Open
Close

Происхождение казаков. Казачьи войска на территории Российской Империи (11 фото) Казачьи подразделения

Важная штука из теории пиара состоит в том, чтобы найти знак идентичности. Для туризма это тоже неимоверно важно. Ну, скажем, в Сочи это море и горы, в Волгограде - Родина-мать, в Нижнем Новгороде - «стрелка».

В Ростове сложно найти локацию, с которой у вас прочно будет ассоциироваться этот город. Но порой идентичность города кроется в самобытности его культуры. Символом этой самобытности и стали донские казаки в Ростове-на-Дону. Здесь в честь атамана Платова даже назван аэропорт, а в городе по сей день можно встретить антуражных всадников, которые следят за порядком в родном городе.

Где их искать?

Казаков найти не так просто, как кажется. Но только не в дни матчей ЧМ. Перед футболом конные отряды постоянно мелькают на левом берегу Дона, недалеко от стадиона.

Здесь же неподалёку они устраивают церемонию развода отрядов за два часа до игры. Мы тем временем успели пообщаться с представителем казачьего отряда Максимом. Сам он работает в пресс-службе, а потому знает много любопытных деталей о казаках и их жизни.

Сколько казаков входит в ваше сообщество?
- Всевеликое войско донское действует на территории Ростова и Волгограда. В Ростове это 200 пеших дружинников и 30 конных, в Волгограде - 100 пеших. Казачьи войска действуют ещё и в Астраханской области и в Республике Калмыкия. Но в Ростове патрулируют наши, ростовские.

Какие у них полномочия?
- Наблюдение и информирование. Задерживать и применять силу они не могут.

Если на их глазах происходит правонарушение, они имеют право вмешаться?
- В таком случае они должны проинформировать сотрудников полиции, с которыми несут службу.

То есть?
- С каждым казачьим отрядом обязательно должен быть полицейский, и все полномочия - в его руках. Роль дружинника - это, грубо говоря, лишние глаза, которые могут что-то заметить. С полицией мы работаем давно, лет 18. У нас уже сложилась практика, а перед ЧМ мы проводили совместные учения. Плюс регулярно проходят сборы.

Чему на них учат казаков?
- Террористической защищённости, правовой базе, медицинской помощи. Есть ещё конные тренировки.

Сколько у вас коней?
- Около сотни. Но лошадь - это не прихоть. Есть территории, где техника не пройдёт. Например, при патрулировании на побережье или в операциях против браконьеров. Автомобиль здесь менее эффективен.

А что с нагайками? Казакам можно носить с собой оружие?
- Мы исходим из того, что оружие казакам носить нельзя. Нагайка нужна для управления лошадью. Но вообще-то это просто атрибут. Не помню случая, когда нагайку применяли в деле.

Кстати, если вы до сих пор не поняли, что такое нагайка - это то самое подобие плётки на иллюстрации к статье. Казаки показывают её неохотно, словно опасаясь осуждения за то, что носят с собой оружие. Некоторые начальники по этой же причине делают вид, что никаких нагаек у казаков нет.

Разговор пришлось прервать, начался развод казачьих отрядов. Интересная сцена: она привлекает внимание многих зевак. Правда, в первую очередь не режиссурой, а количеством лошадей.


Впрочем, какая разница. Оказаться в подобной атмосфере всё равно очень здорово. Попав сюда, даже русские люди проникаются духом и вспоминают народный фольклор.


Иностранцы от казаков в полнейшем восторге. «Это фантастика», - рассказывает исландец по имени Ларс - «очень необычное зрелище, красивые лошади, интересно за этим посмотреть».

Разговор с казаком

Казаки, как и многие русские люди, народ скромный и выпячиваться не любят. Поэтому уболтать их на небольшой разговор не такое уж и простое дело. Но с помощью Максима мне удалось найти человека, который согласился уделить несколько минут на разговор. Его зовут Ярослав, а его коня - Босх.

О темнокожих казаках, мотивации и лошадях

Давно вы состоите в движении?
- С 14-го года. Я местный, из Новочеркасска. Бабушка у меня тоже из наших краёв.

Можно ли вступить в казачество, не будучи казаком по крови?
- Желательно быть. Хотя бы по одной линии. Можно попасть в обычную казачью дружину при нехватке людей, но в само сообщество неказаков принимают неохотно. А ещё важно быть православным. Это одна из основ казачьего движения.

То есть темнокожих казаков найти сложно?
- Нет, темнокожих у нас нет.

Вы получаете за это деньги или это больше дань традициям?
- Да, конечно. Это моя работа. Но и традиции тоже важны. Как и любовь к животным - лошадям.

Кстати, лошади где живут? Домой не забираете?
-У нас много баз в области. В Батайске, например. Там и конюшни. Если длительные переезды - используем для перевоза грузовые машины.

Об алкоголе, английском языке и футболе

С братьями-казаками отдыхаете вне работы?
- Конечно.

То есть хреновуха, медовуха, всё как положено?
- Нет, это не про меня, я вообще не пью. Мы на природу больше ходим погулять, на Дон. А ещё очень много времени уделяем лошадям.

Теперь к работе. Часто приходится приходить на помощь иностранцам?
- Нет, к счастью, вообще не приходилось этого делать. Все гуляют мирно.

Слышал, казаки собирались следить за «моральным правопорядком». Видели, чтобы кто-то вёл себя… не так, как все?
- Что вы имеете в виду?

Ну, может, шумел кто-то сильно или мужчины за ручку гуляли...
- Я такого не видел (видно, что к подобным вопросам казаков готовят).

А по-английски вы говорите?
- Нет, но и не приходится. Иностранцы отлично понимают язык жестов. Недавно вот мексиканцы нам флаг подарили.

Футбол-то любите?
- Да, очень люблю. У меня и отец был вратарём, играл за город в СССР.

Работа на ЧМ - что это для вас?
- Я очень рад, что сюда попал. Внёс свою маленькую лепту в это грандиозное мероприятие.

О рабочем дне и подвигах

Как вообще проходит ваш рабочий день?
- Приходим утром на конюшню за городом, кормим и моем лошадей, тренируемся с ними.

Тренируетесь?
- Да, регулярно. Углубляться не будем, это долгая история. Затем едем на патруль. Вечером привозим лошадей обратно, моем их и укладываем спать.

Сколько длится рабочий день?
- По-разному. С 8 до 17 стандартно, а там как получится.

Ну и последнее. Вспомните какой-то конкретный поступок на рабочем месте, которым особенно гордитесь.
- Я вам так скажу: ежедневный уход за этой лошадью - уже большой поступок. Это не чао-чао. 1 января вы можете отдыхать, а казак рано утром просыпается и идёт чистить коня. Для вас это поступок, а для нас - норма.

Вчера главой комитета по молодежной политике был назначен Александр Пархоменко, член оргкомитета Казачьей партии России, которая образовалась в ноябре прошлого года. Кажется от странных людей, которые возмущенно приходят на выставки современного искусства с охранительскими лозунгами так просто будет не отвертется.В новом выпуске рубрики-инструкции «How to» «Собака.ru» рассказывает, какое отношение нынешние казаки имеют к Дону и Кубани, в какой день рекомендуется принимать присягу, как выиграть грант в 3,9 миллиона на создание мультимедийного художественно-публицистического проекта «Российское казачество в периоды социальных преобразований» и как быть в тренде и организовать казачью рок-группу.

Казачество в России переживает свой ренессанс. Начало этому положила концепция развития казачества, принятая в 2008 году. А через три года в Петербурге и Москве массово стали появляться отряды казаков, утверждающих, что охраняют порядок в городе. Чтобы как-то контролировать возникшую субкультуру, государство создало «реестровое казачество» - по сути регистрацию и учет казаков в обществе, а также наделило их полномочиями и обязанностями госслужащих. По оценкам экспертов, реестровых казаков сейчас в стране около 700 тысяч. Еще 600 относятся к так называемым «общественным». Они носят те же звания, используют дореволюционную атрибутику, но при этом никаких прав вмешиваться в общественную жизнь города у них нет.

Как организовать казачий отряд?

1. Зарегистрироваться

Казачье общество, которое намерено войти в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, должно регистрироваться в форме некоммерческой организации. Для этого, согласно ФЗ № 7 «о государственных некоммерческих организациях» потребуется заявление учредителя (и отдельно сведения о нем), устав (с наименованием организации) в трех экземплярах, протокол собрания, на котором вы решили довробольно создать отряд, документ об уплате госпошлины (2000 рублей) и 50 человек. Можно, конечно, и меньше, но тогда в официальный реест казачих обществ вас не внесут.

Дмитрий Юрченко, начальник штаба СПб ОКО «Казачья стража»

Есть реестр, в котором казачье общество вносится Минюстом в качестве некоммерческой организации (НКО), согласно федеральному закону (ФЗ154 и ФЗ101), затем все действительные члены общества подписывают заявление о несении государственной службы и приступают к ней. Из таких объединений и формируется реестр общественных казачьих организаций РФ. Сейчас в нем более восьмидесяти казачьих труктур. Есть различные виды казачьих объединений: отдедьское казачье общество, станичное, хуторское, община, землячество, отряды, некоторые из них организованы по другим принципам. То есть де-факто вы можете быть казачьим отрядом, но де-юро можете им не являться. Хотя так или иначе деятельность казаков предполагает наличие юридического лица. Чаще всего, казачьи патрули, или отряды, как их называют, всего лишь объединение граждан, в той или иной форме входящих в какое-то большое казачье общество»

2. Присяга


фрагмент Донской иконы Божьей Матери

Присяга обязательна для всех действительных членов казачьего общества. Проходит она в любом православном храме в присутствии атамана, старейшин и всех новичков. Перед присягой священник совершает краткий молебен. У каждого общества в зависимости от его традиций и географического положения свой текст присяги. Но приблизительно может звучать так:

«Я, (ФИО), пред Честным Крестом и Святым Евангелием присягаю: верой и правдой служить Отечеству, Церкви Православной, честному казачеству, свято хранить добрые казачьи традиции и обычаи. Защищать их в годину брани, не щадя живота своего. Не за страх, а по совести выполнять возложенные на меня обязанности, подчиняться законной Власти, Атаману, Священноначалию, а данные мне права и власть не употреблять во зло»

Приниммать присягу очень рекоммендуется в день день Православного казачества (Донской иконы Божьей Матери) - 12 мая

3. Соблюдать традиции

Церемонии прибивки знамен войсковых казачьих обществ в Донском ставропигиальном монастыре

Казаком может стать далеко не каждый. Моральный облик будущего казака определяется христианскими заповедями. Религиозность - принципиальна. Ещё одна традиция казачества - поддержка российской государственности (т.е. никакого «Россия без Путина»), самоотверженность, служба родине - всё это радостно приветсвуется. Если вы казак, прибывший в новую общину, вам дадут испытательный срок, где эти и другие качества смогут пройти проверку (срок варьируется обычно от полугода до двух лет).

4. Cлужба

Этап военно-спортивной игры «Казачий сполох»

Основная миссия казаков сегодня - не только разгон антиправославных выставок и требования запретить спектакли Набокова. В указе президента от 2011 года служба на благо Отечества прописывается как: «охрана общественного порядка и природных ресурсов, поддержание патриотического образования молодежи и сохранение памятников культурного наследия».

Дмитрий Юрченко , начальник штаба СПб ОКО «Казачья стража»:

Сейчас в Петербурге существует сводное объединение „казачья милиция“, например, и отдел охраны правопорядка вместе с ГУ МВД. Есть конная казачья сотня. Казаки Петербурга организовали образовательные курсы урядников, казачьи ансамбли и группы, реконструкцию великих сражений и многое другое»

Борис Алмазов , писатель, почетный атаман Северо-Западного Округа Союза казаков:

Если казаков официально признают субэтносом, это решит нашу главную проблему. Законодательная база существует. Есть закон о национально-культурной автономии (который сейчас везде нарушается), и существует закон о местном самоуправлении. Хотите у себя в станице ввести атаманское правление - собирайте сход, вводите, кто вам мешает? Вперед!
Это если казаки - народ. А если казаки - это нечто непонятное, то остаются клоунские патрули и ансамбль „Рашен балалайка“. Если уж обязательно решили завести национальные патрули, то почему обязательно казачьи? Почему не ингушские или не мордовские? Уже сейчас почти нет в реестре казаков по происхождению. Любым делом (и охраной правопорядка) должны заниматься профессионалы»


Еще два способа следовать казачьему тренду:

1. Поставить спектакль

Труппа театра «Мастерская»

На волне интереса к казакам петербургский театр «Мастерская» в прошлом году выиграл грант в 3,9 миллиона на создание мультимедийного художественно-публицистического проекта «Российское казачество в периоды социальных преобразований». Директор театра Михаил Барсегов что вписался в грантовую программу едва ли не случайно - он искал деньги на постановку спектакля «Тихий Дон» по роману Шолохова.

Никита Деньгин , пресс-секретарь театра «Мастерская»:

Безусловно, казаки сейчас стали трендом, в этом, как мне представляется, есть некая тяга общества к стабильности, к „почвенничеству“, к основам: все сейчас быстро меняется, но хочется, чтобы некоторые понятия, такие как семья, отечество, долг оставались неизменными. Но упрекнуть „Мастерскую“ в примитивном пиар-ходе и банальной погоне за зрителем нельзя по одной простой причине: спектакль „Тихий дон“ задумывался Григорием Козловым с другим курсом чуть ли не 10 лет назад - выпуск 2005 года занимался романом, но по ряду причин спектакль на сцену так и не вышел. В рамках проекта „Российское казачество в периоды социальных преобразований“ 18-19 мая состоится премьера „Тихого дона“ с третьекурсниками мастерской Григория Козлова в театральной академии (СПбГАТИ), для них это будет первый выход на сцену. Это будет психологический театр, театр про людей, про неразрывную связь каждой отдельно взятой судьбы с событиями большой истории»

2. Казачья рок-группа

Группа «Ас Вентура»

Казачьи песни - это не только «Любо, братцы, любо». Пока в Краснодаре уже вовсю действует радио «Казак fm» - единственная в своем роде радиостанция с кубанским фольклором и лозунгом «Настоящее раздольное радио», - в Петербурге в тесных клубах и рок-кафе происходит становление казачьего рок-движения. Группа «Ас Вентура», например, позиционирует себя как смесь из альтернативы, фолка и инди, выпускает альбомы при помощи краудфандинга.

Иван Андрианов, лидер группы:

Группа образовалась на Камчатке когда мне было 16 лет. Тогда мы были обычной панк-группой. Чуть позже узнал, что я родом из казаков (тогда еще никакой моды не было на казаков, был 1998 год). Узнал случайно, и эта тема меня очень зацепила. Стал интересоваться историей казаков и своей семьи, понял, что это мое. В итоге вступил в казачью организацию, а в творчестве появились песни о казаках, которые постепенно стали основой репертуара. Причем это были и рок-песни, и казачьи, как мне кажется.
В Питер мы приехали в 2007 году. Сейчас я казак станицы „Адмиралтейская-Невская“. Не все казаки принимают наше творчество, потому как по большей части это люди консервативные. Многим подавай народную песню, и все тут. А рок, говорят, от лукавого. Однако достаточно и тех, кто понимает, что традиция должна жить и в настоящем, в современных формах. Задача „осовременить“ казачью культуру, не испортив, не упростив и не обокрав ее - сложная, и под силу, наверное, только великому художнику»

фото: www.kazakirossii.ru, www.kazakispbilo.ru

Бубнов - Тарас Бульба

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского - и вы обнаружите казака, поскребите казака - и вы обнаружите медведя».

Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками - как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Как мало знаем мы о казаках.

В узком понимании, образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества весьма уникальна и интересна. И в этой статье мы попытаемся очень поверхностно, но в то же время содержательно разобраться и понять — кто такие казаки, в чем их особенность и уникальность, и насколько история России неразрывно связана с самобытной культурой и историей казачества.

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Но вместе с тем, существует множество более-менее вероятных теорий-версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается более 18 — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков.

Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы:

  • теория беглого (миграционного) возникновения казачества.
  • автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов). Эту теорию происхождения казачества еще называют восточной. Именно ее и взяли за основу своей доказательной базы одни из самых известных русских историков-востоковедов и этнологов В. Шамбаров и Л. Гумилёв.

По их мнению, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники - смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

Декан исторического факкултета МГУ С. П. Карпов , работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов средневековый город Тана* и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.

*Тана - средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов (Ростовская область РФ). Существовал в XII-XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя.

Одни из первых упоминаний о казаках , согласно восточной версии, отображаются в легенде, автором которой был епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год):

«Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле».

По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем - в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков»

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки - также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не хотелось бы углубляться в детали, перечисляя все официальные и неофициальные версии происхождения казаков. Во-первых — это долго и не всегда интересно. Во-вторых, большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно понимать другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

Одни историки-востоковеды считают, что предками казаков были татары, и, что, якобы первые отряды казаков сражались на стороне против Руси в Куликовской битве. Другие, наоборот — утверждают, что казаки уже в то время были на стороне Руси. Некоторые ссылаются на легенды и мифы о бандах казаков — разбойников, основным промыслом которых были грабежи, разбои, воровство…

Так например, сатирик Задорнов, объясняя термин возникновения всеми известной детской дворовой игры «казаки-разбойники», ссылается на «необузданные вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием».

Поверить в это трудно, поскольку в памяти моего детства, каждый из мальчишек предпочитал играть за казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. Но для современников, казачество навевает что-то родное, русское. Вспоминается знаменитая речь Тараса Бульбы:

Первые общины казаков

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке (хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время). Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков.

Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века - общины вольных терских и яицких, а в конце века - сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века - земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже - государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины.

В XVI-XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.


В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

Казаки. Многие впервые услышали это слово в период развала Советского Союза, когда в националистическом угаре окраины советской империи пытались проглотить столько суверенитета, насколько широко открывался их рот. Яростное противодействие растаскиваемым «по национальным квартирам» «новым демократиям», под которые первое время маскировались разного толка националисты, оказали казаки.

Вдруг, словно из ниоткуда, возникли крупные казачьи организации, способные влиять не только на политику регионов, но и формировать достаточно эффективные боевые подразделения. Почему так вышло, что их появление стало неожиданностью? На самом деле казаки никуда не исчезали. Это советская власть, всеми силами старавшаяся о них забыть, о них почти и забыла. А казаки помнили, что они были и остаются частью страны. В ссылках и лагерях, в крупных городах и на далекой чужбине, на комсомольских стройках и стройках народного хозяйства, в университетах, институтах и военных училищах. Пришло время, и они вспомнили, какой мощной силой могут быть, объединившись.

Коммунистическая партия перестала играть роль руководящей силы в стране, у руля встали перестройщики-либералы. Но они не дали стабильности, начались разброд и шатание, Советский Союз распадался на части. Многие из казаков с оружием в руках сражались против националистов разных мастей, не без успеха растаскивающих «по национальным карманам» не только нашу страну, но и страны бывшего «Социалистического лагеря».

Появление казаков на политической сцене вовсе не кажется странным, если учитывать их роль в становлении российского государства в разные исторические периоды. Именно они в свое время расширили границы России от Черного моря до Тихого Океана и защищали их. Еще великий русский писатель Лев Толстой отмечал, что «границы Российской империи лежат на арчаке казачьего седла». И не могли их потомки не попытаться сохранить страну в существовавших тогда границах.

Впервые громко заговорили о казаках в связи с событиями в Приднестровье. Молдавские националисты захотели не просто выйти из Советского Союза, они пожелали «воссоединиться» с Румынией. Они забыли и попытались заставить других забыть, сколько бед и страданий молдавскому народу принесло недолгое пребывание в составе Румынии. Вовсе не вся Молдавия хотела вновь через это пройти, особенно левобережная, где традиционно проживало много русских, болгар и гагаузов. Приднестровье восстало, не желая мириться с навязываемой демократией, нацистской по существу. Образовалась Приднестровская Молдавская Республика. Но сил крошечной даже по сравнению с Молдавией новой страны было совершенно недостаточно, чтобы противостоять поддерживаемой и вооружаемой румынами молдавской армии и полиции. Республика взывала о помощи. Откликнулись казаки, из станиц и хуторов отправлялись многочисленные отряды.

Хотя объективно казаков в Приднестровье в итоге собралось немного, сражались они достойно и весьма эффективно. Румыно-молдаване считали казаков на тысячи, боялись и люто ненавидели. На направлениях, где они действовали, резко уменьшилось количество кишиневских «добровольцев», которые ездили «повоевать с сепаратами», как на экскурсию выходного дня: автобусы привозили их в пятницу вечером после работы к местам ведения боевых действий и отвозили домой в воскресенье. Кому захочется на «экскурсию», в результате которой можно вернуться «в деревянном мундире»? Это еще больше озлобило против казаков идейных националистов. Если к ним в плен попадал кто-то из казачьих отрядов, они проявляли крайнюю жестокость. Показателен пример Анатолия Шкуро. Казак был ранен, когда его схватили националисты. Били его смертным боем, пытались живого распилить циркулярной пилой. Только неожиданное и своевременное появление журналистов спасло казака от неминуемой чудовищной казни. Полгода потом он провел в кишиневской тюрьме, подвергаясь ежедневным пыткам и издевательствам, пока его не обменяли на группу пленных румыно-молдаван.

Стойкость казаков в бою, умение решать поставленные командованием задачи послужили основанием для того, чтобы генерал-полковник Константин Кобец, занимавший тогда должность министра обороны РСФСР, подписал приказ №3, гласивший: «Российское казачество - до законодательного решения этого вопроса - признается в качестве реальной боевой единицы Государственного комитета РСФСР по оборонным вопросам». Подписан приказ 20 августа 1991 года. Он является первым официальным документом, касающимся казаков.

После Приднестровья были Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Югославия, Чечня. Везде казаки показали себя достойно, действовали малыми силами, но весьма эффективно. Те из них, кто уже принимал участие в вооруженных конфликтах, учили впервые приехавших в «горячие точки» казаков-новобранцев. Особенно удивлял и поражал журналистов, не знакомых с историей казачества, неукротимый боевой дух казаков, невозможность заставить их изменить идее свободы.

Опять же, здесь очень характерен пример казака Анатолия Шкуро, про которого я упоминал ранее. Выдержав неимоверные страдания в плену, едва не погибнув, он, тем не менее, едва оправившись, вернулся в действующие боевые отряды. Он одним из первых появился в Джаве и Цхинвале, которые подверглись нападению грузинской армии. Воевать там казакам, правда, почти не пришлось, в действие вступила российская армия. За пять дней агрессора оттеснили, Грузию «принудили к миру». Хотя за эти несколько дней казаки успели отличиться: например, члены Терского казачьего войска во взаимодействии с министром обороны республики подбили из гранатомета первый грузинский БТР. Разведывательная группа захватила живьем экипаж танка. Казаки заставили грузинского наводчика стрелять по грузинским же боевым позициям, еще и похвалили за точность наведения огня.

Можно вспомнить сотни эпизодов, где отличились казаки. Везде, где они воевали в качестве добровольцев, их вспоминают добрым словом. Во всех, абсолютно во всех случаях, кроме Югославии, сторона, на которой воевали казаки, победила. Потому что воевали они всегда за правду. В Югославии не удалось сдержать натиск НАТО и других деструктивных сил, пытавшихся разорвать эту братскую нам страну на мелкие части. Разорвали. Та же участь ожидала, по их планам, и Россию, к счастью, тут ничего не вышло. Одним из немаловажных факторов, который оказал воздействие на ситуацию, стали казаки.

Руководители российского государства и армии не оставили это без внимания. Наиболее дальновидные из них достаточно быстро поняли, что казачество для России - это стабилизирующий фактор, а участие казачьих подразделений в вооруженных конфликтах весьма эффективно. Одним из таких людей был командующий Северо-Кавказским военным округом генерал Анатолий Квашнин. По его приказу в феврале 1996 года на базе 135-й мотострелковой бригады 58-й армии, в самый разгар чеченских событий, была создана уникальная воинская часть ВС РФ. Это был 694-й отдельный мотострелковый Батальон генерала Ермолова. Практически весь его личный состав был сформирован из казаков-добровольцев, с ними заключили соответствующие контракты.

Непосредственно собирал батальон заместитель начальника штаба СКВО генерал-майор Евгений Скобелев при активном участии атамана Терского казачьего войска. Многие казаки, которых туда взяли, уже к тому времени прошли боевую закалку в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии и Югославии. В батальоне царили строгие порядки, он был образцом воинской дисциплины, как и принято у казаков. Взводы формировались по земляческому принципу - бойцы были из одного города, района. На должность командира взвода назначался лидер, умевший командовать и воевать, которого поддерживало большинство. Так некогда выбирались походные атаманы.

Свое боевое крещение ермоловцы приняли 8 марта. Приказ командования СКВО предписывал войти и закрепиться в Заводском районе Грозного. Не успев даже сориентироваться на местности, батальон двинулся вперед и сразу же попал в засаду. Боевики подбили две машины и БТР, отрезали путь к отступлению. По обе стороны - бетонные заборы, это был каменный «мешок» и море огня. Казаки не растерялись, сказался боевой опыт многих из них. Продержались два часа, непрерывно отстреливаясь. С наступлением сумерек стали отступать. Было трудно и самим, но ермоловцы выводили из-под огня чеченских женщин, оказывали первую помощь раненым.

Боевиков успехи казаков очень волновали, причем как дудаевцев, так и завгаевцев. Они расценили действия казачьего батальона как первый шаг по возвращению двух районов Чечни их законным владельцам - казакам. Газета мятежников «Ичкерия» прокомментировала ситуацию следующим образом: «Над свободной Ичкерией нависла черная туча казачьего нашествия». В результате заигрывания с боевиками, подковерных политических интриг летом 96-го года Ермоловский батальон вывели из Чечни.

При его создании предполагалось, что батальон развернут до полка. Потрепанному в боях подразделению вручили полковое знамя с надписью «1-й казачий полк им. генерала Ермолова». Это было несомненным признанием заслуг, тогда многим казакам казалось, что их ожидает большое будущее. Но 8 июня 1996 года в автокатастрофе погиб генерал-майор Евгений Скобелев, занимавшийся вопросами переформатирования батальона в полк. И вопрос был снят с повестки, что фактически означало начало его ликвидации. Примерно через месяц батальон построили, зачитали приказ о том, что весь личный состав уволен. Вчерашним днем.

Как бы там ни было, но батальон Ермолова завершил свой короткий боевой путь с гордо поднятой головой. Его бойцы личным примером доказали: даже не слишком хорошо подготовленные к войне люди способны решить любые задачи, если они воодушевлены общей идеей. По словам Скобелева, десять таких батальонов покончили бы с бандитами в Чечне раз и навсегда. За недолгий период боевых действий 262 казака были ранены или контужены, 27 героев погибли, 96 казаков были отмечены высокими государственными наградами.

Со временем политические заигрывания с НАТО и другими «коллегами» закончились, стало очевидно, что их обещания лживы насквозь. Как преследовали заокеанские «друзья» свои собственные цели, так и преследуют. В Генштабе России, в высшем командовании армии вспомнили о казаках, об их опыте участия в военных конфликтах. Политическое руководство страны приняло целый ряд законов и подзаконных актов, касающихся казачества. Не осталась в стороне и армия. Сейчас в составе Вооруженных сил РФ есть несколько подразделений, которым присвоено традиционное наименование «казачьи». Примером такой части может служить 205-я мотострелковая бригада, дислоцированная в городе Буденновск Ставропольского края. В 1998 году она стала казачьей, четырем ее отдельным батальонам присвоили наименования «Астраханский», «Донской», «Терский» и «Кубанский».

Соответствующие казачьи войска взяли над батальонами шефство, это означает, что им вручили определенные знамена. Комплектуются они в основном казаками тех войск, чье наименование носят. Форма у солдат обычная, армейская, за исключением шеврона. Основное отличие в том, что вместе служат выходцы одной станицы, хутора, это друзья, одноклассники. О том, как ты служил, будут знать и помнить твои соседи, родственники, знакомые. Это налагает особую ответственность. Частые гости в батальонах - казаки и атаманы станиц и хуторов. К данному моменту в Вооруженных силах насчитывается около пятнадцати подразделений с названием «казачье». В основном это мотострелковые и десантно-штурмовые батальоны. Созданы соответствующие подразделения в войсках МВД, в пограничных войсках, на флоте. Молодые казаки, проживающие в Калининградской области, например, направляются военкоматами для службы в подразделениях Балтийского флота.

Указания «О порядке комплектования казаками соединений и воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» направлены командующим войсками военных округов и атаманам казачьих обществ Российской федерации. Следует особенно отметить Президентский полк, в конном подразделении которого служат донские, кубанские и терские казаки. Сейчас они участвуют в конных парадах и разводах в исторической форме лейб-гвардии Драгунского полка. Казаки верят, что придет время, и они наденут на парад традиционную казачью форму.

Николай Дьяконов, есаул Всевеликого Войска Донского

Казаки являются неотъемлемой частью российской истории и культуры. Их образы - принципиальные, смелые и волевые - оживают на страницах бессмертных произведений Н. В. Гоголя, М. А. Шолохова и Л. Н. Толстого. Наполеон восхищался казаками, называл их лучшими легкими войсками, имея которые, он бы прошел весь мир. Бесстрашные воины и первооткрыватели русских окраин в советский период попали в жернова сталинских репрессий и канули бы в Лету, если бы ни российское правительство, предпринявшее попытку сохранить и возродить эту культурно-этническую общность. Что из этого вышло, и чем занимаются современные казаки, читайте в статье.

Казаки в отечественной истории

В научной среде существует некоторая путаница по вопросу о том, кем являются казаки - отдельным этносом, самостоятельной народностью или даже особой нацией, произошедшей от тюрков и славян. Причина неопределенности кроется в отсутствии достоверных письменных источников, проливающих свет на появление казаков, а также множество предполагаемых предков, среди которых татары, скифы, касоги, хазары, киргизы, славяне и др. Более-менее единого мнения ученые придерживаются относительно места и времени зарождения казачества: в 14-м веке незаселенные степные просторы в низовьях Дона и Днепра стали пополняться переселенцами из соседних княжеств, беглыми крестьянами и другими этносоциальными группами. В результате образовалось два крупных объединения: Донское и Запорожское казачество.

Этимология слова «казак» также имеет несколько версий. По одной из них слово означает вольного кочевника, по другой - наемного работника или воина, по третьей - степного разбойника. Все версии, так или иначе, создают образ казака и имеют право на существование. Казаки, действительно, считались вольным народом, прекрасными воинами, которые обучались военному мастерству с детства и которым в верховой езде не было равных. В том числе благодаря казакам состоялось присоединение к России южных и восточных земель, а государственные границы были защищены от завоевателей.

Казачество и государственная власть

В зависимости от взаимоотношений с властной верхушкой казаки делились на вольных и служилых. Первым претило государственное давление, поэтому они нередко выражали свое недовольство восстаниями, самые известные из которых были под предводительством Разина, Булавина и Пугачева. Вторые подчинялись царской власти и получали жалование и земли за свою службу. Система организации казачьей жизни отличалась демократическими порядками, а все основополагающие решения принимались на специальных собраниях. В конце 17-го века казаки присягнули российскому престолу, весь 18-й век государство реформировало структуру управления казаков в нужном для себя русле, а с начала 19-го века вплоть до революции 1917 года казаки являлись ценнейшим звеном русской армии. В начальную советскую эпоху проводилась политика расказачивания, сопровождаемая массовыми репрессиями казаков, а с 1936 года началось восстановление казачества с возможностью присоединения их к Красной Армии. Уже во Второй мировой войне казаки снова смогли проявить себя с лучшей стороны.

Тем не менее, в период Советского Союза культура казачества стала придаваться забвению, но после развала СССР началось ее возрождение.

Реабилитация казачества

Декларация о реабилитации российского казачества, подвергшегося репрессиям, была принята незадолго до распада СССР в 1989 году. В 1992 году вышел Указ Президента РФ и Постановление Верховного Совета РФ, в которых были закреплены положения, касающиеся восстановления и функционирования казачьих обществ. В 1994 году начало действовать Постановление Правительства РФ, определившие стратегию развития в отношении казачества, в частности, госслужбы казаков. Как отмечено в документе, именно в период государственной службы казачество обрело характерные для себя черты, поэтому для того, чтобы возродить казачество в целом, необходимо в первую очередь восстановить его государственный статус. В 2008 году была принята обновленная концепция государственной политики в отношении казачества, ключевыми целями которой являлись действия, направленные на развитие государственной и другой службы казачества, а также действия по возрождению традиций и воспитание молодого поколения казаков. В 2012 году вышла Стратегия развития российского казачества до 2020 года. Ее ключевой задачей является содействие партнерским отношениям государства и казачества. Государственный реестр осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами. Сведения, которые должны быть включены в реестр: вид общества, наименование общества, адрес, общая численность и численность участвующих в государственной или иной службе, Устав общества и другие данные.

Ниже на фото современные казаки.

Приоритетные направления государственной политики

В отношении российского казачества Правительство РФ расставило следующие приоритеты:

  • привлечение к госслужбе (или иной службе), а также совершенствование правовых, экономических и организационных основ службы;
  • воспитание подрастающего поколения;
  • развитие сельских территорий и агропромышленного комплекса в местах проживания казачьих общин;
  • совершенствование местного самоуправления.

Основные направления деятельности современных казаков

Казаки в России - это граждане Российской Федерации, состоящие в казачьих обществах и являющиеся прямыми потомками казаков или гражданами, пожелавшими вступить в ряды казачества. Общества представляют собой некоммерческую форму самоорганизации граждан РФ для возрождения традиций казачества в стране.

Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

По факту, войсковые казачьи общества стоят на вершине иерархии.

Государственная служба, к которой привлекаются современные казаки:

  • Воспитание призывников.
  • Выполнение мероприятий по предупреждению и устранению последствий ЧС.
  • Гражданская оборона.
  • Оборона территорий.
  • Природоохранная деятельность.
  • Охрана общественного порядка.
  • Обеспечение пожарной безопасности.
  • Обеспечение экологической безопасности.
  • Борьба с терроризмом.
  • Охрана лесов, животного мира.
  • Охрана границ РФ.
  • Охрана государственных и иных важных объектов.

Возрожденное казачество: миф или реальная сила?

Не утихают споры о том, как сегодня относиться к казакам. Многие называют современных казаков ряженными, бутафорией, совершенно не нужным звеном без того многочисленных силовых ведомств. Кроме того, существует большая неопределенность в распределение бюджетных средств между казачествами, и есть вопросы к финансовой отчетности казачьих обществ. Действия некоторых казачеств попадают под уголовные или административные преследования, что также не способствует закреплению положительной репутации казачества. В понимании россиян современные казаки то ли общественные деятели, то ли дополнительные органы правопорядка, то ли бездельники на иждивении у государства, то ли второсортные неквалифицированные служащие, берущиеся за любую работу. Вся это неопределенность, отсутствие единой идейной линии даже между казачьими обществами одной территории создает преграды в возрождении казачества и положительного отношения к казакам со стороны граждан. Несколько иного мнения о казаках придерживается население исторически казачьих столиц - там феномен казачества воспринимается куда более естественно, чем, скажем, в столице страны. Речь идет о Краснодарском крае и Ростовской области.

Казачьи общества функционируют во многих субъектах России. Самыми крупными войсковыми казачьими обществами являются Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско и Сибирское казачье войско. было образовано в 1860 году. На сегодняшний день в него входят более 500 казачьих обществ. Казачьи патрули - привычное явление для многих Кубанских городов. Совместно с полицейскими они предотвратили множество преступлений по всему краю. Кубанские казаки успешно участвуют в ликвидации последствий ЧП (например, крымское наводнение), помогают предотвращать локальные конфликты, в частности, при присоединении Крыма. Также они участвуют в охране правопорядка на различных мероприятиях, в том числе мирового уровня (Олимпиада-2014, «Гран-При России Формула 1»), несут службу на приграничных постах, выявляют браконьеров и многое другое.

Нынешний губернатор Краснодарского края (как и предыдущие губернаторы) стремится всячески поддержать казачество: расширить круг их полномочий, приобщить молодежь и т. д. Как результат, роль современных казаков в жизни региона с каждым годом растет.

Донское казачество

Донские казаки являются самым старшим казачьим войском России и самым многочисленным. Всевеликое войско Донское несет государственную службу и участвует в военно-патриотической работе. Охрана общественного порядка, военная служба, охрана границ, защита социальных объектов, противодействие незаконному обороту наркотиков, антитеррористические операции - эти и другие задачи выполняют современные донские казаки. Из известных событий, в которых они участвовали, можно отметить миротворческую операцию в Южной Осетии и рейд на Большом десантном корабле «Азов» против сомалийских пиратов.

Форма и награды казаков

Геральдические традиции насчитывают не одно столетие. Современная форма казаков делится на парадную, повседневную и полевую, а также на летнюю и зимнюю. Определены правила шитья и ношения одежды, правила ношения погонов в соответствии с казачьим чином. Между казачьими войсками существуют определенные различия в форме и цвете мундиров, шаровар, лампасов, околышей фуражек и верха папахи. Изменения в наградной политике повлекли за собой утверждение орденов, медалей, войсковых и нагрудных знаков, которые, с одной стороны, сохраняют традиции русского казачества, с другой - имеют свои отличительные особенности.

Заключение

Итак, казаки в современной России делятся по территориальному признаку, виду общества, в котором они состоят, а также они бывают реестровыми и нереестровыми. Государственную службу могут нести только а высшими казачьими обществами, по факту, являются войсковые казачьи общества. Каждое общество имеет свой Устав, форму и структуру. В России на данном этапе самыми значимыми являются Всевеликое войско Донское и Кубанское казачье войско. Кубанские и донские казаки продолжают традиции своих славных предков, решают правоохранительные и другие задачи, а их ряды с каждым годом пополняются молодыми кадрами.