Open
Close

Рок полезен для ума, а попса - для дисциплины. Влияние рок-музыки на организм человека

Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику

Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику:

1. Жесткий ритм

2. Монотонные повторения

3. Громкость, сверхчастоты

4. Светоэффект

Ритм - одно из сильных способов воздействия на человеческий организм. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции (движения в ритм), от экстаза до галлюцинаций, от истерики до потери сознания.

Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового аппарата. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. Но главный удар направлен на те участки мозга, которые тесно связаны с половыми функциями человека. Барабанный грохот использовали вакханки, чтобы довести себя до неистовства, а также с помощью подобных ритмов в некоторых племенах осуществляли казнь.

Не менее сильному воздействию подвергается способность к анализу, здравому суждению, логике. Она оказывается сильно притупленной, а иногда вообще нейтрализованной. Именно в этом состоянии умственно-нравственного замешательства дается зеленый свет наиболее диким страстям. Разрушаются барьеры нравственности, исчезают автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты.

Особое внимание нужно уделить влиянию частот, употребляемых в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (15-30 герц) и сверхвысокими (80.000 герц) частотами.

Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, то способен вызвать у человека экстаз. При ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, похожий на наркотический. Преизбыток как высоких, так и низких частот серьезно травмирует мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.

Монотонные повторения . Рок-музыку можно обозначить, как монотонную, мотороподобную музыку, посредством которой слушатели могут впасть в пассивное состояние. Благодаря многократному прослушиванию воспитывается способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности. Может быть это не покажется на первый взгляд представляющим большую опасность, но вся беда в том, что состояние пассивности и отключения - это одно из важнейших средств вступления в связь с потусторонними силами.

Громкость. Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс. Громкость звука на площадке, где установлены стенки с мощными динамиками, используемые во время рок-концертов, достигает 120 дб, а в средине площадки до 140-160 дб. (120 дб. соответствует громкости рёва взлетающего реактивного самолета в непосредственной близости, а средние величины у плейера с наушниками составляют 80-110 дб.).

Во время такого звукового стресса, из почек (надпочечников) выделяется стрессовый гормон - адреналин. Такой процесс происходит при каждой стрессовой ситуации. Но воздействие раздражителя не прекращается и происходит перепроизводство адреналина, который стирает часть запечатленной в мозгу информации. Человек просто забывает, что с ним было или что он изучал, и умственно деградирует. Не так давно швейцарские медики доказали, что после рок-концерта человек ориентируется и реагирует на раздражитель в 3,5 раза хуже, чем обычно. При перепроизводстве адреналина происходит его частичный распад на адренохром. Это уже новое химическое соединение, которое по своему воздействию на психику человека сравнивается с наркотиком. Это своеобразный внутренний психоделический (меняющий сознание) наркотик, сходный с мескалином или псилоцибином.

Сам по себе адренохром более слаб, чем синтетический наркотик, но действия их сходны. Это галлюциногенные и психоделические наркотики. Однако, появление более слабого адренохрома в крови действует как раздражитель, вызывающий желание принять более сильную дозу, что и выполняется тут же во время концерта.

Светоэффект , Небезобидно и такое техническое оснащение рок-представлений, как светоэффект - лучи, время от времени прорезающие темноту в разных направлениях и имеющие разную конфигурацию. Многие считают их просто украшением концерта. На самом деле, определенное чередование света и темноты, особенно под громкую и сумбурную музыку, приводит к значительному ослаблению ориентации, снижению рефлекторной быстроты реакции. При определенной скорости вспышки света взаимодействуют с альфаволнами, которые контролируют способность к концентрации внимания. При росте частоты происходит потеря всякого контроля.

Вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, стимулируют механизмы, связанные с галлюцинаторными явлениями, головокружениями, тошнотой.

Если для светоэффекгов используется лазерный луч, то он может вызвать:

Ожог сетчатки,

Образование на ней слепого пятна,

Снижение ориентации,

Понижение рефлекторной быстроты реакции.

Итак, весь технический арсенал рока направлен на то, чтобы играть на человеческом организме, на его психике, как на музыкальном инструменте. Музыка, появившаяся среди нашей молодежи, как атомный взрыв, как бедствие, пришедшее в нашу среду, оказалась в состоянии тотально изменить индивидуальные характеристики человека. Она одновременно влияет на двигательный центр, эмоциональную, интеллектуальную и половую сферы деятельности человека. Невозможно в течение длительного времени подвергать себя воздействию рока и не получить глубокие психо-эмоциональные травмы.

Ниже перечислены возможные результаты воздействия рок-произведений на мозг человека:

1. Агрессивность.

2. Ярость.

4. Депрессия.

5. Страхи.

6. Вынужденные действия.

7. Состояние транса различной глубины.

8. Склонность к самоубийству. У подростков эта склонность начинает проявляться с 11-12 лет, но при прослушивании рок-музыки, эта особенность подростковой психики провоцируется или намного усиливается в более старшем возрасте).

9. Неестественный, принудительный секс.

10. Неспособность чётко принимать решения.

11. Непроизвольное движение мышц.

12. Музыкальная мания (желание постоянного звучания рок-музыки).

13. Развитие мистических наклонностей.

14. Социальная отчуждённость.

Это, конечно, вовсе не значит, что человек, страстно любящий рок, обязательно обладает всеми этими качествами, просто у него гораздо большая к ним предрасположенность, и при соответствующем сочетании других факторов, он обязательно будет подвержен этому влиянию. Кстати, рок-музыка, также может менять религиозные представления и ценности (особенно в детстве, когда они еще не полностью сформированы), а также стимулировать в человеке стремление к самоактуализации, самореализации, индивидуализму и выделению в обществе.

Тяжелый рок - музыка для угрюмых подростков, которые агрессивны и не слишком образованны. Классическую музыку предпочитают люди спокойные и утонченные, а попсу и R"n"B слушают тусовщики, любители повеселиться.

Вы думаете, это правда? Ученые уже много лет исследуют влияние музыкальных предпочтений на интеллект. Результаты их изысканий многих удивляют. На самом деле, поклонники поп-музыки трудолюбивы, а у рокеров самый высокий IQ.

В не столь далекие восьмидесятые годы рокеров в нашей стране приравнивали чуть ли не к сатанистам. Мрачные парни и девушки в кожаных куртках с заклепками наводили страх на окрестных бабушек и молодых матерей.

Из-за атрибутики и присущего рокерам бунтарского духа в сознании обывателей укрепился стереотип: поклонники этой музыки опасные, практически асоциальные личности. Людям культурным и образованным предписывалось слушать классическую музыку, в крайнем случае — блюз или джаз.

К поклонникам танцевальной музыки относились чуть более снисходительно, однако считали их бездельниками, которые только и могут, что развлекаться. Еще одно расхожее мнение гласило, что веселая музыка поднимает настроение, а печальные и мрачные мелодии, напротив, вгоняют в депрессию.

В какой-то момент вопросом заинтересовались ученые. Они решили проверить, действительно ли существует связь между музыкой и настроением, характером и даже уровнем интеллекта ее слушателей. Результаты их исследований оказались большим сюрпризом.

Во-первых, далеко не всем людям в плохом настроении рекомендуется слушать бодрящую попсу или мажорные классические произведения. Диссонанс между настроением исполнителя и его собственным способен вогнать человека в еще большую депрессию.

А вот надрывные песни дают ощущение сопереживания. Так что если ваш друг не в духе и слушает печальные баллады, не вините его в том, что он хочет растравить свою рану. Возможно, это его личный способ терапии.

Ранее ученые из университета Хэриот-Уотт в Эдинбурге во главе с профессором Адрианом Нортом, главой кафедры прикладной психологии, решили проверить также связь музыкальных предпочтений с интеллектом и характером слушателей.

В ходе исследования ученые опросили 36 тысяч человек из разных стран мира. Для определения уровня интеллекта добровольцев ученые использовали классические тесты на IQ, а также перечень вопросов по программе общеобразовательной школы.

Возможно, ученые задавались целью доказать подросткам, что слушать тяжелую музыку и рэп небезопасно для их мозга. Но результаты удивили самих исследователей.

"Один из фактов, который изумил нас больше всего, — это то, что поклонники классической музыки и тяжелого рока очень похожи", — признался Адриан Норт. На радость подросткам и к огорчению родителей, наиболее высокий интеллект продемонстрировали поклонники классической музыки… и рока!

"В обществе бытует стереотип поклонника тяжелого рока как человека, находящегося в глубокой депрессии со склонностью к суициду, принято считать, что рокеры — опасные элементы общества. На самом деле, они безобидны, и даже полезны для социума в целом. Это очень тонкие натуры", — подчеркивает ученый.

Впрочем, как показывает жизнь, во взрослом возрасте многие рокеры приобщаются к классическим произведениям, притом не отказываясь и от любимого металла. Неудивительно, что характеристики поклонников обоих жанров оказались схожи. "И те, и другие — личности творческие, непринужденные, но не очень общительные", — говорит Норт.

Самыми недалекими были признаны поклонники рэпа, хип-хопа и r"n"b — они показали самые низкие результаты IQ-тестов. Зато они, как и поклонники рэгги, демонстрируют завидно высокую самооценку и коммуникабельность. Не страдают самоедством поклонники джаза и блюза — их самооценка тоже высока.

0

Больше всего кластер молекул при слове СПАСИБО понравился:) Жалко, что на Чайковского из классиков не было экзамплов у них, обожаю его. А еще джаз, танго, фадо и много чего еще:)

Психологическое воздействие рока так же разнообразно, как и он сам, и как его поклонники. Одним рок-музыка дает разрядку эмоционального напряжения, яркие телесные переживания. Другим – чувство внутреннего, психологического освобождения, отключение от прозы будней. Третьим – ощущение коммуникативной легкости, слияния с группой.

Рок-музыка – это всеподавляющая сила звука

Особенность рок-музыки – это чудовищная, всеподавляющая сила звука. Усиление звука и в классической музыке – одно из средств достигнуть эмоционального напряжения. Благодаря мощным электроусилителям музыка воспринимается уже не только слухом – все тело выступает как бы в качестве резонатора, концентрируя через музыку все эмоциональные силы индивида. Звучащее пространство как бы простирает шатер над слушателями, их переживания становятся общими. Под эту музыку невозможно отвлечься, разговаривать. Она обволакивает и порабощает слушателей, отрезает их от внешнего мира , внушая чувство взаимосвязанности и сопричастности. Кажется, что звук идет отовсюду и создает его не только оркестр, но и все находящиеся в зале. Нередко такое соучастие бывает действенным (ритмические движения, выкрики, аплодисменты).

Выделенное связано с первым параграфом, все тело резонирует (тело на 90% состоит из воды). И подумаем логически: если в теле были зафиксированные зажимы, и напряжения в результате негативного эмоционального опыта, негативной информации, и, я так предполагаю, в водной среде организма это отражается в виде образования нехороших структур, то что может произойти с прослушиванием рок музыки в таком состоянии? Скорее всего эти нехорошие структуры разобьются под влиянием мощной волны такой музыки. Я хэви метал не люблю, но периодически что-нить полегче прослушиваю. И вот что заметила, если напряжена, расстроена, в стрессе - у меня такая музыка трансформирует накопленный или одноразовый негатив в бойцовский энергетический заряд, т.е. негативные энергии трансформируются и создают здоровый тонус в организме, хочется творить, делать, доделать что было недоделанным, поработать, создать, сотворить и все такое - энергии марса пошли в нужном направлении:))

Амбивалентное влияние музыки

Музыка, как известно, может быть как мощнейшим орудием духовно-нравственного совершенствования, так и средством инфернально-демонического (адского) обольщения человека. Как считает М.И. Светов, «само появление рок-музыки в 50-х годах ХХ столетия ознаменовалось вспышкой самоубийств и поистине психической эпидемией, разрушающей те моральные барьеры, которые призваны сдерживать животные и низменные наклонности человека» .

Ну нет, здесь я не согласна, какие-то среднивековые термины пошли... адское обольщение... Просто эта музыка может вытащить из подсознания глубинные ощущения, животные, инстинктивные - для меня лично, это повод для самопознания... и у многих так, я думаю... А вспышка самоубийства... ну возможно РОК выступил здесь просто катализатором для людей, с неуравновешенной психикой, с проблемами какими-то, с которыми они может быть долгое время пытались разобраться и так и не смогли... С термином психической эпидемии тоже не согласна - просто музыка позволила тому поколению порушить традиционность и стереотипы общества, поэтому все законсервированные люди именно так со стороны это новое течение и воприняли...

Серьезно увлекающихся рок-музыкой (рокеров) нередко сравнивают с наркоманами. И это не случайно. Они уже не могут отказаться от рок-музыки, при- чем во все увеличивающихся дозах.

То же самое могу сказать, про духовную музыку, молитву и медитацию. Если нырнуть в это и серьезно увлечься - это наркотик... Или скажем любимое дело - тоже наркотик... Или любовь - наркотик... Или секс с любимым человеком - наркотик... А потребление пищи насущной - вообще самый страшный наркотик... без нее никак... зависимость однако...

«Рок – это как наркотик»

Как пишет М.И. Светов, один японский рокоман бесхитростно признался: «Рок – это как наркотик, только не преследуется законом и значительно дешевле ». Возникает необходимость слушать постоянно все новые и новые записи. Рокер, как и наркоман, идет на все, чтобы получить свою «порцию» рока, поэтому головокружительно набирает оборот рок-индустрия, дающая возможность поддерживать музыкальную «дозу». Без рок-подпитки рок-зависимые превращаются в социально опасный элемент, на чем превосходно играют определенные экстремистские силы. Не случайно медики задумались над новым диагнозом – «музыкальный наркоман ». А некоторые американские ученые говорят однозначно: «Рок не является безобидным времяпрепровождением, это – наркотик не менее смертельный, чем героин, обрывающий жизнь нашей молодежи».

А не голословное ли это утверждение? Я знаю, что фанаты футболы - однозначно зрелище-зависимые и социально опасные элементы и постоянно эти драки, стычки, убийства на этом фоне... Почему футбол у врачей такого переживание не вызывает... Стычки на рок-концертах может тоже случаются, но как-то меньше о них слышно чем о футбольных... Да в 90 годы помню молодежь наша рокеры с попсовиками дрались, ну и что? Обычные уличные драки, в период горомального взрыва только повод дай... Да и вообще 90 годы - это нечто, своя специфика... так что не убедил автор... может если сравнительная статистику в пользу данного утвеждения будет... тогда можно будет задуматься...

Каким образом достигается влияние рок-музыки на человека? Ритм, частота чередования света и техники, нагромождение звуков – все направлено на разрушение человеческого существа, его насильного перелицовывания, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев. Ритм приобретает наркотические свойства. Если он кратен, например, полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15– 30 герц), то способен вызывать у человека экстаз. При ритме же равном двум ударам в секунду и на тех же частотах слушающий впадает в танцевальный транс, который сродни наркотическому.

Ой ой ой... а у древних людей психотерапия такая вроде была: в свете костра, под ритм барабанов наплясаться, впасть в экстаз и на охоту на мамонтов, тигров, медведей, ну или после охоты напряжение снять... Ну у нас тигров - медведей нет, как реалий жизни... зато есть стресс на работе, в метро, на дорогах, дома, из ТВ... Почему современными свето-ритмами нельзя воспользоваться? Знаю девочку одну, очень чувствительная и восприимчивая, стрессонеустойчивая - в таких ситуациях вытаскивает себя из негативных состояний только прослушиванием рока... пару-тройку дней "пооткисает" и в себя приходит...

А вообще все индивидуально и доза и напрвление... если человеку нужна эта музыка, значит она ему нужна...

Рок-музыка, как известно, возникла на основе негритянских идолопоклонений, первобытных мистических песнопений. Африканские колдуны неплохо знали гипнотизирующее воздействие ритмической громкой музыки. Свойственный ей бит-ритм вызывает в организме определенные изменения - меняет пульс, дыхание, содержание сахара в крови, возникает нервное возбуждение: «...когда удары музыкального ритма начинают вдруг совпадать с ударами вашего сердца, создается впечатление, что внутри вас раскачивается тяжелый колокольный язык, который лупит о ваши ребра, о все ваши клетки, и все гудит и звенит, и не то вы сейчас сорветесь с места и начнете неистовствовать в своих движениях, не то взорветесь и разлетитесь на мелкие части...

Как бы плотные пулеметные очереди трассирующих пуль (пучками, пучками) били из дальнего угла по арене, по танцующим людям, по нашим столикам. И все это,- вертящиеся фонари, зайчики, пучки света, залпами вспыхивающие и гаснущие лампы, все эти вихри снега, пурга, буран разноцветных огней - все это подавалось в бешеном ритме, в мигании, соответствующем неистовому ритму музыки, звучащей на пределе возможностей громкости, так что уже не поймешь, то ли мир кружится вокруг тебя, то ли ты сам вовлечен в неудержимом кружении, сойдя с ума, вывернувшись наизнанку, освободившись от всего, что делало тебя до сих пор просто ходящим и просто говорящим человеком» - так писал В. Солоухин в рассказе «Нью-Йорк. Дискотека» на заре рок-музыки.

Ныне восприятие этой музыки становится иным. Ведь уже не одно поколение людей воспитано в атмосфере массового рока, и знание его истории, ведущих направлений, ансамблей, певцов считается весьма престижным в молодежной среде.

Здесь мы подробнее остановимся на некоторых негативных психосоциальных сторонах рок-культуры, связанных с вопросами нравственного воспитания, а также на воздействии рок-музыки на организм человека. Этолог, доктор биологических наук В. Дольник считает, что если массе удалось создать мощный ритм - она едина. Вспомните чудо рождения синхронного ритма аплодисментов в огромном зале. В этом есть что-то от наших далеких предков, от чувства стадности. Ребенок пробует играть в «ладушки» раньше, чем начинает говорить. К этому близки и музыкальные компании - «пошумелки» подростков. Современная поп-музыка распространяется, видимо, в связи с потребностью организовать такую компанию. Здесь действует механизм внеразумного общения, подсознательного единства. Корни массового увлечения рок-музыкой нужно искать и в ряду причин массового пьянства и сходных с ним явлений. «Истерика рока,- пишет журналист М. Дунаев,- это крик души ожесточившегося потребителя, не сумевшего найти подлинную цель жизни. И это подтверждает примитивность, бессмысленность, скудность песенного словаря отдельных рок-композиций. «О-о-о! Ты и я! О-о-о! Я и ты!..» - повторяется многократно в одной из рок-песен. Сам термин рок-н-ролл (буквально: скала - движение или утес в прибое) - это жаргонное словечко негритянских гетто Америки, обозначающее движения человеческого тела во время сексуального акта. «Король рока» Элвис Пресли возбуждал ждущую острых ощущений молодежь непристойными жестами во время своих выступлений. Кстати, он, как известно, превратился в деградировавшего наркомана и очень скоро погиб от этого порока.

В разное время прямыми и косвенными жертвами употребления наркотиков становились такие знаменитости рок-музыки, как певица Джанис Джоплин, гитарист группы «Роллинг Стоунз» Брайан Джонс, ударник группы «Ху» Кит Мун, гитарист-виртуоз Джимми Хендрикс, солист группы «Дорз» Джим Моррисон, ударник группы «Лед Зеппелин» Джон Бонем и другие. Одно из направлений - «панк-рок» зовет к самоубийствам и насилиям, преступлениям и наркотикам: «Я убиваю детей, которых я люблю видеть окровавленными. Я заставляю рыдать их мам и давлю их автомобилями. Я кормлю малышей отравленными конфетами»,- поют под гром и визг панки из группы «Мертвый Кеннеди». Почему же молодые люди мчатся тысячами на стадион, на дискотеки, где в реве децибелов, ритме электронных гитар получают иллюзию общения, коллектива, идеала, смысла жизни? Известно, что музыка, как и прочие виды искусства, воздействует на личность на четырех уровнях: физиологическом (недаром музыку сейчас применяют в операционных), эмоциональном (влияние на настроение), интеллектуальном («под хорошую музыку хорошо думается...»), духовно-нравственном. Рок - социальное явление, а не просто музыкальный жанр. У нас в стране потребителями поп-музыки являются более 90% городских школьников. Композитор К. Волков отмечает, что термин «музыкальная наркомания» уже не только идеологический, но и медицинский, поскольку такая музыка в условиях свето-цвето-шумовой дискотеки не только возбуждает нервную систему, но и находит определенный резонанс в клеточных структурах организма, что субъективно ощущается как одурманивание, наркотический эффект, а в перспективе ведет к нервно-психическим аномалиям. Доктор психологических наук А. Попов и Е. Саволей проанализировали связь рок-музыки с процессами в организме и психике человека. Отмечено повреждение органов зрения, слуха, функции спинного мозга, эндокринной и нервной системы слушателей. Это во многом связано с громкостью звучания рок-музыки, лежащей за пределами психофизиологической нормы. Напомним, что звук громче 90 децибелов уже становится вредным, а звучание рок-музыки достигает вблизи оркестра 120 децибелов.

Вследствие того, что определенные виды современной развлекательной музыки - сильные раздражители, вызывающие выделение стресс-гормонов, «стирающих» часть запечатленной в мозгу информации и способствующих нарушению нервно-мышечной координации, возникновению невроза, а также необузданных порывов. Модуляция частоты ритма, музыки и чередование света и темноты вызывают ускорение сердечного пульса, увеличение адреналина в крови. Исследователи показали, что при частоте 6 - 8 колебаний в секунду теряется глубина восприятия, а при частоте 25 колебаний в секунду вспышки света совпадают с частотой биотоков мозга, что ведет к потере ориентации и контроля над своим поведением. Не исключено и действие высокой частоты в диапазоне ультразвука. Когда мозг подвергается такому воздействию, то в нем происходят биохимические реакции, аналогичные тем, которые вызывает введения морфия. Высокочастотных составляющих особенно много в металл-роке. Некоторые специалисты считают, что рок-музыка вызывает стрессовую реакцию и, соответственно, Повышенное производство антистрессантов, т., е. природных наркотикоподобных веществ. Усиление деятельности таких систем зачастую приводит как бы к самонаркотизации. В случаях же, когда возникших антистрессантов оказывается недостаточно, человек начинает вводить их в организм дополнительно. Попросту говоря, культивируя рок, мы тем самым косвенно развиваем наркоманию.

Музыка – великая сила человечества. В ней не только талант и культурное наследие, но и источник эмоций человека. Каждый жанр музыки оказывает свое воздействие на здоровье и психику человека.

Музыка окружает человека с древних времен. Звукам, которые первобытные люди слышали вокруг, придавали сакральное значение, а со временем научились извлекать мелодии из первых музыкальных инструментов.

Первые ударные музыкальные инструменты появились в эпоху палеолита — использовали их в ритуальных целях, а первый духовой музыкальный инструмент, флейта, появилась около 40000 лет назад.

Так, еще с древних времен музыка стала неотъемлемой частью жизни человека. Главнейшим применением музыки в древности было сопровождение ритуала.

Сакральный смысл музыки отслеживается в направлении фолк, к которой применяется термин «доисторическая». Доисторической является музыка аборигенов африканских, американских и других коренных народов.

Каждый праздник и ритуал сопровождали определенные комбинации звуков и мелодии. Звуки музыкальных инструментов сигнализировали о начале битвы.

Целью исполнения музыкальных композиций было поднятие боевого духа, воззвание к богам, оповещение о начале действа или об опасности.

Доисторический период музыки завершается с появлением письменной музыкальной традиции. Первые музыкальные произведение записаны клинописью в Месопотамии. С разнообразием музыкальных инструментов, произведения усложнялись.

Учеными доказано, что музыка абсолютно точно отображает состояние развития культуры и мировоззрения на каждом этапе эволюции социума. Уже древние греки описали технику полифонии.

Средневековая музыка была разнообразна. Выделялись церковные и светские произведения. Первый тип отображал духовность народа, а второй – эстетические идеалы того времени.

Жанровое разнообразие современной музыки позволяет выбрать композицию себе по духу. Но почему нам нравятся те или иные произведения? Человек воспринимает музыку через призму нескольких факторов: национальная принадлежность, эмоциональное состояние, индивидуальные особенности.

Каждый жанр по-разному воздействует на психическое и физическое состояние человека. Древнейшие исследования утверждали, что музыка влияет на интеллект, тело человека и его духовную сущность.

Современные исследования осуществили изучение этого влияния:

  • воздействие звуков определенных музыкальных инструментов;
  • влияние традиционных мелодий;
  • современные направления и психологическое состояние человека;
  • воздействие произведений определенных композиторов;
  • музыкальный жанр и его влияние.

Воздействие на психику и настроение

Настроение – постоянное, непрерывное эмоциональное состояние человека. От него зависят наши действия и поступки. Конкретная вещь или действие глобально на настроение повлиять не может – формирующим фактором настроения является жизненная ситуация в целом.

Современная психология выделяет такие факторы перемены настроения:

  1. События . Они могут зависеть от человека или формироваться независимо от него.
  2. Слова , сказанные человеку и сказанные им самим.
  3. Сфера внутреннего мира человека: то, что человек думает, переживает, как он относится к определенным действиям других людей и событиям в мире.
  4. Действия . То, на что человек готов тратить свои усилия.
  5. Плохое настроение приводит к тому, что события в жизни человек воспринимает в мрачных тонах, через негативизм. В состоянии пониженного эмоционального тонуса многие обращаются к любимой музыке.

Стоит отметить, что влияние каждого жанра – индивидуально и во многом зависит от личного восприятия. Психологическое воздействие оказывают:

  • ритм музыки;
  • разнообразие тональностей;
  • громкость;
  • частоты;
  • дополнительные эффекты.

Классика

Классическая музыка влияет на человека, придавая жизненных сил, стойкости. Понижает тревожность, вероятность депрессии, раздражительность. Способствует усвоению знаний.

Исследования показали, что произведения некоторых композиторов вызывают определенные реакции у большинства испытуемых:

  1. Бах и его «Итальянский концерт» понижает негативные чувства злобы и обиды.
  2. Чайковский и Бетховен написали шедевры, которые способствуют здоровому сну, понижают раздражительность.
  3. Моцарт и его произведения помогают бороться с раздражительностью и головной болью.

Рок, металл

Тяжелая музыка усиливает эмоции – и негативные, и позитивные. Рок заряжает энергией, но нарушает внутреннюю уравновешенность, искажает ритмы.

Исследования влияния рока на психическую сферу человека показало, что ритм и монотонность большинства произведений имеют негативный последствия. Особенно это проявляется в возрастной группе 11-15 лет.

Поп

Учеными доказано, что поп музыка негативно влияет на внимательность и память из-за монотонности ритма.

Рэп, хип-хоп

Рэп, согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса.

Джаз, блюз, рэгги

Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность. Джаз – нарушает внутреннюю гармонию. Джаз считается музыкой, которая оказывает скорее негативное влияние. Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности.

Клубная, электронная

Современная клубная и электронная музыка понижает способность к обучению, негативно влияет на интеллект. В некоторых случаях, повышает раздражительность, напряженность.

Музыка в жанре «соул» напоминает о чувствах, часто нагоняет тоску. Народная музыка, фолк – повышает общий эмоциональный тонус, поднимает настроение.

Музыка и здоровье

Целительная сила музыки была известна еще Пифагору – древнегреческий философ и математик сделал первую попытку изучить ее воздействие на человека. Определенные комбинации звуков способны менять общее состояние человека – первые научные доказательства этого были предоставлены учеными в XIX веке.

Применять музыку в качестве лекарства впервые предложил психиатр Эскироль. С тех пор «музыкотерапия» активно используется для лечения и реабилитации пациентов.

В ХХ веке врачи исследовали способность музыки обезболивать, исцелять язву и туберкулез. Наиболее популярным стало использование мелодий в качестве анестезии.

Вторая половина ХХ века подарила науке исследования воздействия музыки на сердечнососудистую систему, кровообращение, дыхание, гормональную регуляцию. Центрами современной музыкотерапии является США, Германия, Швейцария.

Мелодии, продуцируемые разными музыкальными инструментами, отличаются воздействием на состояние человека:

  1. Фортепиано : воздействие на щитовидную железу, почки, мочевой пузырь, психику. Звуки этого клавишного инструмента оказывают целебное, очищающее воздействие.
  2. Ударные (барабаны, бубен, тарелки, кастаньеты, литавры, колокольчики): нормализация работы сердца, печени, системы кровообращения.
  3. Духовые (труба, кларнет, флейта, фагот, гобой): благотворное влияние на систему кровообращения, дыхательную систему.
  4. Струнные (арфа, скрипка, гитара): положительное влияние на работу сердечнососудистой системы. Оказывают воздействие на эмоциональную сферу.

Благотворное влияние классической музыки на мозг человека подтверждено многими исследователями. Классика улучшает память, восприятие информации, помогает при ревматизме.

Согласно наблюдениям врачей-хирургов, благодаря классической музыке организм работает гармоничнее.

Установлена связь классической музыки и лечения сахарного диабета. Классические произведение способствуют формированию костного скелета ребенка.

Разная музыка способна оказывать различное воздействие в зависимости от настроения, эмоционального тонуса, состояния здоровья человека.

  • В Великобритании появился первый курс музыкотерапии. В 60-е годы ХХ века его испытали. Был открыт Центр музыкотерапии.
  • Музыка способствует расслаблению мышц, лечению ожирения.
  • Исследования показали, что прослушивание музыки во время спортивных тренировок повышает результативность на 20 %.
  • Ритм музыки может быть опасным: вызывать брюшную и головную боль.
  • Силу музыки давно используют в торговой сфере. Определенные мелодии способны расслаблять покупателя или повышать его энергичность. Эту технологию можно наблюдать в супермаркетах: в «час пик» играет энергичная мелодия, в другое время – музыка спокойнее.
  • Резонанс от колокольного звона убивает палочки тифа, возбудителей инфекционных заболеваний.

Музыка способна оказывать влияние на психическое и физиологическое состояние человека. Сила мелодии – в тональности, ритме, громкости. Любое музыкальное произведение, которое вы выбираете для прослушивания, повлияет на настроение, эмоциональный тонус, здоровье.

Видео: Влияние музыки на IQ

Видео: Музыкальные пристрастия расскажут о характере. Рок