Open
Close

Рабочие всех стран объединяйтесь. Откуда взялся лозунг "пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

(Отсюда )
буржуазная печать внушает населению, что пролетариат уже исчез, нет вроде теперь и рабочего класса, а возник класс «эффективных собственников» и общество все больше заполняется довольным собой и окружением «средним классом» .
Немного истории . К моменту созревания взглядов основателей научного коммунизма Карла Маркса и Фридриха Энгельса , а это были 40-е годы XIX века, в ряде европейских государств уже существовали немногочисленные рабочие организации, преимущественно находящиеся под влиянием утопического социализма. Одна из них, Союз справедливых , имевшая свои отделения в Париже и Лондоне, понимая необходимость полноценного идейного перевооружения, не раз приглашала Маркса и Энгельса в свои ряды. Когда выяснилась готовность лондонских руководителей Союза к его реорганизации, те дали согласие. Произошло это в феврале 1847 года , а в июне состоялся конгресс, который переименовал Союз справедливых в Союз коммунистов и принял новый Устав. Конгресс отказался от прежнего неопределенного девиза «Все люди братья!» и принял призыв
Впервые в печатном виде этот призыв появился на титуле «пробного номера» издания «Коммунистический журнал» (Kommunistische Zeitschrift), выпущенного на немецком языке в сентябре того же года. Продолжения, из-за отсутствия средств, издание не имело. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стал всемирно известным и повсюду признанным с момента выхода в свет написанного Марксом и Энгельсом в декабре 1847 - январе 1848 года «Манифеста Коммунистической партии».
Несомненный интерес представляет передовая статья упомянутого журнала, содержащая ряд исходных программных установок Союза коммунистов. Особенно это важно для начинающих, ибо возрождаясь на здоровой не догматизированной и не обюрокраченной основе, коммунистическое движение вынуждено повторять и некоторые свои «детские» шаги.
Коммунистический журнал
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! (№ 1. Лондон, сентябрь 1847. Цена 2 пенса)
Просим всех заграничных друзей нашего предприятия направлять статьи и заказы на этот журнал по адресу; «Bildungsverein fur Arbeiter», 191, Drurylane, High Holborn, Лондон. Цена для Германии 2 зильбергроша или 6 крейцеров, для Франции - 4 су, для Швейцарии - 1 1/2 бацена.
...Тысячи газет и журналов печатаются, все политические партии, все религиозные секты находят себе представителей, и только пролетариату, громадной массе неимущих, до сих пор не удавалось найти постоянный орган, которой бы целиком защищал его интересы и служил бы специально для рабочих путеводного нитью в стремлении к саморазвитию. Потребность в таком органе в пролетарских кругах заявлялась, правда, уже много раз и со многих сторон, а в нескольких местах делались уже и попытки основать такой орган. К сожалению, ни одна из них не увенчалась успехом. В Швейцарии один за другим появлялись журналы: «Молодое Поколение», «Радостная Весть», «Страницы Настоящего»; во Франции - «Вперед», «Страницы Будущего»; в Рейнской Пруссии - «Зеркало Общества» и т. д., но все они в скором времени погибали. Происходило это таким образом, что или полиция вмешивалась и изгоняла редакторов, или же не хватало денежных средств на продолжение издания; пролетарии помочь не могли, а люди из буржуазного общества не хотели. После крушения всех этих предприятий к нам уже с давних пор поступали с разных сторон предложения сделать новую попытку в этом смысле, так как, ввиду полной свободы печати в Англии, нам нечего опасаться преследований со стороны полиции.
Нам обещали свое содействие ученые и рабочие, однако мы все еще колебались, опасаясь, что в ближайшее уже время у нас не хватит необходимых на продолжение органа денежных средств. Наконец, было сделано предложение обзавестись собственной типографией, чтобы таким образом обеспечить основываемый журнал. Была открыта подписка, члены обоих просветительных обществ для рабочих в Лондоне сделали все, что они в силах были сделать, и даже больше того, и в короткий срок было собрано 25 фунтов стерлингов. С такими деньгами мы взялись за дело и дали знать в Германию, чтобы нам прислали нужные шрифты; наборщики из наших союзов работали бесплатно. И вот мы выпускаем первый номер нашего журнала. Некоторая поддержка с континента обеспечила бы его существование. У нас не хватает еще печатного станка, и как только в нашем распоряжении окажется необходимая для его покупки сумма, типография наша будет вполне оборудована, и мы будем в состоянии печатать в ней, кроме журнала, еще и брошюры в защиту пролетариата. Так как мы решили действовать наверняка, то, разослав этот пробный номер, мы переждем и посмотрим, какие средства притекут к нам со стороны, прежде чем продолжать наше издание. К концу года мы надеемся получить нужные сведения, и тогда вырешится, будет ли выходить журнал раз в две недели или раз в неделю. Для ежемесячного выхода его было бы, пожалуй, достаточно поддержки одного Лондона. Цена каждого номера покамест определена в 2 пенса, 4 су, 2 зильбергроша или 6 крейцеров. Но как только число подписчиков подымется до двух тысяч, цену можно будет значительно понизить.
Ну, а теперь, пролетарии, очередь за вами! Присылайте нам статьи, подписывайтесь на журнал, если только вы в состоянии сделать это, распространяйте его, где только можно. Дело идет о защите святого, правого дела, справедливости против несправедливости, дела угнетенных против угнетателей; мы ведем борьбу за правду против суеверия, против лжи. За то, что мы тут делаем, мы не хотим награды, не хотим оплаты, потому что мы исполняем лишь свой долг. Пролетарии, если вы хотите быть свободными, то пробудитесь от вашего сна и сомкнитесь крепко воедино! Человечество требует от каждого, чтобы он исполнял свой долг.
Пролетарии!
Прежде всего, мы дадим здесь краткое объяснение этого слова, с которым мы обращаемся к вам, так как многим из вас, возможно, и неизвестно происхождение его и значение.
В пору могущества римского государства, когда оно приближалось к высшему пункту своей цивилизации, граждане его распадались на два класса: имущих и неимущих. Имущие платили государству прямые налоги, а неимущие отдавали ему своих детей, которые шли на то, чтобы защищать богатых, и должны были проливать свою кровь на бесчисленных полях сражений, чтобы еще более увеличить могущество и достояние имущего класса. Proles по-латыни означало детей, потомство; пролетарии составляли, стало быть, класс граждан, которые не обладали ничем, кроме своих рук да детей.
С тех пор, как нынешнее общество приближается к вершине своей цивилизации, с тех пор, как изобретены машины и сооружены крупные фабрики, с тех пор, как собственность попадает в руки отдельных лиц, стал развиваться у нас все в большей мере и пролетариат. Ничтожное число привилегированных владеет всей собственностью, большая масса народная не обладает ничем, кроме своих рук да детей. И совсем, как в римском государстве, нас, пролетариев, и наших сыновей, наряжают в солдатские мундиры и дрессируют до состояния машины, заставляя нас охранять наших собственных угнетателей и проливать свою кровь по мановению их руки. Совсем, как тогда, наши сестры и дочери обречены служить удовлетворению скотских похотей богатых сластолюбцев. Совсем, как тогда, накипает и ненависть угнетенных бедняков к богатым угнетателям. Однако же пролетариат современного общества стоит на совсем иной и лучшей основе по сравнению с римским. У римских пролетариев не было для освобождения ни средств, ни необходимого образования; им не оставалось ничего, кроме мести и гибели в борьбе ради мести. А из нынешних пролетариев многие, благодаря искусству книгопечатания, уже достигли высокой степени образования, уровень остальных также с каждым днем повышается благодаря их стремлению к объединению. В то же время, рядом с их повышающимся умственным развитием и все более тесным сплочением, привилегированный класс представляет картину ужаснейшего эгоизма и отвратительнейшей безнравственности. Современная цивилизация обладает достаточными средствами, чтобы сделать счастливыми всех членов общества; поэтому целью современных пролетариев является не только разрушение, месть и освобождение ценою смерти. Их цель - содействовать установлению такого общества, в котором бы все могли жить свободными и счастливыми людьми. Пролетариями в современном обществе являются все, кто не может жить своим капиталом, рабочий точно так же, как и ученый, художник точно так же, как и мелкий буржуа. Хотя мелкая буржуазия и обладает еще некоторым состоянием, однако же, вследствие страшной конкуренции со стороны крупного капитала, она с очевидностью приближается гигантскими шагами к тому состоянию, которое совершенно уравняет ее с прочими пролетариями. Мы можем поэтому уже причислить ее к нашим рядам, потому что она столь же заинтересована в том, чтобы избежать состояния полного лишения имущества, как мы - в том чтобы выйти из этого состояния. Поэтому соединимся с ними, это поможет обеим сторонам.
Задача этого журнала - в работе на пользу освобождения пролетариата, а чтобы оно совершилось как можно скорее, мы должны призывать всех угнетенных к объединению.
Мы называем наш орган «Коммунистическим журналом», потому что мы убеждены и знаем, что это освобождение может быть достигнуто только путем полного преобразования ныне существующих отношений собственности, словом, что оно может осуществиться только в обществе, основанном на коммунизме. Мы предполагали вставить здесь краткое и для всех понятное исповедание веры коммунизма, и проект его уже написан. Но так как оно должно служить в будущем путеводной нитью для нашей пропаганды и, стало быть, имеет чрезвычайную важность, то мы сочли своим долгом сначала послать этот проект нашим друзьям на континенте, чтобы выслушать на этот счет их мнение. И как только мы получим ответы от наших друзей, мы напечатаем их в следующем номере со всеми необходимыми изменениями и дополнениями.
Коммунистическое движение многими понимается до такой степени превратно, другими оно намеренно до такой степени искажается и поносится, что мы принуждены все-таки сказать и здесь несколько слов о нем, поскольку мы его знаем и принимаем в нем участие. Мы ограничимся, главным образом, тем, что заявим здесь, чем мы не являемся. Такое отмежевание наперед отметет многое из той клеветы, которою мы, вероятно, были бы встречены.
Мы не педанты системы, мы по опыту знаем, как бессмысленно спорить и ломать себе голову насчет учреждений, которые должны быть устроены в будущем обществе, оставляя в то же время без внимания все средства, которые могли бы привести нас к этому обществу. Предоставим философам и ученым строить системы для устроения будущего общества, мы считаем это и хорошим и полезным. Но если бы мы, пролетарии, стали совершенно серьезно спорить об устройстве мастерских, о форме управления в грядущем коммунистическом обществе, если бы начали ссориться по поводу покроя одежды или лучшего способа очистки уборных и т. п., то мы стали бы попросту смешны и по праву заслужили бы кличку непрактических мечтателей, которую так часто прилагали к нам. Задача нашего поколения - разыскать и доставить строительные материалы, потребные для постройки нового здания; а построить его - это уже задача будущих поколений, и мы можем быть спокойны - в строителях недостатка не будет.
Мы не из тех коммунистов, которые всего хотят достигнуть любовью. Мы не проливаем горьких слез при лунном свете над несчастиями человечества и не замираем затем в восторженном восклицании при мысли о золотом будущем. Мы знаем, наше время серьезно, мы знаем, оно требует от каждого напряжения всех его сил, и мы знаем, что эти грезы о любви не что иное, как своего рода духовное самоослабление, лишающее каждого, кто предается им, всякой дееспособности.
Мы не из тех коммунистов, которые уже теперь проповедуют вечный мир, в то время как наши враги повсюду готовятся к бою. Мы знаем прекрасно, что нигде, за исключением разве Англии да Северо-Американских свободных Штатов, нигде нам не удастся перейти к лучшему строю раньше, чем мы силой добьемся для себя политических прав. Пусть осуждают нас за это иные и пусть ославят нас революционерами. Печали нам до этого мало. Мы, по крайней мере, не желаем пускать пыль в глаза народу, мы хотим сказать ему только правду и обратить его внимание на приближающуюся бурю, чтобы он мог к ней подготовиться. Мы не заговорщики, которые хотят начать революцию в такой-то именно день или перебить государей в такой-то срок; но мы и не терпеливые агнцы, безропотно принимающие на себя крест свой. Мы прекрасно знаем, что на континенте должен загореться бой между аристократическими и демократическими элементами, - это знают и враги наши, и они снаряжаются в битву; поэтому долг каждого приготовиться, чтобы нас не застигли врасплох и не истребили бы нас. Нам предстоит еще выдержать последнюю и серьезную борьбу, и когда наша партия выйдет из нее победительницей, тогда только настанет время, будем надеяться, навсегда отложить оружие в сторону.
Мы не из тех коммунистов, которые верят, что коммунистический строй может, словно по щучьему велению, быть введен немедленно после победоносно проведенной борьбы с врагами его. Мы знаем, что человечество не делает прыжков, а лишь шаг за шагом подвигается вперед. Не можем мы с вечера на утро перейти из негармонического общества в гармоническое; для этого понадобится, смотря по обстоятельствам, более или менее продолжительный переходный период. Лишь постепенно может быть преобразована частная собственность в общественную.
Мы не из тех коммунистов, которые хотели бы уничтожить личную свободу и превратить весь мир в одну большую казарму или в один большой рабочий дом. Разумеется, есть коммунисты, которые не стесняются и отрицают и хотят уничтожить свободу личности, которая, по их мнению, мешает общественной гармонии; но у нас нет никакой охоты покупать равенство ценой свободы. Мы убеждены, и в следующих номерах мы постараемся доказать это, что ни в каком обществе свобода личности не может быть больше, чем в том, которое будет построено на основе коммунизма.
Мы сказали теперь, кем мы не являемся; в нашем исповедании веры мы скажем, кто мы такие и чего мы хотим. Нам остается еще только направить несколько слов к пролетариям, принадлежащим к другим политическим и социальным партиям. Все мы боремся против современного общества, угнетающего нас и заставляющего нас томиться в страданиях; но вместо того, чтобы подумать об этом и объединиться, мы, к сожалению, слишком часто ведем борьбу между собою, к великому удовольствию наших угнетателей. И вместо того, чтобы, объединившись, всем вместе взяться за дело и установить демократическое государство, в котором бы каждая партия могла пытаться словом и печатью склонить на свою сторону большинство, мы ссоримся по поводу того, что должно произойти и чему не должно быть места, когда мы окажемся победителями. Нам невольно вспоминается при этом басня об охотниках, которые передрались между собою из-за шкуры медведя еще раньше, чем увидали его. В настоящее время поистине пора нам прекратить наши споры и вражду и подать друг другу руки для общей нашей защиты. Но чтобы это могло случиться, писатели, принадлежащие к различным партиям, должны перестать оспаривать чужие мнения с крайним ожесточением, осыпая их сторонников самою грубою руганью. Мы, со своей стороны, уважаем всякого человека, будь это аристократ или пиетист, лишь бы у него было свое мнение, которое он и защищает со всем упорством и решительностью, так как считает его правильным. Мы не даем пощады лишь тому, кто, под маской какой-нибудь социальной партии или религии, имеет в виду лишь свое собственное грязное я. Обязанность всякого честного человека разоблачать по возможности скорее таких лицемеров, выставив их во всей их отвратительной наготе к позорному столбу. Кто-нибудь может защищать и ошибочное мнение, но пока он считает его справедливым и честно стоит под его знаменем, его нельзя презирать.
С этой точки зрения, напр., не имел права Карл Гейнцен нападать на коммунистов так, как он это сделал во втором номере «Трибуна». Карл Гейнцен, по-видимому, или совсем не знает коммунизма, или увлекся личной враждою, какая существует между ним и некоторыми коммунистами, и стал поносить великую партию, стоящую в самых первых рядах демократической армии. Прочитав его нападки на коммунистов, мы были в высшей степени изумлены, потому что задеть нас его оскорбления не могли, так как, таких коммунистов, как он их описывает, и на свете нет, и он вероятно создал их силою своего воображения специально с целью затем их уничтожить. Мы говорим, мы были изумлены, так как нам непонятно было, как мог демократ бросить таким образом факел раздора в ряды своих собственных собратьев по оружию; но еще более возросло наше изумление, когда мы дочитали его брошюру до конца и нашли там его девять пунктов, в которых он требует почти то же самое, что и коммунисты. Единственное различие между нами - это в том, что гражданин Карл Гейнцен смотрит на свои девять пунктов как на основу нового общественного строя, мы же видим в них основу лишь переходного периода, который должен привести нас к полному коммунизму. Разумным было бы поэтому объединиться/нам всем для достижения требований Карла Гейнцена; если, придя к этому, народ удовлетворится и на том остановится, мы подчинимся его воле; но если он решит идти и дальше, вместе с коммунистами, то надо полагать, что и гражданин Гейнцен так же не будет ничего иметь против. Нам известно, что гражданин Гейнцен на все возможные лады преследуется нашими угнетателями, он оклеветан ими и поруган. Немудрено, что он в раздраженном состоянии: поэтому у нас нет ни малейшего желания со своей стороны напасть на него; наоборот, мы не откажемся протянуть ему руку для объединения. В единстве сила, и только оно и в состоянии привести нас к цели.
Поэтому, пролетарии всех стран, объединимтесь - открыто, где это разрешено законом, потому что наша деятельность не боится света, и - тайно, где это запрещено произволом тиранов. Так называемые законы, запрещающие людям собираться для обсуждения выдвинутых на очередь жизнью вопросов и для требования своего права, - это лишь веление произвола тиранов, и кто им повинуется и уважаетих, тот действует, как подлый трус, а кто презирает и нарушает их, тот поступает мужественно и честно.

В заключение прибавим, что на столбцах нашего журнала не будет места ни для сведения личных счетов, ни для восхваления отдельных лиц, исполняющих свой долг. Но мы приглашаем всех угнетенных и обиженных пролетариев обращаться к нам, и мы немедленно выступим на защиту их, предав имена угнетателей суду и проклятию общественного мнения, перед лицом которого начинают уже трепетать и самые закоснелые тираны.
PS: От редакции:
Мы не предлагаем научное комментирование этого текста, которое ввиду его более чем полуторавекового возраста и колоссальных перемен в мире заняло бы много места, но обращаем внимание читателя на его непреходящее нравственное звучание. Консолидация труда в противовес натиску капитала не утратила и не могла утратить своей актуальности. Ее участники и формы не могли не измениться и менялись много раз. Но никакая пропаганда «эффективного собственника» и «среднего класса», положение которых на рынке к тому же подчас весьма неустойчиво, «консенсуса» работодателя и наемного работника при допускаемом обществом контрасте сверхбогатства, с одной стороны, безработицы и нищеты - с другой, не отменяет необходимости все более тесного единения работников производительного и творческого труда, умственного и физического



Сейчас трудно себе представить, что было время, когда слово «пролетарий» имело пренебрежительное значение, а люди, называвшиеся пролетариями, считались людьми самого последнего сорта. Тогда было так: чем богаче человек, тем у него больше силы, власти, тем ему больше почёта, льстивого преклонения. А у пролетария ничего нет, никакого богатства, одни только руки, которые он, чтобы не умереть с голоду, вынужден продавать тем, у кого деньги и власть. За ничтожную плату пролетарии этими рабочими руками создавали для других огромные богатства: они ткали сукна, строили корабли, возводили дома, добывали руды и плавили металл. Всё самое необходимое, без чего не может существовать человек, и самое прекрасное на земле - всё добывали руки тружеников.

Когда два века назад хозяевами мира стали -фабриканты, миллионы пролетариев начали работать на огромных фабриках и заводах, создавая все богатства, но почти ничего не получая взамен. Капиталисты использовали великие достижения техники: паровую машину, железную дорогу, быстродействующие станки для своего обогащения. А рабочие, лишённые всяких прав, неграмотные, загнанные в грязные казармы, были самым низшим, самым нищим классом в капиталистическом обществе.

В действительности же класс пролетариев - самый главный, самый сильный. На его труде держался и держится мир, и без его труда совсем невозможна жизнь современного человечества. Класс пролетариев - самый чистый, честный и добрый; он никого не угнетает, никого не грабит. Это на свете единственный класс, искренне заинтересованный в том, чтобы уничтожить тот несправедливый порядок, при котором имеющие власть богачи присваивают себе всё, сделанное рабочими.

Впервые это объяснили рабочим и всему миру великие учёные и великие революционеры . «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. А приобрести они могут целый мир!»-так написали они в «Коммунистическом манифесте». И с этого времени началось великое движение пролетариев, которые устремились по пути, показанному им Марксом и Энгельсом. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Соединяйтесь для того, чтобы сбросить цепи капиталистического рабства, чтобы построить новую жизнь.

Почти сто двадцать лет прошло с тех пор, как были сказаны эти великие слова. Пролетарии уже сбросили свои цепи во многих странах Земли, взяли в свои руки часть мира. И теперь никому, даже фабрикантам и заводчикам в тех странах, где ещё сохраняется их власть, не приходит в голову считать пролетариев низшим и жалким классом. Они знают теперь силу рабочих, страшатся объединения всех пролетариев в одну непобедимую силу.

У пролетариата - великое будущее, коммунизм на всей Земле. Но за него ещё нужно упорно бороться. Вот почему лозунгом передовых рабочих Земли, всех

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (нем. ) - один из самых известных интернационалистических коммунистических лозунгов. Впервые был высказан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии »:

Этот вариант лозунга не получил широкой известности, но в дальнейшем часто использовался маоистами .

СССР

Надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» присутствовала на гербе СССР на языках всех союзных республик и на гербах республик на языках этих республик и на русском языке. В 1923-36 надпись на гербе СССР делалась на 6 языках (по числу союзных республик, образовавших в Союз ССР); с изменением числа союзных республик надпись давалась в 1937-40 на 11 языках, в 1940-56 - на 16, с - на 15 языках. Государственным гербом автономной республики Советского Союза является герб той союзной республики, в состав которой она входит, с добавлением наименования автономной республики на языках данной автономной и соответствующей союзной республики и на русском языке, надпись на гербе «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» даётся на языке автономной республики .

  • Абхазский : Апролетарцәа атәылақәа ӡегьы рҿы иҟоу, шәҽеидышәкыл! )
  • Аварский : Тlолго дунялалъул хlалтlухъаби, цолъе нуж!
  • Азербайджанский : Bütün ölkələrin proletarları, birləşin! (Бүтүн өлкәләрин пролетарлары, бирләшин!, !بوتون اؤلکه‌لرین پرولئتارلاری، بیرلشین)
  • Албанский : Punetoret e te gjithe vendeve bashkohuni!
  • Английский : Workers of the world, unite! На могиле Маркса на Хайгейтском кладбище в Лондоне написан иной, более буквальный вариант: Workers of all lands, unite!
  • Арабский : !يا عمال العالم اتحدوا (транслитерация: Yā ʿummāla l-ʿālam ittaḥidū! )
  • Армянский , Восточный : Պրոլետարներ բոլոր երկրների, միացե՜ք։ (транскрипция: P"ɹolɛt"ɑɹnɛɹ boloɹ jɛrk"əɹnɛɹi, miɑt͡s"ɛkʰ! )
  • Армянский , Западный : Աշխատավորներ ամէն երկրներու, միացէ՜ք։ (транскрипция: Aʃχɑdɑvoɾnɛɾ ɑmɛn jɛrgəɾnɛɾu, miɑt͡sʰɛkʰ! )
  • Африкаанс : Werkers van alle lande, verenig!
  • Баскский : Herrialde guztietako proletarioak, elkar zaitezte!
  • Башкирский : Бөтә илдәрҙең пролетарийҙәре, берләшегеҙ!
  • Белорусский : Пралетарыі ўсіх краін, яднайцеся! (надпись на гербе последовательно менялась: «Пралетары ўсіх краін, злучайцеся!» → «Пролетарыі ўсіх краёў, злучайцеся!» → «Пралятары ўсіх краін, злучайцеся!» → «Пролетарыі ўсіх краін, злучайцеся!» → «Пролетарыі ўсіх краін, еднайцеся!» → «Пралетарыі ўсіх краін, яднайцеся!» )
  • Бенгальский : দুনিযার মজদুর, এক হও! (Duniẏār môjôdur, ek hôo!)
  • Боснийский :
  • Болгарский : Пролетарии от всички страни, съединявайте се!
  • Бурятский : Бүхы оронуудай пролетаринар, нэгэдэгты! (büxy oronuudaj proletarinar, negedegty!)
  • Валлийский : Gweithwyr yr holl wledydd, uno!
  • Венгерский : Világ proletárjai, egyesüljetek!
  • Вьетнамский : Vô sản toàn thế giới, đoàn kết lại! (無產全世界、團結吏! )
  • Гаитянский креольский : Travayè nan tout peyi, ini!
  • Галисийский : Traballadores do mundo, unídevos!
  • Грузинский : პროლეტარებო ყველა ქვეყნისა, შეერთდით! (P’rolet’arebo q’vela kveq’nisa, šeertdit! )
  • Греческий : Προλετάριοι όλων των χωρών, ενωθείτε! (транслитерация: Пролетарии олон тон хорон, эноѳите! )
  • Гуджарати : બધા દેશોમાં કામદાર સંગઠિત!
  • Датский : Proletarer i alle lande, foren jer!
  • Иврит : !פועלי כל העולם התאחדו (транскрипция: Поалей коль һаолам hит’ахаду! )
  • Идиш : !פראָלעטאריער פון אלע לענדער, פאראייניקט זיך (транслитерация: Пролетариэр фун але лендер, фарайникт зих! )
  • Индонезийский : Para pekerja di seluruh dunia, bersatulah!
  • Ирландский : Oibrithe an domhain, aontaigh!
  • Исландский : Verkamenn allra landa, sameinist!
  • Испанский : ¡Trabajadores del mundo, uníos! , ¡Proletarios de todos los Países, uníos!
  • Итальянский : Lavoratori di tutto il mondo, unitevi! , Proletari di tutti i paesi, unitevi!
  • Казахский : Барлық елдердің пролетарлары, бірігіңдер!
  • Калмыцкий : Цуг орн-нутгудын пролетармуд, нэгдцхәтн!
  • Каннада : ಎಲ್ಲಾ ದೇಶಗಳ ಸಹೋದ್ಯೋಗಿಗಳು, ಯುನೈಟ್!
  • Карачаево-балкарский : Бютеу дунияны пролетарлары, бирлешигиз!
  • Карельский :
  • Каталанский : Proletaris de tots els països, uniu-vos!
  • Китайский : 全世界无产者,联合起来! (КНР), 全世界無產者,聯合起來! (Тайвань) (транслитерация: Quánshìjiè wúchǎnzhě, liánhé qǐlai! ); 全方貧工之聯合 (транслитерация: Quán fāng pín gōng zhī liánhé ) - вариант, использовавшийся на денежных знаках РСФСР
  • Коми : Став мувывса пролетарийяс, отувтчöй!
  • Корейский : 만국의 노동자여, 단결하라! (транслитерация: Мангук-э нодонъджа-ё, тангёльха-ра! )
  • Крымскотатарский : Bütün memleketlerniñ proletarları, birleş! (Бутюн мемлекетлернинъ пролетарлары, бирлеш!)
  • Курдский : Kirêkaranî/karkerên dinya/cîhanê yekgirin/hevgirin!
  • Киргизский : Бардык өлкөлөрдүн пролетарлары, бириккиле!
  • Латынь : Laborantes universis terris iunguntur!
  • Латышский : Visu zemju proletārieši, savienojieties!
  • Литовский : Visų šalių proletarai, vienykitės!!
  • Македонский : Пролетери од сите земји, обединете се!
  • Малагасийский : Mpiasa eran’izao tontolo izao, mampiray!
  • Малайский : Pekerja semua negara, bersatu!
  • Мальтийский : Ħaddiema tal-pajjiżi kollha, jingħaqdu!!
  • Марийский : Чыла элласе пролетарий-влак ушныза
  • Молдавский : Proletari din toate ţările, uniţi-vă! (Пролетарь дин тоате цэриле, униць-вэ!)
  • Монгольский : Орон бүрийн пролетари нар нэгдэгтүн! ᠣᠷᠤᠨ ᠪᠦᠷᠢ ᠶᠢᠨ ᠫᠷᠣᠯᠧᠲᠠᠷᠢ ᠨᠠᠷᠠ ᠨᠢᠭᠡᠳᠦᠭᠲᠦᠨ!
  • Немецкий : Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!
  • Нидерландский : Proletariërs aller landen, verenigt U!
  • Норвежский , Букмол : Arbeidere i alle land, foren dere!
  • Норвежский , Нюнорск : Arbeidarar i alle land, samein dykk!
  • Окситанский : Proletaris de totes los païses, unissètz-vos!
  • Осетинский : Ӕппӕт бӕстӕты пролетартӕ, баиу ут! (Æppæt bæstæty proletartæ, baiu ut!)
  • Персидский : کارگران جهان متحد شوید (Kārgarān-e jahān mottaḥed šavīd! )
  • Польский : Proletariusze wszystkich krajów, łączcie się!
  • Португальский : Trabalhadores do mundo, uni-vos!
  • Румынский : Proletari din toate ţările, uniţi-vă!
  • Сербский : Пролетери свих земаља, уједините се! (Proleteri svih zemalja, ujedinite se! )
  • Словацкий : Proletári všetkých krajín, spojte sa!
  • Словенский : Proletarci vse dezel, zdruzite se!
  • Суахили : Wafanyakazi wa nchi zote, kuungana!
  • Таджикский : Пролетарҳои ҳамаи мамлакатҳо, як шавед!
  • Тайский : แรงงานจากทุกประเทศรวมกัน!
  • Тамильский : அனைத்து நாடுகளின் தொழிலாளர்கள், இணைக்க!
  • Татарский : Барлык илләрнең пролетарийлары, берләшегез! (Barlyq illərneň proletarijlary, berləšegez! )
  • Телугу : అన్ని దేశాల వర్కర్స్, ఐక్యం!
  • Тувинский : Бүгү чурттарның пролетарийлери, каттыжыңар!
  • Турецкий : Bütün ülkelerin işçileri, birleşin!
  • Туркменский : Ähli ýurtlaryň proletarlary, birleşiň! (Әхли юртларың пролетарлары, бирлешиң! )
  • Удмуртский : Вань кунъёсысь пролетарийёс, огазеяське!
  • Узбекский : Butun dunyo proletarlari, birlashingiz! (Бутун дунё пролетарлари, бирлашингиз! )
  • Украинский : Пролетарі всіх країн, єднайтеся!
  • Урду : !،تمام ممالک کے ورکرز متحد
  • Филиппинский : Mga manggagawa ng mundo, magkaisa!
  • Финский : Kaikkien maiden proletaarit, liittykää yhteen! , Kaikkien maiden työläiset, liittykää yhteen!
  • Французский : Prolétaires de tous les pays, unissez-vous!
  • Хинди : दुनिया के मज़दूरों, एक हों!
  • Хорватский : Proleteri svih zemalja, ujedinite se!
  • Чешский : Proletáři všech zemí, spojte se!
  • Чувашский : Пĕтĕм тĕнчери пролетарисем, пĕрлешĕр!
  • Шведский : Arbetare i alla länder, förenen eder! , Arbetare i alla länder förenen er! или Arbetare i alla länder, förena er! , Proletärer i alla länder, förena er!
  • Эсперанто : Proletoj el ĉiuj landoj, unuiĝu!
  • Эстонский : Kõigi maade proletaarlased, ühinege!
  • Якутский : Бүтүн дойдулар пролетарийдара, биир буолуҥ!
  • Японский : 万国の労働者よ、団結せよ! (транслитерация: Банкоку но Ро:до:ся ё, данкэцу-сэ ё! )

См. также

Напишите отзыв о статье "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

Примечания

Ссылки

  • «Workers of the world, unite» в английском Викисловаре
  • Сомин А. . elementy.ru (28.03.2011). .

Отрывок, характеризующий Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

«Ведьмочкой» меня называли часто и это с их стороны было скорее прозвище ласкательное, чем обидное. Поэтому обидеться я не обиделась, но, честно говоря, сильно растерялась. Огня я, к моему большому сожалению, не зажигала никогда и заниматься этим мне как-то не приходило в голову… Но это был чуть ли не первый раз, когда они что-то у меня попросили и я, конечно же, не собиралась упускать такого случая, а уж, тем более, «ударить лицом в грязь».
Я ни малейшего понятия не имела, что нужно делать чтобы оно «зажглось»… Просто сосредоточилась на огне и очень сильно желала чтобы это произошло. Прошла минута, другая, но ничего не происходило... Мальчишки (а они всегда и везде бывают немножечко злыми) начали надо мной смеяться, говоря, что я только и могу что «угадывать», когда мне это нужно… Мне стало очень обидно – ведь я честно пыталась изо всех сил. Но это, конечно же, никого не интересовало. Им нужен был результат, а вот результата-то как раз у меня и не было...
Если честно – я до сих пор не знаю, что тогда произошло. Может быть, у меня просто пошло очень сильное возмущение, что надо мной так незаслуженно смеялись? Или слишком мощно всколыхнулась горькая детская обида? Так или иначе, я вдруг почувствовала, как всё тело будто заледенело (казалось бы, должно было быть наоборот?) и только внутри кистей рук взрывными толчками пульсировал настоящий «огонь»… Я встала лицом к костру и резко выбросила левую руку вперёд... Жуткое ревущее пламя как будто выплеснулось из моей руки прямо в сложенный мальчишками костёр. Все дико закричали... а я очнулась уже дома, с очень сильной режущей болью в руках, спине и голове. Всё тело горело, как будто я лежала на раскалённой жаровне. Не хотелось двигаться и даже открывать глаза.
Мама была в ужасе от моей «выходки» и обвинила меня во «всех мирских грехах», а главное – в недержании слова, данного ей, что для меня было хуже любой всепожирающей физической боли. Мне было очень грустно, что на этот раз она не захотела меня понять и в то же время я чувствовала небывалую гордость, что всё-таки «не ударила лицом в грязь» и что у меня каким-то образом получилось сделать то, что от меня ожидали.
Конечно, всё это сейчас кажется немножко смешным и по-детски наивным, но тогда для меня было очень важно доказать, что я, возможно, могу быть кому-то в чём-то полезной со всеми своими, как они называли, «штучками». И что это не мои сумасшедшие выдумки, а самая настоящая реальность, с которой им теперь придётся хотя бы немножечко считаться. Если бы только всё могло быть так по-детски просто...

Как оказалось, не только моя мама была в ужасе от содеянного мною. Соседние мамы, услышав от своих детей о том, что произошло, начали требовать от них чтобы они держались от меня как можно дальше… И на этот раз я по-настоящему осталась почти совсем одна. Но так как я была человечком весьма и весьма гордым, то я ни за что не собиралась «проситься» к кому-то в друзья. Но одно – показать, а совсем другое – с этим жить.....
Я очень любила своих друзей, свою улицу и всех кто на ней жил. И всегда старалась принести каждому хоть какую-то радость и какое-то добро. А сейчас я была одна и в этом была виновата только сама, потому что не сумела устоять перед самой простой, безобидной детской провокацией. Но что ж было делать, если я сама в то время была ещё совсем ребёнком? Правда, ребёнком, который теперь стал уже понемногу понимать, что не каждый в этом мире достоин того, чтобы ему стоило бы что-то доказывать... А даже если и доказать, то это ещё абсолютно не значило, что тот, кому ты это доказываешь, тебя всегда правильно поймёт.
Через несколько дней я совсем физически «отошла» и чувствовала себя довольно сносно. Но желания зажечь огонь у меня больше не появлялось уже никогда. А вот расплачиваться за свой «эксперимент» пришлось, к сожалению, довольно долго… Первое время я находилась в полной изоляции от всех моих любимых игр и друзей. Это было очень обидно и казалось очень несправедливым. Когда я говорила об этом маме, моя бедная добрая мама не знала, что сказать. Она очень меня любила и, естественно, хотела уберечь меня от любых бед и обид. Но, с другой стороны, ей уже тоже понемножку становилось страшно оттого, что почти постоянно со мной происходило.
Это, к сожалению, было то «тёмное» время, когда ещё было «не принято» говорить открыто о подобных, «странных» и непривычных вещах. Всё очень строго сохранялось в рамках, как «должно» или «не должно» быть. И всё «необъяснимое» или «неординарное» категорически умалчивалось или считалось ненормальным. Честно говоря, я от всего сердца завидую тем одарённым детям, которые родились хотя бы на двадцать лет позже меня, когда все эти «неординарные» способности уже не считались каким-то проклятием, а наоборот – это стало называться ДАРОМ. И на сегодняшний день никто уже не травит и не посылает этих бедных «необычных» детей в сумасшедший дом, а дорожат ими и уважают, как одарённых особым талантом удивительных детей.
Мои же «таланты» в то время такого восторга ни у кого из окружающих, к сожалению, не вызывали. Как-то, несколько дней спустя после моего «скандального» приключения с огнём, одна наша соседка «по секрету» сказала маме, что у неё есть «очень хороший врач», который занимается именно такими «проблемами», как у меня и если мама хочет, то она с удовольствием её с ним познакомит. Это был первый раз, когда маме на прямую «посоветовали» упрятать меня в сумасшедший дом.
Потом этих «советов» было очень много, но я помню, что именно тогда мама была очень огорчена и долго плакала закрывшись в своей комнате. Она не сказала мне про этот случай никогда, но в этот секрет меня «посвятил» соседский мальчик, мама которого и дала моей маме такой драгоценный совет. Конечно же, ни к какому врачу меня, слава богу, не повели. Но я чувствовала, что своими последними «деяниями» я перешагнула какой-то «рубеж», после которого уже даже моя мама не в состоянии была меня понимать. И не было никого, кто мог бы мне помочь, объяснить или просто по-дружески успокоить. Я уже не говорю – чтобы научить…
Так я в одиночестве «барахталась» в своих догадках и ошибках, без чьей-либо поддержки или понимания. Что-то пробовала, что-то не смела. Что-то получалось, что-то – наоборот. И как же часто мне бывало просто-напросто по-человечески страшно! Честно говоря, я точно также всё ещё «барахталась в догадках» и до своих 33 лет, потому, что так и не нашла никого, кто мог бы хотя бы что-либо как-то объяснить. Хотя «желающих» всегда было больше чем нужно.
Время шло. Иногда мне казалось, что всё это происходит не со мной или, что это просто придуманная мною странная сказка. Но эта сказка почему-то была слишком уж реальной реальностью... И мне приходилось с этим считаться. И, что самое главное, с этим жить. В школе всё шло, как и прежде, я получала по всем предметам только пятёрки и у моих родителей (хотя бы уж из-за этого!) не было никаких проблем. Скорее наоборот – в четвёртом классе я уже решала очень сложные задачи по алгебре и геометрии и делала это играючи, с большим удовольствием для самой себя.
Также я очень любила в то время уроки музыки и рисования. Я рисовала почти всё время и везде: на других уроках, во время перерывов, дома, на улице. На песке, на бумаге, на стёклах… В общем – везде, где это было возможно. И рисовала я поче-му-то только человеческие глаза. Мне тогда казалось, что это поможет мне найти какой-то очень важный ответ. Я всегда любила наблюдать человеческие лица и в особенности – глаза. Ведь очень часто люди не любят говорить то, что они по-настоящему думают, но их глаза говорят всё… Видимо недаром их называют зеркалом нашей души. И вот я рисовала сотни и сотни этих глаз – печальных и счастливых, скорбящих и радостных, добрых и злых. Это было для меня, опять же, время познания чего-то, очередная попытка докопаться до какой-то истины... правда я понятия не имела – до какой. Просто это было очередное время «поиска», которое и после (с разными «ответвлениями») у меня продолжалось почти всю мою сознательную жизнь.

Дни сменялись днями, проходили месяцы, а я всё продолжала удивлять (а иногда и ужасать!) своих родных и близких, и очень часто саму себя, множеством моих новых «невероятных» и не всегда совсем безопасных, приключений. Так, например, когда мне исполнилось девять лет я вдруг, по какой-то, мне неизвестной причине, перестала есть, чем очень сильно напугала маму и расстроила бабушку. Моя бабушка была настоящим первоклассным поваром! Когда она собиралась печь свои капустные пироги, на них съезжалась вся наша семья, включая маминого брата, который жил в то время в 150 километрах от нас и, несмотря на это, приезжал специально из-за бабушкиных пирогов.
Я до сих пор очень хорошо и с очень большой теплотой помню те «великие и загадочные» приготовления: пахнущее свежими дрожжами тесто, всю ночь поднимавшееся в глиняном горшке у плиты, а утром превратившееся в десятки белых кружочков, разложенных на кухонном столе и ждущее, когда же уже настанет час его чудесного превращения в пышные пахнущие пироги... И бабушка с белыми от муки руками, сосредоточенно орудующая у плиты. И ещё я помню то нетерпеливое, но весьма приятное, ожидание, пока наши «жаждущие» ноздри не улавливали первых, изумительно «вкусных», тончайших запахов пекущихся пирогов…
Это всегда был праздник, потому что её пироги любили все. И кто-бы в этот момент не заходил, ему всегда находилось место за большим и гостеприимным бабушкиным столом. Мы всегда засиживались допоздна, продлевая удовольствие за «чаепитным» столом. И даже когда наше «чаепитие» заканчивалось, никому не хотелось уходить, как будто вместе с пирогами бабушка «впекала» туда частичку своей доброй души и каждому хотелось посидеть ещё и «погреться» у её тёплого, уютного домашнего очага.
Бабушка по-настоящему любила готовить и что бы она ни делала, это было необыкновенно вкусно всегда. Это могли быть сибирские пельмени, пахнущие так, что у всех наших соседей вдруг появлялась «голодная» слюна. Или мои любимые вишнёво-творожные ватрушки, которые буквально таяли во рту, оставляя надолго изумительный вкус тёплых свежих ягод и молока… И даже её самые простые квашеные грибы, которые она каждый год квасила в дубовой кадушке со смородиновыми листьями, укропом и чесноком, были самыми вкусными которые я когда-либо ела в своей жизни, несмотря на то, что на сегодняшний день я объездила больше половины света и перепробовала всевозможные лакомства, о которых, казалось бы, можно было только мечтать. Но тех незабываемых запахов одурительно вкусного бабушкиного «искусства» никогда не смогло затмить никакое, даже самое изысканно-рафинированое заграничное блюдо.
И вот, имея такого домашнего «чародея», я, к всеобщему ужасу моей семьи, в один прекрасный день вдруг по-настоящему перестала есть. Теперь я уже не помню, был ли для этого какой-либо повод или это просто произошло по какой-то мне неизвестной причине, как это обычно происходило всегда. Я просто начисто потеряла желание к любой мне предлагаемой пище, хотя никакой слабости или головокружения при этом не испытывала, а наоборот – чувствовала себя необычайно легко и совершенно великолепно. Я пыталась объяснить всё это моей маме, но, как я поняла, она была сильно напугана моей новой очередной выходкой и ничего не хотела слышать, а только честно пыталась заставить меня что-то «глотать».

Поколение ветеранов, чья жизнь прошла при Советской власти, помнит, что трудящиеся СССР активно помогали зарубежным пролетариям, которых эксплуатировал капитал… Но сейчас положение в корне изменилось. Сегодня в России верховодит капитал, а государственная власть — его верный слуга… Братья по классу за рубежом всё это видят, знают. Но проявлять солидарность с нами не спешат… Может, надо заменить главный лозунг? Может, вместо призыва к интернационализму нужно придумать какой-нибудь сугубо российский призыв? У нас жгучих тем много».

ТАКОВО АДРЕСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ к газете «Правда», так как в нашей стране эти знаменитые слова больше ни на чьём «знамени» не начертаны и больше ни для кого официальным девизом не являются. После публикации прошло почти два месяца, но в редакционной почте не нашлось ни одного письма, в котором было бы поддержано предложение товарища Бедова. В нескольких письмах содержится решительный протест против высказанной инициативы, а абсолютное большинство читателей «Правды» сочли, что ситуация настолько однозначна и очевидна, что о ней и толковать не стоит. Такая реакция, безусловно, радует. Читатели считают лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» неотделимым от «Правды».

Чеканный призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был завершающей фразой первого зрелого произведения научного коммунизма, созданного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, — «Манифеста Коммунистической партии». Благодаря этому призыв приобрёл огромную популярность. Однако надо признать, что точная и строгая формула существовала и до выхода в свет знаменитой работы.

Когда в 1847 году «Союз справедливых» был переименован в «Союз коммунистов», то по предложению Маркса и Энгельса прежний общедемократический девиз «Все люди — братья!» был заменён новым. Преобразованная организация сделала наполненный классовым содержанием призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» своим девизом. Для этой партии он выполнял ту же роль, какую в Программе КПРФ выполняет заключительная фраза «Девиз КПРФ — «Россия, труд, народовластие, социализм!» А поскольку «Манифест Коммунистической партии» писался по поручению 2-го конгресса «Союза коммунистов», то Маркс и Энгельс вполне логично завершили его программный документ партийным девизом.

В этой истории очень важно одно обстоятельство: «Союз коммунистов» был международной организацией. Её центрами являлись Лондон, Париж, Брюссель, 30 общин (организаций) партии работали в Германии. Чтобы в таких условиях борьба за классовые интересы, которую вместе со своими братьями по классу вели немецкие рабочие дома и в трудовой эмиграции, была успешной, позарез требовалась пролетарская солидарность. Такова история рождения самого известного в мире пролетарского лозунга.

Потом он стал девизом Международного товарищества рабочих, более известного как I Интернационал. А вот партии, входившие во II Интернационал, стараясь вначале следовать этому девизу, обычно его в свои программы не включали. В первой Программе РСДРП, принятой II партсъездом в 1903 году, он тоже отсутствовал.

Формула «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стала чрезвычайно актуальной для левых сил II Интернационала, не поражённых ржавчиной национал-патриотизма и социал-шовинизма, в годы Первой мировой войны. Не случайно большевистский Манифест ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия», принятый в самом начале войны 4 (17) ноября 1914 года, заканчивался призывом: «Да здравствует международное братство рабочих против шовинизма и патриотизма буржуазии всех стран! Да здравствует пролетарский Интернационал, освобождённый от оппортунизма!»

Стоит заметить, что в главном политическом документе VII (апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б), проходившей 24—29 апреля (7—12 мая) 1917 года в Петрограде, чеканный призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» звучит всё ещё как бы в пересказе: «Товарищи рабочие! Мы зовём вас к тяжёлой, серьёзной, неустанной работе, сплачивающей сознательный, революционный пролетариат всех стран!»

Между тем ленинская «Правда», начиная с № 2 после восстановления в марте 1917 года, рядом со своим названием (даже тогда, когда его потом приходилось часто менять из-за преследований со стороны Временного правительства Керенского) публиковала призыв международного товарищества коммунистов рядом с названием партии большевиков. Иначе говоря, «Правда» представляла его читателям так, чтобы он воспринимался как девиз и большевистской партии, и большевистской газеты. После победы Великой Октябрьской социалистической революции так и случилось: партийным девизом РКП(б) стали заключительные слова «Манифеста Коммунистической партии» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

ПОСЛЕ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ классический девиз коммунистов стал удивительно действенным, продуктивно работающим.

В противостоянии мирового капитала и Советской власти участвовали не только интервенты 14 империалистических государств. Им противостояли в том числе рабочие Мадрида и Гамбурга, докеры Лондона и Марселя, когда отказывались выполнять военные заказы и отгружать их для войск интервентов. И шествия под лозунгом «Руки прочь от Советской России!» были не выдумкой репортёров.

Нам непозволительно забывать про интернационалистов, защищавших с оружием в руках Советскую власть в годы Гражданский войны. Это были герои — хорват Олеко Дундич, чех Ярослав Гашек, венгры Мате Залка и Ференц Мюнних… Сколько их!

Когда выкраивалась возможность, с удовольствием ходил на спецкурс коллеги, профессора Тюменского университета Владимира Алексеевича Данилова, об интернационалистах той огненной эпохи. Это у них мы учились мечте, воплощённой в песне про то, «чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать», а потом, в 1936—1938 годах, наши воины-добровольцы отдавали жизнь в Испании, выполняя интернациональный долг в первой в истории антифашистской схватке с путчистами генерала Франко.

Под лозунг единства с Советским Союзом становились выдающиеся деятели мировой культуры, когда приехали в Москву для участия в Международном конгрессе революционных писателей. 23 ноября 1930 года «Правда» опубликовала ответы на вопрос: «Как вы относитесь к подготовке войны против СССР, какую позицию займёте во время войны против СССР?» Знаменитый немец — писатель Иоганнес Бехер ответил: «Пролетарские революционные поэты и писатели используют все средства, чтобы помочь Советскому Союзу, великой родине всех трудящихся, защититься от нападения мирового империализма».

Он выполнил своё обещание. Другой — Фридрих Вольф отвечал: «Будущее покажет, в чём должно будет заключаться вмешательство интеллигента во время войны — пером или оружием». За образцовое выполнение боевых заданий в 1943 году он был награждён орденом Красной Звезды. Никто из 38 участников опроса не нарушил своего слова. Но и советский народ проявлял свою поддержку и помощь пролетариям Европы, Азии и Америки.

Патриотический долг защиты первого в мире отечества трудящихся и интернациональная обязанность помощи пролетариату других стран в борьбе с всевластием капитала в реальной жизни тесно связаны, переплетаются, переходят друг в друга. Эту диалектику ещё 93 года назад убедительно раскрыл И.В. Сталин в докладе на краевом совещании коммунистических организаций Дона и Кавказа в г. Владикавказе 27 октября 1920 года. Он говорил:

«Антанте вместе с Россией, очевидно, тесно на земле, одна из этих сторон должна погибнуть для того, чтобы утвердился мир на земле. Если так стоит вопрос, если так ставит его Антанта, — а она ставит его только так, — ясно, что… мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы привести в движение все силы страны для отражения нового удара. Всемерная поддержка социалистической революции на Западе, поддержка всеми силами, всеми средствами стран Востока, борющихся против Антанты за своё освобождение, — вот наши очередные обязанности, которые мы должны выполнять неуклонно, со всей энергией, если хотим победить».

Член Советского правительства и Политбюро ЦК РКП(б) без малейшего лукавства конкретизировал эту задачу: «Дело в том, что западные государства (Германия, Италия и пр.) находятся в полной зависимости от Америки, снабжающей Европу хлебом… Я говорю о создании продовольственного фонда революций на Западе. У России нет особых продовольственных запасов, но она всё же могла бы собрать некоторые запасы…».

События развернулись иначе. В следующем, 1921 году случился страшный неурожай. И трудящиеся всей планеты оказывали заметную помощь продовольствием Советской России.

Что касается нашей помощи, то товарищ Бедов справедливо вспоминал в опубликованном в «Правде» письме и про МОПР, и про интернациональную поддержку через профсоюзы, и т.п. Но главным проявлением нашей солидарности был сам факт существования СССР. Я впервые услышал о коренном ухудшении положения трудящихся капстран после августа 1991 года от зарубежных товарищей в 1997 году на международной конференции в итальянском городе Урбино.

СЕЙЧАС НЕМАЛО ЛЮБИТЕЛЕЙ попенять зарубежным пролетариям, что они уклонялись от проявления солидарности с нашим народом и во время контрреволюции 1991 года, и в продолжающуюся пору подлого процесса реставрации капитализма в России… Что ж, нет дыма без огня. Только и нам надо быть самокритичными. Разве среди нас не было ворчания по поводу былой помощи социалистическим странам? Разве мы, коммунисты, возвысили голос протеста против предательства кликой Горбачёва одного за другим государств Варшавского Договора в конце 1980-х годов? Это предательство и сегодня отдаётся всё ещё не завершённым процессом возрождения международного коммунистического движения. Наша неспособность защитить советский социализм привела к тому, что во многих европейских странах коммунистические партии, которые могли бы стать авангардом солидарности с трудовой Россией, находятся всё ещё в неотмобилизованном состоянии.

К тому же, как показала мировая практика, братья по классу проявляют свою солидарность тогда, когда видят, что пролетариат не ожидает чьей-то помощи, а сам решительно ведёт классовую борьбу.

Разве вся эта горькая самокритика не соответствует действительности?

А ТУТ ЕЩЁ на высоком собрании один известный товарищ предлагает коммунистам перестать делать упор на классовую борьбу: время-де сегодня другое. Он заявил: «Мы правильно говорим, что не надо ставить национальное впереди классового. А были ли у нас исключения в этом вопросе? Были! В период Великой Отечественной войны Сталин отдал предпочтение не социально-классовой, а национально-освободительной борьбе». Такое обвинение Сталина с такой трибуны звучало впервые. А вот его аргументы: «Со страниц «Правды» был снят лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и заменён на лозунг «Смерть фашистским оккупантам!»

Всё дело в том, что приведённые оратором аргументы не соответствуют действительности.

Первое. В годы Великой Отечественной войны наряду с никем не отменённым лозунгом солидарности пролетариата получил широкое распространение и использовался в качестве девиза рядом изданий лозунг «За нашу Советскую Родину!» Он был начертан и на многих боевых красных знамёнах. Но по содержанию он был тоже глубоко классовым. Звал он не к союзу красных и белых, а к защите Родины первого в мире Советского рабоче-крестьянского государства. И воюющая армия по-прежнему называлась Красной, что безусловно подчёркивало её классовый характер. Конечно, всё это существовало в теснейшем единстве с советским патриотизмом, который марксист И.В. Сталин всегда считал классовым.

Второе. Что касается «Правды», то не было ни одного номера созданной В.И. Лениным газеты, органа ЦК и МК ВКП(б), который в годы Великой Отечественной войны вышел бы без девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Ни одного номера!

«Правда» и её сегодняшние читатели едины в своём мнении: девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стоит в «Правде» там, где ему и положено. И стоять ему там, пока Красное знамя социализма не взметнётся над всем миром.