Open
Close

Самые интересные памятники мира. Необыкновенные памятники мира

Пугающая фотография, не находите? Немного не по себе становится, когда всматриваешься в черты лица зовущей Родины. Но это памятник отнюдь не праздный, и эмоции, которые изобразил скульптор, безусловно оправданны. 50 лет назад состоялось торжественное открытие памятника в Сталинграде. С историей ее создания связано несколько интересных фактов.

Во-первых, Родина-мать не одна. Ее точная копия (правда, в уменьшенном масштабе) находится в Москве, на Тимирязевской улице, рядом с домом скульптора Евгения Вучетича. Ее, правда, оень плохо видно из-за забора, но несколько фотографий в сети найти можно. Там же находится копия головы статуи - уже в натуральную величину.

Во-вторых, работа над Родиной-матерью длилась около 9 лет, и скульптору Вучетичу пришлось пройти через все круги бюрократического ада, чтобы согласовать проект, который бесчисленное количество раз отвергали разноранговые чиновники. Изначально предполагалось, что доминантой мемориального комплекса станет скульптура изображающая женщину, склонившуюся над погибшим советским воином. Впоследствии эту идею использовали для статуи "Скорбь матери о сыне", которая и по сей день стоит на Мамаевом кургане.

В-третьих, огромные размеры скульптуры обусловлены... холодной войной. Никита Хрущев приказал во что бы то не стало сделать скульптуру выше, чем Статуя Свободы.А разве можно спорить с генсеками? Высота американской статуи - 46 метров; Родину-масть сделали 52-метровой (и это без учета меча!).

В-четвертых, открытие памятника стало настоящим праздником, на который собрались первые лица государства. Но сам скульптор не приехал. Почему? Дело в том, что Вучетич был контужен на войне и потому не мог выступать на публике - у него начинался тик. А широкие массы об этом не знали. Что бы подумали люди, если бы скульптор на церемонии отказался выступать и принимать поздравления? Поэтому Вучетич вместе с семьей наблюдал за трансляцией открытия по телевизору.

Кажется, памятник Неизвестному солдату был у стен Кремля всегда. Кто сейчас вспомнит, что было на месте мемориала, на месте, где люди молча останавливаются и вспоминают, кому обязаны своей жизнью. Кто сейчас вспомнит, как вечный огонь оказался в Александровском саду? В День Неизвестного солдата мы публикуем факты из истории создания мемориала.

Создать мемориал всенародного значения — памятник Неизвестному солдату — решили к 25-летию разгрома немецких войск под Москвой.


В свое время Брежнев не одобрял установку мемориала в Александровском саду. Ведь на этом месте уже стоял монумент с долгой историей — памятник революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся. В 1918 году по инициативе Ленина в него переделали обелиск в честь 300-летия династии Романовых.


Трудно было решить, кого именно хоронить у стен Кремля. Выбор пал на останки воина из братской могилы, как раз обнаруженной в те дни под Москвой. Форма без знаков отличия и с ремнем подтверждала, что солдат не был дезертиром. Пленным боец тоже не мог быть, так как до этого места немцы не дошли. Документов при солдате найдено не было, а значит прах его был действительно «неизвестным».


Мемориальный комплекс «Штыки» под Зеленоградом — братская могила, из которой был перенесен прах неизвестного солдата для захоронения в Москве

2 декабря 1966 года останки солдата поместили в гроб, увитый оранжево-черной лентой. А на следующий день в 11 часов 45 минут гроб установили на открытую машину, которая двинулась по Ленинградскому шоссе в Александровский сад.


В то утро вся улица Горького (ныне Тверская), по которой кортеж двигался к Манежной площади, была заполнена людьми. 3 декабря 1966 года под артиллерийский залп прах Неизвестного солдата был торжественно погребен.


Мемориал Могила Неизвестного солдата был открыт спустя год — 8 мая 1967 года. Памятник представляет собой надгробную плиту, покрытую бронзовым боевым знаменем. На знамени лежат солдатская каска и лавровая ветвь, также изготовленные из бронзы. В центре мемориала горит Вечный огонь славы.


Могила Неизвестного солдата , 1976 год . Фото: my_journal_omsk

Вечный огонь был доставлен на бронетранспортере с военного мемориала на Марсовом поле в Ленинграде. Зажег его на Могиле Неизвестного солдата Леонид Брежнев, приняв факел из рук Героя Советского Союза Алексея Маресьева.


Вечный огонь на Марсовом поле. Фото: Dean Jackson

Рядом с огнем расположена надпись: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

7 выбрали

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс "Россия 10", дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, "деревянные кружева". По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

Главная историческая ценность Руси - руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них - Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни...шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров - отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек - весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз - прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо - и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь - храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие - в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

Церковь Покрова Божией Матери - прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник "Тысячелетие России"

Монумент "Тысячелетие России" был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов - М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

сайт вспоминает интересные факты о знаменитом московском монументе.

Освободители

Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский - руководители второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время. Оба они являются русскими национальными героями, так как принимали важнейшее участие в освобождении Москвы от польско-литовских оккупантов в 1612 году.

В 1803 году научные и культурные деятели России выступили с идеей начать сбор средств на постройку памятника, посвященного героям. Изначально его планировалось поставить в Нижнем Новгороде - городе, где собиралось народное ополчение. Вскоре скульптор Иван Мартос приступил к работе над проектом. Идею возведения памятника всецело поддерживал император Александр I.

Чуть позже было решено установить монумент в Москве, городе, который освободили герои. А в Нижнем Новгороде планировалось поставить мраморный обелиск, посвященный Минину и Пожарскому.

Двойной повод

На самом деле памятник Минину и Пожарскому символизирует два события - освобождение Руси от иноземных захватчиков в 1612 году и победу в Отечественной войне 1812 года, которая также вошла в историю как «народная война». Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы. Скульптурная композиция появилась на Красной площади лишь 4 марта 1818 года.

1100 пудов меди

Работы по созданию памятника начались в 1812 году, вскоре после победы русских войск над французами в Отечественной войне. Отливка была поручена петербургскому мастеру Академии художеств Василию Екимову. Отливка была выполнена 17 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди, которую плавили на протяжении 10 часов. Изготовление столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые европейской истории.

Изначально памятник был расположен в центре Красной площади Фото: Commons.wikimedia.org

Гранит вместо мрамора

Изначально планировалось использовать под постамент сибирский мрамор. Однако транспортировать такой груз было настолько трудно через пол-России, что решение изменили. Вместо мрамора взяли гранит, которого было в достатке вокруг Санкт-Петербурга. Огромные камни доставили в Северную столицу с берегов Финляндии. Пьедестал был изготовлен камнетесом Самсоном Сухановым.

Долгий путь

Памятник был очень тяжелым, транспортировать его по дорогам не представлялось возможным. Поэтому доставку из Петербурга в Москву было решено осуществлять водным путем на кораблях. Перевозка заняла несколько месяцев: старт 21 мая, прибытие в Москву 6 сентября 1818 года. По пути останавливались в Нижнем Новгороде. Сначала скульптурную композицию везли через Мариинский канал до Рыбинска, оттуда по Волге до Нижнего Новгорода, где памятник задержался на некоторое время в знак уважения к роли новгородцев в Смутное время. Затем транспортировка продолжилась вверх по Оке до Коломны, а оттуда по Москве-реке до Краснохолмского моста.

Сыновья в роли натурщиков

Изначально скульптор Мартос задумывал обоих героев стоящими на постаменте во весь рост, однако позже был вынужден изменить свой замысел. Первоначальная идея вызвала недовольство среди некоторых государственных лиц. Дело в том, что Дмитрий Пожарский был князем, а Кузьма Минин - простолюдином, которому не полагалось стоять рядом с князем.

А позировали Ивану Петровичу Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского его собственные сыновья.

Авторы величественного памятника получили высокие награды. Так, Ивану Мартосу было присвоено звание действительного статского советника и пожизненная пенсия в размере 4 тыс. рублей в год. Литейщику Василию Екимову по приказу императора была выплачена премия 20 тыс. рублей и вручен орден Анны II степени.

Сердце отечества

В 2005 году композиция появилась в Нижнем Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org

Изначально памятник был открыт перед зданием нынешнего ГУМа на Красной площади. Фасадной частью он был обращен к Кремлю. Минин указывал Пожарскому на Кремль, призывая его прогнать поляков из Москвы. По замыслу автора, Москва и Кремль, на который указывает Минин, едины и олицетворяют сердце Отечества и святыни духовного и материального характера.

Но в 1931 году композицию было решено перенести, так как она мешала проведению парадов боевой техники на Красной площади и строительству мавзолея Ленина. Минина и Пожарского перенесли к собору Василия Блаженного.

Уменьшенная копия

В 2005 году Минин и Пожарский, наконец, появились и в Нижнем Новгороде. Копия памятника работы Зураба Церетели установлена под стенами Нижегородского кремля. Нижегородская композиция на 5 сантиметров меньше московского оригинала.

Памятники - история и интересные факты

Чтобы увековечить память о выдающихся личностях и событиях с древних времен люди устанавливают памятники. Правда, они не имели тот вид, как современные. В те далекие времена, часто это были необработанные или грубо обработанные каменные глыбы. Именно эти своеобразные архитектурные сооружения и положили начало происхождения памятников.

Спустя несколько веков, в Древнем Риме появились первые полноценные памятники, которые выполняли и мемориальную функцию. Такие, как конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны. В Европе, в средневековье, сначала воздвигали каменные кресты, а в дальнейшем появилась и традиция возведения храмов-памятников. Они сочетали в себе, как мемориальную, так и культовую функции. В допетровской Руси также имели место такие культовые постройки. Примером может послужить храм Василия Блаженного в Москве, который был воздвигнут в честь победы над Казанским ханством.

В эпоху Возрождения, в Европе начали появляться первые памятники - статуи. Их образцом послужили древнеримские памятники императорам. В XVIII-XIX веках в мемориальных целях возводятся и большие мемориальные сооружения. Получают распространение и триумфальные арки, которые создавались опять же по образу и подобию древнеримских. В это время начали сооружаться памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям. А в 19 в. большой популярностью стали пользоваться памятники литературным героям.

В прошлом столетие и начале этого актуальными становятся мемориальные комплексы . Эти ансамбли занимают обширную территорию, на которой находится несколько монументальных скульптур. Их можно заказать в компании "Свежий взгляд". которая занимается проектированием и созданием комплексов любых масштабов. Услуги предлагаются по выгодным ценам. Подробную информацию можно узнать на сайте компании. Если вы хотите сделать заказ, то напишите сообщение или закажите обратный звонок. В последние десятилетия появились и небольшие "камерные" памятники-статуи. Они не имеют идеологического содержания, их выполняют в натуральную величину и устанавливают без постаментов, прямо на земле.

Несколько интересных фактов о памятниках России

- В России впервые был воздвигнут постамент Петру Великому ("Медный всадник") по приказу Екатерины II, в 1782 г. Так было положено начало отечественной монументальной скульптуре.

- В 1818 г. появился на красной площади монумент Минину и Пожарскому на Красной площади. Он стал первым памятником, который был воздвигнут не в честь царя, а во славу народных героев. Сначала его хотели поставить в Нижнем Новгороде.

- Со второй половине XIX в. статуи царей и выдающихся деятелей начали ставить не только в столице, но и в губернских городах.

- Самым старым воинским мемориалом России является Храм-памятник погибшим воинам при взятии Казани в 1552 г.

- В Санкт-Петербурге находится единственный в лире конный монумент, который имеет две точки опоры - это памятник Николаю I на Исаакиевской площади. (Работа Петра Клодта)

Интересных фактах о памятниках есть очень много и всегда интересно узнать о них. Значение памятных мемориалов очень велико и для нас важно, как сохранить память о предках и их подвигах.