Open
Close

Размышления о возможном завершении манги "берсерк".

Публичная бета включена

Выбрать цвет текста

Выбрать цвет фона

100% Выбрать размер отступов

100% Выбрать размер шрифта

http://5.firepic.org/5/images/2015-11/07/bwrtp15q4di0.png Начнем с главного героя. Нет, начнем с замечания, что больше всего у Миуры достается главным героям. Именно их доспехи отличаются непродуманным функционалом и служат скорее средством характеристики персонажа (а то и неприкрытого фансервиса), нежели тому, чему должен служить доспех, – защите своего носителя. Если проходящий персонаж, какой-нибудь безымянный наемник или босс-на-одну-драку, может щеголять в полном и довольно-таки историчном доспехе, на главных героев автор непременно напялит черт-те что. Доспех Гатса, какой этап его жизни ни возьми, реальных исторических прототипов не имеет (за исключением доспеха Берсерка, но о нем позднее). Части же его, одолженные Миурой из реальной жизни, подобраны и скомпонованы порой весьма причудливым образом. Вот, например, доспех маленького Гатса: http://5.firepic.org/5/images/2015-11/07/8mgjpw5p8uts.png Как видим, Гамбино совершенно не заботился о защите своего приемного сына. Гатсу удалось где-то раздобыть нагрудник и наплечники – но даже паршивенького набрюшника у него нет, равно как и защиты для ног, приличных наручей (вместо них предплечье просто обмотано куском кожи) и хоть каких-то рукавов. Впрочем, незащищенные руки не редкость в этой манге: видите, злодей Донован в этой сцене (http://5.firepic.org/5/images/2015-08/05/m908ugum650t.jpg) тоже выступает с голыми руками? Никакой здравый смысл не устоит перед желанием художника изобразить крутой бицепс! Понятно, что заказывать отдельно детские латы – удовольствие дорогое, да и не особо перспективное: ребенок из них вскоре бы вырос. Но уж бригантинную-то куртку перешить можно было! https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%28%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%29 В общем, этот недодоспех говорил бы нам только о том, какой отвратный из Гамбино отчим, если бы не одна деталь, а именно – шлем Гатса. Отделенный от набрюшника нагрудник и круглые наплечники указывают на принадлежность Европе эпохи Ренессанса, а вот шлем – вообще не оттуда. Это так называемый хаппури, самый примитивный из японских шлемов. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8D%D0%BD%D0%B3%D1%83 Данная разновидность называется сару-бо или сару-мэмпо, "обезьянья морда" (не путать с европейским шлемом с таким же наименованием). http://5.firepic.org/5/images/2015-11/07/3gynokwmlzj8.png Носимый отдельно наподбородник – также японская деталь, только в реальности к нему крепилась еще и ламеллярная "борода" для защиты шеи – сикоро. Само собой, сикоро на Гатсе тоже нет. Когда Гатс немного подрос и избавился от Гамбино, его привычки в плане защиты тела в бою не изменились. Вернее, так и не сформировались. Вот мы видим Гатса в пятнадцать лет – и как же он одоспешен? http://5.firepic.org/5/images/2015-11/07/xrzxf2dbl289.png Гатс обзавелся приличными и вполне историчными спальерами (наплечниками, не набегающими на кирасу) с закрылками-буфами, этакими отбойниками, которые не давали вражескому лезвию, скользнув по наплечнику, попасть по шее. Кроме того, наш герой добавил в облачение рейтарскую перчатку, которая ему почему-то коротка, да еще и плохо пригнана, и даже для порядку под нее не подложены ни тканевая, ни войлочная прокладки. И на этом всё. Защитой руки между плечом и серединой предплечья Гатс традиционно не озаботился. По-прежнему нет набрюшника: эту роль играет широкий ремень, к которому снизу крепится примитивный кожаный гульфик. Отсутствует защита для ног, а нагрудник на сей раз представляет собой чистую выдумку: две пластины, скрепленные шнуровкой. А вот и примечательный шлем, который подробнее можно рассмотреть на этом фрейме: http://5.firepic.org/5/images/2015-11/07/srxv2n2zgdjp.png Шлем этот, опять-таки, не имеет никаких исторических аналогов. С одной стороны, он ламеллярный (наборной), но с другой – никогда и нигде пластины ламеллярного шлема не набирались от виска к виску, всегда – только от шишака книзу. http://5.firepic.org/5/images/2015-08/05/rul1w8jf3aif.jpg Почему? Потому что, во-первых, этого требует технология процесса: подбирая разное количество одинаковых пластин, легко варьировать размеры. А во-вторых, по сочленениям вражеское лезвие должно соскальзывать, а не застревать в них. Кроме того, у юного Гатса открыты уши, в то время как у наемников на панели ниже(http://manga-online.com.ua/uploads/manga/berserk/Berserk-Vol04Ch002/berserk-v04c02p093rus.jpg) они благоразумно прикрыты защитными пластинами или хотя бы тканью подшлемника. Похоже, Гатс сильно измучен комплексом вины из-за смерти Гамбино и просто ищет неприятностей на свою голову. А может быть, в данном случае Миура вдохновлялся не средневековым, а современным прототипом: http://5.firepic.org/5/images/2015-11/07/49z13c1olywk.jpg Шлем Гатса и в самом деле больше всего напоминает хоккейный шлем с забралом. Хоккеисту не нужно защищать голову и уши от меча – достаточно уберечься от удара шайбой, поэтому непринципиально, как в шлеме проходят ребра жесткости. Из хоккея же, должно быть, пришла и странная форма нагрудника: http://5.firepic.org/5/images/2015-11/07/ma2n8xva2o1d.jpg При этом Баччиос, противник Гатса, одет в нечто очень похожее на ранний миланский или, что вероятнее, легендарный "белый доспех". Вместе с тем, тассеты (пластинчатые набедренные щитки), доходящие до колен, и сабатоны (латные ботинки https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD) типа "медвежья лапа"(http://5.firepic.org/5/images/2015-08/05/kqimydyzmytf.jpg) относятся уже к первой половине XVI века. Вот только шлем у Баччиоса, мягко выражаясь, фэнтезийный. http://5.firepic.org/5/images/2015-11/07/53ulng2zd0a3.jpg Следует сказать несколько слов и о характерном оружии Гатса, ведь еще с детства он привык драться мечом почти в свой рост. Бывали ли такие умельцы в реальности или это чистая выдумка? Нет, не выдумка. Бойцы с такими огромными мечами и вправду существовали. Двуручные мечи – клейморы (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D0%BE%D1%80) и эспадоны(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD) – действительно могли достигать 160–180 сантиметров в длину. Вот только техника работы ими сильно отличалась от той, что показана в манге. Гатс сражается своим двуручником, как обычным мечом, а в реальности даже недюжинной силы человек тратил бы слишком много времени на замах и удар, поэтому большие мечи в средневековье затачивались не на всю длину клинка, а примерно на две трети. Незаточенная треть называлась рикассо, ею блокировали вражеские удары, чтобы не повредить лезвие, за нее перехватывали меч для колющего удара и порой на ней даже делали обмотку для удобства такого перехвата: http://6.firepic.org/6/images/2015-11/07/xe9hafxlnhnc.png В бою такие мечи и правда использовались крепкими ребятами вроде Гатса. Их называли "доппельзольднерами", "двойными солдатами", за то, что им полагалась двойная плата. Основным назначением бойца с таким мечом было проломить вражеский копейный строй и расчистить дорогу пехотинцам с обычными мечами. Еще одна функция доппельзольднера – возглавить атаку на брешь в стене после того, как ее проломит артиллерия (нечто подобное мы видим в первом полнометражном фильме "Берсерк: золотой век", но там Гатс не вламывается в брешь, а штурмует стену с осадной башни). И третья боевая задача доппельзольднера – вступать в поединки с такими же, как он, для подъема боевого духа и престижа войска (как это было в схватке с Баччиосом). Еще такие солдаты служили телохранителями военачальников на поле боя, но за этим занятием Гатс не был замечен ни разу. В манге, впрочем, подобные двуручники тоже встречаются. Например, их можно увидеть на Холме Мечей (http://5.firepic.org/5/images/2015-08/05/4fmvdlyryede.jpg), и Гатс даже использует один из них в бою с Зоддом (http://5.firepic.org/5/images/2015-08/05/k8hf7co5gaml.jpg). Поскольку двуручным мечом рубить с коня невозможно (как держать поводья?), это оружие тяжелой пехоты, его даже называли "меч ландскнехта"(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BD%D0%B5%D1%85%D1%82). Но Миуре, как мы уже знаем, здравый смысл не указ – он "вступил" Гатса в банду Ястребов и сделал из него лихого конника: http://6.firepic.org/6/images/2015-11/07/t3gzcdf9feuj.jpg Гатс приподнялся материально и купил себе более вразумительную кирасу, хотя так и не вспомнил про набрюшник – вместо него по-прежнему широкий пояс. Рейтарская перчатка на левой руке теперь уже подогнана хорошо и даже прикрыта налокотником, но правую руку юноша по-прежнему не защищает. Зато – ура, ура! – он обзавелся короткими наборными тассетами. В целом же доспех Гатса напоминает ландскнехтский(http://5.firepic.org/5/images/2015-08/05/fvwzxfcycftk.jpg) в облегченном варианте (без поножей и наручей). Вот только ландскнехты защишали шею кованым ожерельем – горжетом (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5%D1%82)– и носили шлемы типа "салад" или "бургиньот"(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%BE%D1%82), а у Гатса шея совершенно голая, да и на голове помесь салада с задней частью "рачий хвост" и все того же хоккейного шлема. Здесь стоит немного прерваться и обратить внимание на то, как Гатс носит любой свой меч. Ношение двуручных мечей за спиной столь же печально известно, как конные арбалетчики: его очень любят изображать в фэнтези, о чем и горюют профессиональные историки. Поскольку двуручник из-за его огромных размеров невозможно было прикрепить на бедре, его либо везли в обозе или на лошади, либо воин нес его на плече. Нет никаких документов, подтверждающих факт ношения меча за спиной. Однако же современным реконструкторам удалось сделать достаточно простое и эффективное приспособление, позволяющее носить меч таким образом. Похожий способ использует и Гатс во время "Золотого Века". Проблема в том, что так можно носить лишь относительно короткий двуручник, вроде клеймора, а мы ведь помним, каким оружием пользуется Гатс. http://6.firepic.org/6/images/2015-11/07/9omby68t93ex.png Что до Драконобоя, то в артбуке к игре "Sword of the Berserk: Guts" Rage" Миура изобразил такую схему крепления меча: http://6.firepic.org/6/images/2015-11/07/bk6omujdhci5.jpg Покинув Банду Ястребов, Гатс отправляется на поиски приключений. Приключался он, по всей видимости, в Китае или тамошнем его аналоге, где и приобрел себе именно китайские пластинчатые наплечники. То, что прикрывает торс Гатса, – полностью фантазия Миуры и исторических аналогов не имеет. Следует отдельно отметить куцые тассеты, не защищающие ничего стратегически важного, и нашитые на штаны бронепластины. http://6.firepic.org/6/images/2015-11/07/b3kv0ejwesn8.png В арке "Черный мечник" Гатс "возвращается к истокам": на нем снова неполный рейтарский доспех, причем до того неполный, что нет даже тассетов и перчаток. Левой руке перчатка по понятным причинам не нужна, но и правую Гатс защищать не торопится. Зато в арке "Возмездие" Гатс обзаводится железной обувью – сабатонами, – что уже и вовсе не дружит ни с какой логикой. Сабатоны пехотинцу не нужны вообще и совершенно, они категорически неудобны для хождения по земле, и защищать ступню в пешем бою нет никакой острой необходимости. А вот конник, врубающийся в ряды вражеской пехоты, рискует потерять конечность, а то и жизнь: его ноги как раз на уровне плеча пешего мечника, поэтому сабатоны очень кстати. http://6.firepic.org/6/images/2015-11/07/x7zugcrws05q.png Да и сам вид сабатонов Гатса наводит на мысль о непрактичности такого выбора. Они прикрывают ногу чуть выше щиколотки и носятся поверх кожаных сапог, которые у Гатса приобрели окончательно жалкий вид. К тому же при ближайшем рассмотрении видно, что это – не обувь, а просто пластины, привязанные к сапогам, прикрывающие лишь верх ступни и часть щиколотки, оставляя открытыми остальную ступню. Выше сапог – наколенники, плавно переходящие в некое подобие кожаной защиты на бедра, сверху еле прикрытой все теми же куцыми тассетами, не защищающими ничего. То есть, если бы Гатс вознамерился вспомнить лихую кавалерийскую молодость, его ноги в самых уязвимых местах – между щиколоткой и коленом, между коленом и бедром – остались бы совершенно беззащитными(http://6.firepic.org/6/images/2015-08/07/t9ea5w69j5d3.png). После возвращения в дом к Годо в начале 17-го тома Гатс подновляет свою порядком поизносившуюся броню. Главным новшеством стали поножи довольно странной конструкции. Набедренники выглядят как типичные готические, но от колен они переходят в пластиначатые поножи и сабатоны (непонятно, новые это или обновленные старые). Доспехи закрывают ноги Гатса только спереди, причем надеты прямо поверх штанов и прикреплены к ногам кожаными ремешками. Кроме того, у Гатса появились массивные заостренные наплечники. http://6.firepic.org/6/images/2015-11/07/j0tc0nc3ezo9.png И наконец "Доспех Берсерка". http://5.firepic.org/5/images/2015-12/28/4r0uf5dl1xwb.png В целом он плод фантазии мангаки. Однако Миура явно вдохновлялся доспехом, который считается вершиной готического оружейного искусства, – так называемым "доспехом анима", с итальянского – "одушевленным": http://firepic.org/images/2015-11/07/hf68iwzvf0br.png Как видно по обилию сочленений в этом доспехе, он позволяет уже не только сгибаться в поясе и рубить сплеча, но и совершать сложные движения, не теряя при этом в подвижности. Кроме того, огромный треугольный выступ в середине нагрудника имел реальный прототип – это так называемы кирасы с тапулем, где ребро жесткости превращалось в острый выступ, пусть и не такой большой. Обычные тапули также достаточно часто встречаются в манге.

В манге Кентаро Миуры "Kenfu Denki Berserk" есть два центральных героя с двумя соответствующими сюжетными линиями. Эти герои - Гатс и Гриффит - антагонисты, т. е. они полностью противоположны друг другу, даже в цветовой символике: Черный Мечник и Белый Ястреб. Здесь следует отметить, что в запутанном и неоднозначном мире Миуры символизм черного и белого прямо противоположен общепринятому. "Белое", на первый взгляд кажущееся положительным, являет собой зло, а не слишком привлекательное на вид "черное" - на самом деле добро. Или наиболее близкое к этому понятию определение, потому что зла и добра в чистом виде у Миуры нет. Оставив в стороне моральную допустимость такого подхода, вернемся к Гатсу и Гриффиту.

С самого начала судьбы этих двух героев тесно связаны. В первой половине манги Гатс и Гриффит находятся внутри единой сюжетной линии, они постоянно находятся вместе и тесно взаимодействуют. И из этого взаимодействия берут начало все сюжетные коллизии.

Первая встреча двух героев представляет собой ключевую точку, конфликт, из которого вырастают длительные, весьма походящие на близкую дружбу отношения. Эти отношения длятся в течение первой половины манги, до 13 тома, в котором возникает вторая ключевая точка, в свою очередь порождающая новый виток событий. Уже куда более ярких, драматических и страшных. После второй ключевой точки отношения героев претерпевают кардинальные изменения, а их пути расходятся. Гриффит уже не Гриффит, а совсем иное существо, и теперь каждый из героев действует внутри собственной сюжетной линии. На этом завершается аниме-сериал, но в манге это всего лишь события 13 тома.

Гатс и Гриффит следуют каждый своим путем, но связь между ними по-прежнему не ослабевает. Теперь практически единственное, ради чего живет Гатс - найти Гриффита и отомстить ему. Интересно, что вначале более сильные чувства были со стороны Гриффита, а теперь герои поменялись местами - ненависть Гатса к Гриффиту невероятно сильна, а по поводу того, во что превратился Гриффит, вообще неизвестно, насколько оно способно испытывать эмоции.

Третьей ключевой точкой я считаю второе преображение Гриффита, его превращение в Гриффита Возрожденного и обретение прежнего облика. Это событие опять пересекает пути героев. Они встречаются вновь на краткое время, затем снова расходятся. Но две их сюжетные линии идут совсем близко, и оба героя близки к своим целям: один - к тому, чтобы убить своего врага, другой - к обретению власти над страной. Полагаю, что и события манги приближаются к концу. Каким же он может быть, этот конец?

Исходя из логики сюжета, главную роль в концовке должен сыграть положительный герой, или тот, кто наиболее к нему близок, то есть в данном случае Гатс. Но Гриффит - не менее главный герой, чем Гатс. На протяжении всей манги невозможно вычленить, кто из них главнее. Но все-таки именно Гатс воплощает собой положительное начало (ну, sort of). Как же он может стать тем, кто "всех спасет"?

В описываемое время мир, в котором происходят события манги, неотвратимо движется к концу. Апокалипсис уже не остановить, камень сорвался с края утеса. Чтобы это остановить, требуется огромная сила, которой из двух персонажей обладает только Гриффит. Гатсу не хватит возможностей, он человек, а Гриффит - сверхчеловеческая сущность. Но Гриффит никогда по своей воле не станет спасителем мира. Гатс, кстати, тоже не стремится спасать всех, он жаждет только гибели своего смертельного врага. Примечание: ту сущность, которой стал Гриффит, скорее всего, не сможет убить никто, кроме Гатса. Гриффит практически неуязвим.

Напоминаю, что пути двух главных героев неразрывно связаны. Гатс, как относительно положительный герой, должен остановить Апокалипсис, но при этом только у Гриффита есть возможности сделать это. Поэтому я полагаю, что для логичного завершения сюжета потребуется событие, включающее в себя их обоих и вновь объединяющее две сюжетные линии. Но Гатса невозможно заставить преодолеть свою ненависть и пойти на соглашение со своим смертельным врагом.

Каков же возможный выход? Если Гатс убьет Гриффита, то смерть Ястреба ничего не изменит. Мир все так же будет неотвратимо нестись к концу, у Гатса нет возможностей это остановить. А Гриффит, как я уже говорила, не станет спасать мир. Ненависть Гатса тоже нельзя сбрасывать со счетов - она слишком сильно завладела им, чтобы он смог простить Гриффита, даже если случится чудо, и тот внезапно решит стать Мессией.

Единственный выход из сложившейся ситуации, отдающий должное обоим персонажам и одновременно завершающий все сюжетные ходы, видится мне таким: Гатс должен получить свою месть, но при этом Гриффит не может погибнуть в стандартном поединке "хорошего с плохим". Он должен добровольно склонить голову под меч Гатса. Причем, полагаю, так, чтобы Гатс осознал случившееся только после того, как все будет кончено. Только таким способом Гриффит может сделать добровольный шаг к самопожертвованию, необходимому для спасения мира, а Гатс при этом исполнит роль видимого "героя". Когда же выяснится истина, все в точном соответствии со стилем г-на Миуры станет с ног на голову. Нельзя будет сказать, кто здесь "хороший", а кто "плохой". И пути двух героев таким образом завершатся. Последним "узлом", решившим судьбы всех.

Осталось только дождаться, пока г-н Миура напишет окончание...

Манга "Берсерк" многими считается одной из лучших вообще. Возможно, она не такая длинная, как некоторые (хотя и выходит с 1989 года по сей день). Возможно, какие-то серии считаются более толковыми. Возможно, что я преувеличиваю, говоря о "многих". Однако забегая вперёд, скажу, что у меня эта манга теперь, вероятно в топе вообще среди комиксов. Вопрос в том, почему это так? Что делает эту манга такой хорошей в моих глазах? Сформулировать это - задача воистину не простая. Это что-то настолько большое, что не знаешь, с чего и начать. Хотя логично, что начать стоит с сюжета.

Очень многое о Берсерке относится спойлерам. Хотя на первый взгляд, всё очень просто. Есть главный герой Гатс, прозванный Чёрным мечником. Это здоровенный детина под два метра, таскающий на плече меч с него ростом. У него нет одного глаза и от левой руки осталась культя чуть ниже локтя. Он ходит по миру и сражается с нечистью, потому что на шее у него клеймо, притягивающее их к нему. И это всё. На первый взгляд. Потому что как и с тем айсбергом, это лишь верхушка. А внизу скрыто столько всего... Но рассказывать об этом - значит, испортить удовольствие читателю. Хотя что-то всё же можно рассказать.

Первые три тома манга - они именно про озвученное выше. Гатс ходит и убивает демонов, монстров и людей. Интересно это действие лишь потому, что а) он простой человек и выживает вопреки обстоятельствам лишь благодаря нечеловеческой силе воли; б) он не положительный персонаж. По большей части ему плевать на всех. Однако с конца третьего тома начинается огромная сюжетная линия "Золотой век" - вплоть по 14-й том. В ходе этого сюжета нам рассказывают, как Гатс потерял руку и глаз, как получил клеймо и откуда у него умение вертеть таким огромным мечом, будто это шпага. И там столько всего происходит! Это не просто предыстория персонажа, это подсюжет, в который читатель (то бишь я) уходит с головой.


В этом Золотом веке я и утоп, когда впервые сел читать Берсерка. Да, это многое объясняло. Но там много чего было скучно. Динамика действие резко просела и акценты сместились. Сам Гатс здесь ещё совсем простой и немного наивный парень, но его окружает куча второстепенных персонажей, а мир получает гораздо большее объяснение. Если в первых томах это был некий абстрактный мир средневекового фентези, то теперь это очень конкретный Мидланд, чем-то похожий на средневековую Европу, но в то же время резко от неё отличающийся. И нам расскажут и покажут, кто этим королевством правит, с кем оно соперничает, какова политика... Всё будет объяснено. В том числе и кто такой Гриффит, и откуда такая ярость в Гатсе по отношению к нему.

Важный момент здесь, который показывается, насколько хорошая история. В самом начале серии читателю даётся в полной мере понимание того, насколько плохим станет Гриффит. Мы очень примерно, но значем, во что он превратится. Однако я настолько погрузился в повествование, настолько увлёкся тем, что происходит - что когда Золотой век подошёл к концу и нам таки показали все деяния Гриффита, я был в шоке. Хотя я знал с самого начала - и автор постоянно намекал на это. И всё равно. С моей точки зрения это высшее мастерство - рассказать о том, что случится на следующей странице, и всё равно удивить и шокировать этим событием. И на моей памяти это единственный случай, когда это работает настолько сильно.

А затем мы возвращаемся в угрюмое настоящее. Где Гатс - крайне функциональный инвалид, убивающий любую нечисть на своём пути. И вернувшись, мы куда лучше понимаем, что происходит и почему. Внезапно, есть цель, есть квест, задача. Внезапно, мир погружается во мрак. Сюжетная арка (очень условная, она делится на подсюжеты) с 15 по 34-й том называется Веком Тьмы. Во многом, это лучшая часть Берсерка. Когда мы точно знаем, кто такой Гатс и почему он такой, и основная линия сюжета пряма, как меч. Стиль мрачен и полон безысходности, однако наш - уже теперь точно наш - герой не собирается сдаваться.

Ночь не может длиться бесконечно и рассвет таки настал. Только какой-то он сомнительный. С 35-го тома начинается Век Фантазии, который тянется и по сей день. Несмотря на то, что история наконец-то двинулась дальше и квест Берсерка обрёл конечный пункт, изменившись разительно, мне эта арка нравится меньше всего. Потому что у Берсерка теперь целая команда спутников и им уделяется много времени, и там две дамочки, влюблённые в него, и три парня, восхищающиеся им... Несмотря на сохранившуюся жестокость и кровищу, и почти случайно мелькающую эротику, это уже не тот Берсерк, с которого всё начиналось. И хотя развитие неизбежно, сомнений в этом новом образе я тоже избежать не могу. Что, впрочем, не значит, что я не жду новых томов. Очень даже наоборот, жду с нетерпением.

Чем вообще берёт читателя Берсерк? Ну для начала, сюжет действительно хорош. Где-то с седьмого тома начинается яростное веселье, от которого невозможно оторваться. Тягучий сплав боевика, ужасов в духе Лавкрафта и Баркера и драмы почти Шекспировского размаха. Как перед таким устоять? Что важно, идёт большой напор на эмоцию, как на движущую силу. И на удивление, это не вызывает отторжения или противоречий с внутренним критиком. Ярость и сила воли Гатса настолько сильны и настолько хорошо отображены как через рисунок, так и через текст, что поневоле веришь в те чудеса, которые он вытворяет.

Кстати, да, это ещё одна вещь, которая меня бесит в Веке Фантазии. Спойлеры! Гатсу выдали магический доспех, в результате чего его бои это не борьба за выживание, а борьба за рассудок. И хотя это более логично, и теперь воистину соответствует названию манга, но не вызывает того трепета, что раньше. К тому же в эту борьбу вовлечены другие персонажи, что вообще подрывает всю исходную схему - "один человек против невообразимого зла". Которая и работала за счёт гиперболизации образа вечной борьбы. И опять же, я всё понимаю, но ничего не могу с собой поделать.

Чем ещё завлекает Берсерк? Превосходным рисунком. При том, что к нему были претензии в прошлом, да и в свежих выпусках порой случаются проблемы. Но всё равно рисунок Кентаро Миуры вызывает восхищение. Особенно в понимании, что этот человек рисует с качеством, скорее свойственным гравюре XIX века, но рисует со скоростью швейной машины. Есть подозрение, что описывая ярость и силу воли Гатса в битве, Кентаро на самом деле описывал свою ярость и силу воли в рисунке. Потому что я вот выше говорил про тома, но не сказал, что каждый том состоит из 7-9 глав по ~20 страниц. И всё это выходило ежемесячно в течение десятилетий! Да, потом начались перебои, а сейчас, насколько я понял, Кентаро работает в режиме сериала - полгода выпускает манга, полгода отдыхает. Но всё равно - ежемесячно! Если считать в "выпусках", или номерах, как это делают в Америке, то Берсерк насчитывает более 350 выпусков! И всё это рисует и сочиняет один человек!

Собственно, о рисунке при этом не сказал. На очень масштабных планах, где показывается большая битва - вот в этих моментах рисунок порой плох. Потому что "смешались в кучу кони-люди", и как-то совсем в куче, и не совсем понятно, зачем. Но при этом в других местах не только статичные, но и динамичные кадры настолько хороши, что нет подходящей аналогии. Я просто сидел и с раскрытым ртом разглядывал это. Ладно, хватит о рисунке, я буду разбавлять текста образцами, вы должны увидеть достаточно, чтобы самим судить.


Я мало здесь говорил о второстепенных персонажах, антагонистах и вот этом всём. Но не потому, что их нет или они плохо прописаны. Как раз наоборот, даже самый мелкий персонаж, который появляется на пару эпизодов, обладает настолько глубокой проработкой, будто автор прожил за каждого из них жизнь. Чтобы после тысяч перерождений вспомнить все эти жизни и рассказать их историю в эпичном полотне. Причём всё это начинается ещё с третьего тома, где антагонистом выступает безымянный Граф. История которого печальна и поучительна. Причём персонажи не просто хорошо продуманы - они развиваются в ходе истории. Тот же Граф, как ни странно, в конце истории принимает совершенно иное решение, чем от него ожидаешь. И все эти персонажи, перечислять которых не имеет смысла для того, кому лишь предстоит ознакомиться с этой манга - все они словно живые. Они настолько похожи на настоящих людей, что за них порой больше переживаешь, чем за настоящих близких.

Текст уже растянулся больше, чем следовало бы. И это лишь доля того, что предлагает Берсерк. Каждый том содержит здравое зерно, работу мысли, идею. Примеры решений и их последствий. Миллионы деталей и общую картину, из них складывающуюся. Всё это формирует опыт, который мало с чем можно сравнить.

Напоследок расскажу историю. Где-то семь лет назад я поехал к сестре в гости, в Питер. Незадолго до отправления я открыл для себя Трансметрополитен Уоррена Эллиса. Сила этого произведения оттаскивала меня от музеев и красивых улиц города, заставляя погружаться в жизнь Спайдера Иерусалима. Последние двадцать, или даже тридцать выпусков Трансметрополитена я прочитал в один присест, потратив на это часов семь-восемь. С тех самых пор не попадалось на глаза другого такого же комикса, оторваться от которого было бы невозможно. До Берсерка. Одно но - в обоих случаях есть порог вхождения. Чтобы отправиться в безымянный город Спайдера, нужно продраться через первые десять выпусков. Чтобы нырнуть в Берсерка, нужно дочитать до шестого тома. Дальше будет незабываемо.

Итог: 5 из 6. Почему не 6? Потому что до шестого ещё дочитать надо. Потому что история до сих пор не закончена, и конца ей не видно. Потому что несмотря на все плюсы, есть и минусы. И всё равно это шедевр. Который я с огромным удовольствием перечитаю через год-другой. И ещё лет через пять, находя новые оттенки и смыслы. Потому что таков Берсерк. Надеюсь, я смог передать вам в полной мере свои ощущения, эмоции и немного смысла, почёрпнутого в этой манга.

P.S.: Ах да. И помните, что это всё очень 18+. Кровь, кишки, обнажёнка - всего это более чем достаточно.

P.P.S.: А ещё очень многое у Кентаро строится на отсылках. Комикс начинается с отсылки на Конана-Варвара. Затем появляется Рука Бога, весьма напрямую отсылающая к сенобитам Баркера. И хотя оригинальных идей в истории куда больше, чем отсылок, их тоже до кучи. В Золотом Веке описана Столетняя война, в Век Тьмы Гатса сопровождает эльф Пак, и даже отдалённую отсылку на Жанну Д"Арк лично я здесь увидел. Правда, обошлось без сожжения. В целом, здесь нужно отметить, что автор знает, что на отсылках не выехать, и использует их строго по делу.