем в игру “эхо” – повторение ступеней голосом за инструментом. Молодцы!

5. Слуховой анализ мотивов (каждый новый мотив начинается с последней ноты)

“Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайна важна. В ней объединяются все знания и умения учащихся, получаемых на уроках. Но самое главное состоит в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. Специфику метода работы над анализом на слух можно определить так: “слуховая наглядность”. Осознание слышимого зависит, прежде всего, от умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, к узнаванию различных явлений, развивает музыкальное мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную сущность музыки. Работа над анализом на слух имеет большое практическое значение для занятий по специальности, для чтения с листа, и особенно для записи диктантов” – Шумарина Е.В. преподаватель теоретических дисциплин, школа искусств, город Ртищево

Соль мажор
I-II-I; I-IV-V; V-VI-VII; VII-II-I; I-V-I и т.д.

6. Диктант (устно-показательный)

1 вариант: На доске пишет педагог или ученик, а в обсуждении участвует весь класс.

2 вариант: педагог предлагает несколько вариантов записи диктанта на плакате или на доске, а учащиеся должны дать правильный ответ после 3-4 прослушиваний, при этом указав на ошибки: (нет ключевого знака, не указан размер)

Предмет сольфеджио, как и другие предметы ДМШ, должен соответствовать уровню современной педагогической науки. Одна из ведущих проблем активизация мыслительной деятельности учащихся. Такого рода деятельность в сфере музыкального мышления и восприятия направлена на развитие осознанного восприятия слышаемого, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщить умения и т.д. Такая форма работы как диктант и дает возможность обобщить все накопленные знания и умения

7. Заключает нашу работу чтение с листа. Эта форма работы сводится в комплекс навыков:

а) умение определить лад и тональность
б) умение определить размер и особенности ритма
в) умение настроиться в данной тональности
г) умение точно интонировать и соблюдать строй
д) умение ощущать и выдерживать пульсацию долей в темпе, опираясь на дирижирование
е) умение владеть голосом без поддержки инструмента

Для работы берем номер №__32__ Г. Фридкин “Чтение с листа” в тональности соль мажор:

Итак, подводим итоги: уч-ся даем домашнее задание, выставляем оценки.

По пунктам определяем алгоритм интонационных и слуховых упражнений. Для того чтоб развить в себе внутренний слух, музыкальное мышление надо работать над такими упражнениями:

1. Пение гаммы.
2. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней, схема тяготения.
3. Пение главных ступеней.
4. Пение трезвучий главных ступеней
5. “Эхо” ступеней в пределах регистровой зоны
6. Слуховой анализ “связанных” мотивов
7. Устные диктанты
8. Чтение с листа

Правильно организованный начальный период занятий имеет большое значение для всего дальнейшего обучения. Методика преподавания и формы работы в начальных классах определяются психофизическими особенностями детей младшего возраста:

1. Тяготение к подражанию.
2. Не способность к абстрактному мышлению.
3. Эмоциональная восприимчивость.
4. Неустойчивость внимания

Необходимыми качествами урока должны быть: увлекательность, занимательность, доступность, которые будут способствовать пробуждению интереса к знаниям, усвоению новых навыков и эффективного развития.

За основу педагог взял классические формы работы с добавлением игровых упражнений, новую тему описал в форме сказки, чередует активные и пассивные формы работы и предпочтение отдает коллективной форме с использованием наглядности.

Список используемой литературы:

  1. Иванчикова О. Свободные вариации на тему нетрадиционные методы музыкального воспитания. С.126. Симферополь, 2005.
  2. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов
  3. Букреева Г.Б. “Интересная музыка” обучаема книга – Богдан, 2006.
  4. Калужская Т. Сольфеджио” учебно-методическое пособие. 2 класс ДМШ.
  5. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио.

Цель урока: показать различные виды игровых форм в разных классах на уроке сольфеджио.

Задачи урока:

  • Закрепить теоретические знания учащихся.
  • Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений
  • Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.
  • Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.
  • Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические обороты. Воспроизводить их.
  • Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.
  • Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Дидактические материалы:

  • карточки лото “Азбука музыки” С. Белецкого
  • плакат “Длительности от целой до тридцатьвторой” С. Белецкого
  • карточки квинтового круга тональностей в виде “Цветика - Семицветика”
  • карточки структурного состава аккордов МБ7, МБ65, МБ43, МБ2, ММ7, Мум.7, ум.7, Б53, М53, ув.53, ум.53, Б6, М6, М64, М64.

Ход урока

В открытом уроке принимают участие учащиеся 1 класса отделения фортепианного и струнного исполнительства, 2 класса отделения народного и духового исполнительства, 6 класса отделения народного и духового исполнительства и 8 класса отделения фортепианного исполнительства. От каждого класса представлено 2 – 4 человека.

Организационный момент, настройка внимания учащихся.

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 1 класса:

Повторяем термины: темп, штрихи, тональность, тоника, ступени, устойчивые и неустойчивые ступени.

Игра лото “Азбука музыки” .

Правило об устойчивых и неустойчивых ступенях – поем песенку о разрешении ступеней:

Звуков в гамме ровно семь,
Нужно дружно спеть их все,
Эти звуки все важны,
Мы их выучить должны,
Будем петь и повторять,
Неустои разрешать.

Вторая в первую, четвертая в пятую,
Шестая в пятую, седьмая в первую.
Утром солнышко встает,
Эту песенку поет.

Даже заинька косой,
Разрешает неустои,
Не ленись и повторяй,
Неустои разрешай.

Понятия вводные ступени, тоническое трезвучие – поем песенки – попевки в До мажоре .

Повторяем названия длительностей.

  • Упражнение Л. Белецкой “Длительности от целой до тридцатьвторой” .
  • Ритмическая игра Л. Белецкой “Волшебные пальчики” .

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 2 класса:

  • Определяем простые интервалы на слух, поем песенки – попевки, используя карточки лото “Азбука музыки” .
  • Ритмическая игра “Подарок другу” .

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 6, 8 классов:

  • Исполняем ритмическую партитуру с применением шумовых инструментов для тембровой дифференциации партий правой и левой рук .

  • Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”. Определить на слух и пропеть после 1 – 2 проигрываний нотами следующие мелодические фразы :

Следующие задания выполняются учащимися, разделенными на две команды.

  • Повторяем квинтовый круг тональностей. Игра “Цветик-Семицветик”.
  • Закрепляем структурный состав пройденных аккордов. Игра “Собери аккорд” .

Ритмический диктант “Братец Мартин”. Записывается в игровой форме “Собери ритм” с использованием карточек. Диктант рассчитан для учащихся 2 класса .

Тембровый канон “Братец Мартин”. Исполняют учащиеся 3, 4 классов, с использованием инструментов К. Орфа.

Учебно-методические пособия.

  1. С. Белецкий Лото “Азбука музыки”. – Омск, 2001
  2. Л. Ефремова “Учиться интересно!” Пособие по сольфеджио. – С. –П., 2006
  3. Т. Камаева, А. Камаев Азартное сольфеджио. – М., 2004
  4. Л. Белецкая Основы музыкального времени, - Омск, 2002
  5. О. Берак Школа ритма. Часть 1 Двухдольность. – М., 2003
  6. Н. Белая Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках. – С.–П., 1999
  7. Н. Ладухин 1000 примеров музыкального диктанта на 1, 2 и 3 голоса. – М., 1967
  8. В. Середа Каноны. – М., 1997