Показатели усвоения теоремы о сумме углов треугольника. Сумма углов треугольника
>>Геометрия: Сумма углов треугольника. Полные уроки
ТЕМА УРОКА: Сумма углов треугольника.
Цели урока:
- Закрепление и проверка знаний учащихся по теме: «Сумма углов треугольника»;
- Доказательство свойства углов треугольника;
- Применение этого свойства при решении простейших задач;
- Использование исторического материала для развития познавательной активности учащихся;
- Привитие навыка аккуратности при построении чертежей.
Задачи урока:
- Проверить умение учащихся решать задачи.
План урока:
- Треугольник;
- Теорема о сумме углов треугольника;
- Пример задач.
Треугольник.
Файл:O.gif Треугольник
- простейший многоугольник, имеющий 3 вершины (угла) и 3 стороны; часть плоскости, ограниченная тремя точками, и тремя отрезками, попарно соединяющими эти точки.
Трём точкам пространства, не лежащим на одной прямой, соответствует одна и только одна плоскость.
Любой многоугольник можно разбить на треугольники - этот процесс называется триангуляция
.
Существует раздел математики, целиком посвящённый изучению закономерностей треугольников - Тригонометрия
.
Теорема о сумме углов треугольника.
Файл:T.gif Теорема о сумме углов треугольника - классическая теорема евклидовой геометрии, утверждает что cумма углов треугольника равна 180°.
Доказательство":
Пусть дан Δ ABC. Проведем через вершину B прямую, параллельную (AC) и отметим на ней точку D так, чтобы точки A и D лежали по разные стороны от прямой BC. Тогда угол (DBC) и угол (ACB) равны как внутренние накрест лежащие при параллельных прямых BD и AC и секущей (BC). Тогда сумма углов треугольника при вершинах B и C равна углу (ABD). Но угол (ABD) и угол (BAC) при вершине A треугольника ABC являются внутренними односторонними при параллельных прямых BD и AC и секущей (AB), и их сумма равна 180°. Следовательно, сумма углов треугольника равна 180°. Теорема доказана.
Следствия.
Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним.
Доказательство:
Пусть дан Δ ABC. Точка D лежит на прямой AC так, что A лежит между C и D. Тогда BAD – внешний к углу треугольника при вершине A и A + BAD = 180°. Но A + B + C = 180°, и, следовательно, B + C = 180° – A. Отсюда BAD = B + C. Следствие доказано.
Следствия.
Внешний угол треугольника больше любого угла треугольника, не смежного с ним.
Задача.
Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом этого треугольника. Докажите, что внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним.
(Рис.1)
Решение:
Пусть в Δ АВС ∠DАС – внешний (Рис.1). Тогда ∠DАС=180°-∠ВАС (по свойству смежных углов), по теореме о сумме углов треугольника ∠В+∠С =180°-∠ВАС. Из этих равенств получим ∠DАС=∠В+∠С
Интересный факт:
Сумма углов треугольника":
В геометрии Лобачевского сумма углов треугольника всегда меньше 180. В геометрии Эвклида она всегда равна 180 . В геометрии Римана сумма углов треугольника всегда больше 180.
Из истории математики:
Евклид (III в до н.э) в труде «Начала» приводит такое определение: «Параллельные суть прямые, которые находятся в одной плоскости и, будучи продолжены в обе стороны неограниченно, ни с той, ни с другой стороны между собой не встречаются».
Посидоний (I в до н.э) «Две прямые, лежащие в одной плоскости, равноотстоящие друг от друга»
Древнегреческий учёный Папп (III в до н.э) ввёл символ параллельных прямых- знак =. Впоследствии английский экономист Рикардо (1720-1823) этот символ использовал как знак равенства.
Только в XVIII веке стали использовать символ параллельности прямых - знак ||.
Ни на миг не прерывается живая связь между поколениями, ежедневно мы усваиваем опыт, накопленный нашими предками. Древние греки на основе наблюдений и из практического опыта делали выводы, высказывали гипотезы, а затем, на встречах учёных – симпозиумах (буквально « пиршество») – эти гипотезы пытались обосновать и доказать. В то время и сложилось утверждение: « В споре рождается истина».
Вопросы:
- Что такое треугольник?
- Что гласит теорема о сумме углов треугольника?
- Чему равен внешний угол треугольника?
Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
Сумма углов треугольника.
Смирнова И. Н., учитель математики.
Информационный проспект открытого урока.
Цель методического занятия:
познакомить учителей с современными методами и приемами использования средств ИКТ в различных видах учебной деятельности.Тема урока: Сумма углов треугольника.
Имя урока: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н Толстой.
Методические новшества, которые будут положены в основу урока.
На уроке будут показаны методы научного исследования с использованием ИКТ (использование математических экспериментов, как одной из форм получения новых знаний; экспериментальная проверка гипотез).
Обзорное описание модели урока.
- Мотивация изучения теоремы.
- Раскрытие содержания теоремы в ходе математического эксперимента с использованием учебно-методического комплекта «Живая математика».
- Мотивация необходимости доказательства теоремы.
- Работа над структурой теоремы.
- Поиск доказательства теоремы.
- Доказательство теоремы.
- Закрепление формулировки теоремы и ее доказательства.
- Применение теоремы.
Урок по геометрии в 7 классе
по учебнику «Геометрия 7-9»
на тему: «Сумма углов треугольника».
Тип урока:
урок изучения нового материала.Цели урока:
Образовательные: доказать теорему о сумме углов треугольника; получить навыки работы с программой «Живая математика», развитие межпредметных связей.
Развивающие: совершенствование умений осознанно проводить такие приемы мышления как сравнение, обобщение и систематизация.
Воспитательные: воспитание самостоятельности и умения работать в соответствии с намеченным планом.
Оборудование: мультимедийный кабинет, интерактивная доска, карточки с планом практической работы, программа «Живая математика».
Структура урока.
- Актуализация знаний.
- Мобилизующее начало урока.
- Постановка проблемной задачи с целью мотивации изучения нового ма-териала.
- Постановка учебной задачи.
- Практическая работа «Сумма углов треугольника».
- Доказательство теоремы о сумме углов треугольника.
- Решение проблемной задачи.
- Решение задач по готовым чертежам.
- Подведение итогов урока.
- Постановка домашнего задания.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
План урока:
- Экспериментальным путем установить и выдвинуть гипотезу о сумме углов любого треугольника.
- Доказать это предположение.
- Закрепить установленный факт.
- Формирование новых знаний и способов действий.
- Практическая работа «Сумма углов треугольника».
Учащиеся садятся за компьютеры и им раздаются карточки с планом практической работы.
Практическая работа по теме «Сумма углов треугольника» (образец карточки)
Распечатать карточкуУчащиеся сдают результаты практической работы и садятся за парты.
После обсуждения результатов практической работы выдвигается гипотеза о том, что сумма углов треугольника равна 180°.
Учитель: Почему мы пока не можем утверждать, что сумма углов абсолютно любого треугольника равна 180°.
Ученик: Нельзя выполнить ни абсолютно точных построений, ни произвести абсолютно точного измерения, даже на компьютере.
Утверждение, что сумма углов треугольника равна 180°, относится только к рассмотренным нами треугольникам. Мы ничего не можем сказать о других треугольниках, так как их углы мы не измеряли.
Учитель: Правильнее было бы сказать: рассмотренные нами треугольники имеют сумму углов приблизительно равную 180°. Чтобы убедиться в том, что сумма углов треугольника точно равна 180° и при том для любых треугольников, нам надо еще провести соответствующие рассуждения, то есть доказать справедливость утверждения, подсказанного нам опытом. - Доказательство теоремы о сумме углов треугольника.
Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока «Сумма углов треугольника».
Работа над структурой теоремы.
Чтобы сформулировать теорему, ответьте на следующие вопросы:- Какие треугольники использовались в процессе проведения измерений?
- Что входит в условие теоремы (что дано)?
- Что мы обнаружили при измерении?
- В чем состоит заключение теоремы (что надо доказать)?
- Попробуйте сформулировать теорему о сумме углов треугольника.
Построение чертежа и краткая запись теоремы
На этом этапе учащимся предлагается сделать чертеж и записать, что дано и что требуется доказать.
Построение чертежа и краткая запись теоремы.
Дано: Треугольник ABC.
Доказать:
டA + டB + டC = 180°.Поиск доказательства теоремы
При поиске доказательства следует попытаться развернуть условие или заключение теоремы. В теореме о сумме углов треугольника попытки развернуть условие безнадежны, поэтому разумно заняться с учениками развертыванием заключения.
Учитель: В каких утверждениях говорится об углах, сумма величин которых равна 180°.
Ученик: Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма внутренних односторонних углов равна 180°.
Сумма смежных углов равна 180°.
Учитель: Попробуем для доказательства использовать первое утверждение. В связи с этим необходимо построить две параллельные прямые и секущую, но необходимо это сделать так, чтобы наибольшее количество углов треугольника стали внутренними или входили в них. Как можно этого добиться?Поиск доказательства теоремы.
Ученик: Провести через одну из вершин треугольника прямую параллельную другой стороне, тогда боковая сторона будет являться секущей. Например, через вершину В.
Учитель: Назовите образовавшиеся при этих прямых и секущей внутренние односторонние углы.
Ученик: Углы DBA и ВАС.
Учитель: Сумма каких углов будет равна 180°?
Ученик: டDBA и டBAC.
Учитель: Что можно сказать о величине угла ABD?
Ученик: Его величина равна сумме величин углов ABC и СВК.
Учитель: Какого утверждения нам не хватает, чтобы доказать теорему?
Ученик: டDBC = டACB.
Учитель: Какие это углы?
Ученик: Внутренние накрест лежащие.
Учитель: На основании чего мы можем утверждать, что они равны?
Ученик: По свойству внутренних накрест лежащих углов при параллельных прямых и секущей.В результате поиска доказательства составляется план доказательства теоремы:
План доказательства теоремы.
- Через одну из вершин треугольника провести прямую, параллельную противолежащей стороне.
- Доказать равенство внутренних накрест лежащих углов.
- Записать сумму внутренних односторонних углов и выразить их через углы треугольника.
Доказательство и его запись.
- Проведем BD || АС (аксиома параллельных прямых).
- ட3 = ட4 (так как это накрест лежащие углы при BD || АС и секущей ВС).
- டА + டАВD = 180° (так как это односторонние углы при BD || АС и секущей АВ).
- டА + டАВD = ட1 + (ட2 + ட4) = ட1 + ட2 + ட3 = 180°, что и требовалось доказать.
Закрепление формулировки теоремы и ее доказательства.
Для усвоения формулировки теоремы учащимся предлагается выполнить следующие задания:
- Сформулируйте теорему, которую мы только что доказали.
- Выделите условие и заключение теоремы.
- К каким фигурам применима теорема?
- Сформулируйте теорему со словами «если …, то…».
- Практическая работа «Сумма углов треугольника».
- Применение знаний, формирование умений и навыков.
Цели и задачи:
Образовательные:
- повторить и обобщить знания о треугольнике;
- доказать теорему о сумме углов треугольника;
- практически убедиться в правильности формулировки теоремы;
- научиться применять полученные знания при решении задач.
Развивающие:
- развивать геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Воспитательные:
- развивать личностные качества учащихся, таких как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.
Оборудование: мультимедийный проектор, треугольники из цветной бумаги, УМК «Живая математика», компьютер, экран.
Подготовительный этап: учитель дает задание ученику подготовить историческую справку о теореме «Сумма углов треугольника».
Тип урока : изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Психологический настрой учащихся на работу.
II. Разминка
С геометрической фигурой “треугольник” мы познакомились на предыдущих уроках. Давайте повторим, что нам известно о треугольнике?
Учащиеся работают по группам. Им предоставлена возможность общаться друг с другом, каждому самостоятельно строить процесс познания.
Что получилось? Каждая группа высказывает свои предложения, учитель записывает их на доске. Проводится обсуждение результатов:
Рисунок 1
III. Формулируем задачу урока
Итак, о треугольнике мы знаем уже достаточно много. Но не все. У каждого из вас на парте есть треугольники и транспортиры. Как вы думаете, какую задачу мы можем сформулировать?
Ученики формулируют задачу урока - найти сумму углов треугольника.
IV. Объяснение нового материала
Практическая часть (способствует актуализации знаний и навыков самопознания).Проведите измерения углов с помощью транспортира и найдите их сумму. Результаты запишите в тетрадь (заслушать полученные ответы). Выясняем, что сумма углов у всех получилась разная (так может получиться, потому что неточно приложили транспортир, небрежно выполнили подсчет и т.д.).
Выполните перегибания по пунктирным линиям и узнайте, чему еще равна сумма углов треугольника:
а)
Рисунок 2
б)
Рисунок 3
в)
Рисунок 4
г)
Рисунок 5
д)
Рисунок 6
После выполнения практической работы ученики формулируют ответ: Сумма углов треугольника равна градусной мере развернутого угла, т. е. 180°.
Учитель: В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение, но его нужно доказать. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой. Какую теорему мы можем сформулировать и доказать?
Ученики: Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
Историческая справка: Свойство суммы углов треугольника было установлено еще в Древнем Египте. Доказательство, изложенное в современных учебниках, содержится в комментариях Прокла к «Началам» Евклида. Прокл утверждает, что это доказательство (рис. 8) было открыто еще пифагорейцами (5 в. до н. э.). В первой книге «Начал» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника, которое легко понять при помощи чертежа (рис. 7):
Рисунок 7
Рисунок 8
Чертежи высвечиваются на экране через проектор.
Учитель предлагает с помощью чертежей доказать теорему.
Затем доказательство проводится с применением УМК «Живая математика» . Учитель на компьютере проецирует доказательство теоремы.
Теорема о сумме углов треугольника: «Сумма углов треугольника равна 180°»
Рисунок 9
Доказательство:
а)
Рисунок 10
б)
Рисунок 11
в)
Рисунок 12
Учащиеся в тетради делает краткую запись доказательства теоремы:
Теорема: Сумма углов треугольника равна 180°.
Рисунок 13
Дано: Δ АВС
Доказать: А + В + С = 180°.
Доказательство:
Что требовалось доказать.
V. Физ. минутка.
VI. Объяснение нового материала (продолжение)
Следствие из теоремы о сумме углов треугольника выводится учащимися самостоятельно, это способствует развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее:
В любом треугольнике либо все углы острые, либо два острых угла, а третий тупой или прямой .
Если в треугольнике все углы острые, то он называется остроугольным .
Если один из углов треугольника тупой, то он называется тупоугольным .
Если один из углов треугольника прямой, то он называется прямоугольным .
Теорема о сумме углов треугольника позволяет классифицировать треугольники не только по сторонам, но и по углам. (По ходу введения видов треугольников учащимися заполняется таблица)
Таблица 1
Вид треугольника | Равнобедренный | Равносторонний | Разносторонний |
Прямоугольный | |||
Тупоугольный | |||
Остроугольный |
VII. Закрепление изученного материала.
- Решить задачи устно:
(Чертежи высвечиваются на экране через проектор)
Задача 1. Найдите угол С.
Рисунок 14
Задача 2. Найдите угол F.
Рисунок 15
Задача 3. Найдите углы К и N.
Рисунок 16
Задача 4. Найдите углы P и T.
Рисунок 17
- Решить задачу самостоятельно № 223 (б, г).
- Решить задачу на доске и в тетрадях уч-ся №224.
- Вопросы: Может ли треугольник иметь: а) два прямых угла; б) два тупых угла; в) один прямой и один тупой угол.
- (выполняется устно) На карточках, имеющихся на каждом столе, изображены различные треугольники. Определите на глаз вид каждого треугольника.
Рисунок 18
- Найдите сумму углов 1, 2 и 3.
Рисунок 19
VIII. Итог урока.
Учитель: Что мы узнали? Для любого ли треугольника применима теорема?
IX. Рефлексия.
Передайте мне свое настроение, ребята! С обратной стороны треугольника изобразите свою мимику.
Рисунок 20
Домашнее задание: п.30 (1 часть), вопрос 1 гл. IV стр. 89 учебника; № 223 (а, в), № 225.
Теорема. Сумма внутренних углов треугольника равна двум прямым углам.
Возьмём какой-нибудь треугольник AВС (рис. 208). Обозначим его внутренние углы цифрами 1, 2 и 3. Докажем, что
∠1 + ∠2 + ∠3 = 180°.
Проведём через какую-нибудь вершину треугольника, например В, прямую МN параллельно АС.
При вершине В мы получили три угла: ∠4, ∠2 и ∠5. Их сумма составляет развёрнутый угол, следовательно, она равна 180°:
∠4 + ∠2 + ∠5 = 180°.
Но ∠4 = ∠1 - это внутренние накрест лежащие углы при параллельных прямых МN и АС и секущей АВ.
∠5 = ∠3 - это внутренние накрест лежащие углы при параллельных прямых МN и АС и секущей ВС.
Значит, ∠4 и ∠5 можно заменить равными им ∠1 и ∠3.
Следовательно, ∠1 + ∠2 + ∠3 = 180°. Теорема доказана.
2. Свойство внешнего угла треугольника.
Теорема. Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним.В самом деле, в треугольнике ABC (рис. 209) ∠1 + ∠2 = 180° - ∠3, но и ∠ВСD, внешний угол этого треугольника, не смежный с ∠1 и ∠2, также равен 180° - ∠3.
Таким образом:
∠1 + ∠2 = 180° - ∠3;
∠BCD = 180° - ∠3.
Следовательно, ∠1 + ∠2= ∠BCD.
Выведенное свойство внешнего угла треугольника уточняет содержание ранее доказанной теоремы о внешнем угле треугольника, в которой утверждалось только, что внешний угол треугольника больше каждого внутреннего угла треугольника, не смежного с ним; теперь же устанавливается, что внешний угол равен сумме обоих внутренних углов, не смежных с ним.
3. Свойство прямоугольного треугольника с углом в 30°.
Теорема. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.Пусть в прямоугольном треугольнике АСВ угол В равен 30° (рис. 210). Тогда другой его острый угол будет равен 60°.
Докажем, что катет АС равен половине гипотенузы АВ. Продолжим катет АС за вершину прямого угла С и отложим отрезок СМ, равный отрезку АС. Точку М соединим с точкой В. Полученный треугольник ВСМ равен треугольнику АСВ. Мы видим, что каждый угол треугольника АВМ равен 60°, следовательно, этот треугольник - равносторонний.
Катет АС равен половине АМ, а так как АМ равняется АВ, то катет АС будет равен половине гипотенузы АВ.