Open
Close

Письма святителя игнатия (брянчанинова) молитва. Как научиться правильной молитве: советы святителя Игнатия (Брянчанинова)

Господи, Ты посещаешь, приемлешь грешников! И воскрешаешь мертвых! И повелеваешь водам моря, ветрам неба! И чудно вырастают хлебы в руках Твоих, дают тысячекратный урожай, - посеваются, жнутся, пекутся и преломляются в одно и то же время, в одно мгновение! И алчешь Ты, чтоб нас избавить от глада! И жаждешь Ты, чтоб удалилась наша жажда! И путешествуешь по стране нашего изгнания с утруждением Себя, чтоб возвратить нам утраченное нами, спокойное, исполненное сладостей небесное естество! Ты проливаешь пот Твой в саду Гефсиманском, чтоб мы перестали проливать пот наш в снискании хлеба, научились проливать его в молитвах для достойного причащения Хлеба небесного. Произращенное нам проклятою землею терние, Ты приял на главу Твою; Ты увенчал, изъязвил тернием пресвятую главу Твою! Лишились мы райского древа жизни и плода его, сообщавшего бессмертие вкушающим, - Ты, распростершись на древе крестном, соделался для нас плодом, дарующим жизнь вечную причастникам Своим. И плод жизни, и древо жизни явились на земле, в стане нашею изгнания. Этот плод и это древо превосходнее райских: те сообщали бессмертие, а эти сообщают бессмертие и Божество. Твоими страданиями Ты излил сладость в наши страдания. Мы отвергаем земные наслаждения, избираем в жребий свой страдания, лишь бы только соделаться причастниками Твоей сладости! Она, как предвкушение жизни вечной, сладостнее и драгоценнее временной жизни! Ты уснул сном смертным, который не мог удержать Тебя в вечном усыплении. Тебя - Бога! Ты восстал и даровал нам возбуждение от этого сна, от лютого сна смертного, даровал блаженное и славное воскресение! Ты вознес обновленное естество наше на небо, посадил ею одесную предвечного, Тебе совечного, Отца Твоего! Господь наш! Даруй нам и на земле и на небе славословить, благословлять, восхвалять благость Твою! Даруй нам откровенным лицом зреть страшную, неприступную, великолепную Славу Твою, вечно зреть Ее, поклоняться Ей и блаженствовать в Ней. Аминь.

МОЛИТВА О ДЕНЬГАХ СВЯТИТЕЛЮ ИОАННУ МИЛОСТИВОМУ

Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Не престай молися ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен сый Христовой любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал себе имя «милостивый». Ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостями и всех жаждущих обильно напояющая. Веруем, яко, по преселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни. Сотвори убо своим ходатайством и заступлением пред Богом «всякия утехи», да вей, прибегающий к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, всели в них надежду вечнаго успокоения в Царствии Небесном. В житии своем на земли ты был пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим; ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни. Тожде и ныне, царствуя со Христом на небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил милость безпомощным, но и сердца других воздвигал к утешению немощных и к призрению убогих. Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да веселится в них и в дому сем, призревающем страждущих, мир и радость о Духе Свято, - во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

ЕСЛИ НЕТ ДЕНЕГ ПЛАТИТЬ ЗА КВАРТИРУ

О помощи в нужде издавна христиане молитву Праведному Филарету Милостивому возносили.

Утром, как с кровати встанете, перед образом святого слова молитвенные прочтите и перекреститесь трижды. Возьмите длинную тонкую ленту из бумаги, да в строчку тропарь этот на ней напишите. Ленту в трубочку скатайте и во внутренний карман положите, носите с собой до тех пор, пока проблема не разрешится, а после сожгите бумагу и пепел по ветру развейте.

Тропарь, глас 8

В терпении твоем стяжал еси мзду свою, праведне, и в заповедех Господних совершенне пожил, нищих возлюбил и сих удоволил еси, но молися Христу Богу, блаженне, спастися душам нашим.

МОЛИТВА СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЕ МОСКОВСКОЙ О ПРИОБРЕТЕНИИ ДОМА ИЛИ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся к тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавая, да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетном мире сем и нигде не обретающих утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных, исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства дьявольского страстно воюющего, помоги донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потерять в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним, дабы помоги нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небесного со всеми угодившими Богу, прославляя милосердие и благость Отца Небесного, в Троице славимаго: Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ ОБ УСПЕХЕ В ДЕЛАХ

О святителю великий Василий Великий! Ты многая и различная дарования от Господа приял вей, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило, молящимся - вождь от Бога вдохновенный, мудрости имущим - ума просветигель, витиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления правого образ, правды ревнителем - дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым - терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюжде любовь разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием и исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ ДЕЛ

Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй! Осеняя чело святым крестным знамением, я раб Божий, воздаю хвалу Господу и молю святого ангела своего о помощи. Святый ангеле, предстояй мне во днешнем дне и в будущем дне! Буди мне помощник в делах моих. Да ни в коемже гресе прогневаю Бога! Но прославлю его! Да достойна мя покажеши благости Господа нашего! Подай мне ангеле, помощь твою в моем деле, дабы трудился я на благо человек и во славу Господа! Помоги мне быть зело сильне супротив врага моего и врага рода человеческого. Помоги мне, ангеле, исполнить волю Господа и быть в ладу со слугами божиими. Помоги мне, ангеле, поставить дело мое во благо человек господних и во славу Господа. Помоги мне, ангеле, стоять моему делу во благо человек господних и во славу Господа. Помоги мне, ангеле, процветать делу моему во благо человек господних и во славу Господа! Аминь.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ СПИРИДОНУ ТРИМИФУНТСКОМУ, ДАРУЮЩАЯ БЕЗМЯТЕЖНОЕ, БЕЗБЕДНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

О всеблаженный святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче! Пред-стояй на небеси Престолу Божию с лики Ангел, призри милостивым оком на предстоящии зде люди (имена) и просящия сильныя твоея помощи. Умоли благоутро-бие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей! Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щед-раго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления! Избави всех, верою несумненною к Богу приходящих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов! Буди печальным утешитель, недугующим врач, в напастех помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепи-тель, странствующим путевождь, плавающим кормчий, и исходатайствуй всем, крепкия помощи твоея требующим, вся, яже ко спасению полезная! Яко да твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми, достигнем в вечный покой и купно с тобою прославим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Эти и другие молитвы, защищающие от денежных проблем

В публикациях отечественных православных журналов, имеющих своей главной целью духовное просвещение граждан страны, то и дело можно встретить материалы, посвященные жизнеописанию, подвигам, наставлениям и проповедям известных угодников Божиих, святителей, богословов. И это неспроста, ведь такие люди являются, по сути, примером для взрослых детей современности, большинство из которых лишено доброго сердца и чуткости.

13 мая Церковь отмечает праздник в честь одного из подвижников Господних, обладавших перечисленным духовным богатством. Имя его Игнатий Брянчанинов.


Будущий Божий угодник родился 5 (17) февраля 1807 года в старинной русской семье. Мирское имя его звучало как Дмитрий Александрович Брянчанинов. Родовое имение отца мальчика, где, собственно, он и появился на свет, располагалось в селе Покровском Вологодской губернии. Это был долгожданный, вымоленный у Бога ребенок – мать Дмитрия родила малыша после длительного страдания от бесплодия и паломнического путешествия по местным святым местам. Кстати, она являлась весьма образованной, интеллигентной женщиной. Отец же будущего святого был дворянином и ревностным сыном православной церкви (родоначальником фамилии Брянчаниновы считался боярин Михаил Бренко, оруженосец самого Димитрия Донского).

Детство мальчик провел в уединении, и потому, наверное, рано проникся влечением к иноческой жизни. Данная тенденция в поведении и настроении ребенка усиливалась год за годом все больше. Однако это не мешало ему проявить недюжинные способности в науках и грамоте, когда по настоянию отца 15-тилетний отрок поступил в Военноинженерное училище города Петербурга. Мальчика, к слову, приняли первым по конкурсу и тотчас же определили во второй класс. На протяжении всего времени своего пребывания в стенах Училища Дмитрий Брянчанинов показывал блестящие успехи в учебе и полный курс наук в 1826 году окончил первым по списку. Он пользовался неизменным уважением как сокурсников, так и профессоров. Даже при царском дворе знали имя этого талантливого юноши. Император Николай I относился к Дмитрию Брянчанинову с отеческим вниманием. Более того, он принимал активное участие в судьбе молодого человека.

Всему этому будущий святой был обязан, конечно, не только своим талантам, способностям и отменному воспитанию. Большую роль сыграло здесь и дворянское происхождение юноши. Перед Дмитрием Брянчаниновым открыли свои двери множества великосветских домов. Мало того, в нем проявился поэтический талант, ввиду чего юноша был частым гостем в доме президента Академии художеств А. Н. Оленина в качестве чтеца декламатора и центральной фигурой персональных литературных вечеров. Дмитрий Брянчанинов владел прекрасным литературным русским языком, поскольку изучал грамоту в эпоху Жуковского и Карамзина. Он был знаком с такими поэтами, как И. Крылов, А. Пушкин, К. Батюшков и пр. Впоследствии в своих аскетических трудах будущий святой неоднократно пользовался поэтической формой выражения собственных мыслей.

Несмотря на блеск светской жизни, захватившей Брянчанинова, ему в глубине души нужно было совсем иное. Душевные устремления детства не умерли с годами. В какой-то момент Дмитрий принялся ревностно изучать философию, а после – Священное Писание. Однако не то, не другое не дало ему исчерпывающего ответа на главный вопрос об Истине. Лишь труды святых старцев стали для Брянчанинова неким критерием правильности и святости Божественного вероучения.

Много раз Дмитрий ходил на Богослужения в Александро-Невскую лавру. Там юноша обрел духовных наставников, понявших устремления его сердца. Коренным образом жизнь Брянчанинова изменила встреча с отцом Леонидом, после чего он без сожаления поменял успешное существование в аристократическом обществе на монастырское уединение. Свет был в шоке, родители – в страшном недовольстве, однако ничто не могло остановить Дмитрия. В 1827 году, в возрасте 20-ти лет он сначала жил в нескольких монастырях послушником, а чуть позже в Глушицкой Дионисиевой обители принял монашеский постриг с именем Игнатий.

Спустя 5 лет уже иеромонах Брянчанинов получил назначение строителя Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии. Еще через год он был посвящен в сан игумена указанной обители. Прошло совсем немного времени, и по Высочайшей рекомендации, а также распоряжению Священного Синода Игнатий стал архимандритом. В качестве места служения ему определили Сергиеву пустынь, куда назначили настоятелем. Там отец Игнатий прожил 24 года. При нем указанная обитель достигла неимоверного расцвета.

27 октября 1857 года в Петербурге, в Казанском соборе состоялась епископская хиротония архимандрита Игнатия Брянчанинова. Святитель отправился на Кавказ, так как отныне новым полем духовной деятельности свыше было ему определено служение в Кавказской и Черноморской епархии, кафедра которой находилась в городе Ставрополе. На место, а именно в Кафедральный собор последнего епископ прибыл после долгого пути 4 января 1858 года. Святителя встречал его родной брат - гражданский губернатор П. А. Брянчанинов с градоначальником, представителями духовенства и обычным народом. Здесь святой стал третьим по порядку епископом. Цель же отца Игнатия носила абсолютно миротворческий характер. На Кавказе бушевала кровопролитная война. Причиной тому был разноверный и многонациональный состав населения тех краев. И, понятное дело, трудностей отцу Игнатию при работе в новой епархии предстояло немало.

Но со всеми сложностями Брянчанинов справился. Он нашел общий язык с мирянами, добился бурного расцвета Ставропольской духовной семинарии, основанной в 1846 году, регулярно совершал объезды епархии, несмотря на постоянную угрозу смертельной опасности. Отец Игнатий освятил минеральные источники Пятигорска, Железноводска, Кисловодска, Горячеводска, Ессентуков. А 23 августа 1858 года совершил таинство освящения только что открытого озера Провал. После этого там, против входа в грот был установлен образ Скорбящей Божией Матери. Занимался отец Игнатий и закладкой новых храмов по всей епархии. Всего управление последней он осуществлял без малого 4 года.

Летом 1861 года Игнатий Брянчанинов тяжело заболел, в связи с чем подал прошение об увольнении на покой. Последнее было удовлетворено, и 13 октября святитель с несколькими своими учениками выехал в Николо-Бабаевский монастырь, где намеревался провести последние дни земного существования. В стенах указанной обители отец Игнатий вел жизнь, наполненную молитвами, и занимался писательской деятельностью. Из-под его пера вышли такие известные труды, как «Слово о смерти», «Приношение современному монашеству», «Отечник». Также святитель переписывался со своими духовными чадами. А 30 апреля 1867 года Игнатий Брянчанинов скончался.

Канонизация епископа произошла только в конце прошлого века, 6 июня 1988 года. Это событие предварило торжественное перенесение мощей святителя 26 мая 1988 года в Свято-Введенский Толгский монастырь, что в Ярославле. Там они открыты для поклонения по сей день.

СОВЕТЫ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА МОЛЯЩЕМУСЯ:

1. Постарайся всех простить, прежде чем начнешь молиться.

2. Молись как грешник, а не как праведник. Когда молитва не одушевлена покаянием - тогда не благоволит к ней Господь.

3. Избери себе правило, соответствующее силам твоим и постоянно его исполняй.

4. Старайся, по-возможности, молиться уединенно и тайно.

5. Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум находится во внимании к словам молитвы, а сердце сочувствует уму.

6. Заключай ум в произносимых словах молитвы, и старайся сохранить его во внимании.

7. Когда чувствуешь сухость, ожесточение - не оставляй молитвы. За пождание твое и подвиг против сердечного нечувствия низойдет к тебе милость Божия.

8. Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Содержи сердце в глубоком спокойствии.

9. Рассеянность и мечтательность очень вредят молитве.

10. Все помышления - даже самые благие!- которые возникают на молитве отвергай.

11. Не проси в молитве ничего тленного и суетного, помня заповедь Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия все, то есть все потребности временной жизни, приложатся вам.

12. Исполнение и неисполнение твоего прошения оставляй воле Божией.

Молитва святителю Игнатию Брянчанинову:

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Тропарь святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писании твоими вся ны уцеломудрил еси. Цевнице духовная, Игнатие Богомудре, моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние.

Ин тропарь, глас 8

Избранник возлюблен Христови явился еси, Тому скорбьми многими и молитвою непрестанною прилепився, благодать Духа Святаго стяжав, учитель изряден людем был еси. Поминай нас, святителю Игнатие, богоносе Российский, да учении и молитвами твоими покаяние спасительное обрящем и любовию сердечною Христу усвоимся.

Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, сему поучая ученики словесы многими, имже последовати и нам, святче помолися.

Святитель Игнатий Брянчанинов

называет молитву главным подвигом христианина.

Но как молиться правильно?

Давайте разбираться, с помощью изречений святителя Игнатия.

Сретенская семинария

Как стоять на молитве

«Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом. Точно ты стоишь пред Ним!»

«Давай при молитве самое благоговейное положение телу. Стой, как осужденный, с поникшею главою, не смея воззреть на небо, с опущенными вниз руками или сложив их сзади, как бы от связания веревками, как обыкновенно бывают связаны схваченные на месте преступления преступники».

О чем нужно молиться

«Начало молитвы должно состоять из славословия Бога, из благодарения Богу за бесчисленные благодеяния Его. Потом мы должны принести Богу искреннее исповедание грехов наших, в сокрушении духа. В заключение можем предложить, впрочем, с великим смирением, прошения Господу о наших нуждах, душевных и телесных, предоставляя благоговейно исполнение и неисполнение этих прошений Его воле».

«Приноси Богу прошения, сообразные величию Его. Просил у Него Соломон премудрости и получил ее, и с нею множество других благ: потому что просил благоразумно».

Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом

Как произносить слова молитвы

«Произноси слова молитвы неспешно».

«Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Огнь нечистый - слепое, вещественное разгорячение крови - воспрещено приносить пред всесвятого Бога».

Как добиться внимательной молитвы

«Душа молитвы – внимание. Научись молиться от всего помышления твоего, от всей души твоей, от всей крепости твоей. Спросишь: что это значит? Этого нельзя иначе узнать, как опытом. Старайся постоянно заниматься внимательною молитвою: внимательная молитва доставит тебе разрешение вопроса блаженным опытом».

«Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном. Благодатному вниманию должно предшествовать собственное усилие ко вниманию. Последнее должно быть деятельным свидетельством искреннего желания получить первое».

«Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силой веры, ударяй в сердце страхом Божиим и удобно приучишься ко вниманию».

Безвидность ума

«Ум во время молитвы должно иметь и со всей тщательностию сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения».

«Если бы во время молитвы твоей представился тебе вид Христа или Ангела, или какого святого, никак не принимай этого явления за истинное, не вступи с ним в беседу. Иначе подвергнешься обману и повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению со святыми духами».

«Святые иконы приняты Святою Церковию для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом. Ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и воображать Господа».

Величайшая разница быть в присутствии Господа и воображать Господа

Ощущение присутствия Божия

«Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения».

«Высокое состояние ощущение присутствия Божия! Им удерживается ум от беседы с чуждыми помыслами, наветующими молитву; по причине его обильно ощущается ничтожество человека; по причине его является особенная бдительность над собой, хранящая человека от согрешений, даже самомалейших».

«Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние перед святыми иконами».

Признаки правильной молитвы

«Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва – без души».

«Истинный плод молитвы – истинное покаяние».

«Ощущения, порождаемые молитвой и покаянием, состоят в облегчении совести, в мире душевном, в примирении к ближним и к обстоятельствам жизни, в милости и сострадании к человечеству, в воздержании от страстей, в хладности к миру, в покорности Богу, в силе при борьбе с греховными помыслами и влечениями».

«Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть самообольщение».

Количество молитвы

«Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим: законно и по совести проходимое служение приготовляет человека к усердной молитве и заменяет качеством количество».

«Помни премудрое наставление великого наставника подвижников: “Если ты понудишь тело немощное на дела, превышающие силы его, то этим влагаешь в душу твою помрачение и приносишь ей смущение, а не пользу”».

«Многоглаголание, осужденное Господом, заключается в многочисленных прошениях о временных благах. Но Господь отнюдь не осудил продолжительных молитв. Он сам освятил продолжительную молитву, пребывая подолгу в ней».

Синергия Бога и человека

«Молитва – дар человеку от Бога. Сам Бог, даяй молитву молящемуся, соделается нашим учителем молитвы».

«Победа в брани с демонами – дар Бога. Поражение – попущение Божие для смирения».

«Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, то есть нескоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения».

Душа молитвы – внимание

Жизнь в молитве

«Заповедует Господь: Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам.Здесь указано не однократное действие, но постоянное; повеление распространяется на всю земную жизнь человека».

«Глава добродетелей – молитва; их основание – пост. Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва».

«Когда восстанешь от сна, первая мысль твоя да будет о Боге. Когда отходишь ко сну – последние твои мысли да будут о вечности».

«Возлюбив подвиг молитвы, возлюби молчание: оно сохраняет силы души способными к постоянной молитве».

Иисусова молитва

«Путь умной молитвы есть путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее и изящнее всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела: он возводит из земли и пепла в усыновление Богу».

«Моление именем Господа Иисуса Христа требует трезвенной, строго нравственной жизни, жизни странника, требует оставления пристрастий. Должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские во всех видах».

Подготовил Алексей Мигальников

Он мог сделать потрясающую карьеру в любой сфере, поскольку принадлежал старинному дворянскому роду, однако выбрал служение духовное.

Русской православной церковью святитель Игнатий почитается с 1988 года. Знаменитый богослов и проповедник на служение Богу был избран от чрева матери. Его родители Александр Семенович и Софья Афанасьевна долго не могли завести детей, кроме того, двое их первенцев умерли в младенчестве. Супруги от безысходности обратились к помощи Божией и отправились в паломничество по святым местам. Во время странствия они побывали в Свято-Духовском, Глушицком, Лопотове, Прилуцком монастырях. Благодаря молитвам у них родился Дмитрий.

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ

Епископ Игнатий, а в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, родился в дворянской семье 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. В настоящее время усадьба находится в ведомстве Вологодской епархии.

Дмитрий получил домашнее воспитание и образование. Говорят, что наставники удивлялись его выдающимся способностям. Уже в 15 лет отец отвез его в Петербург в Военное инженерное училище. Закончил его Брянчанинов в чине поручика, после чего отправился на службу в Динабургскую крепость. Здесь он тяжело заболел, в 1927 году получил отставку.

Охладело сердце к миру, к его служениям, к его великому, к его сладостному! Я решился оставить мир, жизнь земную посвятить для познания Христа, для усвоения Христу, - приводятся слова Дмитрия в Жизнеописании епископа Игнатия Брянчанинова.

В возрасте 20 лет он стал послушником Александро-Свирского монастыря, после которого перешел в Оптину пустынь. В 1831 году пострижен в монашество в вологодском Воскресенском соборе, с наречением имени в честь священномученика Игнатия Богоносца.

ЛЕСТЬ ОТ БЕСОВ

Святой Игнатий считается разработчиком учения о "духовной прелести". Согласно ему, бесы могли в образе святых прийти к подвижникам и очаровать тех разными видениями. Сам же Игнатий определял прелесть как «усвоение человеком лжи, принятой им за истину». Так, человеку могло казаться, что он достиг духовных высот и может творить чудеса. В таком состоянии он принимает ложь за истину.

МОЛИТВА

Игнатию молятся о мире и благополучии на Кавказской земле. При чрезмерной привязанности к мирским благам Игнатию молятся о даровании покаянного чувства. Также святому молятся о ревности к исполнению христианского служения, о твердом стоянии в православии.

Игнатий считал, что молитва есть «возношение прошений наших к Богу», «величайшая добродетель, средство соединения человека с Богом». Чтобы достичь успеха в молитве, ее следует совершать правильно. А научится правильной молитве можно только опытным путем.

Вера – основание молитвы. Кто уверует в Бога, как должно веровать, тот непременно обратится к Богу молитвою и не отступит от молитвы, доколе не получит обетований Божиих, доколе не усвоится Богу, не соединится с Богом, - говорит святитель Игнатий в "Аскетических опытах".

Так, молитва, подкрепленная верою, возносится к самому престолу Божию.

КСТАТИ

Основателем рода Брянчаниновых считается боярин Михаил Брянко, который жил в XV веке и служил оруженосцем князя Дмитрия Донского. Именно Брянко перед Куликовской битвой переоделся в одежды князя и погиб в битве.

Объяснение смысла молитвенного Духовного комплекса:

"Учитесь в каждом заболевании видеть прообраз Духовного несовершенства"

1. Нарушение слуха - глухота Духовная, когда человек за земными заботами не слышит в себе голоса Бога.

Молитва: "Господи, исцели глухоту Души моей, и да пребудет Глас Твой в сердце моём во веки веков. Аминь."

2. Заболевание глаз - отсутствие зрения Духовного.

Молитва: "Господи, отверзи мне очи Духовные, чтобы видеть мои пути покаяния и нетленный Свет Царствия Твоего. Аминь."

3. Все кожные заболевания ; самым тяжким из которых, является проказа - вражда на ближнего, зависть, обида.

Молитва: "Господи, очисти меня от проказы Душевной, да не возмутится ум мой против ближнего, и сотвори сердце вольно от памяти обид. Аминь".

4. Заболевание лёгких, бронхов, дыхательных путей - отсутствие воздуха Духовного, а воздухом Духовным, является - молитва.

Молитва: "Господи, наполни лёгкие Души моей, молитвенным Духом, Царствия Твоего. Аминь."

5. Заболевания пищеварительной системы (язвы, гастриты…) - Душа не справляется со скорбями, горестями, невзгодами.

Молитва: "Господи, научи Душу смирению в скорбях Мира, излечи язвы Души моей, пищей Духовной. Аминь."

6. Заболевания Сердечно-сосудистой системы - не проложены пути (сосуды) для Духовной энергии Веры.

Молитва: "Господи, укрепи по вере моей сосуд Духовный, дабы соделался он достойным вместилищем Духа Святого. Аминь."

7. Заболевания крови и генетические (хромосомные) нарушения - невыполнение космических законов, т.к. все Космические законы закодированы в клетках крови человека.

Молитва: "Господи, обнови Дух мой, очисти Душу, просвети разум, научи жить по нерушимым законом твоим, наполняя сосуд тобою созданный, чистотою совершенства. Аминь."

8. Заболевания костной системы - отсутствие основания Храма Духовного, основания Веры, скелет - основание организма, кости - накопители Духовной энергии.

Молитва: "Господи, Помоги воздвигнуть Храм Души моей на камне крепком, вместо песка, укрепи основание веры моей и да пребудет оно нетленно во веки веков. Аминь."

9. Заболевание мозга и частичные нервные расстройства - человек забыл, кто он, потерял память о Духовной Родине.

Молитва: "Господи, воскреси во мне память об Отчем доме Души моей, дабы не отнялся путь возращения в Небесный чертог Славы Твоей. Аминь."

10. Все заболевания иммунной системы (лимфограну ломатозы, лимфадениты, заболевания щитовидной железы, плохая сопротивляемость организма - заболеваниям, СПИД). К центральным органам иммунной системы относятся: костный мозг, поджелудочная железаб лимфоузлы, вилочковая железа (тимус), мозг, печень, селезёнка - нет Духовной защиты, человек не встал под покровительства Бога.