Open
Close

Последование пасхального богослужения. Пасхальное богослужение: начало и продолжительность, традиции

Что такое Пасхальное Богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

Как происходит Пасхальное Богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав» ().
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .
Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

Настоятель с диаконом кадит образа, предстоящих и диакона затем диакон кадит самого настоятеля. После этого настоятель, стоя лицом к Востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно начало утрени (без предварительного возглашения диакона «Благослови, Владыко»): «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Духовенство трижды поет тропарь: «Христос воскресе». Хор трижды повторяет тропарь.

Затем духовенство поет стихи: «Да воскреснет Бог», хор после каждого стиха тропарь – «Христос воскресе». После «И ныне» священнослужители поют первую половину тропаря «Христос воскресе», хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав».

В этот момент открываются церковные двери, и крестный ход при пении тропаря «Христос воскресе» входит в храм. Все входят в храм, ликуя и радуясь, «узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха происходяща» .

Настоятель и сослужащие ему входят в алтарь, диакон на солее произносит великую ектению. После великой ектений поется пасхальный канон, исполненный неземной радости – творение великого и боговдохновенного песнотворца преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.) . Начальные слова ирмосов каждой песни запеваются в алтаре, хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. После каждого тропаря песни – припев «Христос воскресе из мертвых». Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением тропаря «Христос воскресе».

По Уставу канон следует петь на 16, ирмосы на 4 и тропари на 12.

Во время каждой песни канона священник с диаконом совершают каждение алтаря, иконостаса и предстоящих (полагается каждение и всего храма). Совершая каждение народа, священник приветствует молящихся словами «Христос воскресе». Верующие отвечают: «Воистину воскресе» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. На 8 песни каждение совершает диакон со свечой в левой руке. Он также приветствует народ словами «Христос воскресе».

После каждой песни и заключительного пения тропаря «Христос воскресе» диакон произносит малую ектению, заключающуюся особым возгласом. Эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в особой книге «Последование во святую и великую Неделю Пасхи и во всю Пасхальную седмицу». После 3 песни и ектений – ипакои: «Предварившия утро яже о Марии (спутницы Марии), и обретшия камень отвален от гроба» (Прибывшие до рассвета с Марией жены-мироносицы и нашедшие камень отваленным от гроба). После 6 песни и ектений – кондак «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне» и икос «Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб» На 8 песни перед троичным «Отче Вседержителю» поется припев «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». На 9 песни припев «Христос воскресе из мертвых» не поется, но поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев к ирмосу «Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца». По 9 песни – ексапостиларий «Плотию уснув, яко мертв» (трижды) – в алтаре и на клиросах.

На хвалитех: «Всякое дыхание» (гл. 1) и стихиры воскресны на 4, после которых поются стихиры Пасхи со стихами «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам Днесь показася». При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с верующими из-за многолюдства обычно откладывается до конца службы.

После стихир читается «Слово огласительное святого Иоанна Златоуста», начинающееся словами: «Аще кто благочестив и боголюбив». В этом слове на основании притчи о работавших в винограднике () все призываются насладиться светлым торжеством и войти в радость Господа нашего. После этого пасхального слова поется тропарь святителю Иоанну Златоусту – единственное песнопение святому в службе Пасхи.

Затем произносятся две ектений: «Помилуй нас, Боже» и «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». После возгласа «Твое бо есть, еже миловати» диакон возглашает: «Премудрость». Хор: «Благослови». Настоятель: «Сый благословен Христос Бог наш». Хор: «Аминь. Утверди Боже». Настоятель с крестом в руке запевает: «Христос воскресе из мертвых» (вместо: «Слава Тебе, Христе Боже»). Хор допевает: «и сущим во гробех живот даровав». Настоятель с крестом совершает отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш». Такой отпуст творится на всех пасхальных службах.

После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: «Христос воскресе», и народ трижды отвечает: «Воистину воскресе». Хор поет тропарь: «Христос воскресе» (трижды). «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению». Затем хор возглашает многолетие Святейшему Патриарху.

ПАСХАЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Пасхальные часы поются на Пасху и на Светлой седмице. На Пасхальной (Светлой) седмице 1 час поется после утрени, 3 и 6 часы – перед Литургией и 9 час – перед вечерней.

1 час. После возгласа: «Благословен наш» хор поет тропарь: «Христос воскресе» (трижды); «Воскресение Христово видевше» (трижды); ипакои: «Предварившия утро яже о Марии»; кондак: «Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне»; тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог»; «Слава»: «Яко Живоносец, яко рая краснейший»; «И ныне»: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся»; «Господи, помилуй» (40); «Слава, и ныне»: «Честнейшую Херувим»; «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших». Хор: «Аминь. Христос воскресе» (трижды); «Слава, и ныне»; «Господи, помилуй» (3); «Благослови».

Иерей с крестом в руке творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию поправый» (святые на отпусте не поминаются во всю седмицу).

3, 6 и 9 часы. Поются так же, как и 1 час. В суточном круге богослужения они занимают место повечерия и полунощницы. 3 и 6 час обычно поются вместе (без отпуста после 3 часа).

3 и 9 часы, как и 1 час, начинаются возгласом священника: «Благословен наш». 6 и 9 часы также оканчиваются отпустом.

Во время пения часов на Пасху совершается проскомидия и обычное каждение. Тотчас вслед за часами совершается Литургия святого Иоанна Златоуста .

ЛИТУРГИЯ

Литургия на Пасху бывает «порану», труда ради бденного, бывшего в продолжение всей пасхальной ночи.

Сам чин освящения артоса состоит в следующем. На солее, на приготовленном столе, полагается артос (их может быть несколько). По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса. Диакон: «Господу помолимся». Священник читает молитву из Требника (часть 2) на освящение артоса: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю». Хор: «Аминь». Священник окропляет артос святой водой, произнося: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во Имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь"(3). Хор вместо: «Буди Имя Господне» поет: «Христос воскресе» (3). Священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст Литургии, как и на утрене.

В день Пасхи совершается также освящение куличей (домашних артосов), пасох, а также яиц и «брашна мяс» как начатков пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать мирянам. Освящение «брашна мяс» бывает вне храма, поскольку мясо не положено вносить в храм. Священник читает молитву из Требника: «Во еже благословити брашна, мяса во Святую и Великую Неделю Пасхи».

Во время окропления брашен святой водой поется пасхальный канон и другие пасхальные песнопения.

Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу до Светлой заутрени, то пасхальных песнопений при этом освящении петь не положено – следует петь тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный».

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ

Особенности великой вечерни в день Пасхи следующие:

Вечерня начинается 9 часом, который поется по пасхальному чину. Во время 9 часа священник облачается во все священнические одежды.

Начальный возглас вечерни «Благословен наш» священник произносит, начертавая кадилом крест. Затем такое же начало, как на утрене и на Литургии.

Вход с Евангелием.

Вечерня на Пасхальной седмице предваряется пасхальным 9 часом и имеет то же последование, что и в первый день, кроме того, на вечерне бывает вход с кадилом (а не с Евангелием). Евангелие, соответственно, не читается.

Прокимны великие, на каждый день особые. На вечерне каждый день – разные гласы. Вечерня служится только в епитрахили и фелони.

Если в Светлую седмицу, начиная с понедельника, случится праздник великого святого (например, вмч. Георгия – 23 апреля ст.ст.) или храмовый праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются песнопения в честь святого: стихиры, тропарь, канон и прочее. На вечерне читаются паремии, на утрене поется полиелей, степенны, 1 антифон 4 гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Великого славословия не бывает. На Литургии – Апостол, Евангелие и причастен дню и святому.

Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы, именуемого Живоносный («Живоприемный») Источник. На вечерне и утрене поются особые стихиры в честь Богородицы, на утрене – канон святителя Никифора Каллиста (XIV в.).

На Литургии – прокимен, Апостол и Евангелие – дня и Богородицы. После Литургии обычно совершается малое освящение воды.

ФОМИНА НЕДЕЛЯ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)

Светлая седмица заканчивается (восьмым днем) – Неделей (воскресеньем) о апостоле Фоме, именуемой также Неделей Фоминой, которая как завершение Светлой седмицы издревле составляла особое торжество, как бы повторение самого Пасхального дня, отчего и названа Антипасхой (греч. – «вместо Пасхи»).

С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обновления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил «обновить» радость Воскресения Своим явлением святым апостолам, в том числе и апостолу Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения (в воспоминание этого события и Неделя получила название «Недели Фоминой»).

Наименование воскресенья о Фоме Днем обновления указывает и на необходимость нашего духовного обновления. Указание на это мы находим во многих песнопениях службы Недели. Уже в тропаре праздника явившийся апостолу Фоме воскресший Господь прославляется как «всех Воскресение», как Тот, Кто обновляет в нас дух правый: «Дух правый теми (т.е. апостолами) обновляя нам». «Совершив Крестом Своим нас новыми вместо ветхих, нетленными вместо тленных, Христос повелел нам во обновлении жизни достойно жительствовати» .

За крестными страданиями Господа Иисуса Христа последовало Его преславное воскресение, соделавшее нас «новою тварью». Наступила весна обновления наших душ. «Днесь весна душам, зане Христос мрачную бурю греха нашего отгна» . «Царица времен (весна) веселит избранныя люди церковныя» . «Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует» .

Указывая на весеннее обновление природы, пробуждающейся под животворными лучами солнца после зимнего сна, служба в Неделю Фомину побуждает христиан пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу, открыть свои души для животворного действия благодати и, укрепив в себе веру, вместе с апостолом Фомой радостно воскликнуть: «Господь мой и мой!»

И Евангелие, которое читается на Литургии в эту Неделю (зач. 65), внушает нам, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» (). Блаженны те, кто при руководстве святых отцов Православной Церкви познают Слово Божие, со смирением приближаются, «осязают Его, испытуя» Его Божественные истины, чтобы умудряться во спасение, опытно утверждаться в вере и вместе с апостолом Фомой восклицать: «Господь мой и мой!»

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)

Перед началом всенощного бдения (перед 9 часом) царские врата закрываются (обычно их закрывают в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии). Неделя Фомина есть Неделя обновления праздника Воскресения Христова, но по содержанию богослужения она посвящена, главным образом, воспоминанию явления Христа по воскресении апостолам, в том числе и апостолу Фоме. В Уставе сказано, что в Неделю Антипасхи, подобно тому, как в двунадесятые праздники, воскресные песнопения из Октоиха не поются, но все богослужение праздника совершается по Триоди. Не поются и пасхальные песнопения: на вечерне и утрене не поются стихиры Пасхи, на утрене нет пасхального канона, который повторяется в следующие Недели; только в качестве катавасии поются ирмосы пасхального канона.

Такое построение службы имеет целью сделать более явным предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходнейшее свидетельство и доказательство истинности воскресения Христова, которое мы торжествовали в продолжение всей Пасхальной седмицы.

Начиная с Фомина воскресенья на службах возобновляется стихословие Псалтири (пение «Блажен муж», кафизмы на вечерне и утрени, полиелей и прочее). Всенощное бдение и все будничные службы, а также Литургия, после Светлой седмицы совершаются обычным порядком (за исключением некоторых особенностей).

В начале великой вечерни в Неделю Антипасхи, перед шестопсалмием на утрене и после начального возгласа Литургии трижды поется тропарь: «Христос воскресе из мертвых»; то же и перед отпустом Литургии (об этом подробнее см. ниже).

На утрене по полиелее тропари: «Ангельский собор» не поются. Перед иконой «Сошествия во ад» (Воскресения Христова) или перед Евангелием после полиелея поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». Степенны не текущего 1 гласа, а первый антифон 4 гласа – «От юности моея».

Канон – «праздника», но не Пасхи: «Поим вси людие». Катавасия – пасхальные ирмосы: «Воскресения день». Припев к тропарям канона «праздника» по Триоди: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется; диакон совершает обычное каждение и перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе, светлую свещу». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и вышшую всех тварей, песньми величаем».

На Литургии: изобразительны, задостойник: «Ангел вопияше Благодатней» и «Светися, светися». В конце Литургии вместо «Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» (единожды). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже» – «Христос воскресе» – трижды. И отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный наш» (такой же отпуст и на утрене).

Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы; в субботу – отдание. В течение всей седмицы Фоминой – тропарь, кондак, прокимен и причастен – праздника.

В Неделю Антипасхи вечером совершается великая вечерня. После начального возгласа чтец читает трижды тропарь: «Христос воскресе», затем: «Приидите, поклонимся» и псалом 103. Кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Затем обычное последование великой вечерни. По Трисвятом и «Отче наш» – тропарь святого Минеи; «Слава, и ныне» – тропарь праздника.

После Фоминой Недели вечерни по воскресеньям до Пятидесятницы бывают без входа и великого прокимна – как вседневные .

В понедельник или вторник после Фомина воскресенья – день пасхального поминовения усопших, известный под названием Радоницы. В Триоди нет службы этому дню. Обычно после вечернего или утреннего богослужения (Литургии) совершается полная панихида, на которой поются пасхальные песнопения. Поминовение усопших (панихида) также совершается в этот день на кладбищах, на могилах, куда верующие вместе с молитвой приносят своим почившим сродникам и всем православным христианам радостную весть о воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

С Фоминой Недели начинается обычное поминовение усопших каждый день (панихиды, третины, девятины, сорокоусты и прочее), а также начинает совершаться таинство брака.

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВОСКРЕСНЫХ И СЕДМИЧНЫХ ДНЕЙ ОТ ФОМИНОЙ НЕДЕЛИ

(ФОМИНА ВОСКРЕСЕНЬЯ) ДО ОТДАНИЯ ПАСХИ

В состав Недельных богослужений от Пасхи (от Недели Фоминой) до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные; 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения собраны и последовательно изложены в Цветной Триоди.

Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом «Пасха» (например, «канон Пасхи»). Песнопения воскресные обозначаются словом «воскресны» (например, «стихиры воскресны»). Песнопения Триоди обозначаются словами: «Триоди», «праздника», «праздника Триоди», «настоящия Недели», или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого; или словом – «дне» (например, «седален дне»).

В течение семи дней после дня Преполовения, то есть в дни попразднства Преполовения, слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, но не на песнопения Недели о расслабленном или Недели о самаряныни.

Во все Недели Цветной Триоди Минея не поется, за исключением служб святого великомученика Георгия Победоносца, святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая Чудотворца и храмового праздника: службы святым Минеи поются на повечериях.

В седмичные дни, от Недели Фоминой до Отдания Пасхи, службы Цветной Триоди соединяются со службами Минеи, при этом песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду следуют впереди Минеи .

ПЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ТРОПАРЯ: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ».

От Фоминой Недели до Отдания Пасхи все службы начинаются после возгласа священника троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ»

Тропарь «Христос воскресе» поют священнослужители в начале всенощного бдения и певцы на клиросе перед шестопсалмием после возгласа: «Благословение Господне на вас».

На Литургии после возгласа «Благословено Царство» священнослужители в алтаре поют два раза тропарь «Христос воскресе», а третий раз – только его начало; хор заканчивает: «и сущим во гробех живот даровав» (царские врата на пение «Христос воскресе» открываются). На Литургии вместо «Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» (единожды), прочее последование Литургии – как обычно. Так, после возгласа: «Со страхом Божиим» хор поет: «Благословен грядый во имя Господне» (но не «Христос воскресе», как на Пасху). После возгласа: «Всегда, ныне и присно» – поется песнопение «Да исполнятся уста наша». В конце Литургии перед отпустом по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже» поется «Христос воскресе» трижды (поскору). В конце всех прочих служб (вечерни, утрени и иных) перед отпустом после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже» – конец обычный: «Слава, и ныне» и прочее.

По другой практике, принятой, например, в Киево-Печерской Лавре, тропарь «Христос воскресе» в начале всенощного бдения, перед шестопсалмием, в начале и в конце Литургии поется один раз в алтаре священнослужителями и дважды на клиросе.

Тропарь: «Христос воскресе» поется также в начале молебна, панихиды, крещения, отпевания и других служб.

Читается тропарь «Христос воскресе» в начале всех прочих служб суточного круга: на вседневной вечерне, утрени, на часах, за исключением 6 часа, который, соединяясь с 3 часом, обычно начинается чтением «Приидите, поклонимся».

Молитва «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Пятидесятницы. Седмичная утреня начинается с шестопсалмия (двупсалмие не читается).

На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стихиры на стиховне великой вечерни, при этом на «Слава» поется стихира праздника. В конце стихир «Христос воскресе» поется только единожды, в заключение последней стихиры. В стихирах на хвалитех стихиры Пасхи не поются. На седмичных днях стихиры Пасхи также не поются.

На воскресных всенощных бдениях «Воскресение Христово видевше» поется трижды. Это отличительная особенность Недель Цветной Триоди до отдания Пасхи по сравнению с Неделями по Пятидесятнице. В седмичные днина утрене «Воскресение Христово видевше» поется (после кафизм) единожды.

Канон Пасхи с богородичнами поется в соединении с каноном Недели в Неделю святых жен-мироносиц, а также в Недели о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе» (3) в конце каждой песни не поется.

На 9 песни пасхальные припевы не поются, 9 песнь поем сразу после 8 следующим образом. Ирмос: «Светися, светися», припев: «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественнаго, о любезнаго», затем припев и тропарь: «О, Пасха велия», богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас», после них читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После канона – ексапостиларий Пасхи.

В седмичные дни канон Пасхи не поется. В некоторые праздники положено петь на катавасии ирмосы Пасхи (но не весь канон). Указание Устава о пении в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни из Цветной Триоди поется канон предыдущей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.), или Преполовения (от праздника Преполовения до его отдания).

Относительно пения пасхального канона следует заметить, что он поется на утренях только 12 раз в году, а именно: во все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели жен-мироносиц, о расслабленном; о самаряныне и о слепом, а также на отдание Пасхи.

Во все Недели до отдания Пасхи «Честнейшую Херувим» не поем. («Честнейшую Херувим» не поется в тех случаях, когда поется канон Пасхи). Но на вседневных службах «Честнейшую Херувим» поется.

Ексапостиларий «Плотию уснув» поем в те же Недели, когда поется и канон Пасхи. При пении канона и ексапостилария царские врата открываются.

На первом часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе» кондак «Аще и во гроб снизшел еси».

В седмичные и в воскресные дни (если не случится двунадесятый праздник) в период пения Цветной Триоди на Литургии всегда поются Изобразительны (но не вседневные антифоны).

На Литургии после малого входа, после воскресного тропаря и кондака Триоди, поется кондак Пасхи.

На Литургии вместо «Достойно» поется: «Ангел вопияше Благодатней» и «Светися, светися».

Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с его попразднством.

В дни воскресные и седмичные от Фоминой Недели до отдания Пасхи отпуст произносится воскресный: «Воскресый из мертвых Христос, истинный наш», но не пасхальный (он произносится после Пасхальной седмицы только однажды – после Литургии в день отдания Пасхи).

Земные поклоны за общественным богослужением до дня Святой Пятидесятницы Устав отменяет.

К этому времени те, кто несет запрестольный Крест, хоругви, фонарь и образ Воскресения должны встать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи; сюда же встают и певчие (обычно тот, кто несет фонарь встает заранее, в конце полунощницы, далеко от солеи (почти на середину храма); пред ним, ближе к солее, встает несущий Крест, еще ближе к солее – те, кто несет хоругви и свещеносцы с большими свечами; еще ближе – певчие в рядах; около же самой солеи – несущие образ Воскресения, храмовый и чтимый образ). Все встают сначала лицом к востоку, а когда начинается шествие, то сразу все обращаются на Запад и спокойно, не стесняя друг друга, открывают шествие. За певчими и иконой Воскресения идут попарно: диаконы с кадилами и священники (младшие). За священниками, в середине, идет настоятель с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом в правой. За ним справа – старший диакон со свечой.

У закрытых западных дверей участники крестного хода останавливаются в таком порядке: у самых дверей храма, лицом на запад, встает несущий Крест, а по сторонам его – несущие хоругви. Пред Крестом, дальше от дверей, также лицом на запад, встает несущий образ Воскресения, а за ним – свещеносцы с большими свечами и несущий фонарь. Те, кто нес другие святыни, располагаются по сторонам от держащего в своих руках образ Воскресения – тоже лицом на запад (иногда икону Воскресения и Евангелие несут младшие священники). Священник (настоятель) встает против образа Воскресения лицом на восток.

В древнейших Уставах Греческой и Русской Церквей ничего не говорится о крестном ходе вокруг храма. В древности пасхальная утреня начиналась или непосредственно в притворе, из которого уже потом переходили в храм для пения утрени, или же священник выходил в притвор из алтаря через северные двери, или же прямо через западные и в притворе начинал утреню. Так было и у нас до появления Иерусалимского Устава. Нынешний порядок начала утрени получил свое происхождение в XV в., а окончательно утвердился в богослужебной практике Русской Церкви в XVII в., по обычаю Церкви Иерусалимской, в которой совершается крестный ход в кувуклию пред началом пасхальной утрени. В остальных восточных Православных Церквях начало пасхальной утрени сходно с порядком, изложенным в Типиконе и древнейших греческих богослужебных книгах.

Объяснение пасхального канона см: Скабалланович М. // Журнал «Проповеднический листок». 1913. N 1.

Священник, который служит в день Пасхи Литургию вместе с утреней, должен совершить входные молитвы пред полунощницей или непосредственно после Пасхальной полунощницы, а затем облачиться (читая положенные молитвы) в полное облачение. Что касается содержания молитв входных, то ввиду того, что первое место в них занимают покаянные тропари, рекомендуется в дни Святой Пасхи по обычаю большинства монастырей совершать входные молитвы по следующему чину: после начального возгласа и троекратного «Христос Воскресе» читать из последования часов: «Предварившия утро», «Аще и во гроб снизшел еси», «Во гробе плотски», «Слава» – «Яко Живоносец», «И ныне» – «Вышняго освященное Божественное селение», а затем из обычных входных молитв обязательно читать: «Пречистому Твоему образу», «Милосердия сущи источник» и «Господи, низпосли руку Твою». И так во всю Светлую седмицу пред Литургией (см.: Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Вып. 1. Киев, 1903. С. 177–178, 181–182).

По Уставу в Пасхальную седмицу не служатся седмичные службы, посвященные святым и священным воспоминаниям в каждый день седмицы, и священнику и диакону, готовящимся к служению Литургии на Пасхальной седмице нет оснований читать обычные каноны бесплотным Силам, Иоанну Предтече и др., назначаемые Церковным Уставом вычитывать соответственно дню. Обычно в Пасхальную седмицу с вечера священник и диакон вычитывают пасхальный канон (вместо канона Иисусу Сладчайшему), канон ко Святому Причащению и пасхальный 1-й час (вместо вечерних молитв) или же вечерние молитвы. А утром – пасхальный 1-й час или утренние молитвы и молитвы ко причащению.

Чин раздробления артоса указан в «Дополнительном Требнике» и в «Требнике в 2 частях», (Ч. 1). См. также «Протоиерей С. В. Булгаков» . Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913.

Подробнее о соединении Цветной Триоди с Минеей на седмичных днях от Недели Фоминой до отдания Пятидесятницы, пении тропарей и пр. – см. «Богослужебные указания» на 1950 г. и 1951 г. Ч. 2.


Пасхальное богослужение: что происходит в храме на Пасху

Мы приходим на пасхальную заутреню, но перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3-4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться.

В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении. Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием:

«Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи».

Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес.

Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон. Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы «Волною морскою…» По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9 песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи.

Кончилась полунощница, и начинается Пасхальная заутреня крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры 6 гласа Воскресение Твое, Христе Спасе. В Уставе ничего определенного про крестный ход не говорится, а указывается всему клиру выйти в притвор с иконами Воскресения Христова, с крестом, с кадилом, в полном облачении и закрыть двери в храм. Иконы должны быть обращены на запад, т.е. молящиеся должны видеть иконы, и перед западными дверями храма начинается Пасхальная заутреня. Начинается она возгласом Слава Святей и при этом как будто даже и не возникает вопроса, а где же тут двупсалмие. На самом деле это довольно интересно; ведь пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в то же время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея - всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Со Среды Страстной седмицы уже отменено чтение рядовых кафизм, а на Светлой седмице Псалтирь практически полностью исчезает из богослужения, оставаясь только в очень небольших частях: прокимны, возвашные и хвалитные псалмы. Двупсалмие же отменяется не только на Светлой, но и до самого праздника Вознесения.

После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертых, а затем его трижды поет хор (в Уставе сказано «мы», ведь лик - это только уста общины, и, конечно, тропарь должны петь все). Затем священнослужители поют пасхальные стихи «Да воскреснет Бог…» и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. Казалось бы, все совершенно ясно, но неоднократно приходилось быть свидетелем того, как в радости забывается чинопоследование и Христос воскресе поют не те и не столько раз, сколько предписано. С одной стороны, не стоит в праздник огорчаться, но с другой стороны, почему бы не сделать все правильно, как это указано в Типиконе? После пения тропаря Пасхи отверзаются двери и все входят в храм, причем тут обычно возникает толчея, какая-то спешка, как будто мы все куда-то опаздываем. На самом деле в Уставе ничего поспешного и срочного в этот момент не предусмотрено: нужно входить в храм с многократным пением Христос воскресе, и все.

Когда все вошли в храм и заняли свои места: служители в алтаре, лик на клиросе, а народ церковный в пространстве храма, начинается последование пасхальной утрени с великой ектеньи. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина. Казалось бы, что-то пропустили. И в самом деле - пропускается Псалтирь: шестопсалмие и кафизмы с седальнами.

На Страстной и Пасхальной седмице отменяются библейские песни, поэтому на Пасхальной заутрени мы, строго по Уставу, поем канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых». Кроме того, наше богослужение - певческое богослужение, и практически все должно петься. И можно сказать, что так оно и есть, потому что даже храмовое чтение на одном звуке, recte tono, это тоже пение; в нашем богослужении нет обыденной простой речи, не окрашенной музыкальным элементом, в храме даже читают нараспев, и нараспев произносятся возгласы. Существуют разные градации певческого элемента в службе: есть чтение, есть возглашение (например, прокимна), есть возглас священника, который тоже принадлежит музыкальной стихии (в некоторых рукописях для возгласов есть музыкальная разметка), и есть пение, будь то пение «поскору» или пение мелизматически развитое, о котором в Уставе говорится «со сладкопением…» В нашем богослужении нет слова, не окрашенного звуком, но очень многие части службы с течением времени как бы понижены в музыкальной градации, и канон является одним из них. Каноны, безусловно, всегда должны петься, но счастье слышать поемый канон мы имеем очень редко, поэтому так значимо пение канона на Пасху.

Итак, поется канон прп. Иоанна Дамаскина с припевом. Все, наверно, обращали внимание, что в каждой песни этого канона очень мало тропарей: ирмос и два-три тропаря. А Устав говорит так: «Петь ирмосы на четыре (антифонно - 1 лик и 2 лик), а тропари - на двенадцать (каждый тропарь должен петься 6 раз)». Типикон говорит о том, что первые слова каждого ирмоса обязательно запевает предстоятель в алтаре, т.е. назначается максимально праздничное и вдохновенное исполнение этого текста. Вы видите, как много раз должны быть пропеты тропари Пасхального канона, и это постоянное повторение текста научает нас чему-то важному и существенному. Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы все прекрасно знаем, и призывает нас к радости глубокой и осмысленной.

После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) - это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная. По 3 песни - ипакои Пасхи, а по 6 - кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры.

Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1 гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1 гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи - 1 гласа, на Понедельник - 2 и т.д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7 глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1 гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог…» и др.

В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе… звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря.

После того, как спеты стихиры на хвалитех и стихиры Пасхи, полагается совершать целование - христосоваться, поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения. Здесь Типикон указывает очень интересную форму поздравления, которая нам знакома, к сожалению, только по чину прощения в Прощеное воскресенье, когда выходят настоятель, иереи, диаконы, алтарники и встают перед амвоном сообразно своему чину, а все прихожане подходят к ним поочередно. В том же порядке, согласно Уставу, должно совершаться и пасхальное целование, каждый должен похристосоваться со всеми.

После целования читается знаменитое огласительное Слово Иоанна Златоуста с повторением ослепительно радостных слов ап. Павла: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55) и следует окончание пасхальной заутрени, после которой должен совершаться первый час.

Пасхальные часы представляют собой совершенно особый вид часов, и в строгом смысле слова вряд ли могут быть названы часами: вернее было бы их назвать «вместочасием», потому что одно и то же последование назначено на Светлой седмице для всех мелких служб. И полунощница, и повечерие, и все часы (первый, третий, шестой и девятый) имеют на Светлую седмицу один и тот же вид: это последование пасхальных песнопений (именно песнопений, а не чтений), которые помещены в Триоди Цветной под названием «О часех святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы».

Поется Христос воскресе трижды, Воскресение Христово трижды, а затем ипакои, кондак и некоторые пасхальные тропари. Это последование должно быть пропето три раза: за первый, третий и шестой часы. Таким образом, пасхальные часы, во-первых, безпсалмные, как и вся вообще Светлая седмица, а во-вторых, они ничем не отличаются друг от друга и совпадают с последованием пасхальных полунощницы и повечерия. В строгом смысле часами должны называться часы трипсалмные, а пасхальное последование - это вместочасие, если быть до конца точным.

После пасхальных часов начинается Божественная литургия. В первый день Пасхи назначено совершать литургию Иоанна Златоуста. Начинается она, естественно, возгласом Благословено Царство… и затем следует особое начало всех служб Светлой седмицы: священнослужители Христос воскресе трижды, лик Христос воскресе трижды, затем священнослужители стихи и к каждому стиху лик поет Христос воскресе единожды. Все службы на Светлой седмице начинаются именно таким образом. Затем великая ектения и праздничные антифоны. Спет первый антифон, ко второму антифону, как всегда, присоединяется Единородный Сыне, и третий антифон - это стихи, к каждому из которых припевается тропарь праздника, в данному случае Христос воскресе. На входе не поется Приидите, поклонимся, а возглашается входный стих. Затем хор поет тропарь Пасхи - Христос воскресе, ипакои и кондак Пасхи. Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся, потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных. Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1 зачало от Иоанна, но именно это чтение ставит особенный акцент на богослужение этого дня, углубляя нашу радость, делая ее серьезнее. Там говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма, и в Типиконе не явное, но туманное указание об этом все-таки есть. Минимум, который сложился в нашей практике, это церковно-славянский и русский тексты, а где могут, читают и на других языках.

Совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста по своему чину. Естественно, в этот день не положено заупокойной ектений. Поется Херувимская песнь, Евхаристический канон и задостойник Пасхи, который состоит из запева «Ангел вопияше…» и ирмоса 9 песни канона «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» Все это поется вместо Достойно есть до отдания Пасхи.

Затем следует обычная ектенья и после возгласа «Святая Святым» и ответа хора «Един Свят…» поется причастный стих Пасхи. Текст этого стиха всем знаком и является своего рода ответом на существовавший до недавнего времени вопрос, можно ли причащаться на Пасху. Причастный стих на Пасху звучит так:

«Тело Христово приимите,
источника безсмертнаго вкусите».

У нас принято на Пасху и Светлую седмицу во время причащения мирян петь Христос воскресе, а на самом деле следовало бы петь Тело Христово, потому что это как раз тот самый случай, это и есть причастный стих всего периода до отдания Пасхи.

Последняя часть Божественной литургии, как всегда, радостная и ликующая; практически вместо всех обычных текстов поется Христос воскресе, где трижды, где единожды - это можно прочитать в Типиконе или Триоди Цветной. Произносится пасхальный отпуст; в первый день Пасхи полагается осенять крестом всю паству и поздравлять ее: «Христос воскресе!», на что все отвечают: «Воистину воскресе!». Таково окончание Божественной литургии на Пасху.

Вечерня первого дня Пасхи представляет собой совершенно исключительное богослужение, потому что мы знаем из Евангелия, что в первый день по Воскресении вечером Христос явился ученикам, причем там не было Фомы, почему и пришлось его отдельно уверять в Воскресении Христовом. На этой вечерне читается Евангелие, поэтому вход совершается тоже с Евангелием. Служба эта необыкновенно торжественна, совершается она в полном облачении, и на ней возглашается великий прокимен «Кто бог велий, яко Бог наш…» О последовании этой вечерни мы не будем говорить подробно, скажем только, что практически во всем, кроме входа и чтения Евангелия, она является образцом вечерни любого дня Светлой седмицы. Причем каждый день на вечерне будет свой особенный великий прокимен. Великий прокимен имеет, кроме самого текста прокимна, еще три стиха (а не один, как обычный), поэтому обычный прокимен звучит на службе три раза, а великий - пять раз. Назначается великий прокимен только для особых дней года.

Праздничной пасхальной службы может различаться, равно как и службы в обычные дни в каждом начинаются в свое время. Но от будничного богослужения отличается особенной праздничностью. Сколько существует христианских праздников, но самая возвышенная и радостная – на Пасху.
Служба начинается ближе к 11 часам вечера. Основную ее часть предваряет полунощница. Священники апостольские деяния и канон Великой субботы. В это время плащаница, которая выносилась на середину храма накануне праздника, уносится на до самого Вознесения.

Если вы хотите попасть в храм на пасхальную службу, придти лучше заранее. Ночью на Пасху в церковь приходит очень много людей: не только глубоко верующих, но и просто желающих посмотреть. Запоздав, можно вовсе не попасть внутрь храма.

Вскоре начинается самая впечатляющая часть богослужения – крестный ход. Прихожане медленно выходят из храма и, следуя за священниками, несущими хоругви, обходят трижды. Церковнослужители читают молитвы, поют тропари. Главный праздничный тропарь поет трижды: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Ночью можно освятить принесенную с собой еду. У христиан принято освящать крашеные яйца и куличи. Некоторые люди приносят и продукты, которые будут на пасхальном столе. Только не приносите алкоголь! Церковь это не приветствует.

Продолжение пасхальной службы

После полунощницы праздник продолжает заутреня. Кульминацией пасхальной службы является христосование. Все священнослужители и прихожане поздравляют друг друга с Воскресением Христовым пасхальным приветствием. Люди произносят «Христос !» и отвечают «Воистину воскресе!» После этого троекратно целуются и обмениваются освященными яйцами. Многие после этой части праздничного богослужения храм покидают, тем более что происходит христосование уже около часа ночи. Но большинство прихожан все-таки остаются, так как проходит праздничная литургия с причастием Крови и Плоти Христова. Причаститься на Пасху считается особенной благодатью. Поэтому такой шанс упускать никто не хочет. В зависимости от того, скольким захочется причаститься, так долго и будет длиться пасхальная служба. В результате она может идти до самого утра.

Пасхи. Христиане особенно чтят этот праздник - главное воскресенье года, когда Иисус воскрес из . Пасха - олицетворение победы Любви и Жизни. Церковное в этот день радостное и лучезарное, как впрочем настроение всех прихожан, посещающих его.Основная часть службы длится с половины двенадцатого до четырех утра. Храмы в эту торжественную ночь, как правило, переполнены. Прихожанам, желающим попасть на богослужение, следует выходит из дома заранее, чтобы хватило места. Храм украшают белыми цветами, священники облачаются в торжественные одеяния, остальные служители церкви тоже нарядно одеты. Пение в эту ночь радостное и легкое, в церкви много свечей и в их свете таинственно золотятся оклады икон. Служба сопровождается Благовестом - особенным колокольным перезвоном.Куличи, и прочую снедь лучше освятить заранее, в субботу. Во время пасхальной службы, при большом скоплении народа, сделать это будет сложно.За полчаса до полуночи в алтарь через Царские врата священник и диакон на своих головах вносят полотно с изображением Христа в - плащаницу. Служители полагают ее на престоле. Здесь плащаница находится до отдания Святой Пасхи в знак того, что Иисус пребывал сорок дней на земле перед вознесением.С наступлением полночь в алтаре, который знаменует небо, священнослужители начинают петь стехиру. Она звучит так: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Пение стехиры происходит трижды. Второй раз ее поют тоже в алтаре, на тон выше и с отдернутой завесой. Это знак того, что судьбы человечества раньше открываются на небесах, чем на земле. Третье пение, еще более высокими голосами, начинается при выходе священников из алтаря и длится до середины. Заканчивают пение стехиры хор в середине храма и все молящиеся.Вслед за этим начинается трезвон. Из церкви выходи Крестный Ход и обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...». Ход олицетворяет жен-мироносиц, которые ходили с ароматами «зело рано ко Гробу». Участники Хода останавливаются у западных храма, словно у дверей гроба, где миронсицы получили весть о воскрешении. В этот момент трезвон стихает.Настоятель церкви берет и окутывает ароматом иконы и всех молящихся. Затем он берет в свободную руку крест с трисвешником и становится лицом на . Кадилом священник начертывает перед закрытыми воротами знамение Креста и начинает Светлую утреню.Вслед за этим двери храма открываются и взору молящихся является внутренние покои, украшенные свечами и цветами. Далее следует пасхальная заутреня. Она состоит из пения канона. Затем поют стехиры и торжественно читают Евангелие. Следующим шагом является заамвонная молитва, по окончании которой на аналое, перед иконой с Воскресшим Христом, полагается хлеб, приготовленный по специальному рецепту. Этот хлеб, именуемый по-гречески , освящается молитвой и окропляется святой водой. В течении всей Светлой Седьмицы хлеб остается в храме. В завершении Пасхальной литургии раздается радостное пение, и все верующие под колокольный звон подходят к Кресту Господнему. Здесь они обмениваются праздничными приветствиями: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»