Open
Close

"разработка игровых занятий для детей раннего возраста

Цель:

Материал: пушистая кошка (мягкая игрушка), блюдце, грузовик.

Ход занятия

Воспитатель достаёт игрушку из коробки и говорит детям: «Посмотрите, кто к нам пришёл сегодня? Кошка, киска. Предлагает детям повторить: «Скажи, Алина, кто это? Аня, назови, кто это?» Побуждает называть игрушку разными словами: «Кошка», «Киса», «Котя» и т.п. Вместе с детьми рассматривает игрушку: «Какая красивая кошка, мягкая, пушистая», предлагает её потрогать, погладить.

Затем мама берёт кошку на руки и «играет» с ней: лапками дотрагивается то до одного, то до другого ребёнка: «Кошка лапками играет, у неё лапки-царапки» (показывает детям). Что это? Лапки. (Обращается к ребёнку.) Покажи и назови, что это?» Гладит ушки, называет: «Это уши, ушки. Что это? Уши, ушки. (Дети показывают ушки, называют их.)

Дети играют с хвостиком кошки. Мама дотрагивается по очереди до детей, щекочет их хвостиком. (Действия повторяются несколько раз.) Мама подносит игрушку к своему уху: «Ребята, кошка хочет молока, надо её накормить. Давайте нальём молока в блюдце. Кисонька-мурысонька, попей молока». (Кошка «пьёт» молоко.)

Воспитатель читает потешку:

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький хвосток.

(поглаживает игрушку).

Приди, Котя, в гости к нам,

Молочка тебе я дам.

Я тебе, коту, деток своих покажу.

Воспитатель предлагает покатать кошку в машине. Дети с удовольствием это делают. Затем он незаметно опрокидывает грузовик и говорит:

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

(А. Барто.)

Игра повторяется. Кошку опять сажают в машину. Когда машина переворачивается, дети произносят слова: «Бух, бах» и т.д. Игра доставляет им много радости.

“Петушок” з анятие проводится в физкультурном зале.

Цель: создавать условия для развивающего взаимодействия родителей с ребёнком при поддержке педагога.

Материал и оборудование: петушок (кукла би-ба-бо), гимнастическая стенка и скамейка, канат, кубики 6×6 см (6-8 шт.), мат, коврики шириной 30 см (6-8 шт.), мячи диаметром 20 см на каждого ребёнка, сетка.

Подготовительная работа: педагог предлагает мамам проанализировать поведение своего ребёнка на занятии, отметить способы взаимодействия с ним педагога.

Ход занятия

Петушок здоровается с детьми, читает потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

Воспитатель предлагает ребёнку стать петушком и ведёт его за собой. Ребёнок вместе с мамой идут за Петушком. Друг за другом, с высоким подниманием коленей и размахиванием рук в стороны, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы; бегут на носках, переходят на ходьбу с восстановлением дыхания («подуем на петушка»). Мама страхует детей при ходьбе.

Игровое упражнение “Пойдём за Петушком.”

Ходьба боком по канату-верёвке приставным шагом, руки на поясе.

Ходьба с перешагиванием через кубики высоко поднимая колени.

Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны.

Прыжки на мягкий мат с активной работой рук.

Лазание по гимнастической стенке приставным шагом с правильным захватом рук на высоту 1-1,5 м.

Мамы поддерживают детей при выполнении упражнений.

Игра “Петушок, лови мяч!”

Дети подходят к сетке и после слов воспитателя “Петушок, петушок, лапки поднимай и мячик принимай!” перебрасывают мяч через сетку двумя руками из-за головы как можно дальше. Дети подлезают под сетку в положении прямо с наклоном туловища и бегут за мячом.

Игра малой подвижности “Найдите петуха”.

Мама прячет Петушка. На слова “Один, два, три - ищи!” ребёнок начинает искать петушка по залу.

Игра повторяется 3-4 раза. Затем Петушок прощается с детьми.

В конце занятия педагог с мамой обсуждают эмоциональное восприятие ребёнком происходящего на занятии.

«Лесная встреча» Занятие проводится в музыкальном зале

Цель: создавать условия для развивающего взаимодействия родителей с ребёнком при поддержке педагога.

Материал и оборудование: котёнок (игрушка), мишка, зайчик (куклы бибабо), шумовые инструменты, звучащие коробочки.

Логори тмическое упражнение «Непоседа- кисонька»

Непоседа кисонька не сидит на месте

(бег на месте на носках).

Непоседа кисонька всюду с нами вместе.

Есть усы у кисоньки, на усах сединки

(жестом рук показывают усы),

Хвост дугой у кисоньки и пятно на спинке

(выгибают руку дугой, наклон вперёд, достают рукой свою спину).

Кошка.

Я пойду гулять в лесок,

Побежим со мной, дружок.

(Лёгкий бег под музыку стайкой.)

Шла по лесу наша кошка,

села отдохнуть немножко.

А навстречу ей кто-то идёт.

Мама (держит две куклы бибабо, дети повторяют за ними движения).

Топ-топ, топ-топ,

Это мишенька идёт.

(передают шагами медленный ритм ходьбы).

Ти-ти-там, ти-ти-там,

Скачет зайка по кустам

(ритмично подпрыгивают на месте).

По дорожке ёж бежит

И листочками шуршит

(мелкими шагами бегут на месте).

Игра «Солнышко и дождик».

М.р. Светит солнышко с утра,

Значит, нам гулять пора

(ребёнок вращает руками («фонарики»).)

Хорошо под солнышком

Бегать и играть.

(бегает по залу).

Хорошо под солнышком

Во дворе гулять.

Кап-кап-кап-кап! - по дорожке

Скачут капельки-горошки

(воспитатель рассыпает шумовые коробочки, передаёт ими пульсацию мелодии; дети берут по одной).

Прячьтесь, дети, под зонтом.

Дождик этот переждём

(прячутся под большой зонт, который держит мама).

Игра повторяется несколько раз.

Мама. Кошка убежала домой. А после дождика в лесу всё стало ярким, зелёным красивым!

Наши лесные друзья приглашают вас танцевать.

Цель: развивать активную речь, мелкую моторику, умение повторять слова и звукосочетания, развивать чувство ритма.

Задачи:

Воспитательная:

  • вызывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово;

Обучающие и развивающие:

  • побуждать внимательно слушать потешки и стихи и понимать их содержание;
  • побуждать подражать взрослому, производить действия в соответствии с текстом;
  • расширять опыт познавательного общения со взрослыми;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • закрепить представление детей о цвете.

Материалы и оборудование:

— кукла Катя;

— поднос для рисования;

— баранки.

Предварительная работа:

— пальчиковая гимнастика;

— изучение потешек, стихов.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках на ковре.

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся друг с другом. (Здороваются.) Посмотрите, и солнышко проснулось!

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

— Молодцы! Давайте звонко-звонко похлопаем в ладоши и улыбнемся.

(Стук в дверь.)

Воспитатель: Слышите? Еще кто-то к нам спешит! (Вносит куклу.) Кто ты? Как тебя зовут?

Кукла: Здравствуйте, малыши! Я кукла Маша!

Воспитатель:

Куколка – красавица

Всем ребятам нравится.

Кукла синеглазая,

С длинными ресницами,

Алыми губами –

Полюбуйтесь сами!

Воспитатель: Дети, а давайте мы угостим нашу куклу. А чем ее угостить? Давайте испечем бараночки! А Катя посмотрит, какие мы с вами умелые, какие пальчики у нас ловкие!

На манке указательным пальцем каждый из детей рисует круги – бараночки.


Воспитатель читает потешку.

Ай, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи,
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи

Воспитатель: Вот какие бараночки красивые получились! Поставим их в печку. А пока они пекутся, повторим потешку.

Совместное чтение потешки.

Воспитатель: А пока наши бараночки пекутся, мы с куклой Катей поиграем. Посмотрите, какие у нее маленькие ручки и пальчики. А теперь посмотрите на свои ладошки.

Где же, где же наши ручки? Где ладошки? Покажите! Вот они!

(Дети показывают ладошки.)

А где пальчики, девочки и мальчики?

(Растопыривают пальчики.)

Пляшут наши пальчики! Вот они, вот они.

(Двигают пальчиками.)

Спрячем наши пальчики в кулачки, в кулачки.

(Сжимают кулачки.)

Теперь споем Кате песенку про дождик.

Дождик кап,

Дождик кап,

То сильней, то тише.

(дети указательным пальцем одной руки постукивают по ладошке другой руки)

Не стучи,

Не стучи,

Не стучи по крыше.

Не послушный такой

Перестань не лейся.

(грозят пальчиком)

Заходи, к малышам,

И в тепле погрейся.

(обоими ручками зовут к себе)

Воспитатель : Ребятки, а сейчас давайте поиграем с Катей в подвижную игру «солнышко и дождик».

«Солнышко! Идите гулять!»

(Дети ходят и бегают)

После слов «Дождик! Скорей домой!»

(они бегут на свои места.)

Когда воспитатель снова произносит:
«Солнышко! Можно идти гулять»

Игра проводится несколько раз

Воспитатель: Какие ребятки у нас молодцы! Стихи и потешки рассказывали, песни пели, в игру играли. А Кате понравилось?

Кукла: Очень понравилось!

— Я хочу поиграть с вами ещё, у меня есть полянка с цветочками, посадите бабочек на цветочки, цвет бабочки и цветка должны совпадать.


Воспитатель : Очень интересная игра, молодцы дети! А чем же так вкусно пахнет? (Дети выполняют дыхательную гимнастику: вдох носом, выдох через рот.) Это же наши бараночки испеклись! Угощайтесь, ребятишки, сами да про гостью не забудьте!

Угощение.

Программные задачи:

  • Дать представление о птицах, развивать внимание, речь, память.
  • Воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им.
  • Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.
  • Формировать познавательную активность.
  • Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные птицы.
  • Обогащать словарь детей, закреплять умение подражать голосам птиц.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Закреплять навыки рисования ладошками.
  • Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами.
  • Поощрять инициативные проявления детей.

Материал и оборудование:

1 день:

  1. звуковая фонограмма “Голоса птиц”;
  2. игрушка птичка;
  3. плетеная корзиночка из соломы;
  4. “травка” (из цветной двусторонней бумаги желтого цвета свернуть трубочки и нарезать тонкими кольцами);
  5. фартуки на каждого ребенка;
  6. мольберт;
  7. лист бумаги большого формата с наклеенными силуэтами птичек (две-три птички без крылышек!);
  8. пальчиковые краски и одноразовые тарелочки на каждого ребенка, влажные салфетки;
  9. листы бумаги А4 с изображением птички на каждого ребенка;
  10. гуашь желтого цвета и ушные палочки.

2 день:

  • лото “Птицы” (тематические картинки);
  • птички (оригами из белой бумаги);
  • карандаши (восковые мелки или фломастеры);
  • колечки по количеству детей (или обручи, один обруч - на двоих детей);

3 день:

  • Игрушки для показа спектакля: утка, утенок, курочка, цыпленок, петушок, сова, ворона;
  • соленое тесто на каждого ребенка (кусочек теста размером с детский кулачек);
  • крупа гречка.

1 день. Ход занятия.

Дети сидят на ковре, воспитатель включает запись “Голоса птиц” (соловей).

Воспитатель : - Слышите, кто это песенку поет? Кто может назвать? Поищем вместе, того кто так красиво поет.

Находим птичку (на штору прикрепить заранее), внимательно рассмотреть её.

Воспитатель : - К нам птичка прилетела! Посмотрите, какая она маленькая, красивая, какие у нее перышки (красные, желтые, синие, зеленые), крылья, маленькие глазки и клюв. Хотите с птичкой поздороваться? Тогда протяните руку и выпрямите ладошку.

Дети протягивают руки, и воспитатель по очереди, сажает птичку на ладошку, приговаривая:

Птичка полетела-полетела,
К Саше на ладошку села.
Села, посидела,
К Ане полетела!

Воспитатель : - Вот как птичка со всеми детками поздоровалась, а как птичка летает (дети машут руками), а как песенки поет? (Дети повторяют “чирик-чирик”). Сейчас мы с вами будем птичками!

Дети встают вкруг и друг за другом и по кругу “полетели”.

Прилетали птички, “летают” размахивая крыльями
Птички-невелички,
Крыльями махали,
На дорожку прилетали, приседают
Зернышки клевали
Клю-клю-клю, клю-клю-клю,
Зернышки клевали.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель : - Птичка летала-летала, устала. Надо птичке отдохнуть, где птичка живет, где она будет спать? Кто может назвать? Птичка живет в гнезде! Гнездо птичка делает из веточек и сухой травки. Давайте мы для нашей птички тоже сделаем гнездо.

Воспитатель дает детям “сухую травку” и корзиночку плетеную из соломы, дети укладывают “травку” в корзинку и сажают птичку в гнездо.

Воспитатель : - Пока наша птичка отдыхает, мы с вами порисуем.

Дети надевают фартуки и подходят к мольберту. Воспитатель обращает внимание детей на птичек на листе бумаги.

Воспитатель : - Посмотрите, кто это? (птички). Птички что делают: сидят или летят? (сидят). Птички хотят полетать, что им для этого надо? Им надо раскрыть крылышки, посмотрите, я им сейчас помогу.

Воспитатель окунает ладонь в пластиковую тарелочку с пальчиковыми красками и ставит на бумаге сначала один отпечаток на спинке у птички, затем другой пониже.

Воспитатель : - Вот какие крылышки, сейчас птичка полетит!

Еще раз показывает способ отпечатывания ладошкой.

Воспитатель : - Еще одна птичка крылышками замахала и полетела! Хотите, чтобы ваши птички тоже полетели? Тогда садитесь за столики.

Дети садятся за столики. Воспитатель раздает детям листы бумаги А4 с наклеенным силуэтом птички (без крылышек!). Раздает тарелочки с пальчиковыми красками и при необходимости помогает детям ставить отпечатки ладошек.

Когда дети вымоют руки, можно предложить им покормить птичек и порисовать зернышки ушными палочками методом “тычка” (гуашь желтого цвета).

Во время рисования воспитатель повторяет детям стихотворение “Прилетали птички, птички-невелички...”

2 день. Ход занятия.

Дети сидят на ковре, воспитатель включает запись “Голоса птиц” (кукушка, сова, дятел, вороны, воробьи).

Воспитатель : - Кто сейчас песенку поет? Вот сколько птичек сегодня к нам прилетело!

Показывает картинки птиц. Предлагает детям лото “Птицы” (тематические картинки).

Воспитатель показывает детям птичку в гнезде с прошлого занятия.

Воспитатель : - Наша птичка в гнездышке посидела, отдохнула, кушать захотела. Будем птичку кормить? Тогда протяните руку и выпрямите ладошку.

Дети протягивают руки, и воспитатель по очереди клювиком птички “клюет” на ладошке у детей. Читает стихотворение:

Маленькая птичка прилетела к нам.
Маленькой птичке зернышек я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет.
Маленькая птичка песенку поет:
- Чик-чирик, чик-чирик!

Воспитатель : - Спасибо детки, все птичку покормили! А сейчас представьте, что к вам на ладошку птичка села, давайте мы ее погладим, хорошая птичка! (пальчиковая игра)

Птичка-невеличка, гладить ладошку
Вот тебе водичка, постучать указательным пальчиком по ладошке
Вот тебе крошки барабанить пальчиками по ладошке.
На моей ладошке.

Дети садятся за столики. Воспитатель раздает птичек (оригами из белой бумаги).

Воспитатель : - Посмотрите, какие интересные птички у вас! Покажите где у птички крылышки, головка, клювик? Молодцы! А давайте птичек сделаем красивыми-красивыми, сейчас я вам дам карандаши и вы раскрасите у ваших птичек крылышки!


Воспитатель раздает детям карандаши, восковые мелки или фломастеры. При необходимости помогает детям.

Воспитатель : - Молодцы! Вот какие интересные и веселые птички у вас получились! Давайте с птичками поиграем.

Подвижная игра “Кошка и птички”. Воспитатель раскладывает на ковре колечки (или обручи). Показывает детям игрушку кошку.

Воспитатель : - Кошка хитренькая, хочет поймать птичек, а птички спрячутся от кошки в гнездышке!

Дети с птичками оригами в руках “летаю” по группе.

Прилетали птички, “летают” размахивая крыльями
Птички-невелички,
Крыльями махали,
На дорожку прилетали, приседают
Зернышки клевали, три пальчика вместе, стучат об пол - “клюют”
Клю-клю-клю, клю-клю-клю,
Зернышки клевали.
Вдруг кошка прибежала,
Птичек распугала: Мяу-мяу, Мяу-мяу.

Кошка догоняет “птичек”, а они “улетают в гнездышки” (садятся в колечки или обручи на ковре). Игра повторяется 2-3 раза.

3 день. Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках в ряд.

Воспитатель за столиком с ширмой.

Воспитатель : - Ау-ау-ау, всех на сказочку зову!

Кукольный спектакль “Угадай, кто мы?”

(Герои: утка, утенок, курочка, цыпленок, петушок, сова, ворона)

Воспитатель : - Это маленький утенок, его зовут Кряк. Однажды утенок Кряк убежал от своей мамы и заблудился. Оглянулся – рядом никого нет. Испугался утенок, побежал искать маму и вдруг услышал: “Ко-ко-ко!”

Дети, как вы думаете, кто же это? (Дети: - Курочка!)

Курочка - Рябушечка, куда пошла?

На речку.

Курочка - Рябушечка, зачем пошла?

За водичкой.

Курочка - Рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка - Рябушечка, как цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Ой, кто это? – спросил утенок.

Дети, кто это? (Дети: - Петушок!)

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
“Ку–ка–ре–ку!”

Ой, кто это? – спросил утенок.

Дети, кто это? (Дети: - Сова!)

Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак полетит!

Улетела сова, а утенок Кряк снова побежал искать маму и вдруг услышал: “Кар! Кар!”.

Дети, кто это? (Дети: - Ворона!)

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала в ложечке,
Этому дала на блюдечке,
Этому дала в на тарелочке,
Этому дала в мисочке.
А этому ни чего не дала:
- Ты дров не пилил,
Воду не носил!

Улетела ворона, а утенок Кряк снова побежал искать маму и вдруг услышал: “Кря-кря-кря!”.

Дети, кто это? (Дети: - Утка!)

Это мама у утенка! Обрадовался он и побежал к маме-утке: “Кря-кря-кря!”.

Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!

После спектакля воспитатель дает детям поиграть с игрушками героями.

Подвижная игра “Птички” муз. Екатерина и Сергей Железновы “Подвижные игры-песенки для детей” (движения на слова):

Мы насыплем птичкам крошки,
Мы откроем все окошки,
К нам покушать прилетайте,
С нами птички поиграйте!
В домик птички прилетели
Сразу песенки запели,
Поклевали-поклевали,
На прощание сказали:
- За еду спасибо детки,
Но не будем мы жить в клетке,
Мы обратно улетаем,
Но вернуться обещаем!

После подвижной игры воспитатель предлагает детям покормить птичек (оригами).

Дети лепят тарелочки из соленого теста: скатывают между ладоней шар, сплющивают и выкладывают на доску для лепки, насыпают на получившуюся тарелочку крупу гречку и прижимают пальчиком. Кормят своих птичек.


Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста. Внутри игры развивается наглядно – образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. Поэтому на протяжении года в нашем детском саду воспитателями 1 младшей группы изучалась проблема использование игровых занятий, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса.

Игра - наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности. Однако столь сильный эффект на развитие ребенка имеет только полноценная, развитая игра, которая в последнее время наблюдается достаточно редко. Что же для этого должен сделать воспитатель? Ответов на этот вопрос очень много, самый простой - найти подходящую игру, но самый сложный, но вместе с тем осознанный, творческий – разработать ее самим. Этому процессу, разработки игры, мы и уделили время.

На первом этапе при составлении плана игры - занятия, мы изучали психологические особенности работы с малышами . Основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Внутренний, психологический план у ребенка только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации. Малыши чрезвычайно впечатлительны, восприимчивы к окружающему, эмоциональны, однако его эмоции непостоянны, ярки и быстротечны. Деятельность малыша с предметами является ведущей, т.к. в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка (восприятия, мышления и внимания). Складываются представления о свойствах вещей. Действия с предметами направлены в основном на такие их свойства, как величина и форма. Речь находится в стадии формирования.

Опыт показывает, что в игре – занятии одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие, другим на это требуется длительный срок, поэтому необходимо было разделить детей на мини-группы, в которых учитывался возраст, п римерно одинаковый уровень развития, и способность ребенка общаться фразами, предложениями.

На втором этапе были изучены психолого – педагогические задачи при разработке плана игровых занятий, где была выделена основная задача - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого организовывалось наблюдение детей за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировались их действия; обсуждались с детьми домашние дела взрослых; привлекали их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам; обогащался внеситуативный опыт детей: читались им книжки, совместно рассматривались и обсуждались картинки.

Личностно – ориентированное общение является необходимым условием возникновения и развития игры, потому что ребенок вступает в игровое взаимодействие только с теми взрослыми, с которыми у него установились доверительные отношения. При проведении игр – занятий с детьми предпочтителен мягкий спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности. Не следует делать ребенку замечания, упрекать его – это может привести к неуверенности малыша в себя. В играх использовать яркий дидактический материал, пособия, вызывающие интерес ребенка к играм.

Очень важный момент при разработке игры – занятия выстроить систему, в который каждый этап опирался на предыдущий и подготавливал следующий. При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение является важным условием их развивающего эффекта. Лучше посвятить первую половину дня знакомой части занятия – игры, а новую оставит на вторую половину.

Главное средство в работе с маленькими детьми – доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, ваша эмоциональная выразительность и заразительность. Все это раскрывает важнейшую задачу взрослого – заинтересовать ребенка, увлечь его игрой. Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее.

На основе данных принципов воспитателями 1 младшей группы была разработана серия игр – занятий, направленных на обогащения опыта и развития игровой инициативы у ребенка.

Игра – занятие «Лучи солнышка»

Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Планируемые результаты (развитие интегративных качеств): умеют слушать, охотно включаются в игру, проявляют положительные эмоции, умеют рисовать карандашом прямые линии

Демонстрационный материал:

Красиво оформленное круглое желтоватое солнышко (из картона или мягкая игрушка);

Большой мячик желательно желтого цвета;

Зонтик.

Раздаточный материал:

Для каждого ребенка по 5 желтых кругов и синих квадратов;

10 счетных палочек (желательно желтого цвета);

Половинки альбомных листов с нарисованным в центре желтым кругом (солнцем), желтые цветные карандаши.

Организационный момент

Воспитатель привлекает внимание детей друг к другу. Ласково обняв обоих малышей, обращается поочередно к каждому из них: «Посмотри, Тимофей, кто с нами сидит, это Полина. Полина, это Тимофей. Тебе нравится Полина? Какое у нее красивое платье. А у Тимофея какая красивая рубашка» (Предлагаю малышам назвать друг друга по имени).

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Рассказываю детям стихотворение А. Барто. Слушая стихотворение, дети сжимают руки в кулачки и снова их разжимают и т. д.

Воспитатель.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

Теперь на солнышко наплыла тучка. (Дети по очереди сгибают каждый пальчик на правой руке.)

Вот и получился кулачок – тучка.

Сюрпризный момент

В комнату вплывает солнышко-игрушка. Дети здороваются с солнышком, рассматривают его.

Воспитатель. Дети, какое солнышко? Желтое, круглое, красивое, горячее.

Дидактическая игра «Круги - квадраты»

Учить фиксировать внимание на форме предметов и группировать их по этому признаку.

Показываю детям перемешанные круги и квадраты.

Воспитатель. Посмотрите, круглое солнышко решило спрятаться от нас. Давайте отыщем много солнышек.

Дети получают по набору из 5 кругов и квадратов и раскладывают их на две кучки. Спрашиваю детей, где солнышки. Забираю у них 5 квадратов и 4 круга.

Дидактическая игра «Лучики»

Развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

У детей осталось по одному круглому солнышку. Детям надо выложить вокруг солнышка из счетных палочек лучики.

Спортивная игра «Солнышко покатилось» («Катаем мячик»)

Развивать основные движения.

Солнышко хочет с детьми поиграть. Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель садится в центр и катит первому ребенку мяч, получив от него таким же образом мяч, катит следующему.

Дети могут попробовать катить мяч по кругу от одного ребенка к другому.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Развивать бег, создать хорошее настроение.

Воспитатель. Солнце по небу катилось и за тучку завалилось. А из тучки может пойти дождик. Ребята, мы сейчас с вами и сыграем в такую игру. Если я скажу: «Дождик!» - бегите ко мне прятаться под зонтик. (Покажите детям зонт.) Если скажу: «Солнышко!» - отправляйтесь гулять.

Когда дети сидят под зонтом, можно вместе с ними проговорить потешку, после которой сразу появится солнышко:

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Обучающая игра «Солнце и зонтик»

Развивать произвольное внимание, быстроту реакции и умение действовать в зависимости от ситуации.

Воспитатель. У солнышка есть лучи. Поэтому солнышко мы будем изображать так. (Разведите руки в стороны.) А когда идет дождь, надо прятаться под зонтик. (Сложите руки над головой – руки образуют треугольник – получился зонтик.)

Когда воспитатель произносит: «Солнце!» - дети разводят руки в сторону, «Зонтик!» - руки над головой.

Физкультминутка «Солнышко»

Воспитатель . Ребята, давайте позовем солнышко.

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Призывно машут руками.

Одна рука над головой, другая под

подбородком – изображают окно.

Делают вид, что плачут.

Подпрыгивают.

Дети повторяют за воспитателем движения по ходу стихотворения.

Рисование цветными карандашами

«Лучи солнышка»

Упражнять в рисовании линий в разных направлениях в заданном месте.

Раздаю детям альбомные листы с изображением желтых кругов и показываю, как дорисовать солнышку лучики.