Open
Close

Работа над унисоном и чистой интонацией в вокальном произведении.

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося.

Работа над интонированием, как основа выразительного и эмоционального исполнения на аккордеоне

Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Поэтому, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей особое внимание.

Прежде всего, нужно определиться в понятии «интонация». Интонация (ср. век. лат. Intonatio , от intono - произношу нараспев, запеваю, пою первые слова) - 1. Многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, которая трактуется как проявление социально и исторически детерминированного человеческого сознания. Впервые сформулированное Б.В.Асафьевым, это понятие получило дальнейшую разработку в многочисленных трудах отечественных, а так же некоторых зарубежных музыковедов. По Б.Асафьеву, интонация - носительница музыкального содержания (в этом специфическое отличие музыки, например, от речи, где смысловая нагрузка лежит на слове, а интонация играет вспомогательную роль; вместе с тем несомненна общность происхождения музыкальной и речевой интонации). В сочинении, практике музицирования, строительстве музыкальных инструментов, даже мышлении о музыке и т.д. понятие интонации охватывает как чисто музыкальные (например, мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал, исполнительский «тон» музыки), так и непосредственно жизненные явления (например, эмоциональный тон обыденной речи, тембр и характер звучания голоса как обнаружение определенного психологического состояния, авторскую индивидуальную эмоциональную окраску «тона стиха»).

  1. Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков (созвучий), а также степень акустической выравненности строя и тембра, например, органных труб. Тон - натяжение, напряжение - а) в музыкальной акустике - наименьший элемент сложного звука, частичный тон, аликвотный тон, обертон. Отличается от звука музыкального, шума; образуется простыми (синусоидальными) колебаниями. Тон имеет высоту, громкость, а также тембр, зависящий от регистра и громкости. б) интервал, мера высотных соотношений наряду с полутоном. в) ступень звукоряда, лада, гаммы, звук аккорда, элемент мелодии.

Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности. Истинно слышать музыку - постигать ее интонационный смысл. Б.М.Теплов писал: «Музыкальное переживание - это эмоциональное переживание, и иначе, как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». Таким образом, в восприятии интонационного содержания музыки главную роль играют интеллектуальная и эмоциональная стороны. Важной стороной является интонационная работа слуха, постижение выразительных отношений между тонами. Внутренний слух важная составляющая интонационной культуры слуха музыканта. Очень важно для исполнителя услышать нотный текст внутри себя, мысленно его озвучить. Наиболее полная разработка теории интонации принадлежит Б.В. Асафьеву. В своей книге «Музыкальная форма как процесс» он предложил определение музыки как «Искусство интонируемого смысла, а интонация - это «состояние тонового напряжения». «Тонность» Б. Асафьев связывает с голосом, дыханием». В процессе напевания раскрывается музыка как искусство. Интонация связывает музыку со словесными искусствами (поэзией, литературой), уточняя, раскрывая смысл, заложенный в словах.

Раскрытию смысла понятия интонации помогает рассмотрение следующих основных терминов :

1.Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности, многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Интонирование - основа выразительного исполнительства.

  1. Интонирование - умение голосом или игрой на инструменте музыкально и эмоционально выразить звуковое воплощение музыкальной мысли.
  2. Зерно интонации - мотив .

4.Воспитание слуховой интонационной культуры - это развитие внимания, памяти, формирование навыков слухового различения звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно-пространственном отношении.

  1. Пение - на уроках по специальности способствует развитию интонации и внутреннего слуха .
  2. Звук - основное средство выразительности .

Цель нашего исследования раскрыть значение работы над интонированием на аккордеоне, и развитие в совокупности игровых навыков и слуховой культуры - как основы творческой работы исполнителя. В решении этой серьезной проблемы требуется особый подход к методике работы с начинающими аккордеонистами, используя опыт других исполнительских школ, и их приемы переносятся на аккордеон. Долгое время в истории исполнительства особым вниманием не пользовалось развитие музыкального слуха, и только в конце 19 века исполнительская педагогика пришла к мысли, что активность, высокая культура слуха - основа творческой работы исполнителя . Были определены следующие аспекты воспитания слуховой культуры: развитие внимания, памяти, формирования слухового различия звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно-пространственном отношениях. Велико значение внутреннего слуха, слуховых представлений, выражения. Отечественные музыканты много работали над изучением слуховой культуры. Б.В.Асафьев говорил: «Музыку слушают многие, а слышат не многие», «Музыка всегда интонационна, а иначе не мыслима».

Каждое музыкальное произведение вырастает из небольших мотивов , которые состоят всего из 2-х, 3-х нот. В этих «зернышках» уже закладывается характер музыки. Послушав «зернышко», мы уже можем понять, какая из него вырастет музыка, какое получится произведение. Возьмем, к примеру, белорусскую народную песню «Перепёлочка», интонационное зерно состоит из 3-х звуков: один звук долгий (четверть), а другие два - короткие (это восьмые длительности). Один звук записан выше, он звучит выше и тоньше, а другие записаны ниже и звучат ниже. Сыграв его ученику на аккордеоне можно задать вопрос о том как звучит интонационное зерно, и попросить определить его характер. Печальный, жалобный, ласковый, нежный, спокойный. Совпадает ли характер интонационного «зерна» с общим характером песни? Общий характер песни такой же, из интонационного зерна выросла такая же жалобная, печальная музыка.

Если зерно интонации звучит весело, радостно, то и музыка будет веселой, радостной, задорной. Если интонационное зерно по характеру печальное, то и музыка будет грустной, печальной, жалобной. Прежде чем написать музыкальное произведение, композитор сначала ищет интонационное зерно, а из зерна уже пишет целое произведение. В крупных музыкальных произведениях бывает несколько разных по характеру интонационных зерен. Иногда интонационное зерно может встречаться в начале или в конце музыкального произведения. Часто оно пронизывает все произведение, от начала до конца.

Каждый музыкант для успешной исполнительской и педагогической деятельности обязан знать специфические особенности своего инструмента . Современный аккордеон обладает множеством природных достоинств, которые характеризуют художественный облик инструмента. Говоря о положительных качествах аккордеона, мы, конечно же, в первую очередь будем говорить о его звуковых достоинствах - о красивом, певучем тоне, благодаря которому исполнителю-аккордеонисту подвластна передача самых разнообразных оттенков музыкально-художественной выразительности. Здесь и грусть, печаль, и радость, безудержное веселье, и волшебство и скорбь. Задушевная лирическая мелодия звучит так же убедительно, как и лихая народная пляска. Динамические градации аккордеонного звука простираются от тончайшего pianissimo до fortissimo, причем очень ценно то, что аккордеонист может активно управлять гибкостью динамики с помощью пластичных движений меха.

Отмечая природные достоинства инструмента, мы обязаны отдавать себе отчет и о его недостатках . К ним можно отнести отсутствие возможности динамической дифференциации многоголосной фактуры; необходимость применения довольно большой физической силы для управления мехом, что в итоге не может не сказаться на свободе игрового аппарата, а также, с некоторыми оговорками, фиксированную высоту звукоряда. Отдельные аккордеонисты в качестве одного из недостатков аккордеона расценивают отсутствие педали «как у фортепиано». Но ведь, нельзя же требовать, чтобы аккордеон обладал достоинством всех инструментов. В нашем арсенале вполне достаточно выразительных средств, надо только умело пользоваться ими.

Музыкальная педагогика все чаще выражает озабоченность тем, что в практике обучения на аккордеоне широко распространен метод, при котором особое внимание направлено не на активизацию слуха и музыкального мышления, а только на развитие игровых движений и навыков. А ведь именно на работу над интонированием на начальном этапе обучения игре на аккордеоне должны быть направлены постановка исполнительского аппарата, навыки извлечения звука, ведения меха, развитие музыкального слуха, координация движений и конечно же репертуар. Школы игры на аккордеоне, используемые в педагогической практике, не уделяют должного внимания проблеме интонирования. Однако, репертуар, предлагаемый в этих сборниках, можно использовать для достижения поставленной цели.

Развитие навыков игры на аккордеоне параллельно с развитием слуха и есть обучение. От слухового воображения зависит все. Творческая работа труднее механической по трем причинам: 1. Тренировать слух труднее, чем пальцы 2. Неоправданно долго играются одни и те же произведения 3. Недостаток в разработках развивающих методик и теории слухового воспитания. На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста, физических данных ребенка), также трудности возникают при освоении навыков ведения меха и извлечения звука. Именно на решение этих задач обычно направлено внимание педагогов с первых уроков, а на активизацию музыкального слуха - нет. А ведь музыкальная интонация - носитель музыкальной мысли. Значит, выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться с начала обучения игре на аккордеоне.

Для исполнителя важно понятие «дыхания ». Аккордеон - один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные «легкие» - мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством меха, с одновременным нажатием клавиш. Каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно начинать формирование первых навыков извлечения звука с упражнений, которые помогут научить правильно вести мех. В «Современной школе игре на баяне» В.Семенова даются упражнения на «дыхание» инструмента. Предлагаются различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений («Спокойный ветерок», «Маленькая буря»,

«Спокойное дыхание», «После бега отдохнем»).

Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику его не возможно, да и не нужно. Достаточно чтобы педагог понимал этот процесс. Как было сказано выше, музыкальное интонирование связано с речевым. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передаются с той или иной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и так далее). С определенной интонацией произносятся слова, фраза, предложения, интонацию имеет отдельно звук. Поэтому на начальном этапе обучения игре на аккордеоне нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты.

На сегодняшний день в свет выходят сборники, предназначенные для детей, начинающих освоение аккордеона. В них подобран музыкальный материал, состоящий из легких пьес, детских песенок, народных попевок и так далее, которые понятны ученику и не очень сложны в исполнении: А.Коробейникова, Д.Самойлова, Р.Бажилина, А. Крылоусова, Т.Бойцовой, Р.Гречухина. Многие песни в сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента располагает к пению, аккомпанементу. Пение, несомненно, влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Такая важная задача как пение с первых уроков способствует развитию интонации и внутреннего слуха. В работе также можно использовать учебники, применяемее на уроках сольфеджио.

Основным в работе над интонированием в классе аккордеона является умение ученика определить во фразе главное по смыслу слово, которое будет являться кульминацией, связывать все это с музыкальным звучанием. Например: «Дождик дождик, припусти!» «Дай цветочкам подрасти». Чтобы ощутить ритм нужно прохлопать или простучать ритм песенки с текстом: Дождик, дождик, при-пус-ти! Дай цве-точ-кам под-рас-ти». Слова «припусти» и «подрасти» включают в себя две сильные доли. Ударение в этих словах помогает определить акцентируемые ноты. После этого исполнить песенку на инструменте, сначала с произношением текста вслух, а затем «про себя». Или другой пример, песенка «У кота», с которой начинается освоение правой клавиатуры на аккордеоне «У кота воркота колыбелька хороша». Ударные слова «воркота» и «хороша» последние слоги включают в себя две акцентируемые (ударные) доли.

В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать все, что он играет на аккордеоне. Для этого объяснить, что звук нужно услышать до того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит не только за счет ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать у ученика предслышание: постепенное усиление (приближение звука), затем кульминацию, после чего постепенное ослабление звука. Для этого можно поиграть приближение и удаление поезда. На этом этапе ученику объяснить понятие «динамика», которое относится к звуку (динамика - это звук) и познакомить с градациями силы звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление звука). Надо научить ученика пользоваться всей динамической амплитудой аккордеона, а учащиеся часто пользуются динамикой только в пределах mp-mf, обедняя тем самым свою звуковую палитру.

В ведении меха заключается не только сам навык ведения, но и умение найти наиболее целесообразный момент смены направления в его движении.

Что же определяет этот целесообразный момент? Не только строение фразы, но и характер мелодического движения. Использование некоторых особенностей мелодического движения позволяют получить дополнительные возможности смены направления внутри построений. Мех, без преувеличения, является главным средством выразительности.

Другим выразительным средством являются динамические оттенки . Шкала градаций, по существу бесконечна. Надо научить ученика пользоваться всей динамической амплитудой аккордеона. Каждому виду искусства присущи свои выразительные средства. Так, например, в живописи, одним из основных средств выражения является цвет. В музыкальном искусстве из всего арсенала выразительных средств мы, несомненно, в качестве важнейшего видим звук. Именно звуковым воплощением отличается произведение музыкального искусства от любого другого, «звук есть сама материя музыки» (Г. Нейгауз), ее первооснова. Без звука нет музыки, поэтому основные усилия музыканта- исполнителя должны быть направлены на формирование звуковой выразительности.

Это положение подтверждается практической деятельностью всех крупнейших музыкантов, не зависимо от их специальности. Анализируя текст, сопоставляя между собой звуки, мотивы, фразы, исполнитель устанавливает между ними смысловую связь, оживляет их, делает свой замысел доступным для восприятия. Тогда между исполнителем и слушателем возникает контакт, позволяющий слушателю понимать исполняемую музыку. Творческий поиск выразительных средств, следует направлять на решение главной задачи - осмысленное интонирование каждого мелодического оборота и всей мелодии в целом. Для решения применяют различные выразительные средства исполнения - динамику, штрихи, агогику, артикуляцию, тембровое сопоставление, ведение меха. Звук - основное средство выразительности.

Работа над звуком должна тесно увязываться с развитием слуховых способностей ученика. Его исполнительские намерения должны подчиняться его слуховым представлениям, слуховое внимание должно быть чрезвычайно активным, слуховой контроль чрезвычайно строгим, а общее внимание организованным. Развитие этих качеств поможет ученику замечать не точности в своем исполнении, правильно реагировать на плохое звучание и настойчиво добиваться хороших результатов. Этим развивается внимательное отношения ученика к приемам извлечения звука на аккордеоне, обеспечивающим получение полноценного звука.

Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики и штрихов. Они составляют часть технических средств музыкального исполнения, не менее важную, нежели такие элементы техники как беглость, аккордовая техника, скачки и так далее. При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально, приблизить звучание инструмента к пению, к человеческому голосу. Слуховой контроль играет здесь важную роль для достижения игры legato (легато - связно). Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам. Кисть легкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Делать замах, нет никакой необходимости. Палец легко нажимает нужную клавишу, заставляя ее плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается также плавно, причем одновременно с нажатием очередной клавиши, предыдущая легко возвращается в исходную позицию.

Ни один музыкант не может достичь высокого уровня мастерства без овладения фразировкой . Членение музыки на фразы обусловлено самой сущностью музыкального произведения. Определить членение моментом дыхания, естественное стремление к вершине внутри каждой фразы, то есть правильно определить в ней кульминационные точки, а также естественное интонационное и динамическое начало и спада фразы необходимо музыканту в работе над произведением. Например, русская народная песня «Тонкая рябина» или украинская народная песня «Ноченька лунная» исполняются певуче. Фразировка является, прежде всего, средством выражения художественного образа музыкального произведения. Она включает в себя средства извлечения звука, другие выразительные средства, синтезирует динамику, агогику, штрихи и так далее, и всегда индивидуальна.

Наряду с аппликатурой, фразировкой, штрихами для художественного

выражения сочинения чрезвычайно, велика роль движения меха. В работе над интонированием важны правильно подобранная аппликатура, штрихи, фразировка, динамика, движение и смена меха. Главное в данной работе - логика интонирования. Обязательно нужно добиваться с учеником характера исполняемой пьесы, поощряя эмоциональную сторону этого процесса. В процессе работы над интонированием на любом этапе обучения следует закладывать у ученика основы умения интонировать. Нужно научить ученика понимать и чувствовать исполняемую музыку. Добиваться этого помогает тщательно подобранные упражнения и репертуар, который учитывает все сложности обучения интонированию.

Вся совместная работа учителя и ученика над интонированием в произведении направлена на то, чтобы оно выразительно звучало при концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определенной ступени обучения.

Список литературы:

Б.В. Асафьев. «Музыкальная форма как процесс». М., 1986.

В.В.Крюкова. «Музыкальная педагогика». М., 2004.

Ф.Р.Липс. «Искусство игры на баяне». М., 2006.

Б.С.Егоров. «Баян и баянисты». М., 1986.

Работа над интонационной выразительностью речи.

Есть пятьдесят способов сказать "да"

и пятьсот способов сказать "нет", в то

Время как написать это слово можно

только один раз. (Б.Шоу).

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации.

Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказыванию, эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям.

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

  1. логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа),
  2. пауза (временной остановки в речи),
  3. мелодика (изменение голоса в процессе речи по высоте и силе),
  4. темп (количество слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени),
  5. тембр (эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.),
  6. ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения);
  7. сила голоса (смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания).

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит в процессе общения с взрослыми.

Но, как показывает практика, речь дошкольника часто невыразительна, монотонна. Это связано с тем, что у ребёнка недостаточно сформирован речевой слух, слуховое внимание, речевого дыхания, он не умеет правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.

Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно в два этапа:

сначала формировать навыки восприятия интонации,

затем – навыки её использования в собственной речи.

Попробуйте прочитать детям один и тот же текст, но по – разному: первый раз - монотонно, невыразительно, а второй раз – с интонационной выразительностью. Как вы думаете, отметят дети разницу? Да, безусловно, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи.

Поэтому, организуя специальную речевую среду, мы должны создавать для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания . Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Упражнения для выработки интонационной выразительности речи.

Задачи:

Формировать у детей умение менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания;

Учить правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности;

Учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос и повествование.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла ее туда.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой.)

2. Произнесите фразы с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной; с разной эмоциональной окраской (грустно, весело, испуганно, торжественно, ласково, сердито)

Зима наступила.

Снег идёт.

3. «Разговор киски с хозяйкой».

Покажите, как киска просит молока у своей хозяйки. «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела. Песенку запела: «Мяу- Мяу- Мяу» (весёлым, радостным голосом).

4. «Диктор радио».

Тревожное сообщение: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка!» Радостное сообщение: «Внимание! Внимание! Девочка нашлась! Всех, всех, всех приглашаем покататься на карусели»

5.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.

Куда иголка, туда и нитка.

За правое дело стой смело.

Старый друг лучше новых двух.

Жизнь дана на добрые дела.

6. Изменение темпа.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Всё быстрей, быстрей бегом

Карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

7.Развитие чувства ритма.

Подскажи словечко: Ест лягушек, что попались,

С клювом длинный, белый … (попугай, аист, лебедь)

Сказки « Теремок», “Маша и медведь», «Три медведя».

Произнести текст, отхлопывая ритм, без голоса (звук выключен), чётко артикулируя каждый звук; тихо-тихо, как бы по секрету; громче, как говорите в группе; громко, как читаете стихи в зале; низким голосом, как большой медведь; высоким голосом, как зайчик; сердито, как голодный волк, ласково, как говорит бабушка).

Произнести первую строчку тихо, вторую громко; первую строчку ласково, вторую сердито; низким (высоким) голосом.

Начать произносить медленно, как идёт черепаха, закончить быстро, как бежит заяц.


1. РАЗМИНКА

Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:
И, А, О, У, Ы.

2. СКОРОГОВОРКИ

Попробуйте проговорить эти слова просто так, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использовать фундук.

1. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

2. Мама мыла Милу мылом.

3. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка была губа, была тупа

4. Купи кипу пик (3 раза)

5. Однажды галок поп, пугая
В саду увидел попугая
И говорит тот попугай:
Пугай та галок, поп, пугай.
Но, галок поп, в саду пугая,
Не напугай ты попугая.

6. Пётр – повар, Павел – повар (3 раза)

7. Во дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова.

8. Пришёл Прокоп – кипит укроп
Ушёл прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.

9. Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоковски.
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол переколоколвать – перевыколоколовать.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Одел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

3. ГРУЗИНСКИЙ ХОР
Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

4. ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.
Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?
Теперь о самой игре. Выберите несколько длинных непростых имен. Например:

ИЕРОВААМ, ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?), и т. д.

Станьте в круг и по очереди произносите одно имя.
Вот несколько правил, как это делать:
· не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно (к примеру, ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам - смешно, потому что «ам»!)
· не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения
· не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

5. ТЕКСТЫ

Почитайте любые тексты вслух. Обсудите, где делать паузы, где ударение на слове.
Как правило, слово запоминается лучше всего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всего запоминаются слова, которые идут после паузы.
Лучше всего об этом узнать в следующем разделе - художественное чтение.

6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Советы Андрея Гончарова (г. Москва)

На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Т. е. берем место из Писания, я его выбираю заранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как...

1. Допустим, место чтения взято из нагорной проповеди. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 стихов читать, словно ты играешь Иисуса. Т. е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства, которые испытывал Иисус, проповедуя в тот день: любовь, кротость, смирение, заботу, мир, благодать. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если у него не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется. Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный, правильный курс моим людям. Т. е. от них требуется не простое монотонное чтение, а именно то, как говорил эти слова Иисус! Дальше.

2. Читаем место из Писания голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей, показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же, разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу людей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т. е. они уже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромные разницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос, но чтоб все было четко слышно!

3. "Суетливое чтение". Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т. е. проще говоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкого произношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хоть иногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: "так, ну это я уже читал!" или " так, это уже было!" или "угу!". Можно во все время чтения водить пальцем по книге.

4. "Голос сострадания, скорби, печали". Идеально подходит место от Матфея 24 глава. Где Иисус перечисляет будущие события. Я просто верю, что Иисус очень переживал, произнося эти слова. Может быть, в некоторых местах он еле сдерживал слезу, ведь Он нас очень сильно любит. Вот сообразно этому месту, я и требую от своих такого же чтения. Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь. Т. е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить, донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всех слушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человека получилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что я много требую от своих людей.

5. "Голос Дьявола". Несмотря на всю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не только орать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть, которую испытывает дьявол к нам, людям. Т. е. все должны поверить читающему!

В общем, и так далее в таком стиле: голос Уныния, Разочарования, Страха. Я дал пример, а ситуации можете придумывать теперь сами.
У меня на такие упражнения уходит первых полчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развивает уровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не так все быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, порой бывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на "скамейке запасных". Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесь равноценного развития всех членов.
И еще, если видите, что у человека хорошо получается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец. Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильно развитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди уже подготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужного голоса актеру!

7. ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами».
При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).

8. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения всё то, что написано.

Твёрдо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка.
И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.
Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.
Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.
И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, плавность –
Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Интонация

  • Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Урок русского языка в 1 классе
  • Словесное и фразовое ударение. Интонация. (Английский язык)
  • Особенности интонирования через ощущения локализации звуков разной высоты в речи и пении (интегрированный метод обучения сольному пению)

Работа над интонацией в классе скрипки

В.Ю.Григорьев: "Не бывает выразительная игра фальшивой, а фальшивая – выразительной". Верная интонация вырабатывается в результате внимания и обострения музыкального слуха, болезненно воспринимающего фальшь, т.е. отклонения от точной высоты звука.
Работа над интонацией должна быть подчинена режиму и плану в той же мере, как и другие отделы, являющиеся предметом наших занятий (ритм, динамика, различные виды техники).

Переходим к рассмотрению основных положений, относящихся к работе над интонацией, и тех отдельных случаев наиболее значительных, характерных, так называемых общих дефектов интонирования, которые наблюдаются в учебном процессе в исполнительской практике.
№1. Давление смычка при игре на одной струне и равномерное распределение нажима смычка на струны в двойных нотах.
Это условие, не имеющее на первый взгляд прямого отношения к вопросам интонации, тем не менее играет в некоторых случаях решающую роль.
Следуя ценному указанию П. Казальса, заниматься интонацией преимущественно в нюансе пиано, чтобы иметь возможность лучше вслушиваться в качество звука и точность интонации, мы склонны вначале придерживаться этого правила, но, по мере многократных повторений и исправлений разучиваемого отрывка нот, постепенно и незаметно для себя увеличиваем силу звука, доводя ее до форте или фортиссимо. Это форсирование звука изменяет качество и высоту его(что заметно особенно при сильном нажиме смычка на стальной струне ля), и результаты таких занятий оказываются неудовлетворительными.

№2.
Предварительная подготовка музыкального слуха есть основное условие правильного интонирования и корректирования фальшивых нот. Обычно учащийся тщательно настраивает скрипку, но не заботится о том, чтобы соответствующим образом,настроить, себя и этим вызвать необходимые и вполне определенные слуховые предощущение тональности мотива, высоты отдельного звука, величины интонирования. Недостаток такого предощущения вынуждает его непроизводительно затрачивать время на исправления интонации. Прямое отношение к этому обстоятельству имеют многочисленные указания в методических работах различных авторов на необходимость перед изучением этюда или пьесы проиграть гамму в соответствующей тональности, основное трезвучие.

№3.
Физическое состояние рук, пальцев, а также причины внутреннего характера – общее неудовлетворительное состояние, наряду с понижением слуховой впечатлительности, оказывают заметное влияние на точность интонирования.

№4. Необходимо упражняться в транспонировании в различные тональности музыкального отрывка, начиная от несложной мелодии, путем дальнейшего постепенного усложнения материала и выбора тональности, что весьма содействует развитию нашего музыкального слуха и его приспособляемости к ощущению тональности в целом и к перемещению ее. Кроме того, транспонирование развивает в техническом отношении приспособляемость пальцев к овладению интервалами на различных струнах.
Целесообразно применять этот метод, начиная с гаммообразных последований и затем использовать его для изучения пассажей, секвенций и т. д.

№5. В занятиях различными видами техники левой руки следует устанавливать для себя определенное направление: занимаясь так называемой гимнастикой пальцев, мы добиваемся устойчивости их на струне, цепкости их, проявления известной физической силы и надежности ощущения усилия. Левая рука не должна проявлять излишнего мышечного напряжения, во избежания переутомления пальцев, особенно в начальном стремлении к достижению верной интонации.

№6. В педагогической практике приходится наблюдать следующее явление: при разучивании пьесы в медленном движении фальшивая интонация резко заметна у учащихся, в пьесах подвижного характера это отрицательное впечатление несколько сглаживается, не следует относить это явление к тому, что нам легче определить точную интонацию длительных звуков в медленной последовательности их, нежели интонации звуков быстро следующих один за другим. В данном случае имеет место следующее явление: при медленном движении пальцы ставятся на струне в более изолированном(разбросанном) положении по отношению ко всей группе пальцев, нежели в быстром темпе, когда мы слоны подготавливать пальцы к групповому положению, движению и чередованию их. В последнем случае пальцы находятся в собранном виде и состоянии над струнами, наготове что не имеет места при медленном чередовании их в мелодии. Поэтому нелишне проверить при игре в медленном темпе.
Добиваясь верной интонации и проверяя ее преимущественно в медленном темпе, мы тем самым проверяем и исправляем движения руки и пальцев, отбираем наиболее целесообразные движения их и вырабатываем должную степень мышечного усилия.
В своих занятиях мы должны руководствоваться существующим законом естественного развития двигательных функций, гласящем: "Развитию мышц содействует более всего постепенное и последовательное увеличение их деятельности, т. е. мышцы развиваются упражнениями".
Система длительных занятий в медленном темпе, вообще "в медленном темпе" безотносительно какому- либо плану и смыслу, вызывает отягощение и торможению аппарата, следовательно, утомлению его, а самое главное - мы усиливаем не те движения, которые нужны в настоящем подвижном темпе, теряя присущие именно этому темпу и характерные для него виды движения. Чтобы устранить эти явления, следует применять принцип постепенного замедления темпа, чаще сверяя результат работы в замедленном темпе с движением рук в настоящем темпе.

№7. Обычно рекомендуемый педагогами способ проверки отдельных звуков в мелодии, в пассажах с открытыми струнами может рассматриваться как временный метод и не должен приобретать характера длительной привычки, т.к. при злоупотреблении им он перерастает в автоматический навык и излишнюю потребность без всякой необходимости сверяться с открытыми струнами.

№8. Очень важным средством для развития музыкального слуха является изучение гаммы, особенно минорной, от различных ступеней ее. Этот метод, значительно облегчает преодоление большой интонационной трудности, когда требуется правильное представление о данной тональности.

№9. Немаловажным является положение локтя левой руки. Рука, при переходе с одной струны на другую, играет роль руля, перемещающего кисть в положение, отвечающее новой струне. Таким образом, при каждом переходе со струны на струну рука активно движется. Размах направляющего рулевого движения левого локтя, особенно в нижнем регистре, содействует понижению интонации отдельных нот и целого звукоряда.

№10. Нередко в учебной практике приходится наблюдать, что интонирование учащегося находится в прямой зависимости от степени заинтересованности его в исполняемом материале. Например, гаммы и упражнения учащегося склонен рассматривать как принудительный, скучный,. раздел. Однако, указание педагога на то, что в величайший образцах скрипичной литературы гамма и гаммообразные последования нот, так же как и трезвучия, служили композитору материалом для создания бессмертных мелодий, может вызвать у учащегося иное отношение к гаммам и упражнениям, как к материалу музыкальному, подкрепляющему художественное направление в его работе.

№11.
Недостаточный нажим пальцев на струну, запоздалая, несвоевременная подготовка их и несовпадение движений их с движениями смычка тоже влияют на качество интонации. Эти дефекты наблюдаются преимущественно при переходах руки из одной позиции в другую, при перебрасывании пальцев с одной с одной струны на другую и через струны, когда мы склонны ускорять темп, при вытягивании пальцев.

№12. Чрезмерное поднимание пальцев и высокое расположение их над струнами нарушает связь их с грифом, благодаря чему отпускание пальцев на струны становятся неподготовленными, напряженными, даже до некоторой степени судорожным, что затрудняет точность и чистоту интонирования.