Open
Close

Самые известные клоуны в ссср и россии. справка

Советские клоуны считались одними из лучших на планете. Цирк в Советском Союзе был отдельным видом искусства, который пользовался огромной популярностью. Многих клоунов и сейчас вспоминают те, кто лично застал их на первых выступлениях. О самых известных из них расскажем в этой статье.

Среди советских клоунов один из самых известных - народный артист СССР, кумир нескольких поколений советских любителей юмора и смеха Юрий Никулин. Он родился еще в Смоленской губернии в 1921 году. Его родители были артистами, так что судьба Юрия оказалось во многом предопределена.

В 1939 году сразу после окончания школы его призвали в армию. Во время Великой Отечественной войны воевал под Ленинградом. В 1943-м подхватил воспаление легких, долго лежал в госпитале, после выписки практически сразу получил контузию во время одного из авианалетов на Ленинград.

После войны пытался поступить во ВГИК, но его не приняли, не обнаружив в нем актерских способностей. Поэтому Никулин отправился в школу-студию клоунады, которая работала при столичном цирке на Цветном бульваре. Это стало его пристанищем на несколько десятилетий.

В 1948 году знаменитый советский клоун дебютировал в паре с Борисом Романовым в номере под названием "Натурщик и халтурщик", которым сразу покорил зрителей. Какое-то время работал ассистентом у Карандаша. Познакомился с Михаилом Шуйдиным, с которыми отправился в гастроли по всей стране набираться опыта работы в цирке.

С Карандашом Никулин проработал два с половиной года, после этого ушел вместе с Шуйдиным из-за конфликта. Начав выступать самостоятельно, они составили знаменитый на всю страну дуэт, хотя были совершенно разными по типу и характеру артистами.

Среди клоунов Советского Союза Никулин был одним из самых популярных. В родном цирке он проработал полвека, став его символом, сейчас на Цветном бульваре даже установлен памятник знаменитому артисту.

При этом блестящую карьеру он параллельно сделал в кино, сыграв в популярных комедиях "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука".

В цирке он перестал выступать, только когда ему исполнилось 60 лет. В 1981 году он официально ушел со сцены, начав работать главным режиссером цирка на Цветном бульваре. В 1982 году занял пост директора цирка. При этом известном советском клоуне цирк расцвел, было построено новое здание, открытие которого состоялось в 1989 году.

Юрий Никулин был популярен не только в большом кино, но и на отечественном телевидении. В 90-е годы выходила его передача под названием "Белый попугай". Она собирала вместе известных и заслуженных артистов, которые рассказывали свои самые любимые анекдоты и забавные истории из собственной карьеры. Коронными всегда были анекдоты, которые травил сам Юрий Никулин.

Никулин умер в 1997 году в возрасте 76 лет после осложнений, возникших из-за операции на сердце.

Михаил Шуйдин

Михаил Шуйдин - клоун из советского комедийного трио. Он выступал с Никулиным и Карандашом, нисколько не теряясь на фоне знаменитых коллег по сцене. Шуйдин родился в Тульской губернии в 1922 году. Был акробатом-эксцентриком.

Как и Никулин, прошел Великую Отечественную войну, они были практически ровесниками. Шуйдин участвовал в Сталинградской и Курской битвах, отличился в боях на Украине, получив орден Красной звезды. Был даже приставлен к званию Героя Советского Союза, которое затем было заменено командованием на орден Красного Знамени.

Сразу после войны поступил в училище циркового искусства. Вместе с Никулиным работал помощником у Карандаша. Удачным вышел его дебют, когда знаменитый советский клоун изображал важного директора, будучи сам полным и небольшого роста. Его появление неизменно вызывало смех в зале.

Уйдя с Никулиным от Карандаша, они проработали вместе до 1983 года, практически до смерти советского клоуна после продолжительной и тяжелой болезни в возрасте 60 лет. Его - это рубаха-парень, который все знает и умеет, в отличие от Никулина, который играл меланхоличного неумеху. Свою совместную работу эти советские клоуны построили на противоречии характеров.

Интересно, что в обычной жизни Шуйдин и Никулин практически не общались между собой. Они сильно отличались характерами и образом жизни, но как партнеры на сцене были неподражаемы. Зрители специально приходили в цирк на Цветном бульваре, чтобы увидеть эту удивительную пару артистов.

Известный советский клоун Шуйдин блистал в сатирических скетчах и пантомимах "Маленький Пьер", "Трубка мира", "Карнавал на Кубе", "Розы и шипы".

Михаил Румянцев

Михаила Румянцева большинство знает как Карандаша. Это одно из самых известных сценических имен клоунов СССР. Он родился в Санкт-Петербурге в 1901 году. Румянцев решил стать артистом, когда встретился в Москве с легендарными артистами американского немого кино Дугласом Фербенксом и Мэри Пикфорд.

Румянцев отправляется на курсы сценического мастерства, а потом в школу циркового искусства, учится у главного режиссера цирка на Цветном бульваре Марка Местечкина.

В 1928 году он начинает появляться на публике в образе легендарного в то время Чарли Чаплина. Окончив школу циркового искусства, работает в Казани, Смоленске и Сталинграде. В 1932 году один из самых известных в будущем советских клоунов, список которых он возглавляет по праву, решает отказаться от образа заокеанского артиста. В 1935 году он начинает работать в цирке Ленинграда под псевдонимом Каран Д’Аш. Постепенно он формирует свой собственный уникальный сценический образ, определяется с костюмом и программой выступления.

В 1936 году он перебирается в Москву, где берет в себе напарники небольшого скотч-терьера по кличке Клякса, так начинается карьера советского клоуна Карандаша. Столичная публика была в восторге от нового артиста.

Уникальной особенностью Карандаша были шутки на политические мотивы. К примеру, во времена брежневского застоя он выходил на сцену с большой авоськой, набитой муляжами дефицитных продуктов: красной икрой, ананасами, сырокопченой колбасой. Оказавшись на сцене, он застывал перед зрителями в молчании. Зрители в нетерпении ждали, что же скажет клоун. Через какое-то время он громко объявлял: "Я молчу потому, что у меня все есть. А вы почему?!" При этом сам Румянцев отмечал, что его сценический персонаж никогда не позволял себе ничего лишнего.

На протяжении своей карьеры он выступал не только сольно, но и был клоуном из советского комедийного трио вместе с Никулиным и Шуйдиновым. Его известность была такова, что считалось, что своим появлением на сцене он способен спасти любой спектакль. Гарантированно собирался полный зал. Советский клоун, фото которого можно найти в этой статье, очень добросовестно относился к своей работе, всегда требовал полной самоотдачи от всех помощников, униформистов, осветителей.

Он проработал в цирке практически всю свою сознательную жизнь, целых 55 лет. В последний раз он появился на сцене всего за две недели до своей смерти. В марте 1983 года его не стало. Михаилу Румянцеву был 81 год.

Пожалуй, его знают все. Советский клоун Олег Попов родился в 1930 году в Подмосковье. Карьеру он начал в качестве эквилибриста, выступая на проволоке. В 1951 году он впервые появился на сцене в амплуа коверного клоуна в цирке Саратова, затем перебрался в Ригу. Окончательно он закрепился в этом амплуа, работая под руководством легендарного Карандаша в начале 50-х годов.

Советский клоун Попов создал знаменитый образ Солнечного клоуна. Это был не унывающий ни в каких ситуациях молодой паренек с яркой копной соломенных волос, который появлялся на сцене в клетчатой кепке и полосатых штанах. В своих номерах он часто использовал разнообразные цирковые приемы: жонглирование, акробатику, эквилибристику, пародии, но ключевое место в его выступлениях занимали антре, которые он ставил средствами классической буффонады и эксцентрики. Среди его самых знаменитых номеров "Свисток", "Повар", "Луч".

Отечественные зрители сразу запомнили фамилию знаменитого советского клоуна в клетчатой фуражке. Он выступал не только на сцене, часто появлялся в телевизионных передачах, например, в детской утренней программе "Будильник", часто снимался в кино, обычно в камео, ставил цирковые спектакли в качестве режиссера.

Артист часто отправлялся на гастроли по странам Западной Европы, они в результате принесли ему мировую славу. Советского клоуна в клетчатой фуражке знали во всех странах мира.

После распада Советского Союза Попов отправился в Германию. В 1991 году он поселился в небольшом городке Эглофштайне, начал выступать в собственной цирковой программе под новым сценическим именем Счастливый Ганс.

В Россию он вернулся только в 2015 году, проведя в Германии 24 года. 30 июня состоялось его долгожданное выступление в сочинском цирке в рамках циркового фестиваля "Мастер".

В 2016 году у уже российского клоуна Попова был запланирован тур по России. Его выступления с аншлагом прошли в Саратове. В октябре он приехал в Ростов-на-Дону, где планировал выступить н е менее 15 раз. После этого он собирался отправиться с гастролями в Самару и Екатеринбург.

Его знакомые вспоминают, что еще 2 ноября он был весел, сходил на центральный рынок, планировал отправиться на рыбалку, на местную речку Маныч, чтобы поймать окуней. Вечером он смотрел в гостиничном номере телевизор. Около 23.20 ему стало плохо, сотрудники гостиницы вызвали скорую помощь, но спасти актера не удалось. Как стало известно, он заснул в своем гостиничном номере в глубоком кресле и больше не проснулся.

По решению его жены и дочери он был похоронен в немецком Эглофштайне, где живет его семья. Причем, согласно завещанию артиста, его положили в гроб в клоунском костюме.

Асисяй

Вспоминая знаменитых советских клоунов, фото которых можно обнаружить в этой статье, обязательно необходимо рассказать о Вячеславе Полунине, больше известном по сценическому имени Асисяй.

Этот народный родился в Орловской области в 1950 году. Высшее образование получил в институте культуры в Ленинграде, потом окончил эстрадное отделение в ГИТИСе. Это был знаменитый на всю страну советский клоун Асисяй, актер-мим, автор и постановщик клоунских номеров, масок, реприз и спектаклей.

Именно он стал основоположников известного который с успехом выступал по всей стране. На пик популярности "Лицедеи" вышли в 80-е годы. Асисяй был главным героем этого театра. Самыми популярными стали номера "Асисяй", "Грустная канарейка", "Низзя".

С 1989 году Полунин инициировал в Москве караван бродячих комедиантов, который, выступив из Москвы, с выступлениями прошел по всей Европе, объединив множество сценических площадок в разных странах в единое театральное пространство. С 1989 году фестиваль "Караван мира" проводится ежегодно.

Примечательно, что с 1988 года Полунин живет и работает преимущественно за границей. В 1993 году собрал новую труппу, с которой поставил десяток премьерных спектаклей.

Рассказывая о принципах своей работы, Полунин всегда отмечал, что для него клоунада - новый способ мировидения, это особое восприятие действительности, в рамках которого клоун лечит души зрителей.

Дрессировщик и цирковой артист Владимир Дуров родился в Москве в 1863 году. Еще в молодости он бросил военную гимназию, потому что увлекся цирком. Выступать начал с 1879 года.

В 1883-м обосновался в цирке-зверинце Винклера в Москве. Свою артистическую карьеру начал в качестве силача, затем опробовал амплуа иллюзиониста, звукоподражателя, клоуна, куплетиста. С 1887 году начал специализироваться исключительно как сатирик и клоун-дрессировщик.

Обучение животных целиком построил на принципе кормления, вырабатывая у них условные рефлексы при помощи поощрения, за каждый успешно выполненный трюк животное получало лакомство. Дуров изучал труды Сеченова и Павлова, положив в основу своего метода дрессировки научные достижения.

В собственном доме в Москве он проводил психологические эксперименты над животными, привлекая знаменитых психиатров и психологов, например, Павлова и Бехтерева. Чтобы начать зарабатывать деньги, открыл прямо в своем доме живой уголок, который со временем стали называть Уголком Дурова". В нем он давал платные представления вместе с животными. Например, придумал уникальный знаменитый номер под названием "Мышиная железная дорога".

Эта работа была приостановлена Октябрьской революцией и последовавшей за ней разрухой. Вновь двери "Уголка Дурова" открылись в 1919 году, но уже как не частный, а государственный театр. Самому Дурову разрешили проживать в его бывшем доме, который к тому времени был национализирован.

Уже в Советском Союзе Дуров продолжил опыты по телепатии вместе с известным советским биофизиком Бернардом Кажинским. В 1927 году, уже в статусе советского клоуна, Дуров издал книгу "Мои звери", которые со временем неоднократно переиздавалась и пользовалась большой популярностью.

В 1934 году Владимир Дуров умер в возрасте 71 года. После его смерти дело продолжила дочь Анна, в 1977 году "Уголок Дурова" перешел к ее племяннику Юрию. Сейчас им заведует правнук Владимира Леонидовича - Юрий Юрьевич, продолжая традицию советских и российских клоунов, работающих с животными.

Вспоминая имена клоунов СССР, фото которых представлены в этой статье, обязательно нужно вспомнить про Леонида Енгибарова. который практически всю карьеру выступал в образе "грустного клоуна".

Он родился в Москве в 1935 году. В 20 лет поступил в цирковое училище на отделение клоунады. С 1959 года начал выступать на манеже Новосибирского цирка. Затем появлялся на сцене цирков Тбилиси, Харькова, Минска, Воронежа. Собирая полные залы в Советском Союзе, отправился на заграничные гастроли в Польшу, где его тоже ждал успех.

В 1962 году Енгибарову вручили медаль в Ленинграде за лучший номер, там же он познакомился с Роланом Быковым и Марселем Марсо. Эти встречи сыграли важную роль в его карьере, с Быковым они остались друзьями до конца жизни.

В 1963 году Енгибаров стал известен и как киноартист. Он снялся в кинокомедии Левона Исаакяна и Генриха Маляна "Путь на арену" - в главной роли клоуна Лени, который решает работать в цирке, несмотря на протесты родителей, которые желают ему другого будущего.

Через год Енгибаров появляется в классической исторической мелодраме Сергея Параджанова "Тени забытых предков". Он играет роль немого пастуха, доказав, что способен не только на юмористические, но и на трагические роли.

В 1964 году "грустный клоун" уезжает в Прагу, где побеждает на профессиональном конкурсе. Там же впервые публикуются его новеллы, оказывается, Енгибаров еще и талантливый писатель. В Праге у него рождается дочь Барбара, ее мать - чешская журналистка и художница, которую зовут Ярмила Галамкова.

В 1966 году на советские экраны выходит документальный фильм, посвященный артисту, "Леонид Енгибаров, знакомьтесь!".

К концу 70-х он объезжает с гастролями весь Советский Союз, больше всего его ценят зрители в Киеве, Одессе, Ленинграде и Ереване. В 1971 году Енгибаров в соавторстве с коллегой Беловым выпускает спектакль под названием "Звездный дождь". Его демонстрируют в столичном театре эстрады. После Енгибаров покидает цирк, чтобы основать свой собственный театр с моноспектаклями, наполненными клоунадами, репризами и разнообразными трюками. Так появляется постановка "Причуды клоуна".

В Ереване издается книга новелл Енгибарова "Первый раунд". Тогда же он снимается у Тенгиза Абуладзе в комедии-притче "Ожерелье для моей любимой" в образе клоуна Сугури. В начале 70-х он гастролирует со своим театром по всей стране, сыграв за 240 дней 210 спектаклей.

Закончилась яркая карьера Енгибарова внезапно и трагически. Летом 1972 года он приезжает в отпуск в Москву. Начинает работать над новым спектаклем. Июль в том году выдался невероятно жарким и сухим. К тому же под Москвой горят торфяные болота, в отдельные дни в столице смог такой, что человека нельзя разглядеть с расстояния в несколько метров.

24 июля Енгибаров возвращается домой после концерта в Он плохо себя чувствует из-за подхваченной ангины, которую переносит на ногах. Его мать Антонина Андриановна готовит ужин и уходит к подруге ночевать. Наутро она обнаруживает, что Леонид еще не вставал.

К вечеру ему становится плохо, он просит вызвать ему бригаду скорой помощи. Когда врачи приезжают, артисту становится лучше, он даже начинает отпускать комплименты в адрес медсестры. Но еще через два часа его состояние снова ухудшается. Мать снова вызывает скорую. Енгибаров просит бокал холодного шампанского, от которого у него сужаются сосуды, состояние только ухудшается. Прибывшие во второй раз врачи не в силах ему помочь, клоун умирает от хронической ишемической болезни сердца.

По мнению докторов, причиной стал тромб, который образовался из-за того, что сын вернулся уже больным с гастролей и репетировал спектакли с ангиной. В момент смерти Енгибарову было только 37 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Многие восприняли его гибель как личную трагедию.

Народный артист РСФСР получил известность как дрессировщик кошек. Он родился в Подмосковье в 1949 году. Стать клоуном мечтал с самого детства. Но в цирковое училище его не брали семь лет подряд.

Наконец, в 1963 году он поступает в профессионально-техническое училище на печатника, но в свое месте не отчаивается. Работая в типографии "Молодая гвардия", вечерами занимается в народном цирке при ДК "Красный Октябрь". В 1967 году становится лауреатом конкурса художественной самодеятельности.

На заключительном концерте конкурса его замечают артисты цирка на Цветном бульваре, Куклачева все-таки приглашают в цирковое училище. В 1971 году он становится дипломированным артистом Союзгосцирка, в котором работает до 1990 года. Его образ - это простодушный, но в тоже время немного лукавый скоморох из народа в стилизованной русской рубахе. Изначально работает под псевдонимом Василек.

В поисках своей собственной изюминки Куклачев еще в середине 70-х решает, что в его выступлениях должна появиться кошка. Считается, что они сложно поддаются дрессировке, но Куклачеву удается успешно с ними работать. Со временем труппа животных стала пополняться все новыми хвостатыми артистами, это позволило сделать уже несколько номеров с животными.

Именно номера с кошками принесли Куклачеву всесоюзную популярность, он имел успех и на зарубежных гастролях.

В 1990 году артист цирка получает в свое распоряжение здание бывшего театра "Призыв", расположенного на Кутузовском проспекте. Вскоре на его базе он открывает один из первых частных театров в стране, который со временем получает названием "Театр кошек Куклачева". Оказывается, что это первый кошачий театр в мире, немедленно он становится известным далеко за пределами России.

В 2005 году театр получает статус государственного, а помимо кошек в репризах появляются собаки.

Сейчас Куклачеву 69 лет, он продолжает свою работу в кошачьем театре.

Эвелина Бледанс

Российская актриса латышского происхождения начинала в качестве клоунессы. Она родилась в Ялте в 1969 году. Окончила актерский факультет института сценических искусств в Ленинграде.

Первая известность к ней пришла в 1999 года, когда она засветилась в составе комик-труппы "Маски", выпускавшей популярные телешоу, основанные на клоунаде, пантомиме и эксцентрике. Артисты выделялись тем, что работали в жанре немого кино. Придумывал и реализовывал все проекты художественный руководитель Георгий Делиев, который сам был одним из артистов комик-труппы.

В 90-е годы на экраны выходил знаменитый телесериал "Маски-шоу", всего удалось отснять пять сезонов, которые насчитывают практически двести эпизодов.

После этого Эвелина Бледанс получила известность как телевизионная и киноактриса.

Клоун стал настолько популярным образом в Советском Союзе, что его можно часто встретить и за пределами цирковой арены. Например, большим спросом в СССР пользовалась советская игрушка клоун, которая считалась особенным подарком на любой праздник, а особенно на день рождения.

В юмористической программе эстрадного артиста Евгения Петросяна, которая была популярна в 90-е годы, игрушка клоуна стала символом, ее можно всегда увидеть на заставке проекта.

Советский мультик про клоуна "Кот и клоун" тоже демонстрирует, насколько эти артисты были популярны. Он вышел на экраны в 1988 году, режиссер - Наталия Голованова.

Мультфильм снят в духе классической буффонады, в которой рассказывается история старого клоуна, который много лет посвятил работе в цирке. На своем веку он повидал многое, его уже сложно чем-то удивить. Но это удается волшебному коту, который способен превращаться во всевозможные предметы.

В этом 10-минутном мультфильме демонстрируется напряженная и непримиримая борьба между героями, каждый из которых обладает сильным и непокладистым характером. С одной стороны оказывается пожилой клоун, а с другой - задиристый, наивный и временами откровенно грубоватый кот. Заканчивается это необычное произведение очень неожиданно: кот в самом конце превращается в мальчика.

4 выбрали

Как ни странно, многие мои знакомые уверяют, что с детства боятся клоунов. Впрочем, если речь идет о ярко раскрашенных преувеличенно жизнерадостных личностях вроде Рональда МакДональда , я могу их понять. Но наши отечественные клоуны совсем другие. У каждого из них свой неповторимый образ. Они грустные и веселые, добрые и смешные, нелепые и трогательные. Сегодня свой день рождения отмечает Вячеслав Полунин . Давайте вспомним его и других советских и российских клоунов.

Вячеслав Полунин

Желтый мешковатый костюм, красный шарф и ботинки, напоминающие образ Мурзилки из одноименного журнала. Потрясающие пластика и мимика, позволяющие ему быть смешным и удивительно красноречивым, не произнося ни слова.

Сегодня ему исполняется 64 года, он знаменитый клоун, обладатель престижных наград, создатель всемирно известных шоу и художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке. А полвека назад он был обыкновенным школьником-шалопаем, который радовал одноклассников и раздражал учителей постоянными шутками, выходками и ужимками. За это его, кстати, неоднократно выгоняли с уроков: кто ж знал тогда, что клоунада для него – не хулиганство, а призвание. Когда школьник Слава впервые увидел фильм с Чарли Чаплином , он тут же влюбился в этот образ и начал ему подражать: завел себе тросточку, огромные башмаки и ходил знаменитой чаплинской походкой.

Но были и те, кто оценил талант юного весельчака. Сначала на городских конкурсах самодеятельности, потом при поступлении Институт культуры и ГИТИС. А потом – и весь Союз, когда в начале 1980-х Полунин создал свое знаменитое шоу "Лицедеи" . Во время перестройки клоун уехал из нашей страны в Германию. Там он создал всемирно известное "сНежное шоу" , показав, что настоящему клоуну тесно в рамках циркового перерыва между номерами. Он может создать полноценное шоу, которое заставит взрослых людей снова почувствовать себя детьми.

Полунин получил множество профессиональных наград в разных странах, а западная пресса называет его, ни много ни мало, а лучшим клоуном мира.

Клоун Карандаш

Чарли Чаплин вдохновлял многих клоунов мира, в том числе советских. В таком образе выступал и знаменитый Михаил Румянцев , родоначальник жанра клоунады в нашей стране. Но по-настоящему талантливые люди не повторяют, а создают новое. По этому пути пошел и Румянцев, когда создал своего Карандаша – маленького слегка нелепого человечка с усиками в мешковатом костюме, огромных ботинках и остроконечной шляпе.

С тех пор он навсегда стал Карандашом. Даже сердился, если его называли по фамилии. И даже в Большую советскую энциклопедию вошел под псевдонимом. Его герой – добродушный, остроумный и по-детски непосредственный. При нарочитой неуклюжести клоун самостоятельно выполнял все акробатические трюки. Он смеется сам над собой, пытаясь повторить трюки фокусников или собрать сломавшуюся статую. Порой он выступал с четвероногим напарником – шотландским терьером по кличке Клякса . Карандаша знали и любили не только в Советском Союзе, но и во многих странах Европы и даже в Латинской Америке. Среди его учеников и помощников были знаменитые Шуйдин и Никулин . Последнего, кстати, можно увидеть, хоть и сложно узнать в этой сценке.

Для некоторых веселить людей – это не просто призвание, а своя философия. Карандаш говорил: "У каждого вида искусства, у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь".

Олег Попов

Знаменитого Олега Попова любят не только в России, но и в Европе. А началось все неожиданно. Он был обычным учеником слесаря, когда начал заниматься акробатикой. В кружке он познакомился с цирковыми ребятами и решил стать одним из них.

Его образ – Солнечный Клоун . Обаятельный жизнерадостный паренек с копной русых волос в полосатых штанах и огромной клетчатой кепке. В своих выступлениях он использовал самые разные цирковые умения: жонглирование, акробатику, эквилибристику.

После перестройки Олег Попов уехал из России в Германию. Там Солнечный Клоун стал Счастливым Гансом .


Леонид Енгибаров

Как ни парадоксально, не всегда задача клоуна – веселить публику. Бывают и такие, кто заставляет задуматься, вкладывая в свои номера философский подтекст. Таким был мим, грустный клоун Леонид Енгибаров . Обычная черная одежда, никакого грима. Он совсем не похож на "коллег по цеху". И это делает его удивительным и запоминающимся.

Его репризы больше похожи на пластическую поэзию, чем на традиционную клоунаду. Есть среди них веселые.

А есть и весьма грустные.

Судьба грустного клоуна оказалась еще более трагичной, чем его образ. Он умер от инфаркта, когда ему было всего 37 лет. Наверное, вкладывал слишком много сердца в свои спектакли. Вот оно и не выдержало…

Юрий Куклачев

Юрий Куклачев – это, пожалуй, самый узнаваемый и пародируемый клоун. В цирк его привели… нет, не кошки. А детская мечта и невероятное упорство. Он пытался поступить в цирковое училище семь лет подряд, и каждый раз ему говорили, что у него нет таланта. В итоге он поступил в техникум, а параллельно начал заниматься в народном цирке. С такими же любителями он выступал на смотрах самодеятельности. Там на него обратили внимание… и позвали учиться в цирковое училище! Как говориться, "не мытьем, так катанием".

Кошки в его выступлениях появились только через десять лет. И сразу сделали сенсацию – ведь всем было известно, что эти животные дрессировке не поддаются. Но Куклачев разгадал секрет кошачьей души. Поддаются. Только не надо заставлять их делать, то, что вы хотите. Пусть кошка делает то, что хочет сама. Так будет даже интересней.


Юрий Никулин

Но самым популярным и любимым клоуном в нашей стране был, конечно, Юрий Никулин . Хотя мы его больше знаем по фильмам, в которых он играет не только комические, но порой и драматические роли. А ведь именно это и была его мечта – стать актером. Но во ВГИК и ГИТИС поступить он не смог, поэтому от безысходности пошел в студию разговорных жанров при Московском цирке.

Еще до этого он успел в качестве рядового поучаствовать в двух войнах: Финской и Великой Отечественной.

Выступать в цирке он начал как помощник Карандаша. Потом появился знаменитый дуэт Никулин-Шуйдин . Образ Никулина чаще всего – франт, лентяй, любитель выпить. А Шуйдин – весельчак и рубаха-парень. Самая знаменитая их совместная сценка – "Бревно". Она родилась из жизни: в фильме "Старики-разбойники" Никулину по сюжету надо было долго таскать тяжелую картину. Вот он и придумал сделать номер с похожим сюжетом. Только картину заменил бревном – так смешнее.

Иногда кажется, что клоуны – веселые и грустные, забавные и трогательные – это уходящая профессия. Что рано или поздно их неизбежно вытеснят юмористы разного толка или стендап-комики. А вы как думаете?

Как вы относитесь к клоунам и к жанру, в котором они работают?

Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров (1935 - 1972) - цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Леонид Георгиевич Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве. Он с детства полюбил сказки и кукольный театр. В школе он стал заниматься боксом и даже поступил в институт физкультуры, однако быстро понял, что это не его призвание.

В 1959 году окончил Государственное училище циркового искусства, отделение клоунады. Еще будучи студентом, Леонид стал выступать на эстраде в качестве мима. А полноценный дебют состоялся в 1959 году в Новосибирске.

Уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы. В отличие от большинства тогдашних клоунов, которые развлекали зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел совершенно иным путем и впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду.

С первых выступлений Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа "думающего клоуна".

Юрий Никулин вспоминал: "Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно".

К 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители.

В 1964 году к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге Енгибаров получил первую премию - кубок имени Э. Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста. После этой победы стали публиковаться его новеллы. О талантливом артисте снимают документальные фильмы, сам он привлекается в кино, сотрудничая с Параджановым, Шукшиным.

Конец 1960-х годов считается самым удачным периодом в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролировал как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, выступал с "Вечерами пантомимы" на эстраде, снимался в кино.

Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз.

Умер великий клоун 25 июля 1972 года в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Леонид Енгибаров (1935-1972). Несмотря на короткую жизнь, этот человек успел оставить яркий след в искусстве. Мим сумел создать новое амплуа - грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем.

Клоуны присутствуют в нашей культуре довольно давно. Можно вспомнить хотя бы родственных им шутов, которые состояли при дворе и развлекали знать. Само слово «клоун» появилось в начале XVI века. Первоначально так называли комический персонаж из английского средневекового театра. Этот герой много импровизировал, а его шутки были простыми и даже грубоватыми.

Сегодня клоун является цирковым или эстрадным артистом, использующий буффонаду и гротеск. Эта профессия не так проста, как кажется. К тому же клоуны работают в различных жанрах, без таких людей не обходится ни один уважающий себя цирк. Кто еще рассмешит публику в перерывах между номерами?

Жан-Батист Ориоль

В начале XIX века как такового образа клоуна еще не было. На арене шутили комические конные акробаты, был наездник-мим и паяц. Такое положение дел изменилось, когда во французском цирке появилась фигура Жана-Батиста Ориоля. Ребенком он был отдан на обучение в семью канатных плясунов. Вскоре Жан-Батист стал самостоятельным артистом заштатного бродячего цирка. Карьера артиста быстро пошла в гору, наездник-акробат с комическими талантами был замечен. В начале 1830-х его пригласили в труппу Луассе. С ней Ориоль начал путешествовать по Европе. Следующей ступенью стал Парижский Олимпийский театр-цирк. Дебют состоялся 1 июля 1834 года. Жан-Батист показал себя разносторонним мастеров - он и канатоходец, и жонглер и силач. К тому же это был еще и гротескный актер. Сильное и мощное тело было увенчано веселым личиком, гримасы которого смешили зал. Клоун носил особый костюм, который представлял собой модернизированный наряд средневекового шута. А вот грима у Ориоля не было, он пользовался только общим грунтом. По существу работа этого клоуна может считаться коверной. Он заполнял паузы между выступлениями, пародировал основной репертуар. Именно Ориоль сформировал образ клоуна, придал ему легкий французский юмор и привнес в цирк романтизм.

Грок

Настоящее имя этого швейцарца - Шарль Адриен Веттах. Талант Шарля заметил клоун Альфреде, который и пригласил молодого парня в труппу бродячего цирка. Получив в нем опыт, Шарль оставил своих партнеров и уехал во Францию. К тому времени клоун научился владеть несколькими музыкальными инструментами, умел жонглировать, был акробатом и канатоходцем. Шарль смог подружиться с музыкальным эксцентриком Бриком, заменив со временем его партнера Брока. Новый клоун выбрал себе псевдоним Грок. Дебют артиста в Национальном швейцарском цирке состоялся 1 октября 1903 года. Труппа много гастролировала. С ней Грок побывал в Испании, Бельгии и даже в Южной Америке.

Грока стали называть королем клоунов. Гастроли по России также обернулись триумфом. После окончания войны Грок снова возобновило выступления, побывав с гастролями даже в Америке. Именем Грока названа маска, которую вручают в качестве приза на Европейском международном цирковом фестивале клоунов.

Чарли Чаплин

Всего за один этот год Чарли Чаплин снялся более чем в 34 фильмах и стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино, что позволило ему вскоре завоевать творческую независимость.

Михаил Румянцев

Карандаш был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников. Карьера Карандаша в цирке насчитывает 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.

Нук

Под таким псевдонимом всему миру стал известен немец Георг Шпиллнер. Уже в 1937 году Немецкий театр в Мюнхене объявлял его, как самого известного клоуна Европы. «Фишкой» артиста стало его большой чемодан и огромное пальто, в которых скрывались разнообразные музыкальные инструменты. Нук выступал на самых известных концертных площадках Европы, но несмотря на свою славу оставался довольно скромным человеком. Клоун был очень музыкальным, играя на саксофоне, мандолине, флейте, кларнете, скрипке, губной гармошке. В 60-х о нем писали, как о самом нежном клоуне всех времен. Нука часто сравнивали с другой легендой, Гроком, но у немца был свой неповторимый образ.

Константин Бергман

Профессиональная карьера клоуна началась с 14 лет, со своим братом Николаем он поставил номер «Акробаты-вольтижеры». До 1936 года пара выступала вместе, используя образы популярных комедийных киноактеров Г.Ллойда и Чарли Чаплина. Во время войны Бергман выступал в составе фронтовых бригад. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. В 1956 году Бергман стал заслуженным артистом РСФСР. Клоун смог создать маску важного франта, надевая до нелепого щегольской костюм. Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике. Бергман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран. Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» он сыграл по сути самого себя.

Леонид Енгибаров

Несмотря на короткую жизнь, этот человек успел оставить яркий след в искусстве. Мим сумел создать новое амплуа - грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем. Уже к 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители. В 1964 году на Международном фестивале в Праге Енгибаров был признан лучшим клоуном мира, стали публиковаться его новеллы.

Юрий Никулин

Большинство людей знает Никулина, как блестящего киноактера. А ведь его призванием был цирк. После окончания боевых действий Никулин попытался поступить во ВГИК и другие театральные институты. Но нигде его не принимали, так как актерских талантов приемные комиссии разглядеть в молодом человеке не могли. В итоге Никулин поступил в студию клоунады при Цирке на Цветном бульваре. Молодой актер стал вместе с Михаилом Шуйдиным ассистировать Карандашу. Пара много ездила на гастроли и быстро набралась опыта. С 1950 года Никулин и Шуйдин стали работать самостоятельно. Их совместная работа продолжалась до 1981 года. Если у Шуйдина был образ рубахи-парня, который все знает, то Никулин изображал ленивого и меланхоличного человека.

Марсель Марсо

Во времена Второй мировой войны начинающий клоун бежал из страны. Он поучаствовал в Сопротивлении, а большинство его родных, в том числе и родители, погибли в Освенциме. В 1947 году Марсо создал свой самый известный образ. Клоун Бип с белым лицом, в полосатом свитере и с потрепанной шляпой, стал известен всему миру. Тогда же была создана клоунская труппа «Содружество мимов», просуществовавшая 13 лет. Постановки этого необычного театра с моноспектаклями видели лучшие площадки страны. За свой вклад в искусство актер получил высшую награду Франции - орден Почетного легиона.

Олег Попов

Артист смог создать артистический образ «Солнечного клоуна». Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку. Творчество артиста не ограничивалось одним лишь театром, он много снимался на телевидении, участвовал в детской телепередаче «Будильник». Попов снимался даже в кино (более 10 лент) и режиссировал цирковые спектакли. Знаменитый клоун принимал участие в первых гастролях советского цирка по Западной Европе. Выступления там принесли Попову поистине мировую славу. Клоун стал лауреатом Международного циркового фестиваля в Варшаве, получил премию Оскара в Брюсселе, получил приз «Золотой Клоун» на фестивале в Монте-Карло.

Слава Полунин

В 1980-е годы Вячеслав создал знаменитый театр «Лицедеи». Он буквально взорвал публику номерами «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Театр стал очень популярным. В 1982 году Полунин организовал Мим-парад, на который со всей страны съехалось более 800 артистов пантомимы. В 1985 году в рамках Всемирного слета молодежи и студентов состоялся фестиваль, в котором поучаствовали уже и международные клоуны. С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски. С 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца. Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне. Полунин является почетным жителем Лондона.


Парижанам нравилась эта особая, нездешняя повадка смешить. Исследователи циркового комизма называют эту манеру английской. И это не лишено смысла. Ведь клоунские маски пришли на арены всего мира из Англии. К слову вымолвить, и ныне в больших и маленьких европейских цирках клоуны по большей части англичане.