Open
Close

Разница между протестантами и православными. Основные протестантские направления

Традиционной датой «рождения» протестантизма считается 31 октября 1517 года, когда немецкий священник Мартин Лютер прибил на двери Замковой церкви Виттенберга – саксонской столицы – 95 тезисов, в которых изложил свое несогласие с догматами католицизма. Эти тезисы и стали основой лютеранства – первого крупного направления в протестантизме. Позже у Лютера нашлись подражатели, посчитавшие, что их способ почитания Бога будет более верным, – так появились учения Жака Кальвина и Ульриха Цвингли, а позже и некоторые другие. Ну а чем отличаются протестанты от православных и католиков, рассмотрим чуть ниже.

Из истории протестантских учений

Первые ростки протестантизма проклюнулись в 12 веке. Это были религиозные общины вальденсов и альбигойцев. Позже появились лолларды и последователи чешского реформатора Яна Гуса – гуситы. Все они вступили в острый конфликт с католической церковью и были уничтожены. Против альбигойцев в 1209 году пришлось даже объявлять крестовый поход.

Современный протестантизм как совокупность религиозных учений возник, как ясно из названия, в качестве протеста против идеологического диктата Римской католической церкви. К концу 15 века духовный кризис католицизма стал настолько очевидным, что римскому папе пришлось даже издавать специальную буллу, запрещавшую лицам духовного звания содержать публичные дома. Представляете, каким вертепом был в то время священный престол? Естественно, такое положение не могло нравиться всем; зрело недовольство, и последней каплей, переполнившей чашу, стало разрешение римским папой Львом Десятым продажи индульгенций – свидетельств об отпущении грехов. Разрешение было дано 18 октября 1517 года, а уже через 13 дней появляются лютеровские «95 тезисов».

Эпоха Реформации (16 век) породила целый ряд протестантских деноминаций. К ним относят:

  • лютеранство;
  • кальвинизм;
  • цвинглианство;
  • англиканство;
  • анабаптизм.

Первые три названы по именам основателей, четвертый термин относится к английской государственной церкви. С возникновением англиканства связана романтическая история. Любвеобильный король Генрих Восьмой, не в силах добиться от Папы Римского разрешения на развод с Екатериной Арагонской (испанкой), разорвал отношения с Римом и повелел создать свою собственную, «карманную» церковь, которая благополучно и развела его с нелюбимой первой женой (впоследствии он был женат еще пять раз). Понятно, что на деле разрыв с католичеством отвечал интересам английской политической элиты, а упомянутый эпизод был лишь небольшим штришком, сопутствующим этому акту.

Анабаптизм не является однородным учением и включает целый ряд самостоятельных направлений, сохранившихся до наших дней. Это меннониты, гуттериты, амиши и ряд других деноминаций. Они отрицают принятие военной присяги, признают крещение, совершенное лишь взрослыми, имеют и некоторые другие отличия. Наибольшее число анабаптистов живет в Германии и Северной Америке.

Особенности протестантской веры

Разница между протестантами и православными значительно больше, чем между католиками и православными, так как последние два направления в значительной степени сохраняют религиозную традицию, сложившуюся в первые века христианства, в отличие от более позднего протестантизма. Реформированные церкви стали удобным орудием в руках развивающейся в Новое время буржуазии, и в них отсутствует целый ряд понятий и институтов, которые есть в православии или католицизме. Например, у протестантов нет святых, они не признают исповедь, покаяние и причастие. Нет у них монахов, а стало быть, и монастырей; нет поста, старцев, которые для многих православных являются духовными наставниками.

Протестанты считают, что толковать Библию способен любой, кто ее прочитал. Искренние приверженцы этого христианского направления могут возразить, что святые у них есть, но только вкладывают в это понятие они совсем другой смысл, чем православные. Протестантизм возник как «лайт-версия» католичества, понятная и доступная полуграмотным средневековым бюргерам и крестьянам, каждый из которых толковал учение так, как ему удобнее. Отсюда и большое количество деноминаций, возникших как в 16 веке, так и позже.

Протестантизм и либерализм

Чересчур вольное толкование христианских догматов привело к возникновению так называемой протестантской деловой этики. Главным критерием угодности Богу объявляется труд, бизнес. Производные такого отношения к делу – признание успешности как угодности Богу, а неудач – как констатации недобродетельности. Отсюда широко известное нам по массовой англо-саксонской культуре слово «лузер» – неудачник, как проявление высшей степени презрения и насмешки. Естественно, православный верующий в этом случае рассматривает протестантизм не как религию, а как идеологическое пособие по ведению бизнеса.

Восприятие гомосексуализма как варианта нормы, а не полового извращения, также является логическим развитием порожденных протестантизмом либеральных взглядов. Католицизм и православие относятся к этому вопросу куда более патриархально, в соответствии с духом раннего христианства. Некоторые другие проблемы современности – например, феминизм – тоже развились из протестантской модели восприятия мира. Принятое в протестантских странах отношение к «равноправию полов» кажется православному неестественным и диким. В самом деле: если человечество разделено на два пола с разными функциями организма, разным набором хромосом (у женщин – две Х-хромосомы, у мужчин – одна Х-хромосома и одна Y-хромосома), даже с несколько разной ментальностью (отсюда представления о «женской логике»), то правильнее говорить не о равноправии, а о дополнении друг друга.

Можем ли мы достичь взаимопонимания, или отличие православных от протестантов слишком велико для этого? Да конечно, можем! Как могут понять один другого любые два человека независимо от взглядов, которых они придерживаются. Было бы лишь желание понимать и осознание меры влияния религии на жизнь личности!

Протестантизм — является одним из 3 главных направлений христианства, которое возникло в начале XVI века в результате реформации в Северной Европе. В 1529 году группа людей, представляющая свободные города, и глав малых государственных образований (большинство германских земель), выступила с официальными протестами против сейма. Данный протест был направлен на прекращение движений за реформу, которую проводила Римско-католическая церковь. Все эти делегаты участвовали в работе имперского сейма в городе Шпейере, где большая часть представителей состояла из католиков. Если провести хронологию, то можно заметить, что реформационное движение, которое захлестнуло Западную Европу, совпадает с началом распада феодального строя и появление ранних буржуазных революций. Выступления против феодалов огромного количества народа и движения зарождающейся буржуазии обретали религиозную направленность.

Оказалось невозможным определить в них религиозные требования и отделить их от требований социально-экономических и политических: все было взаимосвязано. В религиозном плане преобразования привели к глубочайшему спаду в летописи Римско-католической церкви, от латинских традиций западного христианства отделилась многозначительная доля верующих, которые создали новую, северную (или протестантскую) традицию западного христианства. Определение «северная традиция» применяется из-за того, что является направлением христианства и считается отличительной чертой населения Северной Европы и Северной Америки, несмотря на то, что сегодня протестантские церкви практически распространены по всему земному шару. Слово «протестант» не считается специфическим термином, а сами участники Реформы обычно представлялись реформаторами или евангелистами. Разнообразные протестантские церкви классифицируются по деноминациям, то есть по видам религиозных объединений, у которых схожие принципы организационной структуры и обучения вере, не смотря на то, самостоятельны они или сгруппированы по национальному, религиозному или международному признаку. Деноминации протестантов наделены высшей степенью приспосабливания к конкретным условиям за счет такой же высокой степени распространения. Преобразования, которые вызвали раскол западного христианства, завершились отказом признать верховенство римского папы и от применения латыни на правах официального языка, который считался единственно допускавшимся для общения в религиозной сфере. Строго централизованная иерархическая церковь - это особенность католицизма. В свою очередь, протестантизм выделяется существованием большинства разнообразных и независимых христианских движений. К ним относятся: церковь, община и секта. Эти движения автономны в своей религиозной деятельности.

Протестантская (Северная) или традиция западного христианства — это национальная традиция, локальная, местная. Исходя из требования наиболее детального и осмысленного восприятия веры всеми верующими, реформаторы престали использовать мертвую и непонятную широким массам латынь и приступили к процессу переосмысления христианства в области культур наций и государственных языков. Кальвин в наибольшей последовательности определял буржуазное направление Реформации , интересы и настроения буржуазии, которая боролась за власть. Центром его учения является доктрина об абсолютном предопределении, из чего следует, что всех людей можно разделить на избранных и осужденных. Во время Реформы уже в протестантской традиции можно проследить два главных направления, которые стремительно развиваются в последующие столетия. Первое (протестантское) направление пыталось подготовить реформированный вариант латинской церкви. Представители этого направления не принимали руководство папского престола, создавали национальные церкви, формируя иное понятие христианской веры в области культуры нации и их языка и, избавились от того что, по их мнению, расходилось со смыслом Священного Писания.

Радикальные протестанты преследовались во многих Европейских странах, особенно во время Реформации . Наиболее гостеприимными для них были Нидерланды; недолгий период XVII века в Англии сами имели преимущественные позиции, и все же настоящей родиной радикального протестантизма считается Америка. Тем не менее, начиная с восемнадцатого века, консервативное и радикальное направления стали сближаться и перемешиваться между собой, образуя иные протестантские церкви, общины и секты. К ним относятся мормоны и пятидесятники. В XVIII веке в рамках протестантских устоев зародились такие религиозно-нравственные учения, как пиетизм и ривайвелизм (пробуждение). Указанные движения, во многом среди церквей (евангелистическими), вкладывали особую значимость в различия среди формальными и настоящими христианами, которые брали на себя в силу личной веры известные обязательства. Протестантская, или северная, вера содействовала большому обмирщению западного христианства. Библия в роли единоличного источника учения о вере и собственная вера в качестве инструмента спасения добротно уменьшили роль духовенства и присутствие таинств в религиозной жизни.

Обмирщение религиозной жизни в протестантизме содействовало секуляризации (в переводе с латинского означает освобождение от церковного влияния). Впоследствии повод и мотивация для освящения повседневной жизни верующих потеряли свою значимость. И все же, если в странах, где доминирует протестантское влияние, скорость секуляризации общества выше, то в странах, где доминирует латинская традиция, мощнее атеистические и антиклерикальные движения. Убеждения, которые лежат в основе протестантской традиции, содействовали энергичному созданию протестантскими богословами понятий, сопряженных с такими терминами, например, «откровение», «вера», «психология веры». Протестантское мировоззрение в век Просвещения оказало влияние на происхождение и прогресс рационализма. Позднее протестантская идея влияла на философию либерализма, в XX в. протестантские богословы воздействовали на формирование экзистенциализма и диалектического учения. К числу влиятельных протестантских богословов двадцатого века можно отнести К. Барта, Р. Бультмана, Д. Бонхёффера и П.Тиллиха. Большинство протестантских церквей активно участвуют в процессе объединения всех христианских конфессий. Данному движению присвоено название экуменического (в переводе с греческого «экумена» означает мир, Вселенная) и преследует цель восстановить христианское единство, которое было утрачено во время средневековья. В современном мире сторонники данной ветви христианства могут пользоваться практически всеми благами цивилизации и достижениями научно-технического прогресса, например, могут без всяких ограничений выбрать тарифы безлимитных линеек . Они активно используют новейшие технологии, ресурсы Интернета (социальные сети, форумы, чаты), имеют свое радио и телевидение, да, в общем, практически ничем не отличаются по внешнему виду и поведению от обычных «светских» людей.

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2 , 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5 , 20-21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3 , 10-11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил» . «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее» .

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2 , 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что они отвечают?" — "Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение"... У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание» .

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1 , 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их» . Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1 , 48). Это было сказано об истинных последователях Христа - православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1-11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9-10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18-22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу , сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <...> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты» .

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» .

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

Св. Иларион. Христианство или Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм.

Сколько протестантов? Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Откуда взялся термин? Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Во что верят протестанты? В основе протестантизма лежат пять «только»:

  • человек спасается только верой («только верой», sola fide)
  • верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);
  • человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);
  • добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);
  • авторитетом в делах веры является только Священное Писание («только Писание», sola Scriptura).

Кого относят к протестантам? Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации.

А кого не относят? Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит? Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины, признающие в отличие от пресвитериан епископат, и в отличие от конгрегационалистов – централизованное управление, стали называться реформатами. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

Оксана Куропаткина

(от лат. protestantis - публично доказывающий) - одно из трех основных направлений в христианстве.

Откололся от католицизма входе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты, всего более 200 направлений и сект).

Начало протестантизму положил монах Мартин Лютер, преподававший богословие в университете немецкого города Виттенберг. В 1517 г. к дверям небольшой церкви местного замка он прибил листы, содержащие 95 тезисов, которые впоследствии приобрели всемирную известность. В них Лютер резко выступил против основополагающих догматов римско-католической церкви. Он осуждал практику торговли индульгенциями - письменными свидетельствами об отпущении грехов, отрицал учение о спасении души через заступничество святых, о чистилище и выражал сомнение в особых правах духовенства. Вскоре Лютер и вовсе разорвал свои отношения с Римом, когда в 1520 г. публично сжег папское…

Начнем с того, что слово ПРОТЕСТАНТИЗМ происходит вовсе не от слова ПРОТЕСТ. Тут просто совпадение в русском языке. Протестанти зм или протеста нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий).

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций. Более подробно нужно остановиться на вопросе: кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия - Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.

Кроме Библии протестанты…

Протестантизм. Краткая справка

Протестантизм (от лат. protestatio, onis f – провозглашение, заверение; в отд. случаях – возражение, несогласие) – совокупность деноминаций, основанных на попытках самостоятельного понимания Библии и почитания Христа, вне Его Церкви, используя её опыт (в т.ч. и её Священное Писание) по собственному уразумению. Протестантизм возник в ходе раскола в католицизме в ходе Реформации XVI в. Основоположниками протестантского учения являлись: Мартин Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.

Протестантизм весьма неоднороден и включает в себя тысячи направлений. В целом он пока ещё разделяет общехристианские догматические представления о Троическом Единосущии, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении), о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), Страшном Суде и т. д. Вместе с тем, протестантизм пересматривает учение о Церкви, в чем и состоит его…

Культура несколько слукавила, подсунув нам слово протестанты вместо реформатов. Наверное потому, что это слово было забито за последователями Цвингли и Кальвина. Ну так получилось.

Так что протестанты не «протестуют», хотя был такой исторический момент, связанный с лютеранами, вот оттуда и пошло-повелось. Равно как восточная церковь стала называться ортодоксальной (православной), хотя кто их церквей так не считает так о себе? А лютеране имеют даже богословское понятие ортодоксальной церкви вне зависимости от названия. И почему бы не разработать, хотя голову и могли отрубить, но не так 100%-но?

Суть реформации, или реформы церкви была очищение веры и богослужебной практики от ложных и языческих наслоений, подхваченных Церковь за тысячелетия развития.

Идеологические корни реформации — европейский гуманизм. Гуманисты, увлекаясь древностями, обратили внимание на древние языки — древнегреческий и иврит. Древние языки и их изучение постепенно развеяли миф о «догматичности»…

Чем отличаются протестанты от православных?

Традиционной датой «рождения» протестантизма считается 31 октября 1517 года, когда немецкий священник Мартин Лютер прибил на двери Замковой церкви Виттенберга – саксонской столицы – 95 тезисов, в которых изложил свое несогласие с догматами католицизма. Эти тезисы и стали основой лютеранства – первого крупного направления в протестантизме. Позже у Лютера нашлись подражатели, посчитавшие, что их способ почитания Бога будет более верным, – так появились учения Жака Кальвина и Ульриха Цвингли, а позже и некоторые другие. Ну а чем отличаются протестанты от православных и католиков, рассмотрим чуть ниже.

Из истории протестантских учений

Первые ростки протестантизма проклюнулись в 12 веке. Это были религиозные общины вальденсов и альбигойцев. Позже появились лолларды и последователи чешского реформатора Яна Гуса – гуситы. Все они вступили в острый конфликт с католической церковью и были уничтожены….

Особенности протестантизма, основные направления

Основой протестантизма является концепция М.Лютера об «Оправдании одной только верою». Это значит, что связь каждого христианина с Богом может быть достигнута непосредственно личной верой в искупительную роль Иисуса Христа. Таким образом, протестантское вероучение устанавливает, что для спасения посредничество церкви между человеком и Богом не является необходимым. Протестанты видят в церкви сообщество «оправданных верой» людей, равным образом наделенных благодатью. Отсюда отсутствие в протестантизме деления на священников и мирян. Каждый член церкви уже в силу своей веры имеет право на совершение богослужений, произнесение проповедей, чтение и толкование Библии.

Единственным источником вероучения, священной книгой у протестантов является Библия, а потому постановления церковных соборов, творения Отцов церкви и т.п. не имеют статуса священных. Однако чтение подобных источников не воспрещено и рассматривается как…

Сегодня происходит возвращение к духовности. Все больше людей задумывается о нематериальной составляющей нашей жизни. В статье мы поговорим о том, кто такие протестанты. Это отдельное направление христианства, или секта, как считают некоторые.

Также затронем вопрос о разных течениях в протестантизме. Небезынтересной будет информация о положении сторонников этого течения в современной России.
Читайте далее, и вы узнаете ответы на эти и многие другие вопросы.

Кто такие протестанты

В шестнадцатом веке в Западной Европе произошло отделение значительной части верующих от Римско-католической церкви. Данное событие в историографии носит название «реформация». Таким образом, протестанты – это часть христиан, которые не согласны с католическими принципами богослужения и некоторыми вопросами теологии.

Само слово «протестантизм» происходит от латинского «protestans», что переводится как «публично доказывающий». Данное христианское вероучение славится своей либеральностью. По мнению его идеологов, человек должен искать смысл своего существования не только в молитвах, но и в служении миру вокруг - и делать это таким образом, как он считает нужным.

История раскола

Движение протестантизма пустило ростки ещё в XVI веке в ходе реформации католической церкви. Первые идеологи протестантизма посчитали, что католицизм слишком много внимания уделяет соблюдению догм, одновременно забывая о живом самобытном духе христианства. В 1517 году Мартин Лютер прибил к дверям церкви бумаги с тезисами, в которых осуждал торговлю индульгенциями и призывал реформировать церковный устав. Это дало толчок к становлению протестантского движения в Европе.

На сегодняшний день внутри протестантизма существует множество самостоятельных течений - начиная от лютеранства, и заканчивая…

Возникновение протестантизма

Протестантизм - третья после православия и католицизма разновидность христианства, возникшая в результате Реформации - широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже католической церкви.

См.также: Реформация, Контрреформация.

Вероучение протестантизма

Отличие протестантизма от православия и католицизма

Протестанты разделяют общехристианские…

Догмы протестантизма были изложены теологами 16 века М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих протестантизм от католицизма и православия, является учение о непосредственной «связи» человека с богом. «Божественная благодать» дарована человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантизме (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий имеет право толковать и излагать «слово божие» - принцип «священства» всех верующих. Этим обосновывался отказ протестантов от характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание римского папы римского как ее главы, открывался путь требованиям демократических свобод и развитию индивидуализма, к созданию национальных, независимых от папства церквей. В соответствии с…

ПРОТЕСТАНТИЗМ: КАК ЭТО БЫЛО? ОТ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО КОНТЕКСТА К УКРАИНСКИМ РЕАЛИЯМ

Протестантизм, Protestantism (англ.), - одно из 3-х основных, наряду с католицизмом и православием, течений в христианстве, охватывает многочисленные религиозные практики и вероучения, восходящие к идейно-религиозному движению Реформации, развернувшемуся в Европе в XVI столетии. Первоначально понятие «протестантизм» было связано с заявлением (protestatio лат.) от 19 апреля 1529, с которым немецкие князья (6 курфюстов) и имперские свободные города (14 городов), поддерживавшие Мартина Лютера, выступили против постановления II Шпейерского рейхстага (1 марта - 25 апреля 1579) о повсеместном восстановлении католического богослужения, заявив, что в делах веры и совести невозможно подчиняться решению большинства. Впоследствии протестантами стали называть всех вышедших из повиновения Ватикану.

Протестантизмом называют одно из движений в христианстве, наряду с православием и католицизмом, возникшее…

Протестантизм

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Протестантизм

Протестантизм – самое молодое направление в Христианстве, родившееся на волне широкого антикатолического движения в Европе XVI в. Его корни которого лежат в первоначальном и особенно средневековом Христианстве, где у него были знаменитые предшественники – вальденсы во Франции XII в., лолларды, гуситы (последователи чеха Яна Гуса, первыми отказавшиеся признавать верховенство папы ещё в XV в.) и англиканство (чаще именуемое полу-протестантизмом, поскольку оно практически во всём, кроме признания верховенства папы, совпадает с католицизмом). Понятие протестантизма охватывает все западные конфессии, которые не выходят за рамки Христианской традиции, но отличаются от её римо-католической версии, всех, кто вышел из повиновения папе римскому в ходе и вследствие духовного переворота на Западе, известного под именем Реформации. В ходе этого движения новая форма религии почти сразу разделилась на…

Понятием «протестантизм» обозначаются христианские церкви, возникновение которых связано с процессом Реформации. С начала XVI в.и по настоящее время возникло около двух тысяч разновидностей протестантских церквей, приспособленных к условиям конкретных стран и регионов.

Главной причиной возникновения протестантизма явилось развитие буржуазных отношений в Западной Европе. Католицизм, который стоял на защите феодальных иерархических структур, рассматривался как препятствие на пути формирования новых общественных отношений, вследствие чего Реформация была направлена прежде всего против Римско-католической церкви.

Протестантизм возник и как итог формирования конкретных течений в общественно-религиозной мысли, которые стали складываться в католицизме. Многие мыслители того времени выступали против политического засилия папства в жизни европейских стран, а также с требованием реформы самой католической церкви.

Два католических реформатора — англичанин Джон Уиклиф…