Open
Close

Педагогическая диагностика дошкольников. Психолого -педагогическая диагностика дошкольника. Методика «Разрезные картинки»

Методика «Нелепицы»

Апробация:

Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет.

Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.

Момент присутствия: каждая игра сейчас разная, она приносит собственные сюрпризы, и импровизации происходят. Игра подчеркивается из непрерывности времени, потому что она находит удовлетворение только здесь и сейчас. Сами игроки решают, продолжать или перестать играть.

Важность сверстников и детских групп. Когда вы играете с другими детьми или в детской группе, дети учатся друг у друга. Благодаря гетерогенности развития личности каждый ребенок оспаривается и стимулируется к обучению. Он сталкивается с остальными с новыми идеями, содержанием, процедурами или решениями, поэтому шансы на обучение огромны. В идеальном случае дети всегда находятся в зоне следующего развития, так как ищут правильных сватов.

Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

В играх дети приобретают все навыки, необходимые им для обучения на протяжении всей жизни. Дети «управляются», чтобы понять мысли других и сбалансировать свои собственные идеи с ними, создать квази-общие реалии. Это создает «сообщества учеников». Чтобы сделать все это, детям нужны сильные навыки для достижения значимых достижений, иначе они будут исключены другими в детской группе. Игра способствует индивидуальному развитию, потому что разные взгляды других детей приводят к расширению и изменению собственного.

Благодаря самозанятому и самоинициализированному планированию, контролю, структурированию, мониторингу, проверке и адаптации реализации их игрового контента детям «инструменты ума» в смысле исполнительных функций. К ним относятся выраженная рабочая память, торможение - в виде способности контролировать импульсы и подавлять неуместное поведение, которое не адаптировано к ситуации, - а также способность к саморегуляции.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.

8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.

Только имея дело со сверстниками, на симметричном уровне общения, дети могут учиться демократическому поведению. Это невозможно в асимметричных отношениях между взрослыми и детьми, поскольку у взрослых всегда есть «шаг развития», у детей есть связи или отношения, и им нужна защита, безопасность и ориентация через их авторитарный стиль обучения.

Но дело с властью играет важную роль в группе детей, когда речь идет о сверстниках - в смысле равенства развития. Дети становятся активными в играх, они инициируют игры и ожидают, что другие уважают это. Это дает им право определять, кому разрешено играть, что играет, как выглядят правила, и они имеют право защищать свою игру.

6 – 7 баллов (норма) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 – 4 из них не успел до конца объяснить.

4 – 5 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 – 7 нелепиц.

2 – 3 балла (низкий уровень развития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.

Играя вместе с тем, детская группа создает свою собственную культуру, и первый процесс пилинга происходит из взрослого мира. Дети собирают опыт автономии. Дети испытывают и играют и играют также чувство амбивалентности свободы и добровольного подчинения, Например, потому что для этого требуется правило игры. Только у сверстников можно получить опыт в первый раз, когда признание в группе должно быть достигнуто за счет поведения и производительности. Дети хотят быть признанными равными партнерами.

Методика «Разборка и складывание пирамидки»

Они учатся друг у друга, потому что создают обучающие отношения даже во время игры. Соответствующее развитие ребенка определяет, как и что он может играть. Кристенсен и Лаунер говорят о двойном характере игры: дети участвуют, с одной стороны, в жизни взрослых и общества, но, с другой стороны, также передают взрослому информацию о своих действиях, о том, как и с каким контентом они имеют дело с окружающей средой.

0 – 1 балл (очень низкий уровень развития) – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц.

Методика «Времена года»

Апробация:

Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно – образного мышления) детей с 4 лет.

Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.

Для детей, чтобы играть в творческие игры, им нужно богатство знаний и навыков. Чем более компетентным и компетентным является ребенок, тем сложнее, дифференцированнее, целеустремленнее и насыщенность контента. Дети, которых догнали в детском саду таким образом, что они не могут играть, нуждаются в интенсивной поддержке, ориентированной на развитие, и поддержке их развития взрослыми, которые их заботятся. Сенсимомоторная игра - также упражнение или функциональная игра - это первый узнаваемый тип игры и основной для дальнейшего развития ребенка.

Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения – 2 минуты.

Младенцы учатся главным образом, наблюдая и действуя в форме активных повторений, а затем экспериментируя. Они наблюдают, что происходит, когда объекты касаются, толкаются, перемещаются, вытаскиваются или отбрасываются. «Младенцы наделены способностью обращаться к окружающей среде и предпринимать действия, чтобы ознакомиться с этой средой».

Функциональная игра, поначалу, бесполезна, направлена ​​на изучение собственного тела и собственного голоса, а также для астетического восприятия объектов и явлений в их среде. Через предглазничную функцию игры «дети» сложные комплексные образы мира «внутри себя» и, таким образом, знакомятся с окружающей средой.

Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года – лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

Благодаря своему врожденному любопытству дети могут собрать достаточную информацию. Скука или функция и природа неизвестных объектов. Ранняя символическая игра характеризуется тем, что у детей есть конкретные переживания и поведение, Такие, как сон и еда, обобщенные и имитируемые сами собой - они притворяются, что едят или спят сейчас: они играют это. Благодаря этим возможностям самопрезентации дети имеют возможность заниматься своими делами, что способствует их развитию личности. Их опыт реальности, собранный в себе, трансформируется в конструкции, которые становятся основой их воображения.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 – 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

Таким образом, они могут выполнять действия, чувства и мысли, которые иначе не были бы доступны для них просто потому, что они все еще слишком зависимы от ухода за взрослыми. Затем несколько фиктивных действий соединяются в последовательности. Последний этап разработки символической игры можно увидеть в том, что ребенок.

Этапы разработки катящейся игры. По словам Эльконина, суть подвижной игры - это захват роли. Сама роль и действия, с которыми она реализуется, образуют единство с его точки зрения. В игре имитации детские роли подражают, не будучи в состоянии их перемещать. Дети показывают через конкретные действия, движения, чувства и шумы, какую роль они играют.

6 – 7 баллов (норма) – правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 – 4 признака, подтверждающих его мнение.

4 – 5 баллов (средний) – правильно определил время года только на 1 – 2 картинках из 4 и указал только 1 – 2 признака в подтверждение своего мнения.

0 – 3 балла (низкий уровень развития) – ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Дети играют параллельную игру. В отличие от имитационной игры эта роль и связанные с ней действия сопровождаются простыми монологами. В то время как остальные группы детей воспринимаются как играющие игры, индивидуальный ребенок еще не успевает связать свои игровые действия с играми других детей. Дети имеют возможность логически организовывать отдельные последовательности действий и вступать в диалог со своими игровыми объектами. Однако они еще не могут координировать свои действия с действиями своих товарищей по команде.

Они обращаются к ним, не ожидая конкретного ответа от другого ребенка. На следующем этапе, в коллективной игре, дети движутся друг к другу, развивая общий предмет и определяя роли, явно впереди. Дети отождествляют себя с их воображением. На этом этапе дети, похоже, играют группами. Однако при ближайшем рассмотрении можно наблюдать, что дети находятся в групповых монологах или в одиночных альдольмах между собой и объектом игры.

1 балл – не понимает цели, перекладывает картинки.

2 балла – принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета.

3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето).

Методика «Серия сюжетных картинок»

В это время ситуация развития ребенка характеризуется большим воображением. Способность символизировать и подражать позволяет практически неограниченный доступ к миру. Они отождествляют себя с фигурами из своего воображения, заставляют их оживать и высказываться в своих вымышленных ролевых отношениях, не ожидая ответа. Символизм и содержание игры собираются коллективно, предварительно предопределяя объект игры. Благодаря изменению голоса дети дают понять, действуют ли они в своей роли или объясняют другим детям, что они собираются делать дальше.

4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.

Методика «Чего не хватает?»

Апробация:

Цель:

Стимульный материал: 7 картинок с изображениемпредметов, на которых нехватает какой – либо существенной детали.

Проведение обследования: Ребёнку предлагаются картинки, даётся инструкция: «На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Время проведения обследования – 25 секунд.

В социальной игре ролевая игра подчинена игровой теме. Дети заранее соглашаются на общий игровой контент. Это может исходить из повседневной жизни детей, но и от их воображения. В диалоговом режиме дети играют в игровой контент, находят обоснования относительно того, почему он должен быть воспроизведен, принять меры и правила о том, как отображается выбранный игровой контент. В постоянном диалоге во время игры содержание контента постоянно пересматривается; это адаптировано или изменено, общие символы могут иметь другое значение во время игры.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – ребёнок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – время поиска всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.

6 – 7 баллов (норма) – время поиска заняло от 31 до 35 секунд.

Методика «Что здесь лишнее?»

Чтобы держать игру в движении, дети из игровой группы чередуются между игрой и разговором об игре. Благодаря этому, игра получает качество, которое устанавливается и сохраняется в детской группе. Иногда мотив желания принадлежать к детской группе сильнее, чем необходимость представлять индивидуально подобранный контент. Дети теперь могут идти на компромисс, вести переговоры, слушать, понимать и решать конфликты.

Результаты психолого-педагогического обследования

С ростом развития и более дифференцированными мирами - обычно при переходе к фазе детства - используемые символы должны все более схожи с реальностью; Игровой материал также используется как статический символ. Дети используют большую приверженность созданию «настоящих» мечей или пистолетов, хижин с окнами или автомобилями, в которых можно сидеть. Иногда больше времени тратится на обсуждение и изготовление посуды, чем на самой игре.

4 – 5 баллов (средний) – время поиска составило от 36 до 40 секунд.

2 – 3 балла (низкий) – время поиска оказалось в пределах от 41 до 45 секунд.

0 – 1 балл (очень низкий) – время поиска составило в целом больше чем 45 секунд.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.

В социальной роли ребенка дети играют свой внутренний мир со своими страхами, их субъективным взглядом и ожиданиями социальных отношений в дополнение к их субъективной перспективе относительно окружающей действительности. В этих процессах они получают обратную связь о себе. Эго ребенка все больше и больше приспосабливается к своей окружающей действительности.

Последним этапом развития игровой игры является исполняющая игра. Молодые люди могут играть четко определенные роли извне. Стимулирование дальнейшего развития детской игры. Важной целью педагогической работы в детском дневном учреждении должно стать вызов и поддержка дальнейшего развития детского игрового контента и способности играть. Как это можно сделать методически, обсуждается по-разному в тематической литературе. Принятие решения, которое может быть уместным и стимулирующим развитие для отдельного ребенка или игровой группы в конкретной игровой ситуации, встречает педагогических специалистов в соответствующей ситуации.

Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.

Проведение обследования: ребёнку последовательно представляется 3 картинки. Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования – 1 минута.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – названы 14 предметов, время – 20 секунд.

Однако из-за сложной важности игр для развития детей в поддержке и сопровождении прокатных игр прилагается точная интерпретация роли педагогических специалистов. Этого следует избегать как можно дольше, чтобы не прерывать поток игры и, прежде всего, не брать на себя ответственность детей за дизайн своей игры. Поскольку сообщество со сверстниками и другими детьми имеет фундаментальное значение для развития ребенка, с моей точки зрения необходимо, чтобы дети могли играть без прямого влияния педагогических специалистов, играя как своеобразное событие для детей.

8 9 баллов (высокий уровень развития) – названы все предметы за 21 – 30 секунд.

6 7 баллов (норма) – названы все предметы за 31 – 40 секунд.

4 5 баллов (средний уровень развития) – решение задачи с временем – 41 – 50 секунд.

2 – 3 балла (низкий) – ребёнок справился с задачей за 51 – 60 секунд.

0 – 1 балл (очень низкий) – за время большее 60 секунд ребёнок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.

Методика «Что здесь лишнее?»

Апробация:

Цель: исследование процессов образно – логического мышления, умственные операции анализа и обобщения детей с 4 лет.

Стимульный материал: серия картинок, на которых представлены разные предметы (3 – из одной серии классификации, 1 – из другой).

Описание методики: ребёнку предлагается серия картинок в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3 минуты.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минуты, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1, 5 минуты.

6 7 баллов (норма) – ребёнок справился с задачей за время от 1, 5 до 2 минуты.

4 – 5 баллов (средний уровень развития) – ребёнок решил задачу за время от 2 до 2, 5 минуты.

2 – 3 балла (низкий) - решил задачу за время от 2, 5 до 3 минут.

0 – 1 балл (очень низкий) – ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.

Методика «Серия сюжетных картинок»

Апробация:

Цель: выявление уровня сформированности наглядно – образного мышления детей с 4 лет.

Стимульный материал: сюжетные картинки с изображением последовательности событий.

Проведение обследования: перед ребёнком выкладывают вперемешкусюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение ребёнка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определённую временную последовательность, умение ребёнка составить связный логический рассказ.

1 балл – не понимает задания, действует неадекватно инструкции.

2 балла – задание понимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий, изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.

3 балла – принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

4 балла – принимает задание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом.

Методика «Группировка картинок по количественному признаку»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития наглядного и логического мышления детей с 4 лет.

Стимульный материал: парные картинки с изображением предметов различных по количеству: 1 – я пара (на одной – много огурцов, на другой – один огурец); 2 – я пара (на одной много яблок, на другой – одно) и т. д.

Проведение обследования: перед ребёнком кладут пару картинок, на которых предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много огурцов) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд». Затем ребёнку дают по одной картинке вперемешку и вход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он складывал в один ряд, а какие – в другой.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребёнком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить это принцип в речевом плане.

1 балл – не принимает и не понимает задание.

2 балла – принимает задание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую.

3 балла – принимает задание, понимает условие задач, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки – признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может.

4 балла – принимает и понимает условие задания, группирует по существенному признаку, в речевом плане формулирует это принцип.

Методика «Работа с матрёшками»

Апробация:

Цель: проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины детей с 4 лет.

Стимульный материал: матрёшка пятисоставная, или мисочки, или кубики, или колечки.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

1 балл – не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла – понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – понимает цель, складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами.

4 балла – понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами.

Методика «Коробка форм, или «Почтовый ящик»

Апробация:

Цель: проверка восприятия формы, способности соотнесения формы объёмного тела и её плоскостного изображения, возможности использования помощи, развития мелкой моторики, определение ведущей руки детей с 4 лет.

Стимульный материал: коробка имеющая по всем сторонам прорези разной формы и содержащая объёмные фигуры.

Проведение обследования: перед ребёнком ставят коробку и раскладывают объёмные фигуры. Инструкция: «Это почтовый ящик, но не простой. Письма в него приходят разные и для них сделаны разные отверстия. Смотри, какое это письмо (обвести основание одной из фигур)? Его надо опустить сюда (обводим соответствующее отверстие и «опускаем письмо»). Теперь ты почтальон и должен разложить все письма». Инструкция может быть упрощена без введения сюжета.

Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием к заданию проявляют выраженный интерес. До трёх с половиной лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой, без учёта формы прорезей. После 4 лет дети пользуются способом примеривания, к 5 годам – зрительным соотнесением. При затруднении достаточно одного показа способа действия (высокая обучаемость).

У детей с ЗПР встречаются случаи неадекватных действий – манипулирования фигурами, разбрасывания, но при помощи взрослого они справляются с заданием. От помощи переходят к самостоятельному выполнению, однако намного дольше используют примеривание и пробы.

Дети с УО самостоятельно не выполняют задание даже в 5 – 6 лет. Действия нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигур, много неадекватных действий. Помощь мало эффективна, при повторном выполнении задания возникают те же трудности.

Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

1 балл – не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла – понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий.

3 балла – понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.

4 балла – понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.

Методика «Разрезные картинки»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 3 лет.

Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные по диагонали.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.

Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.

Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.

1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.

3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.

4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

Методика «Разборка и складывание пирамидки»

Апробация:

Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величинудетей с 3 лет.

Стимульный материал: пирамидка из 6 колец для детей с 4 лет (для детей 3 лет – 4 кольцовая), кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

1 балл– не понимает цель, действует неадекватно.

2 балла– понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.

3 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.

4 балла – понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.

Методика «Достань ключик»

Апробация:

Цель: задание направлено на выявление уровня развития наглядно – действенного мышления детей 5 – 6 лет.

Стимульный материал: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку, затем говорит: «Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи, как надо достать ключик».

Инструкция обработки: принятие и понимание заданного решения задачи в наглядно – действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

1 балл не принимает задание.

2 балла – принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»).

3 балла – принимает задание, пытается решить задачу в наглядно – образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображённую на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображённые на картинке.

4 балла – принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображённую на картинке, воспринимает её как целостную, понимает взаимосвязь всех изображённых предметов и решает задачу в наглядно – образном плане.

Методика «Счёт»

Апробация:

Цель: задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. уровень развития наглядно – образного и элементов логического мышления детей 5 – лет.

Стимульный материал: 15 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: первый вариант: перед ребёнком кладут 15счётных палочек и просят его взять пять палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыть их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?». После ответа ребёнка взрослый показывает две палочки, кладёт их за экран к предыдущим двум палочкам. Не отрывая экрана, спрашивает у ребёнка: «Сколько там палочек?»;

Второй вариант: если ребёнок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?». При затруднении проводится обучение.

Обучение: первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырёх, а если ребёнок затрудняется, то и до трёх. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается);

Второй вариант: ребёнку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребёнку решить задачу, используя палочки. Если ребёнок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?»

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счётные операции по представлению.

1 балл действует с палочками, не ориентируясь на задание.

2 балла задание принимает, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить только в пределах трёх из множества, счётные операции по представлению не выполняет.

3 балла – задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти – действенным путём (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счётные операции по представлению в пределах трёх, задачу решить не может.

4 балла – задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путём, выполняет счётные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи.

Методика «Конструирование»

Апробация:

Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу, обучаемость детей с 4 лет.

Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

1 балл не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую – либо постройку, но данный образец не строит.

3 балла принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнениезадачи.

4 балла – принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.

Методика «Рисование (дом, дерево, человек)

Апробация:

Цель: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков – основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках.

Стимульный материал: цветные фломастеры, карандаши, бумага.

Проведение обследования: ребёнку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет – дом. После этого просят нарисовать человека, а затем – дерево. Обучение не проводится.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

1 балл не принимает задание, карандаш или фломастер и не использует по назначению.

2 балла – принимает задание, рисует только элементы этих предметов, рисует одним карандашом все предметы.

3 балла – принимает задание, рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи).

4 балла – принимает задание, с интересом его выполняет, задаёт вопросы, рассказывает, что будет рисовать или что рисует, в рисунках отмечаются основные части и детали, использует различные цвета, у человека выражено представлен пол.

Методика «Цветные кубики»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета) детей с 3 лет.

Стимульный материал: цветные кубики семи цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых, 2 голубых, 2 розовых.

Проведение обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определённого цвета: «Покажи, где красный, синий, зелёный». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом – названием, повторив при этом цвет два – три раза: «Покажи, где жёлтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый».

Инструкция обработки: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.

1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла – принимает задание, сличает два – три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову – названию.

3 балла – принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два – три цвета, но не называет.

4 балла – принимает задание, выделяет цвет по слову – названию, может назвать все или почти все предложенные цвета.

Результаты психолого-педагогического обследования

Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на четыре группы.

Первую группу (10 – 12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование.

Во вторую группу (13 – 23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт с взрослыми, действуют без учёта свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определённого искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения заданий. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности. Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.).

Третью группу (24 – 33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. Показатели этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т. п.

Четвёртую группу (34 – 40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.

Психолого-педагогическая диагностика

Готовность ребёнка к обучению в школе определяется по трём параметрам: первый - состояние здоровья и уровень физического развития- определяют медики и отражают в медицинской карте, второй и третий - интеллектуальная и личностная готовность - определяется в ходе педагогического обследования.

При приёме ребёнка в школу обязательно проводится обследование ребенка психологом школы, опрос родителей с целью определения уровня готовности будущего первоклассника к обучению.

Используются методики выявления степени развития образных представлений детей, сенсорного развития, развития наблюдательности, памяти, воображения, оценивается отношение ребёнка к школе, к сверстникам и взрослым.

Существенным для психолого- педагогической диагностики является также определение сформированности у дошкольников предпосылок к овладению грамотой и математикой. Такими предпосылками являются соответствующий возрасту уровень развития устной речи (состояние слухо-речевой памяти, словарный запас, состояние связной речи); соответствующий возрастной норме уровень общего развития (обученность ребёнка, достаточно развитое наглядно-образное мышление, основы логического мышления) ; достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние зрительного восприятия, состояние пространственного восприятия, состояние моторики и зрительно- моторных координаций).

Входная диагностика

Опросник для родителей

(адаптированный вариант опросника Дж. Чейпи)

Владеет полностью- 2

Частично владеет- 1

2. Способен ли ребёнок назвать одним словом предметы мебели, виды транспорта и т. д.

Всегда может подобрать обобщающее слово -2

Не всегда- 1

3. Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум, три указания?

Да-1

Нет -0

4. Чтение

Ребёнок знает буквы

Понимает разницу между буквой и звуком, может прочитать слово из 1- 2 слогов

Ребёнок читает бегло, может разделить слова на слоги, выделить первый и последний звук в слове

5. Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

Да-1

Нет -0

6. Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?

Да-1

Нет -0

7. Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи?

1- даёт элементарные объяснения

2- даёт развёрнутые объяснения

8. Может ли ребёнок рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

Да-1

Нет -0

9. Чётко ли ребёнок выговаривает слова?

Да-1

Нет -0

10. Способен ли ребёнок разыграть какую- либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Да-1

Нет -0

11. Способен ли ребёнок слушать не перебивая?

Да-1

Нет -0

12. Легко ли ребёнок запоминает стихи?

Да-1

Нет -0

13. Способен ли ребёнок выразительно декламировать стихи?

Да-1

Нет -0

14. Умеет ли ребёнок держать карандаш (ручку)?

Да-1

Нет -0

15. Может ли ребёнок самостоятельно собрать разрезанную на несколько частей картинку?

Да-1

Нет -0

16. Раскрашивание и рисование:

С удовольствием раскрашивает и рисует

С удовольствием и аккуратно раскрашивает

17. Может ли ребёнок составить рассказ по картинке?

Да-1

Нет -0

18. Считаете ли вы, что Ваш ребёнок достаточно осведомлён?

Достаточно хорошо- 1

Хорошо -2

19. Считаете ли Вы своего ребёнка любознательным?

Да-1

Нет -0

Результаты опроса:

(индивидуальная работа)

Месяц (без объяснения)

Месяц, т. к……

Назови дни недели, начиная с понедельника

Правильный ответ

Какие виды транспорта ты знаешь?

Наземный, водный, воздушный

Названы какие- либо из наземных, воздушных и т. д.

Груша, персик, яблоко- это что?

Фрукты, плоды

Кошка, мышка, собака, это кто?

Животные

млекопитающие

Пианино, скрипка, гитара…

Музыкальные инструменты

Пион, роза, гвоздика-…

цветы

Назови домашних птиц

Правильный ответ, 2-3 варианта

Результаты опроса:

1. Высокий уровень- 22-26 баллов.

2. Выше среднего- 18- 21 балл.

3. Средний уровень - 12- 17 баллов.

4. Ниже среднего – 6-11 баллов.

5. Низкий уровень- 0-5 баллов.

Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению

(групповая работа)

Задание 1.

Цель : выявить умение передавать форму фигуры, умение рисовать прямолинейные отрезки и углы, оценить твёрдость руки ребёнка.

Текст задания: посмотрите сюда (на доске показывается рисунок к заданию). Вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих рабочих листах. Возьмите карандаш и нарисуйте рядом похожую фигуру (фигура даётся по усмотрению учителей во всех группах одинаковая).

Оценка выполнения:

3 балла - изображена подобная фигура, пропорции в основном сохранены;

2 балла - изображена подобная фигура, пропорции слегка изменены, но все углы прямые не везде соблюдены параллельности линий

1 балл - общая форма фигуры схвачена плохо, существенно изменены пропорции

0 баллов - не схвачена общая форма фигуры.

Задание 2.

Цель: определить умения ориентироваться на плоскости, умения пересчитывать клеточки.

Текст задания: задание будете выполнять на рабочем листе в клеточку. Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в чёрный цвет. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным. Возьмите синий карандаш. От красной клеточки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом. Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну клетку закрасьте. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым.

Оценка выполнения: если всё выполнено правильно и ровно раскрашено, то общая оценка- 3 балла. За каждые два неверных шага снимается один балл.

Задание3.

Цель : выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи.

Текст задания: на чистом рабочем листе вы будете выполнять третье задание.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке.

2. В автобусе ехали 6 человек. Двое вышли из автобуса. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в автобусе.

Оценка выступления:

3 балла- выполнены верно обе задачи

2 балла- одна задача выполнена верно, сделана попытка решить вторую

1 балл- выполнена одна задача, нет попыток решить вторую

0 баллов- есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4 .

Цель : выявить уровень понимания терминов «внутри», «вне».

Текст задания : посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник).

Я начертила треугольник (отмечается точка внутри треугольника). Я отметила точку внутри треугольника (отмечается точка вне треугольника). Я отметила точку вне треугольника. Теперь на своих рабочих листах найдите квадрат и круг. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга. Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.

Оценка выполнения :

3 балла - всё выполнено верно.

2 балла - выполнено верно 2 пункта

1 балл - выполнен верно 1 пункт

0 баллов - задание не выполнено

Задание 5.

Цель: выявить умения сравнивать множества по числу элементов.

Текст задания: найдите у себя на листочках рисунок (в три или четыре ряда изображены 25-30 кругов, в которые вписаны треугольники, один из кругов пустой). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то дорисуйте, сколько не хватает. Если треугольников, то дорисуйте треугольники.

Оценка выполнения :

3 балла - сравнение проведено верно

2 балла - сравнение проведено с небольшими неточностями

0 баллов - сравнение проведено неверно.

Задание 6.

Цель: выявить умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: на вашем рабочем листе две рамочки: в одной – 4 птицы, в другой –5 зверей. Между ними- белочка. Подумайте, где ей место. От белочки проведите карандашом линию к той рамке, где ей место.

Оценка выполнения:

3 балла - линия проведена правильно: от белочки к рамке, в которой изображены звери.

2 балла - линия проведена к птицам, но признак связан с количеством предметов.

1 балл - линия проведена неверно.

0 баллов - линия не проведена.

Задание 7.

Цель: определить состояние фонематического слуха.

Текст задания: на ваших рабочих листах картинки (солнце, собака, зонт, самолёт, коса, слон, лиса, роза, цыплёнок, ваза, кисточка для рисования, капуста) под каждой- кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок, если есть в названии звук, который я назову,- звук (с).

Оценка выполнения:

3 балла - правильно выполнено все задание

2 балла - выделен звук только в позиции начала слова

1 балл - наличие ошибок(отсутствуют дифференциация звуков с-з)

0 баллов - отсутствие дифференциации звуков (с-з, с-ц, з-ц)

Задание 8.

Цель : выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания: вы видите домики с разным количеством окошек и рядом с ними картинки (рак, лев, волк, сыр, бант). Поселите каждую картинку в домик так, чтобы каждому звуку было отдельное окошко. Посмотрите на картинку «рак». В слове рак- три звука. Значит, эта картинка для домика с тремя окошками. Попробуйте сделать работу дальше самостоятельно.

Оценка выполнения:

3 балла - правильно выполнены все задания

2- балла - наличие единичных ошибок

1 балл - наличие нескольких ошибок

0 баллов - полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек»

Итоговая диагностика «Изучение особенностей личностного развития ребёнка» (для детей)

Варианты ответа

(+ да, - нет)

1. Есть ли у тебя друзья?

2. Умеешь ли ты соблюдать правила игры?

3. Можешь ли ты сам познакомиться с детьми, оказавшись в незнакомом месте?

4. Умеешь ли ты убирать свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без напоминания взрослых?

5. Умеешь ли ты слушать других, не перебивая?

Результаты:

5 «+» - высокий уровень

4-3 « +» - средний уровень

2-0 « +» - низкий уровень

Анкета для изучения запросов и образовательных потребностей родителей

Уважаемый родитель! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) нового поколения. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы. Ваше мнение важно для организации образовательного процесса.

Ф.И.О.____________________________________________________________
1. Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
2. Удовлетворяет ли вас качество предшкольного образования?
а) Да
б) Нет
3. Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования, музыкальные школы, спортивно-оздоровительные учреждения?
б) Нет
4. Чем интересуется Ваш ребенок? Постоянны ли его интересы?
_________________________________________________________________
5. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности?
а) Да (какие)____________________________________________________________
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
6. Оцените важность образовательных услуг в школе. Поставьте в ячейке рядом с каждым высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 5 (менее важное).

Другое (что именно?) _______________________________________________________________
7. Какие дополнительные (платные) услуги Вы хотите получить от школы?
а) Изучение второго иностранного языка (какого)___________________________________________________________
б) Изучение новых предметов (курсов) (каких)____________________________________________________________
8. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы хотели бы получить?
а) от администрации_____________________________________________________
б) от учителя____________________________________________________________
в) от мед. работника_________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!