Open
Close

Оздоровительно игровой час в старшей группе. Общие требования к проведению оздоровительно-игрового часа

Ну вот, ребята, мы с вами оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас интересного, Вам что-то знакомо?(рыбки, водоросли).

Море очень широко (Дети широко разводят руки в стороны)

Море очень глубоко (Приседают, коснувшись ладонями пола)

Рыбки там живут, друзья! (Выполняют движение «Рыбка»)

А вот воду пить нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)

В море есть не только рыбы, но и много других интересных животных, а каких, узнаете, если поиграете в игру «Отгадай»

1. На дне морском звезда лежит, не двигаясь – наверно спит.

Пять ручек у звезды той есть- звезда руками может есть.

И для неё рачок, креветка – как будто для ребят конфетка!

Ребенок

Морские звезды мало двигаются. У них от 5 до 50 лучей. Живут морские звезды - до 30 лет. Большинство морских звёзд - хищники, питаются они моллюсками

2. Важна, степенна, холодна,

А сквозь нее вода видна. (Медуза)

Барышня-Медуза В пышных кружевах.

Весело танцует На морских волнах.

Длинные серёжки Очень ей идут.

Ими любоваться, рыбы все плывут

Ребенок

Медузы, морские светлячки, как парашюты спускаются с неба. Медуза дышит всем телом. В прозрачном теле медузы имеется целых 24 глаза. В основном она состоит из воды, на суше жить она не сможет. Когда медузу выбрасывает на берег, она погибает, высыхая на солнце. Медузы могут быть и опасны, если к ней притронуться, то можно обжечься.

3. Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо… (осьминог)

Бедный, бедный осьминог!

Нынче утром сбился с ног!

Перепутались во сне словно нитки ноги все!

Ребёнок

Многие думают, что осьминог - очень опасное животное. На самом деле, осьминог очень застенчив. На своих щупальцах, медленно передвигается по морскому дну и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого.

Воспитатель:

Рыбы дышат, едят, двигаются и размножаются, но всё это они делают свойственным только им способом. У рыб разное строение, окраска, они по- разному себя ведут в воде и по-разному защищаются и нападают на врага. За миллионы лет в природе появилось множество рыб – более 20 тысяч. На резвящихся рыбок можно смотреть долго, чешуя рыбок переливается всеми цветами.

В колонну становись!

В обход по морю,шагом марш!

Медленный бег.

Ходьба на носках.

Ходьба на пятках.

Ходьба в полуприсяди.

Ходьба вперёд спиной.

Лёгкий бег.

Бег с подниманием бедра.

Ходьба,обычная.

На месте стой!

Рыбка рыбке говорила

Плавничками шевелила:

Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка.

О.Р.У

Словно по волшебству, все оказались на морском дне.

1. «Водоросли» (тянутся через толщу воды к солнышку, но ветер качает их то в одну, то в др. сторону.)

И.п - ноги врозь, руки внизу.

1-поднять прямые руки перед собой вверх;2-наклон вправо,3- выпрямиться, руки вверх,4-то же влево.

2. «Плавающие лягушата» (плаваю в прозрачной,солнечной воде)

И.п - ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях,руки согнуты в локтях перед грудью.

1-Поворот в правую сторону, руки развести, колени выпрямить 2.-И.п,3.-то же в левую.

3. «Волна» (то опустит на дно,то снова поднимет)

И.п - стоя на коленях,руки на поясе.

1-2-сесть на правое бедро, руки влево.3-4-верн. в и.п.То же вправо.

4. «Морской рак» (необычно плавает стоя,то сделает рывок вперёд, то замрёт, покачиваясь в воде)

И.п- основная стойка, руки на поясе.

1-выпад правой ногой, 2-3 покачивание пружинистое, 4-и.п, то же левой.

5. «Морская черепаха» (осторожная, то выглянет из домика, то спрячется)

И.п - руки за спиной. 1-наклоны вперед.2-и.п

6. «Кит плывет» (большой, красивый кит прекрасно плавает в воде, то опуститься на дно, то всплывёт на верх)

Приседание.

7. «Дельфины» (добрые ласковые дельфины резвятся в воде)

1-з-прыжки на месте; 4-прыжок с поворотом на90.

8. «Нагоним волны» (восстановление дыхания)

И.п - ноги на ширине плеч, руки внизу.2-поднять руки ч/з стороны вверх

Основная часть

В одну шеренгу становись!

Сегодня, мы будем учиться сохранять равновесие.

Что такое равновесие? (устойчивое положение тела в пространстве, состояние покоя)

1.Прыжки-перепрыгивание через шнур на двух ногах, справа и слева от него (оставим запутанные следы на песке).

2.Ходьба по гимнастической скамейке, на середине повернуться (маленький водоворот).

3. Подлезание под дугу (высота 50 см) – не касаясь руками пола (Проплывём под водорослями).

4. Подвижная игра «Море волнуется»

Повторим правила. Все стоят на своем круге – «камешке». Водящий проходит м/ д каждым,останавливается и говорит «Море волнуется». Тот встает и идет за ним. После слов водящего «Море спокойно!», все бегут занимать « камешек» ,и удержаться на нём одной ногой, тот кто остался без «камешка», становится водящим.

Релаксация «Сон на берегу моря»

Всем снится один и тот же сон. В этом сне мы видим море с прозрачной голубой водой, ч/з толщу которого, можно рассмотреть подводный мир; необыкновенной красоты водоросли, необычных рыб, большую черепаху и радостных добродушных дельфинов.На счет 1,2,3-дети просыпаются.

Наталья Богатырева

Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Задачи:

Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника.

Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма.

Повышение умственной и физической работоспособности.

Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества.

Развитие моторно-волевой сферы и игровой деятельности детей.

Воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях «оздоровительно-игровыми часами».

Основные элементы занятий:

Двигательная разминка и образно-игровая

Игровые упражнения

Подвижные игры

Игры с предметами

Кинезиологические упражнения

Эстафеты и соревнования

Физкультминутки

Двигательные упражнения

Дыхательная гимнастика

Логоритмика

Элементы стретчинга

Игровые задания

Пальчиковая гимнастика

Октябрь-Ноябрь

1. «В сказочной стране».

Двигательная разминка «Добрый лес».

2. Коммуникативная игра «Волшебный клубок» (по принципу игры «Передал – садись» с использованием мячей Су-Джок).

3. Игра «Паучок».

Паучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

Мы тебя растили.

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

4. Кинезиологическое упражнение в виде игры «Солнечный зайчик».

Ребятам предлагается отгадать загадку:

Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел,

Значит, день уже пришел.

(Солнечный лучик)

Солнечный лучик дружит с солнечным (зайчиком).

Играем в игру «Солнечный зайчик».

Дети лежат на спине, телами образуя круг – зеркало (в центре зала-обруч). У капитана в руках мяч – «солнечный зайчик». По сигналу взрослого ребенок-капитан садится и передает мяч в руки партнеру, а сам принимает и. п. Игра заканчивается, когда мяч опять попадает в руки капитана. Отмечаются дети, быстро и красиво выполнившие движение.

5. Массаж «Мельник».

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные ниже движения.

Белый, белый мельник

Сел на облака.

(Хлопают ладонями по спине.)

Из мешка посыпалась

Белая мука.

(Поколачивают кулачками.)

Радуются дети,

Лепят колобки. (Поглаживают пальчиками.)

Заплясали сани,

Лыжи и коньки. (Растирание ребром каждой ладошки)

Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.

6. Рефлексия «Звездочка дружбы».

Девиз: «Кто нашим часом занимается, тот в жизни улыбается.

Здоров и весел он всегда, не унывает никогда».

Давайте на память о нашей встрече построим «Звездочку дружбы» из наших ладошек.

Примечание

Разминочный комплекс направлен на разогрев всех групп мышц.

Данная игра направлена на формирование интереса к двигательной активности и выполняет общеукрепляющие функции.

Игра будет полезна для гиперактивных детей.

Развивает ориентировку в пространстве, координацию движений, самоконтроль.

Развивать у детей силу, выносливость, гибкость, ловкость, координационные способности.

Закреплять навыки массажа.

Снятие психологического напряжения, создание позитивного настроя. Создание атмосферы радости и успеха.

2. «Веселые человечки».

1. Танцевальная разминка «Кукутики».

2. Игровые задания: «Полоса препятствий».

1. Ходьба по канату различными способами.

2. Прыжки – «классики».

3. Ползание по-пластунски под дугами различной высоты.

3. Игровые упражнения с обручем.

4. Игра «Шатер».

Участники игры делятся на три-четыре подгруппы. Каждая образует свой круг по углам площадки. В центре каждого круга – обруч, а в нем платки с узорами. Дети берутся за руки, приговаривают и выполняют соответствующие движения:

Мы веселые ребята, (Прыгают)

Соберемся все в кружок,

(Берутся за руки)

Поиграем, и попляшем, (Танцевальные движения)

И помчимся на лужок. (Бег к центру зала)

С окончанием текста дети перестраиваются в общий круг. Взявшись за ленточки карусели, подскоками двигаются по кругу под музыку. По сигналу «Строим шатер!» бегут к своим кругам-обручам, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «шатер».

5. Физкультминутка «Воробьишка».

Воробьишка потянулся, распрямился, встрепенулся.

Головой кивнул три раза, подмигнул он правым глазом.

Лапки в стороны развел и по жердочке пошел.

Прогулялся и присел, свою песенку запел: «Чик-чирик-чик-чирик».

6. Рефлексия.

Девиз: «Кто спортом занимается, тот в жизни улыбается».

«Дерево нашего творчества».

По окончании «оздоровительно-игрового часа» дети прикрепляют на дерево (яблоня) листики, цветочки, плоды:

Плоды – час прошел успешно, мне все удалось.

Цветок – «я доволен».

Листики – не все получалось.

Примечание

Разминка направлена на развитие воображения и улучшения физического и психического состояния в целом.

Упражнять ребят в умении действовать по сигналу.

Развивать ловкость, силу, быстроту.

Создание атмосферы радости, комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Упражнять детей в умении прокатывать обруч в прямом направлении, вращении. Закреплять приемы захвата предмета.

Способствовать созданию жизнерадостного, активного настроения.

Развивать умение согласовывать движения со всеми участниками игры.

Формировать культуру движений.

Способствовать восстановлению дыхания после двигательной активности.

Снятие психологического напряжения, настрой на творческую деятельность.

3. «Витаминки для детей».

1. Разминка образно-игровая «Апельсин»

2. Кинезиологические упражнения в парах («банан», «виноград», «лимон» и др. по желанию детей).

3. Игра-соревнование «Варим борщ и компот».

Одной команде нужно выбрать и перенести овощи для борща, а другой - фрукты для компота. После проведения задания можно поменять.

4. Пальчиковая гимнастика «Помощник».

Посуду моет наш Антошка. (Потирать ладони друг о друга).

Моет вилку, чашку, ложку. (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

Вымыл блюдце и стакан.

И закрыл покрепче кран. (Имитирующие движения кистью руки).

5. Игра «Совершенно верно!»

Ведущий читает ребятам четверостишия о различных продуктах. Если в них говорится о пользе для здоровья, дети все вместе говорят: «Правильно, правильно, совершенно верно!» и хлопают в ладоши. А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат и топают ногами.

1. Ешь, побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить.

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Марусе и Даниле всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь, побольше витаминов, с болезнями не знайся.

6. Рефлексия «Солнышко»

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

Примечание

Разминка с предметом направлена на улучшение гибкости.

Активизация мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, согласованность действий.

Развивать внимание, быстроту, логическое мышление, умение ориентироваться в окружающем.

Развивать умение детей воспроизводить действия и проговаривать соответствующие слова.

Данная гимнастика способствует развитию речи и движений воспитанников.

Поднять настроение и на позитиве завершить встречу.

4. «Задоринки».

1. Двигательная разминка «Зарядка на диване».

2. Музыкально-двигательная игра «Утро начинается».

3. «Большая эстафета».

Задание. Преодолеть полосу препятствий (проползти по скамейке верхом, продеть обруч и обратно проползти по скамейке, передать эстафету следующему игроку.)

4. Соревнование «Перенеси – не урони».

Две команды, у каждой по большой ложке. Нужно добежать с ложкой до гнезда (обруча с малыми мячами). Участник добегает до гнезда, берет мячик, кладет его на ложку, бежит до обруча на другом конце зала, кладе мячик и бегом возвращается обратно. Передает ложку другому участнику в команде.

5. Игра «Четыре шага».

6. Рефлексия

«Ладошки успеха».

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей группы и начинаю аплодировать. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Примечание

Способствует повышению функциональных возможностей физической и двигательной подготовленности детей.

Формирует правильную осанку, культуру движений, пантомимические способности.

Развивать мышечный тонус, подвижность суставов и гибкость позвоночника.

Развивать силу мелкой мускулатуры руки.

Воспитывать чувство общности и делового партнерства.

Развивать умение действовать сообща в соответствии с текстом игры и успевать выполнять соответствующие движения.

Способствовать созданию устойчивого, жизнерадостного настроения.

Декабрь-Январь

5. Страна «Игралочка».

1. Двигательная разминка «Паровоз - букашка».

2. Игра «Иголочка с ниточкой».

Две команды берутся за руки и за капитаном «иголочкой» пробегают «змейкой» вокруг кеглей и возвращаются обратно.

3. Кинезиологические упражнения с мячами.

Игровые упражнения: «Футболист», «Баскетболист», «Жонглер», «Веселые пары».

4. Физкультурная минутка «Играем с удовольствием».

Вот большой стеклянный чайник (надули животик)

Очень важный он начальник (одна рука на поясе, второй – изобразить носик чайника).

Вот фарфоровые чашки (присели, руки на поясе).

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг).

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки (вытянули руки вверх, сомкнули).

Вот пластмассовый поднос, он сюрпризы нам принес.

5. Гимнастика ума.

Двигайся больше (проживешь дольше).

Где здоровье - … (там и красота.

Ешь чеснок и лук - … (не возьмет недуг).

Здоровье сгубишь, (новое не купишь).

6. Рефлексия.

«Наш девиз не позабудь – Дружба освещает путь!»

«Светофор».

Дети сигналят карточками на слова инструктора по физкультуре:

Зелёный – замечательный час.

Жёлтый – понравилось, но не всё.

Красный – дело не понравилось.

Примечание

Способствует созданию у ребят бодрого, жизнерадостного настроения.

Развивает внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве.

Продолжать формировать навык ориентировки в пространстве, используя различные варианты двигательных действий детей.

Корректировать движения детей с дыхательными движениями грудной клетки.

Упражнять в выполнении выразительных движений в соответствии с текстом.

Способствовать познавательному развитию, активизировать мыслительную деятельность воспитанников.

Получать радость от общения и совместной деятельности.

Оздоровительно-игровой час проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем урок физкультуры, продолжительности (до 25–30 мин у младших и до 35–40 мин – у старших дошкольников). У детей младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом, у старших детей – преобладает слово или слово сочетается с показом. Рекомендуемая структура оздоровительно-игрового часа для детей дошкольного возраста представлена в табл. 20.

Таблица 20

Структура оздоровительно-игрового часа

Наиболее универсальной и эффективной является форма тренировочного занятия. Оно не всегда похоже на традиционный урок, но основные компоненты урока (подготовительная, основная и заключительная части) должны присутствовать при любой форме организации занятия.

Цель разминки – обеспечить постепенную подготовку функциональных систем ребенка к более интенсивным нагрузкам. В период разминки необходимо наиболее тщательно подготовить те мышечные группы, которые будут в наибольшей степени задействованы в основной части занятия. Обычно в разминке используются разнотемповая ходьба, бег, имитационные прыжки и т. п. Упражнения для разминки с участием различных групп мышц (1–2 мин), дыхательные упражнения (2–3 мин).

Основная часть занятия посвящается развитию физических качеств или обучению движениям путем выполнения гимнастических упражнений с различными предметами в игровом или эстафетном режиме (12–15 мин) и подвижной сюжетно-ролевой игры (12–15 мин). Наиболее сложные движения разучивают в начале основной части занятия, а развивать и совершенствовать физические качества лучше в следующей последовательности: упражнения на координацию, быстроту, силу, выносливость. Длительность основной части от 20-2 5 мин у младших дошкольников, до 25–30 мин – у старших.

В заключительной части занятия – спокойная ходьба, упражнения на расслабление, легкий бег трусцой, дыхательные упражнения (2–3 мин). Занятие проводится с детьми, одетыми в облегченную спортивную форму (вначале в майке и трусиках, затем – только в трусиках), босиком, в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха от 16 до 20°, с постепенным снижением в зависимости от физической активности детей до 12°. Температурный режим оздоровительно-игрового часа при совмещении его с пульсирующим микроклиматом, подробно описан в методическом пособии по закаливанию детей.

В дни проведения оздоровительно-игрового часа урок физкультуры не исключать. Несколько снижают двигательную игровую нагрузку и обращают особое внимание на специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, контрастные ножные ванны и пр.).

Современная концепция организации физической культуры в детском саду предполагает использование подвижных игр как основного компонента плановых физкультурных занятий, входящих составной частью в «Программу воспитания в детском саду». Дети учатся жизни играя. Именно в играх они вступают в разные, порой сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя ловкость, смелость, сообразительность. Для детей все вокруг – это веселая, радостная и увлекательная игра. Если она им нравится, они готовы много раз подряд играть в одну и ту же игру. У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре.

Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:

Влиять на психофизиологическое развитие детей;

Развивать моторные умения;

Организовывать детей для коллективного действия;

Легко усваиваться детьми;

По мере возможности проводиться на свежем воздухе;

Легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;

Не требовать особых приспособлений и пособий. Впервые мысль о необходимости придать дополнительным игровым действиям ежедневный режимный характер была выдвинута Ю.Ф. Змановским. Помимо 10-15-минутной игры, он ввел в занятия разминку, физкультурную часть (гимнастические упражнения различной направленности) и заключительную часть, в которой большое значение придавал дыхательной гимнастике.

Затем было предложено сочетать с играми прием воздушных ванн: дети проводили игры в полуобнаженном виде – вначале в открытых майках, трусиках, носках и тапочках, а в дальнейшем – только в трусиках и тапочках. Дозировка воздушных ванн колебалась от 7 до 28 мин и находилась в тесной связи с температурными условиями и интенсивностью физического напряжения. Так стали сочетаться применение физических упражнений в виде подвижных игр и закаливающие процедуры, были разработаны их основные положения:

Подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц. Этому соответствуют такие движения, как ходьба, бег, прыжки, метания, лазание. Менее приемлемы движения с вовлечением ограниченного числа мышц: повороты головы, боковые наклоны туловища, движения плечами и пр.;

Желательны упражнения в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;

Упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;

Важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;

Во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;

Закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.

Убеждены, что игры предпочтительнее, чем обычные гимнастические упражнения. Организованные подвижные игры развивают у детей силу, скорость, выносливость, гибкость, ловкость. Они являются основой гармоничного развития ребенка. Ценность коллективных игр заключается в том, что они представляют первую ступень коллективного общения детей, помогают развивать самостоятельность ребенка, его творческое воображение и фантазию. Преимущество игры еще и в том, что в ней могут участвовать дети, по состоянию здоровья отнесенные к разным (по разрешаемой физической нагрузке) группам. В игре возможно индивидуальное дозирование нагрузки.

Подвижные игры – один из лучших методов воздушного закаливания, условия для которого создаются на занятиях в закрытых помещениях, если соблюдаются элементарные требования подготовки и содержания физкультурно-игровых занятий.

Чем дольше игра, чем дольше прорабатывается один и тот же комплекс упражнений, тем с большим удовольствием дети включаются в них. Частая смена игр нецелесообразна, лучше усложнять уже знакомые, увеличивая расстояния, которое нужно преодолеть, изменяя правила игры, требующие большей четкости выполнения заданий.

Дети, для которых движения, применяемые в игре, не представляют затруднений, обычно активны и веселы. Если на протяжении игры ребенку не удается пройти, пробежать или бросить предмет, эмоциональный тонус его понижается, он перестает радоваться, становится пассивным. Воспитателю следует обращать внимание именно на таких детей, стараться, чтобы они обязательно делали посильные движения и становились активными.

Не следует захваливать одних детей и подчеркивать неловкость, нерасторопность других. Надо помнить об индивидуально-типологических особенностях: дети, отстающие от своих сверстников, чувствуют свою неполноценность, постепенно отказываются от занятий, делаются малоподвижными.

Игры с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.

Оздоровительно-игровой час в ДОУ

Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.

Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста.

К актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и др. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положение (за столом, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы,

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

Особое внимание следует уделять рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма.

От двигательной активности во многом зависит состояние здоровья ребенка, развитие физических качеств, умственная работоспособность, а также настроение.

В режиме дня ДОУ предусмотрено 3 занятия в неделю физической культуры в спортивном зале и 1 занятие на воздухе (5-7 лет). Но учитывая погодные условия с октября по апрель, нет возможности проводить занятия на воздухе. А в актированные дни (Актированный день - день, в который по каким-то причинам (например, погодным) запрещено проводить занятия вне помещений, на открытом воздухе) дети и вовсе не могут выйти на улицу, и по этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети находятся в непроветренном помещении и чаще всего статистической позе. (Такое положение тела, которое сохраняется неизменным напротяжении длительного времени без видимых движений и мускульных сокращений). Вследствие всего выше сказанного, рационально и актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду), организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.

Все эти виды деятельности объединили в такую инновационную форму как "оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в разных видах деятельности.

Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников

Задачи

  • Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;
  • Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
  • Повышение умственной и физической работоспособности.

Оздоровительно-игровой час в ДОУ с детьми раннего и младшего возраста.

С детьми раннего и младшего дошкольного возраста помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гимнастики, физкультуры, прогулок и пр.), советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до полдника. Этот промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час , позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельности, а также вызвать у ребенка за счет активных энергозатрат аппетит к моменту приема полдника.

Общие требования к проведению оздоровительно-игрового часа.

Оздоровительно-игровой час проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем занятие физкультуры, продолжительности до 20 мин. У детей раннего и младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом.

Структура оздоровительно-игрового часа

  • пробуждающая гимнастика
  • ходьба по дорожкам здоровья
  • массаж активных точек
  • подвижные игры
  • дыхательная гимнастика

В дни проведения оздоровительно-игрового часа занятие физкультуры не исключать. Несколько снижают двигательную игровую нагрузку и обращают особое внимание на специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, контрастные ножные ванны и пр.).

У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре.

Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:

Влиять на психофизиологическое развитие детей;

Развивать моторные умения;

Организовывать детей для коллективного действия;

Легко усваиваться детьми;

Легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;

Не требовать особых приспособлений и пособий.

Хочется отметить Основные положения применения физических упражнений в виде подвижных игр и закаливающих процедур :

Подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц.

Желательны упражнения в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;

Упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;

Важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;

Во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;

Закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.

Оздоровительно-игровые часы с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.

Оздоровительно-игровой час в старшей группе.

"Оздоровительно-игровой час" организуется в группе в актированные дни в первой половине дня. Его длительность составляет в средней группе и в старшей группе 35-45 минут. В содержание "оздоровительно-игрового часа" входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.

Составляется тематический план. Подбирается и систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определяется с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа.

На каждую тему оздоровительно-игрового часа составляется план мероприятий, в виде таблицы, где помимо содержания и целей, и примечания (рекомендации по проведению и применению тех или иных здоровьесберегающих технологий).

Н-Р: Тема: В мире сказок

Примечание

  1. Комплекс ОРУ «Поросята»
  2. Дыхательные упражнения: «Ветер», «Шорох листьев» , массаж
  3. Упражнения с обручами (Дети строят себе домики)
  4. Подвижная игра «Найди свой домик»

Развитие образности движений, развитие координации и ориентировки в пространстве, упражнения для профилактики верхних дыхательных путей.

По сказке «Три поросенка».

  1. Разминка образно – игровая «Буратино»
  2. Танцевальный этюд «Фонарики»

Разминочный комплекс направлен на разогрев всех групп мышц.Танцевальный этюд направлен на позитивный настрой и общеукрепляющее состояние организма.

  1. Психогимнастика

«В кукольном театре» (гимнастика)

  1. Создание простых конусных игрушек по мотивам сказок.

Дать ребенку возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога

Развитие мелкой моторики рук.

Проводится совместно с педагогом

Обыгрывание изготовленных игрушек

Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом язычке»

Развития подвижности органов артикуляции.

Мастер-класс

Оздоровительно-игрового часа

(в группе раннего возраста)

Подготовила и провела:

Воспитатель Качкалова Т.А.

Основные задачи , решаемые с помощью комплекса Оздоровительно-игрового часа после сна:

Развивать двигательную активность, формировать культуру движений, способствовать повышению эмоционального тонуса, укрепления здоровья.

Предварительная работа:

Пока дети спят, педагог готовит условия для проведения гимнастики и закаливания детей: массажные коврики, дорожки здоровья, гимнастические палки, массажные мячики, игрушка - ежа.

Ход мастер-класса :

Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на мастер-классе «Оздоровительно-игровой час» после сна.

«Оздоровительно-игровой час» после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Вашему вниманию предлагаются:

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна:

  • пробуждающая гимнастика
  • ходьба по дорожкам здоровья
  • массаж активных точек
  • подвижные игры
  • игры с водой (в теплый период года)
  • дыхательная гимнастика

Виды гимнастики после дневного сна.

Разминка в постели и самомассаж;

Гимнастика игрового характера;

Гимнастика с использованием тренажеров;

Пробежки по массажным дорожкам.

Мы покажем гимнастику КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА куда входят все перечисленные виды гимнастик.

Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Время подъема можно успешно использовать для закаливания организма, для создания положительных эмоций у детей. Чтобы дети легко просыпались, можно включить негромкую плавную музыку.

Воспитатель : Ребята, тихонько просыпаемся. Пока вы спали, к нам в группу пришел ёжик. Покажем ему нашу гимнастику.

«Гимнастика для ребят»

Сон прошел, и мы проснулись,

Улыбнулись, потянулись, (Дети потягиваются, лежа на спине)

Ладошки друг о дружку трем (Потирают одну руку о другую)

И в ладошки громко бьем. (Хлопают)

А теперь поднимем ножки, (Поочередно поднимают ноги)

Левая и правая - мы ребята бравые.

Сели на кроватке, (Сидя в кровати)

Почесали пятки,

Погладили немножко, (Ладошками гладят ножки)

Набирайтесь силы, ножки!

Мы топаем ногами, (стоя около кроваток)

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И прыгаем кругом. (повторить 2 раза)

Сил набрались наши ножки,

И пошли мы по дорожке,

(Ходят по дорожке здоровья, руки в стороны)

По дорожке не простой,

По неровной - вот какой!

(На паласе выполним дыхательное упражнение )

И.п. – о.с.
1 – сделать «уточек», поднять плечи вверх, носиком вдохнули;

2 – и выдыхаем -опустить плечи вниз, произнося звукоподражания «кря-кря-кря». (3-раза)

И снова пошли мы по дорожке!

По дорожке непростой,

По неровной-вот какой!

(Ходят по дорожке здоровья)

А теперь мы будем с вами лягушатами носиком вдохнули, плечи подняли и выдыхаем,плечи опускаем, «ква-ква-ква», еще раз носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква», и последний раз носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква».

Проходим на стульчики, садимся и массируем стопы (катают стопами гимнастические палки)

(Воспитатель по окончании упражнения убирает палки)

А теперь мы ежиков возьмем

И катать между ладошками начнем!

Вверх вниз его катаем,

Наши ручки развиваем.

(массаж ладошек мячиками)

Воспитатель собирает мячики о корзинку.

Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.

Мы потрем себе бока,

Надо их размять слегка.

Потом погладим ножки,

А потом обратно,

Чтобы было нам приятно!
Спит щеночек,

Спит котенок.
Улыбается ребенок.

Воспитатель предлагает поиграть с ежиком.

За грибами в лес идем,

Прыгаем по кочкам

А в лесу колючий еж,

Стережет грибочки.

Ты нас ежик не коли,

А скорее догони (повт.2-3 раза)

Заканчивается гимнастика четверостишием:

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

А раз кончилась игра,

Одеваться нам пора.

Затем дети одеваются и идут в умывальную комнату.

Список использованных источников

1. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» /

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка /

Зубарева Елена Мстиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №274 присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Оздоровительно-игровой час "Витамины - наши друзья!"
Дата публикации: 06.12.2017
Раздел: дошкольное образование

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

План-конспект оздоровительно-игрового часа

Старшая группа

«Витамины - наши друзья!»

Образовательные:

Учить детей проявлять интерес к употреблению продуктов питания

насыщенных витаминами;

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания;

Подвести детей к выводам и обобщениям (о пользе употребления

фруктов, овощей, полезных продуктов).

Развивающие:

Развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный

Воспитательные:

Воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье.

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я сегодня пригласила к нам в гости Хрюшу из

передачи «Спокойной ночи, малыши».

(Воспитатель

подходит

подоконнике

лежит записка: «Ребята, извините, пожалуйста. Не могу у вас появиться, у

меня болит живот»).

Воспитатель: А как вы думаете, почему с ним приключилась такая

беда? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, мне тоже кажется, что это от неправильного

питания. Знаете, что я предлагаю? Мы с вами поговорим о правильном

питании. Я запишу всё на магнитофон, и эту запись мы отправим Хрюше,

чтобы он знал, какая еда полезна.

II. Беседа о витаминах и полезных продуктах.

Воспитатель: Что вы любите есть больше всего? (ответы детей)

Воспитатель: Для чего мы едим? (человек питается, чтобы жить).

Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека,

но и материал для роста и развития.

Воспитатель:

здоровой

пищей? (ответы детей)

Воспитатель: В продуктах есть очень важные для здоровья человека

вещества витамины.

Воспитатель: Для чего они нужны? (ответы детей)

Воспитатель: Я вам хочу рассказать немного о витаминах. Витамины

обозначаются

буквами А,

Д. (выставляет

мольберт).

читаются они по латыни. Когда пойдете в школу, вы научитесь читать эти

Витамин А содержится в продуктах питания: дыня, морковь, чеснок,

петрушка,

сельдерей,

красный сладкий перец.

Витамин В - рис, изюм, фасоль, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы,

горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах - баранина,

говядина, крабы, моллюски.

Витамин С - черная

смородина,

шиповник,

апельсины,

петрушка, яблоко, кислая капуста.

Витамин Д -

рыбный жир, свежая зелень, печень трески, говяжья

печень, сливочное масло. Солнышко в своих лучах посылает нам витамин

III. Физкультминутка «Обжорка»

пузатый здоровяк(округлое

движение

Съел десять булок натощак (выставить перед собой все пальцы)

молоком (изобразить

пальцами

воображаемый

стакан, а затем выпить из него),

Съел курицу одним куском (широко раздвинуть пальцы одной руки,

ладонью вверх, поднести воображаемый кусок корту)

поджарил (показать

указательными

пальцами

И в брюхо бедного направил (погладить живот)

Раздулся здоровяк, как шар (изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар (ударить слегка ладонью по лбу).

IV. Игра «Да-нет»

Воспитатель: А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать

мной, то поднимите зеленый кружок. Если нет - красный.

Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

Есть нужно в любое время, даже ночью.

Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

Есть надо быстро. Есть надо медленно.

Пищу нужно глотать не жуя.

Полоскать рот после еды вредно.

Воспитатель: Мы с вами повторили правила питания. Для чего они

нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу).

V. Беседа о вредных продуктах

Во спитатель:

пожалуйста,

п р од у кт ы

полезны? (ответы детей)

Воспитатель: Чем вреден торт? Лимонад? Да, вы правы, некоторые

продукты лучше не употреблять в пищу. А если очень хочется, то есть в

очень малых количествах.

приготовила

картинки

продуктов,

нечаянно

перепутала их. Помогите мне, пожалуйста, собрать их.

VI. Игра «Собери изображение».

Изображения продуктов разрезаны на несколько частей. Нужно собрать

их, назвать что получилось и рассказать, чем они вредны.

VI. Игра «Кто быстрее наполнит корзинку»

Воспитатель: Сейчас я хочу отправить вас в магазин за покупками. Мы

разделимся на 3 команды. Одна команда будет покупать полезные продукты,

продукты

полезные,

команда продукты не полезные.

Подвести итог игры.

VII. Подведение итогов.

Воспитатель: Что о еде мы сегодня узнали? Что делает еду полезной?

Чтобы полезные вещества усвоились, что нужно соблюдать?

Воспитатель:

отправим

пожелаем

быстрее выздоравливать.

Оборудование: кружки красного и зеленого цвета по количеству

мольберт,

картинки

продуктов,

обозначающие

витамины;