Open
Close

Председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации русской православной церкви. Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

Игумен Тимофей, вечером 31 июля находившийся за рулём спорткара BMW Z4 с дипломатическими номерами в нетрезвом состоянии, и совершивший на Зацепском валу двойную автоаварию, ехал как частное лицо. Об этом нам поведал глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Подробнее об этой аварии: и .
Но, несмотря на то, что иигумен Тимофей ехал как частное лицо, РПЦ обещает провести собственное расследование этой аварии. А, раз будет внутрицерковное расследование, то, возможно, и последуют внутрицерковные наказания.
Действительно, а как наказывают в РПЦ?
Например, приходского священника, сказавшего слово поперёк своему архиерею, могут запросто отправить за штат, а то и запретить служение. В светский суд в такой ситуации обращаться бесполезно - с приходскими священниками трудовых договоров не заключается. А внутрицерковный суд РПЦ встанет на сторону архиерея.
А как наказывают провинившееся высшее духовенство в РПЦ? Посмотрим...

Митрополит Меркурий (Иванов)

Игорь Владимирович Иванов (в монашестве Меркурий) родился 21 января 1964 г.
В 1988 году принял монашеский постриг, а в 1989 году посвящён в сан иеродиакона. В 1989 году Меркурия посвящают в сан иеромонаха, и он становится штатным священником Никольского собора в Кёнигсберге. Он приглянулся тамошнему митрополиту Кириллу (будущему патриарху).
В 2000 году Меркурий получает сан епископа и назначается управляющим Патриаршими приходами в США.
Оправдывая своё монашеское имя (Меркурий - в древнеримской мифологии - бог торговли), Меркурий проворачивает в Штатах ряд операций. Например, такую:

.....
Вспоминаются публикации российских СМИ пятилетней давности, где рассказывалось о коммерции вокруг чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери в Нью-Йорке, где епископ Меркурий служил управляющим патриаршими приходами в США. Икона хранилась у священника Православной Церкви в Америке в Чикаго, куда была вывезена после Второй мировой войны. Епископ Меркурий убедил старого священника на время передать икону ему, после чего вывесил на сайте собора объявление: молебен у чудотворной стоит всего 100 долларов.
.....

Но, как известно, в РПЦ такое вот «меркурианство» совсем не наказуемо, а,даже и поощряемо.
В американской биографии Меркурия есть эпизод со Свято-Николаевским храмом в Нью-Йорке. Этот храм, построенный ещё в 1902 году, находится неподалёку от башен-близнецов. Во время терракта 11.11.01 храм не пострадал. Но церковное начальство решило, что всё равно реставрация необходима. Реставрацию курировал, естественно, Меркурий. Выпросило начальство РПЦ у российского правительства 3 млн. долларов, и работа закипела. И через некоторое время работы были завершены. Как утверждают те, кто видел храм до и после реставрации, после реставрации он стал гораздо хуже. Но это совсем не помешало после реставрации закатить шикарный приём в фешенебельном Нью-Йоркском отеле «Плаза». И это не самое главное. Дело в том, что за этот приём Меркурий забыл заплатить. Это грозило катастрофой для храма: от попадал в судебные тяжбы и мог лишиться налоговых льгот, предусмотренным законодательством США. Предполагали, что Меркурий лишиться своего поста, а ничего. На посту управляющего Патриаршими приходами в США он пробыл до 2009 года (а история с неоплатой была в 2003-м). Ну ничего, дельце это, естественно, замяли. Подробнее о нём - .
В 2009 году Меркурий возвращается в Москву, становится членом Межсоборного присутствия РПЦ. Кроме того, он становится настоятелем Высоко-Петровского монастыря, в котором, только не падайте, тоже затеял реставрацию. В результате такой реставрации были утрачены уникальные росписи в храме святителя Петра Митрополита и в храме Толгской иконы Божией Матери, крестильная купель в этом же храме, неповторимые керамические иконы в надвратном храме монастыря. Подробнее - .
27 июля 2011 года Меркурий назначен епископом Ростовским и Новочеркасским, а позднее, когда была образована Донская митрополия, он стал митрополитом. Кем пребывает и поныне.

Епископ Никон (Миронов)

У екатеринбургского епископа Никона, кроме, естественно, стяжательства, был ещё один грешок (помните, в конце 90-х была шумная история по этому поводу).
Из статьи Ульяны Скобейды «Как преосвященейший Никон отвращал паству от бога содомским грехом» («Комсомольская правда», № 82 (22061), 7 мая 1999):

.....
Передо мной сидит двадцатипятилетний молодец с подбитым глазом. Сергей Мордовцев был служкой в монастыре Верхотурья.
- Наш архиерей, - Серега выпячивает большой палец, - вот такая девка! В плане орального секса ни одна баба меня так не удовлетворяла!
Ничуть не смущаясь, парень рассказывает, как его вызвал некий иеромонах: «Можешь ублажить архиерея?» «В смысле?» - «Трахнуть его». Целомудрием Серега не страдал: «За деньги - без проблем».
.....

Такое поведение архиерея вызывало негодование, как священников, так и мирян. На Никона писались телеги наверх.
Из рапорта игумена Тихона патриарху Алексию II:
.....
Я сразу же поднялся в Архиерейские покои за благословением к Его Преосвященству, но зайдя в покои увидел Владыку в нетрезвом состоянии, в трусах и рядом с ним стоял священник Олег Затекин.
Увидя меня Владыка смутился а о.Олег сразу же ушел из келлии. Вслед за ним вышел и я направившись в свою келлию. Там я увидел гостя Владыки но переодевшись я вновь вернулся к Епископу, а тот с ходу сказал мне: «Тихон, я хотел пососать член у твоего брата, но он мне не дал».
Эти слова поразили меня но мне не оставалось ничего как смириться. После этого он велел позвать гостя и велел придти мне. Был организован стол за которым Владыка и гость изрядно выпили, что гостя даже вырвало после чего я увел его спать на свою кровать, в свою келлию, а затем вновь вернулся в Архиерейскую.
Владыка был изрядно выпивший и я помог ему раздеться, и он ложась в кровать сказал: «Тихон, мне очень нравится твой брат, пусть он меня полюбит, и я буду его женой».
.....

Надо сказать, рапорты священнослужителей возымели действие: епископа Никона сняли с екатеринбургской кафедры. А священнослужителей, писавших рапорты на епископа, кого понизили в должности, а кого и вообще вывели за штат.
Епископа Никона в сане не понизили. Посне пребывания в Псково-Печерском монастыре, он стал настоятелем храма Успения в Вешняках.
В 2008 году Никон уже был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени, который ему вручил патриарх Алексий II.
А в 2010 году Никон получает ещё одну церковную награду - церковную награду – панагию «в связи с 50-летием со дня рождения и в благодарность за труды».

Понятно, что священнослужители с грешками управляемые, целиком и полностью находятся во власти покровителя. Но такие служители отвлекают от церкви прихожан похлеще любой атеистической пропаганды. В 60-е - 70-е годы одним из способов борьбы с религией, которую вела совецкая власть, был таким: на видные церковные должности, советы по делам религий двигали людей, морально небезупречных: стяжателей. пьяниц, бабников... Складывается такое впечатление, что руководство РПЦ, хоть борьба с религией закончилась, в настоящее время свято выполняет установки ещё совецких советов по делам религий...

«Встреча тысячелетия» Папы и Патриарха в Гаване ничего не изменила в геополитической раскладке сил «Россия - Запад», но все условия для пожара внутри Русской Православной Церкви создала. И не малые! Поднеси только спичку - мы будем свидетелями глубокого и трудно врачуемого раскола. И уже не на уставной почве, как было в XVII веке, а по вопросам еще более важным - экклезиологическим.

Смущения и брожения умов в среде верующих и духовенства Русской Церкви много. Простительно, если среди рядовых клириков и мирян, шокированных аэропортными объятиями и поцелуями 12 февраля сего года, порой раздаются резкие голоса и непродуманные высказывания в свете этого события. Но от архипастыря РПЦ мы вправе ожидать взвешенной церковной позиции, а не рейтинговых и популистских речёвок. Выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на канале «Россия 24. Дон» вызывает простой вопрос: это импровизированная глупость или продуманный курс наших синодалов?

Если второе, тогда в самой Патриархии нет единого мнения в оценке прошедшей встречи Патриарха и Папы. Слабая попытка, предпринятая Патриархом Кириллом по успокоению взбудораженного православного народа, подчеркнуть сугубо политический характер «гаванской декларации» сходит на нет в свете позорных меркурьевских заявлений о «божественном и равноапостольском» достоинстве подписанного на Кубе документа. А как иначе понимать слова митрополита:

«Это декларация единства. По своей силе, по силе слова, по силе эмоций, по силе убеждения, по силе правды, которая заложена в этой декларации, её можно поставить наравне с Апостольскими посланиями . Такого за последние тысячу лет не было свидетельства. Декларация единства была высказана Христом, это подтверждение этой декларации».


Насколько можно понять архиерейские аллюзии, под первой «декларацией» он имеет в виду, скорее всего, Первосвященническую молитву Христа «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Неужели Господь в Гефсимании молился не о своих учениках, а «декларировал» экуменизм, «подтверждал» Гавану? И боговдохновенность Священного Писания теперь распространяется на дипломатические документы? Не собирается ли митрополит Меркурий подобным же образом «канонизировать», например, исходящую документацию подотчетного ему Отдела по религиозному образованию и катехизации? Не лишним будет вспомнить, что даже у католиков энциклики римских понтификов не приравниваются к Новому Завету в плане авторитетности. Если же процитированные слова - лишь эмоционально-риторическая фигура речи, то следует признать, что подобный сравнительный оборот неуместен даже в устах экзальтированной барышни, не то, что архиерея Русской Церкви.

Патриархия официально заявляет, что никакого экуменизма нет, унии нет, догматические расхождения между православными и католиками как были, так и остались; народ Божий пытается этому верить и беречься от раскола со своим Предстоятелем; а митрополит Меркурий по телевидению декларирует такое «единство», о котором даже в самой Декларации не прописано. Так документ сей дипломатический или все же экуменический? Или может быть даже вероучительный , раз он в устах митрополита Меркурия приравнивается к Апостольским посланиям?

Следуя этой логике митрополита Меркурия, Папу Франциска и Патриарха Кирилла тогда следует срочно причислить к лику святых Апостолов! Или уж, на худой конец, к равноапостольным мужам.

Митрополит Меркурий решил, вероятно, «поддержать» Патриарха Кирилла, но сделал это топорно и глупо: обычная чиновничья немощь - угодить начальнику и сделать это с перевыполнением плана. Как диссидентство не есть свободолюбивый героизм, так и подобное «верноподданничество» крайне мало общего имеет с подлинным единством внутри Церкви. Не надо делать из Русского Патриарха Римского Папу. Глупо и вредно косвенно приписывать Патриарху и каким-то декларациям «непогрешимость» и «божественность». Нелепые перлы синодального чиновника лишний раз убеждают в том, что Святейший Патриарх может найти реальную опору, молитвенную поддержку и честную оценку своих трудов только в православном народе.

* * *

P.S. 2 и 3 декабря 2009 года возглавляемый священником Георгием Кочетковым Свято-Филаретовский институт (СФИ) подводил итоги уходящего года. Благословение и поздравления Патриарха Кирилла обновленческому лидеру и всем собравшимся передал епископ Зарайский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Случай беспрецедентный! Это событие тогда вызвало немалое смущение вызвало у православной общественности и многих священнослужителей стольного града Москвы. В обращении московских священнослужителей на епархиальном собрании г. Москвы 2009 года к Святейшему Патриарху Кириллу говорилось:

«Открытая поддержка о. Кочеткова и его института, одобрение его реформаторской деятельности по переводу и “русификации” православных богослужебных текстов дискредитируют и Патриарха, и всю нашу Русскую Церковь. Неправославное содержание учения священника Кочеткова и вполне сектантский характер его “aгап”-хлебопреломлений неоднократно отмечались в различных публикациях. Этому вопросу были посвящены несколько Богословских конференций с участием преподавателей МДАиС, ПСТГУ, многих православных пастырей (в том числе монашествующих). Антицерковный характер деятельности о. Кочеткова и его “братства” был подтвержден в результате работы двух специальных Богословских Комиссий. Одна из них, Московская, возглавлялась протоиереем Сергием Правдолюбовым, другая, Синодальная - митрополитом Минским и Белорусским Филаретом. Результат обеих Комиссий однозначен: “Катехизисы” Кочеткова и другие его богословские трактаты грубо искажают Православное вероучение.

16 мая 2013 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на Всероссийском форуме «Россия многодетная».

Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые участники высокого форума! Для меня большая честь передать вам сегодня приветствие Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожелать успехов в работе.

Семья - это богоустановленный институт, священная традиция, не сводимая к сожительству партнеров, совместно воспитывающих детей. Это основополагающее понятие имеет в первую очередь нравственное измерение, упразднение которого есть разрушение фундамента государственного суверенитета и общественного согласия.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Семья есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом». И если мы сегодня собрались для того, чтобы говорить о многодетной семье как о проблеме, а не как о проявлении Божией милости к людям и счастье, как это было всегда в России, значит, кризис затронул самые глубинные составляющие нашего национального сознания.

Обращая свое Первосвятительское слово к участникам первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что «состояние семьи, рождаемость, физическое и нравственное состояние молодежи - это залог выживания нашего общества».

Сегодня же треть жителей России, более 40,5 млн семей - бездетные. Около 68% семей с детьми имеют только одного ребенка; 27% - двоих детей, и только примерно 7% - троих и более.

От Русской Православной Церкви сердечно приветствую представителей этих героических семи процентов, которые решились в наше непростое время на благородный подвиг соработничества в таинстве Божественной любви - рожать и воспитывать много детей!

Дорогие мои! Церковь молится о вашем благополучии, готова помогать вам и защищать, в сотрудничестве с государством содействовать всем, кто хочет последовать вашему примеру.

К сожалению, многодетные семьи в современной России испытывают ряд серьезных проблем, и часто появление ребенка становится тяжелым испытанием, хотя должно приносить только радость.

За последнее десятилетие доля населения, испытывающего серьезные материальные затруднения, в России снижается. Но среди многодетных семей динамика обратная: половина таких семей испытывает значительные трудности с жилищем, треть - вынуждены ограничивать себя в самых необходимых повседневных нуждах. Часто дети из многодетных семей не успевают окончить школу, так как вынуждены пойти работать.

К сожалению, в сознании многих людей, в том числе определяющих информационную политику, семья, материнство и детство не являются приоритетными. Многодетность в информационном потоке нередко представляется как препятствие активной общественной жизни родителей, ограничение в личностном развитии детей.

Такое отношение к многодетности создает серьезную угрозу целостности семьи с тремя и более детьми - предполагает возможность неправомерного вмешательства органов опеки и попечительства во взаимоотношения между детьми и родителями.

Защитники внедрения ювенальных технологий нередко пытаются оспорить право родителей на воспитание своих детей в соответствии с принятыми в нашем народе национальными, религиозными и культурными традициями. Очень часто неблагополучными пытаются объявить те семьи, которые имеют скромный прожиточный минимум, а именно к этой категории в большинстве своем и относятся многодетные семьи.

В документе Архиерейского Собора 2013 года «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» говорится: «Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней».

Однако на этом фоне есть и позитивные тенденции. Многочисленные исследования показывают, что семья является главным приоритетом для россиян. Традиционная семья и брак сохраняются как ценность для большинства наших сограждан. Более половины семей хотели бы иметь двоих детей, а более 25% - троих. Эти слабые пока проявления здорового национального и религиозного самосознания нуждаются во всяческом стимулировании и всесторонней поддержке.

Создание специальных жилищных проектов, поощрение работодателей, предоставляющих специальные пособия многодетным сотрудникам, государственные награды многодетным матерям и отцам, особые программы медицинского страхования - вот лишь те немногие формы возможной и уже реализуемой государственной поддержки многодетных семей, в которой готова участвовать не только Русская Православная Церковь, но и все традиционные религиозные конфессии России. Надеюсь, что этими словами выражаю общее мнение всех верующих людей, заинтересованных в духовном и экономическом процветании нашей Родины.

Благодаря сочувственному отношению большинства православных к сохранению и культивированию многодетности ежегодно открываются новые церковно-общественные центры защиты семьи и материнства, церковные приюты для беременных и матерей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, создаются православные детские сады и школы.

Главная задача этих конфессиональных образовательных центров - выработать у людей иммунитет к продуктам современной субкультуры, направленным на десакрализацию семьи, разрушение традиционных общественных устоев. Поэтому так важно, начиная уже с самого раннего, младенческого возраста, с детского сада, воспитывать детей в соответствии с традиционными нравственными ценностями.

Закладывая основы нравственности, уважения к родителям, прививая любовь и почтение к своей семье, к старшим, мы закладываем прочный фундамент для создания полноценной и прочной семьи в будущем. Человек, не руководствующийся нравственными законами, эгоцентричен, он не способен на жертвенную любовь к другим, которая является основополагающей в семейных отношениях. Воспитывать молодое поколение для создания семьи после совершеннолетия уже поздно… Именно поэтому Церковь настаивает на том, чтобы гарантии традиционного нравственного воспитания были зафиксированы в Законе об образовании, подзаконных актах, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Позитивная тенденция воспитания детей в соответствии с традиционными нравственными нормами наметилась и в светской общеобразовательной школе. Говорю о курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса, в рамках которого дети и их родители могут выбрать для освоения либо одну из традиционных для России религиозных культур, либо гражданскую этику, и постараться научиться слышать и правильно понимать голос совести и Бога. Конечно, пока это лишь начало пути, первые полшага. О серьезном воспитании можно будет говорить лишь при условии расширения этого курса по всем ступеням и годам обучения в общеобразовательной школе.

В контексте образования не могу не упомянуть и о православных негосударственных школах и гимназиях, большей частью сориентированных на многодетные и социально-незащищенные семьи. В основе организации учебного процесса в них изначально лежат принципы нравственного воспитания в соответствии с христианским мировоззрением. Этот драгоценный опыт нуждается в неменьшей, а, может быть, даже и в большей государственной поддержке и внимании.

Кроме улучшения материального положения многодетных семей, нужна и информационная поддержка. На центральных телеканалах должно быть выделено время для программ, прямо и привлекательно пропагандирующих семейные ценности. В сфере кино- и телеиндустрии нужна осознанная государственная политика, направленная на поддержку семейных ценностей и многодетности.

В современном российском законодательстве необходимы дополнительные гарантии права родителей на воспитание детей в соответствии с традиционными нравственными установками, включая право на определение мировоззрения ребенка, его религиозной практики, способов проведения им досуга, видов соразмерного его силам домашнего труда, пределов доступа к информации, способов удерживания от опасных поступков и так далее.

Церковь приветствует создание сильных родительских общественных организаций, которые были бы способны на деле защитить интересы крепкой счастливой многодетной семьи. Говоря об этом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Помощь семье - это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью. Мы все должны понять, что крепкая семья - это действительно залог нашего будущего».

Говоря о том, что необходимо сделать на государственном уровне, Русская Православная Церковь приступила и к осуществлению собственных многочисленных проектов, направленных на оказание помощи многодетным и нуждающимся семьям. Цитируя Святейшего Патриарха, скажу, что задачей Церкви стало «поставить тему многодетной семьи в центр нашей приходской жизни». Ежегодно открывается несколько новых церковных приютов для беременных и матерей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, создаются церковно-общественные центры защиты семьи и материнства, священнослужители ведут предабортное консультирование в женских консультациях, для многодетных и нуждающихся семей работают досуговые центры, кружки и секции при приходах, реализуются экспериментальные обучающие программы в 10-11 классах «Нравственные основы семейной жизни», разрабатывается детальная программа церковной помощи многодетным семьям и многое другое. Определенно можно сказать, что при условии государственной поддержки развитие этих видов церковной деятельности сможет принести более значительный вклад в общее дело поддержки материнства и многодетной семьи.

Очень надеюсь, что с Божией помощью, совместными усилиями нам удастся преодолеть существующие трудности и вернуть многодетным семьям не только достойное материальное положение, но и заслуженное общественное признание и уважение. Благодарю за внимание.

Митрополит Ростовский и Новочеркасский

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Глава Донской митрополии Русской Православной Церкви

настоятель храма Преображения Господня в Тушине (г. Москва).

Биография:

Митрополит Меркурий родился 21 января 1964 г. в г. Порхове Псковской обл. в семье рабочих. В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1981-1982 гг. работал медбратом в районной больнице. В 1982 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который окончил в 1989 г., получив диплом врача-педиатра.

В юности был иподиаконом у Псковских архиереев - митр. Иоанна (Разумова) и архиеп. Владимира (Котлярова, впосл. митрополит, ныне на покое).

12 марта 1988 г., во время учебы в институте принял монашеский постриг с именем в честь вмч. Меркурия Кесарийского.

15 января 1989 г. рукоположен архиеп. Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым, ныне Патриарх Московский и всея Руси) во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха, назначен штатным священником Никольского собора Калининграда.

С 3 апреля 1990 г. настоятель Казанской церкви в пос. Янтарном. С 13 января 1991 г. настоятель Серафимовской церкви г. Светлогорска. С 5 мая 1993 г. настоятель церкви Рождества Богородицы Калининграда. 5 мая 1996 г. назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде.

28 дек. 1999 г. решением Синода РПЦ избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США. 9 января 2000 г. возведен в сан архимандрита.

6 февраля 2000 г. хиротонисан во епископа в московском кафедральном соборе в честь Богоявления Господня в Елохово. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий; митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Тверской и Кашинский Виктор; епископы Бронницкий Тихон, Балтийский Пантелеимон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва. Руководил работами по реставрации и реконструкции Свято-Николаевского патриаршего кафедрального собора Нью-Йорка.

Экстерном окончил Санкт-Петербургские православные духовные семинарию и академию. 7 июня 2007 г. удостоен Ученым Советом СПбДА ученого звания кандидата богословия за соч. «Труды блаженного Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник».

  • Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
  • Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.
  • 10 октября 2009 года решением Священного Синода (журнал № 101) назначен наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.
  • Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с декабря по июль 2010 года окормлял приходские храмы на территории Северного административного округа г. Москвы (Всехсвятское благочиние).
  • С 22 марта 2011 г. – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
  • В апреле 2011 г. назначен настоятелем Храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы
  • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.07.2011 (Журнал №68) назначен Преосвященным Ростовским и Новочеркасским с временным сохранением должности Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

· Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Донской митрополии , объединяющей Ростовскую (епархиальный архиерей), Волгодонскую и Шахтинскую епархии; также определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 06.10.2011 (журнал №120) назначен временно исполняющим обязанности ректора Донской духовной семинарии.

  • 8 октября 2011 года на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан митрополита Донского.
  • Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) освобожден от должности наместника Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.
  • Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 62) освобожден от обязанностей ректора Донской духовной семинарии.
  • Указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/343 от 17 июля 2013г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери в Вешняках г. Москвы.
  • Указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-02/216 от 31 декабря 2018 г. освобожден от должности настоятеля Успенского храма в Вешняках и назначен настоятелем храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы.

Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Меркурий:

  • Как Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации возглавляет оргкомитет Международных Рождественских образовательных чтений; рабочую группу по подготовке Рождественских Парламентских встреч (с 2012 г.); Оргкомитет Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»; Жюри Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»: Экспертный совет по присвоению грифа СОРОиК; Аттестационную комиссию СОРОиК
  • 26 июня 2009 г. возглавил Комиссию по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе, организованной при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.
  • Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года введен в состав Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы.
  • Указом № 248 от 9 июля 2009 года министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко введен в состав Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.
  • 21 июля 2009 г. назначен председателем вновь образованного Отдела религиозного образования и катехизации города Москвы.
  • 27 июля 2009 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви введен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
  • 10 октября 2009 года Священным Синодом утвержден членом Издательского Совета Русской Православной Церкви на период 2010-2012 гг. (журнал № 93).
  • 25 декабря 2009 года Священным Синодом утвержден членом рабочей группы по подготовке современного катехизиса Русской Православной Церкви.
  • 29 января 2010 года избран сопредседателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.
  • 5 марта 2010 года решением Священного Синода назначен председателем Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, созданной при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
  • с 16 декабря 2010 г. член комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества
  • с декабря 2010 г. член Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, сопредседатель направления «Образование и духовное становление личности»
  • Определением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 30) назначен заместителем председателя Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси.
  • член Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
  • определением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. вошел в состав Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах (журнал № 114)
  • 11 января 2013 г., в соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, возглавил Межведомственную комиссию по оценке результатов и выработке инициатив по дальнейшему эффективному развитию Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры;
  • определением Священного Синода от 12 марта 2013 г. возглавил межведомственную рабочую группу для координации работы по открытию образовательных центров по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (журнал № 26)
  • 12 марта 2013 года решением Священного Синода назначен главой рабочей группы по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.
  • Назначен Председателем Оргкомитета Русской Православной Церкви по празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (состав Оргкомитета утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом; письмо УД МП № 01/1402 от 16.04.2013).
  • 31 декабря 2013 г. резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включен в состав Совета по общественной экспертизе учебников и учебной литературы.
  • 20 января 2014 г. вошел в состав созданного решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организационного комитета Русской Православной Церкви по празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.
  • решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 91) введен в состав Межсоборного присутствия и президиума Межсоборного присутствия на 2014-2018 гг.
  • 23 октября 2014 г. назначен председателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения (до января 2017 г., в связи с реорганизацией структуры комиссий Межсоборного присутствия)
  • 1 декабря 2015 г. вошел в состав Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Распоряжение Председателя СФ ФС РФ от 01.12.2015 N 220рп-СФ)
  • в январе 2016 г. вошел в состав Совета по кадетскому образованию при Министерстве образования и науки Российской Федерации (28.01.2016 состоялось первое заседание Совета)
  • с января 2017 – член Комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии (решение принято на заседании Президиума Межсоборного Присутствия 30 января 2017 г.)
  • решением Священного Синода от 1 февраля 2017 г. (журнал № 1) вошел в состав Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь
  • в октябре 2018 г. вошел в состав созданного решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского

Образование:

  • 1989 г. – Ленинградский педиатрический медицинский институт.
  • Санкт-Петербургская духовная семинария и академия.

Ученые степени и звания:

  • В 2013 г. присвоена степень почетного доктора Донского государственного технического университета.
  • В 2014 г. присвоена степень почетного профессора Ростовского государственного строительного университета.

Научные труды, публикации, интервью, доклады:

1. Речь архимандрита Меркурия (Иванова) при наречении во епископа Зарайского. М., 2000. № 03. 23-30.

2. Труды блж. Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник (кандидатская диссертация). Кафедра церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной академии.

3. «Россия и Русская Церковь – православное свидетельство в США». Доклад на VIII Всемирном Русской Народном Соборе «Россия и православный мир». Храм Христа Спасителя г. Москвы, 3-4.02. 2004.

4. «Свидетельство о правде Божией через мучения и смерть». Доклад на конференции «Religions and Сultures: the Courage of a New Humanism», Милан, 5–7.09.2004.

5. Доклад на X Съезде Патриарших приходов в США. Пассейк, 12.10.2004.

65. «От сердца к сердцу». Интервью журналу «Вестник Донской Митрополии». – № 2, ноябрь 2012 г.

117. «Начало Евангелия». Интервью журналу «Вестник Донской Митрополии», № 10, 2015.

122. «Человек из сегодняшнего дня». Интервью к 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира журналу «Вестник Донской Митрополии», № 12, 2015.

149. Доклад на международной Рождественской парламентской встрече «Молодежь: свобода и ответственность» в рамках IV региональных Рождественских образовательных чтений Смоленской области, г. Смоленск, 4.12.2018.

150. Выступление в программе «Вести. Интервью» на телеканале «Россия-24. Дон», г. Ростов-на-Дону, 13.12.2018.

151. «Разномыслие, но не разногласия». Выступление перед депутатами Законодательного собрания Ростовской области и представителями традиционных конфессий Дона 22 ноября 2018 г. // Публикация в журнале «Вестник Донской Митрополии», № 20, 2019.

152. «Сегодняшний Патриарх Русской Церкви – это Патриарх Богоносец» . Слово по окончании Божественной литургии в день открытия XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, 27.01.2019.

153. Доклад на круглом столе «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития» в рамках VII Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 30.01.2019.

  • Церковные:
    • 2003 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Русская Православная Церковь)
    • 2003 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Православная Церковь в Америке)
    • 2003 г. – Орден св. равноап. кн. Владимира I степени (Украинская Православная Церковь)
    • 2005 г. – Грамота Священного Архиерейского Синода Православной Церкви в Америке
    • 2006 г. – Орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени
    • 2008 г. – Орден «1020-летие Крещения Руси» (Украинская Православная Церковь)
    • 2008 г. – Медаль «1020-летие Крещения Руси» Русской Православной Церкви
    • 2009 г. – Грамота Архиерейского Синода (РПЦЗ)
    • 2009 г. – Орден свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (РПЦЗ)
    • 2009 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Православная Церковь в Америке)
    • 2009 г. – Медаль свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I степени (Украинская Православная Церковь)
    • 2013 г. – Орден священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского
    • 2013 г. – Благодарственное письмо Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви
    • 2014 г. – Патриаршая грамота
    • 2014 г. – Диплом I степени IX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая иллюстрированная книга»
    • 2015 г. – Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского»
    • 2015 г. - Медаль святителя Митрофана Воронежского I степени
    • 2015 г. - Орден преподобноисповедника Севастиана Карагандинского
    • 2018 г. - Медаль Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича II ст. (Нижегородская епархия)
    • 2018 г. - Знак священномученика Серафима Петроградского (СПбДАиС)
    • 2019 г. - Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени
  • Светские:
    • 2013 г. – Почетная грамота Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ за особые заслуги в оказании помощи в выполнении задач, возложенных на ФСИН России
    • 2013 г. – Почетная грамота Губернатора Ростовской области за большую и активную работу по возрождению традиционной духовности и культуры народов Дона
    • 2013 г. – Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области
    • 2013 г. - диплом победителя Премии им. Великой княгини Елизаветы Федоровны в номинации: «Бескорыстное служение делу милосердия, благотворительности и гуманитарного образования молодого поколения» под девизом "Доброе сердце"» ИППО
    • 2014 г. - Медаль Федеральной службы исполнения наказаний России «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» (серебряная медаль ФСИН России)
    • 2014 г. - Почетная грамота Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
    • 2014 г. - Почетный диплом лауреата Премии им. Великого князя Сергея Александровича в номинации: «Военно-патриотическое воспитание молодого поколения» под девизом "Патриоты России"» ИППО
    • 2015 г. - Благодарность Президента Российской Федерации за вклад в социально-экономическое развитие государства, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу
    • 2015 г. - Благодарственное письмо заместителя Председателя Государственной Думы РФ
    • 2015 г. - Присвоено звание «Почетный гражданин города Новочеркасска»
    • 2016 г. - Знак отличия «За заслуги перед городом Ростовом-на-Дону»
    • 2016 г. - Орден Дружбы
    • 2016 г. - Почетная медаль «За защиту Семьи и Детства» Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
    • 2016 г. - Благодарственное письмо заместителя Председателя Совета Федерации РФ
    • 2018 г. - Почетная грамота Совета Федерации РФ
    • 2018 г. - Почетная грамота Губернатора Ростовской области

В 1981 году окончил среднюю школу.

С 1981 года по 1982 год - медбрат в районной больнице.

С 1982 года по 1989 год - студент Ленинградского педиатрического медицинского института. Получил специальность врача-педиатра.

С 3 апреля 1990 года - настоятель Казанской церкви в посёлке Янтарном (Калининградская область).

С 13 января 1991 года - настоятель Серафимовской церкви города Светлогорска (Калинградская область).

С 5 мая 1996 года назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде.

Постановлением Патриарха и Священного Синода от 28 декабря 1999 года игумену Меркурию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии, Управляющим Патриаршими приходами в США.

5 февраля 2000 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве было совершено наречение архимандрита Меркурия во епископа Зарайского, викария Московской епархии.

6 февраля 2000 года хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, назначен управляющим Патриаршими приходами в США. Хиротонию, в Богоявленском кафедральном соборе в Москве, совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II; митрополиты Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Тверской и Кашинский Виктор; епископы Бронницкий Тихон, Балтийский Пантелеимон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва.

Экстерном окончил Санкт-Петербургские православные духовные семинарию и академию.

31 марта 2009 года освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

С апреля 2009 года - настоятель Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.

Награды

  • Медаль «1020-летие Крещения Руси» (РПЦ, 2008 год)
  • Грамота Синода Православной Церкви в Америке, 2005 г.;
  • Орден «1020-летие Крещения Руси» (УПЦ МП, 2008 год)
  • Орден святого равноапостольного князя Владимира I степени (УПЦ МП, 2003 год)
  • Орден святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (РПЦЗ, 2009 год)
  • Грамота Архиерейского Синода РПЦЗ (2009 год)
  • 2 ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (Православная Церковь в Америке, 2003 и 2009 годы)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (РПЦ, 2006 год)
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (РПЦ, 2003 год) - во внимание к миссионерским трудам и в связи со 100-летием Свято-Николаевского Патриаршего Кафедрального собора в Нью-Йорке

Труды

  • Меркурий (Иванов), епископ. Труды блаж. Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник. Санкт-Петербургская Духовная академия, кафедра Церковно-практических дисциплин, 2007 год (Кандидатская диссертация)