Open
Close

Почему на иконе Спаса Синайского присутствует асимметрия? Православные иконы: икона Спаса Вседержителя.

Константинопольский мастер, VI век.
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска; 84 × 45,5 см.

«Христос Пантократор» - это самая известная икона доиконоборческого периода среди образов, хранящихся в монастыре Св. Екатерины на Синае. Христос, лик Которого обрамлен длинными волосами и бородой и окружен нимбом с крестом, облачен в тунику и пурпурный плащ: фигура помещена в нишу, только частично видимую на фоне голубого неба. Десница Спасителя сложена в жесте благословения. В левой руке - Евангелие в драгоценном, украшенном золотом и каменьями окладе.

Фигуру Христа отличает величественность и в то же время естественность. Гармонично сочетаются между собой иератизм позы, устремленность взгляда с одной стороны, и тонкая асимметрия в чертах лица и в композиции - с другой. Не на одном уровне находятся глаза, брови имеют разную форму, волосы разделены пробором не по центру и ниспадают лишь на правое плечо, усы - разной длины.

Эти особенности, как и естественность моделировки и жестов образа в целом, подчеркивают человеческую природу Христа, сочетающуюся с иератичностью композиции. Перед нами образ Христа, подчеркивающий в Нем одновременно божественность и человечность. В этом художник следовал основным требованиям византийской Церкви, преодолевавшей в те годы острые споры по вопросу о богочеловеческой природе Христа; ведь в этот период монофизиты, настаивавшие на преобладающей божественной природе Христа, получали все больше поддержки в обширных областях империи.

Исследователи сходятся во мнении, что такая иконография возникла в кругах, близких к императорскому двору. Это подтверждает серебрянный крест, пожертвованный Юстином II (565–578) в сокровищницу собора Св. Петра в Риме; чуть позже при Юстиниане II (585–595) стали чеканить образ Христа на лицевой стороне монет, возможно, следуя монументальной мозаике, помещенной над бронзовыми вратами Императорского дворца в Константинополе, уничтоженной иконоборцами в 726 году. Собственно и монастырь Св. Екатерины был основан Юстинианом, поэтому, несмотря на отсутствие точных свидетельств, целесообразно предположить, что икона была послана самим императором вместе с другими вкладами.

Вокруг этой иконы, ломано немало копий. Вот и в салоне мадам Курдюковой, моей почитаемой френдессы вчера было пыльно: mmekourdukova.livejournal.com/41826.html . В результате, мне захотелось вставить свои пять копеек и подвести некоторые итоги.
И так. Образ Спасителя из монастыря св. Екатерины на Синае . Не буду вдаваться в излишние подробности, тех, кто не совсем в теме отошлю к Википедии: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D 1%81%D1%82%D0%BE%D1%81_%D0%9F%D0%B0%D0%B D%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B E%D1%80_%D0%B8%D0%B7_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D 0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE _%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8 B%D1%80%D1%8F
В чём же суть проблемы? Есть такие люди - искусствоведы , у которых, как у представителей любой профессии имеются свои профессиональные заболевания, в данном случае это синдром поиска глубокого смысла . Речь идёт о знаменитой АСИММЕТРИИ синайской иконы.
Признаюсь честно, мне повезло сперва увидеть репродукцию этого прекрасного памятника, а уже потом прочесть о нём . Уж не знаю, что на меня повлияло, то ли профессиональная "замыленность" взгляда художника, то ли невнимательность, но до того, как г-да искусствоведы "раскрыли мне глаза", я оной пресловутой асимметрии просто не замечал . Т.е., я её конечно видел, но не предавал ей никакого особого значения.
Однако высоколобые исследователи: а)акцентируют внимание на разных глазах иконы и б)пытаются это объяснить. Например: "асимметрия лика символизирует две Природы Христа" - это самая глупая и, не побоюсь этого слова - еретическая версия. Или вот: "разные глаза Спасителя, милующий и отвергающий..." Об этом пишет, например Г.Колпакова в своей книге "Искусство Византии. Ранний и средний периоды". При этом утверждение о "разноэмоциональных" глазах подкрепляется ссылкой на Четвёртое деяние VII Вселенского Собора, где идёт речь об изображении Медеи: "один глаз показывал в ней гнев, второй, напротив, нежность" (Деяния Вселенских соборов. Т.4. С. 423). И это собственно, ВСЁ .
Давайте попробуем быть объективными. Действительно ли данный приём изображения лика столь уникален, что его можно нагрузить такой символикой? Данная икона, как известно, писана в технике энкаустики, разогретым воском. Наиболее близкими к синайскому Спасу по стилистике памятниками, являются погребальные портреты эпохи эллинизма, т.н. "фаюмские портреты ". Если мы посмотрим подборку этих изображений, то заметим, что различного рода асимметрии там не редкость:

Но не стоит думать, что "асимметрия" свойственна только энкаустической живописи. Посмотрим иконы классической эпохи и увидим, ещё большие различия правой и левой половин лика:

Григорий Чудотворец. Икона. 2-я пол-на XII в.

Обратите внимание на разный уровень ноздрей. И таких примеров слишком много, чтобы от них отмахиваться. Можно конечно и в разноуровневых ноздрях искать скрытый смысл, но нужно ли?

Остаётся лишь подвести итог. Стремление человека искать то, чего нет, не остановить. Иногда это безобидное увлечение:«Скрытый смысл можно найти везде! «Мама мыла раму...» А почему мама? А почему одна? Это что?
Тема женского одиночества?»
(С) некая учительница литературы. Но иногда это может принимать формы психического заболевания: т.н. апофения .

Уже две тысячи лет фигура бедного палестинского проповедника Иисуса родом из Назарета довлеет над всей европейской (и не только) культурой. Сегодня его последователи в общей сложности составляют более двух миллиардов человек, то есть более тридцати процентов всего населения планеты. И нет такой страны, где бы не существовала хотя бы небольшая группа верующих христиан. Вполне естественно, что образ Христа запечатлелся и в мировом художественном наследии, особенно в религиозной живописи и иконографии. Ярким выражением почитания Иисуса, например, в православии является икона Господа Вседержителя. Значение ее стоит в тесной взаимосвязи с православной теологией. Поэтому необходимо немного разобраться с ролью Христа в богословии.

Как и во всех христианских церквях, Христос в православном вероучении занимает центральное место. Это не всегда можно прочувствовать в практике современной Церкви, часто демонстрирующей косность и суеверия, сосредоточенные на культах святых и святынь. Но в своей теории и догматической доктрине православие — очень христоцентричная деноминация. Иисус, согласно ее посланию, — это второе лицо Святой Троицы — Всевышнего Бога, сотворившего весь мир. Три ипостаси единого Бога представляют Отца, Сына и Святого Духа, Второй из них — Сын — на рубеже эпох сошел на землю и по действию Святого Духа родился от земной женщины, приняв тем самым человеческую природу. Единая личность Христа, таким образом, соединяет в себе «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» две природы — божественную и человеческую. Поскольку он — Бог, то его также называют Господом. Будучи сам по себе безгрешным, Иисус взял на себя груз всех человеческих грехов, которые разделяют Творца и творение, и вознес их телом своим на крест. Будучи невинно осужден и распят, Христос искупил тем самым своей кровью человеческие грехи. На третий день он воскрес из мертвых, а на сороковой день после этого вознесся в занебесные сферы, где воссел по правую руку (метафорически выражаясь, ибо у Отца нет тела) от Бога-Отца, где с тех пор незримо и правит своей церковью и всем мирозданием. Таково вкратце православное вероучение об Иисусе Христе.

Иисус в иконографии

Икона, будучи «богословием в красках», стремится отразить догматическое понимание Спасителя. Именно в свете догмы следует интерпретировать канонический православный образ Христа. На иконе изображен всегда воскресший Христос, изнутри которого сияет божественный свет. Даже если изображение сюжетное, в котором запечатлены прижизненные деяния Спасителя, оно все равно показывает не земного Иисуса, а воскресшего. Поэтому икона всегда метаисторична, она раскрывает духовную суть события или личности, а не фиксирует физическую действительность. В конечном счете, образ — полностью символ. И каждый элемент в нем — это отражение своего духовного корня. Справедливо будет сказать, что икона изображает неизобразимое и показывает незримое. Все эти особенности включает в себя и икона Господа Вседержителя. Значение ее определяется греческим термином «Пантократор», что значит «всем владеющий, всем правящий, имеющий над всем власть, всесильный».

Описание типа «Пантократор»

Собственно икона «Господь Вседержитель» — это даже не икона, а иконописный тип изображения Христа. Согласно каноническим нормам, Спаситель в нем представлен в образе царствующей особы. Поза при этом может быть различной — он может стоять или сидеть на престоле. Также популярны поясные и оплечные варианты образа. Икона «Господь Вседержитель» сразу узнается и по положению рук Христа. В левой он держит кодекс, который символизирует собой его проповедь — евангелие. А правая рука чаще всего сложена в благословляющий жест. В целом это самый распространенный и узнаваемый иконописный тип Спасителя. Известен он начиная примерно с четвертого века. А самая старинная икона «Господь Вседержитель» на сегодняшний день — образ из Синайского монастыря шестого века.

Символика «Пантократора»

Как и любой иконографический тип, «Пантократор» имеет свой набор символов. Большая часть из них, однако, является плодом последующей рефлексии над уже сложившимся образом. Так что интерпретация отдельных деталей довольно условна. Икона Господа Вседержителя отражает богословское осмысление фигуры Христа — об этом уже было сказано выше. Если при этом Иисус облачен в императорские одежды, то этим подчеркивается его абсолютная власть над космосом. Если же одежды епископские, то Христос представляет собой первосвященника, искупителя, который принес себя в жертву за грехи человечества. В этом качестве он приносит в небесную скинию свою кровь и является в силу этого священником — посредником между Богом и людьми. Но чаще всего икона «Господь Вседержитель» изображает Христа в его повседневных одеждах — хитоне, то есть длинной рубашке и гиматии — плаще. На хитоне, однако, часто изображается клав — вертикальная золотая полоса, которая символизирует благородство и власть. В древности его могли носить только аристократы. Сам хитон с некоторых пор принято ассоциировать с церковью. Традиционный нимб символизирует духовный свет, а крест, вписанный в его окружность — крестную жертву.

Чтимые образы типа «Пантократор»

В заключение необходимо напомнить, что образ — это не сам Христос, и что любой из них, в том числе «Господь Вседержитель» — икона. 19 век несколько приуменьшил значение личной духовной дисциплины и практики, в результате чего церковное сообщество до сих пор страдает болезнью погони за чудотворными образами. В качестве примера такой чтимой иконы Спасителя можно привести образ 14 века Елеазаровский, хранящийся ныне в одноименном монастыре Псковской епархии.

Христос Пантократор из Синайского монастыря - икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке. Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью. Благодаря этому иконописный образ демонстрирует переход от реального к характерному для иконописи идеальному изображению.

Очень заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса - один милующий, а другой отвергающий. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того времени, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различных выражений лица, отражает идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи.

На синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и Небесного Царства. Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это их значение в последующих иконах Спаса заменили надписи на греческом языке, как развитие этого стиля.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает двойную природу Иисуса Христа.

Икона Иисуса Христа Вседержителя – один из центральных образов христианской иконографии Спасителя. Ее еще называют Пантократор, что происходит от греческого слова παντοκράτωρ, означающего всесильный, всевластный.

Определение «Вседержитель», поставленное рядом с именем Иисуса Христа, символично представляет двойственность образа:

  • Во-первых, подчеркивает догму Боговоплощения. Данный эпитет подчеркивает божественное преимущество Мессии, указывает на то, что Спаситель является Царем Небесным и будущим Судией мира, который может сделать абсолютно всё, ему подвластны все.
  • Во-вторых, слово «Вседержитель» указывает на человеческую природу Мессии, его спасительную миссию – Иисус Христос жертвой на кресте искупил человеческие грехи и очистил этим природу людей.

Много веков тому изображением Иисуса Вседержителя расписывали внутреннюю часть церковного купола. Позднее образ Мессии появился на иконах.

Появление образа Спаса Вседержителя

Первые письменные упоминания об Иисусе Христе были сделаны в источниках, принадлежащих второй половине I века или первой половине II века н. э. А вот картины, рисунки, мозаики, изображающие лик Господа, появились намного позже. Почему? Ответ прост – ветхозаветная Церковь запрещала изображать лик Господа Иисуса Христа. Хотя, следует отметить, что подобные рисунки были обнаружены еще в катакомбах древних римлян. Вокруг головы Спасителя нарисован нимб.

Первые иконописные изображения Иисуса Христа были написаны в византийских храмах около IV-VI веков. Самым древним из них считается икона Господа из Синайского монастыря, именуемая Христос Пантократор (VI век). Исследователи полагают, что манера написания этой иконы (горячим воском) схожа с портретом. Лицо Христа намерено сделано асимметричным. Одна половина представляет нам Спасителя, а вторая – Судью. Также ранними изображениями Мессии являются:

  • композиция «Преображение» в монастыре святой Екатерины Синайской (VI век),
  • образ Иисуса на облаках из римской церкви святых Космы и Дамиана (VI-VII века),
  • изображение Спаса Пантократора из храма Санта-Мария в Кастельсеприо (VII-VIII веков).

Эти произведения имеют много общих черт, что свидетельствует о сформированности требований к изображению образа Иисуса Христа.

Каноны создания иконы Спаса Вседержителя

Канон писания иконы Спаса Пантократора был утвержден в IX веке. Христа изображают одетым в специальное облачение: красный хитон (подобие длинной рубахи с рукавами или без них) и синий гиматий (верхняя одежда – прямоугольный отрез ткани, который задрапировывался поверх хитона). Цвета убранства символизируют гармонию земного и небесного начал. Лик Иисуса на иконе напоминает каждому христианину, что Господь Вседержитель – обладатель Божественной природы и силы – одновременно был обычным живым человеком.

Возраст Христа должен соответствовать времени его проповедничества. Иисус имеет прямые темно русые волосы, которые спускаются на плечи, короткую бороду, небольшие усы. Правую руку Господь Вседержитель поднял для благословления, а левой держит раскрытое или закрытое Евангелие. Возможны различные варианты изображения фигуры Христа:

  • Поясное.
  • В полный рост.
  • Сидящим на престоле.

Каждый из них имеет свое значение. На иконах и росписях Христос Пантократор часто находится в окружении небесных сил.

Несмотря на различные способы изображения, узнать Спасителя на иконах легко по характерной детали – круглому нимбу, символизирующему вечность, с помещенным внутрь крестом – напоминанием о жертвенности и страданиях во имя людей. Слово «нимб» на латыни означает «ореол, облако, туман». Еще внутрь ореола вписывают три греческие буквы ΟΩΝ, являющиеся сокращением слов Бога «Я есмь Сущий», которые были сказаны Моисею. Со времен Византии икона Спаса Вседержителя стала обязательно изображаться в храмах в виде одиночного образа или кульминацией центральной части сборных композиций росписей, иконостасов.

Ярким примером данного типа иконописи является Господь Вседержитель, окруженный архангелами на куполе собора Святой Софии киевской. Роспись принадлежит к началу второго тысячелетия христианства.

Икона Андрея Рублева «Спас в силах»

В 10-х годах XV века (приблизительно 1408 год) Андрей Рублев написал небольшую икону, «Спас в силах», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Образ с Иисусом Христом, несмотря на прошедшие века, дошел до нас в отличном состоянии.

По видимости, основой для создания композиции иконы Иисуса Христа стали видения ветхозаветного пророка Иезекииля. Божья слава воплощается в изображении Господа в окружении символических фигур.

Центральная часть иконы отдана Господу Иисусу Христу, восседающему на престоле. Красный цвет фона подчеркивает божественную природу Спасителя («Ибо Господь… есть огонь поядающий»). Одежда золотого цвета – олицетворяет сияние славы. Фон иконы состоит из наложенных геометрических фигур – красного ромба и синего овала. Такое сочетание говорит о том, что в Иисусе соединены вместе Бог и человек, небесное и земное начало, огонь и вода. Правой рукой Спаситель благословляет, а левой держит книгу.

Вокруг Христа А. Рублев изображает множественные лица ангелов, крылья с глазами, крылатые колеса у подножья престола. Каждое является обозначением одного из священных понятий: «начало», «власть», «сила», «престол», «ангел», пр.

Чудотворная икона Спаса Вседержителя

Икону Спаса Вседержителя из Псковского музея исследователи датируют серединой XIV века. Это редкий памятник псковской иконописи, один из немногих сохранившихся древнейших образов.

Точная история этой иконы до конца неизвестна. В музей ее передал (до 1927 года) преподобный Евфросиний Псковский из собора Трёх святителей Спасо-Елеазаровского монастыря (основан в начале 1430 г.). В собор она попала из Великопустынского Спасо-Преображенского мужского монастыря. До того времени икона носила имя Спасителя из Великих Пустынь.

В традиционном для типа Христос Вседержитель поясном положении Иисуса обращает внимание благословляющая правая рука Спасителя. Она повернута тыльной стороной, что иногда встречается в византийской иконописи. Левая рука держит Евангелие. Изображение Мессии архаично, оно выражается в простоте написания, пропорциях фигуры, организации пластики и цветовом решении иконы. Именно поэтому трудно установить точную дату ее появления. Предположительно это середина XIV века.

Известны с устных свидетельств и зафиксированы письменно случаи, когда молитвы верующих были услышаны и Господь исцелял от болезней, спасал от беды и неприятных событий. Чудотворные образы являются священными предметами. Они обладают благодатью Божией, становятся центрами духовности, притягивающим к себе людей. Чтобы старинная икона от постоянного использования не пострадала, с нее делают списки и освящают для распространения среди верующих.

Икона Христоса Вседержителя (Пантократора) в доме

Несомненно, выбирая иконы для собственного жилища, следует руководствоваться своими желаниями. Изображение Спаса Вседержителя – необходимая часть духовной жизни христианина. В облике Отца Небесного милосердие, доброта, поддержка и напоминание о божьем суде – все, что помогает верующим преодолеть испытания и сохранить достоинство, обрести успокоение. Молитвы ко Вседержителю содержат просьбы о помощи и благодарность за милости.

Икона Иисуса Христа Пантократора не имеет строго определенного дня для почитания. Поэтому обращение через нее к Спасителю будет уместным в любое время, когда у человека появится необходимость поблагодарить или обратиться за помощью.

Обратиться к образу можно со словами «Отче Наш». Но существует и специальная молитва иконе «Господа Вседержителя». Сначала молящийся обращается к Всевышнему, сошедшему на землю для спасения грешников. Вера в силу Христа, его всемогущество и милость придают силы людям. Далее следует выражение благодарности Господу за то, что Иисус не оставляет их в трудное время. В завершение молитвы православный просит Бога простить вольные и невольные прегрешения, даровать прощение молящемуся, его близким и родным.

Молитвы образу Господа Вседержителя дарят утешение, силы, помогают избавиться от нечистых мыслей, моральных и физических ран. Вознося с чистыми помыслами молитвы иконе, верующие:

  • получают защиту от подлых и жестоких людей;
  • избегают обманов и разочарований;
  • ограждаются от бед и смерти;
  • достигают взаимопонимания, гармонии в отношениях с людьми и окружающим миром;
  • могут сохранить брак.

Такая икона оказывает положительное влияние на атмосферу в семейном доме. Она оберегает людей от непонимания, защищает детей от болезней и неприятностей. Иисус – лучший лекарь человеческих душ и тел. С любовью выбранный образ Иисуса Христа Вседержителя станет замечательным подарком к любому празднику близким и родным людям.