Open
Close

Похороны цыган. Похороны у цыган

О богатстве цыганских баронов ходят легенды. Их огромные замки, роскошные автомобили, золотые украшения, новомодные гаджеты время от времени попадают в поле зрения журналистов и рядовых обывателей. Но как бы ни жили представители цыганской элиты, они тоже умирают. И их хоронят. Правда, провожают в загробный мир влиятельных баронов совсем не так, как простых смертных. Погребальные обряды цыганской элиты навевают мысли о египетских фараонах.

Кто такие бароны?

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в нашей стране насчитывается примерно 220 тысяч цыган. Хотя, по мнению демографов, представителей этого загадочного народа может быть больше: просто некоторые из них по документам записаны молдаванами, румынами, греками... Несмотря на многочисленность и долгие века, в течение которых цыгане живут в России, их обычаи и традиции остаются для нас загадкой.

Например, вопреки устоявшемуся заблуждению, жизнь всех представителей этого народа подчинена жесткой системе управления, а во главе каждого табора стоит не барон (как мы привыкли считать), а уважаемый человек, которого называют «баро». В переводе с цыганского языка это слово означает «важный, солидный». Баронами представителей кочевой элиты стали называть коренные европейцы, очевидно, по причине сходства звучания слова «баро» с аристократическим титулом.

Решение такого руководителя для членов табора непререкаемо. Он рассматривает любые споры, разногласия между цыганами, а также регулирует отношения с органами местной власти. Все люди, находящиеся в подчинении барона, регулярно отдают ему определенную часть своих доходов. В каждом таборе «налоговые» расценки разнятся, но обычно это около 10% прибыли каждой семьи.

Часто доходы цыган носят полукриминальный характер (контрабанда, азартные игры, незаконная торговля и т.п.), поэтому бароны скрывают уровень своего достатка. Об их богатстве можно судить по четырехэтажным особнякам с фонтанами и статуями, внутреннее убранство которых поражает обилием мрамора и позолоты. Тогда как простые цыгане могут жить очень бедно, в настоящих лачугах, их бароны словно соревнуются друг с другом в чрезмерной роскоши. Речь идет об элитных автомобилях, гаджетах последней модели, а вес золотых украшений измеряется килограммами.

По данным молдавской прессы, годовой доход местного цыганского клана, который возглавляет Артур Михайлович Черарь, составляет от 20 до 40 миллионов евро. Какими суммами располагают его российские «коллеги», можно только догадываться.

Похороны у цыган

Когда эти люди кочевали, они хоронили своих покойников в лесных чащах или в степи, подальше от проезжих дорог. Переход к оседлой жизни привел к появлению цыганских кладбищ, которые располагаются на окраинах их поселений.

Погребальные обряды этого народа известны только со слов очевидцев, которым по тем или иным причинам было разрешено находиться на похоронах.

Русские, восточноевропейские и прибалтийские кланы организуют подобные церемонии практически одинаково. Главные особенности похорон:

над усопшим читают особые молитвы, которые люди, незнающие цыганского языка, принимают за магические заговоры;

труп омывают не водой, а травяным отваром, помогающим скрыть запах разложения;

порой похороны длятся намного дольше обычных трех дней, ведь с покойным должны попрощаться все, кто его знал;

тело усопшего до погребения помещают в «бендер» – специальный шатер, который сооружают на улице;

вещи хоронят вместе с владельцем, так как они пригодятся ему в загробном мире, часто в могилу бросают и деньги;

на поминках нельзя тихо скорбеть, надо вести себя шумно: сначала рыдать в голос, демонстрируя отчаяние из-за разлуки с покойным, а затем следует много петь и плясать, радуясь его переходу в «лучший мир»;

все объедки, оставшиеся с поминок, закапывают в землю, ведь согласно поверьям, такая еда содержит энергетику потустороннего мира.

Впрочем, похороны заметно отличаются в зависимости от социального статуса усопшего.

Загробная жизнь элиты

Хотя большинство этнографов придерживаются индийской версии происхождение цыган, погребения представителей элиты данного народа имеют явные параллели с традициями Древнего Египта. Только для фараонов строили пирамиды, а для баронов в земле выкапывают помещения, имитирующие дома. В таких склепах обустраивают по нескольку комнат, обставляют их дорогой мебелью, техникой, предметами быта и тем, что любил покойный: от дорогих вин до компьютеров и плазменных телевизоров.

Подземные «особняки» баронов поражают своей роскошью. Их отделывают мрамором и золотом, используют самые дорогие материалы, стелют старинные ковры. Покойному стараются обеспечить максимальный комфорт в загробной жизни. Часто в склепы не забывают положить: бритву, тапочки, темные очки, посуду, это не говоря о драгоценностях.

Вышеупомянутый цыганский барон Артур Михайлович Черарь в интервью различным журналистам упоминал, что в могилу его отца опустили среди прочего и престижный в советское время автомобиль «Волга».

В России на похороны баронов никто не приглашает представителей власти и прессу, а вот на погребальной церемонии румынского «короля всех цыган» присутствовали местные политики и журналисты. Они были поражены размахом и роскошью мероприятия.

59-летний Флориан Чиоаба умер в августе 2013 года. Проститься с ним в городок Сибиу прибыли делегации из многих стран мира, траурная процессия растянулась на 7 км. Даже гроб покойного представлял собой сложное техническое устройство, оснащенное системой кондиционирования воздуха и другой электроникой. При этом в гробу было установлено окно.

Могилы цыганских баронов

Еще одним источником информации о погребальных традициях цыган служат их надгробные памятники. Они отличаются от могил представителей других народов творческим подходом и художественным разнообразием.

Во-первых, покойного на памятнике изображают стоящим в полный рост, либо верхом на прекрасном скакуне, либо сидящим за столом, который ломится от яств. Цель такого изображения – обеспечить человеку максимально благополучное существование в загробной жизни. Могилы отражают пристрастия усопших, на надгробиях могут быть выгравированы бутылки с дорогим алкоголем, сигареты с указанием торговых марок, рыболовные снасти, автомобили и даже... пока живые родственники покойника.

Во-вторых, обычно с обратной стороны памятника указывают родовое имя или прозвище цыгана. Например, Петр Петрович Петров – с одной стороны, а с другой стороны – Шуко. Или Раиса Васильевна Мухина, но для своих – Рада.

В-третьих, рядом со многими могилами устанавливаются столы со скамейками, ведь покойных принято поминать обильной трапезой.

Но могилы цыганских баронов выглядят совсем не так. Это настоящие произведения архитектурного искусства. Богато украшенные часовни с памятниками, беседки для организации поминок, золотые статуи – каждая могила отражает индивидуальность покоящегося здесь представителя цыганской элиты.

Демонстрация богатства у этого народа не считается делом неприличным. Наоборот, материальный достаток выставляется напоказ, ведь большое количество денег и золота, по мнению цыган, делает честь их владельцу.

Несмотря на роскошные захоронения, могилы цыганских баронов никто не разграбляет. Даже матерые преступники, не имеющие никакого отношения к этому народу, остерегаются так поступать. Ведь считается, что цыганское погребальное золото способно навлечь на того, кто позарился, огромные несчастья.

1 неделя назад

При входе в Люблинское кладбище с права, лежит огромный бетонный куб. В высоту около метра и примерно три на три метра. Впечатление неприятное. Если спросите сторожа кладбища: что это тот ответит, тут похоронен циганский барон. Я не видал сам процесс цахоронения. Но со слов сторожа: была вырыта глубокая могла, в которую опустили гроб, а дальше к могиле подходили циганки, снимали с себя золотые украшения и бросали в яму. А так как хоронить приехали и с Молдавии и с Румынии и со всей России то вероятно золота было много. А дальше, подошли три миксера и залили могилу бетоном. А я вот о чем подумал. Цигане всю жизнь жили и живут кражами. Но очень болезненно относятся к тому что украдут у них. Вообще эта публика придумала себе такую отмазка, будто красть им разрешил бог. Что при распятии Христа циган украл последний гвоздь, и таким образом спас Иисуса, а взамен Бог разрешил циганам красть.

Цыганская манера похорон часто поражает воображение нецыган. Она значительно отличается от европейских похоронных ритуалов.

Прежде всего, следует понимать, что многие особенности цыганских похорон, хотя бывают похожи на древнеевропейские языческие похороны, на деле имеют совсем другую "теоретическую базу", а именно напрямую проистекают из "культа старших-и-предков" и понятия ритуальной "нечистоты".

Почти весь цыганский закон вертится вокруг последнего понятия (и в этом некоторым образом схож с консервативным иудаизмом). Среди событий, являющихся в цыганской традиции "нечистыми" - смерть. Соответственно, умершие тоже являются нечистыми. У разных цыган разные представления о том, что становится нечистым из-за смерти человека:

1) у всех цыган - одежда, в которой он умер,
2) очень часто - то, чего он касался при умирании
(из-за этого в бедных кочевых семьях, чтобы не лишать семью единственной постели, старики, чувствуя приближение смерти, ложились прямо на землю, избегая касаться общей перины; важность перины в кочевой семье была очень, очень значительна, потому что считалось, что не имеющие перины и спящие прямо на земле рано умирают и много болеют... думаю, не без оснований так считалось)
3) у некоторых цыган - вообще вещи, принадлежвашие лично умершему (личная, не общая, одежда, украшения, посуда и т.п.)
4) иногда - родственники умершего.

В случае с родственниками умершего - они ели из отдельной посуды, не касались вещей, которыми думали пользоваться в дальнейшем, и людей. Потом скверна как бы сама собой с них "сползала", и они признавались "чистыми".
(есть ли где-то такое сейчас, я не уверена)

С вещами всё не так. От вещей избавляются. Прежде существовал обычай раздавать возле церкви нищим (нецыганам, которые скверны не боятся, поскольку цыганский закон ихз не касается) часть личных вещей умершего, а также сжигать их или выкидывать/закапывать. Другую часть хоронили вместе с умершим. Сейчас в могилу спускают обычно ВСЕ "нечистые" вещи, принадлежавшие покойнику.

Прежде покойников просто закапывали в гробу или - у некоторых цыган - сжигали. Но с некоторых пор широкое распространение получило мнение, что по отношению к предкам неуважительно позволять их праху просто исчезнуть, растворившись в земле или развеявшись по ветру. Могилы стали обкладывать кирпичами. Со временем могилы стали всё шире, тем более что обычай иметь личные вещи у цыган широко распространился в XX веке (традиционно большая часть вещей, в т.ч. одежды, считалась и до сих пор часто считается семейной собственностью), и туда стали складывать вещи, которые раньше отдавали нищим. Одной из причин последнего стало соображение, что потом этих вещей могут случайно касаться цыгане, по незнанию.

Ещё одно проявление уважения к предкам - заказывание надгробий с их портретами, возможно более роскошных, на их могилы, которыми эти могилы как бы украшаются.

(нет, я не думаю на английском, я просто три дня читала любовные романы)

Если вам кажется, что вы понимаете цыганское уважение к предкам, то вы нифига не понимаете. Потому что это не то уважение, которое привыкли оказывать в Европе. Это неистовое, детское, "лютое и бешеное" (ц) уважение, граничащее - но не доходящее до - обожествления.

Доходит до того, что цыгане помогают своим умершим... понтоваться. Они докупают умершему личные вещи. Умершему, понимаете? Чтобы вложить их в склеп/могилу. Чтобы те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробьях (спасибо за наводящий вопрос lubech ). Всему этому придаётся такое значение, что цыганский писатель Олег Петрович упоминает в книге "Бароны табэра Сапорони", как один цыган работал почти год исключительно на то, чтобы поставить соразмерное его уважению к умершему отцу надгробие.


Рисунок на надгробии как бы говорит нам: дом покойника был полной чашей; спасибо за фото lubech

И последний штрих - в последние десятилетия появилась особая мода, не просто складывать вещи умершего в склеп, но расставлять их там, словно в комнате. Выглядит так, как будто умершего подготовили к загробной жизни, аки египетского фараона:) хотя на деле этого не подразумевается. Делается просто ради красоты. Собственно, сама эта мода заимствована у молдован.

П.с. У цыган-христиан помимо сугубо цыганских ритуалов, описанных выше, соблюдаются также все христианские, вроде отпевания, поминок, сорокадневки.

Считаются самыми интересными в мире. Отчасти по той причине, что народ это кочевой, и своих обычаев, связанных со смертью, у него относительно мало. Осёдлые цыгане (а их с каждым годом становится всё больше) заимствуют погребальные обряды у постоянно проживающих в данной области людей и щедро делятся с ними собственными – из тех, что помнят.

Из устоявшихся погребальных традиций у цыган можно назвать две: почитание усопших, доходящее до обожествления с последующим созданием культа – и отвращение к смерти, в целом, восприятие её и всего, что связано с процессом умирания, «грязным». На первый взгляд эти вещи выглядят взаимоисключающими, однако цыгане сочетают их достаточно естественным образом.

Культ предков относится непосредственно к телу покойного. Цыганские похороны всегда пышные, богатые. Нередки случаи, когда родственники умершего специально копят деньги годами для того, чтобы похоронить его достойно: в склепе или гробу, с принадлежавшими ему при жизни предметами, или хотя бы поставить над могилой самое дорогое надгробье не просто с выгравированными датами, а с портретом усопшего во всю плиту. Раньше вещи покойного раздавались нищим, но сравнительно недавно было решено, что таким образом «нечистые предметы» могут вновь попасть в руки кому-нибудь из цыган, поэтому всю одежду и т.д. теперь спускают туда же, под землю. А в процессе умирания больной старается не осквернять своими прикосновениями ни постель, ни родных и близких.

Телу же редко обеспечивают погребение сразу после смерти. Оповещают и дожидаются всех, кто знал покойника при жизни, на что уходят дни, а порой даже недели. Все эти люди прощаются с мертвецом лично, заходя в шатёр с телом, разговаривая с ним, порой – угощая чаркой. По верованиям российских (православных) цыган, в течение 40 дней после смерти человека душа пребывает рядом с его телом, поэтому всё видит, слышит и, конечно же, понимает. Впрочем, у цыган-мусульман этот обычай сейчас если и не утрачен целиком, то сокращён до минимума.

После длительного прощания устраивают, как и полагается, поминки, которые, в свою очередь, продолжаются день или два. На третий день близкие родственники покойного объявляют окончание поминок… Но это не значит, что все могут разъехаться по домам. Напротив, застолье будет идти своим чередом ещё целые сутки, уже больше похожее на обычную цыганскую пирушку с песнями и плясками. Нередко для него выбирают самую роскошную квартиру или дом, для которого и купить люстру подвесную не жалко, настолько он богато обставлен, украшен золотом и похож на какой-нибудь театр или дворец. Кстати, если вас интересует продажа отелей в Болгарии по низким ценам - переходите по ссылке ранее.

Что касается кочевых цыган, они проделывают всё то же самое, но, не имея возможности (часто – средств) хоронить каждого с надлежащей роскошью, зачастую не покупают места на кладбищах, просто выкапывая могилу на том, мимо которого проходят – а то и просто где-нибудь в поле или в лесу.

Обряды цыган при похоронах заключаются в следующем. Все вещи умершего должны быть закопаны в могилу вместе с ним. Цыгане верят в загробную жизнь, поэтому многие кладут в могилу и новые вещи, и старые, которые могут пригодиться душе человека.

Если цыган болеет и умирает медленно, то его по обряду желательно перенести в специальное место — шатер, где он может спокойно умереть. По традиции, если цыган умер в своей кровати — это место загрязнено, поэтому кровать выкидывается.

На поминках цыгане веселятся, поют песни, танцуют. Иногда поминки могут длиться несколько дней.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Погребальные обряды на кладбище

Обряды цыган на кладбище имеют свои особенности. По традиции, цыгане очень ответственно относятся к такому обряду как погребение. Также цыгане испокон веков уважали усопших людей, особенно из табора.

Еще при живых родителях дети у цыган должны начинать копить деньги и средства на похороны. Так как обычно сам процесс похорон — должен быть красивым и богатым.

По обрядам цыган они большое значение придают и памятнику на могиле усопшего. Нужно, чтобы памятник был богатым, из хорошего материала.
С другой стороны, цыгане считают смерть грязной, нехорошей. И относятся к этому также.

Какие обряды погребения у азиатских цыган?

Азиатские цыгане отличаются от обычных цыган. Они живут на территории Средней Азии, говорят на таджикском языке.
Обряды у таких цыган также отличаются от обычных.

По религии азиатские цыгане — это мусульмане. Поэтому и обряд погребения происходит по мусульманским традициям. Также они и молятся. Так как, в основном, азиатские цыгане — это кочевой народ, поэтому у них нет кладбищ. Хоронят они не с таким шиком, как другие цыгане. Также организуется шатер, специальное место, где можно попрощаться с умершим. Хоронят на том месте, где на данный момент остановились. Обряд цыган веры в то, что душа в течение 40 дней находится рядом с живыми, у кочевников — утрачивается.