Open
Close

Последствия инфляции антиинфляционная политика государства. Контрольная работа: Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика государства

Инфляция приводит к серьезным социально-экономическим последствиям, вызывая в частности:

– снижение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения;

– ухудшение условий жизни социальных групп с фиксированными доходами, снижение доверия населения к правительственным программам;

– снижение экономической эффективности, трудности с долгосрочным планированием, повышение риска инвестирования;

– «бегство от денег», в результате чего деньги перестают выполнять свои функции;

– усиление социальной напряженности в обществе.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.

В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.

Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:

1) адаптационная политика;

2) попытка снизить инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика означает, что экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся:

1) политика цен и доходов, означающая, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда;

2) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

1) ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуалирования), которое можно назвать успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20–30% в год;

2) повышение нормы обязательного резервирования;

3) сокращение государственных расходов и социальных программ;

4) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет;

5) отказ от финансирования дефицита государственного бюджета путем дополнительных эмиссий денег;

6) предотвращение «импорта инфляции».

25. Занятость и безработица

Одним из проявлений макроэкономической нестабильности является безработица.

Безработица – это социально-экономические явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применение своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них.

Статистика относит любого человека к одной из трех групп:

1) работающие (занятые);

2) безработные – лица, способные и желающие работать, но в данный момент не работающие и активно ищущие работу.

3) часть населения, которая не включается в отличие от первых двух его групп в состав рабочей силы (лица, не достигшие 16-летнего возраста, домохозяйки, пенсионеры, студенты и др.).

В соответствии с определениями международных организаций, таких как МОТ и ОЭСР, безработные – это лица, которые не имеют работы, готовы приступить к ней и занимаются поиском работы в течении четырех недель. По законодательству Республики Беларусь гражданин считается безработным, если по отношению к нему соблюдается комплекс следующих условий: граждане являются трудоспособными; находятся в трудоспособном возрасте; постоянно проживают на территории Республики Беларусь; не имеют работы; не занимаются предпринимательской деятельностью; не обучаются в учебных заведениях и не проходят военную службу; зарегистрированы в службе занятости.

Основным показателем безработицы является показатель ее уровня, рассчитываемый как отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумма количества занятых и безработных), выраженное в процентах.

В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, проводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий и отраслей и предприятий и появлению новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

На современном этапе развития экономической науки выделяются следующие виды безработицы:

1) фрикционная безработица связана с постоянным движением населения от профессии к профессии, из региона в регион из-за окончания отпуска по уходу за ребенком, окончания учебы, службы в армии. Главным признаком такого вида безработицы является непродолжительность. Обычно фрикционной безработицей охвачено 2–8% рабочей силы, и ее невозможно устранить;

2) структурная безработица носит продолжительный характер и связана с изменением совокупного спроса на рабочую силу, так как структура рабочей силы начинает не соответствовать спросу на труд из-за научно-технических, технологических, организационных нововведений. О наличии в стране структурной безработицы говорит наличие высокого уровня вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работников. Разновидностью структурной безработицы принято считать технологическую безработицу, возникающую из-за внедрения в производство трудосберегающей техники и технологий, особенно информационных (страдают в основном конторские, складские, торговые служащие);

3) циклическая безработица возникает из-за спада производства и общего низкого спроса на рабочую силу во всех, сферах, отраслях, регионах. Во время спада ее уровень может достигать 8–10%. Одним из ярчайших примеров циклической безработицы является период «Великой депрессии» (США, 1929–1933), когда безработным был каждый четвертый американец;

4) сезонная безработица образуется в отраслях, для которых характерны сезонные колебания объемов производства;

5) скрытая безработица возникает на предприятиях, переходящих на неполный рабочий день или сокращенную рабочую неделю.

В экономической теории для характеристики ситуации на рынке труда, кроме уровня безработицы, используются понятия:

1) полная занятость – уровень занятости при существовании в стране только структурной или фрикционной безработицы. При полной занятости 94–95% рабочей силы имеют рабочие места;

2) естественный уровень безработицы – уровень безработицы при полной занятости равный 5,5 – 6,5%.

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет следующие последствия:

1) сокращаются производства и доходы населения, то есть происходит отставание объемов валового национального продукта. Эту взаимосвязь выражает закон А. Оукена. Он доказал, что соотношение 1: 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема валового национального продукта составит 2,5%,если на 2% – то 5% и т. д.;

2) снижаются поступления от налогов в бюджеты всех уровней;

3) снижается уровень жизни не только самого безработного, но и его семьи;

4) возрастает преступность и количество психических заболеваний.

Хотя безработица – это неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования, сама она с безработицей справиться не в состоянии. Необходимо государственное регулирование рынка труда, которое осуществляется по двум направлениям:

1) воздействие на уровень и продолжительность безработицы с использованием службы трудоустройства, которые не только помогают найти работу, но и обеспечивают переквалификацию работников;

2) обеспечение гарантий материальной и социальной поддержки.

Вопрос№37 «Инфляция:сущность,причины,виды,измерение»

Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

Реально, как экономический феномен, инфляция возникла в XX в., хотя периоды заметного роста цен бывали и ранее, например, в периоды войн. Сам термин «инфляция» возник в связи с массовым переходом национальных денежных систем к обращению неразменных бумажных денег. Первоначально в экономический смысл инфляции был вложен феномен избыточности бумажных денег и в связи с этим их обесценение . Обесценение денег ведет к росту товарных цен. В этом и проявляется инфляция (это слово переводится с латыни как «разбухание»).

В современной экономике инфляция возникает как следствие целого комплекса причин (факторов), что подтверждает, что инфляция - не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. В этой связи справедлив термин «инфляционные ожидания» : если общество ожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. В CC в. инфляция стала постоянным элементом рыночной экономики. Этому способствовал целый ряд факторов глобального порядка: быстрый рост товарного производства, усложнение его структуры; системы цен и социальных трансфертов стали универсальными; изменилась практика ценообразования под влиянием монополистических предприятий, резко снизилась сфера ценовой конкуренции. Повышение эффективности производства проявляется, как правило, не в снижении цен, а в росте массы прибыли и доходов участников производства.

Динамика цен в сторону их увеличения - предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция.

Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета - также причина инфляции.

Решающая характеристика инфляции - ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая - на 30-100% в год; гиперинфляция - на тысячи и десятки тысяч процентов в год.

Определение, измерение и виды инфляции

Инфляция - это долговременный процесс снижения покупательной способности денег (повышение общего уровня цен).

Инфляция - это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.

Дефляция - это снижение общего уровня цен.

Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее.

Инфляция оказывает сильное влияние на экономических агентов, кто-то из-за неё выигрывает, кто-то проигрывает, но большинство считают инфляцию серьезнейшей проблемой.

Если сравнивать характер инфляционных процессов в условиях металлической денежной системы и в современных условиях, когда функционирую бумажные и электронные деньги, то в период золотого стандарта инфляция возникала периодически: при резком возрастании спроса, связанном, прежде всего, с войнами. В современных условиях процесс инфляции стал постоянными и периоды снижения цен наблюдаются теперь все реже и реже.

Индекс цен

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Существуют различные методы расчета данного индекса: индекс потребительских цен, индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП. Эти индексы различаются составом благ, входящих в оцениваемый набор, или корзину. Для того чтобы рассчитать индекс цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета). Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:

Предположим, что за базовый принят 1991 г. В этом случае нам необходимо рассчитать стоимость рыночного набора в текущих ценах, т.е. в ценах данного года (числитель формулы) и стоимость рыночного набора в базовых ценах, т.е. в ценах 1991 г. (знаменатель формулы).

Поскольку уровень (или темп) инфляции показывает, на сколько цены выросли за год, то его можно рассчитать следующим образом:

В экономической науке широко применяется понятие номинального и реального дохода. Под номинальным доходом понимают фактический доход полученный экономическим агентом в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты и т.д. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Таким образом, чтобы получить значение реального дохода необходимо номинальный доход разделить на индекс цен:

Реальный доход = Номинальный доход / Индекс цен

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

· Ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

· Галопирующая (скачкообразная) - рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

· Гиперинфляция - рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 - июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

· Открытая - положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

· Подавленная (закрытая) - усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

· Инфляцию спроса

· Инфляцию издержек

· Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

· Сбалансированная - цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

· Несбалансированная - цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

· Ожидаемая - позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

· Неожидаемая

· Импортируемая - развивается под воздействием внешних факторов.

Причины инфляции

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

· монетарные : несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

· структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

· внешние причины - сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы :

· неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

· финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики . Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики . Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

Вопрос№38 «Социально-экономические последствия инфляции.Антиинфляционная политика государства»

Социально-экономические последствия инфляции проявляются в следующем:

1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».

2. Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.

3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.

4. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.

5. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путём компенсации и индексации его доходов.

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая - антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая - антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.

Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий , в частности, адаптивных ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

Второй компонент антиинфляционной стратегии – долгосрочная денежная политика . Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Третьим важнейшим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика . Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации опять же двояки. Во–первых, увеличение доходов бюджета. Во–вторых, уменьшение расходов государства.

Еще одним блоком антиинфляционной стратегии является защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.

Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Предел денежной экспансии – это барьер, ограничивающий любую деятельность правительства вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер , находящихся в распоряжении Центрального банка. Первая из них – регулирование ставки межбанковского кредита . Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост ставки межбанковского кредита всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.

Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов . В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

Третий антиинфляционный инструмент – операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а, покупая – увеличивает. Отметим, что первые два регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования) задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственного влияет на состояние денежного обращения.

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счёт роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен. Среди антиинфляционных мер, в рамках этой политики, обычно используются следующие:

1. Длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, зачастую производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым (в США до 1974 г., в Великобритании до 1979 г., во Франции до 1987 г.) или косвенным, т.е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира.

2. Добровольное регулирование доходов. Здесь государство направляет свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и работодателями, т.е. на установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или коллективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия).

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано.

Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;

6) по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности.

Фиксацию валютного курса, как основную антиинфляционную меру, применяли (с различным успехом) многие страны: 1980 г. – Чили; 1986 г. – Боливия и Бразилия; 1991 г. – Аргентина. Это весьма показательно в том плане, что иной – плавающий курс национальной валюты в экономических условиях конкретной страны может подхлестывать инфляционные ожидания и от него приходится временно отказываться.

Несколько особняком стоят институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа . К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, и в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.

Денежная реформа . Её суть состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.

В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер, любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».

Резюмируя, подчеркнём, что возможные направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако сегодня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.

Временному или первоначальному успеху антиинфляционных действий помогают следующие условия: 1) приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с прежним экономическим курсом популистскими обещаниями обществу, ни своим собственным материальным благополучием; 2) потенциальная способность сильной и самостоятельной исполнительной власти противостоять любым социально-экономическим или лоббистским группам как жирующим на инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления; 3) помощь международных финансовых организаций или наличие договорённости о реструктуризации существующего долга с кредиторами; 4) относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой; 5) доверие большинства населения к правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры; 6) обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения, дабы не допустить крупных социально-политических потрясений; 7) использование набора конкретных антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не ущемить интересы слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно; 8) умение исполнительной власти «договориться» со всеми наиболее влиятельными силами в стране: с профсоюзами, политическими партиями, армией, предпринимательскими союзами и другими общественными организациями о поддержке его экономической политики; 9) психологический перелом в настроении большей части экономически активного населения страны, связанный с желанием покончить с высокой инфляцией. Если такой перелом еще не наступил и большинство экономических субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно. Как преждевременно начинать ее и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной послеинфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами. Ибо в этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.

Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики является оптимизация структуры фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко- , средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и в иностранной валюте.

Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

Последствия инфляции многообразны, противоречивы и зависят от вида инфляционного процесса. Анализ последствий инфляции начнём с полностью предсказуемой инфляции.

Инфляция, даже являясь полностью ожидаемой, представляет собой несанкционированный налог государства, уплачиваемый частным сектором. Он уплачивается автоматически, поскольку денежный капитал обесценивается во время инфляции. Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Более бедные люди несут большую тяжесть инфляционного налога, чем более богатые. Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сенъоражем . Он определяется количеством реальных ресурсов, которые может получить государство взамен напечатанных денег. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков. Кроме инфляционного налога, государство может получать дополнительные доходы от частного сектора из-за влияния инфляции на налогообложение. При прогрессивной системе налогообложения номинальных доходов инфляция способствует повышенному изъятию средств у домохозяйств. Рост цен обычно приводит к росту номинального дохода индивидов. Они попадают и в группу с более высокой налоговой ставкой. В результате при неизменном или уменьшающемся реальном доходе налоговые платежи возрастают. Располагаемый доход домохозяйств уменьшается из-за взаимодействия инфляции и налоговой системы.

Прогнозируемая инфляция ухудшает экономическое состояние индивидов. Хранение наличных денег приводит к упущенной выгоде в виде процента, который может быть начислен в банке. Ожидание высоких темпов роста цен приводит к повышению номинальной процентной ставки и альтернативных издержек держания денег. В результате падает спрос на деньги – население чаще посещает банки и стремится быстрее потратить наличные деньги на товары и услуги, вложить их в необесцениваемые активы.

Непредвиденная инфляция перераспределяет не только банковский капитал, но и все другие финансовые активы и доходы. Активы, доходы от которых рассчитываются в номинальных ценах (акции, облигации, в том числе и государственные, с фиксированной денежной стоимостью и доходом) будут обесцениваться в результате роста цен. Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов.

Неожиданные высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В результате увеличиваются неопределенность и риск ведения бизнеса.



Инфляция оказывает влияние на конкурентоспособность отечественных товаров. С одной стороны, относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей. С другой стороны, рост цен вызывает снижение обменного курса национальной валюты. При фиксированных ценах на некоторые товары внутри страны их становится выгоднее экспортировать за рубеж, что ведет к дефициту данной продукции.

Как уже отмечалось, зависимость между инфляцией и безработицей вывел А.Филлипс, обосновавший принцип: чем выше уровень безработицы, тем ниже темпы роста заработной платы и инфляции. До 70-х гг. кривая Филлипса показывала обратную зависимость между ежегодным темпом изменения уровня номинальной заработной платы и уровнем безработицы. Это набор альтернативных вариантов проведения в жизнь экономической политики: если правительство считало нужным снизить уровень безработицы, то оно будет стимулировать совокупный спрос, увеличит государственные расходы и т.д. В результате возрастёт производство, число рабочих мест увеличится, безработица снизится, а инфляция возрастёт (рис.27).

Рис. 27. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса и кривая совокупного спроса выражают одну и ту же зависимость. Изменение ожидаемого уровня инфляции и шоки предложения служат причиной сдвига кривой Филлипса. Если в 60-х гг. рассматриваемая кривая не подвергалась сомнению, то в 70-х гг. она утрачивает своё значение, так как в эти годы высокий темп инфляции сопровождался высоким уровнем безработицы (стагфляцией). Традиционная кривая Филлипса справедлива только для краткосрочного периода, она - вертикальна и соответствует естественному уровню безработицы. Чем выше ожидаемый темп инфляции, тем дальше кривая удаляется от начала координат. Естественный уровень безработицы достигается, если циклическая безработица равна нулю.

Современная кривая Филипса (рис.28) определяется тремя показателями:

¨ ожидаемым темпом инфляции;

¨ отклонением фактического уровня безработицы от естественного уровня;

¨ шоками изменения предложения, обусловленного ростом цен на сырьё. Если эти факты свести в уравнение, то получим

π = π е – β * (u - u x) + ε,

где π - уровень инфляции; β - параметр больше нуля; u - фактический уровень безработицы; u x - естественный уровень безработицы; (u - u x) - циклическая безработица (знак «-» перед показателем циклической безработицы показывает, что при высокой безработице темп инфляции снижается); ε - коэффициент, характеризующий инфляцию издержек.


Рис.28. Модифицированная кривая Филлипса

Монетаристы утверждают, что движение вдоль кривой отражает только инфляцию спроса и игнорирует инфляцию издержек. Согласно идее естественного уровня безработицы, когда фактическая безработица находится на естественном уровне u - u x , рынок труда приходит к равновесию, считая фактический темп роста цен равным ожидаемому: π = π е.

Мы видим, что инфляция зависит от уровня занятости и от инфляции в предыдущий период. Такой характер кривой подходит для описания экономик большинства западных стран в последние двадцать пять лет. Уровень занятости теперь воздействует не на сам уровень инфляции, а на изменения в её уровне. При высоком уровне занятости инфляция увеличивается, а при низком - падает. Она создаёт зазор между ожидаемой и реально предлагаемой заработной платой. Если за длительный период высокой инфляции работники привыкают к крупным ежегодным повышениям заработной платы, то они вполне могут счесть недостаточной новую заработную плату, предложенную работодателями, после того как темп инфляции начнёт уменьшаться и безработица возрастёт.

Инфляция порождает не только экономические, но и социально-политические проблемы. Во времена высоких темпов роста цен, особенно в период галопирующей инфляции и гиперинфляции, подрывается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряжённость. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества.

Поскольку современная инфляция - многофакторный про­цесс, то многофакторной должна быть и антиинфляционная поли­тика , которую проводит государство. Она основана на двух прин­ципах: адаптации и активного сдерживания.

Комплекс адаптационных государственных мер включает ин­дексирование доходов, контроль над ростом цен и заработной пла­той и др. Адаптационная политика имеет свои издержки, посколь­ку средства на компенсационные меры изымаются из госбюдже­та, т. е. в конечном счете, через налоги из доходов населения и про­изводителей.

Стратегия сдерживания инфляции предусматривает всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны увеличить количество и качество товаров, снизить себестоимость продукции. Благодаря ним возможно проведение долгосрочной денежной политики, введе­ние жестких лимитов на прирост денежной массы; сокращение бюджетного дефицита посредством увеличения доходов и уменьшения расходов государства; уменьшение числа занятых, увеличе­ние безработицы; разработка и внедрение государственной поли­тики доходов и др.

Различают прямые и косвенные методы государственного урегулирования инфляции.

Прямые методы регулирования получили название политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы и цен и прямой контроль над ними. Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой -

гасить инфляционный им­пульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

Ориентиры представляют собой набор правил, разрабатываемых правительством. Фирмам и лицам наемного труда следует соблю­дать их добровольно. В качестве ориентиров применяются макси­мальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменение заработной платы обычно привязано к темпам роста средней про­изводительности труда во всей экономике. Цены же возрастают на­столько, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работ­ников по найму регулируются непосредственно, а прибыль - кос­венно, через цены.

Контроль обычно осуществлялся путем принятия законов об одновременном "замораживании" цен и заработной платы на оп­ределенный срок. По отношению к наемным работникам политика доходов носит дискриминационный характер, поскольку го­сударственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение средней произ­водительности труда в экономике автоматически ведет к относи­тельному и абсолютному сокращению доли рабочих в националь­ном доходе.

Одним из вариантов политики доходов является социальный кон­тракт . Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между рос­том цен и заработной платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами.

Политика доходов использовалась во многих странах - в Вели­кобритании, США и др. Эффективность реально проводимой поли­тики доходов без применения косвенных методов воздействия ока­залась не очень высокой. В результате в середине 70-х годов практи­чески все развитые страны отказались от ее применения. В 80-е годы ее использовали в некоторых странах с высокой инфляцией: Ар­гентине, Бразилии, Перу, Израиле, Мексике. Только в двух после­дних государствах ее использование было эффективным. В СССР политика доходов активно применялась в 30-е годы, затем она ста­ла проводиться менее жестко. Политика доходов была составной частью государственного регулирования в условиях административ­но-командной системы. Ее эффективность снижалась по мере нара­стания диспропорций в экономике, усиления подавленной инфля­ции и превращения дефицита в деструктурный.

К косвенным методам воздействия на цены относятся "дефля­ционные" мероприятия монетарной и фискальной политики. Перво­начально они применялись в рамках антициклической политики - метод точной настройки конъюнктуры. Впериод спада государство проводило экспансионистскую монетарную и/или фискальную по­литику. Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов инфляции. Устранению "перегрева" экономики помогал "дефляционный топор". Поскольку изменение направления моне­тарной политики возможно без временного лага, то основная ра­бота падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфля­ции он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повысить учетную ставку и норму обя­зательных резервов, продать государственные ценные бумаги на открытом рынке.

Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде разви­тых стран использовалась политика "тагетирования". Центральным банком устанавливались ориентиры для роста различных денежных агрегатов - М0, Ml. Эти ориентиры достаточно часто превыша­лись. Слабый контроль за предложением денег маскировался уста­новлением новых ориентиров, для более широких показателей де­нежной базы - М2, МЗ. С одной стороны, уменьшение предложе­ния денег приводит к сокращению производства, банкротству предприятий, кризису неплатежей и росту безработицы. С другой стороны, уменьшение темпа прироста денег может компенсиро­ваться ростом скорости их обращения.

Кроме ограничения количества денег в обращении государство может уменьшить объем совокупного спроса фискальными метода­ми: снизить государственные расходы, повысить ставки прямых и косвенных налогов, отменить налоговые льготы, ужесточить пра­вила, регулирующие порядок и нормы амортизационных отчисле­ний. Применение многих инструментов фискальной политики тре­бует одобрения законодательных органов власти. Поэтому их весь­ма сложно использовать для краткосрочной настройки конъюнктуры (в том числе инфляции). Финансовая стабилизация и снижение консолидированного дефицита государственного бюджета рассмат­риваются в качестве общей предпосылки уничтожения инфляции.

Для замедления роста цен могут применяться и инструменты ва­лютной политики : ограничение притока денег из-за грани­цы, повышение курса национальной валюты. Рост и фиксация курса национальной валюты понижают общий уровень цен посредством снижения цен на готовые и промежуточные импортируемые това­ры, внутренние экспортируемые товары, инфляционных ожиданий.

Это будет эффективным при наличии следующих условий. Во-первых, курс близок к паритету покупательной способности. Во-вторых, цены практически на все товары связаны с обменным кур­сом. В-третьих, ограничен инерционный рост номинальной зара­ботной платы. В-четвертых, существуют положительное сальдо платежного баланса, солидные золотовалютные резервы или воз­можность получения внешних стабилизационных займов под низ­кий процент.

Во временном аспекте у правительства существует две аль­тернативы проведения антиинфляционной политики. Она может осу­ществляться постепенно в течение длительного периода - полити­ка градуирования или резко - шоковая терапия . В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее и несет меньшие социальные издержки. Все зависит от размеров страны, темпов инфляции и уровня безработицы, степени и условий вхож­дения в мировой рынок, поддержки преобразований международ­ными финансовыми организациями, социально политической об­становки в стране и т.п.

В настоящее время основными инструментами в борьбе с инфляцией являются стабилизация доходов и расходов бюджета, снижение его дефицита, контроль за денежным обращением и валютным курсом.

Для снижения уровня инфляции возможно проведение дефля­ции. Дефляция - это изъятие из обращения части избыточ­ной массы бумажных денег, выпущенной в период инфляции.Она осуществляется путем увеличения налогов, повышения учет­ной ставки и обязательных резервов коммерческих банков в Цен­тральном банке, продажи государственных ценных бумаг на "открытом рынке", сокращения бюджетных расходов государства и т.д.

Инфляция имеет ряд социально-экономических последствий:

1. перераспределение доходов:

а) потери несут группы населения с фиксированными доходами (бюджетники, студенты, пенсионеры);
б) выигрывают те категории граждан, которые выпускают продукцию, пользующуюся повышенным спросом;
в) выигрывают люди, взявшие кредит;

2. обесценивание сбережений:

а) инфляция подрывает стимулы к накоплению;
б) она снижает реальную стоимость сбережений;
в) инфляция обесценивает амортизационный фонд предприятий, так как фирмы на текущее потребление отправляют большую часть прибыли, что подрывает производство;

3. социальная нестабильность:

а) рост безработицы;
б) снижение расходов государственного бюджета, направленных на осуществление социальных программ;
в) социальная напряженность в обществе.

Антиинфляционная политика

Антиинфляционная политика государства может проводиться методами активной и адаптивной политики. Активная политика проводится с целью ликвидации причин инфляции, а адаптивная – для приспособления к ней экономики и смягчения ее отрицательных последствий.

Активная антиинфляционная политика предполагает использование метода шоковой терапии, при которой за короткий период времени уничтожаются причины инфляции как на стороне спроса, так и предложения, и которая заключается в следующем:

1) уменьшаются государственные расходы;

2) растут налоги;

3) формируется бездефицитный бюджет;

4) проводится жесткая кредитно-денежная политика;

5) сдерживается рост зарплаты;

6) развивается рыночная инфраструктура;

7) вводится фиксированный курс валюты;

8) усиливаются конкурентные начала экономики за счет борьбы с монополиями.

9) борьба с дефицитом бюджета;

10) снижение инфляционных ожиданий;

11) структурная перестройка национальной экономики;

12) установление жестких нормативов на ежегодный прирост денежной массы;

13) развитие производства и НТП;

14) обеспечение стабильно снижающихся темпов инфляции;

15) снижение социальных последствий инфляции посредством:

а) регулирования доходов населения;
б) утверждения предельного уровня цен на некоторые группы товаров;
в) реализации социально-ориентированных программ;

16) связывания излишних по отношению к товарной массе денежных средств путем приватизации.

Перечисленные меры приводят к резкому снижению как самой инфляции, так и инфляционных ожиданий населения, что создает условия для устойчивого экономического роста. Вместе с тем шоковая терапия ведет к значительному спаду производства и росту безработицы, очень понижает жизненный уровень населения и ведет к росту социальной напряженности в обществе.

Адаптивная политика предполагает использование метода постепенного сокращения инфляции. Постепенное сокращение излишней денежной массы в обращении позволяет избежать шока в сфере занятости и производства, а также чрезмерной социальной напряженности в обществе, однако и не обманывает инфляционных ожиданий населения.

Инфляция - сложный социально-экономический процесс, вызывающий множество последствий как в экономике, так и в социальной сфере.

1. В условиях инфляции реальные доходы населения сокращаются. Здесь необходимо рассмотреть два показателя - номинальный и реальный доход. Номинальный доход - фактически полученный доход, а реальный доход - сумма товаров и услуг, которую могут приобрести потребители в рамках своего номинального дохода. Это означает, что при неизменной величине номинального дохода по мере развития инфляционных процессов объемы покупок из-за роста цен будут сокращаться, то есть реальный доход будет падать. Реальный доход можно рассчитать следующим образом:

  • 2. При инфляции уменьшаются реальные накопления, осуществляемые в форме бумажных денег, кроме того, уровень инфляции чаще всего гораздо выше, чем ставка процента в кредитных учреждениях. Таким образом, личные сбережения населения обесцениваются.
  • 3. Особенно быстро идет социальное расслоение. Большая часть населения нищает, переходя черту бедности.
  • 4. Скрытая конфискация государством средств у населения с помощью прогрессивного налогообложения. Налогообложение основных доходов домохозяйств носит в большинстве стран прогрессивный характер, то есть чем выше доход, тем выше ставка подоходного налога. В условиях высокой инфляции первоначальные ставки налогообложения доходов богатых слоев населения, существовавшие на начало года, начинают постепенно распространяться уже на доходы средних и даже бедных слоев общества.
  • 5. «Бегство» от денег - ускоренная материализация денежных средств населения и бизнеса, то есть в условиях обесценивания денег субъекты рыночных отношений стараются как можно быстрее избавиться от них, переводя в товары и услуги.
  • 6. Отставание процентной ставки, выплачиваемой банками и другими кредитными учреждениями, от уровня инфляции вплоть до отрицательных значений реальной процентной ставки. Здесь следует различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка - ставка процента по кредитам, существующая в данный момент времени в данной стране. Реальная ставка процента = Номинальная ставка процента за минусом я, где я - уровень инфляции.
  • 7. Потери обычно несут кредиторы, а выигрывают дебиторы в случае, если в договоре кредита не предусматривается изменение ставки процента в соответствии с изменением уровня цен в экономике. Становится невыгодным давать деньги в долг, что приводит к кризису кредитной системы.
  • 8. Практически исключено получение долгосрочных кредитов, следовательно, отсутствуют инвестиционные вложения в экономику.
  • 9. Нестабильность экономической ситуации и экономической информации. В условиях рыночной экономики основную информацию о ситуации на рынке несут цены. Именно на цены ориентируются производители и потребители, принимая решение о продаже или о покупке того или иного товара. Если же цены подвержены постоянным изменениям, производители оказываются дезориентированными. Новые производства, естественно, никто не открывает.

В итоге разрушается система регулирования рыночной экономики.

Существование отрицательных социально-экономических проявлений инфляции вынуждает правительство принимать контрмеры по снижению ее уровня и минимизации негативных последствий. Обычно выделяют два основных направления антиинфляционной политики государства: адаптивная политика, предполагающая приспособление к инфляции, смягчение ее последствий, и активная политика, направленная на ликвидацию причин инфляции. Суть адаптивной политики сводится к тому, что правительство с определенной периодичностью индексирует основные виды доходов населения (минимальная заработная плата, пенсии, стипендии и т. п.). Обычно индексация составляет 60-70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а, с другой стороны, за счет разницы в 30-40 % постепенно за полтора-два года снизить спрос на национальном рынке и тем самым погасить инфляцию. Этот метод борьбы с инфляцией имеет как достоинства, так и недостатки. Явным его преимуществом является социальная стабильность в обществе; недостатком - длительность сроков реализации данного подхода к борьбе с инфляционными явлениями. Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находящихся в обращении. Это предполагает:

  • проведение денежной реформы конфискационного типа;
  • контроль за денежной эмиссией;
  • недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета;
  • осуществление текущего контроля за состоянием денежной массы в рамках проведения кредитно-денежной политики.

Кроме указанных мероприятий предпринимается ряд других шагов, направленных против инфляции спроса и инфляции предложения:

  • увеличение налогов и сокращение государственных расходов;
  • сокращение дефицита госбюджета;
  • стабилизация валютного курса;
  • сдерживание роста факторных доходов (доходы владельцев факторов производства - плата за экономические ресурсы);
  • борьба с монополизмом в экономике.

Реализация политики активной борьбы с инфляцией позволяет свести инфляцию почти к нулю за достаточно короткий промежуток времени. Однако реализация описанных выше мер сопровождается массовым разорением неконкурентоспособных и низкорентабельных фирм, приводит к росту безработицы, порождая социальную напряженность в обществе.

В реальной действительности правительство чаще всего проводит политику, сочетающую оба направления борьбы с инфляцией с преобладанием какого-либо из них.

Контрольные вопросы

  • 1. Что понимается под экономическим циклом? Каковы основные фазы экономического цикла?
  • 2. Назовите и охарактеризуйте виды экономических циклов.
  • 3. Каковы причины циклического развития экономики?
  • 4. Как воздействуют экономические циклы на производство и занятость в различных секторах экономики? Как воздействует принцип акселерации на циклическое развитие?
  • 5. Почему безработица представляет собой экономическую проблему? Как измерить ее уровень? Почему важно знать продолжительность безработицы?
  • 6. Как определяется естественный уровень безработицы? Что такое полная занятость, потенциальный объем национального производства?
  • 7. Охарактеризуйте формы безработицы. Чем различаются между собой фрикционная, структурная и циклическая безработица?
  • 8. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?
  • 9. В чем состоит сущность инфляции? Каковы основные проявления инфляции? Чем различаются между собой открытая и подавленная инфляция?
  • 10. Как измерить открытую инфляцию? Каковы способы оценки уровня подавленной инфляции?
  • 11. Сравните между собой умеренную, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию.