Open
Close

Сравнение чацкого и фамусовского общества таблица. Отношение Чацкого к службе, к чинам и богатству

/ / / Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Главным конфликтом новаторской комедии Александра Сергеевича Грибоедова стал раскол в дворянской среде. На рубеже двух веков после только что окончившейся Отечественной войны помещикам необходимо было что-то изменить в своей жизни.

Одни же консервативно настроенные слои не хотели перемен, другие, наоборот, желали повысить ценность личности, изменить статус гражданского самосознания. Именно между этими двумя группами и завязалась борьба, которую так ярко и правдиво показал автор в своем произведении. Основными противниками, относящимися к разным лагерям, стали и .

Сам Грибоедов четко обозначал позицию комедии: 25 глупцов и один здравомыслящий молодой человек, под которым он подразумевает, конечно, Александра Андреевича Чацкого.

Но ведь и Фамусова нельзя причислять к категории глупцов. Это было бы неправильно. У двух героев своя правда, разная, но оба они отдают все силы на ее защиту. И у каждого, безусловно, есть ум, вот только его качество имеет отличия.

Ум дворянина, негативно настроенного на преобразования, нацелен только на то, чтобы сохранить прежний уклад, теплое насиженное местечко. А все новое – реальная угроза, этого никак нельзя допустить. Таковы взгляды Павла Афанасьевича Фамусова.

У Александра Андреевича же ум гибок, молодого человека привлекают новые ценности, они ему ближе. Он всей душой и сердцем ратует за достоинство человека, а не оценивание по количеству купюр в кошельке и чину.

Что касается остальных вопросов сравнительной характеристики двух героев, их мнения во всем расходятся. Чацкий выступает за образование, он неплохой писатель и переводчик. Фамусов же, напротив, считает просвещение большим вредом, по мнению помещика, оно таит опасность и не приносит никакой пользы. Куда проще жить в комфорте и постоянных развлечениях.

В отношении службы у героев также нет единения. Чацкий не служит, так как не видит в этом деле для себя пользы. Прислуживаться же не в его натуре. А вот фамусовское общество во главе с помещиком ничего зазорного в том, чтобы прогнуться перед вышестоящими чинами, не видит. Для них это возможность продвижения по службе. А ее ни в коем случае нельзя упускать. Даже шутом быть, как покойный дядя Павла Афанасьевича, не страшно. Посмешить публику и получить за это вес в обществе – плевое дело. Но не так устроен Александр Андреевич. Молодой человек считает такое поведение унижением и ни за что на свете на это не пойдет.

В отношении семьи мнения Фамусова и Чацкого также сильно расходятся. Богатый дворянин придерживается той позиции, что брак возможен и без любви. Главное – это положение в обществе. Кто беден, не подойдет в качестве второй половины для его дочери Софьи. Везде во главу угла ставятся деньги, и семейные отношения не становятся исключением. Богатство и счастье приравниваются в фамусовском обществе.

Но Чацкий не может даже слышать такого мнения. Он выступает за живые истинные чувства. Любовь для молодого человека выше материального достатка, и никакие деньги не смогут ее заменить.

Проведя такую сравнительную характеристику двух главных героев, мы четко видим, насколько подлым и безнравственным выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Дело в том, что время изменений еще не пришло. Чацкого прогоняют из фамусовского общества, окрестив его,с легкой руки Софьи, сумасшедшим. Но все же он победитель, а не проигравший. Москва боится таких людей, их речи страшны, они несут нарушение привычного уклада и комфорта. Правда Чацкого все равно, рано или поздно, одержит победу. Исторические изменения закономерны, и они непременно грядут.

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Грибоедов Александр Сергеевич является одним из самых известных русских драматургов. Его перу принадлежит всем известная комедия «Горе от ума». В ней очень хорошо и самое главное правдиво раскрыты характеры героев. Очень точно автор показал насколько разные мысли, действия, поступки бывают в людей.

Действия картины происходят в доме Фамусова и занимают всего сутки. Но и за такое короткое время автору очень хорошо удалось передать характеры героев. Основное внимание приковывают к себе Чацкий и Фамусов. Это два абсолютно противоположных человека. Фамусов был очень хорошим другом отца Чацкого, а тот, в свою очередь, влюблен в его дочь. Но такой жених не устраивает отца. Чацкий не имеет таких достатков, как Фамусов и ведет себя не по нраву ему. Он словесно выступает против московских нравов, ему не сидится на месте и он ни готов плыть по течению. А Фамусов полная его противоположность. Он весь просто растворяется в этих нравах и выхваляет их. По своей натуре домосед и придерживается правила, что чем меньше выступаешь, тем большего можно достичь.

Эти два героя олицетворяют множество людей и в современном мире. Многие смотрят на богатство и стараются угодить всем, кому надо. Но есть и, такие как Чацкий, вечные споры, доказательство своей точки зрения и несогласие с присутствующими режимами. Определить кто из них положительный, а кто отрицательный герой для меня очень сложно. И у того, и у другого есть свои и плюсы и минусы.

Знаменитая комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова была создана уже после Отечественной войны 1812 года, когда в России наступил период духовного подъема. Поэтому в этом произведении обсуждаются самые наболевшие общественные темы и вопросы государственной службы, воспитания и образования, подражания всему заграничному и презрения к своему национальному.

Характер Чацкого

Характер одного из главных героев этого произведения - Чацкого - довольно простой, но эмоциональный портрет его весьма многообразен, однако в общем он изображает Чацкого как положительного человека, который проявляет максимализм во всех своих действиях и чувствах. Он имеет незаурядный ум, ищущий познаний и совершенства, и обладает очень честолюбивым нравом. Отношение Чацкого к службе нужно рассматривать через призму того, что он был человеком просвещенным и мог трезво оценивать проблемы политики. Он не оставался равнодушным, когда притесняли русскую культуру и затрагивался вопрос человеческой гордости и чести. Однако Чацкий совсем не разбирался в делах любовных, постоянно рвался в бой и вскоре, как обычно, испытал разочарование.

Биография Чацкого

Чтобы подробнее раскрыть такую тему, как отношение Чацкого к службе, для начала нужно разобраться, кто он такой. Итак, Александр Андреевич - молодой дворянин, покойный отец которого был другом Фамусова. Он возвращается из-за границы в Москву, чтобы повидаться со своей возлюбленной Софьей Фамусовой, с которой он не виделся целых три года. Будучи детьми, они дружили и любили друг друга, но Софья не могла простить Чацкому его неожиданного отъезда за границу, который отбыл, даже не оповестив ее об этом. И поэтому их встреча прошла в холодной и равнодушной атмосфере из-за Софьи.

Прототипом Чацкого у Грибоедова послужил который резко критиковал России и из-за своих сочинений был объявлен сумасшедшим. Его труды в Российской империи были запрещены и не публиковались.

Отношение Чацкого к службе

С чего же разгорелся весь конфликт Чацкого с обществом? Все началось с беседы с Молчалиным. Чацкий не может понять, как Софья могла полюбить такого человека. Когда в дом Фамусова съезжаются гости, Чацкому удается пообщаться с каждым, и с каждым таким разговором будет увеличиваться противостояние.

Чацкий в открытую выступает против крепостного права и против тех людей, которые считаются «столпами» дворянского общества, например, таких как Фамусов. Ему также ненавистны порядки екатерининского века.

Чацкий считает себя свободной и независимой личностью, которой чужда рабская принадлежность. Но Фамусов и все его общество - это вельможи екатерининского века и особые «охотники поподличать».

Отношение Чацкого к службе негативное, и поэтому он уходит со службы. Чацкий с огромным желанием мог бы служить Родине, но ему совсем не хочется прислуживать начальству, в то время так в светском обществе Фамусова бытует мнение о том, что служба лицам, а не делу является источником личных выгод.

Отношение к богатству, чинам и т.д.

Отношение Чацкого к чинам и богатству отличается тем, что он хочет, чтобы человека оценивали по его личным качествам и достоинствам. Он признает свободу мыслей каждого человека в своих высказываниях и убеждениях. В свою очередь, не расценивает этих прогрессивных взглядов героя, оно оценивает людей по дворянскому происхождению и количеству крепостных. А мнение высшего общества свято и непогрешимо. Чацкий выступает за просвещение страны в литературе и искусстве путем научной работы, за единение светской интеллигенции с простым народом и против подражания иностранцам.

А вот комфортнее без книг и учений, оно рабски подражает всему заграничному, особенно французскому.

В любви Чацкий ищет искренности чувств, а в высшем свете везде присутствует притворство и брак по выгодному расчету.