Open
Close

 Рецензия на произведение «Бедная Лиза» - Сочинение по литературе.

Повесть "Бедная Лиза" произвела коренной переворот общественного сознания и принесла своему автору большой успех. Карамзин Н. М. был первым в истории русской прозы, кто обратил внимание на чувства девушки-крестьянки.

История создания произведения

Рецензия на произведение "Бедная Лиза" невозможна без определения личности ее автора - Карамзина Н. М. Он написал эту повесть в 25 лет. Николая Михайловича Карамзина по праву можно считать одним из самых образованных людей конца восемнадцатого - начала девятнадцатого века. Его имя связано со становлением профессиональной литературной деятельности.

Воспоминания современников говорят о том, что в 1790-х годах Карамзин гостил на даче Бекетова, находившейся под Симоновым монастырем. Обстановка способствовала написанию повести о бедной Лизе.

Жанр произведения

Рецензия на книгу "Бедная Лиза" - это анализ и оценка произведения, которое впервые поднимает проблемы простого человека. Карамзин стал основателем сентиментализма этого жанра обращена к чувствам, переживаниям человека.

Рецензия на "Бедную Лизу" Карамзина ставит вопрос о необходимости оценить произведение, проявляющее интерес к обычному человеку, вне зависимости от его сословной принадлежности. Эта книга обращается к чувствам простого человека.

Творческий метод Карамзина

Рецензия на повесть "Бедная Лиза" требует определения специфики произведения, обозначения его отличия от литературы, к которой привыкло общество того времени.
Во-первых, Карамзин стал основателем жанра короткой новеллы, имевшей успех у современников. Небольшой объем делает сюжет книги более динамичным.

Во-вторых, автор использует приемы, которыми добивается того, что читатели воспринимают описанные события как достоверные, а героев повести считают реальными людьми. Он использует в книге названия существующих в действительности мест, например, Этим автор подчеркивает, что действие происходит в Москве и ее окрестностях.

Образ бедной Лизы, нарисованный Карамзиным на страницах повести, также ломает стереотипы общества. Само имя до начала 80-х годов 18-го века редко встречалось в русской литературе и использовалось, в основном, в иноязычном варианте, как правило, в комедиях. Так чаще всего называли горничных. Lizette обычно была молоденькой, хорошенькой, легкомысленной. Этому образу никак не свойственна невинность, которой наделил Карамзин свою героиню.

Рецензия на произведение "Бедная Лиза" должна уделить внимание идеализированным образам родителей девушки. О ее умершем отце автор говорит, что он был хорошим семьянином, любил работу и был зажиточным крестьянином, которого все вокруг любили. Мать девушки теряет жизненные силы, беспрестанно оплакивая своего мужа. Она бесконечно любит свою дочь.

Тематика повести

Рецензия на книгу "Бедная Лиза" должна содержать определение тематики произведения. Автор обозначает несколько тем. Одна из них - это, несомненно, обращение к жизни простых крестьян.В качестве главной героини писатель изображает простую крестьянскую девушку с патриархальными представлениями о духовных и

Карамзин в своей повести противопоставляет город и деревню. Облик города неразрывно связан с Эрастом. Образ бедной Лизы в произведении олицетворяет жизнь природы. Человек из деревни, он же человек природы, беззащитен в городском пространстве. Неслучайно мать Лизы переживает, что дочка ходит в город.

Помимо темы маленького человека и вопроса о автор говорит о роковых обстоятельствах, горе и счастье в любви.

Идея

Рецензия на произведение "Бедная Лиза" невозможна без определения идеи, заложенной автором. Повесть привлекла внимание читательской аудитории того времени идеей о том, что "и крестьянки любить умеют".

"Бедная Лиза" приобрела широкую популярность в русском обществе. Идея повести оказалась очень созвучной веяниям того времени. Это был период, когда литература отказывалась от преобладания в ней гражданской тематики и переводила акцент на личность, ее внутренний мир.

Рецензия на повесть "Бедная Лиза" должна обозначить еще одно открытие Карамзина. С написанием этой книги в литературе появилось понятие психологизма - умения трогательно отображать человека.

Характер конфликта

Рецензия на "Бедную Лизу" Карамзина не может не отметить конфликт, заложенный в повести. Это пропасть между полюбившими друг друга молодыми людьми разных социальных слоев.

Светлое чувство сближает героев, даёт им миг безграничного счастья, а после разрыва отношений Лиза накладывает на себя руки. Эраст всю оставшуюся жизнь винит себя в гибели девушки.

Карамзин стал первым русским писателем, который завершил повесть о неравной любви гибелью главной героини.

Основные герои

Рецензия на произведение "Бедная Лиза" требует обозначения действующих лиц. Главная героиня повести - молодая крестьянка. Чувствительность - основная черта ее характера. Пылкость и сентиментальность приводят Лизу к гибели. Лиза красиво говорит и ведет себя как настоящая леди. Она переживает смерть отца, но, боясь расстраивать мать, прячет свои слезы. "Прекрасная телом и душой поселенка" горячо любит родительницу, заботится о ней, трудится дни напролет. Лиза помнит о матери даже в самый тяжелый момент своей жизни. Перед тем как кинуться в пруд, девушка позаботилась о ней, оставив деньги.

Образ Эраста вполне соответствует его социальной среде. Он "довольно богатый дворянин", офицер, думающий исключительно о своем удовольствии. Он расстраивается, потому что не находит его. Бесспорно, Эраст наделен "изрядным умом и добрым сердцем". Он представляет собой новый тип героя русской литературы, в характере которого обозначено разочарование русского дворянина.

Эраст влюбляется в Лизу, не размышляя о том, к какому кругу принадлежит девушка. Однако его чувства не выдерживают испытания.

Повесть "Бедная Лиза", помимо внимания к проблемам маленького человека, образом Эраста открывает галерею "лишних людей", богатых умных бездельников, живущих в праздности. Будь он занят делом, никакой трагедии не случилось бы.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792), безусловно, стала новым словом в русской литературе. Тема произведения — любовь крестьянской девушки к дворянину — была, конечно, не нова и много раз использовалась до Карамзина, но у этого писателя она получила принципиально новое решение.

Трагическая история бедной Лизы, соблазненной и обманутой богатым аристократом Эрастом, раскрывается писателем, прежде всего, в психологическом, нравственном ключе. Головной идеей произведения становится мысль автора о том, что и «крестьянки любить умеют».

Карамзин заставляет читателя сопереживать своей «чувствительной» героине, помогает ему ощутить всю сложность ее душевного мира. Автор описывает Лизу как «прекрасную, любезную» девушку, которая рано осталась одна со «старушкою матерью» на руках. Чтобы не умереть с голоду, героине пришлось узнать, что такое тяжелая работа. Она «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве».

Именно в Москве Лиза нашла свое счастье, которое обернулось для нее настоящей трагедией. Карамзин описывает город как нечто противоположное чистому существу деревенской девушки, ее наивному и светлому взгляду на мир. В связи с этим пророческими становятся слова матери Лизы: «Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город…»

Совсем не знающая жизни героиня полюбила молодого дворянина Эраста. Молодой человек оказался очень настойчивым, но, в то же время, добрым, ласковым, внимательным. А этого так не хватала Лизе и ее больной матери! В конце концов, старушка благословила любовь дочери: «Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!»

А Лиза, Лиза полностью погрузилась в свое первое и настоящее чувство. Все мысли ее были заняты только Эрастом. Лишь одна мысль омрачала счастье девушки — ее происхождение и их социальное неравенство с возлюбленным. Однако на какое-то время девушка позабыла и об этом — Эраст сделал первый шаг, между молодыми людьми завязались серьезные романтические отношения: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!»

Карамзин ничего не скрывает от читателя, передавая силу чувств героини. Он говорит, что она отдала своему Эрасту все, включая самое дорогое — девичью честь: «Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»

Но мир зла — мир расчета и циничности — разрушил эти светлые отношения. Эраст, в очередной раз проигравшись в карты, решил жениться на богатой вдове. Он утверждал, что все также любит Лизу, но обстоятельства, увы, сильнее его.

Удар, нанесенной бедной героине, был настолько силен, что бедная девушка не смогла оправиться от него. И даже мысль о судьбе ее бедной матери не остановила героиню — настолько сильно было не желание умереть, не видеть ничего в этом мире, который потерял все свои краски после предательства Эраста: «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..». Исполнив в последний раз свой дочерний долг — передав матери деньги, Лиза бросается в пруд и погибает.

«Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом» — заканчивает свою повесть автор. Он всем сердцем на стороне своей героини, простою по происхождению, но необыкновенной по богатству души и способности чувствовать.

Но нужно отметить, что и Эраст, несмотря на свою избалованность и слабохарактерность, такой же «чувствительный» персонаж. Он по-своему любит Лизу, но бросить вызов своей среде не может. А также он не хочет совершенствовать свою душу, избавляться от недостатков, привитых ему средой. В наказание за это жизнь делает героя несчастным: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Нужно отметить, что, показывая гибель Лизы, автор отказывается от исследования причин ее несчастья, полагая, что в мире господствуют законы зла и несправедливости. История бедной девушки ценна, с его точки зрения, уже тем, что она располагает читателя к состраданию.

Таким образом, повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом сентиментального произведения в русской литературе. В ней автор на первый план вывел эмоциональную жизнь своих героев, их чувства и переживания. Кроме того, здесь наблюдаются начатки психологического анализа героев, обусловленность их характера средой.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792), безусловно, стала новым словом в русской литературе. Тема произведения - любовь крестьянской девушки к дворянину – была, конечно, не нова и много раз использовалась до Карамзина, но у этого писателя она получила принципиально новое решение.

Трагическая история бедной Лизы, соблазненной и обманутой богатым аристократом Эрастом, раскрывается писателем, прежде всего, в психологическом, нравственном ключе. Головной идеей произведения становится мысль автора о том, что и «крестьянки любить умеют».

Карамзин заставляет читателя сопереживать своей «чувствительной» героине, помогает ему ощутить всю сложность ее душевного мира. Автор описывает Лизу как «прекрасную, любезную» девушку, которая рано осталась одна со «старушкою матерью» на руках. Чтобы не умереть с голоду, героине пришлось узнать, что такое тяжелая работа. Она «трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве».

Именно в Москве Лиза нашла свое счастье, которое обернулось для нее настоящей трагедией. Карамзин описывает город как нечто противоположное чистому существу деревенской девушки, ее наивному и светлому взгляду на мир. В связи с этим пророческими становятся слова матери Лизы: «Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город…»

Совсем не знающая жизни героиня полюбила молодого дворянина Эраста. Молодой человек оказался очень настойчивым, но, в то же время, добрым, ласковым, внимательным. А этого так не хватала Лизе и ее больной матери! В конце концов, старушка благословила любовь дочери: «Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!»

А Лиза, Лиза полностью погрузилась в свое первое и настоящее чувство. Все мысли ее были заняты только Эрастом. Лишь одна мысль омрачала счастье девушки – ее происхождение и их социальное неравенство с возлюбленным. Однако на какое-то время девушка позабыла и об этом – Эраст сделал первый шаг, между молодыми людьми завязались серьезные романтические отношения: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!»

Карамзин ничего не скрывает от читателя, передавая силу чувств героини. Он говорит, что она отдала своему Эрасту все, включая самое дорогое – девичью честь: «Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»

Но мир зла - мир расчета и циничности – разрушил эти светлые отношения. Эраст, в очередной раз проигравшись в карты, решил жениться на богатой вдове. Он утверждал, что все также любит Лизу, но обстоятельства, увы, сильнее его.

Удар, нанесенной бедной героине, был настолько силен, что бедная девушка не смогла оправиться от него. И даже мысль о судьбе ее бедной матери не остановила героиню – настолько сильно было не желание умереть, не видеть ничего в этом мире, который потерял все свои краски после предательства Эраста: «Мне нельзя жить, - думала Лиза, - нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..». Исполнив в последний раз свой дочерний долг - передав матери деньги, Лиза бросается в пруд и погибает.

«Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом» - заканчивает свою повесть автор. Он всем сердцем на стороне своей героини, простою по происхождению, но необыкновенной по богатству души и способности чувствовать.

Но нужно отметить, что и Эраст, несмотря на свою избалованность и слабохарактерность, такой же «чувствительный» персонаж. Он по-своему любит Лизу, но бросить вызов своей среде не может. А также он не хочет совершенствовать свою душу, избавляться от недостатков, привитых ему средой. В наказание за это жизнь делает героя несчастным: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Нужно отметить, что, показывая гибель Лизы, автор отказывается от исследования причин ее несчастья, полагая, что в мире господствуют законы зла и несправедливости. История бедной девушки ценна, с его точки зрения, уже тем, что она располагает читателя к состраданию.

Мы понимаем, что автор в равной степени сочувствует обоим героям, он надеется, что в другом мире, где нет несчастья и несправедливостей, они воссоединятся и будут счастливы вечно: «Теперь, может быть, они уже примирились!»

Таким образом, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом сентиментального произведения в русской литературе. В ней автор на первый план вывел эмоциональную жизнь своих героев, их чувства и переживания. Кроме того, здесь наблюдаются начатки психологического анализа героев, обусловленность их характера средой.

В повести “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин поднимает тему любви простой девушки к дворнику. Идея повести заключается в том, что нельзя никому доверять и верить, кроме себя. В рассказе можно выделить проблему любви, потому что все произошедшие события были из-за влюбленности Лизы и увлеченности Эраста.

Главная героиня повести – Лиза. На внешность она была редкой красоты. Девушка была трудолюбивой, нежной, ранимой, доброй. Но, несмотря на ее ранимость, она никогда не показывала свою тоску, а казалась наоборот – спокойной и веселой. После смерти отца, ее мать ослабла, потому что Лизе приходилось работать день и ночь напролет, чтобы прокормить себя и мать. Она ткала холсты, вязала чулки, летом собирала ягоды, а зимой рвала цветы и продавала их. Лиза была слишком доверчива. Девушка думала, что их любовь взаимна, поэтому доверила ему свою невинность, как позже оказалось – напрасно.

Художественные средства в повести помогли писателю более точно описать быт того времени, героев, окружающий мир. В тексте используются эпитеты, олицетворения, гиперболы, риторические

вопросы, восклицания. Эпитеты – новые красоты, густо-зеленые луга, зажиточный поселянин, любезная Лиза. Олицетворения – воют ветры и другие. Риторические вопросы, восклицания – “Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?”, “Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!”, “Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом?”. Эти художественные средства создают выразительность мира произведения.

Повесть названа “Бедная Лиза”, так как Лиза пострадала от несчастной любви, ей не хотелось жить и она бросилась в воду.

Мне понравился рассказ “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина. Очень жаль Лизу и Эраста. Данное произведение заставляет задуматься о том, что не стоить бросаться в омут влюбленности не думая о последствиях.


(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. В повести Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею...
  2. Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” всегда вызывала интерес у читателей. Почему? Это трагическая история любви романтичной юной крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Сюжет этой...
  3. Поэтика сентиментализма отличалась от поэтики классициз­ма, стиля, который предшествовал сентиментализму. В произведениях классицизма за героями закреплена опре­делённая роль: они либо положительные, либо отрицательные. В “Бедной...

Рецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015».

Повесть «Бедная Лиза» известна всем без исключения. Вот только многие читают эту историю перед уроком литературы, а потом больше никогда не вспоминают. С одной стороны история Лизы для нашего времени уже утратила всю свою прелесть и трогательность, оставив лишь налет наивности и глупости юной души. А вот с другой стороны, такие произведения необходимо читать подрастающему поколению, чтобы они видели в жизни не только пошлость и разврат нашего времени, но и чистые настоящие чувства.

Читая впервые эту повесть, она не вызвала отклика в душе. Просто трогательная и трагичная история любви, а ещё наивная. Я не понимала Лизу и её чувств. Не понимала Эраста в его нежности и привязанности.

Прошли годы, и в какой-то момент остро захотелось прочитать что-то о любви – прекрасной и нежной. И сразу вспомнилась история Лизы и Эраста. И вот перевернув последнюю страницу, я задумалась. Что же со мной произошло за 10 лет? Что изменилось в жизни? Что случилось с моей душой, что эта история приобрела совсем другие краски и эмоции?

А в жизнь просто пришла любовь. Именно такая, которую описывал Карамзин, только со счастливым концом. Вспомнилась первая встреча с любимым и первые свидания.

В наше время очень редко встретишь чистую платоническую любовь. В наше время всё опошляется, и нет веры в искренние чувства. А ведь именно такие эмоции и любовь нужны для развития внутреннего мира. Только такая любовь окрыляет и дает возможность познать самого себя.

Лиза один из самых прекрасный образов в классической литературе, на мой взгляд. Её душа прекрасна и чиста. Она отдала себя любви полностью и без остатка, хотя и понимала, что из этих чувств ничего не выйдет. У них просто нет достойного будущего. И не смотря на это, всё равно любила и дышала только любовью. И даже в тот момент, когда платоническая любовь приобрела другие оттенки, Лиза осталась ей верна. Верна до последнего вздоха.

Мне сложно писать об Эрасте. Если он вначале предстал передо мной, как образец мужского благородства, но к концу этот образ смазался. И только сейчас я понимаю, что в то время не могло быть по-другому, да и сейчас всё случилось бы точно также. Эта история просто не может иметь счастливый конец. Эраст представитель аристократии и его удивительное чувство к Лизе возникло в какой-то мере из-за скуки, в чем-то из-за того, что в высшем свете просто не осталось места для чистой и искренней любви. Там свои правила игры, которые не принято нарушать. И, тем не менее, Эраст благороден. За всё время он ни разу не соврал Лизе, но всё же её предал. Он просто оказался трусом, который не нашел в себе смелости посмотреть единственному человеку, который его любил всем сердцем, в глаза и признаться в своем падении. Возможно, он знал, что Лиза не выдержит правды и просто скрывался от нее. И оказался прав.

А все думаю, чтобы было, если он признался сразу? Как тогда повела себя Лиза? Как бы сложилась дальнейшая судьба героев? Но не мне спорить с гением Карамзина.

И пусть сейчас повесть «Бедная Лиза» уже не привлекает столько читателей, пусть подрастающее поколение откровенно не понимает и насмехается над такими чувствами, пусть эта история наивна, что не трогает нас до глубин наших черствых душ, но поспорить с проницательностью и мудростью прошлого невозможно.

И по прочтению повести, сразу вспоминается фраза: «На чужом несчастье счастье не построишь». И приходит твёрдое и нерушимое осознание, что вся наша литература несёт в себе неисчерпаемый кладезь не только житейской мудрости, но и ценнейшие советы, которые могут уберечь от многих ошибок в жизни.