Open
Close

Сванидзе, аделаида анатольевна. Аделаида Сванидзе - Викинги – люди саги

Аделаида Сванидзе

Викинги – люди саги. Жизнь и нравы

Институт всеобщей истории РАН


Рецензенты: кандидат исторических наук А.Д. Щеглов,

кандидат исторических наук, доцент Т.П. Гусарова


В оформлении книги использован иллюстративный материал из собраний А.А. Сванидзе и Е.А. Поликашина.


© А.А. Сванидзе, 2014

© Оформление. ООО «Новое литературное обозрение», 2014

* * *

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего…

Н.М. Карамзин (1766–1826)

Викинги, походы викингов… Эти слова, эта тема неизменно волнуют читателей. Они востребованы настолько, что вызвали целые волны популярных изданий, часть которых в последние годы получила доступ и к российскому читателю.

А что предлагает эта научная книга? Что означает ее название? Прежде чем пояснить его и рассказать о своих задумках, подходах и методах, хотелось бы сделать некоторое отступление.

Посвятив свою жизнь изучению истории средневекового общества, организации жизни людей, я имела возможность убедиться в том, что прошлое не отпускает ни человека, ни человечество. Властно вторгаясь в текущую жизнь, оно удивляет настоящее странными, казалось бы, повторами давно пережитого. Именно из этих постоянных повторов, из удивительно сходных ситуаций, институтов, взлетов и падений отдельных людей, племен, народов и империй, родилось, видимо, расхожее изречение: «Уроки истории ничему не учат». Осмелюсь утверждать, что это неверно. В отличие от учебника, содержание которого можно забыть сразу же после сдачи экзамена, история экзаменует человечество постоянно, начиная с истоков «человека разумного», а затем на протяжении многих тысячелетий. И имеет на это право доныне, поскольку формировала и продолжает «лепить» поведение людей, их личное и коллективное сознание, отношения между собой, к обществу, государству и природе. Неизменное внимание вызывают уроки истории во времена переломные, когда созрела необходимость в новых подходах, но нужные решения еще не найдены, и будущее представляется пугающе неясным. Тогда события и люди прошлого, даже очень далекого, с их опытом выживания, верой и надеждами, с войнами, подвигами и поражениями, любовью и коварством, оказываются особенно близкими и интересными. Поэтому очевидна важность общего в истории, его выявления и поучительности.

Не меньшее внимание привлекает несхожесть – внешности, языков и наречий, семьи, жилищ и одеяний, верований и ценностных категорий, нравов и морали. В этом случае речь идет о тех этнокультурных признаках, которые являются особыми проявлениями (или формами) общего в отдельных судьбах людей, народов и стран. Не случайно люди испокон веков стремятся определить и утвердить свою идентичность – от племенной до национальной или государственной. И поэтому берегут свои традиции, авторитет своих богов и героев. А с ходом времен все более понимают уникальность собственной личности: «я – это я, потому что ты – это ты». Неисчерпаемость конкретных проявлений общественной и частной жизни, как и особенностей их изменения, – будь то народ, событие или личность – образует сложную мозаику культур, воссоздает и позволяет оценить многокрасочность истории.

И, конечно же, во все времена людей занимали и занимают истоки – семейные и национальные, этнические и ментальные. Увлекает поиск «корней» и процесса включения некой «единичной» истории – в местную, а затем и всеобщую. Известно, что в жизни каждой семьи, каждого народа, региона и континента есть личности и периоды, получившие не просто большое, но знаковое место в формировании и закреплении их идентичности.

Для наших соседей-скандинавов первым таким периодом стала эпоха викингов, когда народы далекого Северо-Запада Евразии влились в море средневековой культуры Европейского континента, – эпоха, получившая важное значение и для Европы в целом.

Слово викинги вызывает в сознании такие страницы европейского прошлого, которые на протяжении столетий не оставляют равнодушными не только историков разных специальностей, но и множество любознательных читателей вообще. Современный читатель со школьных лет помнит, что викинги – это представители скандинавов, морских народов Европейского Севера, которые на протяжении трех с половиной веков, со второй половины VIII и до середины ХII столетия, будоражили Европу.

Что они, великолепные мореходы, еще на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий, не обладая компасом, но умея «читать по звездам» и виртуозно владея своими деревянными суденышками, вышли на просторы Северной Атлантики, открыли там крупнейшие острова и архипелаги, заселили многие из них. А затем, опираясь на эти острова как на промежуточные базы, они доплыли до берегов Северной Америки и основали там колонию.

Что викинги были непобедимыми воинами и жестокими пиратами, которые грабили западные и южные побережья Европы, от Финского залива и до Мраморного моря, заходя вверх по судоходным рекам, разоряя столицы больших государств и наводя ужас не только на мирных поселян, но и на королей.

Что скандинавы-викинги основали свои государства на Британских островах, в Северной Франции и Южной Италии, а на Руси дали начало первой правящей династии (Рюриковичей).

Что многие викинги нанимались на военную службу к европейским государям, а великие князья Киевские и императоры Византии охотно приглашали этих сильных и бесстрашных воинов в свои дружины.

Что викинги много и ловко торговали. И как раз в те столетия, когда путь через Средиземное море из Западной Европы на Ближний Восток, с его богатствами, был прегражден завоеваниями арабов, скандинавы совместно с русскими купцами проложили торговые пути «из варяг в греки». Через Восточную Европу, по далекой Волге, позднее – порожистому Днепру они добирались до Черного и Каспийского морей, оттуда направлялись на Восток и Запад, вместе с русичами положив начало Балтийскому – второму (после Средиземноморья) торговому региону Европы.

Возможно, некоторые, особо интересующиеся викингами читатели также знают, что к 1000 г. н. э. скандинавы в большинстве своем все еще оставались язычниками, приносили человеческие жертвы и на счет этих обстоятельств европейцы обычно относили жестокость северогерманских «варваров»…

Внимание историков приковано прежде всего к так называемым походам викингов: их набегам, глубоким грабительским рейдам, торговым мероприятиям и, разумеется, к образованным ими королевствам либо анклавам на территориях европейских государств. Их походы отмечаются еще с VIII, а последние всплески военно-политической активности – в ХII в. Пик последней приходится на IX–XI вв.; этот временной период считается «эпохой викингов».

Походы викингов и их последствия для многих народов Европы уже несколько столетий усиленно изучаются историками разных направлений, археологами и нумизматами, филологами и языковедами, географами, правоведами, богословами и многими другими специалистами и любителями старины. Эти темы живо интересуют ученых разных стран, особенно тех, что подвергались грабительским набегам либо колонизационно-политическим захватам со стороны викингов, вели с ними торговые операции и/или нанимали на службу скандинавов-воинов. Уже не одно столетие имеются и пишутся серьезные труды об этих опасных находниках и смелых торговцах, их дела регулярно обсуждаются на международных конференциях. Выразительные данные о набегах викингов содержатся в анналах и хрониках англосаксов и франков, монастырских анналах Франции и германских земель, в византийских материалах, в русских летописях. Благодаря усилиям сотен ученых зарубежные обстоятельства истории скандинавов, которые обычно называют «походами викингов», достаточно хорошо изучены и описаны в тысячах публикаций.

Свой вклад в изучение этой обширной темы внесли и отечественные ученые. Оно понятно: соседствуя со Скандинавскими странами на протяжении многих столетий, Русь имела с ними весьма тесные и разнообразные контакты. Северные находники давно привлекли внимание любознательных россиян. По меньшей мере с конца ХVIII в. ими заинтересовались историки, позднее к ним присоединились литераторы, затем и археологи. Здесь в центре внимания находится проблема «Скандинавия и Русь», особенно роль скандинавов в истории Руси в период складывания и на начальных этапах Древнерусского государства, но и роль Руси в истории скандинавских соседей. Со второй половины XX столетия, со сложением отечественной скандинавистики, это направление в ней, пожалуй, самое результативное.

Аделаида (Ада) Анатольевна Сванидзе (урожд. Крыжановская; 2 июня 1929 года, Москва - 18 июня 2016 года, там же) - советский и российский историк, скандинавист и медиевист, автор трудов по урбанистике, поэтесса. Доктор исторических наук (1982), профессор (1992).

Профессор МГУ и РГГУ, заведующая Центром истории западноевропейского средневековья в Институте всеобщей истории РАН, председатель редакционного совета журнала «Средние века».

Биография

Одно сказать могу со знаньем дела: в конечном счёте, жизнь однообразна. Тысячелетий сколько пролетело - а многое всё так же безобразно.

Среднюю школу окончила с медалью. Её выпускное сочинение, посвящённое поэтическим произведениям о Великой Отечественной войне, было опубликовано в сборнике «На аттестат зрелости» (1948).

Окончила исторический факультет МГУ (1952) по специальности «средневековая Англия»[уточнить], дипломница профессора Е. В. Гутновой. Получила рекомендацию в аспирантуру, но в приёме было отказано, так как Сванидзе была дочерью репрессированного.

В 1952-1960 годах работала учителем истории в средних школах Москвы, в одной из школ её ученицей была будущий известный историк-медиевист Наталия Басовская.

В 1960 году была приглашена на работу в отдел истории Средних веков Института истории АН СССР (ныне Институт всеобщей истории РАН) с условием смены специализации - перехода на изучение скандинавской истории. Прошла путь от младшего научного сотрудника без степени до доктора исторических наук и руководителя отдела западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени (заведовала в 1988-2005 годах, затем - научный руководитель отдела).

С 1965 года на преподавательской работе в МГУ, одновременно с 1993 года - в РГГУ. Профессор кафедры истории средних веков исторического факультета МГУ. Под её руководством подготовлено много[уточнить] дипломов и диссертаций.

На протяжении многих лет была ответственным редактором ежегодника «Средние века».

Вице-президент Ассоциации медиевистов и историков раннего Нового времени (с 1992).

В последние годы начала заниматься пушкиноведением - в связи с историей западного средневековья. Член Московского союза литераторов.

Иностранный член Международной комиссии по истории университетов (ICHU). Профессор, зарубежный член Академии Древностей в Упсале (Швеция).

Автор более 300 научных публикаций, в том числе монографий, больших глав в учебниках и крупных коллективных трудах. Член редколлегии изданий «Средневековый город» и «Северная Европа». Под редакцией А. А. Сванидзе выходили учебники и учебные пособия для школы и вузов.

Автор сборников стихов «Годы - птицы» (1998), «Качели» (1999), «Наедине с собой» (2001), «Подруга Жизнь» (2004), «Вдали от суеты» (2004). Составитель антологии «Вторая муза историка» (2003), представляющей поэтическое творчество учёных-историков.

Мать известного журналиста Николая Сванидзе (род. 1955). С супругом Карлом Николаевичем познакомились на вступительных экзаменах на истфак МГУ.

Основные работы

  • «Викинги - люди саги: жизнь и нравы» (М., НЛО, 2014)

Там же) - советский и российский историк , скандинавист и медиевист , автор трудов по урбанистике , поэтесса. Доктор исторических наук (1982), профессор (1992).

В 1952-1960 годах работала учителем истории в средних школах Москвы, в одной из школ её ученицей была будущий известный историк-медиевист Наталия Басовская .

В 1960 году была приглашена на работу в отдел истории Средних веков (ныне ) с условием смены специализации - перехода на изучение скандинавской истории. Прошла путь от младшего научного сотрудника без степени до доктора исторических наук и руководителя отдела западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени (заведовала в 1988-2005 годах, затем - научный руководитель отдела).

С 1965 года на преподавательской работе в МГУ, одновременно с 1993 года - в РГГУ. Профессор кафедры истории средних веков исторического факультета МГУ. Под её руководством подготовлено много [ ] дипломов и диссертаций.

На протяжении многих лет была ответственным редактором ежегодника «Средние века».

Вице-президент Ассоциации медиевистов и историков раннего Нового времени (с 1992).

В последние годы начала заниматься пушкиноведением - в связи с историей западного средневековья. Член Московского союза литераторов.

Иностранный член Международной комиссии по истории университетов (ICHU). Профессор, зарубежный член Академии Древностей в Упсале (Швеция).

Автор более 300 научных публикаций, в том числе монографий, больших глав в учебниках и крупных коллективных трудах. Член редколлегии изданий «Средневековый город» и «Северная Европа». Под редакцией А. А. Сванидзе выходили учебники и учебные пособия для школы и вузов.

Автор сборников стихов «Годы - птицы» (1998), «Качели» (1999), «Наедине с собой» (2001), «Подруга Жизнь» (2004), «Вдали от суеты» (2004). Составитель антологии «Вторая муза историка» (2003), представляющей поэтическое творчество учёных-историков.

Мать известного журналиста Николая Сванидзе (род. 1955) . С супругом Карлом Николаевичем познакомились на вступительных экзаменах на истфак МГУ.

СССР
Россия 22x20px Россия Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Аделаи́да (А́да) Анато́льевна Свани́дзе (урожд. Крыжановская ; 2 июня 1929 года , Москва - 18 июня 2016 года , там же) - советский и российский историк , скандинавист и медиевист , автор трудов по урбанистике , поэтесса. Доктор исторических наук (1982), профессор (1992).

Биография

Одно сказать могу со знаньем дела:
в конечном счёте, жизнь однообразна.
Тысячелетий сколько пролетело -
а многое всё так же безобразно.

А. А. Сванидзе

В 1952-1960 годах работала учителем истории в средних школах Москвы, в одной из школ её ученицей была будущий известный историк-медиевист Наталия Басовская .

В 1960 году была приглашена на работу в отдел истории Средних веков (ныне ) с условием смены специализации - перехода на изучение скандинавской истории. Прошла путь от младшего научного сотрудника без степени до доктора исторических наук и руководителя отдела западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени (заведовала в 1988-2005 годах, затем - научный руководитель отдела).

С 1965 года на преподавательской работе в МГУ, одновременно с 1993 года - в РГГУ. Профессор кафедры истории средних веков исторического факультета МГУ. Под её руководством подготовлено много [ ] дипломов и диссертаций.

На протяжении многих лет была ответственным редактором ежегодника «Средние века».

Вице-президент Ассоциации медиевистов и историков раннего Нового времени (с 1992).

В последние годы начала заниматься пушкиноведением - в связи с историей западного средневековья. Член Московского союза литераторов.

Иностранный член Международной комиссии по истории университетов (ICHU). Профессор, зарубежный член Академии Древностей в Упсале (Швеция).

Автор более 300 научных публикаций, в том числе монографий, больших глав в учебниках и крупных коллективных трудах. Член редколлегии изданий «Средневековый город» и «Северная Европа». Под редакцией А. А. Сванидзе выходили учебники и учебные пособия для школы и вузов.

Автор сборников стихов «Годы - птицы» (1998), «Качели» (1999), «Наедине с собой» (2001), «Подруга Жизнь» (2004), «Вдали от суеты» (2004). Составитель антологии «Вторая муза историка» (2003), представляющей поэтическое творчество учёных-историков.

Мать известного журналиста Николая Сванидзе (род. 1955) . С супругом Карлом Николаевичем познакомились на вступительных экзаменах на истфак МГУ.

Основные работы

  • «Викинги - люди саги: жизнь и нравы» (М., НЛО, 2014)

Напишите отзыв о статье "Сванидзе, Аделаида Анатольевна"

Примечания

Ссылки

  • на сайте
  • на сайте исторического факультета МГУ
  • в журнале «Средние века »
  • (глава из книги «Викинги - люди саги: жизнь и нравы»)
  • http://www.poesis.ru/poeti-poezia/svanidze/biograph.htm
  • http://topreferat.znate.ru/download/pdfview-11278/11278.doc с. 6

Отрывок, характеризующий Сванидзе, Аделаида Анатольевна

В той же маленькой каменной «келье», где на полу всё ещё лежало окровавленное тело Магдалины, вокруг неё, преклонив колени, стояли Рыцари её Храма... Все они были непривычно одеты в белое – снежно белые длинные одежды. Они стояли вокруг Магдалины, опустивши свои гордые головы, а по суровым, окаменевшим лицам ручьями бежали слёзы... Первым поднялся Волхв, другом которого когда-то был Иоанн. Он осторожно, будто боясь повредить, опустил свои пальцы в рану, и окровавленной рукой начертал на груди что-то, похожее на кровавый крест... Второй сделал то же самое. Так они поочерёдно поднимались, и благоговейно погружая руки в святую кровь, рисовали красные кресты на своих снежно-белых одеждах... Я чувствовала, как у меня начали вставать дыбом волосы. Это напоминало какое-то жуткое священнодействие, которого я пока ещё не могла понять...
– Зачем они это делают, Север?.. – тихо, будто боясь, что меня услышат, шёпотом спросила я.
– Это клятва, Изидора. Клятва вечной мести... Они поклялись кровью Магдалины – самой святой для них кровью – отомстить за её смерть. Именно с тех пор и носили Рыцари Храма белые плащи с красными крестами. Только почти никто из посторонних никогда не знал их истинного значения... И все почему-то очень быстро «позабыли», что рыцари Храма до гибели Магдалины одевались в простые тёмно-коричневые балахоны, не «украшенные» никакими крестами. Рыцари Храма, как и катары, ненавидели крест в том смысле, в котором «почитает» его христианская церковь. Они считали его подлым и злым орудием убийства, орудием смерти. И то, что они рисовали у себя на груди кровью Магдалины, имело совершенно другое значение. Просто церковь «перекроила» полностью значение Рыцарей Храма под свои нужды, как и всё остальное, касающееся Радомира и Магдалины....
Точно так же, уже после смерти, она во всеуслышание объявила погибшую Магдалину уличной женщиной...
– так же отрицала детей Христа и его женитьбу на Магдалине...
– так же уничтожила их обоих «во имя веры Христа», с которой они оба всю жизнь яростно боролись...
– так же уничтожила Катар, пользуясь именем Христа... именем человека, Вере и Знанию которого они учили...
– так же уничтожила и Тамплиеров (Рыцарей Храма), объявив их приспешниками дьявола, оболгав и облив грязью их деяния, и опошлив самого Магистра, являвшегося прямым потомком Радомира и Магдалины...
Избавившись от всех, кто хоть как-то мог указать на низость и подлость «святейших» дьяволов Рима, христианская церковь создала легенду, которую надёжно подтвердила «неоспоримыми доказательствами», коих никто никогда почему-то не проверял, и никому не приходило в голову хотя бы подумать о происходящем.
– Почему же нигде об этом не говорилось, Север? Почему вообще нигде ни о чём таком не говорится?!..
Он ничего мне не ответил, видимо считая, что всё и так было предельно ясно. Что здесь не о чём больше говорить. А у меня поднималась в душе горькая человеческая обида за тех, кто так незаслуженно ушёл... За тех, кто ещё уйдёт. И за него, за Севера, который жил и не понимал, что люди должны были всё это знать! Знать для того, чтобы измениться. Для того, чтобы не убивать пришедшего на помощь. Чтобы понять, наконец, как дорога и прекрасна наша ЖИЗНЬ. И я точно знала, что ни за что не перестану бороться!.. Даже за таких, как Север.
– Мне пора уходить, к сожалению... Но я благодарю тебя за твой рассказ. Думаю, ты помог мне выстоять, Север... Могу ли я задать тебе ещё один вопрос, уже не относящийся к религии? – Он кивнул. – Что это за такая красота стоит рядом с тобой? Она похожа, и в то же время совсем другая, чем та, которую я видела в первое посещение Мэтэоры.
– Это Кристалл Жизни, Изидора. Один из семи, находящихся на Земле. Обычно его никто никогда не видит – он сам защищается от приходящих... Но, как ни странно, он показался тебе. Видимо, ты готова к большему, Изидора... Потому я и просил тебя у нас остаться. Ты могла бы достичь очень многого, если бы захотела. Подумай, пока ещё не поздно. Я не смогу по-другому помочь тебе. Подумай, Изидора...
– Благодарю тебя, Север. Но ты прекрасно знаешь мой ответ. Поэтому не будем всё начинать снова. Быть может, я ещё вернусь к тебе... А если нет – счастья тебе и твоим подопечным! Возможно, им удастся изменить к лучшему нашу Землю... Удачи тебе, Север...
– Да будет покой с тобой, Изидора... Я всё же надеюсь, что увижу тебя ещё в этой жизни. Ну а если же нет – прошу тебя, не держи на нас зла и там, в другом мире... Когда-нибудь ты, возможно, поймёшь нашу правду... Возможно, она не покажется тебе столь уж злой... Прощай, дитя Света. Да будет Мир в твоей Душе...
Грустно напоследок ему улыбнувшись и закрыв глаза, я пошла обратно «домой»...
Вернувшись прямиком в «свою» венецианскую комнату, я потрясённо уставилась на открывшееся там зрелище!.. Ощетинившись, как попавший в капкан молодой зверёк, перед Караффой стояла взбешённая Анна. Её глаза метали молнии, и, казалось, ещё чуть-чуть и моя воинственная дочь потеряет над собой контроль. Моё сердце почти что остановилось, не в состоянии поверить в происходящее!.. Казалось, вся моя, долгими месяцами копившаяся тоска тут же вырвется наружу и затопит мою милую девочку с головой!.. Только сейчас, видя её перед собой, я наконец-то поняла, как же беспредельно и болезненно я по ней скучала!.. Анна была сильно повзрослевшей и выглядела ещё красивее, чем я могла её вспомнить. На её мягкие детские черты теперь наложилась суровая жизненная печать потерь, и от этого её милое лицо казалось ещё привлекательнее и утончённее. Но что меня больше всего поразило, это было то, что Анна совершенно не боялась Караффы!.. В чём же тут было дело? Неужели ей удалось найти что-то, что могло нас от него избавить?!..