Open
Close

Правда что гоголя похоронили живым. Тайна могилы гоголя

С историей похорон и перезахоронения праха Николая Васильевича Гоголя связано множество легенд и домыслов. По разным данным, при эксгумации останков автора "Мертвых душ" не обнаружили черепа, а после переноса праха Гоголя в другую могилу - куска сюртука и сапога, а также ребра и берцовой кости.

В прах

Николай Васильевич Гоголь скончался в 1852 году и был похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве. Как сообщает сайт "Основы православной культуры ", вскоре после похорон на его могиле был установлен обыкновенный бронзовый православный крест и надгробная плита из черного мрамора, на которой был помещен стих из Священного Писания - цитата из пророка Иеремии: "Горьким словом моим посмеюся".

Немного позднее Константин Аксаков, сын друга Гоголя Сергея Тимофеевича Аксакова, установил на могиле писателя массивный камень из морского гранита, специально привезенный им из Крыма. Камень использовался как основание для креста и был прозван Голгофой. На нем, по решению друзей писателя, была высечена строка из Евангелия - "Ей, гряди, Господи Иисусе!".

В 1909 году, к 100‑летнему юбилею писателя, была произведена реставрация захоронения. На могиле Гоголя установили чугунную решетчатую ограду и саркофаг работы скульптора Николая Андреева. Барельефы на решетке считаются уникальными: согласно ряду источников, они сделаны с прижизненного изображения Гоголя, сообщает "Московский комсомолец" .

Перезахоронение останков Гоголя с кладбища Свято-Данилова монастыря на Новодевичье кладбище произошло 1 июня 1931 года и было связано с постановлением властей города о закрытии монастыря, которое являлось частью масштабного плана реконструкции Москвы. В здании монастыря предполагалось создать приемник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, а монастырское кладбище уничтожить, предварительно перенеся захороненный там прах ряда значительных общественных и культурных деятелей, в том числе и Гоголя, на Новодевичье кладбище.

Вскрытие могилы Гоголя состоялось 31 мая 1931 года. Параллельно были вскрыты могилы философа-публициста Алексея Хомякова и поэта Николая Языкова. Вскрытие могил происходило в присутствии группы известных советских литераторов. В том числе во время эксгумации Гоголя присутствовали писатели Всеволод Иванов, Владимир Лидин, Александр Малышкин, Юрий Олеша, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич. Помимо литераторов, при церемонии перезахоронения присутствовали историк Мария Барановская, археолог Алексей Смирнов, художник Александр Тышлер.

Основным источником, по которому можно судить о произошедших в тот день на Свято-Даниловском кладбище событиях, являются письменные воспоминания свидетеля вскрытия могилы Гоголя - писателя Владимира Лидина.

Согласно этим воспоминаниям, вскрытие могилы Гоголя происходило с большими трудностями. Во-первых, могила писателя оказалась расположена на существенно большей, чем другие захоронения, глубине. Во-вторых, при раскопках обнаружилось, что гроб с телом Гоголя был вставлен в кирпичный склеп "необычайной прочности" через отверстие в стенке склепа. Вскрытие могилы завершилось уже после захода солнца, и в связи с этим Лидин не смог сфотографировать прах писателя.

На "сувениры"

Об останках писателя Лидин сообщает следующее: "Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся; только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста".

Далее Лидин пишет: "Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку".

Лидин не скрывает, что "позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплетчик вделал в футляр первого издания "Мертвых душ". По свидетельству писателя Юрия Алехина, переплетенное фрагментом гоголевского камзола первое издание "Мертвых душ" сейчас находится у дочери Владимира Лидина.

Лидин приводит городскую легенду о том, что череп Гоголя был украден по заказу известного коллекционера и театрального деятеля Алексея Бахрушина монахами Свято-Даниловского монастыря при реставрации могилы Гоголя, которая проводилась в 1909 году в связи со 100‑летним юбилеем писателя. Лидин также пишет, что "в Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них по предположению… Гоголя".

Однако Леопольд Ястржембский, впервые опубликовавший воспоминания Лидина, в своих комментариях к статье сообщает , что его попытки обнаружить в Центральном Театральном музее имени Бахрушина какие-либо сведения о якобы находящемся там черепе неизвестного происхождения ни к чему не привели.

Историк, специалист по московскому некрополю Мария Барановская утверждала, что сохранился не только череп, но и светло-каштановые волосы на нем. Однако другой свидетель эксгумации ‑ археолог Алексей Смирнов ‑ опровергал это, подтверждая версию об отсутствовавшем черепе Гоголя. А поэт и переводчик Сергей Соловьев утверждал, что при вскрытии могилы не было найдено не только останков писателя, но и вообще гроба, но якобы обнаружилась система вентиляционных ходов и трубок, устроенных на тот случай, если похороненный окажется жив, сообщается на сайте "Религия и СМИ" .

Бывший член московского Военно-революционного комитета, дипломат и писатель Александр Аросев в своем дневнике приводит свидетельство Всеволода Иванова о том, что при вскрытии могил на кладбище Свято-Даниловского монастыря "у Гоголя головы не нашли".

Однако писатель Юрий Алехин, который в середине 1980‑х годов провел собственное расследование обстоятельств, связанных с перезахоронением Гоголя, в интервью, впервые опубликованном в журнале "Русский дом" , утверждает, что многочисленные устные воспоминания Владимира Лидина о событиях, происходивших 31 мая 1931 года на Свято-Даниловском кладбище, значительно отличаются от письменных. Во-первых, в личной беседе с Алехиным Лидин даже не упоминал о том, что скелет Гоголя был обезглавлен. По его устному свидетельству, донесенному до нас Алехиным, череп Гоголя был лишь "повернут набок", что, в свою очередь, мгновенно породило легенду о том, что писатель, якобы впавший в подобие летаргического сна, был похоронен заживо.

Кроме того, Алехин сообщает, что Лидин в своих письменных воспоминаниях скрыл факты, упомянув лишь о том, что он взял из гроба писателя фрагмент сюртука. По сообщению Алехина, "из гроба кроме куска материи стащили ребро, берцовую кость и… один сапог".

Позднее, по устному свидетельству Лидина, он и еще несколько литераторов, присутствовавших при вскрытии могилы Гоголя, из соображений мистического порядка тайно "похоронили" похищенную берцовую кость и сапог писателя неподалеку от его новой могилы на Новодевичьем кладбищ.

Литератор Вячеслав Полонский, хорошо знавший многих присутствовавших на кладбище писателей, в своем дневнике также говорит о фактах мародерства, сопровождавших вскрытие могилы Гоголя: "Один отрезал кусочек сюртука Гоголя (Малышкин…), другой - кусок позумента с гроба, который сохранился. А Стенич украл ребро Гоголя - просто взял и сунул себе в карман".

Позднее, как утверждает Полонский, ребром Гоголя обманным путем завладел писатель Лев Никулин: "Стенич… зайдя к Никулину, просил ребро сохранить и вернуть ему, когда он поедет к себе в Ленинград. Никулин изготовил из дерева копию ребра и, завернутое, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, Стенич собрал гостей - ленинградских писателей - и… торжественно предъявил ребро, ‑ гости бросились рассматривать и обнаружили, что ребро изготовлено из дерева… Никулин уверяет, что подлинное ребро и кусок позумента сдал в какой-то музей".

Существует и официальный акт вскрытия могилы Гоголя, но он не проясняет обстоятельств эксгумации, являясь формальным документом.

Вопреки завещанию

После эксгумации ограда и саркофаг были перенесены на Новодевичье кладбище, крест же был утерян, а камень отправлен в кладбищенскую мастерскую. В начале 1950-х годов "Голгофа" была обнаружена вдовой Михаила Булгакова Еленой Сергеевной, которая установила камень на могиле своего мужа, страстного почитателя Гоголя, сообщается на сайте bulgakov.ru . Кстати, Михаил Булгаков мог использовать слухи об украденной голове писателя в романе "Мастер и Маргарита" в истории с пропавшей головой председателя правления MACСОЛИТа Берлиоза.

В 1957 году на могиле Гоголя был установлен бюст писателя работы скульптора Николая Томского. Бюст стоит на мраморном постаменте, на котором выгравирована надпись "Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза". Тем самым было нарушено завещание Гоголя - в переписке с друзьями он просил не устанавливать над своими останками памятника.

В последнее время в СМИ активно обсуждалась и продолжает обсуждаться возможность демонтажа бюста и замены его на обычный православный крест.

Материал подготовлен Интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ

Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь скорчась лежал на боку.
Вросший ноготь подкладку порвал сапогу.
А.Вознесенский

Слухи о том, что Николая Васильевича Гоголя похоронили в летаргическом сне, живут уже больше чем полвека после переноса праха писателя с кладбища Даниловского монастыря на Новодевичье. При этом был вскрыт гроб… или, как говорится в акте хранящемся в ЦГАЛИ, «произведена эксгумация писателя Николая Васильевича Гоголя». За страшную версию свидетельствует и неопределенность врачебного заключения, и «Завещание» автора «Мертвых душ», написанное за семь лет до смерти, где он предупреждал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».
Исследованием этого вопроса занимался ст. научный сотрудник Государственного литературного музея Юрий Владимирович Алехин (1946-2003), который в бытность свою студентом литинститута слышал рассказ писателя В.Г.Лидина (1894-1979), присутствовавшего при перезахоронении Гоголя. Вот эта история. Однажды Владимиру Германовичу позвонил директор Новодевичьего кладбища: «Завтра состоится перезахоронение праха Гоголя. Не хотите ли присутствовать?» Лидин, понятно, не отказался, и на следующий день 31 мая 1931 г. пришел на кладбище Даниловского монастыря к могиле Гоголя. (Прах переносили в связи с ликвидацией некрополя). У могилы он встретил собратьев по перу Вс. Иванова, В.Луговского, М.Светлова, Ю.Олешу. Их также оповестили накануне. Не обошлось и без людей из богемы, Бог весть как прознавших о перенесении праха. В большем числе явились комсомольцы из Хамовников (директор Новодевичьего кладбища был выдвинут от комсомола). Было несколько милиционеров. Священников и убеленных сединой профессоров, что приличествовало бы событию, Лидин не увидел. Всего собралось 20-30 человек. Гроб понесли не сразу, вспоминал Лидин, он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль в стороне. А когда его извлекли из-под земли, с виду крепкий, из дубовых досок, и вскрыли, то к сердечному трепету примешалось еще… недоумение. В гробу лежал скелет с повернутой набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь при жизни будто не живой и после смерти не мертвый, этот странный великий человек».
Прах Гоголя перевозили на подводе. За ней, хлюпая по лужам, молча шли люди. День был серый. У некоторых из сопровождавших подводу в глазах светились слезы. А особенно горько плакала молодая сотрудница исторического музея Мария Юрьевна Барановская, жена известного архитектора. Увидев это, один из стражей порядка сказал другому: «Гляди, вдова-то как убивается!»
Святая для россиян могила, наспех выровненная могильщиками, осталась позади в прошлом. А стоявший над ней тяжелый камень, напоминающий очертаниями Голгофу днем-другим раньше куда-то увезли. Позже, в начале 50-х годов, Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя М.А.Булгакова, нашла его среди обломков в сарае гранильщиков Новодевичьего кладбища. Камень Гоголя лег на могилу его достойного преемника, автора «Мастера и Маргариты», воскликнувшего в одном из писем: «Учитель, укрой меня своею чугунною шинелью».
Перезахоранивали прах Гоголя, в основном, люди, которые не верили в Бога; равнодушные к прошлому, к чужой смерти. По дороге на Новодевичье прах Гоголя был разорен: сначала куски материи, потом сапоги, ребра, даже берцовая кость, все это потихоньку исчезло. Растаскивали прах комсомольцы. Примкнул к ним, в какой-то мере, и Лидин. Он не скрывал того, что взял кусочек жилета. Эта реликвия, вставленная им в окантованный металлом переплет прижизненного издания Гоголя сохранилась в библиотеке писателя.
Однако те, кто взял останки Гоголя, через несколько дней, договорившись с собой, изъятое за малым исключением вернули… прикопали на могиле землею. Рассказывали, что одному из них Гоголь снился три ночи подряд требовал вернуть свое ребро. И второй себе места не находил. Он оставил в кармане плаща, повешенного в прихожей, берцовую кость, а на следующее утро там ее не нашел. Опросил других никто не брал. А третий, может быть, ради любопытства, прочитал в то время «Завещание» Гоголя, где помимо прочего сказано: «…стыдно тому, что привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя…» И устыдился своего поступка.
Но несмотря на все мистические совпадения и знамения, думается, Гоголь все-таки не был похоронен в летаргическом сне. Скульптор Н.Рамазанов, снявший с писателя посмертную маску, например, писал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб … наконец беспрестанно пребывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником, заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения поспешить…»
А тому, что Гоголь так необычно лежал в гробу, как говорят патологоанатомы, есть очень простое объяснение: первыми подгнивают боковые, самые узкие доски гроба, крышка под тяжестью грунта начинает опускаться, давит на голову мертвеца и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке». Явление, кстати, нередкое.
Впрочем, не хочется мыслить такими сугубо материалистическими категориями, ведь вера в чудо, трепет перед мистическими совпадениями, загробным, таинственным, они всегда живы в национальном характере, который не смогли перековать никакие идеологи недавнего прошлого.

Николай Васильевич Гоголь умер 3 марта 1852 года. 6 марта 1852 года он был предан земле на кладбище у Данилова монастыря. Согласно завещанию, памятника ему не ставили - над могилой возвышалась Голгофа.

Но спустя 79 лет прах писателя был извлечен из могилы: советским правительством Данилов монастырь был преобразован в колонию для малолетних преступников, а некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих «счастливчиков» наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

На перезахоронении присутствовал весь цвет советской интеллигенции. Среди них был и писатель В. Лидин. Именно ему Гоголь обязан возникновению многочисленных легенд о себе. Один из мифов касался летаргического сна писателя. По словам Лидина, когда гроб извлекли из-под земли и вскрыли, то присутствующих охватило недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил.

Вспомнились рассказы о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Увиденное повергло присутствующих в шок. Неужели Гоголю пришлось пережить ужас подобной смерти?

Стоит заметить, что в дальнейшем эта история была подвержена критике. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом» позвонке.

Однако этим эпизодом буйная фантазия Лидина не ограничилась. Последовал более страшный рассказ – оказывается, при вскрытии гроба у скелета вовсе не оказалось черепа. Куда же он мог деться? Эта новая выдумка Лидина породила и новые гипотезы. Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Предположили, что именно тогда и могли похитить череп писателя. Было высказана догадка, что его выкрали по просьбе фанатика русского театра, купца Алексея Александровича Бахрушина. Поговаривали, что у него уже был череп великого русского актера Щепкина.

Николай Гоголь: боялся быть похороненным заживо

Как известно, с именем Николая Васильевича Гоголя (20 марта 1809 - 21 февраля 1852) как при жизни, так и после его смерти связано много мистики и небылиц. Одной из самых ярких является легенда, согласно которой всю жизнь писатель боялся быть похороненным заживо, и появление «Вия» будто бы является косвенным подтверждением его опасений.

Опасения писателя не были придуманы потомками - они имеют документальное подтверждение. Дело все в том, что примерно с 1839 года у него начинается прогрессирующее расстройство здоровья. Находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, болезнь поразила мозг писателя. С регулярной периодичностью у него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. В 1845 году Гоголь писал сестре Лизе: «Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо мое все пожелтело, а руки распухли и почернели и были как лед, это пугало меня самого. Я боюсь, что в один момент я остыну полностью, и меня похоронят заживо, не заметив, что сердце еще бьется».

Ходило много слухов, впрочем, не лишенных оснований, и о «религиозном помешательстве» писателя, хотя в общепринятом понимании он не был глубоко верующим человеком. И не был аскетом. Болезнь, а с ней и общее «головное расстройство», подтолкнули писателя к «непрограммируемым» религиозным размышлениям. А новое окружение, в котором он оказался, усиливало и поддерживало их (согласно историческим документам, Гоголь вступил в секту «Мученики ада» и отдавал сектантам все заработанные деньги).

Несмотря на признаки депрессии и умопомрачения, он нашел в себе силы, чтобы отправиться в феврале 1848 года в Иерусалим к Гробу Господню. Однако поездка не принесла душевного облегчения. Он становится замкнутым, странным в общении, капризным и неопрятным в одежде. В то же время он создает самое странное свое произведение «Выбранные места», которое начинается зловеще-мистическими словами: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения… Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться…». Эти строки в сочетании со страшными рассказами, последовавшими после вскрытия могилы писателя при перезахоронении его останков (о якобы поврежденной, исцарапанной обшивке крышки гроба, о неестественном, на боку и как бы скрюченном положении скелета писателя), и породили ужасные слухи о том, что Гоголя похоронили живым. Что он очнулся в гробу, под землей, и в отчаянии пытаясь выбраться, погиб от смертельного страха и удушья. Эта жуткая мистическая легенда, не имеет в своей основе никаких исторических доказательств. Но кто знает, как оно было на самом деле…

В июне 1931 года кладбище Свято-Данилова монастыря, где в 1852 году и был похоронен писатель, упразднили. Прах Гоголя и ряда других известных исторических персоналий по личному распоряжению Лазаря Кагановича перенесли на кладбище Новодевичьего монастыря. При перезахоронении праха Гоголя была выявлена еще одна мистическая особенность. На бок труп не перевернулся и обшивку гроба не исцарапал, но, как пишет профессор Владимир Лидину, который присутствовал на вскрытии могилы в своих воспоминаниях «Перенесение праха Гоголя»: «…Могилу вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения, как будто ее кто-то нарочно пытался утащить в недра земли - глубина была такой, что лебедки и лестниц не хватало, чтобы дотянутся до гроба… Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток, и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб. Работа по вскрытию склепа затянулась. Начались уже сумерки, когда могила была, наконец, вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы. Черепа в гробу не оказалось! Останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки… Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4–5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста».

Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. Одну из версий высказывает тот же Владимир Лидин: в 1909 году, когда при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве производилась реставрация могилы Гоголя, один из известнейших коллекционеров Москвы и России Бахрушин, он же основатель Театрального музея, подговорил будто бы монахов Свято-Данилова монастыря за большие деньги добыть для него череп Гоголя, поскольку, по поверьям, он обладает магической силой. Так это или нет - история умалчивает.

Из книги Сатанисты XX века автора Шабельская-Борк Елизавета Александровна

ВОСКРЕСШИЙ ИЗ ЗАЖИВО ПОГРЕБЁННЫХ (Предисловие к рижскому изданию 1934 года)Пресса создавала и создаёт или гул славы вокруг избранного имени, или засасывающую тину бесславия, или, наконец, окружает писателя непроницаемой стеной молчания. Последнее подобно погребению

Из книги Агхора. По левую руку Бога автора Свобода Роберт Е.

Умереть заживо Умереть заживо - значит устранить любые непроизвольные реакции своих чувств. У вас не могут «течь слюнки», когда вы видите вкусный кусок жареного мяса: разве мертвый испытывает голод? У вас не может возникнуть возбуждение, даже мысленное, когда мимо

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 18 автора Степанова Наталья Ивановна

Как помочь заживо отпетым Из письма: «Мою маму отпели как покойницу, а виной всему мой любвеобильный отец. За двадцать пять лет мама родила от него девятерых детей, и в селе у него еще семь ребятишек от разных женщин. Последняя его любовница оказалась самой настойчивой.

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 28 автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы муж боялся жену потерять Если муж не дорожит своей женой, нужно дотронуться до его век правой рукой и про себя (мысленно) сказать: Как раб (такой-то) боится своих глаз потерять, Так пусть он обо мне (такой-то) Будет день и ночь страдать. Ключ, замок, язык. Аминь.

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 30 автора Степанова Наталья Ивановна

Чтоб не быть заживо погребенным Когда во время моего обучения бабушка перешла к теме летаргического сна, я очень удивилась, ведь до этого я не знала, что бывают случаи, когда человека заживо закапывают в могилу. Как всегда, когда дело касалось новой темы, бабушка начала мне

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 16 автора Степанова Наталья Ивановна

Заживо отпетые

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 06 автора Степанова Наталья Ивановна

Как исцелить отпетого заживо В трех церквах заказывают службы о здравии для себя. Потом покупают живую рыбу, а затем ее закапывают – хоронят, – отводя от себя беду. Заговор читают возле рыбьей «могилы» один раз и уходят не оглядываясь. Дома съедают три блина, запивая их

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы муж боялся близости с другой Мне хочется рассказать один случай, который отпечатался в моей памяти так крепко, как будто это было только вчера. В ту пору я уже обучалась ремеслу у своей бабушки. Была тогда очень вьюжная и холодная зима. Нынешнее поколение вряд ли

Из книги Величайшие загадки аномальных явлений автора Непомнящий Николай Николаевич

Не тревожьте дух заживо погребенного Много лет назад в Новосибирске планировали построить областную больницу. Администрация города решила выделить под строительство место, где было расположено кладбище. Кладбище решили снести. Со стороны общественности пошли

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 36 автора Степанова Наталья Ивановна

ПОХОРОНЕННЫЕ ЗАЖИВО Жизнь и смерть. Два загадочных, неразрывно связанных друг с другом понятия. Они только на первый взгляд противоположны друг другу. Ибо грань, отделяющая одно состояние от другого, может быть очень тонкой.Многие знают о мучительной, болезненной тревоге

Из книги 1777 новых заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы муж боялся потерять жену Для того чтобы супруг дорожил своей женой и больше всего в жизни боялся ее потерять, нужно взять новорожденного котенка от кошки-матери на свои руки и потихоньку от нее отходить. Встревоженная кошка будет следовать за вами по пятам и жалобно

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Из книги 100 пророчеств о судьбе русского народа автора Клыковская Тина Николаевна

Александр Пушкин: всю жизнь боялся предсказания гадалки Как-то считающийся «солнцем русской поэзии» великий Александр Сергеевич Пушкин (26 мая 1799 - 29 января 1837) беседовал со своим приятелем графом Ланским. Речь зашла о религии, и оба наперебой принялись подвергать ее

Из книги автора

Зигмунд Фрейд: боялся стать жертвой растений В это сложно поверить, но легендарный австрийский психолог, психиатр и невролог, автор многочисленных книг, являющихся сегодня учебными пособиями по психологии, Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 - 23 сентября 1939, Лондон) не смог победить

Из книги автора

Иннокентий Смоктуновский: панически боялся порождения ада Неизвестно, что Зигмунд Фрейд посоветовал бы для избавления от страха известному советскому и российскому актеру Иннокентию Михайловичу Смоктуновскому (28 марта 1925 - 3 августа 1994), но известно, что любимец

Из книги автора

7. Николай ГОГОЛЬ Без любви к Богу никому не спастись, а любви к Богу у вас нет. В монастыре ее не найдете; в монастырь идут одни, которых уже позвал туда сам Бог. Без воли Бога нельзя и полюбить Его. Да и как полюбить Того, Которого никто не видал? Какими молитвами и усильями

Сотканный из противоречий, он поражал всех своей гениальностью на поприще литературы и странностями в обыденной жизни. Классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь был труднопостижимым человеком.

Например, он спал только сидя, боясь, чтобы его не приняли за мертвого. Совершал длительные прогулки по… дому, выпивая в каждой комнате по стакану воды. Периодически впадал в состояние длительного оцепенения. Да и смерть великого писателя была загадочной: то ли он умер от отравления, то ли от рака, то ли от душевной болезни.

Поставить точный диагноз врачи безуспешно пытаются уже более полутора столетий.

Странный ребенок

Будущий автор «Мертвых душ» родился в неблагополучной с точки зрения наследственности семье. Дед и бабка его со стороны матери были суеверны, религиозны, верили в приметы и предсказания. Одна из теток и вовсе была «слабой на голову»: могла неделями смазывать голову сальной свечой, чтобы предотвратить поседение волос, строила рожи, сидя за обеденным столом, прятала под матрас кусочки хлеба.

Когда в 1809 году в этой семье родился младенец, все решили, что мальчик долго не протянет — настолько он был слабеньким. Но ребенок выжил.

Рос он, правда, худым, тщедушным и болезненным — словом, из тех самых «счастливчиков», к которым липнут все болячки. Сначала привязалась золотуха, потом скарлатина, следом гнойный отит. Все это на фоне непроходящих простуд.

Но основным заболеванием Гоголя, беспокоившим его почти всю жизнь, был маниакально-депрессивный психоз.

Неудивительно, что мальчик вырос замкнутым и малообщительным. По воспоминаниям его соучеников по Нежинскому лицею, он был угрюмым, упрямым и очень скрытным подростком. И лишь блестящая игра в лицейском театре говорила о том, что этот человек обладает недюжинным актерским талантом.

В 1828 году Гоголь приезжает в Петербург с целью сделать карьеру. Не желая работать мелким чиновником, он решает поступить на сцену. Но безуспешно. Пришлось устроиться клерком. Однако подолгу в одном месте Гоголь не задерживался — летал от департамента к департаменту.

Люди, с которыми он на тот момент близко общался, сетовали на его капризность, неискренность, холодность, невнимание к хозяевам и трудно объяснимые странности.

Он молод, полон честолюбивых планов, выходит его первая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь знакомится с Пушкиным, чем страшно гордится. Вращается в светских кругах. Но уже в это время в петербургских салонах стали замечать некие странности в поведении молодого человека.

Куда деть себя?

Втечение всей жизни Гоголь жаловался на боли в желудке. Однако это не мешало ему за один присест съесть обед на четверых, «полирнув» все это банкой варенья и корзиной печенья.

Немудрено, что уже с 22-летнего возраста писатель страдал хроническим геморроем с сильными обострениями. По этой причине он никогда не работал сидя. Писал исключительно стоя, проводя на ногах по 10-12 часов в день.

Что касается взаимоотношений с противоположным полом, то это тайна за семью печатями.

Еще в 1829 году он прислал матери письмо, в котором говорил о страшной любви к какой-то даме. Но уже в следующем послании — ни слова о девушке, лишь скучное описание некоей сыпи, которая, по его словам, не что иное, как последствие детской золотухи. Связав девушку с болячкой, матушка сделала вывод, что ее сыночек подхватил срамную болезнь от какой-то столичной вертихвостки.

На самом деле и любовь, и недомогание Гоголь выдумал для того, чтобы выцыганить некоторую сумму денег из родительницы.

Имел ли писатель плотские контакты с женщинами — большой вопрос. По свидетельству врача, наблюдавшего Гоголя, таковых не было. Виной тому некий кастрационный комплекс — иначе говоря, слабое влечение. И это при том, что Николай Васильевич любил скабрезные анекдоты и умел их рассказывать, совершенно не опуская нецензурные слова.

Тогда как приступы душевной болезни были, несомненно, налицо.

Первый клинически очерченный приступ депрессии, отнявший у писателя «почти год жизни», был отмечен в 1834 году.

Начиная с 1837 года приступы, различные по продолжительности и тяжести, стали наблюдаться регулярно. Гоголь жаловался на тоску, «которой нет описания» и от которой он не знал, «куда деть себя». Сетовал, что его «душа… изнывает от страшной хандры», находится «в каком-то бесчувственном сонном положении». Из-за этого Гоголь не мог не только творить, но и думать. Отсюда жалобы на «затмение памяти» и «странное бездействие ума».

Приступы религиозного просветления сменялись страхом и отчаянием. Они побуждали Гоголя к исполнению христианских подвигов. Один из них — измождение тела — и привел писателя к гибели.

Тонкости души и тела

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя — Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни — в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, — голодание было для него смертельно опасно.

Гоголь тогда жил в Москве, на первом этаже дома графа Толстого, своего друга.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так: «Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело; глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…»

Дом на Никитском бульваре, где был сожжен второй том «Мертвых душ». Здесь же Гоголь и скончался. Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз — менингит — и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», -стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать — тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

— Гроб нашли не сразу,— рассказывал он студентам Литературного института,— он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли — залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок — и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В фобу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь — при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,— этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

«Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Тогда Лидин запустил новую версию. В своих письменных воспоминаниях об эксгумации он поведал новую историю, еще более страшную и загадочную, чем его устные рассказы. «Вот что представлял собой прах Гоголя,— писал он,— черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков; весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета… Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы на малой глубине значительно выше склепа с замурованным гробом был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку».

Эта новая выдумка Лидина потребовала новых гипотез. Когда мог исчезнуть из гроба череп Гоголя? Кому он мог понадобиться? И что вообще за возня поднята вокруг останков великого писателя?

Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Вот тогда-то таинственные злоумышленники и могли похитить череп писателя. А что касается заинтересованных лиц, то недаром, видно, ходили по Москве слухи, что в уникальной коллекции А. А. Бахрушина, страстного собирателя театральных реликвий, тайно хранились черепа Щепкина и Гоголя…

А неистощимый на выдумки Лидин поражал слушателей новыми сенсационными подробностями: дескать, когда прах писателя везли из Данилова монастыря в Новодевичий, кое-кто из присутствовавших на перезахоронении не удержался и прихватил себе на память некоторые реликвии. Один будто бы стащил ребро Гоголя, другой — берцовую кость, третий — сапог. Сам Лидин даже показывал гостям том прижизненного издания гоголевских сочинений, в переплет которого он вделал кусок ткани, оторванный им от сюртука лежавшего в гробу Гоголя.

В своем завещании Гоголь стыдил тех, кто «привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя». Но не устыдились ветреные потомки, нарушили завещание писателя, нечистыми руками на потеху стали ворошить «гниющую персть». Не уважили они и его завет не ставить на его могиле никакого памятника.

Аксаковы привезли в Москву с берега Черного моря камень, по форме напоминающий Голгофу — холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях.

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа — создателя «Мастера и Маргариты».

Не менее таинственна и мистична судьба московских памятников Гоголю. Мысль о необходимости такого монумента родилась в 1880 году во время торжеств по поводу открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре. А через 29 лет, к столетию со дня рождения Николая Васильевича 26 апреля 1909 года, на Пречистенском бульваре был открыт памятник, созданный скульптором Н. Андреевым. Эта скульптура, изображавшая глубоко удрученного Гоголя в момент его тяжких раздумий, вызвала неоднозначные оценки. Одни восторженно хвалили ее, другие яростно порицали. Но все соглашались: Андрееву удалось создать произведение высочайших художественных достоинств.

Споры вокруг самобытной авторской трактовки образа Гоголя не продолжали утихать и в советское время, не терпевшее духа упадка и уныния даже у великих писателей прошлого. Социалистической Москве требовался другой Гоголь — ясный, светлый, спокойный. Не Гоголь «Выбранных мест из переписки с друзьями», а Гоголь «Тараса Бульбы», «Ревизора», «Мертвых душ».

В 1935 году Всесоюзный Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявляет конкурс на новый памятник Гоголю в Москве, положивший начало разработкам, прерванным Великой Отечественной войной. Она замедлила, но не остановила эти работы, в которых участвовали крупнейшие мастера скульптуры — М. Манизер, С. Меркуров, Е. Вучетич, Н. Томский.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, на месте андреевского памятника установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским. Андреевский же памятник был перенесен на территорию Донского монастыря, где простоял до 1959 года, когда, по ходатайству Министерства культуры СССР, его установили перед домом Толстого на Никитском бульваре, где жил и умер Николай Васильевич. Чтобы пересечь Арбатскую площадь, творению Андреева потребовалось семь лет!

Споры вокруг московских памятников Гоголю продолжаются даже сейчас. Некоторые москвичи в перенесении памятников склонны усматривать проявление советского тоталитаризма и партийного диктата. Но все, что ни делается, делается к лучшему, и Москва сегодня имеет не один, а два памятника Гоголю, равно драгоценному для России в минуты как упадка, так и просветления духа.

ПОХОЖЕ, ГОГОЛЬ БЫЛ СЛУЧАЙНО ОТРАВЛЕН ВРАЧАМИ!

Хотя мрачный мистический ореол вокруг личности Гоголя в значительной мере был порожден кощунственным разорением его могилы и нелепыми выдумками безответственного Лидина, многое в обстоятельствах его болезни и смерти продолжает оставаться загадочным.

В самом деле, от чего мог умереть сравнительно молодой 42-летний писатель?

Хомяков выдвинул первую версию, согласно которой первопричиной смерти стало тяжелое душевное потрясение, пережитое Гоголем из-за скоротечной кончины жены Хомякова Екатерины Михайловны. «С тех пор он был в каком-то нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства,— вспоминал Хомяков.— Он говел и стал морить себя голодом, попрекая в обжорстве».

Эта версия как будто подтверждается показаниями людей, видевших, какое действие оказали на Гоголя обличительные беседы отца Матфея Константиновского. Именно он требовал, чтобы Николай Васильевич соблюдал строгий пост, требовал от него особого рвения в исполнении суровых наставлений церкви, корил и самого Гоголя, и Пушкина, перед которым Гоголь благоговел, за их греховность и язычество. Обличения красноречивого священника так потрясли Николая Васильевича, что однажды он, прервав отца Матфея, буквально простонал: «Довольно! Оставьте, не могу далее слушать, слишком страшно!» Свидетель этих бесед Тертий Филиппов был убежден, что проповеди отца Матфея настроили Гоголя на пессимистический лад, убедили его в неизбежности близкой смерти.

И все-таки нет никаких оснований считать, что Гоголь сошел с ума. Невольным свидетелем последних часов жизни Николая Васильевича стал дворовый человек одной симбирской помещицы фельдшер Зайцев, который в своих воспоминаниях отмечал, что за сутки до кончины Гоголь был в ясной памяти и здравом рассудке. Успокоившись после «лечебных» истязаний, он дружески беседовал с Зайцевым, расспрашивал о его жизни, сделал даже поправки в стихах, написанных Зайцевым на смерть его матери.

Не подтверждается и версия, будто Гоголь умер от голодного истощения. Взрослый здоровый человек может обходиться совсем без еды 30—40 дней. Гоголь же постился всего 17 дней, да и то не отказывался от пищи полностью…

Но если не от сумасшествия и голода, то не могла ли стать причиной смерти какая-нибудь инфекционная болезнь? В Москве зимой 1852 года свирепствовала эпидемия брюшного тифа, от которого, кстати, скончалась Хомякова. Именно поэтому Иноземцев при первом осмотре заподозрил, что у писателя тиф. Но неделю спустя консилиум врачей, созванный графом Толстым, объявил, что у Гоголя не тиф, а менингит, и назначил тот странный курс лечения, который иначе чем «истязанием» невозможно назвать…

В 1902 году доктор Н. Баженов издал небольшую работу «Болезнь и смерть Гоголя». Тщательно проанализировав симптомы, описанные в воспоминаниях знакомых писателя и лечивших его врачей, Баженов пришел к выводу, что погубило писателя именно это неправильное, ослабляющее лечение его от менингита, которого на самом деле не было.

Думается, Баженов прав лишь отчасти. Назначенное консилиумом лечение, примененное, когда Гоголь был уже безнадежен, усугубило его страдания, но не было причиной самого заболевания, начавшегося значительно раньше. В своих заметках доктор Тарасенков, впервые осмотревший Гоголя 16 февраля, так описывал симптомы болезни: «…пульс был ослабленный, язык чистый, но сухой; кожа имела натуральную теплоту. По всем соображениям видно было, что у него нет горячечного состояния… один раз он имел небольшое кровотечение из носа, жаловался, что у него руки зябнут, мочу имел густую, темноокрашенную…».

Можно только сожалеть, что Баженов при написании своей работы не догадался проконсультироваться с врачом-токсикологом. Ведь описанные им симптомы болезни Гоголя практически неотличимы от симптомов хронического отравления ртутью — главным компонентом того самого каломеля, которым пичкал Гоголя каждый приступавший к лечению эскулап. В самом деле, при хроническом отравлении каломелем возможны и густая темная моча, и различного рода кровотечения, чаще желудочные, но иногда и носовые. Слабый пульс мог быть следствием как ослабления организма от лощения, так и результатом действия каломеля. Многие отмечали, что на протяжении всей болезни Гоголь часто просил пить: жажда — один из характеристик признаков хронического отравления.

По всей вероятности, начало роковой цепи событий положило расстройство желудка и то «слишком сильное действие лекарства», на которое Гоголь жаловался Шевыреву 5 февраля. Поскольку желудочные расстройства тогда лечили именно каломелем, не исключено, что прописанным ему лекарством был именно каломель и прописал его Иноземцев, который через несколько дней заболел сам и перестал наблюдать больного. Писатель перешел в руки Тарасенкова, который, не зная, что Гоголь уже принял опасное лекарство, мог еще раз прописать ему каломель. В третий раз Гоголь получил каломель уже от Клименкова.

Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если сравнительно быстро выводится из организма через кишечник. Если же он задерживается в желудке, то через некоторое время начинает действовать как сильнейший ртутный яд сулема. Именно это, по-видимому, и произошло с Гоголем: значительные дозы принятого им каломеля не выводились из желудка, так как писатель в это время постился и в его желудке просто не было пищи. Постепенно увеличивающееся в его желудке количество каломеля вызвало хроническое отравление, а ослабление организма от недоедания, упадка духа и варварского лечения Клименкова лишь ускорило смерть…

Было бы нетрудно проверить эту гипотезу, исследовав с помощью современных средств анализа содержание ртути в останках. Но не уподобимся кощунственным эксгуматорам тридцать первого года и не будем ради праздного любопытства тревожить вторично прах великого писателя, не будем снова сбрасывать надгробные камни с его могилы и передвигать с места на место его памятники. Все, связанное с памятью Гоголя, пусть сохранится навсегда и стоит на одном месте!