Праздник успения богородицы по православному календарю. О запретах на праздник успения пресвятой богородицы
После
Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении
апостола Иоанна Богослова
, а в его отсутствие жила в
доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех
верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними,
Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения,
бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа,
Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она
насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим
присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к
Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в
знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме
около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и
слышать от Нее Божественные слова. Многие из
новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в
Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь
Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с
апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в
котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну
Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря
Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе
Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец,
Матерь Божия пророчески сказала: "Это место будет Мне в
жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница
месту этому и Богу о нем Ходатаица".
Благоговение древних христиан к Матери Божией было так
велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли
заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее
внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников
Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца
(† 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в
творении "О девственницах" писал о Матери Божией: "Она была
Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем,
осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива,
любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи.
Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать,
почитать старших, не завидовать равным, избегать
хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда
Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в
несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком
скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У
Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного
в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения
скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид
Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои
Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию
нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она
бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о
приведении в исполнение предположенных намерений, или
предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и
то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне
дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для
Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы
Свои Она блюла Сама". По преданию, сохраненному церковным
историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была
роста среднего или, как иные говорят, несколько более
среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как
бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос
продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей;
лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое;
кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими
сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась,
особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная,
простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от
изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно
одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным
цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной
покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась
особая благодать". (Никифор Каллист заимствовал свое
описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.);
Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя
Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария.
М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной
Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал
священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о
телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится
в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на
предание об Успении Матери Божией указывает святитель
Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх
Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице
Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об
обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из
древнейшего и вернейшего предания". Это предание с
подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора
Каллиста в ХIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария
опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже
распространилась по земле и многих завистливых и гордых
вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог
хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая
Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла
здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги
Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и
выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба
Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала
молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред
Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором
переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную.
В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной
вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей
прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем
Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников
Господа, которым возвестила о Своем скором Успении.
Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней
апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса,
поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия.
После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн
услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом
"Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает
скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы,
число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой
Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить
Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в
недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в
одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами
приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время
отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее
благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия.
Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном
восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла
Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее
сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время
этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел
с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем,
Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех
их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения
Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение
Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по
имени, благословляла и хвалила веру и их труды в
проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного
блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего
мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение
Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с
песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором
возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании
Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и
Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной
Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие
ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного
Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный
множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с
праведными душами праотцев и пророков, некогда
предвозвешавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия
Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася
дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы
Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа,
поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной
Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном
сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая
чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы
Небесной, Ангелы взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с
Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица,
прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую
Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть.
На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати
немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах"). Небесные
врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы,
Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное
лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от
тела разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как
воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе,
Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время
Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от
истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1).
Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы
освящались от него и исполнялись благодати и духовной
радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы
всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию,
прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с
Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее
пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с
другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр,
на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов
шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и
множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами,
воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось
от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и
всеми провожавшими Ее внсзапно появился обширный и
светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику
апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение
Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило
земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием
двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места
погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные
необычайным величием погребального шествия и озлобленные
почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том
первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко
всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг,
чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери
Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью
устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший
по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною
оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого
из провожавших не видали. Многие из них были поражены
слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти
к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором
возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек
его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо,
Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией.
Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело
Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда
шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием
началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру
святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в
пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места
погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По
премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было
присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в
третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся
пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что
не удостоился последнего благословения Матери Божией и
прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились
открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым
останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни
только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в
дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для
подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и
сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни". Это так
обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли
часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя
("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица,
помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения
панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери
Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением
и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят
чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи
исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо,
свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не
оставлено случайным переменам преходящего мира, но
несравненно более возвышено преславным вознесением на
Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой
торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее
погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с
Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее
предстательстве за мир.
Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной)
горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы
находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого
плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через
несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая
Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим
и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения:
первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата.
Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов
семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в
Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими
учениками.
Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном
кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно
чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В
храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито
пречистое и благоухающее тело.
Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал
перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания
о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его
супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября),
погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба.
Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.
Сохранились свидетельства, что в конце VII века над
подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала
верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден
купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не
видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была
выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.
Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя
святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых
остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В
ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня,
на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть
камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.
Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный
крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по
бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы
войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На
23-й ступени на правой стороне находится придел в честь
святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив,
на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его
гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а
левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину
48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были
и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В
усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят
западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница
Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе
Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских
гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей
находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается
Божественная литургия на греческом языке.
Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в
VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики
приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в
1803 году, а армяно-григориане - на западной стороне в 1821
году.
12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель
Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По
окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном
облачении совершает краткий молебен перед светлой
плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть
до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери
Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во
главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении
святой плащаницы, называемом "литанией".
Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по
обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с
архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской
Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный
путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия
движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону
Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают
богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей
разных возрастов.За духовенством в два ряда шествуют чернецы
- монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы,
русские. Шествие, продолжительностью около двух часов,
завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед
престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается
возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах,
покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой
Богородицы.
"О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и
лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой
Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и
печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою
Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!"
Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения
Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись,
проходят под ней.
В день отдания праздника (23 августа) снова совершается
торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница
Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с
настоятелем-архимандритом Гефсимании.
Иконы Софии, Премудрости Божией
(Новгородской).
Чудотворная
икона Божией Матери «София – Премудрость Божия» имеется во
многих храмах России и сводится к двум типам: Киевскому и
Новгородскому.
Первая икона «Софии – Премудрости Божией» появилась в
Новгороде в XV в., хотя первая церковь на Руси, освященная в
ее честь, была построена в 989 году в Новгороде, а следующая
– в 1037-м – в Киеве.
Центральной фигурой иконы является Вседержитель в виде
крылатого Огненного Ангела, который восседает на золотом
престоле, поддерживаемом семью столбами. Он облачен в
царскую одежду (подир) и препоясан драгоценным поясом, на
голове – царский венец. В правой руке он держит скипетр с
крестом наверху, а левой прижимает к груди свиток. По
сторонам изображены Богоматерь с Богомладенцем и св. Иоанн
Креститель со свитком, на котором читается: «Аз свидетельствовах». Над головой Ангела – благословляющий
Христос Спаситель, еще выше – золотой престол с раскрытою на
нем книгой – символ Божественного присутствия. С обеих
сторон престола – по три коленопреклоненных ангела.
О том, что Огненный Ангел есть Христос, можно судить по
словам апостола Павла, который говорит: «... мы проповедуем
Христа распятого... Христа, Божию силу и Божию
премудрость... во Иисусе Христе, Который сделался для нас
премудростью от Бога...» (1 Кор. 1. 23–24, 30).
Св. Иоанн Богослов в своем Откровении описывает Сына
Человеческого «...облеченного в подир и по персям
опоясанного золотым поясом... и очи Его, как пламень
огненный; ... и ноги Его... как раскаленные в печи» (Откр.
1. 13–15).
Эта деревянная икона в серебряной вызолоченной ризе – список
с Константинопольской иконы Софии императора Юстиниана и
относится ко времени построения Новгородского собора.
Образ этот прославился многочисленными чудотворениями. По
преданию, пред ней в 1542 г. получила исцеление женщина,
страдавшая болезнью глаз, как написано в Новгородской
летописи: «Премудрость Божия простила жену, очима была
больна». Образ св. Софии есть выражение силы и действия
Премудрости Божией, потому и представлена она в огненном
виде.
Все многочисленные списки иконы «Софии – Премудрости Божией»
имеют своим первообразом преимущественно либо Киевскую, либо
Новгородскую иконы. Празднование киевской иконе происходит 8
сентября, а новгородской – 15 августа.
Чтимые иконы Успения Божией Матери:
Киево-Печерская
(1073), Бахчисарайская, Овиновская
(1425), Псково-Печерская
(1472), Семигородная
(XV) и Пюхтицкая
(XVI).
Моздокской
(XIII), Ацкурской
(I),
Цилканской
(IV), Влахернской
(Груз.),
Владимирской-Ростовской
(XII), Гаенатской
(XIII), Чухломской
(XIV),
Сурдегской
(1530), Тупичевской
(XVII)
икон Успения Божией Матери.
Прп. Макария Римлянина, игумена, и прп.
Харитона.
Новосщмч. пресв. Андрея (Волянского).
Св. Христоса из Янины
(Греч.).
Св. Стефана, старца Вяткинского
(1890).
Новомчч. иерея Павла Сжайко и пресвит. Иоанна
Грабовицких в Польше
(1943)
.
28 августа отмечается один православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 28 августа
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» - двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвященный событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, а как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет один день предпразднества и 9 дней попразднества. В этот день заканчивается Успенский пост, но если праздник совпадает со средой или пятницей, то пища разрешается только с рыбой, а разговляются после поста на следующий день.
История и значение праздника Успения
Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечении апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.
Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь, и Господь возьмет ее к себе.
Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой.
Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам.
Однако открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни».
Праздничные традиции Успения
На Руси праздник Успения Богородицы отмечали 28 августа. В этот день завершали Успенский пост и заканчивали жать хлеба. Последний сноп по традиции ставили рядом с иконами. Его наряжали в красивый сарафан и украшали лентами - так в сознании народа символический «последний сноп» закреплялся за образом Богородицы. Этим же днем было принято освящать семена, зерна и колоски разных хлебов, чтобы на столе всегда было изобилие.
Традиционным в этот день является праздник в складчину, когда каждый вносил посильный вклад в общее празднование. Совместно пеклись пироги и готовились праздничные напитки, а богатые угощали бедных. Поэтому широкое застолье и от чистого сердца розданные милостыни будут уместными и в наши дни.
Считается, что с этого дня начинается бабье лето, а с ним и пора заготовки овощей на зиму. Помочь в этом просили Богородицу: обращались к ней всегда с уважением, называя Госпожой или Владычицей.
По окончании полевых работ водили хороводы, а девушки присматривались к парням: считалось, что жених, встреченный в это время, станет достойным человеком и хорошим мужем. Отправлялись в лес за грибами, орехами и ягодами. И в наши дни эти продукты обязательно нужно иметь на столе в такой значительный день.
Обязательно помолитесь Богородице, чтобы приблизиться к Богу и очистить душу от грешных помыслов. Молитва в этот день - не повинность или обязанность, а благое дело для каждого верующего человека. Чтобы помолиться, не нужно много времени, только обращенное к Богу сердце и чистота помыслов. Именно к этому готовились люди, соблюдая строгий Успенский пост.
Народные приметы на Успение
- После Успения начинается бабье лето, которое обычно длится весь первый месяц осени.
- Наши предки считали, что если до Успения вспахать землю, то можно успеть пожать еще один урожай.
- Радуга в день Успения сулила теплую тихую осень.
- Хорошая погода в день праздника обычно предвещала прохладное бабье лето.
- На Успение девушки выбирали себе женихов, чтобы не остаться незамужними на всю зиму.
- На Успение запрещено ссориться с близкими людьми, чтобы не принести в дом разлад и несчастья.
- Много паутины в день праздника предвещает холодную зиму с малым количеством осадков.
- Морозы после Успения говорят о продолжительной осени.
- Тихая вода сулила спокойную осень и зиму без метелей.
- Туман с утра означал обилие урожая грибов.
В России принято отмечать большое количество праздников, которые условно можно разделить на несколько видов: государственные, профессиональные и церковные. Из-за того, что их в течении года отмечается очень много, некоторые россияне теряются и хотят узнать ответ на вопрос: какой сегодня праздник?
Постараемся это сделать в сегодняшнем материале, в котором мы остановимся на тех праздниках, что выпадают на 28 августа 2017 года. Сегодня отмечается, в частности, Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Каких-либо других значимых праздников с точки зрения нашей страны на этот день не приходится. Остановиться подробнее можно будет лишь на народном празднике, который неразрывным образом связан с Успением, но только повествование о нем происходить с народных позиций, традиций и запретов.
Какой сегодня православный праздник, 28.08.2017: Успение Пресвятой Богородицы
Торжество Успения Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию двух последовавших друг за другом событий. Первое - это кончина Ее земной жизни. Второе событие – Ее воскресение и телесное восшествие в Небесное Царство. Отсюда происходят двойственность в наименованиях праздника - «Успение Пресвятой Богородицы», принятое в обиходе Православной Церкви, и «Вознесение Богоматери», распространенное на латинском Западе.
Это один из двенадцати главных праздников православной церкви, которому предшествует Успенский пост, единственный, посвященный Божией Матери, окончание которого в народе знаменует наступление осенней поры.
Богородица - самое почитаемое и самое священное лицо после Спасителя, которой все христиане воздают особую честь и поклонение. Многочисленные храмы и монастыри были воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы по всему миру.
Вся жизнь Пресвятой Богородицы на земле была необычной - Дева Мария была избрана Богом для рождения грядущего в мир Спасителя. Скромность и простота во всем, Она излучала любовь и красоту, так свидетельствуют о Ней современники.
Согласно Церковному Преданию, после вознесения Иисуса Христа на небо, Божия Матерь жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна, который заботился о ней, как о родной матери, и почитал Ее, как самый нежный сын.
Дни и ночи Богоматерь проводила в молитве, принимала всех приходящих к ней, исцеляла больных, утешала страждущих и заблудших. Матерь Божия часто приходила помолиться к Святому Гробу Господню в Гефсиманский сад.
В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь, и преподнес светящуюся райскую ветвь - символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Дева несказанно обрадовалась этой вести и стала готовиться к своей кончине.
По молитве Матери Божией, когда настало время перейти Ей из земной жизни в вечную, все апостолы из числа двенадцати и из семидесяти, проповедовавшие Евангелие в разных концах мира, были чудесным образом собраны к одру, на котором возлежала Богоматерь.
А когда настал час Ее успения, Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога, и тотчас раздалось ангельское пение.
Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, называемый народом просто – Успение. А посвящен этот день дате смерти Божией Матери.
О ее жизни из Нового Завета известно следующее. Апостолу Иоанну распятый Иисус поручил опекать Марию, что было верно исполнено - после казни Христа и его воскрешения Мария и Иоанн стали жить в Иерусалиме. Нередко Мария поднималась на Голгофу помолиться, и сюда как-то к ней спустился сам архангел Гавриил, известивший Марию: через 3 дня ей суждено «отойти ко Христу Богу». И в день кончины Марии в Иерусалим чудесным образом перенеслись апостолы, до того находившиеся в иных странах, где они говорили проповеди.
Апостолы погребли Марию близ ее родителей, а вход в гробницу завалили большим камнем. В третий день от смерти Марии в Иерусалим пришел Фома, и апостолы вместе с ним отправились к гробнице, дабы и Фома смог проститься с Марией.
Но, когда они отодвинули камень и вошли в гробницу, то не нашли там тела Богородицы, лишь ее благоухающие погребальные одежды. И вскоре, не наступил еще и следующий день, Мария навестила апостолов, они узрели ее среди ангелов, а она сказала: «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни».
Успение - один из самых ранних христианских праздников. В 6 веке его праздновали везде, где только было христианство, а датой его официального установления принято считать 582 год. Православная церковь считает Успение одним из дюжины важнейших праздников после пасхи. Успением завершается Успенский пост, строже которого только пост Великий.
В народном сознании образ Богородицы причудливо соединился с Матерью Сырой Землей - одним из древнейших славянских божеств, и потому на Успение также справляли именины Земли. Для ее почитания в этот день по ней не следовало ходить без обуви и, тем более, тыкать ее чем-то острым, вроде лопат или даже палок.
Успение иногда также именовали Дожинком, потому что завершалась хлебная жатва.
На жатве больше трудились женщины, и потому после Успения наступало молодое Бабье лето, время отдыха всего слабого пола, выполнявшего столько трудной работы, и время это тянулось до 11 сентября, то есть до Ивана Постного. Выходя на поле в последний раз, женщины перекатывались по земле и просили жниву вернуть силы, которых ушло немало на жатве, а также обвязывали серпы соломой. Сноп, сжатый последним, рядили в кокошник и яркий сарафан и с почестями, под песни, несли в деревню. В этот день в церкви освящали и благословляли хлебные колосья и зерно.
Завершалось же все пирами, на которые все скидывались кто деньгами, а кто продуктами, и так накрывали длинные столы с жареной бараниной, пирогами, прочими угощениями и свежим пивом, причем на пиры приходили и те, кто был беден, их почитали за долг угощать более зажиточные селяне.
Еще одним названием праздника было Соление, так как приходила пора квасить капусту и солить огурцы, в зимнее время составлявшие неотъемлемую часть крестьянской пищи. Огурцы и капуста шли в рассольники и щи, ели их и просто - с хлебом и картошкой.
Представляем праздники 28 августа в России и Украине, церковные, православные, праздничные события и памятные даты двадцать восьмого августовского дня последнего месяца лета. На этой странице вы узнаете - какие праздники будут 28 августа, с чем они связаны, с какими событиями, а также народные приметы, пословицы и поговорки об этом летнем дне.
Также, в конце страницы вы сможете узнать (кратко) о других праздниках и празднетствах августа месяца, обычаях, традициях, народных приметах и прочее. Но вначале узнайте, что же такое праздник, его определение.
Праздник - это определенный отрезок времени (обычно один день), выделенный в календаре на предстоящий год в честь какого-то знаменательного события, чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (мифическое, небытовое) значение и непосредственно связанный с культурной или религиозной традицией в какой-то стране (регионе).
Слово праздник употребляется и в других, близких по смыслу, значениях, как например:
Праздник противоположность будням - является официальный день отдыха, установленный в связи с каким-то календарным событием;
Праздник - это веслое препровождение свободного времени, развлекательные мероприятия (массовые), день какого-либо личного или общественного радостного события;
Общее состояние душевного подъема (приподнятое настроение), (бывает в словосочетаниях: "праздник жизни" и прочее).
Праздники 28 августа - даты и события
Окончание Успенского поста
День явления Кришны
День провозглашения государства Черногории королевством
День запрокидывания головы
День надутых губ
Праздники 28 августа церковные (православные) - Успение Пресвятой Богородицы
После того, как Иисус Христос вознесся на небо, Мария стала жить в Иерусалиме, где ее опекал Иоанн по просьбе Спасителя. В течение всей своей жизни Мария рассказывала о чудесном событии Благовещения, о том, как она зачала и родила Иисуса Христа, как ее сын путешествовал и проповедовал Слово Божье по всему миру.
Своим присутствием Мария насаждала и утверждала Христианскую церковь. Свои дни она проводила в молитве, ожидая встречи со своим сыном. И за 3 дня до смерти Марии явился архангел Гавриил, который сообщил ей о скорой кончине. Тогда Мария позвала апостолов, чтобы проститься с ними.
Когда Мария умерла, ее тело было вознесено на небо. Но остался пояс Богородицы, ее Святые одежды, и все это хранится с особым благоговением. Очень часто в праздник Успения, а также в другие дни религиозных праздников этим святыням приезжают поклониться паломники со всего мира.
Принято было освящать на Успение, 28 августа, колосья и семена. После этого люди вскладчину организовывали пиры, угощали бедных и нищих, пекли пироги, жарили баранов, готовили щи. Также это было время для приготовления домашней консервации – солили огурцы, квасили капусту. Впоследствии готовили рассольники, щи, ели все это с картофелем и хлебом.
Праздники 28 август а - День провозглашения государства Черногории королевством
Известно, что, когда Данило I отказался от духовного сана и стал первым лидером государства, в период с 1515 по 1851 гг. управление Черногорией осуществляли духовные лидеры.
После убийства правителя в 1860 году его место занял Никола I, а 28 августа 1910 года он стал королем Черногории, после чего княжество стало носить статус королевства и в таком виде оно просуществовало до 13 ноября 1918 года, а затем вошло в состав нового королевства сербов, словенцев, хорватов.
Никола I при этом эмигрировал. Несмотря на то, что 28 августа не является выходным днем и государственным праздником, в Черногории его отмечают многие коренные жители.
Праздники 28 август а - День явления Кришны
В 2013 году праздник Шри Кришна Джанмаштами выпадает на 28 августа. По сути, это день явления Кришны – известный и самый важный ведический праздник, который широко отмечается в Индии, являясь всенародным.
Кришна – абсолютное значение жизни, являющееся основой всего мира. Веды говорят о Шри Кришне как о Верховной личности бога и причине всех причин. Также в переводе это слово означает как «Всепривлекающий».
Согласно верованиям, Кришна пришел на землю для того чтобы напомнить людям о вечных ценностях и правилах достойной жизни. И он смог установить контакт с трансцендентальным Бытием, которое способно дать каждому аспекту жизни необходимую полноту.
Постепенно это учение стало забытым, и тогда в 8-ой лунный день при убывающей луне Кришна снова явился в Аштами. Во время его рождения планеты заняли самое благоприятное положение, и вокруг был мир и процветание.
Поэтому, Кришну считают источником материального творения и гармонии. Говорят, что он никогда не соприкасается с материей, хотя сам является источником материального творения, но состоит из знаний и блаженства.
Праздники августа - народные приметы, поговорки, суеверия...
Макринин день. Макриды. Смотри осень по Макридам. Макрида мокра - и осень мокра, суха - и осень тоже. Летние работы кончаются, осенние начинаются. "Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) - зиму".
День Макриды считается важным и для будущего года. "Коли на Макрины дождь, на следующий год уродится рожь".
Илья Пророк. Ильин день. На Илью до обеда лето, после обеда осень. Примечают: если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель.
Перестают купаться в реке. С Ильина дня идет поворот на осень, хотя лето со своей жарой еще простоит долго. Заканчивается сенокос, начинается жатва.
День Онисима. День Семена-Летопроводца. Это был день, когда постепенно начинали прощаться с летом. Крестьяне 3 августа сеяли озимые, собирали яблоки в садах. Были и приметы, характерные для этого дня!
Гроза на Семена – осень будет долгой Громко кричат сороки. 3 августа – будет очень теплая погода зимой Большие кучи на муравейниках – ожидай холодной зимы.
Сильные росы 3 августа – будет плохой урожай льна.
Если человек родился 3 августа, то его талисманом является подсолнух.
Говорят, что такие люди, по приметам, всегда стремятся идти по солнцу точно так же, как и указанный цветок.
Мария Магдалина. "Коли на Марью сильные росы - льны будут серы и косы". "На Марию вынимают цветочные луковицы". Есть у этого дня еще одно название - Мария Ягодница: в лесах идет сбор черной и красной смородины, черники.
День Трофима-Бессонника. Говорили: «Хорошему хозяину и день мал». Не принято было спать допоздна в этот день. Тем более что ночи к 5 августа и так становились длиннее – важно было успеть выполнить все работы о наступления сумерек.
Именно 5 августа обычно начиналась страда – работы у крестьян было более чем достаточно. К тому же, в лесу к 5 августа поспевали ягоды, и отправлялись их собирать.
Если человек родился 5 августа, то ему покровительствует тополь. Говорили, что в трудную минуту нужно подойти к своему дереву-талисману и обнять его. Это поможет успокоиться и найти правильное решение конкретной проблемы Нельзя сегодня долго спать – примета к тому, что не успеешь закончить все работы.
Борис и Глеб Летние. "Борис и Глеб - поспел хлеб".
Какой будет погода 6 августа, если день выпадает на Полнолуние – такой, по приметам, она и будет всю вторую половину августа.
Чайки часто на воду садятся – жди дождя.
На поле 6 августа выезжать нельзя – приметы говорят, что пожар будет. Говорили, что молний в этот день много, и они могут поджечь стога.
Анна Холодница, зимоуказательница. Если утренник холодный, и зима холодная. Какова погода до обеда, такова зима до декабря, какова погода после обеда - такова зима после декабря.
Светло и тепло 7 августа – примета к тому, что зима будет без большого количества снегопадов, и наоборот.
День Ермолая. Крестьяне 8 августа начинали ранний сбор яблок, но есть их еще нельзя, поскольку принято было дожидаться Яблочного Спаса.
Кроме того, к 8 августа поспевал ранний картофель, из которого готовили оладьи, котлеты, винегрет, окрошку – такие блюда украшали крестьянский стол в жаркий день. Подавали 8 августа картофель говядиной и даже селедкой с сухарями. Мухи 8 августа кусаются и становятся назойливыми – нужно ждать дождя.
Пантелеймон Целитель. Пантелеймон Зажнивный, предосенний сбор лекарственных трав. Никола Кочанский - вилки в кочан завиваются.
День памяти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов. День апостола Прохора. Прохоры и Пармены - не затевай мены. Выкапывают луковицы тюльпанов. Начинает увядать картофельная ботва.
Калинник. Крестьяне в северных губерниях говорят: "Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом". Мрачное туманное время неблагоприятно для пчел. Пасечники замечают: "В мороки пчеле ходу нет".
День Силы и Силуяна. Лучший срок сева озимых - рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно. "Святой Сила прибавит мужику силы". "На Силу бессильный богатырем живет (от сытной пищи, нового хлеба)".
Евдоким. Евдокимово заговенье перед Успенским постом, про который народ говорит: "Успенский пост не голодный". В эту пору всего много: хлеба нового, овощей, плодов, ягод.
Первый Спас. Первые проводы лета. Медовый Спас - заламывают (подрезают) соты. Отцветают розы, падают хорошие росы. Начинается отлет в теплые края ласточек и стрижей".
На первый Спас и нищий медику попробует". "Ласточки отлетают в три Спаса (14, 19 и 29 августа)". "Первый Спас Медовый, второй Яблочный, третий Спожинки".
Степан Сеновал. К этому времени в лугах отрасла отава - "второе сено". Начинают косьбу: "И отавка сену прибавка". "Отава - осеннее сено, летнее прибережет". "Каков Степан Сеновал, таков и Сентябрь". По тому, каковы дни 15-19 августа, определяли погоду на сентябрь-январь.
Исаакий и Антон Вихровей. Каков Вихровей, таков и октябрь. Если ветер с вихрями - ожидай снежную зиму. Завихрит со всех сторон - будет злющая зима с толстым снегом на дома. "Каков Исаакий, таков и Никола Зимний (19 декабря)".
Евдокия. Авдотья Малиновка. Авдотья Огуречница. Поспевает малина лесная. Последний сбор огурцов. Авдотья Сеногнойка - дожди губят сено. "Семь отроков семь дождей несут".
День Дорофея. В народе примечали, что в это время начинает цвести овсяница, сон-трава, которую также называли прострелом. Хорошая погода на день Дорофея – будет хороший урожай зерна. Ветер дует в этот день августа с восточной стороны – лето будет ветреным и дождливым.
Преображение. Второй Спас. Большой крестьянский праздник. Яблочный Спас - массовое созревание яблок. Осенины - встреча осени. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму. "Каков день во второй Спас, таков и Покров (14 октября)".
День Марины-Пимены. После Марии-Пимены в лес за малиной больше не ходят. В народе 20 августа отмечали наступление осени и постепенное завершение лета. 20 августа на столе обязательно были пироги с малиновой начинкой – этим отмечали завершение лета.
Аисты уже готовятся улетать на зимовку – осень, по приметам, будет холодной. Утренний туман после восхода солнца 20 августа рассеивается достаточно быстро.
Мирон Ветрогон. В этот день бывают сильные ветры. "Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету". "Каков Мирон Ветрогон, таков и январь".
День Матвея (Матфия). Говорили, что на Матвея вода в реках и озерах остывает – в воздухе уже начинает чувствоваться осень. Нужно посмотреть на воду в полдень 22 августа. Если она тихая, то осень тоже будет спокойной, а зимой вьюг практически не будет.
День Лаврентия. Воды стынут. Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: коли тиха, то осень будет тихая, а зима - без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго - всю осень.
День Евпла. Евпатия Коловрата. Замечали, что в этот день с деревьев постепенно начинают осыпаться листья. В народе день Евпла, 24 августа, считался одним из самых страшных. В народе говорили, что в этот день по болотам скачет конь, который пытается отыскать своего всадника, погибшего и выпавшего из седла.
День памяти мучеников Фотия, Аникиты и других. Это был день уборки на поветях - это помещение под навесом в крестьянском дворе для хранения хозяйственного инвентаря.
В этот день говорили: «Фотя Поветенный хозяину покоя не дает - на поветь зовет», - а там все хозяйское сокровище запрятано. Надо было разобраться там, чтобы было куда убирать летнюю упряжь, соху, борону, нельзя было допустить, чтобы «на поветях черт ногу переломил».
День памяти святителя Тихона. В этот день прибирались в сараях и погребах - все должно быть готово к хранению нового урожая. Считалось, что святитель Тихон Задонский, покровитель этого дня - помощник при избавлении от «всякого уныния».
В этот день обходили дом с иконой Божьей Матери «Умягчение злых сердец», именуемой также «Страстная».
Михей. Средний срок начала листопада. Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет - то зима позже придет. Известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде.
"Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается". "Михей с бурей - к ненастному сентябрю". "На Михея дуют ветры-тиховеи - к ведренной осени".
Успение, важный праздник конца лета - начала осени. Этот праздник крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени.
День проводов лета и окончания уборки урожая - дожинки. Конец Успенского поста. "Успение провожай, осень встречай".
Третий Спас. Спожинки. Хлебный день - пекли первый каравай нового хлеба. После третьего Спаса улетают последние ласточки. "Хорош третий Спас - зимой будет квас".
День памяти Мирона. В это время начинаются листопады, а птицы улетают в теплые края. Опадают 30 августа листья с березы, вяза, черемухи, липы. Последний журавль улетел 30 августа – значит, на праздник Покрова будет достаточно холодно.
День Фрола и Лавра, покровители лошадей. Начало осенним утренникам, случаются и заморозки. Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся (цветочки). Смотрели у полыни корни: если корни толсты - год будет урожайным.
"На Фрола и Лавра лошадиный праздник". "Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра". Последний срок озимого посева. Начинаются вечерние "засидки" (бабьи работы в избах при огне).
Праздники 28 августа 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годов... - церковные и государственные, знаменательные даты и памятные события, приметы...
Праздники 28 августа 2015 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2016 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2017 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2018 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2019 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2020 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2021 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2022 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2023 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2024 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2025 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2026 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2027 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2028 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2029 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2030 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2031 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2032 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2033 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2034 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2035 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2036 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2037 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2038 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2039 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2040 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2041 - церковные, события, даты, какой день
Праздники 28 августа 2042 - церковные, события, даты, какой день
Во вторник, 28 августа, православные отметят большой церковный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Иначе его привыкли называть второй Пасхой. Дата не меняется: каждый год празднования происходят именно этого числа.
Успение Пресвятой Богородицы является одним из двунадесятых праздников. Им заканчивается церковный год. В храмах поминают Деву Марию, вспоминают о ее кончине. Этим праздничным днем заканчивается Успенский пост.
Что означает праздник Успение Пресвятой Богородицы
Название праздника можно перевести со старославянского. «Успение» означает «сон, кончина». Это по своей сути день смерти Пресвятой Богородицы, а праздничный он лишь потому, что православные радуются событию — Дева Мария перешла в Царство Небесное, воссоединилась с Господом.
В Евангелие нет данных о жизни Девы Марии после Вознесения Иисуса Христа, ее Сына. Лишь немного рассказывается о ее земной жизни и кончине. Согласно Писанию, когда Пресвятая Богородица молилась, к ней явился Архангел Гавриил и сообщил, что в скором времени она предстанет перед Господом. По прошествии трех дней Марии не стало, и на прощание с ней пришли родственники, близкие и апостолы со всего света.
Праздник появился не сразу — его стали отмечать с шестого столетия. Дата установлена императором Византии Маврикием: на основании его эдикта отмечать Успение Пресвятой Богородицы стали 15 августа (по новому стилю — 28). В наше время с праздничным днем связывают различные традиции с обычаями, к тому же дата припадает на период жатвы — время, когда начинают готовиться к зиме. В конце августа в храмах ранее и сейчас освящают пшеничные колосья, приступают к овощной консервации. Также это время сбора калины, яблок, груш.
Что нужно делать на Успение Пресвятой Богородицы?
С праздничным событием связывают различные традиции, и некоторые из них сохранены до сегодняшнего дня. Например, нужно собирать урожай, нести в храм на освящение колосья. До сегодняшнего дня сохранена одна из традиций — наряжают «дожинку» в сарафан. Этот наряженный последний сноп несут в село, при этом по дороге поют песни, ставят под иконами. Затем устраивают гуляния, отмечают уход лета, варят медовуху, водят хороводы. А 29 числа наступает Ореховый Спас, когда в лесу собирают орехи, заготавливают на зиму. Говорят, что в день Успения Пресвятой Богородицы улетают птицы и не квакают лягушки.
В праздник нельзя заниматься физическим трудом, выполнять трудную работу, особенно если она не обязательная. Не работают на садовых участках, на огородах, не разводят огни, не пользуются режущими предметами, а хлеб ломают. Говорят, если в праздник появится радуга, то наступит теплая и затяжная осень.
Нельзя в праздник произносить матерные слова, ругаться с близкими, даже босыми ногами ступать на землю. Издавна верят: если молодая девушка к Успению Пресвятой Богородицы не встретила свою любовь, то будет одинокой до весны.