Open
Close

Виктор гюго. Гюго, Виктор: биография

ГЮГО (Hugo ) Виктор (1802-85), французский писатель-романтик. Предисловие к драме "Кромвель" (1827) - манифест французских романтиков. Пьесы "Эрнани" (1829), "Марион Делорм" (1831), "Рюи Блаз" (1838) - воплощение бунтарских идей. В историческом романе "Собор Парижской богоматери" (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет "Наполеон Малый" (1852) и сборник сатирических стихов "Возмездия" (1853). Романы "Отверженные" (1862), "Труженики моря" (1866), "Человек, который смеется" (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Сборники стихов "Восточные мотивы" (1829), "Легенда веков" (т. 1-3, 1859-83); роман о Французской революции "93-й год" (1874).

ГЮГО (Hugo ) Виктор (полное имя Виктор Мари) (26 февраля 1802, Безансон - 22 мая 1885, Париж), французский писатель.

Лидер романтического движения

Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии. Его родители часто разъезжались и в конечном счете 3 февраля 1818 получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, чьи роялистские и вольтерианские взгляды наложили на него глубокий отпечаток. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821. В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным. Лишь в 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда перешел в лицей Людовика Великого. По окончании лицея Гюго вместе со своими братьями предпринял издание двухнедельного журнала "Консерватер литерер", где опубликовал свои ранние стихи и первую версию мелодраматического романа "Бюг Жаргаль" (1821). Он увлекся подругой детских лет Адель Фуше, но встретился с решительным неодобрением матери, и только после ее смерти отец позволил влюбленным встречаться.

Первый сборник молодого поэта "Оды и разные стихотворения" (1822) снискал одобрение короля Людовика XVIII: Гюго был награжден ежегодной рентой в 1200 франков, что позволило ему жениться на Адель. В 1823 он издал свой второй роман "Ган Исландец", написанный в русле " готической" традиции. Это означало сближение с романтизмом, что отразилось и в литературных связях: друзьями Гюго стали Альфред де Виньи, Шарль Нодье, Эмиль Дешан и Альфонс де Ламартин. Вскоре они образовали группу Сенакль при журнале "Мюз франсез", который обладал ярко выраженной романтической направленностью. Особо теплыми были отношения между Гюго и Шарлем Сент-Бевом, опубликовавшим в еще одном романтическом издании - журнале "Глоб" - хвалебную рецензию на "Оды и баллады" (1826).

В 1827 Гюго выпустил пьесу "Кромвель", которая оказалась слишком длинной для постановки на сцене, однако ее знаменитое "Предисловие" стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на классицистские единства времени, места и действия, выступил в защиту сочетания возвышенного с гротеском и выдвинул требование использовать более гибкую систему стихосложения, отказавшись от александрийского двенадцатисложника. Этот манифест романтической драматургии во Франции, а также проникнутая гуманистическими идеями повесть "Последний день осужденного" (1829) и поэтический сборник "Восточные мотивы" (1829) принесли Гюго громадную славу. Период с 1829 по 1843 год оказался для него в высшей степени продуктивным. В 1829 появилась пьеса "Марион Делорм", запрещенная цензурой из-за нелестного изображения Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал свою вторую драму - "Эрнани". За скандальной постановкой 25 февраля 1830 последовали другие, столь же шумные. "Битва за Эрнани" завершилась не только триумфом автора пьесы, но и окончательной победой романтизма: "Бастилия классицизма" в сфере драматургии была разрушена. Не меньший резонанс имели и последующие пьесы, в частности, "Король забавляется" (1832) и "Рюи Блаз" (1838).

Особое место в творчестве Гюго занимает "Собор Парижской Богоматери" (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Как и в драмах этого периода, персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена роком, который служит способом познания действительности, ибо в нем отражается противоестественность "старого строя", враждебного человеческой личности. В этот же период достигает полной зрелости и поэтический дар Гюго. Сборники его лирических стихотворений - "Осенние листья" (1831), "Песни сумерек" (1835), "Внутренние голоса" (1837), "Лучи и тени" (1840) - возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. В 1841 литературные заслуги Гюго получают, наконец, признание Французской Академии, куда его избирают после нескольких неудачных попыток. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок "Рейн" (1842), в которой излагает свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: в 1843 его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием "Невзгоды". Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: Гюго вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.

Изгнание и триумф

После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся в Брюссель, оттуда перебрался на остров Джерси, где провел три года, а в 1855 - на остров Гернси. За время долгого изгнания он создал величайшие свои произведения. В 1852 была опубликована публицистическая книга "Наполеон Малый", а в 1853 появились "Возмездия" - вершина политической лирики Гюго, блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III и всех его приспешников. В 1856 вышел сборник "Созерцания" - шедевр лирической поэзии Гюго, а в 1859 были изданы первые два тома "Легенды веков", которые утвердили его славу великого эпического поэта. В 1860-1861 он вновь обратился к роману "Невзгоды", значительно его переработав и расширив. Книга была напечатана в 1862 под названием "Отверженные". Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах. В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал книгу "Уильям Шекспир" (1864), сборник стихотворений "Песни улиц и лесов" (1865), а также два романа - "Труженики моря" (1866) и "Человек, который смеется" (1869). Первый из них отражает пребывание Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны. В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми (компрачикосам), которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решает вернуться к прежней бродячей жизни, но смерть возлюбленной приводит его в отчаяние, и он бросается в море.

После крушения режима Наполеона III в 1870 году, в самом начале Франко-прусской войны, Гюго возвращается в Париж в сопровождении верной Жюльетты. В течение многих лет он воплощал оппозицию империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему стала оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальную Ассамблею в 1871, он вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. В 1872 он издал сборник "Грозный год", свидетельствующий об утрате иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842. В 1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав "Девяносто третий год". Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе вновь торжествует романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционерам, а второй - милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует "очистительным горнилом", где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак. В возрасте 75-ти лет Гюго издал не только вторую часть "Легенды веков", но и сборник "Искусство быть дедом", на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть "Легенды веков" вышла в 1883. В том же году Жюльетта Друэ умерла от рака, и эта утрата подкосила силы Гюго. После смерти он удостоился государственных похорон, и его останки были помещены в Пантеон - рядом с

Мы решили собрать несколько занимательных фактов из биографии одного из самых известных французских романистов.

Писать Виктор Гюго начал очень рано. Исследователям известны две неопубликованные трагедии четырнадцатилетнего автора. В пятнадцать Гюго уже получил почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в семнадцать - две премии на конкурсе «Jeux Floraux», а в двадцать ему было пожаловано ежегодное денежное пособие от имени короля Людовика XVIII.

Возможно, еще раньше, чем литературные способности, у Гюго проявился талант живописца . Рисовать он начал в 8 лет. Большинство набросков сделано тушью и карандашами. Сейчас в частных и государственных коллекциях находится около 4000 его графических работ. Известна фраза, которую произнес Делакруа в адрес Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности». Кстати, сам Делакруа стал автором костюмов для первой пьесы писателя «Эми Робсарт».

О романтических похождениях Гюго ходили легенды. Любовниц у писателя действительно было много, но вот «истинной женой» он называл лишь одну женщину, и нет, это была не его законная супруга Адель Фуше, а бывшая актриса Жюльетта Друэ. Писатель встретил Жюльетту, когда ему шел 31 год и он уже воспитывал четверых детей. Разводиться с Адель он категорически не хотел, хотя и она не отличалась верностью супругу, так что молодой актрисе пришлось смириться с ролью вечной любовницы. Этот странный союз продлился около пятидесяти лет вплоть до смерти Друэ.

Роман Гюго о судьбе горбуна Квазимодо и прекрасной цыганки Эсмеральды помог сохранить знаменитый собор Парижской Богоматери. Это сейчас готическое здание, строительство которого началось аж в XII веке - один из самых известных символов французской столицы, а во времена Гюго он находился в крайне плачевном состоянии. При Наполеоне Бонапарте он был передан церкви, очень быстро обветшал и уже к 30-м годам XIX века был под угрозой сноса. Популярный роман Виктора Гюго привлек множество туристов и, тем самым, спас его от уничтожения. В предисловии к книге автор сказал: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».

Несмотря на все заслуги перед отечеством, Виктор Гюго оказался в изгнании и почти пятнадцать лет прожил в чужой стране . После прихода к власти Наполеона III, Гюго публично объявил нового правителя изменником Франции. Писателя должны были посадить за решетку или даже расстрелять, однако он, возможно не без помощи Жюльетты, сумел переехать в Брюссель, а затем перебрался в Джерси и чуть позднее в Сент-Питер-Порт, куда к нему приехала семья.

Несмотря на то, что у Гюго было все, о чем только можно мечтать: талант, деньги, влиятельные друзья, он так и не смог обеспечить счастливую жизнь своим детям . Старшая из оставшихся в живых детей, Леопольдина, погибла в девятнадцать лет, катаясь на яхте со своим мужем. Младшая, Адель , глубоко потрясенная смертью сестры, пережившая несчастную любовь и бегство из Франции, тронулась умом и закончила свои дни в психиатрической лечебнице. Не прожили долго и сыновья известного писателя, и Шарль, и Франсуа-Виктор скончались в возрасте 45 лет.

Бегство из Франции ничуть не уменьшило славу Гюго на родине , после возвращения во Францию он снова стал гордостью страны. Писатель умер 22 мая 1885 года. В церемонии его похорон участвовало около миллиона человек. Гроб с его телом двое суток простоял под Триумфальной аркой, которую, специально для этого закрыли черным крепом. После пышных похорон писателя поместили в Пантеон.

Виктор Гюго интересные факты из жизни французского писателя изложены в этой статье.

Виктор Гюго интересные факты

Он был третьим ребенком в семье генерала наполеоновской армии. Отец с матерью часто съезжались — разъезжались и, в конце концов, официально развелись 3 февраля 1818 года. Виктора воспитывала мать в духе роялистских и вольтерианских взглядов. С отцом мальчик начал общаться после смерти матери в 1821 году. Стоит отметить, что отец вызывал у него восхищение и любовь.

Обожал кушать пюре из стручковой зеленой фасоли .

Виктор Гюго в 1831 году издал роман под названием «Собор Парижской Богоматери», ставший знаменитым на весь мир.

В отеле Роан-Гемене, что в Париже, есть апартаменты, в которых Виктор Гюго жил 16 лет. В номер вход свободный. В данных стенах были созданы знаменитые «Отверженные». Здесь же Гюго познакомился и завел дружбу с такими писателями — Ламартин, Альфред де Винья, Александр Дюма, Бальзак, Проспер Мериме и Шарль Огюстен де Сент-Бев. Апартаменты превратили в музей, в котором хранятся рукописи и рисунки писателя, а также экземпляры самых первых изданий произведений автора.

Он испытывал особую страсть к стопам.

12 октября 1882 года женился на Адели. Им обоим было 20 лет. Первый ребенок супругов умер, вторая дочка Леопольдина выжила. После нее были еще 2 дочери и двое сыновей. Но вторая дочь Дидина, как ласково называл ее Гюго, была его любимицей.

Писатель слыл реформатором в литературе. Он старался всегда быть в центре новых тенденций в моде , литературе и общественной жизни. Когда Виктору Гюго исполнилось 70 лет, он не переставал посещать различные мероприятия для особ молодого возраста.

26 февраля 215 лет со дня рождения Виктора Мари Гюго , французского писателя, поэта, прозаика и драматурга.

10 ФАКТОВ О ВИКТОРЕ ГЮГО
1. Первые произведения Гюго были написаны им в 14-летнем возрасте.
2. Пьеса В. Гюго «Эрнани» полностью изменила французскую драматургию, вызвав жаркие споры между представителями старого и нового искусства.
3. Первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет.
4. «Собор Парижской Богоматери» - первый исторический роман на французском языке.
5. Одним из эффектов появления романа «Собор Парижской Богоматери» были огромные толпы туристов, которые потянулись к запустелому одноименному Собору.
6. Имя главной героини романа «Отверженные» Козетта стало символом детей-мучеников Франции, эксплуатируемых взрослыми.
7. Гюго считал, что «Отверженные» способны переустроить мир.
8. Повесть «Последний день приговорённого к смерти» оказала большое влияние на Фёдора Михайловича Достоевского.
9. Церемония похорон знаменитого писателя продолжалась десять дней; в ней участвовало около миллиона человек.
10. В честь Виктора Гюго назван кратер на Меркурии.

ЧТО ЧИТАТЬ
1. Гюго, В. Гаврош / В. Гюго; рис. Ю. Тризны; пер. с фр. Н. Касаткиной. - Ленинград: Детская литература, 1991. - 111 с.: цв.ил.
2. Гюго, В. Человек, который смеется / В. Гюго; худож. А. А. Митрофанов; пересказ С. Филиппова. - Москва: Белый город, 2007. - 46 с. : ил.
3. Гюго, В. М. Козетта / В. М. Гюго; перевод с французского: Н. Когана, Д. Лившица; художник В. Дугин. - Москва: Мир Искателя, 2012. - 64 с. - (Библиотечка школьника).
4. Гюго, В. М. Стихотворения. - Москва: Художественная литература, 1981. - 376 с. - (Классики и современники)
5. Гюго, В. Собор Парижской Богоматери / перевод Н. Коган. - Москва: Э, 2016. - 607 с. - (Pocket book)

О НЁМ
1. Антокольский, П. Г. Пути поэтов: очерки. - Москва: Советский писатель, 1965. - 470 с.
2. Брахман, С. Р. "Отверженные" Виктора Гюго. - Москва: Художественная литература, 1968. - 104 с.
3. Добин, Е. С. История девяти сюжетов: Рассказы литературоведа. - Ленинград: Детская литература, 1973. - 175 с.: ил.
4. Кирнозе, З. И. Страницы французской классики: Книга для учащихся ст. кл. ср. школы. - Москва: Просвещение, 1992. - 223 с.
5. Муравьёва, Н. И. Гюго: биография отдельного лица. Вып.14. - Москва: Молодая гвардия, 1961. - 384 с. - (Жизнь замечательных людей: серия биографий).
6. Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: биографические повествования. - Челябинск: Урал Л.Т.Д., 1998. - 16 с.: цв.ил. - (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова; т.29).
7. Трескунов, М. С. Виктор Гюго. - Ленинград: Просвещение, 1969. - 152 с. - (Библиотека словесника).
8. Трескунов, М. С. Роман Виктора Гюго "Девяносто третий год". - Москва: Художественная литература, 1981. - 175 с.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Гюго успех и славу ещё в ранние годы жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et posies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости. За этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» (Odes et Ballades), написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Оно представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы, «Последний день приговорённого к смерти» (Le Dernier jour d’un condamn), была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, которое продолжилось в его последующих работах. Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский. Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 году и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости - романа–эпопеи «Отверженные» (Les Miserables). Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris («Собор Парижской Богоматери»), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов появления романа было последующее привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

«Человек, который смеётся»

«Человек, который смеётся» (фр. L"Homme qui rit) - один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребёнок.

К работе над романом Гюго приступил в июле 1866 года в Брюсселе. В письме к парижскому издателю Лакруа Виктор Гюго предлагает название произведения «По приказу короля», но позже, по совету друзей, останавливается на окончательном заглавии «Человек, который смеётся».

Роман был закончен 23 августа 1868 года, а 19 апреля - 8 мая 1869 года вышел в свет у Лакруа. Действие сюжета происходит с 1688 по 1705 год. Перед написанием Гюго в течение нескольких месяцев собирал материалы по истории Англии с конца XVII до начала XVIII века.

Последние годы

Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 года, на 84-м году жизни, от пневмонии. Церемония похорон знаменитого писателя продолжалась десять дней; в ней участвовало около миллиона человек. 1 июня гроб с телом В.Гюго был выставлен в течение двух суток под Триумфальной Аркой, которую закрыли чёрным крепом. После пышных национальных похорон прах писателя был помещён в Пантеон.

Высказывания Гюго

  • «Религия шествует в сопровождении всевозможных суеверий».
  • «Музыка выражает то, что нельзя сказать, но о чём невозможно молчать».
  • «Время слепо, а человек невежествен»
  • «Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией».
  • «Он оказался глухим и слепым одновременно. Вот условие, необходимое для того, чтобы быть образцовым судьей!».
  • «Из всех восхождений, ведущих из мрака к свету, самое благородное и самое трудное - родиться роялистом и аристократом и стать демократом».
  • «Будущее принадлежит двум типам людей - человеку мысли и человеку труда, - говорил Гюго. - В сущности, оба они составляют одно целое: ибо мыслить - это значит трудиться».
  • Какой-то безвестный поэт обратился к бельгийскому королю с просьбой о помиловании девяти преступников, приговоренных к смертной казни в городе Шарлеруа. Он подписал свои стихи именем Виктора Гюго. «Когда дело идет о спасении человеческих жизней, то пусть употребляют мое имя», - написал Гюго в своем воззвании, обращенном к бельгийскому народу. Дело пересмотрели, и казнь семи преступникам была заменена каторгой.
  • Достоевский очень высоко ценил роман Гюго. В одном из писем он утверждает: "Вопреки мнению всех наших знатоков, "Отверженные" стоят выше "Преступления и наказания"". Вместе с тем Достоевский замечает: "Но любовь моя к Miserables не мешает мне видеть их крупные недостатки. Прелестна фигура Вальжана и ужасно много характернейших и превосходных мест... Но зато как смешны его любовники, какие они буржуа-французы в подлейшем смысле!"