Open
Close

Тенишева краткая биография. Мария клавдиевна тенишева


Вся жизнь Тенишевой Марии Клавдиевны протекала в стороне от столиц, а родня мужа даже не пожелала включить её в родовое дерево. Но она сама создавала вокруг себя центр притяжения самых талантливых личностей и сыграла в истории развития российского искусства немалую роль.

Полная свобода


На свет Мария появилась в 1858 году в Питере. Ее детство прошло без отца, да и в принципе родительской любви маленькой девочке недоставало. Позже она сама напишет в мемуарах о том, как была одиноким и заброшенным ребенком, как ей приходилось в одиночку решать проблемы и приходить к различным умозаключениям без помощи взрослых. Ее интерес к картинам проявлялся с малых лет. Как только в доме становилось тихо, она аккуратно прокрадывалась в гостиную и любовалась прекрасным.

Сама Мария называла художества своими «друзьями». Каждую картину девочка рассматривала очень внимательно - какие-то полотна ее пугали, другие, наоборот, очень радовали и нравились. Но в гостиной висело самое интересное, там же находилось любимое полотно Тенишевой - картина, на которой изображена заснувшая в кресле возле туалетного столика дама. Столик тот был украшен мелким кружевом, а на самой мебели находилась уйма интересных вещей, которые так и хотелось взять в руки, чтобы рассмотреть поближе.


Возле той женщины, на шлейфе ее юбки, расположился пес, который не спал, а верно охранял свою хозяйку. Там находились и другие картины, которые так же привлекали внимание девочки, будоражили ее воображение, трогали до глубины души и манили куда-то в далекие, но очень красивые места. В моменты наслаждения красотой в ее голове мелькало множество мыслей, появлялась уйма вопросов, но сама Тенишева называла эти часы счастливыми.

В глазах маленькой Марии художники были людьми очень умными и особенными, добрыми и хорошими по сравнению с другими, а как иначе им удавалось бы создавать такую красоту, которая даже на картинах выглядела живой и настоящей. В 16 лет девушка вышла замуж за мужчину, который не оставил следа в истории, известно лишь, что звали его Николаев Рафаил Николаевич. Замужество оказалось скоротечным, что совсем неудивительно, ведь целью бракосочетания была свобода, что раньше практиковалось нередко.


О своем суженном Тенишева писала: чистенький, белокурый и высокий, ему было 23 года. До свадьбы они виделись всего несколько раз, после чего он сделал ей предложение. Когда Марии задавали вопросы о чувствах к Рафаилу, любит ли она его, то ответ ее был уклончивым. Она не имела понятия, что такое любовь, но любила в этом мужчине свою мечту. Он казался ей хорошим и порядочным человеком, но что сильнее привлекало в нем, так это символизм свободы, который он являл для нее.

Быстрое замужество принесло с собой и материнство. Вскоре после рождения дочери Мария вместе с ней уедет в Париж, где пройдет обучение вокалу у Матильды Маркези. После этого она вернутся на родину, где и познакомится с Тенишевым Вячеславом Николаевичем. Они обвенчаются в 1892 году, и ровно с этого года ее жизнь начнется с нового листа.

Добро пожаловать в новую жизнь


Новый муж Марии, князь Тенишев, был крупным предпринимателем-промышленником, поэтому недостатка в финансах не знал. За невестой он ухаживал красиво и денег на нее не жалел. В своих воспоминаниях Тенишева подробно описывала свадебное путешествие, в которое молодожены отправились на личном пароходе.


Как истинный ценитель красоты, она в красках описывала местности, которые им приходилось проплывать. После официального бракосочетания новоиспеченный муж подарил своей возлюбленной имение в Орловской губернии, где Мария впервые испытает себя в качестве филантропа.


Она откроет одноклассную школу, столовую, ремесленное училище и клуб рабочих при железоделательном, рельсопрокатном, механическом и сталелитейной Бежицком заводе. Нелишним будет упомянуть, что супруги Тенишевы организовали свою жизнь вне столиц не только по своему личному желанию.


Родственники Тенишева ни в какую не признавали его любовь, которая в их глазах была «бесприданницей и разведенкой». По этой же причине Мария так и не вошла в их родословную. Но несмотря на то, что комильфотная жизнь для нее была закрыта, она создала свой личный центр притяжения.

Центр художества


Обособленная жизнь Марии вовсе не говорит о том, что ее общение происходило в кругах сталелитейщиков - ее окружала богемная элита тех времен. В числе последних находились Малюткин, Бенуа, Васнецов и Врубель. Спустя всего год после свадьбы, Вячеслав Тенишев дарит любимой жене ещё и село Талашкино, которое расположилось в 20 км от города Смоленска. Во Фленове, что в 1,5 км от Талашкино, Мария откроет творческие мастерские, за которые супруг назовет ее «Марфой-Посадницей».


Вячеслав Николаевич всегда отзывался о своей жене как о созидательнице во всех проявлениях. О своих теплых чувствах к Тенишевой говорил и Тургенев, который в одном из разговоров признался, что жалеет о позднем с ней знакомстве, ведь вдохновившись ею, он вполне мог бы написать интересную повесть. По признаниям самой Тенишевой, открытие художественных мастерских было продиктовано ее желанием создать места, где все желающие могли бы изучать творчество.


На Западе в то время это направление было активно развито, но не в России, что очень возмущало Марию. Поэтому ее деятельность носила исключительно миссионерский характер. Ей хотелось, чтобы мир видел творения не только зарубежных художников, но и шедевры ее соотечественников, которые доселе не имели возможности активно продвигать свои произведения. Так как Тенишева сама была признанным художником-эмальером, именно это направление первостепенно изучалось в ее мастерских.


На пару с Жакеном, ее помощником-художником, они получили больше двухсот тонн эмали. Такое количество материалов позволило возвысить эмалевую живопись до уровня масляной. За свои заслуги, Тенишева оказалась в ряду членов крупных и уважаемых зарубежных обществ художников. Мария также прославилась и в качестве собирательницы. В число ее интересов входили предметы исключительно русской старины. Узкая направленность увлечения позволила достичь ей на этом поприще немалых успехов.


Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть о благотворительности, которая также была любимым занятием Тенишевой. Как вспоминает Мария, ей очень нравилось принимать активное участие в делах свей подруги Киту. Как-то, последняя решилась на открытие школы грамоты, но встал вопрос с помещением.


Строительство заняло бы много времени, ничего подходящего в числе уже готовых зданий не было. В конце усадьбы Тенишевых находился домик, который после упразднения охоты длительное время пустовал. Это стало идеальным решением для открытия учебного заведения. Женщины быстро все обустроили, завезли пособия и парты.


Процесс шел очень быстро, ученики не заставили себя долго ждать. В короткий срок им удалось набрать 30 желающих обучаться. Охотно тянулись к обучению мальчики, а девочки почему-то боялись, заманить их было проблематичнее. Если кто-то из них и приходил, то дольше недели не задерживались.


Проявив креативность, женщинам удалось найти подход и к ним - они просто организовали уроки рукоделия. Было закуплено много ситца, из которого юные мастерицы учились кроить красивые сарафаны. И это сработало, но на время. Как только сарафан был готов - ученицы снова исчезали. Однако, женщины не опускали руки.

Открытие музея


В начале ХХ века, вблизи усадьбы Тенишевой, открывается музей «Смоленская старина». Для него было возведено здание, которое проектировалось по мотивам народных сказок. По положительному примеру меценатов, в 1911 году Мария отдает свою коллекцию во владение государству. В честь такого события Тенишева собственноручно изготовила эмалированное блюдо, на котором оставила памятную надпись.


За благие деяния Марии Тенишевой, глава Московского археологического музея - Александр Успенский - публично выступил со словами благодарности в ее честь. К сожалению, Тенишевой пришлось прочувствовать на себе традиционное хамское отношение со стороны чиновников. Как только она перестала являться «хозяйкой» и собственницей, отношение к ней быстро поменялось.


Ей пришлось отстаивать свои права даже в самых мелочах. И в пример тому сама Мария рассказывала историю с телефонной связью. До момента установки в Смоленске государственной телефонной связи, у нее было сообщение между Смоленском и имением в Талашкино. В 1894 году, после установки телефонной сети, Тенишева, в качестве благотворительности, отдала в пользование государства свою телефонную линию и включенный в проводе телефонный аппарат.


После этого ею было направленно прошение об уменьшении платы за связь, а также о получении разрешения на установку второго собственного телефонного аппарата, который был в пять раз дешевле казенного. На фоне объема благотворительности со стороны Марии, это прошение было мизером. Однако, в обратном письме чиновники ясно дали понять, что никаких льгот для граждан не предусмотрено. Тот факт, что телефон, о котором шла речь, буквально в недавнем времени был во владении Марии, ясное дело, не брался в учет.

Государь остался доволен


А ее мастерские и музеи, тем временем, набирали все большую популярность. В 1912 году, в честь празднования 100-летия победы над французским императором Наполеоном, музей «Смоленской старины» удостоил своим визитом сам император. Событие такого масштаба, безусловно, потрясло местную интеллигенцию. Об этом свидетельствуют найденные архивные письма тех времен.


Люди делились со своими родственниками пережитыми эмоциями от того, что видели императора вживую и так близко. Да и сам Николай фиксировал в своем дневнике впечатления, которые на него произвел город. Ему очень понравилось его расположение, местные красоты гористой местности и, вообще, его отзыв о путешествии был очень положительным. Поездкой государь остался довольным.

Последние годы…


К 1919 году муж Марии Тенишевой уже скончался, а сама она покинула Россию, уехав в компании своей подруги и верного помощника в Париж, где написала свои мемуары. В пригороде Сен-Клу, в 1928 году ее не стало. Тогда Билибин в своем некрологе коротко написал: «Всю себя она посвятила родному российскому искусству, для которого сделала нескончаемо много».

БОНУС


А ещё Мария Тенишева по праву входит в список .

русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер

Мария Тенишева

Краткая биография

Княгиня Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева (урождённая Пятковская , по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке - Николаева ; 1858-1928) - русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.

Мария Пятковская родилась 20 мая (1 июня) 1858 года в Петербурге. Рано вышла замуж за Рафаила Николаевича Николаева. У супругов родилась дочь, также названная Марией, однако брак не сложился. Вскоре Мария Клавдиевна с маленькой дочерью уезжает в Париж к знаменитой Маркези учиться пению. У неё было прекрасное сопрано. Через некоторое время по возвращении в Россию Мария Клавдиевна знакомится с В. Н. Тенишевым. В 1892 г. Мария вступила в брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым - крупным российским промышленником (родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана). Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в имении Хотылёво, приобретённом князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии и расположенном на берегу реки Десны, где княгиней была основана одноклассная школа. Просветительская деятельность княгини Тенишевой началась с организации ремесленного училища близ Бежицкого завода, первый выпуск которого состоялся в мае 1896 года, столовой и клуба для рабочих завода.

М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой Посадницей» назвал её Н. К. Рерих. Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894-1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896-1899 гг. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьёзно занималась живописью, коллекционированием.Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором её ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству, и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Тогда же удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино - родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской (урождённая Шупинская) (1857-1942), которое Тенишевы приобрели в 1893 г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно - развития сельского хозяйства.

В 1894 г. Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Флёново и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

После 26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой - «Впечатления моей жизни. Воспоминания» - охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 г.

Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Ля-Сель-Сен-Клу. В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много» .


1 июня (по старому стилю – 20 мая) исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся женщины, чей вклад в развитие русской культуры сложно переоценить. Княгиня Мария Тенишева была коллекционером, меценатом, общественным деятелем и художником-эмальером. Тургенев сожалел о том, что не успел написать о ней повесть, она позировала Репину, Серову, Коровину и Врубелю. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто.



Мария Клавдиевна Тенишева, урожденная Пятковская, появилась на свет в знатной семье, но была незаконнорожденной. По слухам, ее отцом мог быть император Александр II. Ее мать вышла замуж после ее рождения, и поэтому в семье отчима ее не признали. Мария ни в чем не нуждалась, но была полностью предоставлена самой себе. Позже в своих воспоминаниях она написала: «Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины...».



После окончания гимназии Мария вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила ему дочь, но счастлива в браке не была, так как супруги не любили друг друга. Позже Мария назвала этот брак «душной скорлупой», ведь «все было так серо, обыденно, бессодержательно». Муж был равнодушен ко всему на свете, кроме игры в карты. Спустя 5 лет Мария продала часть мебели и на вырученные деньги вместе с дочерью уехала за границу.



В Париже она начала посещать вокальную школу, обнаружив меццо-сопрано редкой красоты. Ее наставница прочила ей карьеру оперной певицы, но Мария решила, что сцена – не для нее: «Пение? Это – забава… Не этого хочет моя судьба». За границей она также брала уроки изобразительного искусства, много времени проводила в музеях и за книгами.



Через год Мария вернулась в Россию. Муж отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение, и презрительно отзывался о творческих успехах жены: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!». А дочь постепенно отдалилась от матери, так и не простив ей того, что она решила уйти из семьи во имя самореализации.



В сложные времена на помощь пришла подруга детства – Екатерина Святополк-Четвертинская, пригласившая ее в свое родовое поместье Талашкино. С тех пор жизнь Марии круто изменилась. Там она познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым – предпринимателем, меценатом и общественным деятелем. Несмотря на значительную разницу в возрасте, они почувствовали друг в друге родные души и вскоре обвенчались.



Вместе с супругом княгиня переехала в Бежецк, где у Тенишева был крупный завод. Мария Клавдиевна стала попечителем местной школы, затем основала еще несколько школ, организовала общественную столовую и театр, открыла ремесленные училища для детей рабочих. Позже семья переехала в Санкт-Петербург, где в доме Тенишевых был организован музыкальный салон, в котором бывали известные композиторы.



По совету Ильи Репина Тенишева открыла студию-мастерскую, где готовили студентов для поступления в Академию художеств. Княгиня также стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя выставки мирискусников. Параллельно она занялась коллекционированием, многие картины княгиня позже передала в Русский музей. В 1893 г. она приобрела имение в Талашкино и превратила его в культурный центр, не уступающий мастерским в Абрамцево. Здесь бывали Репин, Бакст, Врубель, Серов и другие известные художники.





На хуторе Фленово возле Талашкино княгиня открыла школу для деревенских детей, в которой преподавали лучшие учителя. Новую школу и ряд учебно-хозяйственных мастерских открыли и в Талашкино. Там занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, вышивкой и т. д. Заказы на произведения талашкинских мастеров поступали даже из-за границы. Княгиня увлеклась эмалью и целыми днями проводила в мастерской, загоревшись идеей возродить эмалевое дело. Ее работы экспонировались за границей и пользовались большим успехом.



В 1903 г. умер муж Тенишевой, а вскоре погибли и все ее любимые детища. После революции жизнь в «русских Афинах», как называли Талашкино, прекратилась. В построенной княгиней и расписанной Рерихом церкви хранили картошку, гробницу Тенишева разорили, мастерские закрыли. Об этих днях она писала: «Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа – и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц».



В 1919 г. княгине пришлось покинуть страну. Последние годы своей жизни она провела в эмиграции, продолжая работать над эмалями, несмотря на тяжелую болезнь. Мария Тенишева умерла в 1928 и была похоронена во Франции, а на родине эмигрантку предали забвению.



На хуторе Фленово княгиня Тенишева вместе с Рерихом построила уникальный , отреставрированный в 2016 г.

Помню, когда я около трех с половиной лет назад грела свое беременное пузо на заграничных югах, читая всякие интересные журналы по искусству, меня впервые пронзила в самое сердце мысль, что в становлении того или иного творческого человека меценаты иногда не менее важны, чем учителя, жены и любовницы, а иногда и более....
Тогда, помнится, читала я статью про великую Тенищеву, судьба которой была блестяща и трагична: отдав России всё, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в полном забвении. ...И на днях наткнувшись на ее портрет кисти Репина невольно захотелось написать пост...

Современники называли княгиню Тенишеву «гордостью всей России». Ей повезло, она общалась свыдающимися людьми своей эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым...

Портрет Репина

Во многих источниках написано, что точный год рождения Тенишевой доподлинно неизвестен (между 1857 и 1867), однако в википедии указан 1858, что я и вынесла в заглавие поста, достоверным считается только число – 20 мая.
Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был её отцом.

После окончания частной гимназии девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным («Все было так серо, обыденно, бессодержательно», – писала она позже).

С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте её стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент её дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.

По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н. Тенишева – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не имела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марии Клавдиевны они в 1892 году обвенчались.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где её муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске.
В те же годы состоялось её знакомство с И.Е. Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.
Делом всей жизни М.К. Тенишевой стало Талашкино
Врубель

На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, «художественное гнездо», аналогичное подмосковному Абрамцево – местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Неорусский стиль в искусстве – «родом» из Талашкино.


Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.

В 1901 году Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине, открыв одновременно в Москве, в Столешниковом переулке, магазин «Родник» для их продажи. В эти годы в Талашкине был построен кабинет «Теремок», все предметы убранства которого были сделаны в мастерских.

Во Фленове по её инициативе был выстроен храм Святого Духа с росписями и мозаикой Н.К. Рериха.

Замужество дало княгине возможность удовлетворить её увлечение коллекционированием. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н. Бенуа, Тенишева устроила в 1897 году выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею.

С.П. Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек её идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С.И. Мамонтовым) финансировала в 1898–1904 годах. В 1899 году она была в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в Петербурге.

Идиллия. Карикатура Щербова П. Е.1899. Л.С. Бакст (петух), С.П. Дягилев (доит корову), Д.В. Философов, М.В. Нестеров, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, С.И. Мамонтов

Радость безмерная. Карикатура (парная карикатуре "Идилия") 1900. В.В. Стасо, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, М.В. Нестеров (за мольбертом), С.И, Мамонтов (мамонт), С.П, Дягилев

Между тем, Николай II назначил в 1900 году В.Н. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор – во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. Человек разносторонне образованный, муж М.К. Тенишевой не разделял части её увлечений и не одобрял её дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все её начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 году Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.

В 1906 году она помогла С.П. Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причём важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 году был передан княгиней в дар Смоленску.

В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института.

В 1912 году она получила титул почётной гражданки города Смоленска; её именем назвали одну из улиц города.


При этом она была замечательным художником-эмальером. Среди её работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых).

М.К. Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906–1908), Союзе декоративных искусств.

В 1914 году она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. (Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен её учениками в Праге в 1930.)

Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

Революция 1917 года заставила М.К. Тенишеву эмигрировать во Францию, где она жила вместе всё с той же «Киту» и дочерью от второго своего брака Лизой в Вокрессоне близ Парижа с 1918 года до своей кончины. За десять эмигрантских лет женщины успели наладить дело обучения эмальерному искусству среди детей эмигрантов.

Е.К. Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н. Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге.


Тенишева Мария Клавдиевна (20.V.1863, по другим данным 1864, Петербург – 1.IV.1928, Париж), выдающаяся деятельница русской и европейской культуры, коллекционер, меценат, художник, педагог, исследователь древних эмалей и инкрустаций, создатель художественного Талашкина близ Смоленска.

Тенишева начала свой путь в искусстве как оперная певица, окончив в Париже студию М. Маркези. Была знакома с И.С.Тургеневым, А.Г. Рубинштейном, П.И. Чайковским. В 1892 г. вышла замуж за князя В.Н. Тенишева, круг ее интересов расширился. Увлекаясь коллекционированием, Тенишева собрала уникальную коллекцию русской и зарубежной графики, часть которой подарила Русскому музею (1898 г.).

В те же годы она начинает составлять коллекцию декоративно-прикладного и народного искусства в своем смоленском имении Талашкино. Большой раздел собрания представляли памятники древнерусского искусства, начиная с домонгольского периода. В 1905 г. коллекции были перевезены в Смоленск, в 1907 г. показаны в Лувре, а в 1911 г. подарены Смоленску (смоленскому филиалу Московского археологического института). Увлекаясь стариной, Тенишева собрала ценнейшую коллекцию древних эмалей и инкрустаций, которая послужила ей для написания диссертации на эту тему, защищенную в 1916 г. и изданную в 1930 г. в Праге. Этот научный труд до настоящего времени не утратил своего значения; занимаясь еще и творческой работой в области эмалей, она впервые сформулировала многие законы древних эмалей.

Тенишева была крупнейшим меценатом своего времени. Она покупала произведения молодых художников, поддерживала их материально. М.А. Врубель, А.Н. Бенуа, С.В. Малютин, Н.К. Рерих были отмечены ее вниманием. Издавала журнал "Мир искусства", устраивала международные выставки. На свои средства открыла в Петербурге бесплатную рисовальную студию под руководством И.Е. Репина, которую окончили многие впоследствии выдающиеся художники.

Созданная в Талашкине художественная атмосфера привлекала к нему многих художников, которые нашли здесь прекрасные условия для работы и отдыха. Но вклад Талашкина в русскую культуру не ограничивается только искусством. На хуторе Фленово Тенишева устроила образцовую сельскохозяйственную школу, пригласив сюда профессора Р.Э. Регеля, разработав уникальную программу сельскохозяйственного образования. В Талашкине были организованы художественные мастерские, приглашены талантливые художники, создан театр.

Лит.: Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. – Л., 1991; Журавлева Л.С.: 1) Княгиня Мария Тенишева. – Смоленск, 1994; 2) Талашкино. – Смоленск, 1995.

Л.С. Журавлева


Тенишева Мария Клавдиевна , коллекционер, меценат, художник, музейный деятель.

Из состоятельной дворянской семьи (урожденная Пятковская, по первому браку Николаева). Воспитывалась матерью, Марией Александровной Пятковской (во втором браке фон Дезен). Училась в частной гимназии М.П. Спешневой, затем в оперной студии М. Маркези в Париже. Обучалась живописи в Академии Жюльена в Париже и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге. Окончив Московский археологический институт (Смоленское отделение), получила звание «ученый археолог» (1916г.).

Начало благотворительной деятельности Марии Клавдиевны положил ее второй брак с одним из богатейших предпринимателей России - князем В.Н. Тенишевым (1892), финансировавшим разнообразные начинания своей супруги. По инициативе Марии Клавдиевны были организованы ремесленное училище и шесть начальных школ в Бежице (в то время - Брянский уезд Орловской губ., ныне район г. Брянска), а также образцовая сельскохозяйственная школа на принадлежавшем ей хуторе Фленово (Смоленский уезд).

В Петербурге Мария Клавдиевна открыла и содержала рисовальную студию (1894-1904 гг.), в Смоленске - рисовальную школу (1896-1899 гг.). В 1898-1899 гг. финансировала журнал «Мир искусства». В приобретенном в 1893 г. имении Талашкино (Смоленский уезд) Мария Клавдиевна устроила художественный центр, где были созданы художественные мастерские, театр, жили и работали многие выдающиеся деятели культуры.

С начала 1890-х гг. увлеклась коллекционированием русских древностей, предметов церковной старины, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества, из которых в Талашкине при участии И.Ф. Барщевского в конце 1890-х гг. возник историко- этнографический музей.

С помощью А.Н. Бенуа собрала коллекцию графики отечественных и зарубежных мастеров, в 1897 г. экспонировавшуюся в Петербурге и в 1898 г. частично переданную Русскому музею. Принимала участие в археологических раскопках, нередко финансируя их.

Изучала историю эмалевого дела, сама создала ряд произведений эмальерного искусства. Участвовала в деятельности функционировавших на Смоленщине исследовательских организаций (была почетным членом церковно-археологического комитета, ОИСГ, губернской ученой архивной комиссии). Почетная гражданка Смоленска (1911 г.). После событий Октября 1917г. эмигрировала во Францию.


Сочинения: Бронзовая эмалевая чаша I-II веков, найденная в Римском погребении города Намюра. - М., 1912; Впечатления моей жизни.-Париж, 1933; Л., 1991; Эмаль и инкрустация.-Прага, 1930.


Источники: Археологический и этнографический музей княгини М.К. Тенишевой в селе Талашкине, близ Смоленска//Исторический вестник, 1901, т. 86, с. 375, 376; Княгиня М.К. Тенишева и основанный ею «Историко-этнографический музей» в Смоленске//Нива, 1911, № 28, с. 519, 520; Отчет Общества изучения Смоленской губернии по 1-е января 1912 года. - Смоленск, 1912. - С. 4; Отчет о деятельности Смоленской Ученой Архивной Комиссии (с 1 января 1913 года по 1 января 1914 года). - Смоленск, 1914. - С. 3; Отчет о составе и деятельности Смоленского Церковно-Археологического комитета за 1912 год//Смоленские епархиальные ведомости, 1913, № 13-14, отдел официальный, с. 424; Отчет Смоленской Ученой Архивной Комиссии за второй год ея существования. (3 апреля 1909 года 3 апреля 1910 года). - Смоленск, 1911.-С. 11,64.


Литература: Данилевич Н. Жизнь и дело Марии Тенишевой//Памятники Отечества, 1992, № 28. с. 83-90; Журавлева Л.С. Княгиня Мария Тенишева. - Смоленск, 1992; она же. Талашкино. - М., 1989; она же. Тенишева Мария Клавдиевна//Смоленская область: Энциклопедия. -Т 1 [Персоналии]. - Смоленск. 2001. - С. 247; она же. Тенишевский музей «Русская старина». - Смоленск, 1998; Озер Дж. Мир эмалей княгини Марии Тенишевой. - М., 2004. - С. 10-13; Стрижова Н.Б. Тенишева Мария Клавдиевна. - Российская музейная энциклопедия. - Т. 2 [Н-Я]. -М., 2001. -С. 234, 235; Фролов А.И. Мария Тенишева//Основатели российских музеев: Учебное пособие. - М., 1991. - С. 62-79.


М.В. Иванов
Смоленский край: история музейной деятельности на материалах частных собраний, выставок и музеев (конец XVIII- первая треть XX вв.)
Смоленск
2005 г.