Open
Close

Преступление и наказание. Песенный фольклор в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Тема: «Петербург Достоевского» по романуФ.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цель: Показать город, как фон, служащий для изображения безысходностигероев, на котором разворачиваются драматические события. Помочь учащимся увидеть Петербург как символ неблагополучной, безнравственной жизни. Указать на художественные средства, использованные автором вромане.

Т ип урока: Урок-путешествиесэлементами исследовательской работы с текстом.

Оборудование: Иллюстрации с видами Петербурга, иллюстрированный стенд«Уголок Петербурга».

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Петербург не раз становился действующим лицом в русской

литературе. Вспомним, что о нём говорили А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь,

Н.А. Некрасов.

III . Сообщение учащихся.

IV . Проверка домашнего задания. Учащиеся составили план о Петербурге

Достоевского, обратив внимание на психологический характер

городского пейзажа, сцены уличной жизни, многообразие

петербургских типов и др.

ПЛАН

1. Психологический характер городского пейзажа.

ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».

ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».

ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».

ч. 2, гл. 5 - «Вид из окна Раскольникова».

ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер».

2. Многообразие петербургских типов.

ч. 1, гл. 1 - «Пьяный в телеге».

ч. 2, гл. 2 - «Удар бича и подаяние».

ч. 2, гл. 6 - «Шарманщик и толпа женщин у трактира».

ч. 2, гл. 6 – «Сцена на мосту. Утопленница».

ч . 2, гл. 7 - «Смерть Мармеладова».

3. Груды мертвых камней (доходные места, черные лестницы).

ч. 1, гл. 1.

4. Интерьер.

ч. 1, гл. 3 – «Каморка Раскольникова».

ч. 4, гл. 3 – «Комната, сарай Сони».

ч. 1, гл. 2 – «Угол Мармеладова».

5. Реальность и бред в картинахпетербургской жизни.

ч . 2, гл. 4 – «Ночь после убийства».

ч. 1, гл. 5 – «Сон Раскольникова».

6. М ечта о прекрасном городе.

ч . 1, гл. 5 – «О фонтанах думает Раскольников».

V. Слово учителя.

Свой Петербург и у Ф.М. Достоевского. Скудные средства заставляли его часто менять жильёи жить не в богатых квартирах, а в холодных угловых домах, лишённых всякой архитектуры, где люди, «так и кишат».

Герои Достоевского сторонятся пушкинских кварталов. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идёт Раскольников, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Часто проходит через Сенную площадь, где ещё в 18 веке был открыт рынок для продажи скота, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомним стихиН.А. Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом…»).

В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений.

Итак, отправимся в путешествие по Петербургу.

VI . Аналитическая работа с текстом по предложенному плану.

Работа над эпизодом «Колорит городского дня» (ч. 1, гл. 1)

Раскольников вышел из дома.

Что узнаем о герое из первых строк романа? Где он живет? В каком доме?

Что поразило его на улице? Какой вид открывается из окна

Раскольникова?

Какова их роль? Какова роль обобщающего слова «все»?

Найти определение, выраженное прилагательными, которые несут

неприятие действительности («особая вонь», «летняя вонь», «нестерпимая

вон».

Зачем столько определений к слову «вонь »? Не это ли вызывает у

Раскольникова чувство омерзения?

олете, жаре, духоте… и тутже даётпортрет Раскольникова?

Какие слова показывают, что герой нерешительный? («как бы»,

«в какое-то», «что-то».)

трудно какого-нибудь удивить»? Кто жил на серединных улицах?

подчеркнуть Достоевский?

Какое оскорбление пришлось пережить герою? Из-за чего?

Какое чувство охватилогероя?

Куда держит путь герой?

Промежуточный вывод. (Записи в тетради.)

День, проведенный с Раскольниковым, заставил нас подумать о Петербурге, как о городе грязном, неухоженном, чуждом и далёком. Он живёт своей жизнью, а герои – своей.

Работа над эпизодом «Великолепная панорама» (ч. 2, гл. 2).

Раскольников совершил преступление, нужно было спрятать украденное, что он и делает. Герой чувствует себя нездоровым, идёт по Николаевскому мосту.

Что заставляет Родиона очнуться от дурных мыслей?

За что ударили его?

неожиданным? Что пережил он? Каково было его состояние?

(«Злобно заскрежетал и защёлкал зубами»). Так можно сказать о звере.

Зачем Достоевский это говорит о Раскольникове? Кого напоминает герой?

Работа над эпизодом «Удар бича» и «Подаяние» (ч. 2, гл. 2).

Сразу после удара бича Раскольников получает подаяние.

Зачем нужна эта сцена Достоевскому? Что этим хотел сказать автор?

За кого приняли Раскольникова? Почему герой взял подаяние?

Что испытал он при этом?

Почему Достоевский показываетвеликолепие Петербурга в момент

унижения и оскорбления героя?

Так в чем же состоит великолепие города? Что нравится Раскольникову?

Как панорама города подействовала на состояние героя? Так от чего же

неуютно, холодно Родиону?

Какой художественный прием использует автор, говоря о великолепии

города и униженном человеке ?

Почему Раскольникову показалось, что он «как будто ножницами отрезал

себя от всех»?

Промежуточный вывод. (Записи в тетради.)

Плохо, неуютно герою и «серединных» улицах и там, откуда открылась чудесная панорама города. Родион Раскольников одинок, его самолюбиеуя звлено. Прелестный пейзаж лишь на время уносит героев в прежний мир, когда он ходи в университет и, возвращаясь домой, гулял, любовался прекрасным Петербургом.

Работа над эпизодом «Вечерний Петербург» (ч. 2, гл. 6).

- Каким изображает автор вечерний Петербург? Каково состояние героя?

Почему Раскольников бесцельно бродит по городу? О чём он думает?

Пытаясь объяснить состояние героя, автор используетвопросительные предложения. С какой целью?

Найти слова с отрицательной частицей «не». Что отрицается героем?

Работа над эпизодом «Шарманщик и толпа женщин у распивочной»

(ч. 2, гл. 6).

- Где Раскольников встретил шарманщика? Каков его облик?

Здесь же Раскольников увидел девушку. Какую нелепость в одежде

Какое настроение героя вызвало пение девушки? Почему Раскольников

затрагивает прохожих?Был ли понят Раскольников?

Зачем Достоевский показывает толпу женщин у распивочной?

С какой целью они здесь собрались? Каков их возраст? Внешний вид?

Зачем Раскольников даёт им деньги?

Работа над эпизодом «Сцена на мосту. Утопленница» ( ч. 2, гл. 6)

Еще одна женская судьба. Раскольников случайно на мосту встретил ту, которая пришла сюда, чтобы наложить на себя руки.

Раскольников встречает женщину.

Каков ее портрет? Что привлекает внимание в облике женщины?

Какова была реакция Раскольникова на то, что женщина бросилась с

моста? Каковы причины заставившие совершить такой дикий поступок?

Что толкнуло её в воду? Попытается ли она вторично совершить такой же

поступок?

Работа над эпизодом «Смерть Мармеладова» (ч. 2, гл. 7)

Как получилось, что он попал подпролетку?

Какое впечатление произвел на толпу этот трагический случай?

Как отреагировал Раскольников на произошедшее ? Почему он принял

живейшее участие в похоронах Мармеладова?

Что собой знаменует смерть Мармеладова?

Промежуточныйвывод (Запись в тетради.)

Зеваки равнодушно смотрят на окровавленное тело незнакомого человека (Мармеладова). Но никто не помог бедолаге . Один лишь Раскольников проявил живейшее участие в судьбе Мармеладова. Да, эгоистичныи равнодушны люди, живущие в «серединных» и окраинных улицах Петербурга.

Работа над эпизодом «Грозовой вечер» и «Утро накануне смерти Свидригайлова » (ч. 6, гл. 6)

И опять мы на улице неуютного Петербурга.

Это будет темой другого разговора. А пока Свидригайлов сидит в распивочной. Он явился свидетелем ссоры писаришек .

Каков их вид?

Из-за чего произошла ссора?

Какое участие в разрешении ссоры принял Свидригайлов ?

Найти описание природы перед грозой.

Почему Свидригайлов в этот момент принимает важное решение? Какое?

Зачем и кому решает помочь Свидригайлов ?

Найти описание гостиницы, куда после грозы идет Свидригайлов .

Что из себя она представляет? Почему интерьер гостиницы производит на читателя гнетущеевпечатление?

Итак, войдем в номер вслед за Свидригайловым .

Каковоубранство номера (или нумера , как пишет Достоевский)?

(Состояние героя и убранство номера доводит его до бреда, грёз).

Какой кошмар чудится ему?

Прошла ночь, наступило утро…

-Каким предстаёт утренний пейзаж? Принес ли дождь облегчение герою?

Почему?

Какие детали городского пейзажа подчеркивают безысходность,

ненужность человека в этом мире?(собаченка , «мертво-пьяный в

Работа над эпизодом «Коморка Раскольникова» (ч. 1, гл. 3)

Работа по тексту.

от слов: «Он проснулся…. до …. сиделбез обеда».

2. Вопросы.

Какие синонимы названия комнатки , где живет нищий студент,

использует Достоевский? («Каморка», «клетушка», «гроб»)

Какие ассоциации рождаются у вас с этими словами?

(«Каморка»- мышь, «клетушка»- зверь, «гроб»- покойник.

з атаился, как зверь.)

Что говорит о бедности, убогости убранства его комнатки?

Могут ли здесь родиться здоровые мечты? Почему?

Можно ли, живя в таких условиях, чувствовать себя человеком?

Уважает ли себя Раскольников?

Может ли герой изменить образ жизни?

Работа над эпизодом «Видиз окна Раскольникова» (ч. 5, гл. 5)

Какая деталь комнаты особо заостряется Достоевским? (Желтые обои.)

Какой вид открывается из окна Раскольникова?

Какие детали интерьера комнаты подчеркивает одинокость героя?

Зачем на подоконнике стоит одинокий цветок герани?

Работа над эпизодом«Угол Мармеладова» (ч. 1, гл. 2)

Родион Раскольников случайно в распивочной встретил Семена Мармеладова. Проявив человечность, бывший студент провожает пьяненького Мармеладова.

Отправимся и мы в жилище этого героя. Убогую обстановку помещения видит Раскольников.

Что из себя представляла комнатка? Каково её убранство?

О чём оно напоминает Раскольникову?

Удобно ли в таком помещении жить семейным людям?

Комфортно ли живётся детям Мармеладова?

Могут ли муж и жена (Мармеладов и Катерина Ивановна) найти местечко,

где можно откровенно, по душам поговорить? Зачем Мармеладов жил в

проходной комнате?

Почему соседи Мармеладова знали о горестях семьи?

Работа над эпизодом «Комната-сарай Сони» (ч. 4, гл. 4)

Где живёт Соня? Что можно увидеть примечательного в комнате?

Каково освещение в комнате? Что поразило Раскольникова, когда он

впервые увидел комнату Сони? (тупой угол – безысходность, тупик.)

Что даёт право назвать Сонину комнату «сараем»? Как в этом «сарае»

Как чувствует себя человек, когда живёт так убого? Какие мысли родятся

у Сонипод низким потолком сарая?

Промежуточный вывод. (Запись в тетради.)

Некомфортно, плохо человеку живется в «сарае», «коморке», «клетушке», «углу», «гробу» (так называла коморку сына мать Раскольникова).

Работа над эпизодом «Сон Раскольникова» (ч.1, гл. 5)

« Низкие потолки душу и ум теснят».

Жизнь в Петербурге приобретает уродли вые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон реальностью.

Художественный пересказ сна.

- Что собойсимволизирует кляча ?

Почему Раскольников увидел себя маленьким мальчиком?

Промежуточный вывод. (Запись в тетради)

Образ клячи , замученной надорвавшейся от непосильного труда, которую, насмехаясь, секут по глазам - один из обобщенных образов романа. В этом сне показана надрывность , которая была оправдана достоверностью жизнью, как бы сосредоточены судьбы всех измученных людей, которым живется неуютно в Петербурге.

Работа над эпизодом «Мечта о прекрасном городе» ( ч. 1, гл. 5.)

О фонтанах думает Раскольников. На острова, куда вышел Родион, было зелено.

Какой пейзаж изображает Достоевский?

Чем он отличается от обычного пейзажа «серединных» улиц Петербурга?

Чтоза долгое время впервые увидел Раскольников? (Цветы.)

Работа над эпизодом «Устройство фонтанов» ( ч. 1, гл. 6)

После сна о загнанной кляче он думает об устройстве высоких фонтанов. Почему?

Да, мечта прекрасна. А действительность какова? (Грязь, вонь,

гадость …)

Будет ли мечта Раскольникова когда-нибудь реальностью?

Какой художественный прием использует авторпротивопоставляя

реальность и мечту (антитеза)?

VII . Итоги.

1. Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?

2. Расскажитео внешнем облике людей, которые встречаются на «серединных» улицах?

3. Какое впечатление они производят на вас?

4. Каким вам предстаёт Петербург Достоевского?

VIII . Художественные достоинства романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

I . Художественная деталь в романе.

· Про следим какой цвет преобладает у Ф.М. Достоевского при

описании города, интерьера помещения?

· Какими звуками «наполнен» Петербург»? Что слышим мы на

улицах города?

· Какие запахи сопровождают повсюду героев живущих, в

«серединных» улицах Петербурга?

Вывод: Петербург- город- монстр, город – чудовище, город- хищник.

II . Слово и образ в романе «Преступлении и наказание».

· Пейзаж- фон, служащий для изображения безысходности героя,

на котором разворачиваются драматические события.

· Петербург – символ неблагополучной, безнравственной жизни

бедных людей.

· Образ клячи – символ неустроенности и достоверности жизни,

в котором нашли отражениясудьбы всех простых людей,

измученных жизнью.

· Описание интерьера помещений: «Каморка», «клетушка»,

«угол» (снимает Мармеладов), «сарай» (жилище Сони),

«гроб» (здесь обитает Раскольников).

IX . Домашнее задание.

История семьи Мармеладовых.

1.Портрет Мармеладовач. 1, гл. 2.

2.Смерть Мармеладовач. 2, гл. 7.

3.Поминкич. 3, гл. 2.

4.Смерть Катерины Ивановнач. 5, гл. 7.

Читая роман «Преступление и наказание», читатель сталкивается с одной особенностью текста: в нем постоянно встречаются зашифрованные или сокращенные названия улиц, мостов, переулков Петербурга. Зачем автор делает это? Скорее всего, это связано с тем, что цель Достоевского - представить в произведении не конкретные улицы и мосты, а типические, достичь определенного уровня обобщения. Каждая улица несет в себе черты соседних. Так или иначе, из них складывается образ Петербурга в романе, столь отличный от того, который нарисовал Пушкин во вступлении к «Медному всаднику».
Символично то, что многие улицы имеют тупики; часто попадаются глухие углы и стены. Они олицетворяют жизненные ситуации героев, когда «некуда больше идти». Важен и выбор района города - Сенная площадь, окраина, центр торговли сеном, дровами и скотом. Здесь присутствует стойкий гнилой запах, многочисленные люди создают непрекращающийся шум. Слышен тут и звук шарманки. Многочисленные нищие и пьяные дополняют колорит площади. Не раз упоминается и Столярный переулок, на котором большинство домов - питейные заведения. Здесь постоянно слышны вопли, крики и ругань. Блуждания Раскольникова происходят прежде всего в этом районе, в нем же находится дом старухи-процентщицы, а также жилище самого Раскольникова.
Бродя по улицам, герой постоянно сталкивается с картинами тогдашней петербургской жизни. Вот пьяный в телеге, запряженной лошадями, пьяный солдат с папиросой, группка бедно одетых женщин… Раскольников наблюдает и сцену самоубийства: женщина с желтым лицом бросается в канаву и грязная вода поглощает ее. На другом мосту Раскольников получает удар хлыстом от смеющихся людей. Герой слышит ссору «писаришек» в городском саду, в другой раз он видит толпу шумящих женщин с сиплыми голосами и подбитыми глазами у питейного заведения. Ошеломляет его и сцена, когда «жирный франт» преследует пьяную девочку. А вот образ шарманщика, музыка которого сопровождает пение девочки в «старом и истасканном» одеянии. Все это создает целостный образ города, в котором людям нечем дышать, некуда идти. Их мучит духота, зловоние лестниц и петербургских трущоб, давит теснота дворов-колодцев.
Еще одна черта Петербурга - атмосфера раздражения и злобы, охватывающая многих, а иногда и убивающий человека смех. Несмотря на тесноту, люди здесь ограничены друг от друга, отчуждены. Цвет, преобладающий в описании города - желтый (символизирует у Достоевского болезненность). Петербург - это город-спрут, которое захватывает своими щупальцами жертв, чудовище, в пасти которого живут раздавленные и оскорбленные люди. В итоге образ Петербурга становится не только равноправным с другими образами романа, но и центральным (так как именно он объясняет поступки Раскольникова, Свидригайлова, Лужина, Сони, процентщицы и других персонажей).

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит из шести частей. В первой части герой совершает убийство старухи- процентщицы, в остальных повествуется о шагах молодого человека на пути раскаяния. Такая композиция романа подчёркивает мысль о том, что совершить тяжкий грех легко, а чтобы искупить его, необходимо пройти длительный путь, полный страдания.

Читая начало романа, мы шаг за шагом следуем за героем, задумавшим ужасное преступление. Родион Романович Раскольников идёт делать «пробу» и сразу же отказывается от отвратительной идеи убийства. Но знакомство с историей семейства Мармеладовых, с драматической судьбой Сони, вынужденной пойти по жёлтому билету, подводит студента к мысли о переустройстве мира по справедливости. Из письма матери он узнаёт о решении сестры Дуни выйти замуж за богатого адвоката Лужина, чтобы исправить материальное положение семьи. Мысль о преступлении, которая раньше казалась ему фантазией, теперь предстаёт перед ним в каком-то грозном и страшном виде. Он не может отказаться от жизни, от права действовать и единственный выход из создавшегося положения видит в убийстве богатой старухи.

Измученный долгой ходьбой и тягостными мыслями, Раскольников доходит до Петровского острова, падает на траву и засыпает под кустом. В болезненном состоянии он видит страшный сон, в котором происходит убийство лошади. Рядом с кабаком находится большая телега, в которую запрягают огромных ломовых лошадей. Но во сне в эту большую телегу впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Этот момент сна соотносится с реальной картиной, увиденной Раскольниковым в начале романа, когда он только вышел на улицу. В реальной действительности это выглядело так: «… один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время в огромной телеге, запряжённой огромною ломовою лошадью…» Забитая до смерти клячонка во сне героя символизирует всё человеческое страдание. Это страдание непосильно, так как бедная кляча не может сдвинуть с места тяжёлый воз. В реальной действительности в телегу запряжена ломовая лошадь. Значит, герой неадекватно воспринимает действительность, и его мысли о невыносимом страдании преувеличены: каждому даётся ноша по силам.

Необходимо обратить внимание на поведение Раскольникова в момент убийства лошади. Во сне ему семь лет. Число «семь» символично: оно означает союз человека с Богом. Из письма матери мы узнаём, что в детстве, при жизни отца, маленький Родион верил в Бога и «лепетал молитвы свои» у матери на коленях. В письме мать спрашивает сына: «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своём, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие?» Во сне и показан момент отхода героя от Бога, момент утраты веры. Маленький Родя «в исступлении бросается с своими кулачками на Миколку», Отец пытается остановить сына и выхватывает его из толпы. Взрослый человек не пытается во сне вмешаться в происходящее. Отец во сне – это Бог. Раскольников восстаёт против Бога, когда видит, что тот не стоит устранить страдание. Мир устроен несправедливо, и герой стремится перестроить мир по справедливости, чтобы в нём не было страдания.

Художественное пространство сна составляют два взаимоисключающих понятия: церковь и кабак. Кабак стоит на окраине города и производит на героя неприятнейшее впечатление и даже страх. Здесь нарисована картина человеческого греха: «Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи…» Бросаясь с кулаками на смрадно – грешного Миколку, герой восстаёт против народного греха. Стремление покарать чужой грех отделяет героя от людей, позволяет ему ходить «бледным ангелом», лишает сознания собственной греховности. Во сне ребёнок любит церковь и старинные образа в ней, но дорога к храму проходит мимо кабака. Так Достоевский подчёркивает мысль, что нравственное очищение происходит после совершения греха. Чёрная пыль на дороге соотносится с той землёй на площади, которую поцелует Раскольников, идя в полицию с признанием.

Итак, мы видим, что мир в восприятии героя делится на два пространства, которые не соединяются: кабак и церковь. В реальной действительности и в тексте романа кабак и церковь существуют как единое целое. Пьяный Мармеладов кабак превращает в церковь, когда произносит покаянную речь и проповедь о милосердии Бога, прощающего грешников. В эпилоге каторжники набрасываются на Раскольникова в церкви, собираясь его убить.

В романе два Миколки. Во сне Миколка – хозяин лошади, решивший прокатить пьяную толпу. Он бьёт свою «кобылёнку», потому что она ему «сердце надрывает». В портрете этого крестьянского парня подчёркивается его греховное начало: «молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом». Но есть и Миколка – праведник. Это юный маляр, решивший взять на себя грех Раскольникова и пострадать, чтобы очистить свою душу. В портрете этого Миколки подчёркивается высокая духовность, готовность на подвиг: «В глазах его сверкала решимость, но в то же смертная бледность покрывала лицо его, точно его вели на казнь. Совсем побелевшие губы его слегка вздрагивали». Толстый краснорожий грешник Миколка и бледный, с тонкими сухими чертами лица Николай не случайно носят одно имя. Это как бы два лица одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию.

Этот сон стал пророческим для Раскольникова. Сон показал добрую человеческую природу героя. Во сне ребёнок не может выдержать страдания несчастной лошади, он тяжело переживает её убийство: «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует в глаза, в губы».

В ужасе просыпается Родион. Он представляет, как он возьмёт топор, станет бить по голове, размозжит старухе череп, будет скользить в тёплой, липкой крови… Он отказывается от этой «проклятой мечты своей» и чувствует свободу «от колдовства, обаяния, от наваждения». Он понял, что натура его не выдержит преступления.

Но именно тогда, когда герой чувствует, что освободился от навязчивой идеи убийства, автор устраивает ему испытание. Из случайно подслушанного разговора Раскольников узнаёт, что завтра в седьмом часу старуха будет дома одна. Автор показывает, что человек, отошедший от Бога, один не остаётся, рядом с ним оказывается дьявол, нашёптывающий соблазнительные мысли. Герой становится суеверным, им начинает управлять случайность. Свобода от Бога приводит к человеческой несвободе.

– Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц.

– Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, – неприветливо произнесла в ответ старуха и, подумав, впустила его.

Раскольников оглядывал небольшую комнату с жёлтыми обоями и старой мебелью, косился на ситцевую занавеску во вторую комнату.

– Что угодно? – строго выговорила старушонка.

– Заклад принес, вот-с! – он вынул из кармана старые серебряные часы.

– Да ведь и прежнему вашему закладу, колечку, срок. И теперь моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь эту продать. Часы же пустяшные.

– Хоть рубля четыре за них дадите?

– Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

Раскольников даже вскрикнул от возмущения такой низкой ценой. Но идти больше было некуда, и он согласился. Глядя на старуху, заметил про себя, что, идя за деньгами, она вынула ключи из правого кармана.

Она вернулась из-за занавески:

– Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц процентов с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с. Да за два прежних рубля с вас еще причитается вперед двадцать копеек. Всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.

– Как! уж теперь не полтора рубля, а рубль пятнадцать?!

– Точно так-с.

Раскольников взял деньги. Замявшись, проговорил:

– Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще папиросочницу серебряную принесу, хорошую…

– Ну тогда и будем говорить, батюшка. [См. полный текст отрывка «Диалог Раскольникова и старухи» .]

…Выйдя на улицу, Раскольников вдруг стал на месте, как вкопанный, от мысли: «О боже! как это всё отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? Грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…»

Он шёл по тротуару, как пьяный, пока не остановился у распивочной. Раскольников зашёл туда и сел в грязном, липком углу. От стакана пива и сухаря голова его несколько прояснела. Вокруг виднелось несколько хмельных. Один из них был похож на отставного чиновника.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – сложное, многогранное произведение. За уличным многоголосьем слышатся народные песни, малые фольклорные жанры, элементы балаганного театра. Не будет преувеличением назвать значительную часть фольклора в романе «уличным» и «кабацким». В первую очередь это сказалось на народных песнях, представленных в романе. Это песни, исполняемые или заказываемые пьяными на улицах или в трактирах. «Безобразное», «сиплое», «разгульное» пение под балалайки и бубен сопровождает бессмысленно жестокое пьяное молодечество в сне Раскольникова:

– По морде её, по глазам хлещи, по глазам! – кричит Миколка.
– Песню, братцы! – кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается.

Подобные песни и наяву сопровождают Раскольникова в его метаниях по улицам и трактирам. Он слышит различные кабацкие куплеты, исполняемые с прищелкиванием пальцами, подпрыгиваниями и отбиванием такта каблуками. Перед встречей с Мармеладовым он видит задремавшего пьяницу, вспоминающего спросонья какие-то куплеты. Уже после убийства Раскольникова так и тянет к этому шуму, грохоту, пьяному веселью, к толпе:

Его почему-то занимало пенье и весь этот стук и гам, там внизу... Оттуда слышно было, как среди хохота и взвизгов, под тоненькую фистулу разудалого напева и под гитару кто-то отчаянно отплясывал, выбивая такт каблуками. Он пристально, мрачно и задумчиво слушал, нагнувшись у входа, и любопытно заглядывал с тротуара в сени.
Ты мой бутошник прикрасной,
Ты не бей меня напрасно! – разливался тоненький голос певца. Раскольникову ужасно захотелось расслушать, что поют, точно в этом и было все дело.

Еще одной составляющей городской уличной и трактирной лирики является чувствительный романс (по определению Достоевского, лакейская песня), исполняемый под гитару или шарманку. Подобные песни звучат на улицах, певцов приглашают в трактиры. Например, в рассказе о похождениях Свидригайлова:

Весь этот вечер до десяти часов он провел по разным трактирам и клоакам, переходя из одного в другой. Отыскалась где-то и Катя, которая опять пела другую лакейскую песню о том, как кто-то «подлец и тиран»
Начал Катю целовать
Свидригайлов поил и Катю, и шарманщика, и песенников, и лакеев, и двух каких-то писаришек.

По всей видимости, эти песни близки к жанру мещанского (жестокого) романса, получившего большое распространение среди городских низов во второй половине девятнадцатого века.

Рассматривая подобные примеры в романе, можно заметить, что автора интересуют в первую очередь не сами песни, а связанная с ними реально бытовая обстановка, внешний вид исполнителей, манеры, аккомпанемент, реакция слушателей и т. д. Достоевский даже воспроизводит фонетические особенности некоторых песен в уличном исполнении («целлый», «бутошник», «прикрасной»).

Авторские комментарии содержат и эмоционально оценочные характеристики. Манера исполнения чувствительного романса характеризуется так: «Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс в ожидании двухкопеечника из лавочки». О Кате, развлекающей Свидригайлова, сказано: «Пела она свою рифмованную лакейщину тоже с каким-то серьезным и почтительным оттенком в лице».

В такой передаче мир нищего Петербурга становится видимым и слышимым. Но это не единственная роль, которую играют народные песни и романсы в романе. Можно также соотнести содержательную сторону песенных отрывков с идейно художественным смыслом отдельных моментов романа (слова «не бей напрасно» со сценами избиения хозяйки квартальным надзирателем, померещившегося Раскольникову, ударами, которые он наносит своим жертвам во время убийства и во сне, когда старуха смеется над его напрасными усилиями; слова из Катиной песни - «подлец и тиран» – с саморазоблачающей исповедью Свидригайлова – циника и растлителя).

Знаменательно, что из всех героев романа слушателями такого пения Достоевский делает лишь Раскольникова и Свидригайлова. Возможность окунуться в атмосферу улиц, кабаков, толпы дает возможность как бы забыться на время человеку с нечистой совестью: «Здесь было уж как будто легче и даже уединённее. В одной харчевне, перед вечером, пели песни: он просидел целый час, слушая, и помнил, что ему даже было очень приятно».

Рассмотренные нами песни, вошедшие в роман, – примета улицы бедных районов города, характерная особенность быта городских низов, способ их социально-бытовой характеристики. Участвуя в создании мрачного образа города, целый пласт фольклорных материалов лишний раз подчеркивает уродливость, неблагообразие действительности.