Open
Close

Таджики какая раса. История возникновения таджикского народа

- (перс. tadschik покоренные). Потомки древних персов, мидян и бактриан, составляющие коренное население средней Азии арийского происхождения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАДЖИКИ перс. tadschik.… … Словарь иностранных слов русского языка

ТАДЖИКИ Современная энциклопедия

ТАДЖИКИ - народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38,2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8,28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие в основном мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

ТАДЖИКИ - ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, муж. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТАДЖИКИ - ТАДЖИКИ, ов, ед. ик, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Таджикистана. | жен. таджичка, и. | прил. таджикский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТАДЖИКИ - (самоназвание тоджик), народ. В Российской Федерации 38,2 тыс. человек. Основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Иране. Язык таджикский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие в … Русская история

Таджики - (самоназвание тоджик) народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан 4000 тыс. чел., Таджикистан 3172 тыс. чел., Узбекистан 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран 65 тыс. чел., Российская Федерация 38 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

таджики Этнопсихологический словарь

ТАДЖИКИ - представители коренной нации республики Таджикистан. Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

таджики - ов; мн. Нация, основное население Таджикистана; представители этой нации. ◁ Таджик, а; м. Таджичка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Таджикский, ая, ое. Т. язык. Т ая культура. * * * таджики народ, основное население Таджикистана (3172 тыс.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Таджики. Ч. 1 , А.П. Шишов. Этнографическое и антропологическое исследование. Часть 1. Этнография. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года (издательство`Ташкент, издание А. Л.… Купить за 1941 грн (только Украина)
  • Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга 1 , Б. Г. Гафуров. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1989 года (издательство "Ирфон"…

КНР :
41 028 (пер. 2000 г.)
Казахстан :
25 657 (пер. 1999 г.) Язык: Религия: Родственные народы:

Общая численность: 18-26 млн человек (информацию по странам см. ниже).

Этнос

Таджикский язык

Таджики говорят на персидском языке (западно-иранском языке), который, однако, обогащён словарным запасом восточно-иранской группы языков (бактрийским, согдийским, хорезмийским), создавая некий диалектический континуум на границе современных государств Таджикистан-Узбекистан-Афганистан-Иран. Термин «таджикский язык» является неологизмом, введенным в историю в 20-х годах XX века. Благодаря этому, термин «таджикский язык» широко используется в пределах бывших советских республик, тогда как таджики Афганистана называют родной язык «дари» или «персидский». Несмотря на это, носители всех иранских языков Таджикистана, Узбекистана, Афганистана и Ирана в значительной степени понимают друг друга. Таджики бывших советских государств пишут на кириллице, в то время как таджики Афганистана и Китая используют арабо-персидский алфавит. Население Таджикистана говорит «по-таджикски» и продолжает писать на кириллице, понимая, что переход на другой алфавит стоит колоссального труда, времени и денег и в настоящее время нерентабелен.

Знаменитые таджики

  • Абу Абдаллах Рудаки (тадж. Абу Абдуллохи Рудаки ) - основоположник таджико-персидской литературы (IX век)
  • Авиценна (Абу Али ибн Сина) (тадж. Абу Али ибни Сино ) - учёный, литератор, медик, (X век)
  • Исмаил Самани (тадж. Исмоили Сомони ) - основоположник первого независимого Таджикского государства (IX-X век)
  • Абулькасим Фирдоуси - автор Шахнаме (X век)
  • Ал Беруни (Ученый)
  • Саади (тадж. Саъдии Шерози )
  • Хафиз (тадж. Хофизи Шерози )
  • Омар Хаям (тадж. Умари Хайём )
  • Мирзо Турсунзода
  • Джаббар Расулов
  • Лоик Шерали
  • Нурулло Хувайдуллоев
  • Бедил
  • Абулкосим Лохути
  • Мирсаид Али Хамадони
  • Туйчи Эрджигитов
  • Джура Зокир
  • Камоли Худжанди
  • Абдурахман Джами
  • Ахмади Дониш
  • Бободжон Гафуров
  • Шириншо Шотемур
  • Эмомали Рахмон - президент Таджикистана

Численность и расселение таджиков

Литература

  1. Андреев М. С. По этнографии таджиков // Таджикистан. Таш., 1925;
  2. Бартольд В. В. Таджики. Исторический очерк // Соч., Т. 2, ч. 1, М., 1963;
  3. Богоутдинов А.М. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе, 1961.
  4. Гафуров Б. Г. История таджикского народа. М., 1952.
  5. Гафуров Б. Г. Таджики. М., 1972;
  6. История таджикского народа. Т. 1-3, М., 1963-65;
  7. Кисляков Н. А. К вопросу об этногенезе таджиков // Советская этнография. Т. 6-7, М., 1947;

История Таджикистана
Таджикистан древний и современный

История таджикского народа тесно связана с историей других народов Центральной Азии: узбеков, киргизов, туркменов. Их предки - бактрийцы, согдийцы, саки, массагеты - занимали территорию Центральной Азии, а также Хорасана (часть современного Ирана) и район Гиндукуша (Афганистан). Древнейшими рабовладельческими государствами здесь были Бактрия и Согдиана, лежавшие на берегах верхней Амударьи. В VI-IV вв. до н. э. они входили в Ахеменидскую империю, созданную персами. Бактрийцы и согдийцы были оседлыми земледельцами, они занимались также ремеслом и торговлей. Основной формой хозяйства у них служила родовая сельская община с большими патриархальными семьями, существовали и рабовладельческие отношения. Ахеменидская держава в 330 г. до н. э. распалась под натиском греко-македонских войск.

Бактрийцы, согдийцы и другие народы Центральной Азии, несмотря на героическое сопротивление армиям Александра Македонского, были покорены. Примерно 200 лет спустя население. земледельческих районов Бактрии и Согдианы вместе с массагетскими кочевыми племенами свергли греко-македонское владычество. В Бактрии образовалось государство Тохаристан, которое впоследствии вместе с Согдианой и другими областями Средней Азии вошло в состав огромного Кушанского царства. Через Тохаристан протягивались "шелковые пути". Шелк закупали на рынках бассейна реки Тарима и везли в страны греко-римского Запада. В обратном направлении из Рима и Византии в Китай шли стеклянные изделия (хрусталь, тонкое разноцветное стекло), из Центральной Азии - предметы украшения, драгоценные камни, из Индии - бумажные и шерстяные ткани, пряности. В V в. Бактрия, Согдиана и другие области Средней Азии находились под властью эфталитов (их называли также белыми гуннами), а в VI в.- кочевых тюркоязычных племен. Согдийцы оказали большое влияние на отсталых кочевников, которые, оседая, смешивались с местным населением.

В VI-VII вв. в Тохаристане и Согдиане было много рабов. Однако уже шел процесс становления феодальных общественных отношений. Результатом его явился подъем хозяйства и культуры. На рудниках добывали железо, медь, серебро, золото, лазурит, рубин, строили оросительные каналы, а в безводных местах устраивали кяризное орошение. Росло значение феодальных городов, в них развивались ремесла и торговля. Основным языком становился согдийский.

С развитием феодальных отношений возникло множество самостоятельных и полусамостоятельных княжеств. Они были очень слабы и не смогли противостоять арабам, которые в VII-VIII вв. вторглись в Центральную Азию.

Пришельцы насильственно внедряли свою религию - ислам и арабский язык, вводили обременительные налоги и подати, заставляли выполнять тяжелые работы. Население Согдианы и Тохаристана вело неустанную борьбу за свое освобождение. Из-за непрерывных восстаний арабам стало трудно удерживать Центральную Азию в повиновении с помощью только своих наместников, поэтому они все больше прибегали к услугам местных феодалов. Их участие в управлении при умелом использовании недовольства народа иноземцами подготовило почву для освобождения Центральной Азии от арабского владычества. Так в конце IX в. (874 г.) сложилось фактически независимое от Багдадского халифата феодальное таджикское государство Саманидов.

В период своего наивысшего расцвета оно простиралось от пустынь Средней Азии до Персидского залива и от границ Индии до района Багдада. При Саманидах завершился процесс образования таджикского народа, его язык стал господствующим.

Государство Саманидов более 100 лет жило мирной жизнью, что способствовало расцвету в нем городов, ремесла, развитию земледелия и торговли, горного дела. Это была подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидско-таджикской поэзии Рудаки, создатель бессмертной поэмы "Шахнаме" Фирдоуси и всемирно известный ученый-энциклопедист Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна). Но постепенно классовая борьба, феодальные распри и частые набеги кочевников расшатали и ослабили саманидское государство, которое в 999 г. пало под ударами тюркоязычных племен. На его развалинах основали свое могущество династии Караханидов (на севере) и Газневидов (на юге). В тот период широкое распространение получило земельное пожалование видным военачальникам, так называемая икта. Вместо прежних потомственных землевладельцев (дехкан) большое значение приобрела новая общественная группа - землевладельцы-иктадоры, которые усилили эксплуатацию крестьян. Это было время быстрого роста городов. Особенно большое значение приобрел Ходжент. В нем развивались ремесла, налаживалась торговля с ближними и отдаленными странами: Индией, Ираном, Русью.

В середине XII в. в Центральной Азии образовалось государство Сельджуков. Сельджуки - кочевые тюркоязычные племена - в поисках мест для зимовок выступили против Газневидов и, разгромив их войска, установили свое господство.

В начале XIII в. (1219-1221 гг.) Центральную Азию завоевали монголы, под предводительством Чингис-хана. Незадолго до смерти он разделил захваченные земли между своими сыновьями. Основные культурные области Средней Азии вошли в улус (удел) его второго сына Чагатая. Правитель сохранил все ранее существовавшие подати и повинности, включая земельную ренту, и ввел новые. Народ сопротивлялся. Особенно крупное восстание вспыхнуло в 1238 г. в Бухаре, которое возглавил ремесленник Махмуд Тараби. Направленное против монголов и феодально-эксплуататорской верхушки, оно, как и все другие, было подавлено с большой жестокостью.

Следующее столетие ознаменовалось борьбой чагатайских ханов, стоявших за прочные связи с оседлыми культурными центрами, с монгольской военно-кочевой знатью, отстаивавшей кочевой быт. Приход к власти в 1370 г. Тимура временно прекратил феодальные распри. Осуществив несколько завоевательных походов, Тимур создал огромную державу со столицей в Самарканде. Большая часть территории современного Таджикистана входила в состав этой империи.

В мощной державе Тимура процветали города, были восстановлены заброшенные в период монгольского завоевания земледельческие оазисы Центральной Азии, развивалась астрономия, математика, история, литература, искусство.

Внутридинастическая борьба и набеги кочевников расшатали и эту империю. Вождь кочевых племен Мухаммад Шейбани-хан. используя вражду между потомками Тимура, в 1500-1507 гг. завоевал Центральную Азию. При нем государство состояло из уделов, самые большие - Ташкент, Самарканд, Бухара, Балх, во главе которых стояли члены шейбанидской династии и крупные феодалы. И только во второй половине XVI в. страна была объединена. С 1557 по 1598 г. Центральной Азией правил шейбанид Абдулла-хан. Своей столицей он сделал Бухару, образовав Бухарское ханство. В 1598 г. Абдуллу-хана убили, и власть перешла к династии аштарханидов. Им удалось удержать за собой большую часть Цнтральной Азии и области Балх. Однако в XVII в. феодальные междоусобицы снова обострились. В эту эпоху образовалось Хивинское ханство. Из-за непрерывных войн и непомерных налогов хозяйство ханств пришло в упадок. Как и в прошлые столетия, правители раздавали своим приближенным и феодалам земли вместе с крестьянами, которые становились их крепостными.

В следующее столетие (XVIII в.) ханства Центральной Азии оставались отсталыми и политически раздробленными. Это объяснялось главным образом слабым развитием товарного производства и отсутствием национального рынка.

В то время на территории современного Таджикистана существовали Кулябское, Гиссарское, Каратегинское, Дарвазское, Ваханское, Шугнанское княжества. Области, населенные таджиками, входили в состав различных ханств и государств. Большинство таджиков Средней Азии проживало в Бухарском и Кокандском ханствах, меньшая часть - в самостоятельных таджикских княжествах.

Во второй половине XIX в. районы Центральной Азии были завоеваны Россией, и на ее территории образовалось Туркестанское генерал-губернаторство. В него вошли северные районы Таджикистана и Памир, а центральные и южные районы (так называемая Восточная Бухара) оказались во владении вассала русского царя - бухарского эмира. С того времени развитие этих областей Таджикистана шло различными путями. На территории, отошедшей к России, постепенно складывались товарно-денежные отношения, строились хлопкоочистительные и маслобойные заводы, налаживалась добыча нефти и угля, формировался местный пролетариат.

В конце XIX в. царское правительство провело некоторые аграрные реформы. Оседлое население получило орошаемые земли. Значительное количество земель было изъято в пользу казны. Новое аграрное устройство не могло ликвидировать феодальные отношения, а лишь создало условия для возникновения капиталистического землевладения. Появился и стал расти новый класс - кулачество, в руках которого сосредоточивались лучшие угодья. Земли крупных землевладельцев передавались в аренду издольщикам-чайрикерам, их труд был намного дешевле, чем наемный. Значительное распространение получили также сельскохозяйственные рабочие-поденщики - мардикоры. Рост налогов, многочисленные повинности, беззаконие вызывали в бекствах, на которые делился эмират, частые волнения. Особенно известным было крупное восстание в 1885 г. в Бальджуанском бекстве, которым руководил кузнец Восе. В 1900 г. бунтовали крестьяне Келифского бекства, в 1901 г.- Денауского, в 1902 г.- Курган-Тюбинского. Все эти выступления дехканских масс жестоко подавлялись.

Первая мировая война особенно обострила противоречия и расслоения в обществе. Летом 1916 г. в Центральной Азии вспыхнуло самое массовое за всю ее историю восстание. Оно началось на севере Таджикистана (Ходжент, Костакоз, Ура-Тюбе, Пенджикент), а затем охватило весь Туркестан, Киргизию, Казахстан, части Астраханской губернии и Урала. Восстание, в основном крестьянское, возникло стихийно. Причина его - мобилизация царским правительством местного населения на тыловые работы. Царскими, а в Бухаре эмирскими войсками восстание было подавлено.

Народы Центральной Азии участвовали в перевороте, который произошёл в Российской империи в 1917 году. В городах Туркестана, в том числе в Ходженте, Ура-Тюбе, Самарканде и Новой Бухаре (Каган), возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. По их требованию 31 марта 1917 г. было упразднено Туркестанское генерал-губернаторство. Власть захватила буржуазия, образовавшая комитет Временного правительства. Бухарский эмир неограниченно правил своими владениями. Поэтому Февральская революция мало, что изменила в жизни Туркестана. В результате борьбы за власть между различными слоями населения в ноябре 1917 г. Советы победили в Ташкенте, а вскоре и на большей части Туркестана, в том числе в северных районах Таджикистана и на Памире. В апреле 1918 г. V съезд Советов Туркестанского края провозгласил образование Туркестанской АССР, которая вошла в состав РСФСР.

Бухарский эмир и поддерживавшие его феодалы, мусульманское духовенство и местная буржуазия отнеслись к перевороту враждебно, ища союзников в борьбе с Советами. Эмир связывался с Колчаком, русскими белым движением и английскими представителями бизнеса, которые искали рынки сбыта и сырья на этой территории, действовавшими заодно с афганским правительством. Но начать войну эмиру не удалось.

В августе 1918 г. образовывается Бухарская коммунистическая партия. Она разрабатывает программу свержения власти эмира. Объединенные силы красных бухарских отрядов и части Красной Армии под командованием М. Фрунзе 30 августа 1920 г. осадили Бухару. На следующий день эмир бежал из города в Душанбе. Штурм Бухары закончился 2 сентября победой Советов.

6 октября 1920 г. Первый Всебухарский курултай (съезд) народных депутатов провозгласил создание Бухарской Народной Советской Республики (БНСР). Она называлась не социалистической, а народной потому, что в ней еще не созрели политические и экономические условия для установления социалистических отношений. Правительство БНСР заявило о равенстве всех национальностей и отменило налоги, конфисковало земли эмира, феодалов и чиновников, объявило промышленные предприятия собственностью народа. Но положение Советской власти оставалось непрочным, пока в восточной части республики действовали контрреволюционные силы. Эмир, бежавший в кишлак Душанбе, пользуясь поддержкой баев, духовенства, собрал многочисленную армию и начал военные операции. Республика обратилась за помощью к правительству РСФСР. Из частей Туркестанского фронта был сформирован Гиссарский экспедиционный отряд, в который вошли и бойцы Бухарской республики. Отряд разгромил войска эмира и в феврале - марте 1921 г. занял Душанбе, Куляб, Гарм, а бывший правитель с остатками войск бежал в Афганистан. На территории Центрального и Южного Таджикистана была установлена Советская власть. Части Красной Армии, закончив свои боевые операции, ушли из Восточной Бухары.

В 1922 г. ЦК РКП (б) принял постановление о мерах по борьбе с басмачеством и укреплению Советской власти в БНСР. Специально сформированная бухарская группа войск разгромила банды Энвера. Одновременно с борьбой против басмачей крепла в Восточной Бухаре Советская власть. Дехкане были освобождены от налогов, хозяйствам, пострадавшим от войны, предоставлялись кредиты, семена, сельскохозяйственные орудия. Повсюду открывались школы, различные курсы, больницы.

В 1924 г. чрезвычайное положение в Восточной Бухаре было отменено, а народная республика преобразована в социалистическую. Проведенное в том же году национально-территориальное размежевание привело к образованию среднеазиатских республик, в том числе и Таджикской АССР в составе Узбекской ССР. Важнейшее политическое и хозяйственное значение для молодой республики имели декларации о раскрепощении женщин и о всеобщем обучении.

В 1929 г. банды Фузайла Максума (бывший каратегинский бек) совершили набег на Гарм, а через два года объявилась банда Ибрагим-бека, грабившая и убивавшая людей. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.

Посевная площадь к 1941 г. выросла по сравнению с 1913 г. более чем в 1,5 раза. Таджикистан стал основной базой тонковолокнистого хлопка. Развивалась в крае и промышленность, сначала по переработке сельскохозяйственного сырья, а затем стали возникать машиностроение, производство строительных материалов и другие отрасли. В республике вырос рабочий класс, сформировалась национальная интеллигенция, возникли первые высшие учебные заведения Таджикистана. Но мирный труд советских людей прервало нападение фашистской Германии. Мужчины ушли на фронт. Около 50 тыс. бойцов-таджиков за мужество и отвагу в боях удостоены орденов и медалей, а 40 воинам присвоено звание Героя Советского Союза. Всемерную помощь фронту оказывали оставшиеся в тылу труженики. Жители республики собрали 120 млн. рублей на строительство танковой колонны "Колхозник Таджикистана" и авиаэскадрильи "Советский Таджикистан". Республика обеспечивала фронт и тыл хлопком, хлебом, мясом, фруктами, овощами. И при этом еще продолжала строить крупные предприятия - текстильный комбинат, прядильную фабрику, цементный завод, маслозаводы, сооружать Нижне-Варзобскую ГЭС.

После окончания Великой Отечественной войны экономика Таджикистана поднялась на новую ступень. Продолжало увеличиваться производство хлопка-сырца. Таджикистан в составе СССР занимал первое место по урожайности хлопка и третье по валовому сбору.

В республике стали давать продукцию сотни новых фабрик и заводов. Промышленность освоила выпуск запасных частей к автомашинам, электрического кабеля, ковров, ткацких станков, светотехнического оборудования, трансформаторов и холодильников. На реках поднялись плотины новых электростанций.

В сентябре 1991 года с распадом Советского Союза на карте Центральной Азии появилось новое государство - независимая демократическая республика Таджикистан, провозглашающая идеалы мира, добра, гуманизма и справедливости, открытое для диалога со всеми странами и народами.

– одна из самых больших по численности и ареалу расселения, этническая группа в Средне-Азиатском регионе. Всего, в мире насчитывается около 18-20 млн. представителей этой национальности . Большая часть из них проживает на территории современных Афганистана (8,1 млн. чел.) и Таджикистана (6,75 млн. чел.). Однако, такие страны как Узбекистан и Россия, также являются местом прибежища для 2,5 миллионов таджиков. США и Киргизия, Китай, Великобритания и Казахстан, Германия и Швеция – каждая из этих стран, стала домом более чем для 10 тыс. таджиков.
Родными можно назвать языки: таджикский, по общепризнанному мнению подвид персидского, и дари – язык таджиков Афганистана.

Народ Таджики

Происхождение народа.

Таджики – традиционный, и древнейший народ в Центральной Азии. Их происхождение и обособление в отдельно стоящую группу, учёные связывают с событиями происходившими в Древнем Мире, более 4 тыс. лет назад. Общим же, корневым, для таджиков, индусов, афганцев и иранцев народом, считаются кочевые племена легендарных, древних ариев.
Само слово «таджик» (от персидского «тожи»), употреблялось восточными иранцами (бактрийцами, согдийцами, хорезмийцами) для указания на иранцев западных (персов), что в результате многочисленных то накатывавших, то отступавших волн мусульманства, всё же утвердились в нём. Широко практикуемая в то время «политика» захватнических воин, приводила к постепенному стиранию культурных границ между западными и восточными иранцами. Так обозначение «таджик» перекочевало на всех жителей и тогдашних восточно-иранских территорий. Современный таджикский этнос, по праву культурный наследник древней иранской истории.

Особенности национальной физиологии.

В большинстве своём Таджики имеют физиогномические особенности присущие всем представителям Кавказской расы, и в частности её Средиземноморской ветви.
Обычно таджик смугл, хотя цвет кожи может и приближаться к почти светлому. Волосы очень тёмных оттенков, также темна радужка глаз. При этом, среди коренных насельников горных областей и районов Таджикистана и Афганистана, преобладает тенденция к осветлению. Крупно костные, и среднего роста, они имеют невыразительные черты лица.
Средневековые Тюркские и Монгольские нашествия, не могли не привнести своих определённых черт — широкие лица и укрупнённые глазные яблоки. Однако, это также в меньшей степени характерно для горных жителей. В целом, учёные констатируют широкий фенотип нации, история которой испещрена бурными событиями древности и средневековья Ближнего Востока и Средней Азии.

Родные для таджиков языки.

Массово проживая на территориях таких очень разных современных государств как Афганистан и Таджикистан, Киргизия и Пакистан, и при этом используя в своём обиходе большое количество разнообразных диалектов, все таджики способны понимать друг друга. Причиной тому, язык отец-основатель – персидский.
Можно утверждать, что понятие «таджикский язык» настолько же молодое, насколько и относительно искусственное. Оно введено в лингвистический обиход, в 1920-х годах, на то время ещё юной Советской властью, в рамках культурно – политической программы по разграничению народов Средней Азии. С тех пор, и доныне, Таджики Узбекистана и Таджикистана пишут кириллицей, тогда как их братья в Афганистане и Пакистане уверенны, что говорят на дари и персидском, используя при этом арабо-персидскую вязь.
На сегодняшний день прослеживается лингвистическая универсализация основных диалектов, в единую для таджиков речь, на основе арабо-персидской грамматики.

Религия таджиков.

Издревле, со времён арабских завоеваний, народ утвердился в суннитском направлении религии Магомеда. Шиитские общины таджиков не многочисленны. При этом в верованиях присутствуют нотки некогда традиционного учения зороастризма.

Кухня.

Кухня богата и разнообразна, что обусловлено прохождением через территорию проживания таджиков, нескольких климатических поясов: континентального и внутриконтинентального субтропических, а также горного.
Настоящий рубин таджикской кулинарии, конечно же, плов. Горячий и рассыпчатый, он подаётся к столу на традиционном общем блюде. Его запивают зелёным чаем, поднося ко рту руками, или кусочком сухой лепёшки.
Сегодня, таджики — народ, имеющий своё независимое государство и язык, и что самое важное, ощущение исторической и культурной идентичности со всеми своими соплеменниками, вне зависимости от их места проживания.

Давайте перенесемся в далекий, жаркий Таджикистан и посмотрим, как живет семья самого обычного гастарбайтера Давладбека, который девять месяцев в году работает сварщиком на стройке в Екатеринбурге и отправляет деньги к себе на родину, чтобы содержать семью.

Если забыть на минутку про образы Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании, и подумать над вопросом «Кто они такие, эти таджики?», то у большинства россиян родится примерно один и тот же ответ. Я попробую угадать. Таджики - это выходцы из Таджикистана, работающие в России гастарбайтерами на стройках, торговцами в ларьках, расклейщиками объявлений, автослесарями в гаражах, дворниками и водителями маршруток. Живут таджики в дряхлых общагах, в подвалах, в тесных съемных квартирах по сто человек, или еще хуже - в заброшенных домах…

Все это может быть и так. Сегодня я хотел поговорить о другом.

(Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.)

1. У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

2. В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:

Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?

Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.

Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?

А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?

Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

3. Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

4. Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:

Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.

Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

5. После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

6. На пол стелят скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

7. Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

8. Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

9. Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет…

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

10. Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена Союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

11. А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

12. По деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

13. Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

14. На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

15. Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.

Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

16. Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.

18. Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.

20. Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.

21. Давладбек показал нам дорогу до крепости и устроил там небольшую экскурсию. Панорама Афганистана.

24. Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

25. Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.

28. Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

29. Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

30. Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:

Откуда вы, из какого района?

31. Спасибо за внимание!