Open
Close

Проблема экологии в современной литературе (по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»)













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин

I. Орг. момент

II. Мотивация

Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких фрагментов).

При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)

  • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
  • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
  • проблема истинного патриотизма;
  • проблемы совести, нравственности и чести.
  • Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)

    Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так называемые “вечные” проблемы.

    На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)

  • Проблему человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права порвать эту цепь.
  • Проблемы сохранения традиций.
  • Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.
  • III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом

    (Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова? (Дарьи)

    IV. Сообщение учащимся целей урока

    Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и

    • Проанализируем эпизоды повести, ответим на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока.
    • Охарактеризуем героев произведения и дадим им оценку.
    • Выявим особенности авторских и речевых характеристик в повести.

    V. Изучение нового материала

    1. Беседа с учащимися

    В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?

    Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте рассмотрим образы героев произведения.

    2. Анализ образов повести

    Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди?

    (“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин)

    Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О совести стр.446)

    Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища.

    Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают?

    (А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться.

    (И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?). Дарью можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его назначении.

    (И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их, пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова. Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его.

    Видеосюжет “Прощание с избой”.

    Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, у того нет жизни".

    б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести.

    Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста. (Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина, Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести).

    А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У них нет связи с Родиной, с прошлым).

    (По ходу беседы заполнятся таблица)

    Работа с публикацией

    Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей. Что вы можете сказать о них?

    Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и безразличные) (Слайд 7)

    О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит: “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. - О подобных Дарье можно сказать, что они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. (на слайде после таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы.

    3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС.

    В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочими-вандалами. Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные стороны. (Ответы учащихся)

    Т.о. мы видим, что автор противопоставляет рабочих жителям деревни. В связи с этим мне хотелось бы привести пример высказывания критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как о земле-Родине и земле-территории: "Если земля - это территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю-Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин на земле-территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

    Кто из героев относится к Матере как к земле-Родине, а кто как к земле-территории”? (По ходу беседы заполняется СЛС) (Слайд 8)

    Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.

    В.Распутин. Что в слове, что за словом?

    4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.

    (Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов – исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей?

    (Люди, наделенные властью, с них и спросится).

    А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия?

    (Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди заблудились и не ведают, что творят).

    5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным.

    Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют).

    А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас)

    А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).

    Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас.

    VI. Подведение итогов

    Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

    VII. Домашнее задание

    1. Написать сочинение-миниатюру: “Память и ее нравственные проявления в юношеском возрасте”.
    2. Заполнить таблицу “Символы, помогающие раскрыть авторский замысел”.
    3. Продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы (стр.2).

    «Прощание с Матерой»

    У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая является Вселенной и всем тем, чем стала Матера для героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В.Г. Распутина, поэтому я бы хотел рассмотреть данную тему в первую очередь. В повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя - Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

    Матера - это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. И не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

    Материнцы встают на защиту своей родины, пытаются спасти свою деревню, свою историю. Но что могут старики и старухи сделать против всемогущего начальника, который отдал приказ затопить Матеру, стереть ее с лица земли? Для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления.

    Распутин искусно изображает сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: ”А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”.

    Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно прировнять к жестокому убийству.

    Главный идейный персонаж повести - старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья - истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Но именно голосом Дарьи автор выражает свои суждения относительно нравственных проблем. Эта старушка делает вывод, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же…наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!»

    Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению, остались верными Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Таким образом, затрагиваются еще две проблемы: проблема памяти и своеобразный конфликт «отцов» и «детей».

    В данном контексте “отцы” - это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина. “Дети” - это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это Андрей, Петруха, Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды “отцов” резко отличаются от взглядов “детей”, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева “Отцы и дети” правда была на стороне “детей”, на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести “Прощание с Матерой” ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни). Подтверждают эту мысль слова Дарьи, выражающие идею произведения: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. Память - это не просто события, записанные в мозге, это духовная связь с чем-либо. Писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? Отсутствие связи со своей родной землей, готовность покинуть ее и забыть как «страшный сон», пренебрежительное отношение к малой родине (“Давно надо было утопить. Живым не пахнет... не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить - средь воды... как лягушки”) характеризует героев не с лучшей стороны.

    Исход произведения плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер, являлись корнями нашей жизни.

    В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры - ведущая тема этого произведения. Традиционна здесь не только тема: судьба деревни, ее нравственных устоев, но и сами персонажи. Произведение во многом следует традициям гуманизма. Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. Традиционны в повести и многие моральные императивы.

    «Прощание с Матерой» - результат анализа одного социального явления, проведенного на основе воспоминаний автора. Распутин исследует ветвистое дерево нравственных проблем, которые оголило это событие. Как и любой гуманист, в своей повести он обращается к вопросам человечности и решает множество нравственных проблем, а также, что не маловажно, устанавливает связи между ними, демонстрирует неразрывность, зависимость друг от друга процессов, происходящих в душе человека.

    «Прощание с Матерой» - своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. В повести с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина идея спаянности человека с миром, с родом, с природой. В этом произведении Распутин пытается донести до читателей вечную проблему памяти. Наши первые детские впечатления строятся на том, что все, что нас окружает (дом, родители), существовали вечно. Солнце всегда с утра появляется на небе, а вечером уходит, отец и мать долго прожили и еще долго будут жить. Поэтому непонятным представляется исчезновение с лица земли места, где родился, и которое на всю жизнь запечатлелось в памяти. Пережить такое дано не каждому, но чем дальше идет цивилизация, тем чаще мы попадаем в подобные ситуации. Так случилось на Матере – остров стирают с лица земли, и жители ничего не могут с этим поделать. Так надо. В деревне все по-разному относятся к этому событию: старики ждут его как катастрофу, молодежь с энтузиазмом. Молодые думают, что их старость где-то далеко, что они, возможно, никогда и не состарятся. Ведь они знают и понимают гораздо больше малограмотных стариков, которые держатся за отжившее время. Но, когда к ним придет старость, они обязательно вспомнят слова тех, кого они в свое время не хотели слушать, и поймут, что во многом были правы старики. И скажут потом: «Нонче свет пополам переломится: свои че деется! И по нам переломился, по старикам…ни туда мы, ни сюды». А ведь и раньше жизнь не стояла на месте, но люди с детства крепко усваивали опыт отцов и дедов, а жизнь «не как у всех» считалась легкомысленной и всеми порицалась. Старики у Распутина не просто так хвалят прежние времена. Не из-за того, что они сами были молодые, а потому, что думают, прежде всего, о том, как будут дальше жить их потомки. Дарья вспоминает слова умирающего отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Она вспоминает именно то, что нужно сегодняшней молодежи: «Раньше совесть сильно разжигали. Ежели кто норовил без нее, сразу заметно, все друг у дружки на виду жизни. Другой и рад бы по совести, да где ей взять, если не уродилась вместе с им? А кому как ей через привалит, тоже не радость от такого богачества». Совесть у молодежи, конечно, есть, но не всегда она вспоминает о ней. И не всегда она желает следовать старым традициям, опираться на опыт предыдущих поколений, которые много не понимают в современной жизни. Старухи у писателя знают только свою Матеру, любят ее и не хотят расставаться с ней, считают грехом лишение человека родины. Это именно тот патриотизм, который не единожды спасал Россию от вражеских нашествий. Старики эти умеют трезво подводить итоги прожитой жизни, как делает это Дарья: «Стойко жить долгую жизнь, чтобы признаться под конец: ничего она в ней не поняла. Пускай ее догоняют другие. Но «они не догонят. Им только чудится, что они поспеют за ней – нет, и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед, нам смотрит сейчас она». Взрослея, человек начинает понимать, что не все так просто в жизни, как казалось в юности, что нужно и о душе подумать. Каким бы плохим не было прошлое, полностью отказываться от него мы не должны, так как оно все равно присутствует в нашей жизни, и мы должны относиться к нему с уважением. Не надо забывать, что человек лишь часть тех людей, которые жили до него, что он дитя природы.: «Родился ребятенка и во всю жизнь ребятенком же и остался…А смерть….как он ее боится». Ничто не способно избавить человека от страха смерти, всю жизнь человек носит это чувство в себе. И здесь надо вспомнить о предках, которые сумели умереть, сохранив достоинство и самообладание. А все потому, что они почитали могилы и знали, что о них будут заботиться и помнить после смерти. Не случайно все старики мечтают умереть вместе с Матерой. А сколько кладбищ уничтожено, заброшено. Беспечность, с которой люди обращаются с могилами, переносится ими и на все остальное в жизни, а это никому еще не приносило счастья. И не даром старики напутствуют молодежь: «Не дай господь, чтобы жизнь твоя показалась тебе легкой». Прогресс, облегчая труд человека, не готовит его к трудностям жизни. И эта «облегченность приводит к несерьезному отношению к жизни вообще, мешая человеку самоутвердиться в жизни». Память человеческая прежде всего связана с местом, где ты родился, где стоит твой дом, где похоронены предки, которые жили и умерли, чтобы подготовить твою жизнь, оставить свой жизненный опыт. Поэтому осквернение кладбища Матеры «нечистью» из санэпидемстанции становится для Дарьи и других стариков трагедией. По их мнению, это уже признак полного обесчеловечивания людей. Ведь не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Дарья ведет разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Ведь как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Недаром Дарья так переживает из-за того, что не смогла перенести могилу родителей с острова. Она думает, что о ней так же не позаботятся ее дети. Жителей Матеры навсегда лишают памяти об их родном доме. Поэтому в сердце они всегда будут носить чувство неприкаянности родного угла. Молодежь Матеры со временем обязательно будет стараться найти дорогу к нему. Тоска по родному краю не умрет с последним ее жителем, она передастся последующим поколениям. Ясно видно, что проблема памяти в повести является одной из главных. И решение ее зависит именно от нас, ведь в наших руках будущее наших детей. Поэтому их надо воспитывать так, чтобы они поняли, насколько важно помнить свое прошлое, своих предков, их традиции и обычаи. И тогда проблема памяти будет решена.

    В своей повести "Прощание с Матерой" В. Распутин исследует национальный мир, его систему ценностей и его судьбу в кризисном ХХ веке. С этой целью писатель воссоздает переходную, пограничную ситуацию, когда еще не наступила смерть, но и жизнью это назвать уже нельзя.

    Фабульно произведение нам рассказывает об острове Матера, который должен затонуть в связи с построением новой ГЭС. А вместе с островом должна будет исчезнуть и та жизнь, которая складывалась здесь в течение трехсот лет, то есть сюжетно эта ситуация изображает гибель старой патриархальной жизни и воцарение жизни новой.

    Вписанность Матеры (острова) в бесконечность природного миропорядка, ее нахождение "внутри" него дополняется включенностью Матеры (деревни) в движение исторических процессов, не столь согласованных, как природные, но наряду с ними являющихся органической частью человеческого существования в этом мире. Триста с лишним лет Матере (деревне), видела она казаков, плывших ставить Иркутск, видела ссыльных, арестантов и колчаковцев. Важно, что социальная история деревни (казаки, ставящие Иркутский острог, торговые люди, арестанты, колчаковцы и красные партизаны) обладает в повести длительностью, не столь протяженной как природный миропорядок, но предполагающей возможность существования человека во времени.

    Соединяясь, природное и социальное вводят в повесть мотив естественного существования Матеры в (острова и деревни) в едином потоке природного и исторического бытия. Этот мотив дополняется мотивом вечно повторяющегося, бесконечного и устойчивого в этой повторяемости круговорота жизни (образ воды). На уровне авторского сознания открывается момент прерывания вечного и естественного движения, а современность предстает как катаклизм, преодолеть который невозможно, как смерть прежнего состояния мира. Таким образом, затопление начинает означать не только исчезновение природного (Матеры-острова), но и этического (Матеры как системы родовых ценностей, рожденных и нахождением в природе, и нахождением в социуме).

    В повести можно выделить два плана: жизнеподобный (документальное начало) и условный. Ряд исследователей определяет повесть "Прощание с Матерой" как мифологическую повесть, в основе которой лежит миф о конце света (эсхатологический миф). Мифологический (условный) план проявляется в системе образов-символов, а также в сюжете повести (название острова и деревни, Листвень, хозяин острова, обряд проводов покойника, лежащий в основе сюжета, обряд жертвоприношения и т.д.). Наличие двух планов - реалистического (документально-публицистического) и условного (мифологического) является свидетельством того, что автор исследует не только судьбу конкретной деревни, не только социальные проблемы, но и проблемы бытия человека и человечества вообще: что может служить основой существования человечества, современное состояние бытия, перспективы (что ждет человечество?). Мифологический архетип повести выражает представления автора о судьбе "крестьянской Атлантиды" в современной цивилизации.


    В своей повести В. Распутин исследует прошлую национальную жизнь, прослеживает изменение ценностей во времени, размышляет над тем, какую цену заплатит человечество за утрату традиционной системы ценностей. Основные темы повести - темы памяти и прощания, долга и совести, вины и ответственности.

    Семья воспринимается автором как основа жизнедеятельности и сохранения родовых законов. В соответствии с этой идеей писатель выстраивает систему персонажей повести, которая представляет собой целую цепочку поколений. Автор исследует три поколения, родившихся на Матере, и прослеживает их взаимодействие между собой. Распутин исследует судьбу нравственных и духовных ценностей в разных поколениях. Наибольший интерес Распутин испытывает к старшему поколению, потому что именно оно является носителем и хранителем народных ценностей, которые цивилизация пытается уничтожить, ликвидировав остров. Старшее поколение "отцов" в повести - это Дарья, "самая старая из старых", старуха Настасья и ее муж Егор, старухи Сима и Катерина. Поколение детей - это сын Дарьи Павел, сын Катерины Петруха. Поколение внуков: внук Дарьи Андрей.

    Для старух неминуемая гибель острова - это конец света, так как они не мыслят ни себя, ни своей жизни без Матеры. Для них Матера - это не просто земля, но это часть их жизни, их души, часть общей связи с теми, кто ушел из этого мира и с теми, кто должен прийти. Эта связь и рождает у стариков ощущение того, что они - хозяева этой земли, а вместе с тем и ощущение ответственности не только за родную землю, но и за умерших, которые им эту землю доверили, а они не смогли ее сохранить. "Спросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, навроде тоже как я виновата", - размышляет Дарья. Связь с предыдущими поколениями прослеживается и в системе нравственных ценностей.

    Материнцы относятся к жизни как к службе, как к некоему долгу, который нужно нести до конца и который они не вправе перекладывать на кого-либо другого. Существует у материнцев и своя особая иерархия ценностей, где на первом месте стоит жизнь в согласии с совестью, которую раньше "сильно отличали", не то, что в нынешнее время. Таким образом, основами такого типа народного сознания (онтологического миропонимания) становятся восприятие природного мира как одухотворенного, признание своего определенного места в этом мире и подчинение индивидуальных устремлений коллективной этике и культуре. Именно эти качества помогали нации продолжать историю и существовать в гармонии с природой.

    В. Распутин отчетливо осознает невозможность такого типа миропонимания в новой истории, поэтому он пытается исследовать и другие варианты народного сознания.

    Период тяжелых раздумий, смутного душевного состояния переживают не только старухи, но и Павел Пинигин. Его оценка происходящего неоднозначна. С одной стороны, он тесно связан с деревней. Приезжая в Матеру, он чувствует как за ним "смыкается время". С другой стороны, он не чувствует той боли за родной дом, которой переполнены души старух. Павел осознает неизбежность перемен и понимает, что затопление острова необходимо для всеобщего блага. Свои сомнения по поводу переселения он считает слабостью, ведь молодым "и в голову не приходит сомневаться". Этот тип мироощущения еще хранит в себе существенные черты онтологического сознания (укорененность в труде и доме), но в то же время смиряется с наступлением машинной цивилизации, принимая заданные ею нормы существования.

    В отличие от Павла, по мнению Распутина, молодые совсем потеряли чувство ответственности. Это можно увидеть на примере внука Дарьи Андрея, который уже давно покинул деревню, работал на заводе и теперь хочет попасть на строительство ГЭС. У Андрея своя концепция мира, согласно которой будущее ему видится исключительно за техническим прогрессом. Жизнь, с точки зрения Андрея, находится в постоянном движении и от нее нельзя отставать (стремление Андрея ехать на ГЭС - передовую стройку страны).

    Дарья же в техническом прогрессе видит гибель человека, так как постепенно человек будет подчиняться технике, а не управлять ей. "Маленький он, человек", - говорит Дарья. "Маленький", то есть не набравшийся мудрости, далекий от безграничного ума природы. Он еще не понимает, что не в его власти управлять современной техникой, которая раздавит его. В этом противопоставлении онтологического сознания Дарьи и "нового" сознания ее внука открывается оценка автором технократических иллюзий переустройства жизни. Симпатии автора, безусловно, на стороне старшего поколения.

    Однако не только в технике видит Дарья причину гибели человека, но, главным образом, в отчуждении, удалении его от дома, родной земли. Не случайно так обидел Дарью отъезд Андрея, который даже не взглянул ни разу на Матеру, не прошелся по ней, не простился с ней. Видя ту легкость, с которой живет молодое поколение, попадая в мир технического прогресса и забывая нравственный опыт предыдущих поколений, Дарья задумывается над истиной жизни, пытаясь найти ее, потому что чувствует свою ответственность и за молодое поколение. Эта истина открывается Дарье на кладбище и заключается она в памяти: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".

    Старшее поколение в современном обществе видит размывание границ между добром и злом, соединение этих начал, несовместимых друг с другом, в единое целое. Воплощением разрушенной системы нравственных ценностей явились так называемые "новые" хозяева жизни, разрушители кладбища, которые расправляются с Матерой, как со своей собственностью, не признавая права стариков на эту землю, следовательно, не считаясь с их мнением. Отсутствие ответственности у таких вот "новых" хозяев просматривается и в том, как был построен поселок на другом берегу, который строили не с расчетом на удобство жизни для человека, но с расчетом быстрее закончить стройку. Маргинальные персонажи повести (Петруха, Воронцов, разрушители кладбища) - следующий этап деформации народного характера. Маргиналы ("архаровцы" в "Пожаре") - это люди, у которых нет почвы, нет нравственной и духовной укорененности, поэтому они лишены семьи, дома, друзей. Именно такой тип сознания, по мнению В. Распутина, рождает новая технологическая эра, завершающая позитивную национальную историю и означающая катастрофу традиционного уклада и его системы ценностей.

    В финале повести происходит затопление Матеры, то есть разрушение старого патриархального мира и рождение нового (поселок).

    Размышления над социальным аспектом повести Прощание с Матёрой

    В повести (1976) ведётся рассказ о событиях 50-60-х гг., когда по решению руководства страны на реке Ангаре, что в Сибири, возводилась Братская ГЭС. Этому грандиозному строительству сопутствовало ещё одно. Плотина, перегородив путь Ангаре, вы­нуждала людей на шаг, грандиозный по размаху и значимости: нужно было затопить разлившейся водой сотни километров пригодной для жизни территории, создав искусственное море.

    В повести освещена жизнь островной деревни Матёры, ко­торая была расположена на острове посреди Ангары и имела то же название. В деревне и вокруг базировался совхоз, в котором десятилетия трудились и молодые, и старые жители. Жизнь текла своим порядком: старшие поколения сменялись моло­дыми, старые дома уступали место вновь построенным; и дома, и подворья богатели трудами своих хозяев. Судьба деревни показана через судьбу старшего поколения, стариков и старух, в чьей жизни запечатлелись черты биографии страны. Это старухи Дарья, Настасья со своим стариком Егором, Катерина с беспутным сыном Павлом. Есть и пришлые: безответная Сима с угрюмым внуком, к которому присохла душой. И дед Богодул, немногословный, суровый нравом, проживающий в заброшен­ном после колчаковцев бараке. Многие из старшего поколения не дождались своих сыновей после войны, а некоторые уже взрослые дети и внуки были настигнуты смертью из-за болез­ней и жизненных неурядиц. И остались старики, одинокие и се­мейные, доживать в Матёре в ожидании её последнего срока. Они возились с ребятишками, присматривали за огородами, по вечерам собирались для мирных бесед, для обсуждения своего житья-бытья. А среднее и молодое поколения трудились на большой земле, в городе и леспромхозовском посёлке, утверж­даясь в новых профессиях, осваивая иной, городской быт. Время было летнее, забот, связанных с землёй, множество. Нужно было убрать картошку на личных огородах и совхозном поле (в пер­вую очередь!), провести сенокос. Затопление предполагалось в середине сентября, и нужно было сделать очень многое: за­пастись сеном для коров, если удастся их пристроить на новом месте, собрать урожай, упаковать вещи, отделив необходимое от лишнего, а вещи приросли к людям, будь то нелепое корыто, или ружьё для охоты, или ненужная в эту пору гармонь.

    Да, технический прогресс в обновлении жизни - процесс, объективно необходимый, но какой ценой он может быть до­стигнут? Вот и мудрая Дарья приходит к выводу, что торопли­вые, жадные до работы люди спешат, суетятся и в суматохе дней не могут остановиться и осмотреться, чтобы осмыслить счастье бытия, насладиться бесконечно дорогими моментами жизни. Да и не ясно, думает старуха, люди ли управляют работой или работа управляет людьми.

    Переправлять на новое место людей, скот, вещи из домаш­него обихода дорого и хлопотно. Рушится сложившийся в те­чение десятилетий семейный уклад, разбредаются в поисках лучшей доли люди, ослабевают семейные связи.

    А было ли должное внимание со стороны руководящих ра­ботников к жителям Матёры, а также к жителям ещё семидесяти деревень, подлежащих затоплению? Именно они и явились не­посредственными исполнителями государственных планов по преобразованию этих мест. Они - строители ГЭС, работники совхозов и леспромхоза, рабочие городских предприятий. Вот и построенный посёлок расположен на негодной для посевов земле. А где выращивать хлебные культуры? Ведь посёлок воз­ведён в пяти километрах от планируемого моря, которое могло бы сослужить добрую службу людям в будущем, если бы они жили рядом, а не вдали от него.

    И экология посёлка не продумана: в подвалах домов полно воды, подворье в полторы сотки крохотное - где держать ко­рову и иную привычную живность? И хотя одинаковые дома и дворы создают картину порядка и стройности, не все пере­селенцы рады тому новому, что приходит в их жизнь. Выходит, бесценная Матёра, что вскормила не одно поколение, земля лишняя? Но ведь Бог, создавая землю, никому ни пяди не дал лишней. Значит, в этом величайшем по замыслу деле есть вто­рая, недобрая для людей сторона.