Open
Close

Традиции и обычаи якутов. Якутские песни

Самые распространенные якутские фамилии – Иванов, Петров, Сидоров. Просто при крещении попы не заморачивались, давали самые простые. Смирнов еще – тут немеряно якутов-Смирновых. Говорят, очень много якутов-Гоголевых. Тут прослеживается забавная аналогия якутов с голливудскими сценаристами: те тоже, когда хотели «чего-нибудь точно русского», вспоминали о Гоголе; помните, в фильмах о Джеймсе Бонде – «генерал Гоголь»?

С годами республика становится все более якутской: сейчас здесь 440 тыс. якутов и 360 тыс. русских, плюс еще около 100 тыс. других национальностей. Причина проста: русские из Якутии уезжают, якуты, понятно, остаются. При этом якуты размножаются с какой-то поистине страшной силой: еще в 1989 (!) году якутов в республике было 250 тыс. Рост впечатляет, не правда ли? У якутов в семьях по 6-8 детей. Когда спрашиваешь, типа, «а что ж так много?» - отвечают «а что ж еще зимой делать?!»

Занятно то, что примерно до 1979 года численность якутов постоянно уменьшалась. Понятно, почему: природные условия, мягко говоря, очень уж тяжелые. Но с конца 70-х началось усиленное освоение Якутии, сюда пошли грандиозные средства, начали расти города – и пошли в рост якуты.

Кстати, по Конституции Якутии в республике – официальное двуязычие. Русский и якутский – два равноправных языка.

А что русские уезжают? Да вот, простой пример: вода. В городе Мирный вода из всех кранов идет желтого цвета. Потому что – болотная. Родников здесь нет, в речке – та же вода с болот. Ставят фильтры, но они очищают плохо, поэтому воду дополнительно еще и хлорируют. Врачи говорят, что такая вода сильно канцерогенна. А если не хлорировать – инфекции.

Кроме того, система очистных просто недостаточна для города. Поэтому в систему городского водопровода идет две трубы: одна – от очистных (фильтры и хлор), другая – напрямую из речки (то есть вообще без очистки). «Но сейчас – сказали мне, - хорошо! Раньше было 50 на 50 (очищенная и неочищенная), а теперь – где-то уже 60 на 40». Людей в городе меньше стало, вот и спала нагрузка на водопровод.

Если по личным впечатлениям: хоть очищенная, хоть неочищенная – эта желтая вода жуткая. Странный и очень неприятный привкус. В столовой чай, как я понял, наливают, используя местную водопроводную воду (кипяченую): пить невозможно, доложу я вам. Поэтому все, кто может, пьют только бутилированную.

Стирать, кстати, на этой воде тоже нельзя (вода желтого цвета!). Но стирают – а что делать? Белые рубашки приобретают весьма специфический оттенок.

Мне это все не в новинку, впрочем. Та же история с водой в наших нефтяных краях – Ханты-Мансийском округе. В Пыть-Яхе вода из крана мало того что желтая, так еще и вонючая. Ничего – приспособился как-то, дополнительная, так сказать, окраска для чая… И причина та же: «Болота, сэр!»

Впрочем, в Айхале (другой алмазный карьер, 500 км к Северу) очистных вообще нет. В поселке около 10 тыс. человек. Воду закачивают напрямую из речки. Все б ничего, но выше города по течению установили коровники: оттуда все стекает в речку – и в водопровод.
То есть мало того, что -60, так еще и с водой проблемы. Тут и 40 тыс. руб. в мес. (средняя зарплата по району) – как-то не вдохновляет. Люди уезжают…

Уезжают еще и потому, что русских с определенного момента в Республике Саха стали явственно прижимать. Этим, говорят, особо славился прежний президент Михаил Николаев (Николаев – еще одна распространенная якутская фамилия). При нем политика была однозначная – на все высокие места выдвигать только якутов (блин, все время какое-то дежавю: ровно то же самое я слышал постоянно в ходе социсследований в Казахстане, в Киргизии! Но мне говорят, пожимая плечами: а что ж ты хочешь – это ж тюрки!)

Классическая здесь проблема с замещением кадров: пока «тянут» представители старшего поколения, молодежи в той же «Алросе» («Алмазы России – Саха») очень мало. Не хватает квалифицированных кадров. Молодые уезжают учиться «на материк» - и уже не возвращаются.

Интересная картина с Якутским Государственным Университетом (ЯГУ). Вроде бы – «кузница кадров» для Республики. А ни фига: среди преподавателей все (!!) – якуты. Соответственно, местные производственники отмечают крайне низкое качество подготовки выпускников ЯГУ. И учатся там в подавляющем большинстве – те же якуты «из улусов», то есть, попросту говоря – из якутских деревень. Выдавливание русских студентов происходит просто и эффективно: многие преподаватели читают лекции на якутском языке. Это незаконно, но безнаказанно…

И напоследок – самая яркая деталь. Я вдруг вспомнил и спросил: «Позвольте, а как же всем известная непереносимость алкоголя у северных народов? Они ведь пить не могут – сразу спиваются?» Мне подтвердили: да, говорят, все так и есть. Но и тут якуты нашли противоядие: у сельских якутов нет денег (то есть вообще практически нет), и, кроме того, в сельмаги спиртное не завозят.

А в городах те якуты, которые делают карьеру, НЕ ПЬЮТ.

Как это? – не понял я.

А вот так, объяснили мне. Не пьют, и все. Они ведь знают: чуть больше – и у них натурально «сорвет крышу».

Поэтому – нет. Даже на застольях. Вся, так сказать, местная «элита». Не на словах, а на деле (организм не обманешь): максимум – одна рюмка. Больше себе не позволяют.

После этого я понял, что Якутия будет якутской. Нет шансов.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ XIX ВЕКА О ЯКУТСКОМ ХАРАКТЕРЕ

Национальный характер... В нем, как и в футболе, разбираются все. Вот и я навскидку назову кавказцев вспыльчивыми, немцев - педантичными, украинцев - расчетливыми... Возможны, разумеется, и другие варианты. А на деле их самооценка может быть другой. Ведь любой народ видит себя добрым, отзывчивым, терпеливым, духовным.

В Якутии национальный характер стали изучать в позапрошлом веке. Сибирский купец и золотопромышленник Иннокентий Сибиряков выделил 20 тысяч рублей на организацию научной экспедиции в Якутию. В те времена это была солидная сумма. В 90-х годах XIX века в Якутске бутылка водки стоила рубль.

"МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ..."

Состав экспедиции, состоящей в основном из политических ссыльных, выглядит внушительно: Вацлав Серошевский, Эдуард Пекарский, Владимир Иохельсон, Владимир Богораз, Николай Виташевский, Сергей Ястремский, Дмитрий Клеменц, Лев Левенталь, Иван Майнов... Они написали фундаментальные работы. Чего стоят "Якуты" Вацлава Серошевского, капитальный словарь якутского языка Эдуарда Пекарского...

Широкому кругу неизвестно, что члены этой экспедиции составили уникальное методическое пособие по изучению национального характера. Эта работа так и называется: "Программа для собирания сведений о нравах и национальном характере якутов". 110 лет назад (1894 год) начала работу эта первая комплексная экспедиция по изучению народов, которые населяли территорию нашей республики. Вызывает уважение искреннее желание сибирского купца и золотопромышленника Иннокентия Сибирякова узнать больше о Якутии. "Мне важно, - говорил он, - чтобы экспедиция, насколько возможно, выяснила исторический ход инородцев. Для выяснения характера народа важны сказки, поверия, исследование обычного права..."

А-ЛЯ МАСЮК

И в XIX веке в Якутии хватало залетных людей, которых соблазняли "жареные" факты. Владимир Трощанский дал прямо-таки убийственные характеристики якутов: "У них отсутствуют всякие понятия, которые действительно можно бы было отнести к категории понятий нравственных, регулирующих поведение человека" , "Им даже неизвестно, что такое добродетель, в языке их совсем нет слов для выражения моральных понятий". Даже в книге сибирского писателя Николая Щукина "Поездка в Якутск" есть такое описание якутского нрава: "Якуты - народ хитрый, пронырливый и коварный, злопамятны и мстительны... Ябедничества и жалобы столь обыкновенны между якутами... Леность их чрезвычайна... Страсть к воровству и картежной игре повальна... Плут и мошенник почитается человеком умным... Ни стыда, ни вежливости не знают". А в официальном сборнике "Народы России" в разделе "Якуты" можно прочесть: "Главные черты якутского характера: мстительность, сутяжничество, необходительность и скрытность".

О ГОВОРУНАХ И ЖИВЧИКАХ, ТО ЕСТЬ О ЯКУТАХ-САНГВИНИКАХ

Исследователь Ричард Маак по типу темперамента определил якутов сангвиниками, то есть людьми, отличающимися живостью, быстрой возбудимостью, ярким проявлением эмоций. Итак, характеристика от Ричарда Маака: "Невзгоды жизни сделали якута мало впечатлительным к влияниям холода и жара... Способны переносить голод, но при изобилии пищи в состоянии уничтожить неимоверные ее количества. Вообще весьма характерная черта якута - приспособляться к условиям посещающих его или в соседстве с ним живущих народностей... Молчаливых якутов я встречал редко... Между здоровыми якутами молчаливых я, по крайней мере, не встречал... Ни у одного из коренных племен Восточной Сибири не развита так словоохотливость, как у якутов".

"КАЖДЫЙ ПРИБАВИТ ПИКАНТНОЕ..."

Те исследователи , которые старались глубоко "пахать" , понимали, что не могут охватить все и вся из жизни якутов. Не все были "масюками" XIX века. Так широко цитируемый всеми нашими учеными Ричард Маак в своей работе признался: "Об умственных и нравственных способностях и образе жизни населения я могу сообщить только поверхностные и, конечно, далеко не полные сведения".

Член Сибиряковской экспедиции Николай Виташевский, изучавший юридический быт якутов, тоже признал несовершенство научного подхода: "Конечно, далеко то время, когда социолог в состоянии будет по одному какому-нибудь факту из жизни того или иного народа восстановить всю эту жизнь во всех ее подробностях". Такие ученые "глубокой вспашки" , знакомясь со всеми предыдущими описаниями жизни якутов, быстро разбирались, что к чему. Так, составивший фундаментальнейший словарь якутского языка Эдуард Пекарский выразил такое мнение: "Несмотря на сравнительное богатство литературы о якутах, верные сведения о них мало распространены среди обыкновенной читающей публики, которая в большинстве случаев вынуждена довольствоваться так называемыми научно-популярными изданиями, наполненными неизвестно на чем основанными измышлениями по адресу этого интересного племени".

Завершу эту подборку фразой автора очерков юридического быта якутов Д. Кочнева: "Каждый приезжий в Якутскую область считает своим долгом написать что-нибудь о якутах и, не зная ни жизни, ни языка якутов, пользуется предыдущими сочинениями и повторяет все, что было написано раньше, да еще и сам прибавит что-нибудь пикантное, не поняв смысла наблюдаемого явления".

КАЖДЫЙ ЯКУТ -ТАЛЕЙРАН

Но все же позитива было много, ведь в большинстве случаев за дело брались думающие люди, знающие, что такое истинная человеческая цивилизация. Тот же Александр Миддендорф, "обозвавший" якутов сибирскими евреями, считал их развитым народом из-за занятия скотоводством и не соглашался с теми, кто ставил их в один ряд с аборигенами Северной Америки.

А сибиряковец Владимир Иохельсон "обозвал" якутов "талейранами" , имея в виду их способность быстро сходиться с людьми. Он же сделал заключение: "Якуты имеют все задатки для прогресса как по своим природным способностям, так и по отсутствию у них в некоторой степени духа косности и консерватизма... В якутской массе находим много добродетелей и достоинств, каких не найдем в низших классах многих культурных народов".

И Вацлав Серошевский отмечал, что в общем "якутов нужно считать за племя здоровое, закаленное, легко приспособляющееся и при лучшем питании, при улучшении санитарных и гигиенических условий обещающее быстро превратиться в сильный, рослый, работящий народ". Известный этнограф Сибири Дмитрий Клеменц был также высокого мнения о якутах, говоря, что они народ интеллигентный, стойкий и мужественный.

В заключение приведу слова автора научно-популярной книги "Якуты" А. Голиковой: "Образование научит якутов экономнее тратить свои силы в борьбе с природой, оно научит их остерегаться болезней и лечиться полезными медицинскими средствами, оно научит их многим полезным изобретениям, которые уже известны нам, русским, и которые помогут якутам лучше устроить свою жизнь".

БРОКГАУЗЪ И ЕФРОНЪ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (189О-1907)

ЯКУТЫ. Их коммерческие наклонности облегчают им эксплуатацию легкомысленных и беспечных соседних инородческих племен, а нередко даже и русских. Как ремесленники, якуты быстро успевают во всех мастерствах, обнаруживая значительную ловкость в ручных работах. Якуты неохотно идут в работники и при малейшей возможности устраиваются самостоятельно. По якутским понятиям, каждый приезжий имеет право войти в любой дом во всякое время дня и ночи и расположиться там пить чай, варить пищу или ночевать. Грабежей и воровства внутри рода не существовало вследствие общности имущества. Убийство было явлением исключительным; за убийство вне рода виновные терпели родовую месть или платили виру. Родовая вражда, прежде возбуждавшая родовые войны, теперь выражается в интригах, доносах, сплетнях, судбищах. К наукам якутские дети прилежны и понятливы; в якутской гимназии, особенно в низших классах, они идут впереди русских. Разговорный якутский язык меток, звучен и живописен. Я. любят остроумные обороты, каламбуры, красные словца, прибаутки и сравнения. Красноречие у них в большом почтении.

Федор РАХЛЕЕВ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. // Якутск вечерний (Якутск).- 08.10.2004

Во-первых, нужно принимать во внимание то, что «Известия» (кроме достоверного интервью) домысливают определённые детали, порой врут, гиперболизируют часть моментов и тем самым усугубляют негативную окраску всей статьи.

Про саму возможность существования «Саха омук» все мы понимаем и иллюзий не питаем на тот счёт, что любой народ России имеет право на национализм, только Русских за него сразу клеймят «фОшЫздами». Моё похожее рассуждение на эту тему:

Фильм про Чингисхана снимается из бюджета самой Якутии уже несколько лет, так что Юра может успокоиться. Эти деньги так же призрачны для нас, как и нефтедоллары, воруемые жидо-украми «юлечкой и шелудивым чудовищем». Я надеюсь, что фильм получится более-менее хорошим, ибо все последние творения местной киностудии – такая туфта...

Про оговорку или злонамеренную пакость Ондрюшки Борисова:

Борисов: ...Съемки фильма мы решили вести во всех тюрко-монгольских государствах мира, в том числе и в нашем .

Корр.: В России?

Борисов: Нет, в Якутии.

Скажу, что Ондрюшка человек ещё той николаевско-сепаратистской закваски и ожидать от него такого – вполне возможно. Хотя, возможно под Россией он мог понять Русские области... хотя я сам в это мало верю.

Посмевший сказать, что "у Гитлера можно заимствовать идеи"(при этом признавая Гитлера врагом), то натыкается на вой "в стране, победившей фашизм...". А откровенное восхвалеие ордынцев, уничтожавших Русь-"нормально" .

Юра, не забывай при какой системе мы живём, тут уже удивляться нечему.

Но про «Хазарский каганат» ты сказал не плохо. Почти так и есть, только Святослав должен прийти из народа, а не со стороны.


Перейдём к истории:

И якуты поняли, что с верховья идут какие-то серьезные люди, у которых есть топоры. А значит, с ними надо дружить.

Не знаю - не знаю... откуда он это взял, а я это впервые слышу. Вообще-то, многие не испугались и пороха. В 1630м году Казаки (Тобольские и Енисейские) в своих экспедициях по присоединению новых земель и введению «ясака» для местных жителей получали отпор:

« В Якутии одновременно оказалось сразу два казачьих отряда: Антона Добринского из Тобольска и Ивана Галкина из Енисейска. Задачи были одинаковы - собирать ясак и приводить инородцев под “высокую руку” московского государя. Оба атамана встретили сопротивление. Отряд Добринского был на полгода осажден в поставленном им на Лене острожке, не слишком хорошо шли дела и у Галкина...»

В годы освоения территории Якутии у них были две наиболее крупные и влиятельные «силы», так скажем:

Легендарный (усиленно легендаризированный при Николаеве, хотя так и не понятно – был ли это реальный человек, или это звание или эпический собирательный образ «вождя всея Якутии») Тыгын, возглавлявший, достаточно много «объединённых» им улусов и наслегов, номинально будучи кангаласцем (долина Лены,вверх по течению от Якутска, примерно на 300 км вдоль реки и менее 50кмвниз по течению от Якутска)*, и Лёгёй от борогонцев (долина Алдана, около 125 км вверх по течению о впадения в Лену)*. Первый, до полного «объединения» якутов не мог одолеть лишь второго.
* - всё приблизительно.

В 1632 году на Лену пришёл енисейский сотник Пётр Беке тов с казаками и договорился с одним(кангаласским)жадным тойоном(глава наслега; предположительно это был князец Мамык) о том, что построит острог на площади в одну медвежью шкуру(тойон не хотел, видеть не далеко от своих владений чужого острога и всячески отказывал)...он посмеялся над таким предложением, но согласился... казаки по велению Бекетова располосовали шкуру медведя на то-о-оненькие полосочки и выложил ими периметр будущего острога. Тойон был зол из-за такой хитрости, на которую попался, но слово - есть слово и острог строился без опасности нападения.

Далее(то ли ещё сам Тыгын, то ли уже его дети) осаждали острог, но все попытки взять были отбиты и осада самоснялась через несколько месяцев. Происходили столкновения с воинственными кангаласцами, в которых не числом, но качеством побеждали казаки. Борогонский же лидер – Лёгёй «не поддержал кангаласцев и в дальнейшем добровольно согласился принять подданство Белого царя ». Многие кангаласцы ушли на север, вытесняя более слабых эвенков и эвенов(именно тогда, а не ранее, якуты «освоили» более северную Якутию!).

В конце сентября 1682 г. в местности Хоруол Тумус произошло последнее восстание х(к)ангаласских якутов под предводительством князца Дженника против «гнета казацкого воеводы». Якутский гарнизон быстро об этом узнал и выслал отряд казаков на перехват повстанцев. Атака была внезапной, а бой - быстрым и безпощадным. После поражения восставших, на месте сражения казаками был воздвигнут деревянный крест. Так как время было под Покров день, крест назвали Покровским, затем и местность стали называть Покровском.(Так начал свое зарождение поселок городского типа Покровск – центр Хангаласского улуса. 26 сентября 1997 г. он преобразован в город республиканского типа.)

После подавления этого восстания якутский народ в улусах и понял, что лучше не бесить нового «Старшего брата», иначе будет хуже, а так – живи, как жил при своём князце, который с тебя налог брал, только теперь лояльные князцы и сами платили «ясак» в Ленский острог(на правом берегу), а затем в Якутск(острог, перенесённый на левый берег в 1643г.).

В районе 1801-1870 жил в Якутии Василий Фёдоров «Манчары ». Известен он был тем, что бандитствовал на вроде Робин Гуда. Грабил богатых тойонов, князцов, иногда и Русских купцов и делился награбленным с народом. За такую помощь ему помогали скрываться в деревнях. Был несколько раз схвачен и отправлен в Иркутскую тюрьму, но постоянно убегал оттуда и возвращался назад, продолжая заниматься своим ремеслом. В конце-концов, отсидев в кандалах сколько-то лет в Якутской тюрьме вышел и остепенился, женился, детишек завёл.

О нём написаны легенды, даже мистические. Всё бы ничего, но в 90х презик Николаев и его свита, вознесли Манчары, как героя Якутского народа! Улица, спорткомплекс, памятник «на Родине героя», празднование юбилея... и всё это бандиту-налётчику, хоть и делившемуся частью деньжат с народом...

Ну, вот. С историей, вроде бы всё. Про историю гражданской войны расскажу отдельно.

Про глупость связанную с "суверенитетом" 90х. в статье почти всё верно, кроме того, что этот "праздник" всё ещё так называется. Администрация Штырова всё тихо сгладила и назвала праздник - "День республики". Всё красиво и безконфликтно!

" Здесь жил и работал великий якутский начальник ЖЭКа"

Чушь. Ни разу не видел ни "начальника ЖЕКа" ни, тем более "начальника транспортного цеха"! Тут автор завирается.
Да, много табличек одним и тем же деятелям искусства/поэтам/политикам/ rэволюционеrам Якутии(или работавших какое-то время в Якутске) по разным поводам, типа тут жил, тут работал/концертировал... есть таблички и с Русскими выдающимися людьми Сибирского масштаба.

"Кругом непролазная грязь. Старые бараки, построенные прямо на мерзлоте, выглядят так, как будто их долго бил ногами какой-то гигантский Валуев. Дороги даже не фронтовые, а вражеские: покупая автомобили, люди сразу снимают оба бампера, потому что все равно они в первую же неделю езды превратятся в труху."
Слова дурака и истерички, причём, без образования.
Внутридворовые проезды города крайне запущенном состоянии - факт. Не выделяет правительство денег на нормальный ремонт, а только завозит каждый год во дворы по два-три камаза ЗЕМЛИ. Не удивительно, что не ушедшая после растаивания снега/дождей, смешиваясь с песком образет грязь, а "озёра" во дворах ни куда не деваются - промёрзшая земля не может впитать много воды сразу.
Бараки строены давно, но постепенно сносятся и вместо них строятся неплохие жилые дома/комплексы. Генеральные проекты застройки города выработаны уже давно - были бы деньги! И они, по-тихоньку, выделяются.
Дороги, тротуары... это просто бич. И всё из-за тех же проблем:
1) Мерзлота, гуляние почв, проседание грунта, вследствии таяния мерзлоты... карёжит дороги строенные наскоряк и старые дороги...
2) ГорДорМостСтрой, за исключением недавнешней неплохой новой улицы(Пояркова), занимается только чмошным ямочным ремонтом. Некоторые дороги(чаще выводящие к окраинам) выглядят, как "заплатка на заплатке"...там, где коммунальные службы проложили трубы под дорогой - почти навечно поселяется характерная выбоина во всю ширину дороги. Её латают - машины раздавливают и растаскивают "заплатку" - и так постоянно.
3) Тротуары теперь часто делаются чурками и с нарушением технических норм. Всё та же новая улица, точнее её тротуары в страшном виде. Такие разломы и провалы образуются в "мозаичном"(лёгкий камень забивается резиновыми молотками)тротуаре и такие лужи в них, что смотреть страшно, а ходить не приятно!
Плюс ко всему - "пеньки". Из-под давно положенного асфальта "вырастают"(на самом деле выталкиваются мерхлотой) пеньки давно срубленных деревьев, сверх которых и клали асфальт!... это позорное упущение постепенно исправляется раскопками и выдиранием этих пней.

Автомобили с низкой посадкой менее популярны, чем высокие, ибо по тем самым "фронтовым" дорогам можно всё брюхо машины оставить на ухабах. Про бамперы - ложь. Их отсутствие может свидетельствовать только о том, что машина стукалась об машины/столбы, количество машин без бамперов не превышает показатели в среднем по стране.
Помимо деревянных пеньков есть ещё и металлические "пеньки". Их происхождение не понятно(в таких местах, где ничего и быть-то не должно), но они сливаются с внутридворовой грязью и гробят брюха машин, несведущих водителей.

Театр имени Пушкина. Подтверждаю то, что когда-то на фасаде на месте прежней надписи, появились щиты с одной заменой "Академический театр им. Пушкина". Это да. Но на таличках у входа он всё так же "Русский драматический театр им. Пушкина".

Саха Театр - шикарное, большое здание!..в, котором постановки только на якутском языке. Это, несомненно, удручающий и возмутительный факт, ибо даже в театре им. Пушкина бывают спектакли по народным мотивам на Якутском языке. Но, никому до этого дела нет.

Процент Русского населения Якутска, действительно, постепенно падает. Это несомненная заслуга первого презика "суверенной" Якутии - М.Е.Николаева. И плоды его деятельности мы до сих пор пожинаем.
Большая часть якутов его обожает. В заслугу ставит "возвышение национального духа Саха"...угу, за счёт унижения Русских. И ещё строительство современного медцентра и центра материнства и детства(причём, постоянно фигурирует формулировка "подарил городу", как буд-то на свои деньги постороил!). Но все удивлённо лупают глазами, когда разговор заходит о том, что он за время своего правления так обогатился, что входил в статистику самых богатых людей мира!
Разговоры на эту тему якуты не любят. Ибо то, что в 90е делалось хорошо для них имело негативные последствия для нас и мы этим, ясно дело, не довольны.
Юра обмолвился о том, что Николаев - сахаляр(полу-русский, полу-якут). Вроде бы, это так, но на сколько можно видеть и судить - он подавил в себе Русскую часть.

ЯГУ - Якутский Государственный Университет. Что ж, аффтар статьи почти прав - Русских там крайне мало. Универ-то хороший, несколько новых, красивых корпусов построили в последнее время, студгородок. Но всё это "не про нашу честь". Дискриминация существует и скрывается слабо...естественно - пожаловавшийся Русский, наверняка фашист!
Знакомые рассказывали о вопиющих случаях...один из таких это, когда преподша математеки в рассуждениях переходит на якутский язык и, забываясь, продолжает на нём, хотя Русские в аудитории есть! Русские возмущаются, преподша огрызается: "Вы здесь родились - учите якутский!"...но возобновляет лекцию на Русском...
Сильна проблема мамбетов (неотёсанных деревенщин из улусов). Их не любят, как Русские, так и городские якуты. В толпе их можно отличить либо по вычурно-модной одежде в безвкусных сочетаниях(детки богатых улусных/наслеговых шишек, приехавшие в большой город учиться), либо по задрырпанной одёжке(пролетарии). Оба вида - придурки, но если первые "не мытьём, так катаньем" поступают в ЯГУ, то вторые зачастую пополняют/создают самую отмороженную гопоту(возможно и ОПГ), которая кидается на любую цель оказавшуюся "не в том месте днём" или "не в том количестве вечером/ночью".
Один, опосредованно знакомый, якут дрыщинского телосложения рассказывал, что Русский "Ильюша Муромец" спас его от безславной кончины, в каком-то переулке. "Ильюша" прогуливался с девушкой, но увидев наезд поспешил помочь и в одиночку раскидал 3х не маленьких мамбетосов.
Лет 5 назад был случай, который гремел на всю республику: Русские студенты и городские якуты-студенты махались с мамбетами в общем количестве 100чел(точно не помню, но по-моему не 100 на 100, а всего 100) , а причиной всему был банальный отъём степухи. Событие единогласно окрестили "Ледовым побоищем", ибо события происходили зимой и на льду одного из городских озёр(по-моему оз.Тёплое). Мамбетосы получили по соплям и число отъёмов степенидй сократилось.

Алкоголизм северного народа. Да, и расологи это могут подтвердить. Нет у них фермента, ужираются в говоно с крепкого пива(х"сахалярство" части якутов даёт им кусочек фермента)! Это уже смешная традиция, мамбеты с Балтикой №9, как гопники остальной России с сЭмачками... правда этот прикол стал устаревать, т.к. сейчас больше ходу "Медовое", "Эллэй"(вроде бы, достоверный предок якутов, который "переворачивается в гробу" от "такой чести") и непременно 2х-литровка! Спиваются они легко.
Ещё жёстче эвенам и эвенкам, которые почти не смешивались с Русскими - дуреют, буквально одной стопки водки! Срывается стоп-кран, крыша сьезжает и если у него есть какое-либо оружие(они в большинстве охотники), то лучше дёргай по-быстрее! %)

даже во многих школах преподавание ведется на языке саха
По крайней мере, во время моего школярства таких школ было не "много". Другое дело, что и в каждой обычной школе обязательно есть якутский класс... вот в этом и проблема. Они всегда отличались от нас, даже от якутов из обычных классов. С якутским классом нашей школы всегда были натянутые отношения(начиная со среднего звена). В том числе и разборки за "короля школы" были в основном между обычным классом и якутским. На наше счастье королём стал и оставался(пытались оспорить! ;-)) нормальный Русский парень.
Мне кажется, что их учителся усиленно вбивали им в головы "Николаевские" постулаты о суверенитете и "титульной нации", по крайней мере нас они не уважали...даже разговаривали "через переводчика"(совсем о*уеть было от такого!).

Про клубы не скажу, ибо не "клубился". Но под "последним временем" имеется ввиду где-то 1999-2000.

...при Николаеве, когда местные правоохранительные органы возглавляли нацкадры, якутские банды прицельно охотились на улицах за русскими, а милиция все списывала на обычную "хулиганку".
Трудно сказать так ли было, ибо не те проблемы были у школьника. НО, то что столкновения часто носили национальную подоплёку - правда. Впрочем и сейчас порой бывают такие пристрастные выходки ментов...

...часто приходится читать в местных газетах публицистические статьи на тему "нам, якутам, надо еще крепче сплотиться, чтобы, в случае если Россия снова ослабеет, обрести полную независимость".
Не отрицаю, может быть. Сам не видел, в основном замечаю мелкое гавканье и завывание по поводу того "как же всё хорошо было при Николаеве" и "как мы обмельчали!(по ставнению с ярым нациком Николаевым)" .

Хочу ещё остановиться на казачестве. Я его презираю. Многие поддались искушению расового ублюдства и теперь едва похожи на Русских! Один раз видел такого у часовеньки: стоит цунар-цунаром в казачьей форме - пиzдец!...правда этот вообще какой-то полу-таджик, нахрен, был... но и сахаляры-казаки не вызывают у меня восторга, только негодование и отвращение.

По поводу памятника "Русско-якутской дрючьбе ":

Ненавижу этот памятник расовому ублюдству!

Всё же, как отмечалось в статье, есть умные, интеллигентные городские якуты, которые абсолютно понимают неразрывность Якутии и России. Именно таким человеком был основоположник якутской литературы А.Е. Кулаковский-Ексекюлях. В окончании, хочу процитировать его мудрые слова, по поводу России и Якутии...надеюсь народ Саха, всё же, воспримет слова своего мудрого сына:
"Передаваться Америке, Японии, Китаю? Нет - эти номера не пройдут: те нас быстро задавят в борьбе за существование, а белоглазый, большеносый нууча (Русский по-якутски), не говоря уже о даровании нам православной веры, гораздо ближе нам, милее и родственнее их ."

Якуты (среди местного населения распространено произношение с ударением на последний слог) - коренное население республики Саха (Якутии). Самоназвание: "саха", во множественном числе "сахалар".

По результатам переписи населения 2010 года в России проживало 478 тысяч якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тысяч), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются самым многочисленным (почти 50% населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах России.

Антропологический облик

Чистокровные якуты по внешности более похожи на киргизов, чем на монголов.

Имеют овальную форму лица, не высокий, но широкий и гладкий лоб с черными довольно большими глазами и чуть скошенными веками, скулы умеренно выражены. Характерной чертой якутского лица является непропорциональное развитие средней лицевой части в ущерб лбу и подбородку. Цвет лица смуглый, имеет изжелта-серый или бронзовый оттенок. Нос прямой, нередко с горбинкой. Рот большой, зубы крупные желтоватого оттенка. Волосы черные, прямые, жесткие, на лице и на других частях тела волосяная растительность полностью отсутствует.

Рост невысокий, 160-165 сантиметров. Мышечной силой якуты не отличаются. Имеют длинные и тонкие руки, короткие и кривые ноги.

В движениях медленны и тяжеловаты.

Из органов чувств всего лучше развит орган слуха. Якуты совсем не различают один от другого некоторые цвета (например, оттенки синего: фиолетовый, голубой, синий), для которых в их языке нет даже особых обозначений.

Язык

Якутский язык относится к тюркской группе алтайской семьи, имеющем группы говоров: центральную, вилюйскую, северо-западную, таймырскую. В якутском языке много слов монгольского происхождения (примерно 30% слов), также имеется около 10% слов неизвестного происхождения, не имеющих аналогов в других языках.

Якутский язык по лексико-фонетическим особенностям и грамматическому построению может быть отнесен к числу древних тюркских наречий. По С.Е.Малову, якутский язык по своей конструкции считается дописьменным. Следовательно, или основа якутского языка первоначально не являлась тюркской, или же она отделилась от собственно тюркской в далекой древности, когда последняя переживала период огромного языкового воздействия индоиранских племен и развивалась в дальнейшем обособленно.

В то же время, язык якутов недвусмысленно свидетельствует о своем сходстве с языками тюрко-татарскими народов. Татарам и башкирам, сосланным в Якутскую область, было достаточно нескольких месяцев, чтобы выучиться язык, в то время как русским для этого нужны были годы. Главным затруднением является совершенно отличная от русской якутская фонетика. Есть звуки, которые ухо европейца начинает различать только после долгого привыкания, причем европейская гортань не в состоянии вполне правильно их воспроизвести (например, звук "нг").

Затрудняется изучение якутского языка большим числом синонимных выражений и неопределенностью грамматических форм: например, для существительных нет родов и прилагательные не согласуются с ними.

Происхождение

Происхождение якутов можно достоверно проследить лишь с примерно с середины II тысячелетия н.э. Кто были предки якутов точно установить не удается, также пока невозможно установить время их поселения в стране, где они являются теперь преобладающей расой, их местопребывание до переселения. Происхождение якутов можно проследить лишь на основании лингвистического анализа и сходстве деталей быта и культовых традиций.

Этногенез якутов следует, по всей видимости, начать с эпохи ранних кочевников, когда на западе Центральной Азии и в Южной Сибири развивались культуры скифо-сибирского типа. Отдельные предпосылки этой трансформации на территории Южной Сибири уходят во II тысячелетие до н.э. Наиболее отчетливо истоки этногенеза якутов прослеживаются в пазырыкской культуре Горного Алтая. Ее носители были близки к сакам Средней Азии и Казахстана. Этот дотюркский субстрат в культуре народов Саяно-Алтая и якутов проявляется в их хозяйстве, в вещах, выработанных в период раннего кочевничества, таких, как железные тесла, проволочные серьги, медные и серебряные гривны, кожаная обувь, деревянные кубки-чороны. Эти древние истоки прослеживаются и в декоративно-прикладном искусстве алтайцев, тувинцев и якутов, сохранивших влиянии "звериного стиля".

Древнеалтайский субстрат обнаруживается у якутов и в погребальном обряде. Это в первую очередь олицетворение коня со смертью, обычай устанавливать на могиле деревянный столб - символ "древа жизни", а также наличие кибэсов - специальных людей, занимавшихся погребениями, которые, как и зороастрийские "служители мертвых", содержались вне поселений. В этот комплекс входит культ коня и дуалистическая концепция - противопоставление божеств айыы, олицетворяющих добрые творческие начала и абааhы, злых демонов.

Эти материалы согласуются с данными иммуногенетики. Так, в крови 29% якутов, исследованных В.В.Фефеловой в разных районах республики, обнаружен антиген HLA-AI, встречаемый только в европеоидных популяциях. Он у якутов часто встречается в сочетании с другим антигеном HLA-BI7, прослеживающийся в крови лишь двух народов - якутов и индийцев-хинди. Все это подводит к мысли о том, что в этногенезе якутов приняли участие какие-то древние отюреченные группы, возможно, не непосредственно пазырыкцы, но, безусловно, связанные с пазырыкцами Алтая, физический тип которых отличался от окружающего их европеоидного населения более заметной монголоидной примесью.

Скифо-хуннские истоки в этногенезе якутов в дальнейшем развивались по двум направлениям. Первое условно может быть названо "западным" или южносибирским, в его основе лежали истоки, выработанные под влиянием индоиранской этнокультуры. Второе - "восточное" или "центральноазиатское". Оно представлено, хоть и немногочисленными, якутско-хуннскими параллелями в культуре. Эта "центральноазиатская" традиция прослеживается в антропологии якутов и в религиозных представлениях, связанных с кумысным праздником ыьыах и остатками культа неба - танара.

Древнетюркская эпоха , начавшаяся в VI веке, по территориальному охвату и грандиозности своего культурного и политического резонанса, ничуть не уступала предшествующему периоду. С этим периодом, породившем в целом единую культуру, связывают формирование тюркских основ якутского языка и культуры. Сопоставление культуры якутов с древнетюркской показало, что в якутском пантеоне и мифологии более последовательно сохранились именно те стороны древнетюркской религии, которые развивались под воздействием предшествующей скифо-сибирской эпохи. Якуты сохранили многое в верованиях и погребальном обряде, в частности, по аналогии с древнетюркскими камнями-балбалами якуты ставили деревянные столбики-шесты.

Но если у древних тюрков количество камней на могиле покойного находилось в зависимости от людей, убитых им на войне, то у якутов количество устанавливаемых столбиков зависело от количества зарытых с умершим и съеденных на его тризне коней. Юрту, где умер человек, срывали до основания и получалась четырехугольная земляная оградка, наподобие древнетюркских оградок, окружающих могилу. На месте, где лежал умерший, якуты ставили истукан-балбал. В древнетюркскую эпоху вырабатывались новые культурные эталоны, трансформирующие традиции ранних кочевников. Этими же закономерностями характеризуется материальная культуры якутов, которую, таким образом, можно считать в целом тюркской.

Тюркские предки якутов могут быть отнесены в более широком смысле к числу "гаогюйских динлинов" - телесских племен, среди которых одно из главных мест принадлежало древним уйгурам. В якутской культуре сохранились многие параллели, указывающие на это: культовые обряды, использование коня для сговора при заключении браков, некоторые термины, связанные с верованиями. К числу телесских племен Прибайкалья относились и племена курыканской группы, в состав которых также входили меркиты , сыгравшие известную роль в становлении скотоводов Лены. В происхождении курыкан принимали участие местные, по всей вероятности, монголоязычные скотоводы, связанные с культурой плиточных могил или шивэйцами и, возможно, древние тунгусы. Но все же в этом процессе ведущее значение принадлежало пришлым тюркоязычным племенам, родственным древним уйгурам и кыргызам. Культура курыкан развивалась в тесном контакте с Красноярско-Минусинским регионом. Под влиянием местного монголоязычного субстрата тюркское кочевое хозяйство оформилось в полуоседлое скотоводство. Впоследствии якуты через своих прибайкальских предков распространили на Средней Лене скотоводческое хозяйство, некоторые предметы быта, формы жилищ, глиняные сосуды и, вероятно, унаследовали свой основной физический тип.

В X-XI веках в Прибайкалье, на Верхней Лене появились монголоязычные племена. Началось их совместное проживание с потомками курыкан. В дальнейшем часть этого населения (потомки курыкан и другие тюркоязычные группы, испытавшие сильное языковое воздействие монголов) спустились вниз по Лене и стали ядром в формировании якутов.

В этногенезе якутов также прослеживается участие второй тюркоязычной группы с кипчакским наследием. Это подтверждается присутствием в якутском языке нескольких сот якутско-кыпчакских лексических параллелей. Кипчакское наследие, как представляется, проявляется через этнонимы ханалас и саха. Первый из них имел вероятную связь с древним этнонимом ханлы, носители которого в дальнейшем вошли в состав многих средневековых тюркских народов, особенно велика их роль в происхождении казахов. Этим следует объяснить наличие ряда общих якутско-казахских этнонимов: одай - адай, аргин - аргын, мэйэрэм суппу - мейрам сопы, ерас куел - оразкельды, туер тугул - гортуур. Звеном, связующим якутов с кипчаками, является этноним сака, со множеством фонетических вариантов, встречаемых среди тюркских народов: сокы, саклар, сакоо, секлер, сакал, сактар, саха. Первоначально данный этноним, видимо, входил в круг телесских племен. Среди них, наряду с уйгурами, курыканами, китайские источники помещают и племя сейке.

Родство якутов с кипчаками определяется наличием общих для них элементов культуры - обряда погребения с остовом коня, изготовления чучела коня, деревянных культовых антропоморфных столбов, предметов украшений, связанных в своей основе с пазырыкской культурой (серьги в виде знака вопроса, гривны), общих мотивов орнамента. Таким образом, древнее южносибирское направление в этногенезе якутов в эпоху средневековья было продолжено кипчаками.

Эти выводы в основном получили подтверждение на основе сравнительного изучения традиционной культуры якутов и культур тюркских народов Саяно-Алтая. В целом эти культурные связи распадаются на два основных слоя - древнетюркский и средневековый кыпчакский. В более условном разрезе якуты сближаются по первому слою через огузско-уйгурский "языковой компонент" с сагайской, бельтирской группами хакасов, с тувинцами и некоторыми племенами североалтайцев. У всех этих народов, кроме основной скотоводческой, распространена также культура горно-таежного облика, с которой связаны рыболовческо-охотничьи навыки и приемы, строительство стационарных жилищ. По "кипчакскому слою" якуты сближаются с южными алтайцами, тобольскими, барабинскими и чулымскими татарами , кумандинцами , телеутами , качинской и кызыльской группами хакасов . Видимо, по этой линии проникают в якутский язык элементы самодийского происхождения, причем, заимствования из финно-угорских и самодийских языков в тюркские довольно часты для обозначения ряда пород деревьев и кустарников. Следовательно, эти контакты связаны в основном с лесной "собирательской" культурой.

По имеющимся данным, проникновение первых скотоводческих групп в бассейн Средней Лены, ставших основой в сложении якутской народности, началось в XIV веке (возможно, в конце XIII века). В общем облике материальной культуры прослежены некоторые местные истоки, связанные с ранним железным веком, при доминирующей роли южных основ.

Пришельцы, осваивая Центральную Якутию, произвели коренные изменения в хозяйственной жизни региона - привели с собой коров и лошадей, организовали сенокосно-пастбищное хозяйство. Материалы из археологических-памятников XVII-XVIII веков зафиксировали преемственную связь с культурой кулун-атахцев. Вещевой комплекс из якутских погребений и поселений XVII-XVIII веков находит свои ближайшие аналогии в Южной Сибири, преимущественно охватывающей районы Алтая и Верхнего Енисея в пределах X-XIV веков. Параллели, наблюдаемые между курыканской и кулун-атахской культурами, в это время как бы затушевываются. Но выявляются кыпчако-якутские связи по сходству черт материальной культуры и погребального обряда.

Влияние монголоязычной среды в археологических памятниках XIV-XVIII веков практически не прослеживается. Но оно проявляется в языковом материале, а в хозяйстве составляет самостоятельный мощный пласт.

С этой точки зрения, оседлое скотоводство, сочетающееся с рыболовством и охотой, жилища и хозяйственно-бытовые постройки, одежда, обувь, орнаментальное искусство, религиозно-мифологические воззрения якутов имеют в своей основе южносибирскую, тюркскую платформу. А уже устное народное творчество, народные знания окончательно сформировались в бассейне Средней Лены под влиянием монголоязычного компонента.

Исторические предания якутов, во всем согласии с данными археологии и этнографии, связывают происхождение народа с процессом переселения. По этим данным, именно пришлые группы, возглавляемые Омогоем, Эллэем и Улуу-Хоро, составили основной костяк якутского народа. В лице Омогоя можно усмотреть потомков курыкан, принадлежавших по языку к огузской группе. Но их язык, видимо, испытал влияние древней прибайкальской и пришлой средневековой монголоязычиой среды. Эллэй олицетворял собой южносибирскую кипчакскую группу, представленную в основном кангаласцами. Кипчакские слова в якутском языке, по определению Г.В.Попова, в основном представлены редкоупотребляемыми словами. Из этого следует, что эта группа не оказала ощутимого воздействия на фонетический и грамматический строй языка старотюркского ядра якутов. Предания об Улуу-Хоро отразили приход монгольских групп на Среднюю Лену. Это согласуется с предположением лингвистов о проживании монголоязычного населения на территории современных "акающих" районов Центральной Якутии.

По имеющимся данным, формирование современного физического облика якутов завершилось не ранее середины II тысячелетия н.э. на Средней Лене на основе смешения пришлых и аборигенных групп. В антропологическом образе якутов возможно выделение двух типов - довольно мощного центральноазиатского, представленного прибайкальским ядром, испытавшим влияние монгольских племен, и южносибирского антропологического типа с древним европеоидным генофондом. В дальнейшем эти два типа слились в одно, образуя южный костяк современных якутов. При этом, благодаря участию хоринцев, центральноазиатский тип становится преобладающим.

Быт и хозяйство

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими якутами. Северные якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олекминские сильно аккультурированы русскими.

Основные традиционные занятия - коневодство (в русских документах XVII века якуты назывались "конными людьми") и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом - женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны. Сенокошение было известно еще до прихода русских.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, зимой рыбу ловили в проруби, а осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах XVII века термин "рыболов" - балыксыт - употребляется в значении "бедняк"), на нем специализировались также некоторые племена - так называемые "пешие якуты" - осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц), в дальнейшем из-за снижения численности зверей ее значение упало. Характерны специфические приемы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало и собирательство - сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливаемой на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась только малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце XVII века и до середины XIX века было развито очень слабо. Его распространению (особенно в Олекминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, - коврики, из заячьего меха - одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди, с XIX века - резьба по мамонтовой кости.

Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Были известны лыжи, подбитые конским камусом, сани (силис сыарга, позднее - сани типа русских дровен), запряженные обычно в быков, на севере - оленьи прямокопыльные нарты. Лодок, как и уэвенков, были берестяными (тыы) или плоскодонные из досок, позже у русских были заимствованы парусные суда-карбасы.

Жилище

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние - у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких бревен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землей. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна - в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) - труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почетным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодежи, работников, справа, у очага, - для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильем, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой.

Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере - дерном (калыман, холуман). С конца XVIII века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины XVIII века распространились русские избы.

Одежда

Традиционная мужская и женская одежда - короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой - меховой, летом - из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых - из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых - с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зеленым сукном, и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь - зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин - с аппликацией, длинные меховые чулки.

Пища

Основная пища - молочная, особенно летом: из кобыльего молока - кумыс, из коровьего - простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлебка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В XIX веке входит в употребление ячменная мука: из нее делали пресные лепешки, оладьи, похлебку-саламат. В Олекминском округе были известны овощи.

Религия

Традиционные верования были основаны на шаманизме. Мир состоял из нескольких ярусов, главой верхнего считался Юрюнг айы тойон, нижнего - Ала буурай тойон и др. Важным был культ женского божества плодородия Айыысыт. Духам, живущим в верхнем мире, приносили в жертву лошадей, в нижнем - коров. Главный праздник - весенне-летний кумысный праздник (Ысыах), сопровождавшийся возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чороон), играми, спортивными состязаниями и др.

Православие распространилось в XVIII-XIX веках. Но христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев. Сохранились и элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имени.

Якуты – это коренное население Якутии (республика Саха). Статистика по данным последней переписи населения выглядит следующим образом
Численность — 959689 чел.
Язык – тюрская группа языков (якутский)
Религия — православная и традиционная вера.
Раса — монголоидная
К родственным народам относятся долганы, тувинцы, киргизы, алтайцы, хакасы, шорцы
Этнос – долганы
Произошли от тюрко-монгольского народа.

История: происхождение народа якуты.

Первые упоминания о предках этого народа найдены в четырнадцатом веке. В Забайкалье жило кочевое племя курыканов. Учёные предполагают, что с XII-XIV века якуты мигрировали из Байкала в Лены, Алдана и Ваилюя, где они обосновались и вытесняли тунгусов и одулов. Народ якуты из древне считались прекрасными скотоводами. Разведение коров, лошадей. Якуты по природе охотники. Отменно ловили рыбу, разбирались в военных делах, славились кузнечеством. Археологи считают, что якутский народ появился в результате прибавление в своём поселении трюкоязычных поселенцев из местных племён течения бассейна Лены. В 1620 году произошло присоединение якутского народа к Российскому государству – это ускорило развитее народа.

Религия

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.
Сахаляр
Сахаляром называют смешение рас якутов и европейского народа. Такой термин появился после присоединения Якутии к России. Отличительные черты метисов – это сходство со славянской расой, порой в них даже не узнаешь якутские корни.

Традиции народа якуты

1.Обязательный традиционный обряд - Благословение Айыы при торжествах, праздниках и на природе. Благословения являются молитвами.
2.Обряд воздушного погребения — это подвешивание тела мёртвого человека в воздухе. Обряд придания умершего воздуху, духу, свету, дереву.
3. Праздник «Ысыах», день, восхваляя Белых Айыы, является самым важным праздником.
4. «Байанай» - дух охоты и удачи. Его задабривают при охоте или ловли рыбы.
5. В брак вступают с 16 до 25 лет. За невесту выплачивается калым. Если семья небогатая, то невесту можно украсть, а потом отработать за неё помогая семье будущей жены.
6. Пение, которое у якутов именуется, как «олонхо» напоминает оперное пение с 2005 года, считается наследием ЮНЕСКО.
7. Весь якутский народ почитает деревья так, как там живёт дух хозяйки земли Аан Дар-хан Хотун.
8. при восхождениях через горы якуты традиционно приносили в жертву рыб и животных лесным духам.

Якутские национальные прыжки

вид спорта, который проводят на национальном празднике «Ысыах». Международные Игры «Дети Азии» подразделяются на:
«Кылыы» - одиннадцать прыжков без остановки, начало прыжка на одной ноге, а приземление должно быть на обе ноги.
«Ыстаҥа» - одиннадцать поочерёдных прыжков с ноги на ногу и приземляться нужно на обе ноги.
«Куобах» - одиннадцать прыжков без остановок, отталкиваясь сразу двумя ногами с места или с разбега приземляясь на две ноги.
Важно знать про правила. Так как если не выполняется третье соревнование, результаты аннулируются.

Якутская кухня

Традиции народа якуты связанны и с их кухней. Например, приготовления карася. Рыбу не потрошат, снимают только чешую, делают небольшой надрез сбоку, отрезают часть кишечника, удаляют желчный пузырь. В таком виде рыбу варят или жарят. У народа пользуется популярностью суп из потрашков. Такое безотходное приготовление относятся ко всем блюдам. Будь то говядина или конина.

С самого своего «происхождение народа якуты» накапливались традиции. Эти северные обряды интересные и таинственные накоплены спустя века своей истории. Для других народов их жизнь так недосягаема и непонятна, а для якутов это память их предков, малая дань в честь своего существования.