Open
Close

Разум или чувства кто кого. Сочинение на тему разум и чувства по литературе

Сочинение по направлению: Разум и чувство. Выпускное сочинение 2016-2017

Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающие друг друга? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее - разум или чувство, - ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», - утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой - надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

На многие фундаментальные вопросы, возникающие вновь и вновь в каждом поколении у большинства думающих людей, нет и не может быть конкретного ответа, а все рассуждения и споры по этому поводу являются ничем иным, как пустой полемикой. В чем смысл жизни? Что важнее: любить или быть любимым? Что есть чувства, Бог и человек в масштабах вселенной? К рассуждениям этого рода относится и вопрос о том, в чьих же руках главенство над миром - в холодных пальцах разума или в крепких и страстных объятьях чувств?

Мне кажется, что в нашем мире априори все органично, и разум может иметь какое-то значение лишь в совокупности с чувствами - и наоборот. Мир, в котором все подчиняется только разуму, утопичен, а полное главенство чувств и страстей человеческих приводит к излишней эксцентричности, импульсивности и трагедиям, какие описываются в романтических произведениях. Однако, если подходить к поставленному вопросу прямо, опуская всевозможные «но»,то можно прийти к выводу, что, безусловно, в мире людей, существ ранимых, нуждающихся в поддержке и эмоциях, управленческую роль берут на себя именно чувства. Именно на любви, на дружбе, на духовной связи и строится истинное счастье человека, даже если сам он активно это отрицает.

В русской литературе представлено множество противоречивых личностей, безуспешно отрицающих необходимость чувств и эмоций в своей жизни и провозглашающих разум как единственно верную категорию существования. Таким, например, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Свой выбор в сторону циничного и холодного отношения к людям Печорин сделал еще в детстве, столкнувшись с непониманием и отторжением со стороны окружающих его людей. Именно после того, как его чувства были отвергнуты, герой решил, что «спасением» от подобных душевных переживаний будет полное отрицание любви, нежности, заботы и дружбы. Единственным верным выходом, защитной реакцией Григорий Александрович выбрал умственное развитие: он читал книги, общался с интересными людьми, анализировал общество и « играл» с чувствами людей, тем самым возмещая собственный недостаток эмоций, однако это все же не помогло заменить ему простое человеческое счастье.В погоне за умственной деятельностью герой совершенно разучился дружить, а тот момент, когда в его сердце все же загорались искры теплого и нежного чувства любви, он насильно подавлял их, запрещая себе быть счастливым, пытался подменить это путешествиями и красивыми пейзажами, но в итоге потерял всякое желание и стремление жить. Получается, что без чувств и эмоций любая деятельность Печорина отражалась на его судьбе в черно-белых тонах и не приносила ему никакого удовлетворения.

В подобной ситуации оказался и герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отличие Базарова от Печорина в том, что свою позицию по отношению к чувствам, творчеству, вере он отстаивал в споре, формировал собственную философию, построенную на отрицании и уничтожении, и даже имел последователя. Евгений упорно и небезрезультатно занимался научной деятельностью и все свое свободное время посвящал саморазвитию, однако фанатичное стремление уничтожить все, что не подвластно разуму, в тоге обернулось против него самого. Вся нигилистическая теория героя разбилась о неожиданно пришедшие чувства к женщине, и эта любовь не только наложила тень сомнения и смятения на всю деятельность Евгения, но и очень сильно пошатнула его мировоззренческую позицию. Выходит, что любые, даже самые отчаянные попытки уничтожить в себе чувства и эмоции являются ничем по сравнению с, казалось бы, незначительным, но таким крепким чувством любви. Наверное, сопротивление разума и чувств всегда было и будет в нашей жизни - такова суть человека, существа, которое " изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся". Но мне кажется, в этой совокупности, в этом противостоянии, в этой неопределенности и состоит вся прелесть человеческой жизни, весь её азарт и интерес.

Существуют вопросы, на которые человечество не может ответить в течение многих столетий. Философские споры о том, что же должно быть в приоритете: мысль или чувство – не утихают и сегодня.

На первый взгляд, ответ прост. Если наличие сознания и способности мыслить – главное отличие человека от животных, то рациональное начало должно быть приоритетным. А вот возможностью чувствовать наделены даже растения.

С другой стороны, противники этого мнения справедливо отметят, что человеческие чувства гораздо сложнее, чем чувства других живых существ. Невозможно себе представить животное, испытывающее муки совести или жгучую зависть. Никто, кроме человека, не может ощутить трепет от созерцания красоты природы или произведения искусства.

Так, может быть, нет никакого приоритета? Может быть, и мысль, и чувство одинаково важны? Чтобы попробовать ответить на этот вопрос, обратимся к русской литературе, тем более, что данная тема неоднократно поднималась классиками.

Знакомясь с первыми страницами комедии А.С. Грибоедова, читатель сразу обращает внимание на слепоту разума Софьи, полностью отдавшейся чувству к беспринципному карьеристу Молчалину. «Ослеплена» влюблённостью в подлеца Анатоля Курагина и Наташа Ростова из эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Обе героини не смогли разглядеть недостойных молодых людей, потому что временно потеряли способность трезво мыслить.

А в пушкинском романе в стихах пылкий Ленский, уязвлённый тем, что Онегин весь вечер танцует с Ольгой, безрассудно вызывает на дуэль вчерашнего приятеля и в результате гибнет.

Но опора только на разум тоже приводит к трагическим последствиям. Пример тотального отрицания чувств мы видим в главном герое романа И.С. Тургенева. Базаров считает, что любви не существует, поэтому оказывается в ловушке собственных нигилистических идей, когда страстно влюбляется в Ольгу Одинцову. Писатель показывает, что подобное противоречие неразрешимо, поэтому Евгений умирает. Нельзя отказаться от чувств, потому что это равносильно смерти.

В Маше Мироновой из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, напротив, мы видим пример счастливого сочетания разума и чувства. Девушка любит Гринёва, но отказывается стать его женой без благословения родителей Петра. Маша понимает, что их брак не будет счастлив против воли отца и матери жениха. Как мы помним из дальнейшего развития событий в романе, решение девушки оказалось верным.

На мой взгляд, мысль и чувство должны гармонично сочетаться в личности. Чем точнее баланс между рациональным и чувственным в человеке, тем счастливее и полнее его жизнь. Именно к гармонии ума и сердца стоит стремиться каждому из нас.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».

ТЕМА - ЧТО ПОБЕДИТ РАЗУМ ИЛИ ЧУВСТВА?

РАЗУМ - это способность, могущая постигать и заключать верные последовательные мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
ЧУВСТВА же - устойчивые эмоциональные переживания человека, всегда субъективны, порой противоречивы; устойчивые чувства определяют мировоззрение и систему ценностей.
Поведение индивида больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся управлять ими, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они берут верх над нами, то мы справляемся и берем себя в руки, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.

ВЕДЬ ИМ ВЛАДЕЛО СИЛЬНОЕ ЧУВСТВО, ЧТОБЫ НЕ ПОКОРИТЬСЯ СТИХИИ МОРЯ, ДАЖЕ НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО СИЛЫ БЫЛИ УЖЕ НЕ ТЕ, И КАК ОН ИГРАЛ СО СВОИМ РАЗУМОМ, ПЫТАЛСЯ ОБМАНУТЬ ЕГО, и мальчик из участия подыгрывал ему. НО СО ВРЕМЕНЕМ СТАРИК НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО ОН УЖЕ НЕ ТОТ, КАК РАНЬШЕ, И СМИРЕНИЕ ВХОДИТ В ЕГО ДУШУ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ НИ ЧЕМ НЕ УМАЛИТЬ ЕГО КРЕДО ЖИЗНИ: "Никогда не сдаваться и бороться до самого конца". Постепенно старик начинает уже спокойнее относиться к своей неизбежной старости, и у него ещё остались мечты: увидеть любимый берег; сохранить себе жизнь и радоваться, что не погиб в море; мечтать встретиться во сне с воображаемыми львами.

В следующем рассказе К. ПАУСТОВСКОГО "ТЕЛЕГРАММА" хочу разобрать такую тему, где чувства всё-таки победили, и это обернулось трагедией или потерей, когда человек долго не может оправиться от своих переживаний, как от подобных ударов судьбы. В своем рассказе "Телеграмма" К. Паустовский описывает, как девушка уже несколько лет живёт в Ленинграде, крутится в суете сует, помогает организовывать выставки, но в это время старенькая мама далеко от дочери и находится присмерти; и дочке надо бы быть рядом с ней, но она опаздывает приехать, и маму хоронят без неё.
В последнем письме мать пишет, обращаясь к дочери: "Милая моя, ненаглядная моя",- и просит поторопиться к ней,..., видно, как старушка любит дочку, не смотря ни на что. Приехав уже с опозданием, не застав в живых мать, дочь в муках совести плачет всю ночь в пустом доме; сгорая от стыда, крадется по вечернему посёлку, незаметно уезжает. И эта тяжесть на сердце остается с ней на всю жизнь.
Порой люди не могут подняться и идти дальше, не могут смириться с какой-то уже непоправимой ситуацией, которую они не смогли преодолеть, и в своих мыслях всё время к ней возвращаются. Подобная душевная боль может бесконечно отнимать у человека силы и энергию жить дальше, радоваться тому, что есть и успокоиться на счёт того, что уже невозможно изменить.
И здесь можно привести в утешение молитву Оптинских старцев:
"Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого."
«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны одна без другой», - сказал В. Г. Белинский, и я с ним полностью согласна. Также я пришла к выводу, что хорошо, когда разум следует за чувствами, а сердце вовремя откликается на призыв быть рядом с теми, кто в тебе нуждается. Не менее важно вовремя побороть свои чувства с помощью разума и прекратить тщетные попытки бороться там, где ты бессильна что-то изменить, а лучше научиться жить в гармонии с окружающим миром.


Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и, наконец, Онегин у ее ног, - он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна уже замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину.

Но порой чувства не управляются сознанием и разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое.

Чему покорятся чувства-страсти, и как прояснится разум князя? Ведь непрестанный спор сердца и разума неминуемо приводит к беде. В связи с созданием семьи князь переживал и светлое чувство радости, и глухую тоску, но все же светился время от времени луч надежды на то, что присутствие в дальнейшем супруги Катерины спасет его. Возникает внутренняя борьба, и читателю в начале произведения трудно предположить, что возьмет верх - рассудок или чувства главного героя, и только случайная встреча с молодым монашком спасают жизнь князя от полного растления и окончательной гибели: монашек призывает погибающего изменить образ жизни.
"Нравственность - это разум сердца", - слова Генриха Гейне. Недаром принято хранить верность супружескому долгу, не поддаваясь чувству искушения. "Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом", - так сказал Блез Паскаль, и я полностью с ним согласна.
В одних ситуациях следует прислушиваться к голосу сердца, а в других ситуациях, напротив, не следует поддаваться чувствам, нужно прислушаться к доводам разума. Рассмотрим еще несколько примеров.
Так, в рассказе В. Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика. Мальчик голодал и, чтобы добыть денег на стакан молока, играл в азартные игры. Лидия Михайловна
пыталась приглашать его к столу и даже прислала ему посылку с продуктами, но герой отверг ее помощь. Тогда она решилась на крайние меры: сама стала играть с ним на деньги. Конечно, голос разума не мог не говорить ей, что она нарушает этические нормы отношений между учителеми учеником, преступает границы дозволенного, что за это ее уволят. Но чувство сострадания взяло верх, и Лидия Михайловна нарушила общепринятые правила поведения учителя ради того, чтобы помочь ребенку. Писатель хочет донести до нас мысль, что «чувства добрые» оказываются важнее разумных норм. Однако порой случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида. Охваченный ими, он совершает плохие поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же могут быть трагическими.
В рассказе А.Масс «Ловушка» описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиня испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Девочка не может не понимать, что совершает дурной поступок, но чувства берут в ней верх над разумом. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! «Как мне жить дальше?» -вопрошает она и не находит ответа. Автор подводит нас к мысли, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, ведь они провоцируют на жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.
Таким образом, мы можем прийти к выводу: можно повиноваться чувствам, если они добрые, светлые; но негативные и те, что мешают жить в гармонии, следует обуздывать, прислушиваясь к голосу разума. Но руководствоваться только разумом, живя среди людей, нельзя. В человеческом обществе необходимы человеческие чувства, дарить тепло, любовь, и разум нам дан, чтобы эти чувства воспитывать и развивать, направлять их в правильное русло. Именно интеллект, согретый добрыми чувствами, делает человека Человеком.
Хочется еще добавить в заключении, что человеческое совместное сосуществование постоянно находится в единстве и борьбе противоположностей, согласно мысли из "Феноменологии духа" Гегеля о том, что порой может быть примирение чувств с разумом, или, наоборот, происходит извечная борьба и противоречия которых; но единственно верно, что чувства и разум в человеческих отношениях не могут быть друг без друга.

Регистрационный номер 0365314 выдан для произведения: ТЕМА - ЧТО ПОБЕДИТ РАЗУМ ИЛИ ЧУВСТВА?
Разум и чувства: гармония или противоборство?
Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Однако бывают ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу». Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок или сердце.
РАЗУМ - это духовная сила, могущая постигать и заключать верные последовательные мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
Чувство же - устойчивые эмоциональные переживания человека, всегда субъективны, порой противоречивы; устойчивые чувства определяют мировоззрение и систему ценностей.
«Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти», - утверждал Шамфор. И действительно, случается горе от ума. Принимая разумное на первый взгляд решение, человек может ошибиться. Это случается, когда все чувства человека протестуют против избранного пути, когда, поступив в соответствии с доводами разума, он чувствует себя несчастным.
Поведение индивида больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.
Обратимся к литературным примерам. В своей повести "Старик и море" Э. Хемингуэй душевно описал случай нежелания старика смириться со своей старостью, которое привело его в состояние постоянной борьбы со стихией, символизирующей его чувства, не подвластные разуму.
СТАРИК ХОТЕЛ далеко ВЫЙТИ В МОРЕ И ПОЙМАТЬ МНОГО РЫБЫ, хотя БЫЛ СТАР И ИЗМОЖДЁН, НО ДОЛГО НЕ СДАВАЛСЯ, еще верил в свои силы. ЧТО ЗДЕСЬ?
ВЕДЬ ИМ ВЛАДЕЛО СИЛЬНОЕ ЧУВСТВО, ЧТОБЫ НЕ ПОКОРИТЬСЯ СТИХИИ МОРЯ, ДАЖЕ НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО СИЛЫ БЫЛИ УЖЕ НЕ ТЕ, И КАК ОН ИГРАЛ СО СВОИМ РАЗУМОМ, ПЫТАЛСЯ ОБМАНУТЬ ЕГО, и мальчик из участия подыгрывал ему. НО СО ВРЕМЕНЕМ СТАРИК НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО ОН УЖЕ НЕ ТОТ, КАК РАНЬШЕ, И СМИРЕНИЕ ВХОДИТ В ЕГО ДУШУ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ НИ ЧЕМ НЕ УМАЛИТЬ ЕГО КРЕДО ЖИЗНИ: "Никогда не сдаваться и бороться до самого конца". Постепенно старик начинает уже спокойнее относиться к своей неизбежной старости, и у него ещё остались мечты: увидеть любимый берег; сохранить себе жизнь радоваться, что не погиб в море; мечтать встретиться во сне с воображаемыми львами.

В следующем рассказе К. ПАУСТОВСКого "ТЕЛЕГРАММА" хочу разобрать такую тему, где чувства всё-таки победили, и это обернулось трагедией или потерей, когда человек долго не может оправиться от своих переживаний, как от подобных ударов судьбы. Порой люди не могут подняться и идти дальше, не могут смириться с какой-то ситуацией, которую они не смогли вовремя предвидеть и затем преодолеть, и даже в мыслях всё время к ней затем возвращаясь.
В своем рассказе "Телеграмма" К. Паустовский описывает, как девушка уже несколько лет живёт в Ленинграде, крутится в суете сует, помогает организовывать выставки, но в это время старенькая мама далеко от дочери и находится присмерти; и дочери надо бы быть рядом с ней, но она опаздывает приехать, и маму хоронят без неё.
В последнем письме мать пишет дочери, обращаясь к ней: "Милая моя, ненаглядная моя",- и просит поторопиться к ней,..., видно, как старушка любит дочку, не смотря ни на что. Приехав уже с опозданием, но не застав в живых, дочка в муках совести плачет всю ночь в пустом доме, сгорая от стыда, крадется по вечернему посёлку, незаметно уезжает. И эта тяжесть на сердце остается с ней на всю жизнь.
Порой люди не могут подняться и идти дальше, не могут смириться с какой-то ситуацией, которую они не смогли преодолеть, и даже в мыслях всё время к ней возвращаясь, подобная душевная боль может бесконечно отнимать у человека силы и энергию жить дальше, радоваться тому, что есть и успокоиться на счёт того, что уже в силах изменить невозможно.
И здесь можно привести в пример молитву Оптинских старцев:
"Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого".
«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны одна без другой», - сказал В. Г. Белинский, и я с ним полнотью согласна. Также я пришла к выводу, что хорошо, когда разум следует за чувствами, вовремя откликается сердце на призыв быть рядом с теми, кто в тебе нуждается. Не менее важно вовремя побороть свои чувства с помощью разума и прекратить тщетные попытки бороться там, где ты бессилен что-то изменить, а лучше научиться жить в гармонии с окружающим миром.
Считаю важным подчеркнуть, что разум позволяет нам не совершить непоправимых ошибок и дает возможность управлять чувствами для того, чтоб сохранить энергию и силу духа.

Спор разума и чувства… Это противоборство извечно. Порой в нас сильнее оказывается голос разума, а иногда мы следуем велению чувства. В некоторых ситуациях нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм; прислушиваясь к разуму, он будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации.
Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна уже замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину.
Русская пословица гласит: «На несчастье другого своего счастья не построишь». Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что, размышляя о споре разума и чувства, нельзя однозначно сказать, что должно побеждать- разум или чувства. Трагедия Татьяны в том, что пренебрегая своими чувствами, она сознательно отказалась от своих желаний.

Но порой чувства не управляются сознанием и разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства - совсем другое.
О внутренней борьбе человека со своими страстями чутко пишет и А.Н.Толстой в своем романе "Хромой барин". Автор искусно подводит читателя, что можно изменить свой греховный образ жизни, и есть все условия для этого, но не так-то просто сделать это без посторонней помощи ближних. Противопоставлены в романе друг другу молодая, чистая душой, супруга Катя, и ее муж - князь Алексей Петрович, уже повидавший жизнь и погрязший в своих страстях; душа его пребывает в мучительной борьбе в своих порывах вернуться к старым связям, не смотря на супружество; князь мучается от этого и уходит в тяжелый запой. В данном случае автор описывает все муки, которые происходят по воле чувств, с которыми человек не в силах самостоятельно совладать, и даже разум здесь не помощник.
Чему покорятся чувства-страсти, и как прояснится разум князя? Ведь непрестанный спор сердца и разума неминуемо приводит к беде. В связи с созданием семьи князь переживал и светлое чувство радости, и глухую тоску, но все же светился время от времени луч надежды на то, что присутствие в дальнейшем супруги Катерины спасет его. Возникает внутренняя борьба, и читателю в начале произведения трудно предположить, что возьмет верх - рассудок или сердце главного героя, и только случайная встреча с молодым монашком спасают жизнь князя от полного растления и окончательной гибели: монашек призывает погибающего изменить образ жизни.
"Нравственность — это разум сердца",- слова Генриха Гейне. Не даром принято хранить верность супружескому долгу, не поддаваясь чувству искушения. "Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом", - так сказал Блез Паскаль, и я полностью с ним согласна.
Хочется еще добавить в заключении, что человеческое совместное сосуществование постоянно находится в единстве и борьбе противоположностей, согласно мысли из "Феноменологии духа" Гегеля о том, что порой может быть примирение чувств с разумом, или, наоборот, происходит извечная борьба и противоречия которых; но единственно верно, что чувства и разум в человеческих отношениях не могут быть друг без друга.