Open
Close

Парадная лестница зимнего дворца. Эрмитаж: парадная лестница Зимнего дворца



Величественная и прекрасная Главная лестница Зимнего дворца в XVIII веке играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества. По ней послы иностранных государств поднимались в центральные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. После революции, когда дворец стал музеем, экскурсоводы дали ей имя Иорданская, поскольку на праздник Крещения по ней спускалась царская семья и другие участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви и выходившего к иордани - специальной проруби в замёрзшей Неве, где проводился обряд водосвятия.


Эта лестница связана со строительством Нового Эрмитажа - здания, созданного специально под музей для разросшихся коллекций предметов искусства. Оно было построено в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым под руководством В. П. Стасова по проекту Л. фон Кленце. Лестница стала главным входом в здание Нового Эрмитажа и была подобна той, что вела на афинский Акрополь. Её подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым, отсюда и другое название - Теребеневская лестница. Если смотреть на лестницу с площадки первого этажа вверх, то можно заметить одно любопытное архитектурное решение: в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы попасть в Эрмитаж, требовалось специальное разрешение, которое выдавали только избранным. Так, например, великий поэт А. С. Пушкин смог получить постоянный музейный пропуск только по рекомендации В. А. Жуковского, своего учителя. Даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах, не всегда могли добиться такого разрешения.


Никакого отношения к Советскому Союзу эта лестница не имеет. Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором А. И. Штакеншнейдером, получила своё название в связи с тем, что через её подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница уникальна также и тем, что связывает сразу три здания музейного комплекса: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, с противоположной стороны вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (напротив окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

Октябрьская лестница


Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в ночь с 25-го на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

Ни в одном путеводителе не найти точной даты появления этого имени, и знаменитая мемориальная доска была установлена на ней уже после того, как новое название прижилось. До того лестница именовалась «ея императорского величества», поскольку примыкала непосредственно к апартаментам императриц - супруги (впоследствии вдовы) Павла I Марии Фёдоровны и супруги Александра II Марии Александровны.

Церковная лестница


Церковная лестница расположена в непосредственной близости к Малой церкви Зимнего дворца, где проходили службы с участием членов царской семьи. Несколько лет назад в Эрмитаже произошёл удивительный случай: во время проведения плановых электротехнических работ на площадке второго этажа Церковной лестницы была обнаружена гипсовая скульптура, замурованная в стену.

Скульптура изображает раба в ошейнике и носит название «Беглый раб». В процессе реставрации находки выяснилось, что создал её знаменитый скульптор Владимир Беклемишев в конце XIX века. А в 1893 году она представляла Россию на Всемирной выставке в Чикаго. Как и почему она попала в «заточение» - неизвестно, но провела она там более 60 лет. Таких открытий в музее не было больше века.

является парадной лестницей Зимнего дворца. Именно по ней поднимались послы различных стран для того, чтобы пройти в залы для аудиенции с русскими правителями. Исходя из этого, лестница первоначально называлась Посольской. И только после революции, когда Зимний Дворец стал музеем, она получила название Иорданской. Связывали это с тем, что по лестнице сходила царская семья в Крещение для ритуала водосвятия к - особой проруби на Неве.

История Иорданской лестницы

Иорданская лестница была выстроена в стиле барокко российским архитектором, по происхождению итальянцем, Франческо Бартоломео Растрелли. Но в 1837 году случился страшный пожар, который уничтожил своим огнем почти все внутренне убранство зимнего Дворца, и, конечно, не пощадил лестницу.


Восстановление Главной лестницы было возложено на В. П. Стасова, который в течение полутора лет старался возобновить лестницу совершенно по-старому, как приказал император Николай I. Архитектор очень внимательно отнесся к восстановлению Иорданской лестницы, пытаясь сохранить ей всю красоту и роскошь, которую придал ей Растрелли.

Лестница в настоящее время

Сегодня перед посетителями лестница представлена практически в первозданном виде и вызывает восторг. Белый мрамор скульптур, серый мрамор колонн, позолота лепнины – все это восхищает и влюбляет в себя с первого взгляда.


Для оформления лестницы были применены лучшие материалы. Для изготовления балюстрады, пола и ступенек – белый каррарский мрамор. А для стен – искусственный мрамор, также белый. Колонны на втором уровне выполнены из сердобольского гранита.

Серый гранит разбавляет общую бело-золотую цветовую гамму, отмечая величие и монументальность интерьера. Плафон Фонтебассо, который сгорел при пожаре, был замещен Стасовым на найденный в хранилищах Эрмитажа плафон «Олимп». Он также был создан в 18 веке в Гаспаро Дициани.


Статуи для украшения лестницы были получены из Летнего сада и Таврического дворца. Их привезли из Италии еще в петровское время. Из Таврического замка была привезена статуя «Власть», которая украшает центральную нишу. Интересный и курьезный факт, что за статуей «Власть», установленной на Иорданской лестнице в Эрмитаже, вскоре закрепилось название «Владычица», указывая неким образом на время правления Елизаветы Петровны и Екатерины II.


Как найти Иорданскую лестницу в Эрмитаже

Пожалуй, искать ее не придется. Как правило, осмотр Дворца начинается с прохода по вестибюлю, который и ведет к Главной лестнице. Вестибюль как бы готовит посетителей к восприятию пышной, грациозной красоты Иорданской лестницы. Попадая сюда, сразу ощущаются ее размеры, простор, обилие света, который попадает не только из огромных окон, но еще и с помощью отражения в больших зеркалах.


Пышный облик Зимнего Дворца и, в частности, Посольской лестницы должны были продемонстрировать положение нового города на Неве. Интересно, что в 1844 году Николай I подписал указ, который гласил о том, что в запрещено возводить гражданские строения выше, чем Зимний Дворец.

Первое впечатление. Никто не будет отрицать значимость этого постулата. Потом можно подправить, откорректировать, изменить окончательное мнение, но первые впечатления остаются с нами навсегда. Иорданская лестница, или, как ее называли изначально, Посольская, призвана была создавать мнение о Великом Российском государстве. Могучем, богатом, масштабном.

Создание шедевра

Елизавета, как истинная дочь Петра, понимала важность внешних атрибутов империи, подчеркивающих ее мощь и статус. Поэтому повелела снести предыдущую резиденцию российских государей, которая после многочисленных перестроек имела малоторжественный, не парадный вид. Возвести дворец, отвечающий требованиям Великой Самодержицы, поручено в 1752 году Франческо). Вдохновленный задачей, легендарный строитель Санкт-Петербурга создал творение, каждое помещение и элемент которого - отдельный шедевр архитектуры и интерьерного дизайна. Иорданская лестница - не исключение. Помня об особых функциях, именной ей была отведена роль: произвести правильное первое впечатление. Результат получился истинно грандиозным.

решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности

Так описывал главную лестницу зимней резиденции А.П. Башуцкий.

Стилевое решение

К концу XVIII века волна барокко, накрыв собой континентальную Европу от Италии до Германии и Польши, докатилась до России. Основные компоненты стиля - помпезность и торжественность - создаются за счет особой пышности декора, игры света и тени, театральных приемов, причудливых пропорций и изогнутой динамики линий. Это делает стиль узнаваемым с первых мгновений. Вычурность барокко пришлась по вкусу жителям Северной столицы. Византийское прошлое внесло свои дополнения в европейское видение, что получило название "русское барокко". Иорданская лестница Зимнего Дворца - яркий представитель этого стиля. Интерьер парадной лестницы был разработан и полностью воплощен Б.Ф. Растрелли. К работе над оформлением других помещений привлекались Монферан, Кварнеги, Росси.

Великолепная и неповторимая

Великий итальянец с южным темпераментом воплотил барокко в окончательном образе Иорданской лестницы, использовав все возможности стиля. Центральный элемент, гармонично соединяющий все многообразие убранства - лестница, разделена на два марша, изогнутая геометрия которых, словно стекающие струи воды, определяет динамику остального пространства. Нижний из двух ярусов лестницы, как основа, держит всю композицию. Верхний ярус из-за обилия настоящих и ложных зеркальных окон "распахивает" перспективу, визуально раздвигая пространство. Все это венчается изящной колоннадой и плафоном, живописным продолжением неба. Характерное для барокко увлечение античными статуями нашло свое подтверждение и здесь. У входа в Невскую анфиладу, как верные стражи, застыли фигуры Марса и Аполлона. В центральной нише нижнего яруса расположилась "Власть", чаще называемая "Владычица". На северной стене - "Справедливость" и "Меркурий". На восточной - "Величие" (Афина), "Мудрость" и "Верность". На южной стене - "Правосудие" и Пышность интерьеров невозможна без соответствующих материалов. Позолота лепнины, мрамор и гранит подчеркивают государственный статус Иорданской лестницы.

Великий пожар

Человеческий фактор, незакрытый отдушник, едва не уничтожил творение гениальных мастеров. Запах дыма был замечен еще утром того злополучного декабрьского дня 1837 года, но до вечера так и не смогли установить источник огня. Высушенные за почти столетие деревянные конструкции Дворца горели более 2-х дней. Иорданская лестница в Эрмитаже, как и прочие интерьеры, была уничтожена.

Восстановление поручили В.П.Стасову. Трепетно и ответственно подойдя к работе, он восстановил Посольскую лестницу.

И снова пишет А.П. Башуцкий, свидетель оригинальной версии Растрелли, отмечая, что убранство:

не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты рельефа и правильности рисунка

Изменившееся время потребовало современного взгляда на историю. Основной цвет первозданного интерьера - розовый - сменили на строгий серый и классический белый цвет. Золотая кованая решетка сменилась резной воздушной мраморной балюстрадой, добавилась военная оружейная тематика. Классицизм уверенно потеснил барокко.

Иорданская или Посольская?

Как в Эрмитаже найти Иорданскую лестницу? Нужно вспомнить историю названия. Строилась она как Главная, долгое время исполняла обязанности Посольской. Иорданской она становилась только раз в году, когда императорская семья спускалась по ней к иордани - вырубленной в Неве проруби. Последнее название закрепилось, как ни странно, в советское время. Попасть на нее можно, пройдя через Иорданский (Посольский) подъезд Зимнего Дворца, ближайший к Неве. Иногда этот подъезд называют Экскурсионным. Большинство гостей Эрмитажа проходят в Зимний дворец именно через него. Свою основную задачу - производить первое впечатление - главная лестница музея выполняет исправно и по сей день, привлекая туристов.

Где расположена и чем уникальна Иорданская лестница? и получил лучший ответ

Ответ от Герман[гуру]
Вход в Зимний дворец - через парадную Иорданскую лестницу, являющуюся ярким примером стиля барокко. В этом же стиле созданы Петровский зал, Главная церковь дворца, Золотая гостиная и многие другие залы
Какое самое драматическое событие в истории Зимнего дворца?
Это - грандиозный пожар 1837 года, уничтоживший внутреннюю отделку. Лучшие архитекторы и строители Петербурга и России за короткий срок (немногим более года) возродили дворец, сохранив основные замыслы автора. После пожара 1837 года восстановительные работы во дворце велись под руководством Василия Петровича Стасова. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были сохранены в первоначальном виде, но время было иное, торжествовали новые вкусы, поэтому во дворце появилось множество новых, также великолепных интерьеров, которые дошли до наших дней.
_______________________________________________________________
Иорданская лестница прекрасна своим богатым убранством из белого мрамора и монументальной живописью парусов.
Петровский зал посвящен памяти Петра Великого. Главную роль в его композиции играет большая ниша, в глубине которой помещена картина, изображающая Петра с Минервой (в греческой мифологии Афиной - богиней мудрости) . На возвышении перед картиной помещен императорский трон из золоченого серебра, с чеканным орнаментом на деревянной основе. Стены зала обиты лионским бархатом, который вышит серебряными нитями. Золоченые рельефы фризов, роспись потолка техникой штриховки золотом, изделия из серебра (подсвечники, торшеры и столы) эффектно дополняют отделку зала.
Золотая гостиная воссоздана архитектором Брюлловым после пожара 1837 года. Впоследствии стены зала были полностью вызолочены, потолок богато украшен золочеными деталями. Чрезмерное обилие позолоты, своеобразный эклектизм, комбинирование элементов разных стилей прежних эпох, присущее моде 50 - 60 годов XIX века, интересны тем, что являются образцами внутреннего убранства русских дворцовых интерьеров 2-й половины XIX века.
Источник:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Где расположена и чем уникальна Иорданская лестница?

Ответ от Наталья [гуру]
Эрмитаж. Барочный стиль времен Ф. Б. Растрелли сохранила главная Иорданская лестница. Ее раздвоенные мраморные марши величаво ведут на второй этаж, к анфиладе парадных залов. Иорданская лестница, она именовалась также Посольской в 18 веке. Эта величественная и широкая лестница, разделённая на два торжественных марша, она занимает всю высоту здания.
В восемнадцатом веке лестница была решена в стиле барокко. На её верхней площадке своды опирались на сдвоенные колонны из розового искусственного мрамора, стены украшала декоративная скульптура и затейливая позолоченная лепка, позолочены были и балясины перил.
Когда В. П. Стасов восстанавливал главную лестницу после пожара 1837 года, он сохранил грандиозный замысел Растрелли и повторил всю основную её композицию почти без изменений, заложив только для усиления светового контраста оконные проёмы нижнего яруса.
Была частично восстановлена прежняя отделка стен, а там, где орнаменты не сохранились, Стасов создал новые, подражая стилю барокко. Если посмотрите наверх, вместо лёгких розовых колонн вы увидите монолитные колонны из серого сердобольского гранита.
Также Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Теперь во всём помещении стал преобладать белый цвет с золотом.
Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон 18 века с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка, а так как новый плафон оказался несколько меньше старого, оставшееся пространство художник А. И. Соловьёв расписал по эскизам Стасова.
Мраморные статуи в нишах, изображающие Могущество, Справедливость, Антиноя и Диану, были взяты из Летнего сада, статуя «Владычица» для центральной ниши была привезена из Таврического дворца.
Изображение:


Ответ от Кристина Гнездилова [гуру]
в Эрмитаже. это Главная лестница. А статуи которые стоят у окон, копии статуй с летнего сада

Ее величия размах --
Сплошное головокруженье;
Ей достается первый: "Ах!"
И первый возглас восхищенья.

Каррарский мрамор, зеркала,
Барочных линий позолота,
Закат, сгорающий дотла --
Все дышит светом, словно кто-то

Там, на "Олимпе", где союз
Языческих богов и муз,
Зажег Огонь... И этим Он
Нарушил физики закон.

Здесь с Николаевских времен
Гостей дворца встречала свита
Попарно встроенных колонн
Из сердобольского гранита;

Крылатый сонм кариатид:
"Власть", "Милосердье", "Правосудье" --
Иной полет, нездешний вид,
Другой реальности орудье.

Здесь начинался Крестный ход,
Монарх с семьей, и весь народ
С митрополитом во главе
Шли к Иордани на Неве,

И все сословья всех мастей
К Святой воде несли молитву...
Здесь Русский Царь встречал гостей,
Отсюда -- провожал на битву;

Здесь все вершилось: карнавал,
И панихида, и присяга;
И каждый службу начинал
С незабываемого шага

По этой лестнице... Она
Самим Растрелли создана!
По ней послы иных держав
Шли, к сердцу грамоты прижав;
Фельдмаршалы и короли... И даже Пушкин с Натали!

Рецензии

Читатель скуп на теплые слова
Там, где они, воистину, уместны,
Но от стихов коллеги-поэтессы,
Я в изумление пришла сперва.
Все, постепенно, встало на места,-
Музейный мир - источник вдохновенья,
И пишем мы свои стихотворенья,
С Душой открытой, с чистого листа...

Марина, я рада нашему второму знакомству, мне все очень понравилось, обязательно буду знакомиться с новыми стихами. Не судите строго мою простую поэзию, я мало знаю, но остро чувствую))) До встречи, с теплом, Лена

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании