Open
Close

Сложный план по произведению после бала. Как сделать разбор "После бала" Л

План пересказа

1. Иван Васильевич начинает рассказ о случае, перевернувшем его жизнь.
2. Описание бала. Влюбленность героя.
3. После бала. Герой случайно становится свидетелем экзекуции, жестокости отца Вареньки.
4. Этот случай переворачивает жизнь героя и нарушает все его дальнейшие планы.

Пересказ

Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно для всех присутствующих высказывает мысль о том, что не среда влияет на формирование мировоззрения молодого человека, а случай. Свое высказывание пожилой человек подкрепляет рассказом о случае из собственной жизни, после которого для него «вся жизнь переменилась».

Будучи молодым человеком, Иван Васильевич был влюблен в некую Вареньку Б., прелестную девушку: высокую, стройную, грациозную. В то время он был «студентом в провинциальном университете», веселым и бойким малым, да еще и богатым. Как и многие молодые люди своего круга, Иван Васильевич проводил вечера на балах, кутил с друзьями.

Бал у губернского предводителя Иван Васильевич характеризует как «чудесный» не столько из-за того, что там действительно все было прекрасно, сколько из-за того, что на бале была его возлюбленная. Варенька в бело-розовом платье выглядела особенно красивой. Иван Васильевич весь вечер танцевал с ней и чувствовал, что его любовь к ней взаимна.

У отца Вареньки, полковника («очень красивый, статный, высокий и свежий старик»), такая же ласковая и радостная улыбка, как и у дочери. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Танцующая пара привлекает всеобщее внимание. Главный герой умиляется тому, что полковник обут в немодные опойковые сапоги, так как, очевидно, вынужден во многом себе отказывать, чтобы одевать и выводить дочь в свет. После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучались. О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич счастлив. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо.

Герой возвращается домой под утро, но уснуть не может, потому что «слишком счастлив». Он отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Неожиданно молодой человек слышит звуки флейты и барабана, звуки жесткие, нехорошие. Оказалось, эта музыка сопровождала наказание солдата-татарина за побег. Его «прогоняли через строй». Экзекуцией командовал отец Вареньки. Наказываемый умолял «помилосердствовать», но полковник строго следил за соблюдением процедуры наказания. Поэтому он бил по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата» за то, что он «мажет», т.е. несильно опускает свою палку на уже изувеченную спину наказываемого. Вид красной, пестрой, мокрой от крови спины солдата ужасает Ивана Васильевича, равно как и сама процедура наказания. Но больше всего потрясло молодого человека сознание того, что он не в силах понять очевидную уверенность полковника в правоте своих действий, который, между тем, заметив Ивана Васильевича, отворачивается, делает вид, что незнаком с ним.

После всего увиденного Иван Васильевич «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде», а «любовь с этого дня пошла на убыль». Так всего один случай переменил всю жизнь героя и взгляды.

План

1. Вступление

2. Восторг

3. Смятение

4. Заключение

Рассказ "После бала" описывает не события и исторические моменты, он раскрывает чувства, эмоции его автора, то, как стремительно могут нарастать и также быстро стихать невероятные душевные волнения главного героя - Петра Васильевича. О том, что жизнь человека, его мировоззрение может в миг изменить лишь один случай.

Первая часть произведения повествует о бале. Рассказчик, красивый и достаточно состоятельный молодой человек приглашён на бал, где присутствует уже знакомая ему девушка Варенька. Автор описывает её очень восторженно, любая мелочь, будь то розовая лента на поясе, атласные туфли или ямочки на щеках упоминаются с таким обожанием, что улыбка невольно трогает читателя. Каждое её движение, предмет туалета, черта лица настолько трогательно обрисованы, что сомнений не остаётся - Пётр Васильевич не просто влюблён, он окрылён нежнейшим чувством.

Отец Варвары представлен статным генералом, о нём автор говорит в очень уважительной манере с истинным почтением. Черты лица, стан, мундир, движения-всё в его облике вызывает у Петра неподдельное почитание. Хозяйка бала с "елисаветинским бюстом", лакеи, гости, инженер Ансимов-все кажутся влюблённому юноше лучше и красивее.

Во второй части рассказа Пётр Васильевич испытывает смятение, отодвинувшее восторг на задний план. Автор становится свидетелем сцены потрясшей его до глубины души. Не только сам факт избиения татарина, его спина, больше похожая на разноцветный лоскут, но и жёсткость генерала, ударившего по лицу солдата, наносившего слабые удары арестанту, стали предметом раздумий главного героя. Теперь уже не перчатка Вареньки, а мольбы "Ребятушки, помилосердствуйте" и гневное "Я тебе помажу"занимают мысли Петра.

Больше нет трогательного отца, танцующего кадриль, теперь это властный военный. В ушах не звучат аккорды мазурки и вальса, только барабанная дробь и звуки флейты не дают уснуть встревоженному сознанию. Не возможно понять, что более потрясло автора: измождённый татарин с окровавленным торсом; усердие большинства солдат, с которым они безжалостно истязали человека; или бездушие командующего этим трагичным действом. Пётр Васильевич не стал любить Варвару меньше, но душу его уже занимали совсем другие раздумья. Ему казалось, что он не знает чего-то, что позволяет генералу быть таким безжалостным. Именно это чувство недостаточной осведомлённости в тонкостях военного дела навсегда отбивает у него стремление пойти на службу.

"После бала" заставляет читателя размышлять, но не сцены произведения становятся причиной тому, а собственный опыт. Ведь многим знакомо, насколько кардинально может изменить мировоззрение человека всего одно событие.

Инструкция

Произведение относится к последнему периоду творчества писателя, и на этот факт следует обратить внимание школьников, приступая к изучению рассказа. Перед чтением текста познакомьте учащихся с основными фактами биографии Л.Н. Толстого, сведениями о его личности и о последних годах жизни великого русского классика.

История создания произведения многое раскрывает в авторском замысле. Подводя итог начальному этапу урока, поставьте перед учащимися вопрос: «Почему писатель, находясь в преклонном возрасте, обратился к воспоминаниям своей молодости?» Обратите внимание школьников на то, что история несостоявшейся женитьбы главного героя случилась с братом писателя – Сергеем Николаевичем.

Проведите комментированное чтение рассказа. После ознакомления с текстом предложите учащимся систему вопросов, направленных на выявление умения школьников правильно понимать сюжет художественного произведения.
Почему рассказ называется «После бала»?
Почему первоначальное название «Дочь и отец» было изменено автором?
Каким представляется герой произведения Иван Васильевич в юности?
Почему бал выглядит для него «чудесным»?
Как воспринимает рассказчик полковника на балу?
В каком настроении и почему Иван Васильевич покидает бал?
Что рассказчик ?
Почему так подробно описана сцена экзекуции?
Что пишет Толстой об отношении Ивана Васильевича к увиденному на ?

Предложите школьникам подобрать цитатный материал, подводящий к выявлению проблемы рассказа. Этот материал должен соответствовать основным микротемам произведения: «прекрасное чувство» героя к дочери полковника, портреты Вареньки и ее отца, обстановка на балу, состояние рассказчика после бала, унылый пейзаж утра, страшная картина экзекуции, поведение полковника на плацу, описание чувства, охватившего Ивана Васильевича после увиденного.

Познакомьте учащихся с понятием антитезы. Предложите им, обратившись к художественному материалу, найти сцены, в которых Толстой использует прием противопоставления. Обратите внимание школьников на то, что контрастности автор достигает средствами языка, которые следует выписать в тетрадь. Итогом этой работы должно стать заключение о том, что прием контраста помогает сорвать маску добродушия с лица полковника и выявить его подлинную сущность.

Итоговый этап работы над анализом рассказа «После бала» должен привести к главным выводам, формулировки которых учащиеся записывают в тетрадь. Связаны эти выводы прежде всего с образом Ивана Васильевича – повествователя.
Рассказчик – добрый и человек, испытывающий отвращение к жестокости и насилию.
Утро после бала изменило жизнь Ивана Васильевича: он не женился на Вареньке.
«Любовь на убыль», потому что герой все время вспоминал отца Вареньки.
Он не пошел служить в , как хотел ранее, и не служил вовсе, боясь принять невольное участие в насилии.
Герой не приходит к выводу, что с насилием и жестокостью надо бороться. Не оправдывая зло, он тем не менее считает, что не знает чего-то такого, что известно уверенным в своей правоте «полковникам» и другим творящим насилие.

Нужен план рассказа " после бала " Л.Н.Толстой

  1. I. Контрастное единство.
    II. Танцевальные па и удары шпицрутенов.
    1. Полковник на балу
    б) Скромность и благородство
    2. Полковник после бала:
    а) Описание внешности и действий
    б) Жестокость и ненависть
    III. Полковник: обман или реальность?

    В свом рассказе После бала Лев Николаевич для достижения правды художественного
    изображения и более глубокого восприятия своих мыслей и чувств читателями использовал
    контрастное построение всех эпизодов, образов и сцен. Используя данный метод построения
    литературных произведений, писатель очень полно многогранно изобразил не только героев
    рассказа, но и всю противоречивую и контрастную николаевскую эпоху. Именно благодаря
    антитезе, литературному антагонизму, полярности две совершенно отдельные части рассказа
    объединяются в единую, эффектную, фантастическую по красоте картину.
    "Смотрите, папа просят танцевать", - вот таким было первое упоминание о полковнике. Это
    был очень высокий, представительный, стройный мужчина с серебряными эполетами. У него
    было румяное лицо, ласковая, лучезарная улыбка, белые усы и бакенбарды. С огромным трудом
    гостям хозяевам бала удалось получить согласие воинского начальника на танец со своей
    дочерью. Описывать его танец не представляю нужным, но скажу, что танцевал он с огромным
    желанием, старанием, ведь ему не хотелось терять свой авторитет (авторитет ли?) перед
    искушнной и импозантной публикой. Оттанцевал он блестяще (все погрехи и недостаточную
    быстроту можно списать на его возраст (вс-таки свежий старик)) . Л. Н. Толстой обращает
    внимание читателей на скромные сапожки полковника: чтобы вывозить и одевать любимую

  2. Знайте одно:


    2. Танец с Варенькой.
    3. Танец отца Вареньки.
    4. Конец бала.

    6. Описание шествия.
    7. Выводы и конец рассказа
  3. Произведение делится на две группы "До бала" и "После бала". В произведении ретроспективная и кольцевая композиции.
    1. Начало рассказа Ивана Васильевича.
    2. Танец с Варенькой.
    3. Танец отца Вареньки.
    4. Конец бала.
    5. Встреча колонны наказывающих татарина вместе с отцом Вареньки.
    6. Описание шествия.
    7. Выводы и конец рассказа
  4. 1. Начало рассказа Ивана Васильевича.
    2. Танец с Варенькой.
    3. Танец отца Вареньки.
    4. Конец бала.
    5. Встреча колонны наказывающих дезертира
    вместе с отцом Вареньки.
    6. Описание шествия.
    7. Выводы и конец рассказа.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема урока : «"После бала". Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов».

Вид урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Цели и задачи урока :

1. Обучающие:

1) расширить представление учащихся о творчестве Л.Н. Толстого;

2) познакомить с его взглядами на ближайшую историю, с историческими предпосылками создания рассказа «После бала»;

3) рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов;

4) показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;

5) увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения;

6) раскрыть его гуманистический пафос.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).

4) развивать коммуникативные компетенции.

3. Воспитывающие:

1) воспитывать гармоничную и духовную личность;

2) воспитывать интерес к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения, метод словесного рисования, иллюстративный метод.

Опережающее задание: прочитать рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

Материалы и оборудование: учебник по литературе для 8 класса Г.С. Меркина, мультимедийная презентация.

План урока:

– 5 мин.

II. Рассказ учителя об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н. Толстого «После бала» – 5 мин.

III. Аналитическая работа по произведению – 10 мин.

IV. Беседа о главных героях – 20 мин.

V. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя . Сегодня мы обратимся к творчеству крупнейшего и выдающегося русского писателя-классика Л.Н. Толстого. В центре внимания – рассказ «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата (слайд 1) . Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, совесть, гуманность, милосердие. Как выражает Л.Н. Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем, каковы основные мотивы рассказа, мы и поговорим сегодня.

II. Рассказ учителя об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884) (слайд 2). «Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

Читая дневники Л.Н. Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идет о рассказе «После бала» (слайд 3). Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным». Еще прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть (слайд 4).

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что же послужило источником для создания рассказа? (слайд 5). Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.

III. Аналитическая работа по произведению. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?

(Ответы учащихся).

– Прочтите вступление. Какова его роль?

(«Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.

Так он сделал и теперь».

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель).

– В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа.

(В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика) (слайд 6).

– Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?

(Сцены бала и экзекуции).

– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?

(Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

– А зачем писателю понадобилась первая часть?

(Показать «другую» сторону жизни николаевской эпохи, и с ее помощью оттенить и подчеркнуть жестокость картин второй части).

– Как называется такой прием?

(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).

– Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?

(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).

– А какие образы объединяют части рассказа?

(Образы полковника и Ивана Васильевича).

IV. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

(Рассказчик, именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший с ним, который перевернул всю его жизнь).

– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.

(Ответы учащихся).

– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).

– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен).

– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).

– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Что-то большое черное).

– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?

(Тревога, предупреждение).

– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном ? Мы увидим, чем заняты военные?

(Они наказывают человека).

– Что они ему несут?

(Боль, страдания, муку).

– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде?

(Красный, белый).

– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами?

(Мука, боль).

– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина).

– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?

(Надевал перчатку для танца с Варенькой).

– Вспомните, что полковник при этом говорил?

(«Надо все по закону»).

– Толстой использует прием зеркального отражения : полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?

(По закону военной жизни).

– Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

(Жестокость).

– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд ).

– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон , по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?

(Божеский).

– В какой день разворачиваются все события?

(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).

– Что за праздник Прощеное воскресенье?

(Надо всех простить, надо покаяться).

– Почему понедельник называют Чистым?

(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

(«Братцы, помилосердуйте»).

– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день ? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?

(Скорее всего в этом случае он сам бы был наказан).

– В чем корень этих противоречий, по мнению Толстого?

(В том социальном и политическом порядке, который был в России в николаевское время).

В чем вы видите критическую силу рассказа? Какие основные мотивы в нем присутствуют? (слайд 7).

(Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести. Критическая сила рассказа – в обнаружении «слабых» сторон того общественного строя, при котором живут толстовские герои, неприятия жестокости в любом ее проявлении. При этом автор словно проводит параллели с современным ему временем, в которое, к сожалению, мало, что поменялось в России).

– Верно. При этом писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев: цветом, звуком и их контрастным сопоставлением. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?

(Сцена с наказанием солдат стала своеобразным «отрезвлением» героя от пышности и благолепия «фасадной» жизни эпохи).

V. Подведение итогов урока . Значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы: «Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь» (Л.Н. Толстой. «Николай Палкин») (слайд 8).

Д/з: Написать сочинение на одну из тем:

1. «Полковник на балу и после бала».

2. «Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала».