Open
Close

Шолохов судьба человека проблемы и аргументы. Анализ «Судьба человека» Шолохов


М.А. Шолохов написал рассказ «Судьба человека» в 1950-е годы, жанр которого переходный. Произведение небольшого объёма, однако значение конфликта, в котором участвовал герой, делает из истории о двух осиротевших людях повествование о несломимой воле русского человека, выдержавшем военные тяготы.

Из названия произведения видна гуманистическая идея.

Автор заостряет внимание на чертах характера и жизни того, кто в жуткой обстановке военных действие смог остаться человеком, не потерять свою душу и способность любить и сострадать. Война описана не только тем, кто видел её, но и разрушенной жизнью – образ загубленного детства.

В рассказе действия происходят первой весной после войны на Верхнем Дону. Рассказчик на пару часов остаётся у реки в ожидании своих товарищей в станице Букановской. Там он встречает «высокого сутуловатого мужчину» и «маленького мальчика лет пяти-шести». Из слов собеседника ясно, что он в прошлом шофёр, участвовал в войне. Рассказчик спрашивает, «куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу».

Внимательнее посмотрев на него, у повествователя возникает странное чувство, «словно присыпанных пеплом, наполненных такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». В этом герое есть что-то, что привлекает внимание и удивляет.

В повествовании о жизни Соколова использована форма сказа. Его жизнь – это дорога от одного страдания к другому. Он выжил в гражданской войне, после голода 1922 года. Затем у него появляется жена, дети, дом. Кажется, жизнь идёт своим ходом, пока война не разрушила её. Андрей Соколов уходит на фронт. Но его семья и дом были уничтожены попаданием бомбы в их дом, расположенный, к несчастью, «неподалёку от авиазавода».

Герою пришлось пережить все трудности войны: имел два ранения, контузию, был в немецком плену. Смерть поджидала его на каждом шагу. Его чуть не расстреляли немецкие автоматчики, однако было решено оставить его жить и отправить «трудиться на…райх». Затем за попытку побега после поимки били, травили собаками. За возражение о том, что «четыре кубометра выработки – это много, а на могилу каждому из нас и одного кубометра хватит», Соколова собирался расстрелять лагерфюрер. Но и тут смелость и тяга к жизни спасли героя.

В 1944 году Соколов работал шофёром немца-инженера. Но бегство из плена не заканчивает трудности. Счастье жизни ненадолго блеснуло, когда он нашёл сына, ставшего офицером-артиллеристом, который был убит в самом конце войны, «и что-то оборвалось» в отцовской душе. Однако через полгода жизнь начинается буквально заново. Андрей «усыновляет» сироту Ванюшку. Его отвердевшее от горя сердце становится добрее, у героя появляется новый смысл в жизни.

Рассказ Андрея Соколова вызывает восхищение твёрдой волей и характером русской души.

Таким образом, на примере героя-рассказчика, в произведении показана сущность русского народа, способного преодолевать опасности, преодолевать душевные тяготы, возникающие от потери близких, сохранять твёрдость духа, находить выход из ситуаций, где смерть угрожает на каждом шагу, гордость и доброе сердце.

Обновлено: 2018-03-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.
  5. Характеристика главных героев

    1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
    2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

    В чем смыл произведения?

    Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

    Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

    Жанр

    Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

    Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

    Какие ценности пропагандирует Шолохов?

    Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

    Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.

Рассказ М А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году - в начале «оттепели», сложного, переходного исторического периода. Он посвящен событиям Великой Отечественной войны и послевоенных лет и представляет собой повествование простого человека, шофера Андрея Соколова о своей жизни. В этом бесхитростном рассказе - типичная история тысяч людей: в юности батрачил, воевал в гражданскую, работал на заводе, обзавелся семьей, построили домишко. Война перечеркнула все его мирное счастье: погибла семья, убили старшего сына-офицера. Все э го было обычно для того времени, как обычно и то, что подобно тысячам других людей для Андрея Соколова в этой ситуации был единственно возможный нравственный выбор: мужественно защищать свою Родину. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала», - говорит он своему собеседнику. Когда надо подвезти снаряды артиллеристам и командир спрашивает Соколова, проскочит ли он, для Андрея не может быть даже сомнений в этом: «Я должен проскочить, и баста!» Он не привык думать о себе, он прежде всего думает о погибающих товарищах. Но контузия и плен ставят его в совершенно новые, непривычные для него условия. Он готов к смерти, и для него важнее не уронить своего достоинства, остаться человеком, верным нравственному закону собственной совести. Ему нелегко принять решение убить предателя, готового выдать своего командира. Но жить по принципу «своя рубашка к телу ближе» он не может, и для спасение худенького парнишки-командира Соколов своими руками задушил предателя. Он переживает это событие: «Первый раз в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Ситуация нравственного выбора разрешается героем по законам социалистического реализма: гибелью предателя предотвратить гибель многих честных людей.

Главный нравственный выбор героя в условиях плена был тот же: не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынести пытки и унижения. Кто-то менее стойкий духом донес на Андрея за неосторожно сказанную фразу, и вызванный к коменданту лагеря Соколов готовится бесстрашно принять смерть, «чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...». Отказываясь пить «за победу немецкого оружия», Андрей Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», гордо отказываясь от закуски. Ему важно было показать, «что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». И его достоинство оценил даже враг, отпустивший Соколова с миром в барак и подарив ему хлеба и сала. Поделить «харчи» на всех - это тоже нравственный выбор героя, остающегося верным своим понятиям о чести, справедливости, коллективизме.

Андрею Соколову еще многое придется вынести: побег из плена, известие о гибели семьи, смерть сына - «аккурат девятого мая, утром, в День Победы». Такие удары судьбы могут сломить любого человека, не менее стойкого, чем Андрей Соколов. Демобилизовавшись, он работает шофером, выпивая после рейса «сто грамм с устатка». Но не спивается, не жалуется на свою судьбу - герой находит в себе силы подобрать мальчика-сироту и усыновить его. Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова - найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной. И автор верит, что, человек твердой воли, с добрым и мужественным сердцем, Андрей Соколов сумеет вырастить человека с такими же нравственными критериями, как и у него, человека, «который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ "Судьба человека" был написан в 1956 году. Он был сразу замечен, получил множество критических и читательских откликов. В его основе лежит реальный случай. Писатель отважился на запретную тему: русский человек в плену. Простить это или принять? Одни писали о "реабилитации" пленных, другие видели в рассказе ложь. Рассказ построен в форме исповеди. Судьба Андрея Соколова до войны вполне типична. Работа, семья. Соколов – строитель, человек мирной профессии. Война перечеркивает жизнь Соколова, как и жизнь всей страны. Человек становится одним из бойцов, частью войска. В первый момент Соколов почти растворяется в общей массе, и это временное отступление от человеческого Соколов вспоминает потом с самой острой болью. Вся война для героя, весь путь унижений, испытаний, лагерей – это борьба человека и бесчеловечной машины, с которой он сталкивается.

Лагерь для Соколова – испытание на человеческое достоинство. Там он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: "Да какой же он свой?" Это – испытание потерей "своего". Попытка бегства – неудачна, так как таким способом из-под власти машины уйти нельзя. Кульминацией рассказа является сцена в комендантской. Соколов ведет себя вызывающе, как человек, для которого высшее благо – смерть. И сила человеческого духа побеждает. Соколов остается жив.

После этого судьба посылает еще одно испытание, которое Соколов выдерживает: не предав в комендантской честь русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить?" – спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну",– говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну а сала, сам понимаешь, – только губы помазать. Однако поделили без обиды".

После бегства Андрей Соколов попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут еще одно испытание – весть о смерти жены Ирины и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет своего сына. Самое большое, что дает ему судьба, – это увидеть мертвого сына перед тем, как похоронить его в чужой земле. И все-таки Соколов сохраняет в себе человеческое достоинство, несмотря ни на какие испытания. В этом и состоит идея Шолохова.

В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя повести появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нем отца. Так Шолохов вводит тему обновления человека после войны. В рассказе "Судьба человека" получили развитие идеи о великой ненависти мирных советских людей к войне, к фашистам "за все то, что причинили они Родине", и, в то же время, – о великой любви к Родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Шолохов показывает красоту души и силу характера русского человека.

    Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? М. В. Исаковский «Судьба человека» - это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком...

    О красоте души советского человека говорится в рассказу М. Шолохова "СЧ", в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью, во имя жизни одолеть смерть. Андрей Соколов рассказывает о своей жизнью, которая была полна...

    В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души. Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова...

  1. Новое!

    Многие писатели и поэты посвящали свои произведения Великой Отечественной войне. Среди них можно встретить такие имена, как Твардовский, Симонов, Васильев, Быков и Астафьев. С этой темой связано и произведение Михаила Шолохова «Судьба человека», в котором...