Open
Close

Почему святой николай является одним из самых почитаемых святых в мире. «Русский бог»

Святой для всех, способный и исцелить, и защитить, и отпор врагам дать, и в путешествии уберечь, и бурю успокоить, и урожай дать. Николай Угодник самый почитаемый святой на Руси. Ни одной веси, ни одного городка не было без часовенки, храма или просто иконы святого Николая.

«Нет, наверное, такого православного храма, нет домашнего красного угла, где не было бы его иконы, нет православного человека, хотя бы раз в жизни не обратившего к нему молитвенной просьбы о помощи и заступничестве".

Предание

Христианское предание относит время жизни св. Николая к первой половине IV века. Он родился, как предполагается, в городе Патаре (римская провинция Ликия в Малой Азии) в христианской семье. В житии святого рассказывается, что он с самого раннего детства стремился к познанию слова Божия, к аскетической и уединенной жизни. В молодости он был рукоположен в сан священника и вскоре стал помощником епископа. После паломничества в Иерусалим св. Николай принял решение посвятить себя служению Богу в Сионской обители. Однако через некоторое время св. Николай стал архиепископом в г. Мира – столице Ликии: по христианской легенде, Бог призвал св. Николая оставить обитель и пойти в мир, к людям.

Во времена римского императора Диоклетиана, известного своими гонениями на христиан, св. Николай был осужден и брошен в темницу, где подвергся мучениям. После смерти Диоклетиана и прихода к власти императора-христианина Константина он был освобожден из заключения – к этому времени относятся многочисленные рассказы о св. Николае: о том, что он заступался за несправедливо осужденных, спасал от гибели мореплавателей и утопающих, помогал страждущим. Умер св. Николай в Мире около 350 г. В 1087 году его мощи были перенесены в Бари, где и хранятся до сих пор.

Николай Угодник на Руси

Образ святителя Николая пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа исключительное место. Он почитался в России как национальный святой, покровитель русского народа, а также как крестьянский святой и мужицкий заступник. Его называли «святой великий святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник». Считалось, что Николаю Угоднику можно молиться «во всех нуждах», что он всегда и всем поможет, ибо добр и милостив».

Отправляясь в дальний путь, говорили: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь», «Микола с нами!»; уходя на ратное дело – на «царскую службу горькую», надеялись на его защитие.
В XVII-XVIII вв. это представление о Николае Угоднике нашло своеобразное отражение в обряде похорон, когда в руки умершему вкладывали «письмо к Николаю» с просьбами о прощении грехов.

Перед свадьбой жениха часто благославляли образом Николая Угодника вместо образа Спасителя. Девушка, выходя замуж, просила благословения не только у Божьей Матери или Спасителя, но и обязательно у св. Николая.

Ритуальное приглашение в дом свадебного дружки звучало так: «От великого Николы канун (мед) пей, а от Пречистыя Богородицы хлеб кушай».

В старинных русских легендах рассказывается о том, например, как Николай Угодник помог крестьянину вытащить застрявшую в грязи тяжело груженную телегу, помог вдове покрыть крышу соломой, защитил женщину от разбойников и т.п. Русские люди верили, что Николай Угодник помогает людям и без специального обращения к нему. Николай Угодник считается также хорошим вречевателем, целителем: верили, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни, а среди знахарей было распространено мнение, что Николин день – самый благоприятный для лечения тяжелых заболеваний.

Николай Угодник предстает в поверьях русского народа и во многих других ипостасях. Как и Илья Пророк, Никола считался покровителем рек, озер, морей. Также он был покровителем леса.

Верили, что Николай Угодник помогает крестьянам пережить зиму. В день Николы Зимнего в северных губерниях Европейской России, например, закалывали в его честь бычка-микольца, которого специально три года откармливали всей деревней. Лучший кусок мяса «отдавали» Николаю Угоднику, то есть относили в церковь, а остальное съедали мужчины деревни во время совместного пира.

Многие монастыри и храмы по всей России имели престолы, освященные в честь святого Николая. Именно поэтому часто встречаются древние выносные иконы и алтарные напрестольные кресты с изображениями на одной из сторон поясной или ростовой фигуры святителя.

В Москве более ста церквей были освящены в честь Николая Чудотворца.

Никола Зимний, он же холодный, Морской Никола, Никола Травный или Вешний, Никола Мужицкий, Никола Можайский. Так сколько же Никол было на Руси? Никола-то был всегда один, Николай Угодник, но воспринимался он всегда по-разному. Святой для всех, способный и исцелить, и защитить, и отпор врагам дать, и в путешествии уберечь, и бурю успокоить, и урожай дать. Николай Угодник самый почитаемый святой на Руси. Ни одной веси, ни одного городка не было без часовенки, храма или просто иконы святого Николая.

«Нет, наверное, такого православного храма, нет домашнего красного угла, где не было бы его иконы, нет православного человека, хотя бы раз в жизни не обратившего к нему молитвенной просьбы о помощи и заступничестве". Сегодня день Николы Зимнего – одного из самых почитаемых святых на Руси.

Христианское предание относит время жизни св. Николая к первой половине IV века. Он родился, как предполагается, в г. Патаре (римская провинция Ликия в Малой Азии) в христианской семье. В житии святого рассказывается, что он с самого раннего детства стремился к познанию слова Божия, к аскетической и уединенной жизни. В молодости он был рукоположен в сан священника и вскоре стал помощником епископа. После паломничества в Иерусалим св. Николай принял решение посвятить себя служению Богу в Сионской обители. Однако через некоторое время св. Николай стал архиепископом в г. Мира – столице Ликии: по христианской легенде, Бог призвал св. Николая оставить обитель и пойти в мир, к людям.

Во времена римского императора Диоклетиана, известного своими гонениями на христиан, св. Николай был осужден и брошен в темницу, где подвергся мучениям. После смерти Диоклетиана и прихода к власти императора-христианина Константина он был освобожден из заключения – к этому времени относятся многочисленные рассказы о св. Николае: о том, что он заступался за несправедливо осужденных, спасал от гибели мореплавателей и утопающих, помогал страждущим. Умер св. Николай в Мире около 350 г. В 1087 г. его мощи были перенесены в г. Бари, где и хранятся до сих пор.

Образ св. Николая пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа исключительное место. Он почитался в России как национальный святой, покровитель русского народа, а также как крестьянский святой и мужицкий заступник. Его называли «святой великий святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник». Считалось, что Николаю Угоднику можно молиться «во всех нуждах», что он всегда и всем поможет, ибо добр и милостив».

Отправляясь в дальний путь, говорили: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь», «Микола с нами!»; уходя на ратное дело – на «царскую службу горькую», надеялись на его защитие.
В XVII-XVIII вв. это представление о Николае Угоднике нашло своеобразное отражение в обряде похорон, когда в руки умершему вкладывали «письмо к Николаю» с просьбами о прощении грехов.

Перед свадьбой жениха часто благославляли образом Николая Угодника вместо образа Спасителя. Девушка, выходя замуж, просила благословения не только у Божьей Матери или Спасителя, но и обязательно у св. Николая.

Ритуальное приглашение в дом свадебного дружки звучало так: «От великого Николы канун (мед) пей, а от Пречистыя Богородицы хлеб кушай».
В старинных русских легендах рассказывается о том, например, как Николай Угодник помог крестьянину вытащить застрявшую в грязи тяжело груженную телегу, помог вдове покрыть крышу соломой, защитил женщину от разбойников и т.п. Русские люди верили, что Николай Угодник помогает людям и без специального обращения к нему. Николай Угодник считается также хорошим вречевателем, целителем: верили, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни, а среди знахарей было распространено мнение, что Николин день – самый благоприятный для лечения тяжелых заболеваний.

Николай Угодник предстает в поверьях русского народа и во многих других ипостасях. Как и Илья Пророк, Никола считался покровителем рек, озер, морей. Также он был покровителем леса.
Верили, что Николай Угодник помогает крестьянам пережить зиму. В день Николы Зимнего в северных губерниях Европейской России, например, закалывали в его честь бычка-микольца, которого специально три года откармливали всей деревней. Лучший кусок мяса «отдавали» Николаю Угоднику, то есть относили в церковь, а остальное съедали мужчины деревни во время совместного пира.
Многие монастыри и храмы по всей России имели престолы, освященные в честь святого Николая. Именно поэтому часто встречаются древние выносные иконы и алтарные напрестольные кресты с изображениями на одной из сторон поясной или ростовой фигуры святителя.
В Москве более ста церквей были освящены в честь Николая Чудотворца.

19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире.

Святитель Николай, живший в III-IV веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, - его вера, удивительная, сильная, ревностная.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.

Почему Святого Николая назвали Чудотворцем и почему его так любят и взрослые люди, и совсем дети?

Потому что доброе сердце Святого Николая делало людям приятные чудеса, он выручал многих из критических жизненных ситуаций, а славяне очень любят разные чудеса - все мы в душе дети и верим в сказку.

Более того, если православные христиане просто почитают Святого Николая Чудотворца как первого главного Святого после самой Богородицы Девы Матери, то католики в честь Святого Николая придумали и назвали даже такого известного персонажа - как Санта-Клауса, который каждое 19 декабря незаметно прятал в чулочки, развешанные над камином, заветные подарки для детей и исполнял их самые сокровенные желания.

Традиция с развешиванием чулочков 19 декабря повелась после того, как Святой Николай (тогда еще обычный молодой парень-сирота, родившийся в семье богатых, но рано умерших родителей в городе Патаре в Турции) узнал, что три сестры-девицы очень хотели выйти замуж, но у них не было приданного и ни один жених не решился взять в жены бесприданницу.

Девушки очень страдали и переживали по этому поводу, т.к. у них был только не самые лучшие пути выхода из этой ситуации - идти в служанки и всю жизнь пробыть старыми девами либо, современно выражаясь, «идти на панель».

Когда Святой Николай узнал об этом, он залез в закрома своей обширной сокровищницы и взял оттуда большую сумму золота, которое и закинул девушкам в дом через дымоход.

А золото, падая по трубе дымохода, в основном попадало в чулочки, ранее развешанные девушками-сестрами на просушку. Вот с тех пор и пошла традиция на день Святого Николая вешать у камина чулки.

Учтите, что праздник Святого Николая - великий день, в который православные христиане должны стараться не работать - т.е. ничего не делать вообще, а отдыхать и молиться святому.

В день Святого Николая обычно происходят первые жестокие морозы, а вот для тех пар, которые пожелали соединить свои судьбы праздник Святого Николая - идеальный день для засылания сватов.

Без преувеличения можно сказать, что Святителя и Чудотворца Ни­колая Мирликийского на Руси знали всегда - задолго до Киевского Крещения и даже до образования Древнерусского государства. При­чем почитали не просто в сонме иных святых христианской Церкви, а всегда как первого и любимого покровителя и заступника земли Русской, скорого и милостивого помощника всем прибегающим к его защите. Как это ни покажется странным, но именно архиепископ Мирликийских Николай, живший в IV веке и никогда не бывавший в пре­делах будущей России, без сомнения, является самым русским из все­го сонма почитаемых в России святых. Прииди в Русь и виждь, что нет града и села, в котором не было бы чудес Святого Николы, которых по множеству их невозможно и записать, - читаем мы в «Житии» Свя­тителя, составленном в XVI веке. Никола - имя знаменито, победе тезоименито; Побеждает агаряны, Утешает христианы, - так пелось о Николе Чудотворце в народе. Но не только утешителем всех скорбящих, не только предстателем и защитником необоримым от врагов видимых и невидимых стал на Руси Святитель Николай, но бо­лее всего - правилом веры, образом кротости, воздержания учителем. И избрав себе однажды такого учителя, русский народ не отступал от него уже никогда. Однако, прежде чем Русь избрала Николая, Промыслом Божиим Святитель Николай был избран святым покрови­телем России и народа ее, защитником небесным земного подножия Божия Престола и Дома Пресвятой Богородицы. Имя Николай означает победитель народа. Справедливо будет сказать, что среди прочих христианских народов русские по любви своей ко Святителю - народ первый из многих, «побежденных» им.

Первоначально слава имени Святителя Мирликийского зашла в пределы нашей земли вместе с первыми проповедниками христианства - от православных греков, живших среди наших предков-язычни­ков. У самих же греков Святитель Николай был признан святым отцом еще в V веке, когда уже существовало житие его и чтилась память его. Греки же во множестве жили в пределах нынешней Южной Руси в своих колониях: Ольвии, Херсонесе Таврическом, Суроже, Фанагории, Танаисе, Пантикапее и других. Частыми и желанными гостями были они и в городах славянских. В Киеве еще в IX веке христиане, в основном греки, имели свою церковь. Летопись преподобного Несто­ра свидетельствует, что в Киеве в 882 году была построена церковь во имя Святителя Николая на могиле воеводы Аскольда, в Святом Крещении Николая. Как известно, Аскольд был убит новгородским князем Олегом - язычником. Это первое письменное известие об Угоднике Божием Николае в нашей стране. Известно и то, что мать основателя русского общежительного монашества преподобного Феодосия Печерского постриглась в иночество в женской обители Святителя Николая, уже в те годы существовавшей на Аскольдовой могиле.

Древнейший образ Святителя Николы на Руси обнаруживаем в Со­фии Киевской. Известен он под именем «Мокрого». Силой этого образа Святитель Мирликийский явил в отечестве нашем первое чудо своего могущества и милосердия - дивно спас утонувшего в Днепре младенца, откуда и пошло название образа «Мокрый». Особо зримо возрастала помощь Николы Чудотворца русскому народу в годы смут и вражеских на­шествий. «За грехи наши Бог наказывает нас врагами», - всегда говорила в подобных случаях Русь и тотчас вслед за бедствием обращалась внутрь себя, испытывала себя и очищала от внутренних недугов.

Одним из первых таких испытаний было нашествие на Киевскую Русь степняков печенегов. Древние предания в назидание нам и для славы Чудотворца рассказывают следующее. Жил в то время благоче­стивый киевлянин по имени Добрык, имевший великую веру и любовь к Святителю Николаю. Был у Добрыка в плену знатный половчанин. Вот и предложил господин пленнику своему отпустить его домой за выкуп, который он из дома своего и принесет. А чтобы дело было без обмана, велел половчанину поклясться у образа Святителя, что пленник с выкупом в скором времени вернется. Обещал язычник, что все исполнит, но в сердце затаил другое. Он смеялся над своим госпо­дином и над Святителем Николаем: «Нет ума в этом русине! Отдал ме­ня на поруки образу какого-то Николая. Что этот Николай может мне сделать? Сейчас уйду и ни я его больше не увижу, ни он меня. Не принесу ему выкупа и не боюсь я его поручительства». Что же Святитель? Скоро по возвращении половчанина в свою землю он явился к нему и напомнил о его обещании: Не я ли поручился за тебя? Что же ты медлишь? Иди и неси, если не хочешь беды. Половчанин подивился видению, но не придал ему значения. Через несколько дней он вдруг упал с коня и услышал вновь:- Не велел ли я тебе отдать выкупа? Пожалей себя и отдай, если не хочешь худшего.

Собрался уж было половчанин ехать, но за нечестивой жизнью своей вновь перестал о том думать. И вот, однажды собрались половецкие князья на пир и на том пиру на глазах у всех невидимая сила принялась должника- половчанина кидать, ломать и корчить, ко всеобщему ужасу, и все разбежались.- Не предупреждал ли я тебя, что будет хуже? - внушал неверно­му Чудотворец. - Тот христианин с теплой верою обратился ко мне и возложил на меня всю надежду свою, а ты, безумный варвар, возгор­дился и не побоялся суда Божия. Узнали о том и родные половчанина:

Кто может быть так безумен, как ты? - сказали они. - Не без ума же ты был отдан Богу русскому на поруки.

Не Самому Богу, а святому Его Николаю, - заметил половчанин.

Это кому, если не Богу? Или ты не знаешь, что Бог русский дивные чудеса творит не только Сам, но и через святых Своих? - ответили родные и пригрозили, что уйдут от него, если он не отдаст выкупа.

Теперь уже не нужно было побуждать половчанина. Едва оправив­шись от побоев, велел он кроме долга отделить еще часть от громад­ных стад своих в дар Святителю Николаю. Так Святитель выполнил поручение доброго христианина и распространил славу Божию в пле­менах варварских. Церковь же, построенную на вклад половчанина, в народе прозвали «Никола Добрый». Таково древнейшее чудо покровительства Святителя русским лю­дям в их столкновениях со своими врагами. И спасла бы десница Божия и помощь угодников Божиих Русь от всех врагов ее, если бы все имели такую же

искреннюю и глубокую веру, как киевлянин Добрык, если бы так же милостиво относились друг к другу, как он к половчанину. Но, видимо, не стало более на Руси истинного благочестия. Гря­нул первый гром над забывшимися грешниками - гибельная битва на реке Калке (1223), где недружные дружины русские все полегли с кня­зьями своими в первой схватке с татарами. Но дал еще Господь время на покаяние и явил Свою явную милость русичам. По велению Угодника Божия в 1225 году пресвитер греческий Евстафий из Корсуня приносит в город Красный, будущий Зарайск, в область Рязанскую, образ Святителя Николая. Это первая икона Николы Чудотворца на Русской земле. Образ этот берег и утешал Рязанскую землю, первой подвергшуюся нападению в годы страшного Батыева нашествия. Из истории мы помним, что принявший из рук пресвитера Евстафия свя­тыню юный рязанский князь, благоверный Феодор, погибнет в ставке Батыя как исповедник и мученик за Христа. Когда нечестивый Батый пожелал к себе жену Феодора, князь с негодованием ответил ему:

Нехорошо нам, христианам, приводить к тебе, безбожному царю, жен своих. Когда нас одолеешь - все твое будет.

Конечно, таких смелых слов лютый Батый простить князю не мог. Жена же святого Феодора, красавица Евпраксия, узнав о гибели мужа, спасаясь от татарского пленения, вместе с малым сыном своим кину­лась из окна высокого терема и убилась насмерть. В память о том и го­род стал называться Заразом или Заразском, позже - Зарайском (зараз по-славянски означает ушиб, удар. - Прим. авт.). От имени города произошло и название образа Святителя - «Никола Зарайский». Позже от этого образа произойдут еще многие чудеса и исцеления. Дошедшие до нас памятники и предания говорят нам, что предки наши в то страшное время сильно молились святому Чудотворцу о восстановлении поруганного монголами имени христианского. Од­ним из первых примеров милосердия Святителя к нашему отечеству является чудотворный резной образ Николы Можайского (XIV в.). Название свое он получил от города московского княжества Можай­ска, Никольский собор которого и сам город Святитель чудесно за­щитил от врага. Осадившему Можайск ордынскому отряду вдруг ночью на воздухе явился Святитель Николай в грозном обличий, с ме­чом в одной руке и с храмом, защищенным крепкой стеною, - в другой. Неприятель так был устрашен этим видением, что снял осаду и с позором бежал. Тогда-то и изготовили благочестивые граждане почи­таемое ныне резное изображение Угодника в благодарность за его помощь. В память этого чудного явления и сам образ называется яв­ленным. Мы хорошо знаем его по многочисленным копиям и спискам, многие из которых чудотворны.

Если татары издевались тогда над всем русским народом и верой его и кичились своей силой и властью, то все же при этом уничижении русского имени варвары не могли не видеть во многом очевидного превосходства христиан над ними. Не могли, по крайней мере, не видеть этого честнейшие между ними и разумнейшие. Доказывают это далеко не единичные случаи обращения знаменитейших татар в Пра­вославие. Таковыми были: сын Батыя - Сартак, мурза Чет - родоначальник бояр Годуновых, преподобный Петр, царевич Ордынский, о котором мы уже писали. Таковым был и татарский мурза, известный нам после своего Крещения уже как княжеский боярин Клеопа. После Крещения он женился на русской, стал боярином русского князя и совершенно обрусел, настолько, что никто не признавал в нем татарина. Но однажды понадобился для посольства в Орду по очень тонко­му делу опытный дипломат. И вызвался идти Клеопа в надежде, что по прошествии стольких лет никто не узнает его на родине. Но его узна­ли, и он был подвергнут многим мучениям. От него требовали отречения от Христа, но твердость его была непоколебимой. Он терпел все и молил помощи у Святителя Николая. И однажды ночью Чудотворец в сиянии света явился исповеднику. Оковы его пали, и Святитель Николай вывел страдальца из вражеского лагеря. Благополучно он достиг и Суздаля. А в благодарность за освобождение свое написал Клеопа образ Святителя Николая, прославившийся впоследствии многими чудотворениями и именуемый Глебовским. Божия правда не национальное достояние исключительно русско­го народа или какого-либо иного, но всех, кто истинно правдив сердцем, жаждет и алчет этой правды, ищет Бога, боится и любит Его. Замечательной иллюстрацией помощи Святителя Николая не русскому, а правому является следующее предание, тем более любопытное, что сохранилось оно для нас в «Записках о Московии» известного путешественника и дипломата барона Герберштейна. У него, как иностранца, не было оснований писать с пристрастием о почитании на Руси Николы Чудотворца. Просто оно было очевидным для него. Некто Михаил Кизалецкий, муж знатный и храбрый, в од­ном сражении преследовал татарского мурзу. Увидев, что татарин ускользает, он воскликнул громко: «Николай, доведи меня до этого человека!» Татарин же, услышав это, в страхе вскричал: «Николай, если он твоей помощью нагонит меня, то этим ты не сделаешь ни­какого чуда. Если же ты сохранишь невредимым меня, чуждого твоей веры, тогда велико будет имя твое!» Говорят, - пишет далее Герберштейн, - что лошадь Михаила остановилась, а татарин спасся. И после того он при жизни своей каждый год приносил в дар Николаю несколько мер меду за свое спасение и столько же мер - Михаилу, а сверх того еще и меховую одежду. Этот рассказ неправославного человека напоминает нам чудо с половчанином и лучше всего свидетельствует о славе Святителя, распространявшейся да­же среди язычников. С именем Святителя Николая безусловно связаны все важнейшие события истории России. Во время похода великого князя московско­го Димитрия Ивановича на Мамая образ Святителя чудесно явился ему над засохшим деревом. Увидев икону во всей славе ее, великий князь воскликнул: Сия вся угрета (согрело) сердце мое. После победы благоверного князя Димитрия Донского над Ордой на этом месте воз­ник знаменитый Николо-Угрешский монастырь. С именем Святителя связано и официальное окончание татаро-мон­гольского ига. После явления Николая Чудотворца жене государя Ивана III Софии Палеолог она сумела добиться выселения из Москвы последних представителей ханской администрации, а на месте их до­ма ею в скором времени был выстроен Никольский храм. «Степенная книга» в повествовании о покорении Иоанном Грозным Казанского ханства также рассказывает о чудесном явлении Николы Чудотворца перед решительным штурмом Казани одному воину-нижегородцу с повелением: «Иди, скажи царю, великому князю Ивану, да повелит он осенить воинство свое честным Крестом и священною водою окропити. Се бо предает Бог град Казань в руки его». И в XVII веке, в период польско-литовской интервенции, когда разбойничьи отряды Сапеги и Лисовского отчаянно, но безуспешно осаждали Троице-Сергиев монастырь, видели защитники обители неоднократно на стенах в пе­риод самых жарких схваток благословляющего русских иноков и воинов Святителя Николая. След от польского ядра, ударившего в икону Святителя и не повредившего образа, можно и сегодня видеть на железной двери Троицкого собора Сергиевой Лавры.

С XIV века начинается новый этап в истории нашего отечества - время его государственного возрождения и усиления. С того же времени начинается и в течение нескольких веков продолжается золотой век в религиозной жизни русского народа, особенно в жизни иноческой. И иночество, и Церковь сослужили в это трудное время неоценимую - и по-видимому, до конца не оцененную! - службу государству и народу России. Стоит ли удивляться тому обстоятельству, что эта великая служба подвижников Церкви совершалась под ближайшим и непосредственным покровительством Чудотворца Николы. В то время, более чем когда бы то ни было, на Руси у иноков проявляется любовь к Святителю, и он, скорый в бедах помощник, более, чем когда-либо раньше, являет всю полноту своих благодеяний нашей земле в ее обителях, а через них и всем сынам и дочерям ее. Мы совершенно не в состоянии привести даже малой части бесчисленных случаев почитания Святителя Николая святыми отцами Русской Православной Церкви. Это и не входит в задачу нашего повествования. Мы ограничимся лишь примером отца и учителя русского монашества того времени, второго Антония Печерского - преподобного Сергия Радонежского. Он является и первым примером любви и благодарения к великому Святителю Мирликийскому. Об этом свидетельствует сохранившийся до нашего времени в Сергиевой обители келейный его образ Николы Угодника. Предание говорит, что эта икона Чудотворца постоянно была перед глазами Преподобного в его келлии, и он перед ней творил свои сильные пред Богом молитвы.

Нет на каноническом пространстве Русской Православной Церкви епархии, в которой не существовал бы храм или монастырь в честь великого Чудотворца Николая. Нет храма православного и нет благочестивого дома, где бы не обнаружился на почетном месте образ Ни­колы Угодника. Начнем ли свой отсчет с севера на юг: от Никольской церкви в поселке Видяево, построенной в память погибшего экипажа подводной лодки «Курск», и до Ашхабадской женской обители Святителя Николая в жарком Туркменистане, или с запада - от величественного Санкт-Петербургского Никольского собора, от маленького ли храма Никольского на острове Залит и до восточных пределов Отечества нашего - до морской Никольской церкви города Владивостока, построенной в память о погибших моряках крейсера «Варяг», но не сочтем мы всех престолов и образов Чудотворца. Как не сочтем и не соберем всех чудес и деяний его, великих и малых, свидетельствую­щих об особом попечениии Угодника Божия о России, ибо: Никто не может их исчислить и рассказать о них, даже если бы много языков имел (акафист, кондак 4).

Удивится ли кто-нибудь после всего сказанного тому, что в 1423 году именно на возрождающейся духовно и по- земному зримо Русской земле, очищенной многими скорбями, слезами и кровью народной, освященной подвигами мучеников и исповедников, молитвами препо­добных и праведников, является величайшая в человеческом и ангель­ском мире святыня - Чудотворный Крест Господень? И кто же, как не Святитель Николай, второй по Божией Матери заступник и попе­читель православной России, после падения Византии должен был явить на Руси, в древнейшей Ростово-Суздальской епархии - одной из первых во святом Владимировом крещении, чудо и славу Распятого и Его Животворящего Креста? А вместе с Крестом и Новую Голгофу, с Голгофой же и Воскресение!

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим...