Open
Close

В помощь школьнику.

Повесть «Сотников», написанная в 1970 году, относится к так называемому «партизанскому» циклу . Первоначальное название было «Ликвидация». Это произведение открыло новый этап в творчестве В. Быкова. Нужно отметить, что повесть появилась главным образом в результате поиска ответов на жизненно важные для автора вопросы. Во-первых, «что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств?», и, во-вторых, «на что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?». Повесть писалась быстро и легко. Начав с образа ночной зимней дороги, для Быкова несложно было отразить логику поведения героев, их характеры, реакцию на происходящие события.
Действие повести развивается почти непрерывно и продолжается двое суток. Особенности композиционного построения дают возможность автору сопоставить и сравнить не только поведение героев, но и мотивы, которыми они руководствовались. Таким образом, внутренне диалогичная структура повести предоставляет героям равные возможности для самораскрытия. Сотникову – чтобы постоянно судить себя, проверять нравственную обоснованность своих поступков; Рыбаку – для самооправдания.
Сюжет повести строится на хронотопе дороги . Два партизана, Рыбак и Сотников, идут в ближайшую деревню за провизией для оставшегося на болоте отряда. Дорога очень трудна и опасна, так проходит через захваченное врагом пространство. Кроме того, действие происходит зимой, когда не дают пощады жгучие февральские морозы. В результате целого ряда случайностей Сотников и Рыбак оказываются в ситуации, где им оставлен единственно возможный выход.
В произведении Рыбак и Сотников прижаты друг к другу обстоятельствами, когда один непременно присутствует в мире другого. У героев много общего: сближающее армейское прошлое, бой в лесу, пребывание в партизанском отряде. Уклонения от общей жизни, помимо воспоминаний и снов случаются лишь тогда, когда Сотников в одиночку отстреливается и когда их порознь допрашивают. То, что происходит в последней главе, касается только Рыбака, потому что Сотникова уже нет в живых. Поэтому в тот роковой день они поначалу не разделяли своих судеб. Так, уже связанный, на телеге Рыбак окончательно убеждается, что «они пропали». Однако наряду с общим счетом у него пошел свой, отдельный от Сотникова, который пересилил и взял верх.
Пристально и неторопливо воссоздает писатель в Сотникове характер человека цельного и последовательного в своей героической жизни и героической смерти. Но есть в повести свой поворот в изображении героического. Автор стремится не к описанию еще одного образца мужественного поведения, а к исследованию тех нравственных качеств, которые дают человеку силу перед лицом смерти.
Образ Сотникова отличается категоричностью, неуступчивостью, несгибаемостью, высокой принципиальностью. Для него любая жизненная ситуация, даже самая обыденная и заурядная, непременно проходит проверку нравственностью. Не быть обузой для других ни при каких условиях, не стараться уменьшить меру своей ответственности, всегда требовать от себя больше, чем от других – вот каким принципам следует Сотников неукоснительно. Поэтому он ведет перестрелку с немцами, когда другие отошли, поэтому, несмотря на болезнь, он идет на задание. Суровые уроки войны, укрепившие его волю к сопротивлению обстоятельствам, показали, что тем, кто преодолел страх смерти, фашистские палачи уже ничего не смогут сделать: «Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом шталаге немцы допрашивали пожилого седого полковника, искалеченного в бою, с перебитыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гневные слова против Гитлера, фашизма и всей их Германии…
Разумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут перед расстрелом были его триумфом, его последним подвигом, наверно, не менее трудным, чем поле боя».
Однако, жизнь - сложнее схемы. Так, первоначально осудив деревенского старосту, Сотников был уверен, что нельзя «сочувствовать человеку, который согласился на службу у немцев и, так или иначе, исполнял эту службу». Но в подвале у полицаев, узнав причины, побудившие его к такому действию, герой поймет, что был не прав по отношению к старику. Заметна у Сотникова и недоверчивость, даже жестокость к людям. Только к концу произведения он преодолеет в себе эту прямолинейность.
Нужно отметить, что в Сотникове живет какая-то внутренняя готовность к смерти, выступая частью его военного существования. Ему, как и Рыбаку, всего двадцать шесть лет, но молодости в нем нет. В отличие, например, от Ивановского, героя повести «Дожить до рассвета», у него позади целая жизнь: учительский институт, работа в школе, служба в армии, командование гаубичной батареей. Однако эти события лишь упоминаются автором. Отсутствие мирной жизни в памяти героев, кроме двух эпизодов детства, является одной из отличительных особенной данного произведения. В воспоминаниях Сотникова только ближайшее, бередящее военное: разгром полка, неравный бой с танками, события в партизанском отряде. Таким образом, его сознание не способно вместить ничего, кроме войны.
Такая твердая и бескомпромиссная, порой доходящая до жестокости, позиция помогла герою устоять перед смертью, не предав ни себя, ни других, ни дело, которому он служил. Однако, безразличия к своей жизни, «тяги» к смерти, смирения в Сотникове нет. Герой повести до последнего борется за свою жизнь и когда бежал из плена, и когда вел перестрелку с полицаями, так как знал, что только жизнь является «единственной реальной ценностью для всего сущего и человека тоже».
Сцена казни – момент особенного внутреннего напряжения в развитии сюжета. Сотникову теперь особенно дороги и далекая церквушка, и заснеженное пространство, и чахлые деревца, и пригорюнившиеся фигурки людей.
В произведении Быков находит способ преодоления внешней пространственно-временной замкнутости. Так, особое значение приобретает образ мальчика в буденовке. Он становится «носителем» дорогой для Быкова идеи – взаимосвязи времен. Мальчик принимает «эстафету» мужества, долга, совести.
Безусловно, поведение Сотникова выражает подлинную авторскую позицию . При попытке взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших в застенок за помощь партизанским разведчикам: «Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его Я перед тем, как оно навсегда исчезнет». Своеобразной кульминацией этой сложной, диалектической мысли стали принадлежащие автору и герою слова: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому». У Рыбака же была просто жажда жить, ничем значительным не «отягощенная»: «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Таким образом, автор подчеркивает, что в Сотникове проявление его собственного Я нераздельно с ответственностью перед людьми.
В сознании Сотникова мукой, виной, вопросами все соединяется в единую цепь: и та маленькая девочка, бегавшая за полицаями, и эта могилка, и страдание Демчихи, оторванной от детей. В сознании же Рыбака все существует в отдельности, и потому сочувствие к Демчихе легко сменяется безразличием к ней, а отчаянное желание выручить Сотникова вытесняется мыслью о том, что смерть его была бы кстати. Как видим, нравственные принципы являются соединяющей, скрепляющей и обязывающей силой, влекущей человека к постоянству и к твердой убежденности. Таким образом, в поведении Сотникова воплощена мысль писателя не о пользе и смысле смерти, а о смысле и достоинстве жизни.
С первых страниц повести кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Во всех поступках Рыбака (до чердака у Демчихи) чувствуется партизанская и житейская опытность, предприимчивость, энергия, сила и надежность. Он во время пути постоянно оказывает помощь Сотникову. Отдает свое вафельное полотенце, чтоб замотал горло, отсыпает горсть паленой ржи, предлагает вернуться в отряд («Если плох, топай назад»). Это он сообразит, как держать себя со старостой, и раздобудет у того овцу, а на пепелище, огорченный невезением, подумает не о себе, а о товарищах, что «мерзли теперь на болоте», и, наконец, уже убежавший от полицаев, вдруг поймет, что «уходить нельзя», вернется и сделает все, чтобы спасти Сотникова. Да и в трудном разговоре с Демчихой, понимая какую огромную беду могут они навлечь на ее дом, находит, может быть, не лучшие, но ясные и необходимые слова. Таким образом, нет никаких оснований говорить, что все это – проявление показного, неискреннего чувства, скрывающего темную суть. Но в какое-то мгновение в герое произошел пока неясный для него самого душевный переворот: лицо Сотникова, «потемневшее на стуже, истерзанное болью», вдруг показалось Рыбаку почти незнакомым и чужим. С этого момента в его сознании все чаще смешивались «невольная жалость» к Сотникову, «неопределенная досада-предчувствие – как бы этот Сотников не навлек беды на обоих», и все чаще напоминала о себе, «временами заглушая все остальное, тревога за собственную жизнь». И то, что в начале пути как-то прощалось и вызывало сочувствие, теперь все чаще осознается Рыбаком как причина невезения, а позднее – катастрофы. Так, в доме Демчихи он «почти с неприязнью слушал нездоровое дыхание товарища». И только теперь читатель понимает, что это была забота, прежде всего, о самом себе: как объяснить в отряде, что он бросил товарища в беде; стоит ли нагружать Сотникова, если из-за этого они будут идти медленнее и т.д.
В этой повести, пожалуй, впервые сфера психологического вместила не только жестко мотивированное и осознанное, но и то, что поднимается из глубины души в ответ на вызов и давление чрезвычайных обстоятельств. В тот момент, когда герои были схвачены, состояние и мысли Рыбака стали передаваться словами, допускающими все новые варианты и возможности выйти из положения.
Это стремление отодвинуть неприятное, забежать как-нибудь со стороны, «немного и в поддавки сыграть» проявляется и в отношении Рыбака к старосте и Демчихе. Рыбак удивляется, как это старосте не пришло на ум свалить вину на разведчиков, и легко смиряется с тем, что «пожалуй, придется отказаться от непосильного теперь намерения выгородить Демчиху… До Демчихи ли тут, когда неизвестно, как выкарабкаться самому». Возможность потом причинить вред врагу полностью оправдывает для него любые средства сегодня.
Вряд ли это можно назвать его сознательной жизненной программой, но ведь так трудно бывает провести грань между намереньем бороться впоследствии и желанием подальше отодвинуть выбор. Так всю жизнь подальше отодвигал от себя неприятности Рыбак, не желая задуматься над тем, что нравственная смерть часто приходит прежде смерти физической.
В одной из литературных бесед с Л. Лазаревым Быков отметил, что «причины падения Рыбака в его душевной всеядности, несформированности его нравственности <…> Он не враг по убеждениям и не подлец по натуре, но он хочет жить вопреки возможностям, в трудную минуту игнорируя интересы ближнего, заботясь лишь о себе. Нравственная глухота не позволяет ему понять глубину его падения».
Нельзя не заметить, что для Рыбака граница между нравственным и безнравственным – понятие смутное и неопределенное. Например, ему кажется, что напарник, идя на задание, из упрямства и самолюбия не стал говорить о своей болезни. В то время как Сотников объясняет это так: «Потому и не отказался, что другие отказались». Постепенно, чем круче будет затягиваться вокруг партизан узел обстоятельств, тем больше будут раздражать Рыбака «твердолобое упрямство, какие-то принципы» Сотникова. Дело в том, что для него принципы – сфера сугубо дисциплинарная, внешних установлений, а не внутренней убежденности. Вместе со всеми – в строю, под началом командиров – он не ударит лицом в грязь, так как здесь действуют заранее определенные правила, приказы, которым привычно и добросовестно следует. Предоставленный же самому себе Рыбак легко сбивается с истинного пути.
Добро и зло в единственном желании выжить теряют для Рыбака свою определенность. В те секунды, когда еще что-то можно было исправить и сделать верный шаг, в те секунды, когда Сотников принял вину на себя, решительно ничего не произошло в душе Рыбака, только вспыхнула «маленькая спасательная искорка», а вдруг поверят Сотникову? Как видим, Быковым достигнуто полное самораскрытие героя, где высказаны самые потаенные мысли.
Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака. У него не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Страх смерти, желание выжить любой ценой оказывается сильнее всех других чувств, которые еще могли бы связать его с прежней жизнью, с товарищами, с Сотниковым. Еще не веря в свое падение, Рыбак цепляется мыслью о том, что он и не собирается по-настоящему предавать и служить немцам, что, согласившись служить, он только сделает вид, что согласился, а там «может еще и вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами за его (Сотникова) жизнь и за свои страхи тоже». Оправдывая свой поступок, Рыбак смутно чувствовал, что «виноват в чем-то, но старался убедить себя, что большой вины за ним нет». Быков писал: «Рыбак не подлец по натуре; сложись обстоятельства иначе, возможно, проявилась бы совсем другая сторона его характера, и он предстал бы перед людьми в совсем ином свете. Но неумолимая сила военных обстоятельств вынудила каждого сделать самый решающий в человеческой жизни выбор - умереть достойно или остаться жить подло. И каждый выбрал свое» . Духовная глухота не позволяет Рыбаку понять глубину падения. Только в конце он с непоправимым опозданием видит, что в некоторых случаях выжить не лучше, чем умереть. В плену Рыбак уже неумолимо скатываясь в бездну предательства.
Интересно, что одна из непрочитанных книг Рыбака названа в повести – это библия. В доме старосты он впервые видит и держит ее в руках. Параллельно в воспоминаниях Сотникова она возникнет как толстая книга «в черном тисненом переплете», лежащая на материнском комоде. Мальчишкой он иногда листал ее «желтые, источавшие особенный, обветшало-книжный запах страницы». В «странном» сне Сотников увидит отца, бывшего краскома, героя гражданской войны, закончившего свои дни часовщиком, и услышит его слова: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Уже перед самым концом, едва держась на ногах, Сотников бредет к месту казни и думает о том, что много человеческих жизней «со времен Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества», да «многому ли они научили это человечество»? Эти соприкосновения с миром религии вряд ли случайны. Они позволяют острее ощутить и полную моральную безопорность Рыбака, и человеческие страдания, и трагическую их повторяемость.
Мир Рыбака сохраняет свою неоднородность, противоречивость до конца повести, в нем не прекращается какая-то внутренняя борьба.
В главах, организованных точкой зрения Сотникова, ощущается внутреннее напряжение, беспокойство, исповеднический тон отдельных повествовательных фрагментов.
Горечь нравственного урока, надежда на возмездие, вера в торжество добра и непрерывности духовного родства поколений наполняют повесть философским звучанием.

Кратко:

Как остаться на войне человеком - ответ на этот вопрос звучит в повести В. Быкова «Сотников». Это не единственное произведение писателя о войне, но наиболее значимое. Интересен тот факт, что Папа Римский вручил писателю специальный приз католической церкви - так велико нравственное начало этого произведения. Война и нравственность составляют главное содержание повести.

Предлагаем сопоставить двух героев - Сотникова и Рыбака. Во время войны Сотников не отрекается от своих убеждений, тяжелейшие испытания проходит мужественно, не теряя чести, человеческого достоинства. Рыбак же, спасая свою жизнь, предает Родину. Страх за свою жизнь — вот что главное для него. Один герой преодолевает этот страх. Другого же этот страх заставляет убивать и предавать. Дорога смерти уготована для каждого, и все, кроме Рыбака, прошли ее до конца. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего. Он хотел погибнуть в бою, но этого ему не было дано. Остается одно - достойно принять смерть. Перед лицом смерти человек предстает таким, каков он на самом деле.

По-другому ведет себя Рыбак. Он не хотел умирать и при пытке сообщил некоторые сведения следователю. Он согласился вступить в полицию, пытаясь при этом убедить себя самого, что он не предатель, что он убежит. Что же произошло с этим героем? Война оказалась для него тяжким, непосильным испытанием. У него была возможность выжить, и он ею воспользовался, но выжить можно было лишь ценой предательства. Рыбак был потрясен примером Сотникова, выполнившего до конца долг гражданина и человека. Возможно, для этого запутавшегося человека еще возможен путь искупления своей вины, путь признания своего падения и дальнейшей борьбы.

Огромная нравственная сила повести «Сотников» Быкова состоит в том, что ее главный герой принимает страдания за свой народ, что он не поддается той подлой мысли, которой поддался Рыбак. Смерть не имеет смысла - такое оправдание придумал себе Рыбак. Автор спорит с ним. Имеет. Страдания за веру, за народ будут иметь смысл во все века и времена. Величие подвига и книги о нем заключаются в том, что они вселяют веру в других людей и служат надежной нравственной опорой.

Использованы материалы книги: О.В. Волкова, Я.В. Алексеева. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. - Казань, 2015

Подробнее:

Как и лейтенанту Ивановскому в «Дожить до рассвета» с его самопожертвованием, Сотникову дано испытать всю тщету лелеемой им надежды, что его «героическое заступничество» сможет уберечь остальных. Но не только. Вслед за первым ударом, от которого он так и не смог до конца оправиться, судьба приготовила ему еще один страшный удар: пережить предательство вчерашнего товарища. И для него это было такое убожество и мерзость, что буквально не хотелось верить собственным глазам.

На что только не способен человек. Истязать, бить другого нещадно, до потери сознания, пинками поднимать и снова бить, всячески унижать его. Но и быть мужественным, честным и благородным, не изменить, не предать товарищей по оружию. Своим поведением Сотников, избитый полицаями, как раз являет пример такого человека. Поступая так, как он поступает, Сотников и от других требует того же. Отсюда — противостояние не только полицаям, но и Рыбаку.

«Сволочь!» — одно-единственное слово, которое Сотников обращает к Рыбаку. Но оно раз и навсегда ставит точку в отношениях между ними. Вспомним, что и юный Толкач в «Круглянском мосте» свое презрение к Бритвину формулирует однозначно. Но у Толкача был автомат, за проклятием словом последовало действование. Сотников же не только лишен такой возможности, но и вынужден — раненый и больной — идти на свою Голгофу, поддерживаемый Рыбаком.

«Мир в повести В. Быкова четко делится на две стороны, — подчеркивал И. Золотусский (Золотусский И. Час выбора. М., Современник, 1976, стр. 68—69 ): — с одной — Сотников, Демчиха, староста и деревня, которая, сочувствуя им и ненавидя палачей, смотрит на казнь, с другой — сами палачи и их пособник Рыбак. За какие-то несколько секунд, за те самые мгновения, когда он, придя в кабинет следователя и взглянув ему в глаза, устрашился и колебнулся, и произошло все, произошла эта «перестановка». Ведь вчера еще Рыбак был на той, далекой и чуждой ему теперь стороне. Он был с теми, кто ненавидел палачей и не подчинялся им. Теперь он шагает в рядах полицаев, и ему не дают выбиться из строя, выпрыгнуть из самого себя, того что он выбрал,— он навечно и необратимо в этих рядах».

То, что Рыбак «навечно и необратимо» остается среди тех, кого выбрал, — с этим спорить не приходится. Равно и с тем, что мир в «Сотникове» поделен на «две стороны». Взятый в четком контрасте, этот мир как бы вбирает в себя и отражает противоборство жизни и смерти, духа и бездуховности, трусости и героизма. Вместе с тем суждение критика о «перестановке» в Рыбаке именно в кабинете следователя нуждается по крайней мере в уточнении. Ибо «устрашился и колебнулся» Рыбак еще раньше, на чердаке в избе Демчихи, он уже тогда покатился; в кабинете же Портнова нравственное падение Рыбака продолжается, неуклонно приближаясь к своей кульминации, но это еще не кульминация. Рыбак еще думает «насказать сказок», обхитрить, вывернуться из-под пресса необходимости. Он, боясь следователя и проклиная его в душе («Чтоб ты издох, сволочь!»), приходит в отчаяние, считает попросту глупым упорство Сотникова, не дающего себя втянуть в ту «игру», в которой Рыбак наивно полагает набрать спасительные для собственной жизни «очки». Стараясь заслужить доверие Портнова, Рыбак не осознает еще, что за это доверие нужно платить потерей своего людского обличья. Отсюда, думаю, и почти искреннее его возмущение несговорчивостью, неподатливостью Сотникова, и изменения в психологии самого Рыбака, эволюционирующего к роковой для него черте, пределу, за которым жизнь человека безвозвратно теряет нравственное содержание.

Каждому человеку вменено в обязанность то, что он, как гражданин, считает долгом себе вменить. В этом смысле Сотников и Рыбак — антиподы не только по своим нравственным качествам, по ответственному отношению к жизни, войне, людям, но и по уровню мышления, по уровню понимания тех последствий, которые с необходимостью должны вытекать из сложившихся для них обстоятельств. В народе издавна бытует поговорка: коготок увяз — всей птичке пропасть.

Думающий перехитрить судьбу и остающийся жить Рыбак не в состоянии постичь того, что ясно с самого начала Сотникову. «Я с ними поторгуюсь»,— говорит Рыбак о полицаях. И холодным душем окатили его слова Сотникова: «Смотри, проторгуешься».

Однако отрезвляющие слова Сотникова, как видно, пали не на ту почву. Жажда выжить любой ценой для Рыбака сильнее всех принципов на свете. Убеждая себя в том, что он еще вывернется, Рыбак шаг за шагом сдает позиции: от промелькнувшего было и тут же исчезнувшего намерения выгородить перед следователем-полицаем безвинную Демчиху и до тайного желания смерти Сотникову: «Если Сотников умрет, то его, Рыбака, шансы значительно улучшатся». Всякому величию сопутствует крайность, всякой посредственности — склонность к компромиссу. В повести сильна мысль о том, что некоторые поступки могут стоить человеку жизни. Речь идет даже не о физической смерти, а о моральном умирании. Не вняв предостережению Сотникова и всячески заглушая свой внутренний голос в редкие минуты отрезвления, отбрасывая попытки взглянуть на себя со стороны,— Рыбак утрачивает те изначальные человеческие качества, которые, по мысли писателя, должны быть незыблемыми во все времена.

Говорят, понять — это значит простить. Но в такой словесной формуле, на мой взгляд, имеется элемент завышения. Ибо если и можно понять стремление Рыбака избежать веревки, то уж никак нельзя простить того «корыстного расчета ради спасения своей шкуры, от которого всего один шаг до предательства». Страх за жизнь вытравил в Рыбаке и без того неустойчивые моральные принципы, и, с другой стороны, отсутствие их оказалось достаточным для того, чтобы страх бесконтрольно овладел его существом.

При всей физической силе не было в Рыбаке того крепкого внутреннего стержня, который заставляет человека до конца быть человеком. Но этот стержень оказался в Сотникове.

Сотников не меньше Рыбака хочет жить, но его максимализм, большую требовательность, нравственную непреклонность питают чувства настоящего долга, ответственности, совести. Эти понятия в нем настолько «проросли», что вырвать их можно только с корнем. Жертвенность Сотникова, к необходимости которой он пришел, могла бы показаться легковесной, если бы она не обладала ценностью постольку, поскольку сам герой в состоянии преодолевать причины, порождающие пессимизм, или по крайней мере стремиться к этому.

Недюжинные нравственные силы потребовал от Сотникова его выбор. И они у него оказались. Благодаря им он не надломился, выдержал проверку поражением. Голгофа, на которую он взошел сам, добровольно, стала и его духовным Олимпом.

Уже под самый конец, когда на растерянный шепот бывшего «партизанского друга»: «Прости, брат!» — Сотников «коротко бросил», как отрубил: «Пошел к черту!» — он отыскал в толпе взглядом «застывший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами».

Казалось бы, какое дело теперь Сотникову, которого через минуту не станет, до незнакомого мальчишки, затерявшегося в людской толпе? Но этот эпизод по мысли и чувству, в нем заключенному, вырастает в наших глазах до значения символа. Писатель всеми доступными ему средствами стремится подчеркнуть, выделить мысль: величайшим поражением является то, когда отсутствуют наследники. Солдаты, погибающие в бою или на виселице, как Сотников, если им на смену придут другие и продолжат борьбу, погибли не напрасно. Когда их наследники победят,

они также внесут в победу свою лепту, станут ее соучастниками. Но без таких наследников они останутся солдатами, потерпевшими поражение, и никто не выбьет на камне в их честь слова о бессмертии свершенного ими подвига.

Для Сотникова таким наследником является незнакомый подросток. Он еще мал по годам, но с какой мукой и с каким участием переживает он происходящее у него на глазах! Острое ощущение неотвратимости чужой смерти в мальчишке, показанном нам глазами Сотникова, для него самого является, пожалуй, высшим подтверждением ненапрасности своего выбора, за который он принял такие муки.

Сотников знал, за что погибает. Человек долга и совести, он как бы подтверждал всей жизнью и смертью своей ту нравственную правду, которая была для него высшей правдой на свете. Перед казнью он думал не о физических муках, которые перенес, и не о том, что прожил мало, и не о струсившем Рыбаке думал Сотников в последние минуты жизни. В отпущенные ему мгновения взгляд Сотникова снова прикован к мальчишке, с которым у него установилась невидимая для других, но прочная духовная связь. «Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под виселицей и все вел так, все ближе и ближе. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца».

В то время, как сохранивший в неприкосновенности свои принципы Сотников уходит во тьму, Рыбак продолжает наполнять легкие воздухом. Но и только. Казнь Сотникова и других — Демчихи, старосты Петра, Баси, к которой он оказался причастным, стала

и самоликвидацией его как личности. Подгоняемый силами зла, он должен будет теперь всякий раз держать экзамен на бесчеловечность. «В. Быков не дает Рыбаку даже выхода Иуды,— подчеркивал И. Золотусский,— Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но не удается, нет ему и этого смягчения, этого полупрощения, что ли. Это была бы, с точки зрения В. Быкова, слишком легкая смерть для Рыбака. Нет, он будет жить, он будет видеть глаза людей, наблюдавших, как он стоял под виселицей, на которой вешали его вчерашнего товарища, он будет мучиться и проклинать тот час, когда родился на свет, и сама жизнь превратится для него в проклятие. В. Быков казнит Рыбака лицезрением своего падения, напоказ выставляя его предательство перед всем миром, перед толпою, которую согнали на казнь, перед мальчиком в буденовке, который видит, как умирает Сотников...».

Человек, совершивший бесчестный поступок, должен отвечать прежде всего перед собственной совестью. Подобная позиция, которую Сотников демонстрирует по отношению к переметнувшемуся к врагам Рыбаку, когда тот, оказавшись духовно абсолютно голым, все еще никак не может осознать этой своей наготы— этической, нравственной и в конечном счете фатальной для него, — является очень устойчивой для сильных духом героев В. Быкова. Она может разниться в деталях, частностях, но в главном, основном, в том, что исповедуют эти люди в выпадающих на их долю испытаниях войной, и в том, как они поступают,— эта позиция остается неизменной. Никто не должен подбирать грязь за другим! В Сотникове этот принцип возведен в степень абсолюта, и в его «Пошел к черту!», обращенном к бывшему товарищу, слышится одновременно и суровый приговор, и твердое убеждение, что человек должен сам отвечать за содеянное.

Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
А. Твардовский

Победа в Великой Отечественной войне, жестокой и беспощадной, досталась советскому народу непомерно высокой ценой. Большое кол-во людей отдали свои жизни за свободу дорогой их сердцу Родины. Война испытывала человека на излом, выявляя истинных героев и предателей. О войне написано множество книг. Но именно с творчества Василя Быкова, главным образом с повести «Сотников», в отечественной литературе начался процесс осмысления войны; им были освещены проблемы выбора и испытания героев перед лицом опасности и смерти.
Повесть В. Быкова «Сотников» - одно из самых глубоких произведений про войну. Сюжет повести прост: два партизана – Сотников и Рыбак - отправляются в деревню добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и мог бы уклониться от задания, но он чувствует себя недостаточно «своим» среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не боится «грязной работы». Два партизаны по- разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к предстоящему делу, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: « Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть…Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относится к ее концу.»
В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Рыбак, по сути, парень жизнелюбивый и не лишен положительных человеческих качеств. Он, например, делится с товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенцу, чтобы тот замотал им горло.
Ситуация меняется после ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд

Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для рыбака процесс перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого момента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего товарища.
Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что и от себя. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казни людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача рыбака. Рыбак извинился: «Прости брат». Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: «Иди ты к черту!»
В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. В этом истинное человеколюбие писателя.
Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня невозможно дать объективную оценку событий войны, не принимая во внимание рассуждений на эту тему писателя В. Быкова

Почти все произведения Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что писатель сам прошёл её от начала до конца. События войны он рассматривает прежде всего с нравственно-философской точки зрения. Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев. В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и целиком относится к области духа.

В образах главных героев произведения воплощены, как мне кажется, черты двух противоположных типов личности. Оказавшись в ситуации нравственного выбора, такие люди ведут себя но разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь; другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. Таким образом в повести Василя Быкова противопоставлены два партизана — Рыбак и Сотников.

Вначале Рыбак представляется нам вполне задушевным человеком: он помогает своему больному товарищу, делится с ним последним зерном, не злится из-за нечаянной обузы. По-своему Рыбак добр. Он так и не смог убить старосту, хотя считал, что это необходимо сделать.

Страх за свою жизнь впервые проявляется у Рыбака во время погони, устроенной полицаями: сначала он хотел бросить Сотникова, оправдывая себя тем, что тому всё равно не выбраться. «Но что он скажет в лесу? » — мне кажется, именно этот вопрос заставил Рыбака вернуться к товарищу. В тот момент для него ещё было важно, что подумают о нём другие.

Когда их обнаружили на чердаке у Дёмчихи, Рыбаку «захотелось, чтобы первым поднялся Сотников». Но у того не было сил, он продолжал лежать. И Рыбак встал первым.

На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, то есть выдал отряд. Когда ему предложили служить Германии, «он вдруг ясно ощутил свободу». Рыбак не только согласился вступить в полицию, но и помог повесить Сотникова, чтобы подтвердить врагам свою готовность служить им. Он думал только о свободе, надеялся, что сбежит, но после казни понял, «что с побегом покончено, что этой ликвидацией его скрутили надёжнее, чем ременной цепью. И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали».

Думая обо всём происшедшем, Рыбак «не мог толком понять, как это произошло и кто в этом повинен... Очень не хотелось оказаться виноватым самому». Он оправдывал себя тем, что боролся за жизнь, что «в его несчастье больше других был виноват именно Сотников... тому уже всё безразлично в петле на арке, а каково ему-то, живому!..». Рыбак не замечает, что его лихорадочные попытки обелить себя малодушны и нелогичны. В финале произведения автор скажет о том, что произошедшее с этим героем — «это коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Иным предстаёт путь Сотникова. Мы с самого начала угадываем в нём самолюбивого и упрямого человека. На задание он пошёл потому, «что другие отказались». Некстати приключившаяся простуда представлялась Сотникову пустяком, хотя из дальнейшего повествования становится ясно, что он был болен нешуточно. Тем не менее, Сотников отказался от еды и лекарств, предложенных ему женой старосты, потому что «он не желал этой тётке хорошего и... не мог согласиться на её сочувствие и помощь». Помня о том, как однажды такая же простая женщина выдала его полицаям, он с подозрительностью относился к доброжелательности, проявленной к нему в доме старосты.

Чувствуя приближение полицаев, Сотников думал, что, «... пока жив, он их к себе не подпустит». Этот человек не боялся смерти, ему лишь «страшно было стать для других обузой». И ещё он «испугался, что может потерять сознание, и тогда случится то самое худшее, чего он больше всего боялся на этой войне». Сотников решил не сдаваться живым. То, что вернулся Рыбак, он «относил... к обычной солдатской взаимовыручке», но «не имел бы ничего против Рыбаковой помощи, будь она обращена к кому-нибудь третьему». Сам он никогда не хотел никакой поддержки, это было «противно всему его существу».

На допросе Сотников в первую очередь старался спасти Дёмчиху, которая пострадала из-за них с Рыбаком, и уже перед казнью безуспешно попытался взять всю вину на себя. Последние усилия в своей жизни он потратил на то, чтобы встретить смерть «с солдатским достоинством».

Сотников был человеком, который ни при каких условиях не шел на сделку со своей совестью, и он ушёл из жизни с сознанием того, что ничем не запятнал свою душу. До последнего герой старался помочь людям, которые, как он считал, попали в беду из-за него.

Итак, перед нами два абсолютно противоположных характера. Для лучшего их раскрытия автор часто использует внутренние монологи героев, через которые переданы, например, колебания Рыбака в момент преследования, раздумья Сотникова, идущего на казнь.

Характеризуя героев, Быков использует и эпизоды их детства. Мы узнаём, что Сотников ещё ребёнком дал себе клятву никогда не лгать. Я думаю, что в формировании этой личности большую роль сыграл отец. Именно он воспитал в сыне честность, прямодушие и стойкость.

Повесть Василя Быкова рассказывает о событиях, которые происходили более шестидесяти лет назад. Однако нам, читателям XXI века, она интересна не только с исторической точки зрения. Ведь проблемы честности, совести, справедливости и гуманизма встают и перед нашим поколением. Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое? Книга Василя Быкова «Сотников» помогает нам ответить на эти непростые вопросы.

Основные политические события, произошедшие в двадцатом веке, носили трагический характер. В суть проблем, которые они породили, и пытались вникнуть писатели того времени. В центре их внимания оказались личности и судьба нации, в том числе и во время Второй мировой войны. Писатели размышляли о характере человека и исследовали человеческую натуру. К таким произведениям можно отнести и повесть В. Быкова «Сотников».

Главные герои

В повести, как и в большинстве своих произведений, автор поднимает проблему личной ответственности за судьбу других людей, выясняет причины нравственного падения и предательства одних и духовного величия и благородства других. Писатель исследует и показывает, на что способен человек, когда возможности защитить жизнь исчерпаны до конца. Центральное место в повести писатель отводит партизанам Сотникову и Рыбаку.

Главные герои, Сотников и Рыбак, - оба не новички в борьбе с врагом. Сотников - сын командир батареи, воевавший на фронте, чудом вырвавшийся из плена. Он продолжил борьбу в партизанском отряде. Рыбак - старшина стрелковой роты, также воевал на фронте, попал в окружение и принял участие в партизанском движении. Но писателю важно проверить нравственный потенциал своих героев и их дух.

Два партизана

Рыбак родился и вырос в крестьянской семье. Чувство долга для него характерно, но непрочно и стихийно. Положительные начала этого героя существуют только на чувственном уровне и не стали частью его индивидуальной этики. Соединяясь с его жизнелюбием, они и предопределяют возможность предательства. Сознание Рыбака недостаточно развито для того, чтобы осмыслить опыт и поведение людей, с которыми он сталкивался на жизненном пути. И он неспособен совершить жизненный выбор.

Главный герой Сотников - учитель, интеллигент. Он отличается от Рыбака тем, что обладает более развитым сознанием, способен самостоятельно анализировать различные ситуации и поведение людей. Духовно Сотников более сильный и стойкий. В экстремальной ситуации эта разница должна проявиться. Поэтому автор и ставит героев в условия, в которых раскроется их сущность, и им придется сделать

Дорогою войны

Героев повести сблизила общая задача - добыть припасы для партизан. Отправляясь на выполнение задания, они по-разному представляют опасность, ожидающую их. Внешне кажется, что больной и слабый Сотников не способен на подвиг, а крепкий, сообразительный и энергичный Рыбак просто создан для героического поступка.

Уже в начале повести между ними намечен контраст. Рыбак - хозяйственный, физически сильный и С присущим ему жизнелюбием он думает о девушках, видит во сне хлеб. Главный герой Сотников, напротив, физический слабый и болезненный, относится к себе равнодушно, - отправился на задание больной, с температурой, не удосужился даже «разжиться полушубком».

По-разному ведут они себя и в дороге. Рыбак подбадривает больного Сотникова, делится с ним хлебом. Все внимание Сотникова сосредоточено только на том, чтобы не потерять темп, посильный ему, «не сбиться с шага». Противопоставления героев в экспозиции повести создают иллюзию. На первый взгляд Рыбак больше приспособлен к тяжелым условиям, чем Сотников.

Последнее задание

Автор поставил цель - раскрыть и понять внутреннее состояние главных героев «Сотникова». Быков неумолимо ведет их к последнему пристанищу - дому Демчихи - и ставит их перед выбором, который они должны совершить. Последнее свое задание героям повести выполнить не удалось - они наткнулись на подводу с немцами и попали под обстрел.

Добравшись до деревни, партизаны скрываются на чердаке дома Демчихи, многодетной матери. В хату в поисках водки нагрянули с обыском немцы и полицаи. И кашель Сотникова, раздавшийся с чердака, выдает беглецов. Они попадают в плен. Вместе с ними забирают и Демчиху. В подвале, куда их бросили, сидит и еврейская девочка Бася. Туда же брошен и староста, скрывавший ее у себя.

Перед лицом смерти Рыбак и Сотников ведут себя соответственно своим характерам и убеждениям. Сотников до последнего вздоха остается верным своему долгу. А Рыбак, ухитрявшийся найти выход из любой ситуации, внутренне уже готов был к предательству.

Сотников

Главный герой повести смиряется с обстоятельствами только внешне. Сотников понимает, что не в его силах что-то изменить. Но внутренне он ищет силы для противостояния. Прежде всего, он вспоминает и анализирует события из личной жизни и поведение других людей. Писатель показывает, что сила этого человека заложена в его способности к самоанализу и переосмыслению, при помощи которых и формировались его нравственные ценности.

Его подвергают страшным пыткам, но Сотников с честью переносит тяжелые испытания и остается человеком, верным своим идеалам. Он, безусловно, предпочел бы погибнуть в бою и «уже завидовал» тем, кто нашел свою смерть на поле боя. Но Сотников думает не о себе. Его мысли заняты тем, как спасти Демчиху, которая из-за них оказалась в этом подвале. Сотников требует следователя, которому говорит, что он - партизан, а остальные тут ни при чем. Но на палачей его признание не подействовало. Утром из пяти приготовленных для пленных виселиц свободной осталась только одна.

Рыбак

Рыбак, напротив, полный желания выжить, стремится преодолеть обстоятельства и поэтому идет на компромисс, - соглашается стать полицаем. Нет, в мирной жизни он не был негодяем, предателем или врагом. Но сейчас ситуация совершенно иная: перед лицом смерти он любыми возможными средствами хочет сохранить себе жизнь. Он уверен, что обманув врагов, сможет сохранить жизнь и уйти к партизанам, чтобы продолжить там борьбу с фашистами.

Однако, шаг за шагом, он угождает врагам, лукавит и юлит, и, наконец, думая только о себе, катится в духовную бездну. Рыбак понимает чудовищность своего поступка и пытается покончить с собой. Но этому помешали обстоятельства. И тогда он всячески оправдывает свои действия, обвинив в этом и жестокие условия, и ненавистную войну, и даже Сотникова, болезнь которого послужила, по его мнению, причиной плена.

Вывод

Произведение В. Быкова названо именем главного героя - «Сотников». Эта повесть - глубокое размышление о человеческом долге и гуманизме, несовместимыми с любыми проявлениями эгоизма. Анализ действий, мыслей и слов героев - одна из определяющих черт произведения.

Духовная сила Сотникова в том, что он, поставленный перед выбором, сумел принять смерть и показал несокрушимость характера и величие человеческого духа. Без этих качеств невозможно преодолеть обстоятельства.

Размышляя над проблемой предательства и героизма, автор уверен, что человеку в качестве опоры необходимы индивидуальная духовная культура и нравственность. Без этих начал личность не способна различить границы добра и зла. В итоге незаметно для себя она окажется на территории зла. Что и произошло с Рыбаком, одним из главных героев Быкова.

Сотников не исключителен, то есть его способность к самопожертвованию и его поведение, поскольку точно такой же выбор совершили и многодетная мать Демчиха, и староста, и даже маленькая еврейская девочка, отказавшаяся назвать имена тех, кто ее прятал.

Таким образом, автор поднимается до философского анализа войны. Прежде всего его интересуют не внешние ее обстоятельства, а внутренние: состояние человека и борьба в его душе. Писатель уверен, что преодолеть тяжелые, нечеловеческие обстоятельства можно только опираясь на нравственные и духовные ценности.