Open
Close

Раздаренная душа. Рассказ

Откуда приходит душа перед зарождением - спускается с неба на землю? Где она была до рождения, появления в человеке?

Отвечает Игумен Амвросий (Ермаков) :

Вопрос о происхождении человеческой души Словом Божиим окончательно не раскрыт. Как говорит святой Кирилл Александрийский, это "тайна, ведомая одному Богу". Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Поэтому о происхождении душ можно говорить на основании богословских мнений и отношения к этим мнениям Церкви. Одним из центральных мест в догматической системе Оригена было учение о предсуществовании человеческих душ. Этот взгляд Ориген унаследовал из философии Платона. Мы не будем подробно останавливаться на содержании этого учения, скажем лишь, что оно: а) противоречит учению Священого Писания о последствиях греха прародителей, б) не способно объяснить факт боговоплощения, в) связано с осужденным Церковью учения о всеобщем восстановлении. В середине VI века учение Оригена было осуждено Церковью. Существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (Священномученик Ириней Лионский, святой Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Иоанн Златоуст и др.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Слабая сторона этого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, а также каким образом дети наследуют качества своих родителей. Есть еще одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. (Тертуллиан, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Великий и другие). Данное богословское мнение также не отвечает на все вопросы. Например, происходит душа от души отца, матери или от обоих родителей; не объясняет она и случаи поразительного несходства междку детьми и родителями. После V Вселенского собора стало преобладать мнение о творении человеческих душ, позже более распространенным стало учение о рождении душ. Оба эти мнения восполняют друг друга.

Законы мира духовного нам не известны. Мы только можем предположить, что душу человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия.

Полюбил бедный студент богатую девушку. Однажды она пригласила его на свой день рождения.
На юбилей единственной дочери родители позвали множество гостей, людей достойных, из известных семейств. Приходят они всегда с дорогими подарками, состязаются друг с другом: кто из них больше поразит именинницу. А что может подарить бедный студент, кроме своего любящего сердца? Да и не в цене оно сегодня. Ныне в почёте драгоценности, роскошные наряды и конверты с деньгами. А сердце в конверт не упакуешь…
Что делать? Думал студент, думал, и придумал. Он пришёл в богатый магазин и спросил:
– Нет ли у нас дорогой, но разбитой вазы?

– А сколько она стоит?
Стоила она сущие пустяки. Обрадованный студент попросил упаковать то, что осталось от вазы, в красивую бумагу, и поспешил в кассу.
Вечером, когда гости стали вручать свои дары, студент подошёл к виновнице торжества и со словами поздравления протянул ей свою покупку. Затем, неловко повернувшись, он как бы случайно выронил свёрток, который со звоном упал.
Присутствующие ахнули, а расстроенная именинница, подняв подарок, стала разворачивать его.
И – о, ужас! Услужливые продавцы завернули каждый осколок разбитой вазы отдельно! Гости были возмущены обманом, а молодой человек с позором бежал.
И только чистой душе девушки эти кусочки показались дороже всех даров. За ними она увидела любящее сердце.

ПОПУГАЙЧИК

Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:
– Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай, я позвоню и узнаю, может ей что купить нужно.
Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?
Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Mania ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль – купить попугайчика для тёти Маши.
Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот?
Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:

– Позвони тёте Маше… Может быть, ей что-нибудь нужно?
Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:

– Вот и ты человеком становишься… Петя обиделся:

– А разве раньше я человеком не был?

– Был, конечно был, – улыбнулась мама. - Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!

– А что такое душа? - насторожился мальчик.

– Это способность любить.

Мама испытующе посмотрела на сына:

– Может, сам позвонишь?
Петя засмущался. Мама сняла трубку: Мария Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.

Тут уж деваться было некуда, и Петя смущённо пробормотал:

– Тётя Maшa, может, вам купить что-нибудь?
Что произошло на другом конце провода, Петя не понял, только соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдёт в магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.
Когда Петя позвонил в её квартиру, он услышал торопливый стук костылей. Тётя Maшa не хотела заставлять его ждать лишние секунды. Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать её о пропавшем попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про поведение…
В зоомагазине таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя долго выбирал. Когда же он принёс свой подарок тёте Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше.
Представь это сам…

ЗЕРКАЛО

Точка, точка, запятая,

Минус, рожица кривая.

Палка, палка, огуречик –

Вот и вышел человечек.
С этим стишком Надя закончила рисунок. Потом, боясь, что её не поймут, подписала под ним: “Это я”. Она внимательно осмотрела своё творение и решила, что ему чего-то не хватает.
Юная художница подошла к зеркалу и стала разглядывать себя: что ещё нужно дорисовать, чтобы любой мог понять, кто изображён на портрете?
Надя очень любила наряжаться и вертеться перед большим зеркалом, пробовала разные причёски. На этот раз девочка примерила мамину шляпку с вуалью.
Ей захотелось выглядеть загадочной и романтичной, как длинноногие девушки, показывающие моды по телевизору. Надя представила себя взрослой, бросила в зеркало томный взгляд и попробовала пройтись походкой манекенщицы. Получилось не очень красиво, а когда она резко остановилась, шляпа съехала ей на нос.
Хорошо, что никто не видел её в этот момент. Вот бы посмеялись! В общем, быть манекенщицей ей совсем не понравилось.
Девочка сняла шляпу, и тут её взгляд упал на бабушкину шапочку. Не удержавшись, она примерила её. И замерла, сделав удивительное открытие: как две капли воды она была похожа на свою бабулю. Только морщин у неё пока не было. Пока.
Теперь Надя знала, какой она станет через много лет. Правда, это будущее казалось ей очень далёким…
Наде стало понятно, почему бабушка так любит её, почему с нежной грустью наблюдает за её шалостями и украдкой вздыхает.
Раздались шаги. Надя торопливо положила шапку на место и побежала к дверям. На пороге она встретила… саму себя, только не такую резвую. А вот глаза были совсем такие же: по-детски удивленные и радостные.
Наденька обняла себя будущую и тихо спросила:

– Бабушка, а правда, что в детстве ты была мной?

Бабушка помолчала, потом загадочно улыбнулась и достала с полки старинный альбом. Перелистав несколько страниц, она показала фотографию маленькой девочки, очень похожей на Надю.

– Вот какой я была.

– Ой, и правда, ты похожа на меня! – в восторге воскликнула внучка.

– А может, это ты похожа на меня? – лукаво прищурившись, спросила бабушка.

– Это не важно, кто на кого похож. Главное – похожи, – не уступала малышка.

– Разве не важно? А ты посмотри, на кого была похожа я…
И бабушка стала листать альбом. Каких там только не было лиц. И каких лиц! И каждое было по-своему красиво. Покой, достоинство и тепло, излучаемые ими, притягивали взгляд. Надя заметила, что все они – маленькие дети и седые старики, юные дамы и подтянутые военные – были чем-то похожи друг на друга… И на неё.

– Расскажи мне о них, – попросила девочка.

Бабушка прижала к себе свою кровинку, и заструился рассказ об их роде, идущем из давних веков.
Уже подошло время мультиков, но девочке не захотелось их смотреть. Она открывала что-то удивительное, бывшее давно, но живущее в ней.
А ты знаешь историю своих дедов, прадедов, историю своего рода? Может быть, эта история и есть твоё зеркало?

Легенда о Халифе

Богат был халиф, но не радовали его ни бесчисленные сокровища, ни власть. Томительно тянулись однообразные, бесцельные дни. Советники пытались развлечь его рассказами о чудесах, таинственных событиях и невероятных приключениях, но взор халифа оставался рассеянным и холодным. Казалось, сама жизнь наскучила ему, и он не видел в ней никакого смысла.
Однажды из рассказа заезжего путешественника халиф узнал об одном пустыннике, которому было открыто сокровенное. И загорелось сердце владыки желанием: увидеть мудрейшего из мудрых и узнать, наконец, для чего человеку дана жизнь.
Предупредив приближённых о том, что ему на некоторое время нужно покинуть страну, халиф отправился в путь. Взял он с собой только старого слугу, воспитавшего и вырастившего его. Ночью караван тайно покинул Багдад.

Но Аравийская пустыня шутить не любит. Без проводника путники заблудились, а во время песчаной бури растеряли и караван, и поклажу. Когда они отыскали дорогу, у них остался всего один верблюд и немного воды в кожаном мешке.

Невыносимая жара и жажда свалили с ног старого слугу, и он потерял сознание. Страдал от зноя и халиф. Капля воды казалась ему дороже всех сокровищ! Халиф посмотрел на мешок. Там ещё есть несколько глотков драгоценной влаги. Сейчас он освежит свои запёкшиеся губы, увлажнит гортань, а потом упадёт в беспамятстве, как этот старик, который вот-вот перестанет дышать. Но внезапная мысль остановила его.

Халиф подумал о слуге, о жизни, которую тот целиком отдал ему. Этот несчастный, изнемогающий от жажды человек умирает в пустыне, выполняя волю своего господина. Халифу стало жаль беднягу и стыдно за то, что в течение долгих лет он не нашёл для старика ни доброго слова, ни улыбки. Теперь они оба умирают, и уравняет их. Так неужели за всю свою многолетнюю службу старик не заслужил никакой благодарности?
И чем можно отблагодарить того, кто уже ничего не сознаёт?
Халиф взял мешок и влил остатки целительной влаги в раскрытые губы умирающего. Вскоре слуга перестал метаться и забылся спокойным сном.
Глядя на умиротворённое лицо старика, халиф испытал несказанную радость. Это были мгновения счастья, дар неба, ради которого и стоило жить.
И тут – о бесконечная милость Провидения – полились потоки дождя. Слуга очнулся, и путники наполнили свои сосуды.
Придя в себя, старик сказал:

– Господин, мы можем продолжить путь. Но халиф покачал головой:

– Нет. Мне уже не нужна встреча с мудрецом. Всевышний открыл мне смысл бытия.

ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ

Нашёл Павлик на дороге необычные очки. Одно стёклышко показалось ему светлым, а другое - тёмным.
Недолго думая, он надел их, закрыл один глаз и посмотрел на мир через тёмное стекло. Вокруг него по серым улицам куда-то спешили угрюмые и недовольные прохожие. Мальчик закрыл другой глаз – и словно выглянуло солнце: лица людей стали радостными, а их взгляды приветливыми. Он попробовал ещё раз – результат был тот же.
Павлик принёс домой свою находку, рассказал маме о чуде преображения и показал ей волшебные очки. Мама ничего странного в них не нашла и сказала:
– Это обычные очки. Вечно ты что-нибудь выдумаешь.

Павлик ещё раз проверил: действительно, очки как очки, без всяких чудесных превращений.

– Но я точно видел, как люди менялись. Что же с ними происходило?

– Это не с ними происходило, а с тобой. Если твоя душа добрая, ты и других будешь видеть добрыми.
На следующий день Павлик пришёл в школу и с ужасом вспомнил, что из-за этих очков он забыл математику сделать. Кинулся к соседке по парте:
– Оля, дай списать!

– Не дам!

– Жалко, что ли?

– Тебя жалко.

– Как это – меня?

– В который раз списать просишь? Если ты чего-нибудь не понимаешь, спроси. Я тебе всё объясню.
“Вот вредина”,- подумал Павлик и бросился к Игорю, с которым он в спортивную секцию ходил. Тот тоже сказал:

– Хватит списывать! Сам научись решать. Я тебе сколько раз говорил: “Приходи – помогу”?

– Чего там – “приходи”! Мне сейчас надо.
“Вот тебе и друзья, в беде руки не подадут. Только о себе и думают. Ну ладно, я вам припомню”, – решил Павлик.
Тут прозвенел звонок, и вошёл учитель. Павлик сидит, трясётся: “Ох, вызовет он меня, как пить дать вызовет. Я его знаю. Сына родного не пожалеет. Сердца у него нет – вот и ищет, на ком отыграться”.
Но учитель неожиданно предложил тем, кто не смог решить домашнее задание, остаться после уроков и разобрать его. А сейчас – повторение пройденного.
“Пронесло! – ликовал Павлик. – Нет, математик всё-таки неплохой мужик, чувствует, когда людям трудно. Да и Оля с Игорем тоже мне добра желают. Напрасно я на них так…”
И Павлик снова посмотрел на мир глазами любви.

ВЕЛОСИПЕД

У Славика добрая душа: ничего для друзей не жалеет. И когда родители купили ему велосипед, всем давал покататься. Даже сам предлагал. Когда Слава выходил во двор, дети кричали: “Ура!”
Он вообще был удивительный ребенок. На уроках сидел не шелохнувшись, чтобы ни одного слова не пропустить. Всё ему было интересно: и дальние страны, и древняя история, и химические опыты, и английский язык. Да и математика интересная наука, если к ней правильно подойти. А ведь есть ещё и шахматы, и фотография, и многое-многое другое. Вот только как всё успеть? В мире столько интересного, а день такой короткий…
Вот и придумал Слава заниматься по будильнику: полчаса на один предмет, час на другой. Гораздо больше успеть можно.
Пришёл к нему как-то сосед Андрей и позвал на улицу. А у Славика по расписанию прогулка ещё через час. Он и отказался. Но увидев, как огорчился Андрюша, предложил:
– Ты возьми велосипед, покатайся. А я скоро выйду.
У соседа глаза заблестели от радости. Поблагодарил он друга, схватил велосипед и был таков. И у Славы на душе потеплело. Так всегда бывает, когда добро сделаешь.
Тут будильник зазвенел. Посмотрел мальчик на свой график, и опять за книги. Прошёл час.
В дверь неожиданно позвонили. На пороге стоит заплаканный Андрей и что-то бормочет.
– Говори толком, что случилось?
– В соседнем дворе большие мальчишки захотели на твоём велосипеде покататься. Я им не дал. Тогда они его отобрали и стали ногами топтать. Всё, что могли, сломали или согнули. Вот, смотри, – и Андрей показал то, что ещё недавно было велосипедом.

– А тебя не тронули?

– Ну и слава Богу.
Сосед в недоумении посмотрел на друга:

– Как это – “слава Богу”?

Однако Слава не стал ничего ему объяснять, лишь добавил

– Ничего. Господь управит!

Андрей ничего не понимал: сломан дорогой велосипед, родители Славы обязательно поднимут шум, и крепко попадёт обоим. Что делать? А Слава вроде бы и не очень огорчился, всё повторял:

– Ладно. Не вешай носа. Господь поможет.

Вечером вернулись с работы родители Славы. Узнав о случившемся, папа вынес приговор:

– Теперь будешь без велосипеда. Сам виноват. Нечего было давать кататься.

Но мама вступилась за сына:

– Это я ему разрешила. Нельзя лишать ребенка радости делиться с друзьями.
Папа не нашёл, что на это возразить, и молча ушёл в другую комнату. Подойдя поближе к сыну, мама спросила:

– Ну и что ты сказал Андрюше?

– За что же ты Бога благодарил?

– За то, что мальчишки Андрея не тронули… А мне Господь испытание послал. Ты же сама меня учила всегда так говорить.
Мама вздохнула, помолчала, потом подошла к иконе Спасителя и, перекрестившись, произнесла:

– Слава Тебе, Боже! Слава Тебе!
Скоро зарядили дожди, и велосипед уже был никому не нужен. А на Пасху папа подарил Славе новый складной велосипед, гораздо лучше прежнего. Как только дороги подсохли, мальчик стал гонять на нём по всему району. И Андрею давал поездить, словно и не было осенней истории. А тот, катаясь, мечтал скорее вырасти и всем малышам во дворе купить по велосипеду.

ВОВА И ЗМЕЙ

Бабушка часто читала Володе про Адама и Еву, про то, какая в раю была жизнь удивительная, как Бог мир создавал и как из земли первого человека сделал.
Володя потом сам попробовал в песочнице слепить человечка, но что-то у него не получилось. А бабушкины рассказы были такие интересные. Разве сравнишь их с мультиками.
Любил мальчик слушать и про животных: как в раю волк с ягнёнком дружили, как звери людей понимали и слушались их. Попробовал и он кошкой покомандовать, но та почему-то удрала подальше.
Но больше всего Володе нравился рассказ о том, как змей уговорил Еву запретный плод отведать. Бабушка говорила:
– Это же про тебя написано.
Ну никак не мог понять мальчик, почему эта история про него. Бабушка сравнивала запретный плод со светофором. В раю всюду зелёный цвет горит, а на запретном плоде – красный. Но причём здесь он? Он на красный свет дорогу не переходит.
Однажды пошли они с бабушкой в магазин. Увидел Вова, как одна старушка денежку уронила. Он незаметно поднял её, на секунду задумался, а потом вернул находку старушке. Та ойкнула, поблагодарила и даже поклонилась мальчику. Видно, ей деньги очень нужны были.
Когда они вышли из магазина, Вова признался бабушке:
– Мне так хотелось эту денежку себе взять. Я давно мечтаю солдатиков купить. А потом вспомнил заповедь “не укради”. Вот и решил отдать.
Бабушка погладила его по голове и сказала:
– Это тебя змей соблазнял, нашёптывал, чтобы ты найденные деньги себе взял. А ты его победил!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

По мотивам рассказа Н.Каразина “Фомка Кистень”
Появился в одной округе беглый каторжник – Фомка Кистень. Был он лют и беспощаден. Никого не жалел – ни старого, ни малого. Говорят, были с ним жестоки, вот он и гнирепствовал, будто мстил всем.
Как только его ни ловили, даже разрешили и убить, словно бешеную собаку. Но ничего но получалось – Фомка, как волк, чуял засаду и всегда уходил невредимым.
В ночь на Христово Воскресенье все пошли в храм на службу. Только в одном богатом доме остался больной мальчик, да сторожа. Когда родители вернулись, они увидели, что двери открыты, а сторожа крепко спят.
– Приходил кто? – спросили у сына.
– Дяденька приходил. Большой-большой, с чёрной бородой. Я ему яичко протянул, что сам разрисовал, и сказал: “Христос воскресе!”
Он поглядел на меня и ответил: “Воистину воскресе!” Потом положил мне что-то на постель и убежал.
Глянули родители, а в кроватке кистень лежит. Это такое оружие в старину было. Всё стало ясно – Фомка-каторжник их навещал. Быстро подняли тревогу, собрали людей и начали облаву. А когда вышли на площадь к церкви, увидели – стоит на коленях Фомка и, не отрываясь, смотрит на крест. Кинулись его хватать, а он, увидев народ, громко сказал:

– Христос воскресе! И народ ему:

– Воистину воскресе!

Подошёл священник с крестом, испытующе посмотрел на разбойника и произнес:

– Христос воскресе! А тот радостно:

– Воистину, воистину воскресе!

– Примешь ли ты святое крестное целование? – спросил священник.

– Недостоин, – сокрушенно склонил голову Фомка.
Но батюшка благословил его и приложил крест к губам. Что произошло в душе разбойника, кто скажет? Только от прикосновения к святыне он вздрогнул и упал.
Его связали и отвели в полицию. Он не сопротивлялся, а на все вопросы отвечал словами мальчика: “Христос воскресе!” и при этом словно что-то протягивал людям.
Доктора решили, что Фомка лишился ума, но Преосвященный строго сказал:

– Это раньше он был безумен и находился в плену духов злобы. Ныне же его душа просветлилась.
И взял его на поруки. Вскоре случилась в округе эпидемия, и люди стали сотнями умирать. Тут-то и показал себя Фомка Божиим человеком: не боясь никакой заразы, ухаживал за больными. Утешая несчастных, он говорил им одно: “Христос воскресе!”
Начались заморозки, и болезнь отступила. Вспомнили доктора про своего блаженного помощника, да не нашли – исчез куда-то. А через несколько лет люди наткнулись в тайге на пещеру. Из неё вышел отшельник и сказал им то главное, что произошло в его душе:
– Христос воскресе!

В самом названии знаменитой поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» уже заключен главный замысел и идея этого произведения. Если судить поверхностно, то в названии раскрывается содержание аферы и самой личности Чичикова - он покупал души уже мертвых крестьян. Но для того, чтобы объять весь философский смысл задумки Гоголя, нужно смотреть глубже буквального трактовки названия и даже происходящего в поэме.

Смысл названия «Мертвые души»

В названии «Мертвые души» заключен куда более важный и глубокий смысл, чем это отображено автором в первом томе произведения. Уже долгое время говорят о том, то Гоголь первоначально задумал написать эту поэму по аналогии со знаменитой и бессмертной «Божественной комедией» Данте, а как известно, она состояла из трех частей - «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно им и должны были соответствовать три тома гоголевской поэмы.

В первом томе своей самой знаменитой поэмы автор задумывал показать ад российской действительности, устрашающую и по-настоящему ужасающую правду о жизни того времени, а во втором и третьем томе - уже подъем духовной культуры и жизни России. В какой-то степени название произведения - это символ жизни уездного города N., а сам город является символом целой России, и таким образом - автор указывает на то, что его родная страна находится в ужасном состоянии, и самое печальное и страшное в том, что это происходит из-за того, что души людей постепенно охладевают, черствеют и умирают.

История создания Мертвых душ

Поэму «мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет Мертвых душ , как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С. Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом не только у себя на родине, но и в Швейцарии, Италии и Франции. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Впоследствии работы над романом, первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться. Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы. К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя. Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.

Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим. Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано. Автор рассказывает о том, что именно душа - это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.

Размышления о душе человеческой. Из рассказов рыбака.
Костёр догорал, язычки пламени лениво слизывали хвоинки, брошенные неугомонным ветром на угли, от чьего таинственного мерцания не хотелось отвести взгляд. Усталость дня отступала, ощущение покоя, умиротворённости охватывало тело и душу, позволяя острее чувствовать свою слиянность с окружающим миром. Митрич, как мы все называли нашего наставника по рыбалке, вёл неторопливыё разговор с внуком, впервые оказавшемся с ним на этом озере.
- Вот ты спрашиваешь, что такое человеческая душа…Думаю, что и в различных словарях не удастся найти её точного определения. Душа, дух, духовность… Часто слышим мы эти слова, но не всегда над ними размышляем. Я считаю, что дух человека – это его собственное «я», его совесть, его сознание. Всё в нас определяется совестью, что мы выбираем, положительное или отрицательное, доброе или злое, идём к свету или во тьму. Поэтому для меня совесть – голос Бога внутри каждого из нас; если человек живёт по совести, значит у него светлая душа, значит он – духовная личность. Да, таких людей не часто встретишь, но мне посчастливилось.
Елена Ефимовна, бабушка Лена, была простой бесхитростной женщиной. Вокруг неё всегда находились люди, одним помогала сочувствием или советом, других покормит, чаем напоит, поделится копейкой, приютит. Никому не отказывала, часто говорила, что в войну ей люди добрые помогали, вот теперь и она это должна делать. Вот запомнившийся случай из её жизни, он поможет нам с тобой лучше понять, что же такое душа человеческая.
Была Елена ещё подростком, когда военное время оставило её без родителей, выживать надо было самостоятельно. Она с подружками частенько ходила по окрестным деревням, просила Христа ради, и люди подавали им кто хлебушка, кто оладушек, кто картошечки. Так было и на этот раз, собрали девчушки пропитание себе на два – три дня и хотели уже возвращаться, но решили зайти в последний дом. Хозяин, сидевший за починкой чьих-то сапог, встретил их виноватой улыбкой: «Уж простите вы меня, нечем угостить вас, разве только поделюсь картошечкой. Чиню обувь односельчанам, да платить им нечем, вот и перебиваемся, как можем.» Он откинул фартук с колен, потянулся за посудиной и девчушки увидели, что хозяин без ног, перемещается по комнате с помощью рук. А когда он подал им ковшик, в котором сиротливо лежало пять варёных картофелин, то Елену как будто током ударило, жалость затопила сердце, ни слова не сказав товаркам, а взяв их торбочку, развязала и вытряхнула содержимое ему на стол. «Вот возьмите, а мы ещё походим,» - сказала она. На глазах мужчины появились с трудом сдерживаемые слёзы.
С тем и вышли на улицу, на недовольство подружек она просто сказала, что они -то ходить могут, а ему нечем…
Вот такими моментами и определяется душа человеческая, способна ли она на проявление возвышенных чувств, наполнена ли добротой, порядочностью, любовью к людям.
А над озером расплескалось роскошной синевы небо, узорчатые облака прихотливо раскинулись на всём его пространстве. Облачное отражение этого чуда захватывало своей неповторимостью и удивительной глубиной. Хотелось думать, мечтать, жить…
Татьяна Иванищева

Эта теория была впервые озвучена выдающимся богословом христианства первых веков Оригеном. Являясь приверженцем античной , Ориген попробовал несколько переработать учения Платона, Пифагора и иных древних философов о душе, вложив в теорию христианский смысл. Так, Ориген утверждал, что Бог изначально множество душ, которые находились в созерцании Творца. Затем, по каким-то причинам, душам надоело заниматься созерцанием и они отклонились от этого.


Наиболее согрешившие души стали бесами, а наименее – ангелами. А когда был сотворен человек, в него вселились души «средней греховности». Это учение было отвергнуто Церковью в V веке, как противоречащее Священному Писанию. Если рассматривать посылание души в тело в качестве наказания, то тогда не было бы пришествия Христа в мир. Да и сам грех появился только при грехопадении людей.

Теория творения человеческих душ

Согласно этой , души творятся Богом из ничего для каждого отдельно взятого человека. В таком случае возникает вопрос о времени творения души. Существует два мнения. Первое – момент зачатия, второе – сороковой день. Церковь приняла учение о творении души в момент зачатия. Плюсы этой теории в том, что она показывает нематериальность души, поясняет ее высокое достоинство. Кроме того, можно объяснить разные таланты людей, сообразуясь с мыслью об индивидуальном творении душ Богом для каждого. Однако, и в этой теории есть . Она не объясняет путей греховности человеческой природы. Ведь, если душа творится Богом каждый раз из ничего, то откуда в ней берется грех? Сам грех заключен в воле, душе, а не теле. Получается некоторое несоответствие.

Теория рождения человеческих душ

Теория появляется в IV веке одновременно со вторым взглядом на человеческих душ. Так, предполагается, что душа человека «рождается» от своих . Образно говоря, души рождаются одна от другой, как огонь от огня или свет от света. Но и в этой теории есть минусы. Порой сложно объяснить качественное различие между детьми и их родителями. Или, например, человеку неизвестно от кого именно рождается душа – от души матери или отца, а, может быть, от обоих? Тут можно сказать, что человеку это неизвестно в меру незнания законов духовного мира, установленного Богом. положительной стороной можно назвать передачи греховности человеческой природы от родителей (первородный грех).


В настоящий момент времени Церковь принимает теории о творении душ Богом и рождения последних от родителей. Эти мнения дополняют друг друга и являют возможный взгляд на сущность человеческих душ. Для христианина следует знать, что в моменте происхождения души человек является соработником Богу. То есть, можно предположить, что духовную природу души человек получает именно от родителей, но уникальной личностью люди становятся при непосредственном воздействии Бога, который способен наделить человека различными талантами.