Open
Close

Сочинение "Герои и проблематика повести А. Куприна «Поединок»"

«Поединок» была впервые опубликована в 1905 году. В ней автор показал все недостатки офицерского быта, о которых сам знал не понаслышке. Главному герою повести молодому подпоручику Ромашову он слегка придал автобиографические черты. Читая повесть, мы видим, что в ней сразу несколько тематических линий. В первую очередь, это офицерская среда. Затем строевая и казарменная жизнь солдат и, наконец, личные отношения людей.

Что касается «полковых дам», автор не наделили их положительными качествами. Проживая долгие годы в офицерской среде, они стали прагматичнее, жестче и черствее. Некоторых офицерских жен Куприн открыто именует «куклами» и «манекенами». Они жеманны, пользуются приторными духами, готовы отбелить все лицо макияжем, но души у них при этом остаются темными. Такова, к примеру, зрелая замужняя дама Раиса Петерсон, которая достает главного героя молодого подпоручика своими домоганиями.

Устав от постоянных преследований, он отказывает женщине и просит оставить его в покое. Но Петерсон такой расклад не устраивает. Он узнает, что Ромашов вечерами бывает в доме Николаевых и начинает подозревать его в теплых отношениях с женой поручика Шурочкой . Тогда раздосадованная женщина начинает писать Николаеву анонимки с просьбой обратить внимание на поведение жены. Эти анонимки впоследствии становятся причиной разлада дружеских отношений между обоими офицерами.

Так автор показывает, что Раиса - пошлая и ничтожная натура, с отсутствием каких-либо нравственных устоев. К тому же она не одна такая в гарнизоне. Есть еще злые лицемерные сплетницы жена капитана Тельмана и А. И. Мигунова. Что касается Александры Петровны Николаевой (Шурочки), ее единственную автор изображает более или менее добродетельной, рассудительной и обаятельной. Она не участвует в полковых сплетнях и интригах, не ведет пошлых игр обольщения.

При этом к Ромашову она выказывает чуть больше, чем просто дружеские отношения. Шурочка умна, талантлива и интересна. Она умеет расположить к себе человека, знает, с кем и как общаться, имеет природный вкус в выборе одежды. Автор показывает, что ее главная задача - помочь бездарному мужу сдать экзамен в академию и не ударить в грязь лицом. Ради этого неумного и бездарного человека она жертвует Ромашовым. По этой причине все ее достоинства в конце произведения сводятся к нулю.

"Поединок"


В рассказах о жизни армии, написанных на протяжении десятилетия (1894-1904), Куприн говорил об отдельных событиях армейской жизни. Однако впечатление цельности и завершенности такой темы могло дать только большое, эпическое произведение. Таким произведением стал "Поединок". "Ночлег", "Поход", "Ночная смена", "В казарме" явились набросками к повести "Поединок".

Мария Карловна вспоминает, какое большое значение придавал Горький работе Куприна над "Поединком": "С Горьким, Машенька, мы хорошо поговорили,- рассказывал мне на другой день Александр Иванович, вернувшись из "Знания".- Он подробно расспрашивал о моих военных годах и о том, что план "Поединка" у меня еще в голове не совсем сложился, хотя я и много о нем думаю. Горький все-таки остался очень недоволен нашим разговором.

Пишите же, пишите не откладывая. Такая повесть теперь необходима, - сказал он.- Именно теперь, когда исключенных за беспорядки студентов отдают в солдаты, а во время демонстрации на Казанской площади студентов и интеллигенцию избивали не только полиция, но под командой офицеров и армейские части... Это задело не только ко всему равнодушных обывателей, но и широкую публику - ведь почти в каждой семье сын или брат студент. Поведение офицеров возмутило всех. И к чему же это повело? Офицерство возомнило себя властью, призванной защищать престол и отечество от "внутренних врагов".

- "Поединок" скоро не могу написать, - ответил я Горькому.- Повесть должна закончиться дуэлью, а я не только никогда не дрался на дуэли, но не пришлось мне быть даже секундантом. Что испытывает человек, целясь в своего противника, а главное, сам стоя под дулом его пистолета? Эти переживания, психология этих людей мне неизвестны. И мысль моя невольно возвращается к подробностям дуэли Пушкина с Дантесом и Лермонтова с Мартыновым. Но это же литература, а не личные реальные переживания. Теперь я с досадой думаю о том, что было несколько случаев в моей жизни, которые, если бы я захотел, могли кончиться дуэлью, но эти случаи я упустил, о чем теперь сожалею.

Тут, Маша, Алексей Максимович встал и раздраженно заходил по комнате.

Вы черт знает что говорите, собираетесь писать об офицерах, когда офицерская закваска еще так крепко сидит в вас. Дуэль была неизбежна, - произносите вы равнодушно, точно это безобразие в порядке вещей... Не ожидал от вас. Знайте только, если вы эту повесть не напишете, - это будет преступлением". Работа над "Поединком" долго не ладилась, Куприн никак не мог найти фамилии главного героя. И вот однажды Мария Карловна, вернувшись от знакомых, так ответила на вопрос Куприна "...А кто там был?"

Могу тебе перечислить, но ведь ты никого из них не знаешь. Были старики-нотариусы, а из молодежи Рукавишниковы и бывший Сонин поклонник Ромашов - он теперь уже женат.

Александр Иванович внезапно поднял голову, уставился на меня и, еще продолжая держать в руках изуродованную пепельницу, переспросил:

Кто, кто?

Но я же сказала тебе - кто.

Нет, повтори еще раз последнюю фамилию.

Мировой судья Ромашов. Ромашов, мировой судья. Понял наконец? - повторила я сердито.

Александр Иванович вскочил, отшвырнул пепельницу.

Ромашов, Ромашов, - вполголоса произнес он несколько раз и, подойдя ко мне, взял за руки.- Маша, ангел мой, не сердись на меня. Я всегда волнуюсь и злюсь, как дурак, как ревнивый дурак, когда тебя долго дома нет. Я же знаю, что я смешной. Конечно. Ромашов. Ромашов, Только Ромашов... Да, именно Ромашов. Какая ты умница, Машенька, что поехала к Соне. Могло же так случиться, что никогда не узнал бы о существовании Ромашова. А теперь "Поединок" ожил, он будет жить... Будет жить!!"

Немало помог Куприну в работе над повестью Горький. "Помню, - вспоминал Куприн, - я много раз бросал "Поединок", мне казалось, недостаточно ярко сделано, но Горький, прочитав написанные главы, пришел в восторг и даже прослезился. Если бы он не вдохнул в меня уверенность в работе, я романа, пожалуй, своего так бы и не закончил".

Влияние Горького, по словам Куприна, определило "все буйное и смелое" в повести.

Напечатанный в VI книге "Знания" "Поединок" имел посвящение: "Максиму Горькому с чувством глубокого уважения и искренней дружбы эту повесть посвящает автор".

Хотя в "Поединке" и нет четкой и осознанной революционности, но не подлежит сомнению, что повесть в наибольшей степени выразила прогрессивные взгляды Куприна, которые сформировались под влиянием Горького.

Главным героем "Поединка", повести во многом автобиографичной, является подпоручик Ромашов. Мечтательность и безволие - главные его черты. Ромашов добр, отзывчив. У него врожденное чувство справедливости, и этим он отличается от других офицеров.

О прошлом Ромашова Куприн ничего не рассказывает. Герой повести ведет скучный образ жизни, пьянствует, находится в связи с нелюбимой женщиной. Все его обширные планы самообразования, изучения языков, литературы и искусств остаются лишь планами. Ромашов мечтает лишь о блестящей карьере: "В мечтах он видит себя выдающимся полководцем".

Постепенно Ромашов освобождается от многих привычек, свойственных офицерству. "Неужели весь смысл жизни заключается в том, чтобы держать руки по швам, а ноги вместе?" - спрашивает он себя.

Ромашов постепенно приходит к выводу, что военная служба лишена какой бы то ни было разумной цели. Ее ненавидят все: и солдаты, и офицеры, и он сам. Ромашов - противник войны. "...Разве естественно убивать?" Он наивно предлагает, чтобы все - военные и гражданские - люди заявили: "Не хочу воевать!", бросили оружие, - и тогда, верит Ромашов, война навсегда исчезнет.

Как избавить солдат от гнета, от бесправия? На этот вопрос ни Ромашов, ни другие герои повести ответить не могут. Ромашов приходит к выводу, что солдатам придется терпеть до поры до времени, а для себя видит выход в том, чтобы бросить армию, стать свободным человеком и предаться одному из трех "гордых призваний человека" - науке, искусству или свободному физическому труду. Но все в будущем.

Один из друзей Куприна рассказывал в 1918 году о предполагаемом продолжении "Поединка": "Ромашов, только раненый, а не убитый, выздоравливает физически и морально. После перенесенного кризиса для него наступила новая жизнь. Он окончательно порвал с прошлым, со средой и условиями, при которых жил раньше. К этому окончанию повести должно было примкнуть другое произведение, объединенное с первым лишь общностью героя. То есть главным действующим лицом оставался Ромашов, но уже в другой роли, участником других событий. Это был бы в своем роде новый Фауст второй части, переживший свой первый роман с Гретхен.

Повесть, случайно оборванная сообщением о смерти Ромашова (Куприн не мог дать себе отчета, как он согласился на это формальное окончание), долго мучала автора, который из-за этого не приступил к обработке второй части.

Предположительно, вторая часть была озаглавлена "Нищие". Она так до сих пор и осталась только в конспекте".

В "Поединке" в качестве одного из главных героев наряду с Ромашовым выступает Назанский. В беседах Назанского и Ромашова и заключена идейная сущность повести. Назанский остро ощущает несправедливость существующего строя, бесцельность своей жизни, ищет и не находит выхода из тупика. Это человек, проповедующий равенство и счастье, воспевающий человеческий разум, любовь, природу. Назанский верит в прекрасную грядущую жизнь, в то, что созреют силы для борьбы с социальной несправедливостью. Но взгляды Назанского, проповедующего крайний индивидуализм, путаны. Наделенный и умом, и силой, и красотой, горячим стремлением к правде, он, казалось бы, должен быть активным борцом за человеческое счастье! Но увы! Как и многие другие герои Куприна, Назанский плывет по течению жизни. Это было характерно не только для многих героев писателя, но и вообще для интеллигентов, далеких от народа, остающихся в стороне от борьбы, бессильных духовно. И вот такого героя Куприн думал сделать глашатаем социальной правды...

Шурочка - Александра Петровна - в противоположность влюбленным в нее Ромашову и Назанскому обладает сильной волей, знает, чего хочет, и добивается этого всеми средствами. Она мечтает о "большом настоящем обществе, свете, музыке, поклонении, тонкой лести", рвется в столицу. И ради завоевания своего места в свете Шурочка отвергает страстную любовь Назанского, делает все, чтобы "протолкнуть" мужа в академию, ради сохранения карьеры и репутации мужа жертвует Ромашовым. В Шурочке сплелись эгоизм честолюбивой мещанки, внешнее обаяние и ум. Воля и упорство ее направлены на достижение корыстных, эгоистических целей.

Образ Шурочки - одно из самых удачных созданий писателя в "Поединке". А. В. Луначарский отмечал, что Куприну удалось "вывести и любопытный, совершенно живой и бесспорно интересный женский тип".

"Идеал" Шурочки мелок, пошл и ограничен. И уже совсем отвратительной предстает Шурочка в разговоре с Ромашовым накануне дуэли.

Другие полковые дамы во много раз хуже Шурочки: злы, глупы, невежественны, лицемерны. Таковы Раиса Петерсон, Анна Ивановна Моргунова, жена капитана Тальмана и другие. Мир "полковых дам" Куприн изобразил с такой же беспощадностью, как и мир офицерства.

С большой симпатией показал писатель солдат. В судьбе загнанного и забитого Хлебникова ярко раскрывается тяжелое положение солдата, несчастного и страдающего человека. Разговоры с Хлебниковым совершили перелом в душе Ромашова. Он, воспитанный в духе превосходства над солдатской массой, равнодушия к тяжелой солдатской судьбе, начинает понимать, что Хлебников и его товарищи "обезличены и придавлены собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием", что солдаты тоже люди, люди, имеющие право на сочувствие.

А. И. Куприн вспоминал, что сцена у полотна железной дороги произвела большое впечатление на А. М. Горького. "Когда я читал разговор подпоручика Ромашова с жалким солдатом Хлебниковым, Алексей Максимович Горький растрогался и было страшно видеть этого большого взрослого человека с влажными глазами".

Хлебников, хотя и видит в Ромашове доброго человека, по-человечески относящегося к простому солдату, но прежде всего видит в нем барина. Гуманизм Ромашова ограничивается сочувствием солдату и советом - "надо терпеть, мой милый, надо терпеть".

В "Поединке" Куприн показал моральный и духовный распад военной интеллигенции, отдаленность ее от народа.

"За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее. Младшие офицеры совсем по-школьнически опаздывали на занятия и потихоньку убегали с них, если знали, что им за это не достанется. Ротные командиры, большею частью люди многосемейные, погруженные в домашние дрязги и в романы своих жен, придавленные жестокой бедностью и жизнью сверх средств, кряхтели под бременем непомерных расходов и векселей. Они строили заплату на заплате, хватая деньги в одном месте, чтобы заткнуть долг в другом; многие из них решались - и чаще всего по настоянию своих жен - заимствовать деньги из ротных сумм или из платы, приходившейся солдатам за вольные работы; иные по месяцам и даже годам задерживали денежные солдатские письма, которые они, по правилам, должны были распечатывать. Некоторые только и жили, что винтом, штоссом и ландскнехтом: кое-кто играл нечисто, - об этом знали, но смотрели сквозь пальцы. При этом все сильно пьянствовали как в собрании, так и в гостях друг у друга, иные же, вроде Сливы, - в одиночку".

Понятно, что не этим людям суждено бороться вместе с народом за его будущее. Единственным путем, который принес бы народу освобождение - был революционный путь, но его так и не увидели ни Ромашов, ни сам писатель.

Куприн симпатизирует не только Ромашову, но и Михину, Назанскому, Стельковскому, корпусному командиру. Стельковский приучил офицеров своей роты обращаться с солдатами без крика и добивался того, чего добивались офицеры других рот с трудом "посредством битья, наказаний, оранья и суматохи". За такое отношение солдаты "воистину" любили Стельковского.

Но Ромашовых и Стельковских мало. Им противостоят Николаевы, Петерсоны, Дицы. В "Поединке" пороки военного быта даны как выражение общего неизлечимого недуга всего самодержавного строя.

"Поединок" являет собой образец точной, строго продуманной композиции. В повести последовательно раскрывается внутренний мир Ромашова, показывается закономерность и неизбежность его гибели. Само название повести - "Поединок" - передает смысл драмы, личный и общественный конфликт, положенный в основу сюжета. Но название повести имеет и другой, гораздо больший социальный смысл. Смысл этот - в поединке Ромашова с тем дурным, что есть в нем самом, с кастовыми офицерскими предрассудками и традициями, с мещанством и обывательщиной. Ромашов, посмевший противопоставить себя нравам и обычаям офицерской среды, стал жертвой поединка.

Высоко оценивая "Поединок", Горький говорил: "Великолепная повесть! Я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление. Целью Куприна было - приблизить их к людям, показать, что они одиноки от них... В самом деле, изолированность наших офицеров - трагическая для них изолированность, Куприн оказал офицерству большую услугу. Он помог им до известной степени познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм". Дочь Л. Н. Толстого Татьяна Львовна записала в дневнике: "По вечерам читаем "Поединок" Куприна, причем больше всех читает папа. Ему нравится..." Сам Куприн придавал большое значение повести., Он говорил: "Первой своей настоящей вещью я считаю "Поединок"... "Поединок" для меня составляет мой главный "девятый вал".


Сборник "Знания", в котором был напечатан "Поединок"

Выход "Поединка" был заметным событием литературной жизни. "Поединок" буквально прогремел по всей стране, охваченной революционным пожаром. Вдохновенные монологи Назанского читали на концертах, которые устраивала революционная молодежь. Интересно, что группа передовых офицеров, приветствуя выход "Поединка", писала в одной из газет в 1905 году: "Язвы, поражающие современную офицерскую среду, нуждаются не в паллиативном, а в радикальном лечении, которое станет возможным лишь при полном оздоровлении всей русской жизни". Под "полным оздоровлением" имелось в виду, конечно, революционное переустройство страны.

Работая над повестью, Куприн объективно сближался с революционно-демократическим движением, и его политическую позицию можно назвать революционно-демократической, имея в виду слова В. И. Ленина о "революционной буржуазной демократии", "которая, хотя бы она и была не вполне сознательна политически, с рядом предрассудков и пр., способна на решительную и беспощадную борьбу против всех остатков крепостнической России..."

Сатирик В. Князев остроумно заметил в 1918 году, что повесть Куприна нанесла "царской армии в тысячу раз более страшный удар, нежели тот, что нанесли японцы под Цусимой русскому флоту". Ибо люди, которые пришли в армию в первую мировую войну, уже привыкли читать книги, и "Поединок" раскрыл им глаза, внушил ненависть к офицерам и заставил, наряду с другими причинами, повернуть штыки против истинного врага - помещиков и капиталистов, "Жить в России и не знать "Поединка", - писал Князев, - это все равно, что бродить по зоологии и не видеть слона".

Написанный на основе впечатлений от армейской жизни конца XIX века "Поединок" надолго "пережил себя". Он воспринимался как рассказ о современной русской армии не только в период войны с Японией и революции 1905-1907 годов, но и позднее, в пору первой мировой войны. Повесть помогает понять и психологию белого офицерства периода гражданской войны.

Ответы

Какова тема повести?

Кризис России, всех сфер русской жизни

Какие три основные тематические линии вы увидели в повести?

Жизнь офицеров, солдат, отношения между людьми

Как Куприн рисует образы офицеров?

Жестокими штрихами, Куприн рисует армейскую среду. Из многолетнего опыта созданы образы офицеров. Почти все карьеристы, пьяницы, тупые и невежественные. Служба для них скучная, тягостная обязанность. Интеллектуальных интересов нет никаких, ни читать, ни думать они не умеют, да и не хотят.

Куприну удалось создать целую галерею портретов. Это и представители старшего поколении –полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий, отличающийся бесчеловечностью по отношению к солдатам и признающий только палочную дисциплину.

Есть и более молодые офицеры – Назнанский, Веткин, Бек-Агамалов. Их жизнь ничуть не лучше. Смирившись с деспотичными порядками в армии, они пытаются спастись от действительности в пьянстве.

Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? В чём проявляется это «единство»?

Сравнение с животными, Куприн в описании офицеров употребляет эпитет «звериный»

Куприн изображает, как в условиях армии идёт «расчеловечивание» человека – солдата и офицера, как погибает русская армия

Как изображены «полковые дамы»?

Жёны офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Злы, глупы, невежественны, лицемерны. Полковые дамы – олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ – Раиса Петерсон, жена капитана Тальмана. Злая, тупая, развратная и мстительная. « О, какая она противная!» - с отвращением думает о ней Ромашов. « И от мысли о прежней физической близости с этой женщиной у него было такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья» (гл. 9).

Не лучше и остальные «дамы» . Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на него Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: « Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак ». Истинно женского в ней не осталось: « Я не хочу ребёнка. Фу, какая гадость !» - признаётся она Ромашову (гл. 14). Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой . Милая, женственная Шурочка, в которую влюблён Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчёт, властолюбие, двоедушие , « какая-то злая и гордая сила », изворотливость Шурочки не замечаются влюблённым Ромашовым. Она требует: « Вы непременно должны завтра стреляться » - и Ромашов соглашается ради неё на поединок, которого можно было избежать.

Что говорит Куприн о солдатах?

А) плохо соображающий, недогадливый Б ондаренко ,

Б) запуганный, оглушённый окриками Архипов , который « не понимает и не может заучить самых простых вещей »,

В) неудачник Хлебников. Более других детализирован его образ. Разорённый, безземельный и обнищавший русский мужик, « забритый в солдаты». Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения – вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом « в кулачок », на котором нелепо торчал вздёрнутый кверху грязный нос, с глазами, в которых « застыл тупой, покорный ужас », этот солдатик стал в роте всеобщим насмешищем и объектом для издевательства и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалея Хлебникова, Ромашов говорит: « Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик… Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все – какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть …» Хлебников, хотя и видит в Ромашове доброго человека, по-человечески относящегося к простому солдату, но, прежде всего, видит в нём барина . Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.

Г) образованный, умный, независимый Фокин.

Изображая серых, обезличенных, придавленных « собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием » солдат, Куприн вызывает в читателе сострадание к ним, показывает, что на самом деле это живые люди, а не безликие «винтики» военной машины .

Так Куприн выходит ещё на одну, очень важную тему тему личности.

Образ Ромашова.

Поручик Ромашов дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Он отличается коренным образом от всех офицеров в повести.

Главный герой повести - подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов. О нём Куприн скажет: «Он мой двойник». Действительно, в этом герое воплощены самые лучшие черты героев Куприна: честность, порядочность, интеллигентность, но при этом некая мечтательность, желание изменить мир в лучшую сторону. Назнанский говорит о Ромашове: «В Вас… какой-то внутренний свет. Но в нашей берлоге его погасят»

Кто из героев повести переживает «серьёзный нравственный переворот»? С чем он связан?

Ромашов. Милосердие одержало победу над греховной сущностью человека.

В чём значение названия повести?

1. Офицерская дуэль – Ромашов и Николаев

2. Ромашов в поединке с действительностью проигрывает. Если бы выжил, его ждала бы нравственная гибель в армейской среде

Но название имеет и метафорический , символический смысл. Куприн писал: «всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всём. Что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию». Название имеет и другой, гораздо больший социальный аспект. Повесть – поединок Куприна со всей армией , со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 г. эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остаётся призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви.

3. Смысл названия – в поединке Ромашова с тем дурным, что есть в нём самом . Этот конфликт даётся как философский, постижение героем свободы и необходимости.

Тема поединка – знак самой действительности, разобщённость людей, непонимание одного человека другим.

11 класс. Уроки по роману А. И. Куприна «Поединок» (1905)

Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести.

Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение.

Ход урока

    Слово учителя. Революционная эпоха перед всеми писателями выдвинула острую необходимость понять исторические судьбы России, её народа, отечественной культуры. Эти глобальные вопросы привели к созданию крупных «многочисленных» полотен. Писателями осмысливалась в противоречивом времени поступь мира. Так написаны повести «Поединок», «Суходол» и «Деревня» Бунина; «Иуда Искариот» Л. Андреева; «Движения», «Медвежонок» Сергеева-Ценского.

На первый взгляд повесть (любая из них) проста своим содержанием. Но по авторским обобщениям многослойна, напоминает «ларец в ларце», хранящий драгоценность.

Повесть «Поединок» вышла в мае 1905 г., в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы. Жёсткими штрихами, как бы рассчитываясь с прошлым, Куприн рисует армию, которой он отдал годы юности.

Эту повесть можно определить как психологическую и философскую. С «Отцов и детей» не было такого произведения.

    Беседа по повести:

    Какова тема повести? Основная тема – кризис России, всех сфер русской жизни. Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе. Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают и общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.

    Посвятив «Поединок» в её первой публикации Горькому, Куприн писал ему: «Теперь, наконец, когда уже всё кончено, я могу сказать, что всё смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Васи, как я признателен Вам за это».

    Что, на ваш взгляд, в «Поединке» можно определить как « смелое и буйное »? От отрицания мелочных обрядов (держать руки по швам и каблуки вместе в разговоре с начальством, тянуть носок вниз при маршировке, кричать «На плечо!», 9 гл., с. 336.) главный герой «Поединка» Ромашов приходит к отрицанию того, что в разумно устроенном обществе не должно быть войн : «Может быть, всё это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?» «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… И вот уж нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам». Ромашов наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!» и бросили оружие. «Какая смелость ! – восхищённо сказал Л. Толстой о Ромашове. – И как это цензура пропустила и как не протестуют военные?»

Проповедь миротворческих идей вызвала сильные нападки в ожесточённой журнальной кампании, развязанной вокруг «Поединка», причём особенно негодовали военные чины. Повесть явилась крупнейшим литературным событием, прозвучавшим злободневно.

    Какие тематические линии можно выделить в повести? Их несколько: жизнь офицеров, строевая и казарменная жизнь солдат, отношения между людьми. Оказывается, далеко не все люди придерживаются таких же пацифистских взглядов, как Ромашов.

    Как Куприн рисует образы офицеров? Куприн прекрасно знал армейскую среду по своему многолетнему опыту. Образы офицеров даны точно. Реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» - ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды.

Причём, они уверены в своём сословном и моральном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками», «шпаками», «штафирками ». Даже Пушкин для них «какой-то шпак ». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажжённую папироску, надвинуть ему на уши цилиндр». Ни на чём не основанное высокомерие, извращённые представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство – следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьёз считают, что на военной службе вообще «думать не полагается » (подобные мысли посещали Н. Ростова).

Литературовед Ю. В. Бабичева пишет: «Офицеры полка имеют единое «типовое» лицо с чёткими признаками кастовой ограниченности, бессмысленной жестокости, цинизма, пошлости и чванливости. Вместе с тем в процессе развития сюжета каждый офицер, типичный в своём кастовом уродстве, хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии ».

    Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? Если да, то в чём проявляется это единство? Писатель показывает офицерскую среду в вертикальном разрезе: ефрейторы, младшие офицеры, старшие офицеры, высший командный состав. «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя её ». Страшна картина «безобразного повального кутежа» офицеров. 406, гл. 18 .

    Кроме общих черт, свойственных большинству офицеров, каждый из них имеет индивидуальные черты, обрисованные так ярко и выразительно, что образ становится почти символическим:

А) Полковой командир Шульгович под своим громоподбным бурбонством скрывает заботу об офицерах.

Б) Что вы можете сказать об образе Осадчего? Зловещ образ Осадчего. «Он жестокий человек», - говорит о нём Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывали на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединке настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли – «иначе это будет только дурацкая жалость… комедия». На пикнике он произносит тост «за радость прежних войн, за весёлую кровавую жестокость ». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять – всё равно кого и за что (гл. 8, 14)

В) Расскажите о ваших впечатлениях о капитане Сливе. «Даже в полку, который благодаря условиям дикой провинциальной жизни не отличался особенно гуманным направлением, он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины». Он не прочёл ни одной книги, ни одной газеты, и презирал всё, что выходило за пределы строя, устава и роты. Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен «к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом » (гл.10, 337)

Г) В чём отличие капитана Стельковского, командира 5-й роты? Пожалуй, только образ капитана Стельковского – терпеливого, хладнокровного, настойчивого – не вызывает отвращения, «солдаты же любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии » (гл. 15. 376 - 377). «В роте у него не дрались и даже не ругались, хотя и не особенно нежничали, и всё же рота по великолепному внешнему виду и выучке не уступала любой гвардейской части». Это его рота на майском смотре вызывает слёзы своей у корпусного командира.

Д) Подполковник Рафальский (Брем ) любит животных и всё свободное и несвободное время отдаёт собиранию редкостного домашнего зверинца.352.

Е) Каковы отличительные черты Бек-Агамалова ? Хвастается умением рубить, с сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к чёрту, это я знаю, а так, чтобы наискось… нет» Мой отец это делал легко …» («Да, были люди в наше время …»). С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу» (гл.1)

8) Звероподобность вообще отличает многих офицеров . Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий жёлтый блеск ». «И в то же время он всё ниже и ниже сгибал ноги, весь съёживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок» . После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущённые, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску – ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных » (гл. 19).

9) Обратим внимание на контраст этого описания с идущим следом описанием рассвета «с ясным, детски-чистым небом и неподвижным прохладным воздухом. Деревья, влажные, окутанные чуть видным паром, молчаливо просыпались от своих тёмных, загадочных ночных снов ». Ромашов чувствует себя «низеньким, гадким, уродливым и бесконечно чужим среди этой невинной прелести утра, улыбавшегося спросонок ».

Как говорит рупор Куприна – Назанский, «все они, даже самые лучшие, самые нежные из них, прекрасные отцы и внимательные мужья, - все они на службе делаются низменными, трусливыми, глупыми зверюшками. Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит ».

10) Как изображены «полковые дамы»? Жёны офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Злы, глупы, невежественны, лицемерны. Полковые дамы – олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ – Раиса Петерсон, жена капитана Тальмана. Злая, тупая, развратная и мстительная. «О, какая она противная!» - с отвращением думает о ней Ромашов. «И от мысли о прежней физической близости с этой женщиной у него было такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья» (гл. 9).

Не лучше и остальные «дамы» . Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на него Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: «Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак ». Истинно женского в ней не осталось: «Я не хочу ребёнка. Фу, какая гадость !» - признаётся она Ромашову (гл. 14).

      Какую роль играют образы солдат? Изображены массой, пёстрой по национальному составу, но серой по сути. Солдаты полностью бесправны: офицеры срывают на них злость, бьют, крошат зубы, разбивают барабанные перепонки.

      Куприн даёт и индивидуализированные образы (их в повести около 20). Целый ряд простых солдат – в главе 11:

А) плохо соображающий, недогадливый Бондаренко ,

Б) запуганный, оглушённый окриками Архипов , который «не понимает и не может заучить самых простых вещей »,

В) неудачник Хлебников. 340, 375, 348/2. Более других детализирован его образ. Разорённый, безземельный и обнищавший русский мужик, «забритый в солдаты». Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения – вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом «в кулачок », на котором нелепо торчал вздёрнутый кверху грязный нос, с глазами, в которых «застыл тупой, покорный ужас », этот солдатик стал в роте всеобщим насмешищем и объектом для издевательства и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалея Хлебникова, Ромашов говорит: «Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик… Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все – какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть …» Хлебников, хотя и видит в Ромашове доброго человека, по-человечески относящегося к простому солдату, но, прежде всего, видит в нём барина .Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.

Г) образованный, умный, независимый Фокин.

Изображая серых, обезличенных, придавленных « собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием » солдат, Куприн вызывает в читателе сострадание к ним, показывает, что на самом деле это живые люди, а не безликие «винтики» военной машины.

Так Куприн выходит ещё на одну, очень важную тему– тему личности.

Д. з. 1)Подготовить сообщения по образам Ромашова и Назанского (по группам) (портретная характеристика, отношения с людьми, взгляды, отношение к службе и т. д.)

2) Ответить на вопросы:

Как решается в повести тема любви?

Каково значение названия повести?

Урок 2

Тема: Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок».

Цель урока: проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию в повести.

Методические приёмы: сообщения учащихся, работа над текстом, аналитическая беседа.

    Характеристика образа Назанского. В беседах Ромашова и Назанского заключена сущность повести.

А) О Назанском мы узнаём из разговора Николаевых и Ромашова (гл. 4 ): это «отпетый человек », он «увольняется в отпуск на один месяц по домашним обстоятельствам… Это значит – запил»; «такие офицеры – позор для полка, мерзость!»

Б) В 5 главе – описание встречи Ромашова и Назанского. Мы видим сначала «белую фигуру и золотоволосую голову » Назанского, слышим его спокойный голос, знакомимся с его жилищем: «288», гл. 5. Всё это, да ещё прямой взгляд «задумчивых, прекрасных голубых глаз » противоречит тому, что о нём говорили Николаевы. Назанский рассуждает «о возвышенных материях », философствует, а это, с точки зрения окружающих, - «чепуха, праздная и нелепая болтовня ». Он думает о «289 ». Это для него «290/1 ». Он чувствует чужую радость и чужую скорбь, ощущает несправедливость существую щего строя, бесцельность своей жизни , ищет и не находит выхода из тупика . 431-432.

Описание пейзажа , таинственной ночи, открывающейся из окна, согласно его возвышенным словам : «290/2 ».

Лицо Назанского кажется Ромашову «красивым и интересным »: золотые волосы, высокий, чистый лоб, шея благородного рисунка, массивная и изящная голова, похожая на голову одного из греческих героев или мудрецов, ясные голубые глаза, смотрящие «оживлённо, умно и кротко ». Правда, это описание почти идеального героя заканчивается разоблачением: «291/1».

Мечтая о «грядущей богоподобной жизни », Назанский прославляет могущество и красоту человеческого разума, восторженно призывает уважать человека, увлечённо говорит о любви – и выражает при этом взгляды самого автора: «293/1 ». Любовь по Куприну – талант сродни музыкальному. Куприн разовьёт эту тему позже в рассказе «Гранатовый браслет», причём многое из того, что сказал Назанский, прямо перейдёт в рассказ.

В) «435 -подчёркнутое » (гл. 21 ). Проповедует равенство и счастье, воспевает разум человека.

В страстных речах Назанского много желчи и злости , мысли о необходимости борьбы против «двухголового чудовища» - царского самодержавия и полицейского режима в стране, предчувствий неотвратимости глубоких социальных потрясений : «433/1 ». Верит в грядущую жизнь.

Он противник военной службы и вообще армии, осуждает зверское обращение с солдатами (гл.21, 430 – 432 ). Обличительные речи Назанского исполнены открытого пафоса. Это своеобразный поединок героя с бессмысленной и жестокой системой . Некоторые высказывания этого героя, как позднее сказал сам Куприн, «звучат как граммофон», но они дороги писателю, который вложил в Назанского многое, что волновало его самого.

Г) Как вы думаете, зачем вообще понадобился в «Поединке» рядом с Ромашовым такой герой? Назанский утверждает: существует только человек, полная свобода человека. Ромашов воплощает принцип человеческой несвободы. Дверь не закрыта, можно выйти. Ромашов вспоминает, что мать привязывала его тончайшей ниточкой к кровати. Она вызывала у него мистический страх, хотя можно было порвать.

    Характеристика Ромашова.

Поручик Ромашов, главный герой «Поединка», заражается настроениями и мыслями Назанского. Это типичный купринский образ правдоискателя и гуманиста. Ромашов дан в непрестанном движении , в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Куприн воспроизводит не всю биографию героя, а важнейший момент в ней, без начала, но с трагическим концом.

Портрет героя внешне выразителен: «260, гл. 1 », порой бесхитростен. Однако в действиях Ромашова чувствуется внутренняя сила , идущая от чувства правоты и справедливости. Например, он неожиданно для самого себя защищает татарина Шарафутдинова, не понимающего по-русски, от оскорбляющего его полковника (гл.1, 262-263 )

Он заступается за солдата Хлебникова, когда его хочет избить унтер-офицер (гл.10, 340/1).

Он одерживает верх даже над звероподобным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры: «18 гл., 414» . Бек-Агамалов благодарен Ромашову за то, что тот не дал ему, озверевшему от пьянства, зарубить женщину

Во всех этих поединках Ромашов оказывается на высоте.

- Какой образ жизни ведёт ? (скучно, пьянство, одиночество, находится в связи с нелюбимой женщиной)

- Планы есть ? Обширные по самообразованию, изучению языков, литературы, искусства. Но остаются лишь планами.

- О чём мечтает? О блестящей карьере, видит себя выдающимся полководцем. Мечты его поэтические, но растрачиваются впустую. 267-269.

- Куда любит ходить Ромашов ? На вокзал встречать поезда, 265. гл.2. Его сердце стремится к красоте. Ср. у Толстого («Воскресение»), Некрасова («Тройка»), Блока («На железной дороге», 439) .Прямая реминисценция (отголосок, влияние чьего-либо творчества в художественном произведении). Железная дорога прочитывается как тема дали, тема жизненного выхода

Ромашов – романтическая, тонкая натура. У него «264 ». Привлекательны в герое душевная мягкость , доброта , врождённое чувство справедливости . Всё это резко отличает его от остальных офицеров полка.

Тягостна, скучна армейская обстановка в заштатном полку. Бессмысленна, порой идиотична военная практика. Разочарования его болезненны.

-Почему герой Куприна молод? Над цветущей молодостью властвует омертвляющая душу казёнщина. Выбрав молодого героя, Куприн усилил муки «нелепости, непонятности ».

- Какое чувство вызывает Ромашов у читателя? Глубокое сочувствие.

Ромашов имеет тенденцию к эволюции . Движется в сторону познания жизни. Столкновение человека и офицера сначала происходит в самом Ромашове, в его душе и сознании. Эта внутренняя борьба постепенно превращается в открытый поединок с Николаевым и со всем офицерством. С. 312 (7 гл.), 348, 349, 419.

Ромашов постепенно освобождается от фальшивого понимания чести офицерского мундира. Поворотным моментом явились размышления героя над положением человеческой личности в обществе, его внутренний монолог в защиту прав, достоинств и свободы человека. Ромашова «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности» , и он по-своему восстал против обезличивания человека на военной службе , в защиту рядового солдата. Он негодует на полковое начальство, которое поддерживает состояние вражды между солдатами и офицерами. Но порывы к протесту у него сменяются совершенной апатией и равнодушием, душу нередко охватывает подавленность: «Пропала моя жизнь!»

Чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни угнетает его. Во время разговора с больным, изуродованным Хлебниковым Ромашов испытывает острую жалость и сострадание к нему (гл. 16 ). Он, воспитанный в духе превосходства над солдатской массой, равнодушия к тяжёлой солдатской судьбе, начинает понимать, что Хлебников и его товарищи обезличены и придавлены собственным невежеством, общим рабством, произволом и насилием, что солдаты тоже люди, имеющие право на сочувствие. 402/1, 342 .

А. И Куприн вспоминал, что сцена у полотна железной дороги произвела большое впечатление на Горького : «Когда я читал разговор подпоручика Ромашова с жалким солдатом Хлебниковым, Алексей Максимович растрогался, и было страшно видеть этого большого человека с влажными глазами».

Неожиданно для самого себя он вдруг восстаёт против самого Бога, допускающего зло и несправедливость (ещё один поединок , может быть, самый главный). « 402» . Он замкнулся в себе, сосредоточился на своём внутреннем мире , твёрдо решил порвать с военной службой, чтобы начать новую жизнь: «403»; «404/1 » - так определяет для себя достойное назначение жизни Ромашов.

Скромная личность вырастает духовно, открывает извечные ценности бытия. Куприн видит в юности героя надежду на будущее преображение мира. Служба на него производит отталкивающее впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью. Однако Ромашов не успевает осуществить своей мечты и гибнет в результате предательства.

4. Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой . Милая, женственная Шурочка, в которую влюблён Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчёт, властолюбие, двоедушие , «какая-то злая и гордая сила », изворотливость Шурочки не замечаются влюблённым Ромашовым. Она требует: «Вы непременно должны завтра стреляться » - и Ромашов соглашается ради неё на поединок, которого можно было избежать.

В русской литературе уже созданы типы деловых людей (Чичиков. Штольц). Шурочка – деловой человек в юбке. Она стремится вырваться из среды. Единственный путь – поступление мужа в академию, стремится уехать в столицу из мещанской провинции. 280, 4 гл.

Ради завоевания своего места в свете отвергает страстную любовь Назанского, ради сохранения репутации и карьеры мужа жертвует Ромашовым. Внешне обаятельная и умная, отвратительной предстаёт в разговоре с Ромашовым накануне дуэли. 440/2.

    Обсуждение смысла названия повести.

А) Само название передаёт личный и общественный конфликт, положенный в основу сюжета.

Сюжетный аспект. Поединки , о которых мы уже говорили, неизбежно и закономерно приводят к развязке – к последнему поединку .

Особенность финала . Дуэль Ромашова с Николаевым не описывается в повести. О гибели Ромашова сообщают сухие, официальные, бездушные строчки рапорта штабс-капитана Дица (гл.23, 443 ). Финал воспринимается трагичным потому, что смерть Ромашова бессмысленна. Этот последний аккорд исполнен состраданием. Этот поединок, гибель героя предрешены: Ромашов слишком отличается от всех, чтобы выжить в этом обществе.

Несколько раз в повести упоминаются дуэли , нагнетается тягостная, душная обстановка. В 19 главе описывается, как пьяные офицеры тянут похоронный напев, (в глуповатых глазах Веткина этот мотив вызывает слёзы), но чистые звуки панихиды вдруг перебиваются «ужасным, циничным ругательством» Осадчего, 419. Оскорблённый Ромашов пытается образумить людей. После этого и разыгрывается скандал, приведший к тому, что Ромашов вызывает Николаева на дуэль, 420, 426.

Б) Смысл названия – в поединке Ромашова с тем дурным, что есть в нём самом. Этот конфликт даётся как философский, постижение героем свободы и необходимости.

В) Тема поединка – знак самой действительности, разобщённость людей, непонимание одного человека другим.

Г) Штатские – офицеры, 411-412. Кастовые офицерские предрассудки.

Д) Офицерство и солдаты (униженные, вспомним татарина, денщика Ромашова, допивающего кофе за ним, доедающего обеды)

Е) Но название имеет и метафорический , символический смысл. Куприн писал: «всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всём. Что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию ». Название имеет и другой, гораздо больший социальный аспект. Повесть – поединок Куприна со всей армией, со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 г. эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остаётся призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви.

5. Итак, традиции русской литературы:

1) Купринский герой тесно связан с понятием лишнего человека, толстовского героя.

2) Тонкий психологический рисунок (Достоевский, Толстой). Как Л. Толстой, углублённо исследует борьбу чувств, противоречия пробуждающегося сознания, крушение их. Ромашов близок чеховским персонажам. Родствен чеховскому подход Куприна к своему герою. Конфузливый, близорукий и мешковатый подпоручик, думающий о себе в 3 лице словами ходульных романов, 375, 380. 387., вызывает насмешливое и сострадательное отношение. Именно так освещена фигура Пети Трофимова.

3) Стихийный демократизм, сочувствие маленькому человеку. (Пушкин, Гоголь, Достоевский)

4) Социально-философское определение добра и зла.

5) Ориентация на доктрину какую-то. Толстой ищет свою «зелёную палочку». Куприн не знает, как перестроить мир. Его произведение содержит неприятие зла.

­Женские образы

Повесть А. И. Куприна “Поединок” была впервые опубликована в 1905 году. В ней автор показал все недостатки офицерского быта, о которых сам знал не понаслышке. Главному герою повести молодому подпоручику Ромашову он слегка придал автобиографические черты. Читая повесть, мы видим, что в ней сразу несколько тематических линий. В первую очередь, это офицерская среда. Затем строевая и казарменная жизнь солдат и, наконец, личные отношения людей.

Что касается “полковых дам”, автор не наделили их положительными качествами. Проживая долгие годы в офицерской среде, они стали прагматичнее, жестче и черствее. Некоторых офицерских жен Куприн открыто именует “куклами” и “манекенами”. Они жеманны, пользуются приторными духами, готовы отбелить все лицо макияжем, но души у них при этом остаются темными. Такова, к примеру, зрелая замужняя дама Раиса Петерсон, которая достает главного героя молодого подпоручика своими домоганиями.

Устав от постоянных преследований, он отказывает женщине и просит оставить его в покое. Но Петерсон такой расклад не устраивает.

Он узнает, что Ромашов вечерами бывает в доме Николаевых и начинает подозревать его в теплых отношениях с женой поручика Шурочкой. Тогда раздосадованная женщина начинает писать Николаеву анонимки с просьбой обратить внимание на поведение жены. Эти анонимки впоследствии становятся причиной разлада дружеских отношений между обоими офицерами.

Так автор показывает, что Раиса – пошлая и ничтожная натура, с отсутствием каких-либо нравственных устоев. К тому же она не одна такая в гарнизоне. Есть еще злые лицемерные сплетницы жена капитана Тельмана и А. И. Мигунова. Что касается Александры Петровны Николаевой (Шурочки), ее единственную автор изображает более или менее добродетельной, рассудительной и обаятельной. Она не участвует в полковых сплетнях и интригах, не ведет пошлых игр обольщения.

При этом к Ромашову она выказывает чуть больше, чем просто дружеские отношения. Шурочка умна, талантлива и интересна. Она умеет расположить к себе человека, знает, с кем и как общаться, имеет природный вкус в выборе одежды. Автор показывает, что ее главная задача – помочь бездарному мужу сдать экзамен в академию и не ударить в грязь лицом. Ради этого неумного и бездарного человека она жертвует Ромашовым. По этой причине все ее достоинства в конце произведения сводятся к нулю.

Шурочку любил также Назанский еще до Николаева, но она ему отказала. С тех пор, между двумя поручиками складывались натянутые отношения. Таким образом, несмотря на все свои достоинства, главная героиня повести тоже не лучший женский образ, описанный когда-либо Куприным. Характер этой женщины правдив и реалистичен, но ее расчетливость привела к гибели лучшего друга.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. ­Честь и бесчестье Повесть “Поединок” считается одним из лучших произведений А. И. Куприна. В центре повествования - жизнь армейских офицеров. Автору удалось создать целую галерею...
  2. ­Дружба и вражда Повесть “Поединок” одно из немногих произведений Куприна, посвященных теме русской армии. Автор сам учился в военной академии, которая впоследствии была преобразована в...
  3. Мы знакомимся с Юрием Ромашовым на второй год его службы в полку. С самого начала знакомства с молодым подпоручиком мы видим в нем мечтателя, натуру...