Open
Close

«Возненавидь отца твоего и мать…. Объясните, пожалуйста, что значит «Не мой ученик, если не возненавидит отца, мать…»

В Евангелии от Луки, глава 14, читаем: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" . Эти слова часто вызывают недоумения и даже смущение: действительно, как можно ненавидеть близких, если их надо любить?

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании этого евангельского отрывка пишет: "Смотри же, в простоте своей и неопытности, не соблазнись сим изречением". Ненависть - это чувство, противоположное любви. Поэтому стоит задуматься, о какой любви тут говорится?

Когда юноша и девушка полюбили друг друга, они могут говорить, что любят друг друга больше всего на свете. И никто с этим спорить не будет. Однако от чего идет отсчет любви, больше чего они любят? Давайте подумаем: больше телевизора и компьютера, больше собаки и кошки, больше автомобиля и дачи, больше квартиры и собственной карьеры? Так? Не будем это оспаривать. Но ведь возможен и иной отсчет любви.

Одна любящая пара искренних православных христиан вступала в брак. Выходя из храма после венчания, молодая жена сказала своему молодому мужу: "Ты у меня всегда будешь в жизни на втором месте". Как он был счастлив тому, что всегда будет в её жизни сразу после Бога!

А какая же любовь выше: повыше земли или пониже неба?

Можно любить тело: ласточки, попугая, кошки, собаки, человека. А можно любить всего человека - тело и душу, то есть саму человеческую личность. Такая любовь уже ведет свой отсчет не от земли, а от неба.

Иисус Христос ждет от Своих учеников, что в их душах все будет правильно расставлено. На первом месте - любовь к Богу, на втором - любовь к человеку. И, конечно же, любовь к ближнему должна быть в гармонии с любовью к Богу. Когда эта гармония ломается, когда любовь телесная становится выше любви к Богу и любви к человеческой личности и её внутреннему миру, тогда человеческая любовь перестает быть чистой и святой. Вот именно об отвержении такой любви к ближним и говорит Господь.

Когда мы говорим о любви к самому себе, она тоже может быть как святой, так и грешной. Когда в центре внимания и любви человека находятся Бог и близкие - любовь к самому себе становится здоровой и святой. Но если в центре внимания он сам, а не Бог и близкие, то такой человек напоминает завитую деревянную стружку: внутри - пустота.

Поэтому слова Христовы не о том говорят, что не надо любить близких, а о том, что любовь к ним должна быть здоровой, святой и в согласии с любовью к Богу.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

В Евангелии от Луки Христос произносит фразу, которая обычно не просто вызывает недоумение, но буквально шокирует: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (глава 14, стих 26 ). Как же мог Богочеловек, Которого Церковь называет Спасителем мира, учить ненависти к самым близким людям - отцу, матери, жене, детям, сестрам и братьям?

Действительно, не мог же Спаситель забыть Божественные заповеди «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» и «кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исход, глава 20, стих 12 и глава 21, стих 17 )? Как слова Христа о ненависти к родным сочетаются с Его же словами о том, что надо любить даже врагов? Получается, врагов мы должны любить, а семью - ненавидеть?!

Сам Христос был далек от подобного понимания любви и ненависти. В том же Евангелии от Луки говорится, что до тридцати лет Господь жил с родителями и был в повиновении у них (см. глава 2, стих 51 ). Или, находясь уже на кресте, страдая от невыносимой боли, Спаситель думает о Своей Матери и просит апостола Иоанна Богослова взять Ее к себе в дом и заботиться о Ней (Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 25-27 ).

Наконец, в Евангелии можно найти прямой спор Христа с религиозными учителями Израиля по поводу именно пятой заповеди (о почитании отца и матери). Дело в том, что эти самые учителя разрешали детям отказывать в материальной поддержке своим родителям, если дети объявляли все свое имущество «корваном», то есть посвященным Богу. После этого чадо могло спокойно уйти из семьи, отдав часть денег в сокровищницу Иерусалимского Храма. Спаситель, обличая такой обычай, сказал фарисеям: «устранили слово Божье (то есть пятую заповедь. - Р.М. ) преданием вашим (то есть человеческим. - Р.М. )» (см. Евангелие от Марка, глава 7, стихи 1-13 ). То есть Христос прямо обличает современных Ему иудеев в непочитании родителей.

А Его слова о святости брака: «...Что Бог сочетал, того человек дa не разлучает»? Или благословение приходивших к Нему детей? В чем же дело? Если одни слова и дела Христа, казалось бы, противоречат другим, то как это все понимать?

Прежде всего, ученые до сих пор спорят, на каком диалекте арамейского языка говорил Спаситель. Для нас имеет значение то, что все языки семитской группы (языки Ближнего Востока, в том числе и почти утерянный в наши дни арамейский) чрезвычайно образны. Христос использовал это для Своей проповеди. Евангелие написано удивительным, образно-метафорическим языком, полно притч и аллегорий. Даже и в наши дни то, что звучит совершенно естественно для ближневосточного человека, в прямом переводе способно вызвать настоящий шок у европейца, привыкшего к точной и почти без-образной речи. Слово же «ненависть» в Евангелии (впрочем, как и вообще в Библии) в разных контекстах может обозначать различные понятия. В данном контексте, по мнению большинства толкователей Священного Писания, слова «кто не возненавидит...» следовало бы перевести иначе: «кто не предпочтет Бога отцу, матери...»

Кроме того, Спаситель говорит здесь о качествах, которые нужны Его настоящему ученику и последователю, а значит - любому христианину. Достаточно посмотреть на конец этого отрывка. Сказав о ненависти к родным, Христос как бы подводит итог: «...Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (стих 33 ). Таким образом, слово «возненавидеть» является здесь синонимом еще одной фразы - «отрешиться от всего». В контексте слово «все» - это не только родственники, но и вообще все земные привязанности, заботы, привычки и, конечно, страсти - то, что мешает общению человека с Богом. Именно так в Церкви и понимается выражение «ненависть к себе».

Суммируя контекст Евангелия и фразы Спасителя о ненависти к родственникам, можно сказать, что речь здесь идет о так называемой «системе приоритетов», которая есть у каждого человека. Кто-то (или что-то) у нас стоит на первом месте - и ради этого человек готов пожертвовать почти всем. А что-то - на последнем. И если человеку приходится выбирать, он жертвует «меньшим» ради «большего». Например, женщина, придерживающаяся строгой диеты, чтобы улучшить фигуру, должна пожертвовать этой диетой, если она носит в утробе ребенка. И подобный «жертвенный» выбор человек делает каждый день, каждый час...

Согласно Евангелию, Бог желает иметь не половинку, не две трети, а всего человека. Лучше даже сказать ждет. Ждет от человека любви. Полной до самоотречения. В этом смысле Евангелие - это самая максималистская книга на земле. Но Господь не просто «где-то там сидит на Небе и ждет» жертвы, а, согласно христианскоому вероучению, Сам выходит навстречу людям, отрекается, «ненавидит» Свое могущество и славу, как пишет апостол Павел, Бог «уничижил себя самого, приняв образ раба», то есть становится таким же, как мы, человеком. И ждет... Настоящая любовь не может поступать иначе.

Святые - канонизированные Церковью подвижники, как раз поступили в полном соответствии с евангельской максимой - ответили Христу всецело, всеми силами своей души. Помня, что Он сделал для людей, они тоже не могли поступать иначе, чем отдавать Ему жизнь. Причем сделать это можно по-разному. Кто-то, подобно Спасителю, взошел на крест, кто-то всю жизнь провел в пустыне, молясь Богу. А кто-то жил в кругу семьи, верующей или неверующей. Но все эти люди на своем месте слушали и служили только Богу, «ненавидя» мир и вместе с тем до самоотречения любя его. Как такое возможно? Этот классической парадокс выражен в формуле христианства: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Казалось бы, почти невозможно быть настоящим христианином, таким, каким желает тебя видеть Христос. Однако в Евангелии со всей его категоричностью есть, на первый взгляд, «странные» слова Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Явное противоречие с максимализмом Евангелия, разрешаемое просто - надо попробовать быть христианином. Ведь христианство - это не только герои-аскеты, святые и красивые здания с крестами на куполах. Христианство - это сообщество верующих во Христа людей. То есть Церковь. И каждый человек в этом сообществе по мере сил пытается «ненавидеть отца и мать», то есть ставить родственные связи в системе своих ценностей ниже, чем связь со Христом, хотя, конечно, это дается очень трудно. Но выбор у христианина стоит не между Богом и родными людьми, а между тем возможным злом, которое может исходить от родственников, и вечным, абсолютным добром, которое всегда исходит только от Бога.

Такая ненависть оказывается в итоге парадоксальной. Именно про нее Христос сказал: «Всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 29). В чем здесь парадоксальность? Господь говорит не только о воздаянии в будущей жизни, но и о жизни земной. И получается, что та «ненависть», о которой сказал Спаситель, не разделяет людей, а, напротив, соединяет и помогает обрести истинную любовь, бескомпромиссно отсекая все злое и ложное в их отношениях.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА

Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ ,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах:

К сожалению, нередко получается так, что именно те люди, которые теснейшим образом связаны с христианами земной жизнью, не солидарны с христианством в вопросах Жизни Вечной. Господь специально обратил на это внимание, сказав что «враги человеку - домашние его» (Евангелие от Матфея, глава 10, стих 36). В каком смысле «враги»? Не всегда, конечно, но нередко именно самые близкие по «крови и плоти» люди становятся самыми настоящими врагами христианину в вопросах веры и духовной жизни. Конечно, это не те враги, «которых уничтожают», однако надо четко понимать, что они могут стать серьезным препятствием к самому важному для христиан - спасению. Поэтому, любя их как людей, ни в коем случае нельзя следовать их антихристианским требованиям.

История Церкви подтверждает эти слова Спасителя. Достаточно вспомнить великомученицу Варвару, которую предал на казнь родной отец-язычник (начало IV века). И в наши дни есть много случаев, когда родители, в прямом смысле этого слова, мучают своих детей. Например, я знаю девушку, которую родители выгнали из дома за то, что она крестилась и стала настоящей христианкой.

Или представьте - отец и мать были воспитаны еще при Советской атеистической власти, а дети стали верующими людьми. Родители не дают им вести духовную жизнь, сами являясь ярыми противниками Церкви. И в этом смысле отец и мать - это духовные враги своих детей. Конечно, родители будут всегда оставаться родителями. Более того, несмотря ни на что, их нужно любить и почитать. То же можно сказать и о супругах, и о детях, и о братьях с сестрами.

Также я знаю случай, когда неверующая мать заставляла идти на аборт дочь-христианку. Или, например, когда мать говорила дочери примерно следующее: «Ты выйди за него замуж, роди ребенка, а потом разводись. И мы с тобой будем ребеночка воспитывать». Бывают случаи, когда родители советуют своим детям не жениться, а просто вступать в блудные отношения, которые сейчас принято именовать «гражданским браком». В общем, учат своих чад, мягко говоря, плохому. Что делать в этом случае? Конечно, исполнять как раз ту самую заповедь Христа о ненависти к родным... Но ненависть христианина должна проявляться в том, что ему надо ненавидеть не человека (например, мать), а то плохое, греховное, чему она учит.

Конечно, те случаи конфликтов, которые я привел как пример, можно назвать крайними. Чаще бывают менее болезненные ситуации. Но все же слова Христа о ненависти к родным очень нелицеприятны. Они означают, что если неверующая семья мешает продвижению к Богу, а в итоге спасению, то христиане должны предпочесть Бога даже родственникам - самым близким людям на земле. Христианам иногда даже буквально приходится исполнять эту заповедь Спасителя, то есть на какое-то время уходить от родных. Каждый раз разные ситуации, и общего правила для всех верующих нет и быть не может.

Почему Господь употребил слово «возненавидеть»? За время Своего земного служения Христос не стремился сформулировать какую-либо научную доктрину, не говорил выверенные формулировки и тезисы. Его цель была совершенно другая - спасти, восстановить падшего человека в первоначальном достоинстве. Христос говорил и открывал людям величайшие тайны Царства Небесного. Для этого он использовал образную, часто метафорическую речь, потому что образ более понятен и дольше остается в уме, тем более у простого человека. Однако при переводе с одного языка на другой какие-то оттенки могут меняться. И, конечно, под словом «возненавидеть» Христос имел в виду совсем не то, что многочисленные и разные «совопросники века сего».

Священник Игорь ФОМИН
клирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади:

Начну со случая, который, возможно, поможет понять эту фразу Спасителя. Одна женщина, ходившая в наш храм, к сожалению, ходить к нам перестала, попав к неким лже-старцам, а по сути, просто сектантам и заодно мошенникам. Бедная женщина (как это обычно и бывает у сектантов) получила сильный прессинг цитат из Священного Писания, в том числе и цитату о ненависти к родным, растолкованную буквально. Она взяла малолетнюю дочку и ушла из семьи и Церкви «спасаться» к «старцам», то есть попросту исчезла. Когда муж нашел ее, перед ним предстало жалкое зрелище. Жена и еще несколько таких же охмуренных женщин, ушедших с маленькими детьми из семей, жили в избушке рядом со «старческим монастырем». Дети были грязными, голодными, полураздетыми...

Христос говорил, конечно, не об этом. Он говорил не о том, что надо так возненавидеть семью, что не надо заботиться о ее членах, тем более, если речь идет о совсем еще малышах. Спаситель говорил совершенно о другом - что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13). Вообще, все Евангелие проникнуто тем духом, что любовь к Богу человек может проявить через любовь, внимательное и чуткое отношение к своим ближним. Но прилепиться надо только к Богу. Кроме того, толковать слово «возненавидеть» нужно, учитывая образную восточную речь. Оно сказано для того, чтобы контрастно и ярко подчеркнуть мысль Христа. Христианин, конечно, должен любить ближних и заботиться о них, но «во главе угла» должны стоять не родственные связи, а Бог. Именно таков смысл «заповеди о ненависти».

Существует опасность истолковать эту заповедь в угоду себе.

Поэтому я думаю, поведение христианина в семье, пусть даже и во враждебной ему обстановке, должно быть таким, чтобы в итоге семья сказала: «Да, мы тоже хотим быть христианами».

Конечно, в семье бывает всякое, вплоть до того, что христиане всю жизнь проводят в неверующем окружении. Но я хочу все же рассказать о счастливом случае. У меня есть знакомая женщина, которая ходит в наш храм и давно ведет церковную жизнь, а ее муж - профессор, один из лидеров левой политической партии. Он никогда не препятствовал ей быть христианкой. Однако с перестройкой у него усугубились атеистические взгляды, вплоть до того, что если она шла в церковь, то обычно он попросту бил ее. Она прибегала в храм тайком, буквально на полчаса, не имея даже возможности присутствовать полностью на богослужении. Ее «мытарства» продолжались довольно долго, примерно лет десять, и закончились так.

У них в семье была традиция. Каждое воскресенье после обеда они садились на любом вокзале в любую электричку, выходили где-нибудь за городом и гуляли. Однажды по обыкновению они поехали за город. Сев на электричку и доехав до Сергиева Посада, они вышли и направились к Троице-Сергиевой Лавре. Женщина была ни жива, ни мертва, думая о том, что сейчас может начаться с мужем, когда он увидит церкви. Они пришли в один из лаврских храмов, а она все равно волновалась: вдруг муж прямо сейчас, во время службы начнет богохульствовать и кричать или ударит ее... Однако он все время молчал.

Абсолютно молча они дошли обратно до станции, и тут он повернулся к ней и сказал примерно следующее: «Слушай, мы с тобой давно мечтали купить домик. Давай приобретем его здесь. Мне так понравилось это место!» В течение месяца они нашли и купили-таки домик в Сергиевом Посаде, а он стал ходить в храм.

Почему произошло это чудо? Вообще-то, по всем человеческим законам и логике, как только муж стал богохульствовать и бить жену за то, что она ходит в церковь, она должна была расстаться с ним. Однако она вспомнила заповедь Христа и «ненавидела» такие поступки мужа, при этом положив себя на алтарь семьи. И через десять лет ее «ненависть» к мужу привела его к Богу. Почему? Да потому, что эта не та ненависть, которая все вокруг разрушает и приносит страдание другим, а та, о которой говорил Господь - «ненависть» к антихристианским делам мужа, соединенная с самоотверженной любовью к нему и постоянным чувством присутствия Бога в семье.

Здравствуйте, батюшка! Объясните, пожалуйста, что значит "Не мой ученик, если не возненавидит отца, мать...". А как это? Это ведь не в прямом смысле? И еще: те, кто спасутся, будут жить как ангелы, и не будет родственных отношений. У меня есть близкая родственница, которая умерла до того, как я родилась. Но я очень ее люблю. И я очень надеюсь на встречу с ней после смерти. Но неужели ТАМ мы не сможем никогда разговаривать? Не будет такой способности? А я всю жизнь ждала встречи с ней и больше всего на свете, если честно, хочу ее крепко обнять, я хочу, чтобы была такая возможность сблизиться. И очень боюсь, что не будет возможности ни сказать ничего, не соединиться. Я знаю, что спасшиеся соединяются во Христе. А друг с другом близко контактировать сможем? Заранее благодарю за ответ! Евгения.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Евгения!

Да, разумеется, это не в прямом смысле сказано Христом. Там дальше сказано также не только об отце и матери, которых нужно возненавидеть, но и о «всей жизни своей». Также тут надо иметь в виду, что в семитских языках ненавидеть скорее значит «любить меньше». И тогда получается, что Иисус предлагает ученикам Его Самого поставить на первое место и возлюбить больше всего остального, а всё другое, соответственно, любить меньше.
Да, в будущей жизни хотя и не будет родственных отношений, но общение всё равно будет! И мы, безусловно, смеем надеяться на это будущее общение друг с другом, даже если многого пока не знаем насчет той будущей жизни.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 14, ст. 25 - 35.

25. С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:

26. если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

27. и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.

28. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

29. дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

30. говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

31. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

32. Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

33. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

34. Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

35. ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

(Лк. 14, 25–35)

За Господом следовало множество народа, и все эти люди представлялись Его учениками для постороннего наблюдателя. Поскольку из ходящих за Спасителем многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26).

Речь в этих словах идет вовсе не о ненависти в привычном для нас смысле этого слова, а о том, чтобы, любя свою жизнь и наших ближних, не заслонять этой любовью Спасителя. Это необходимо уже потому, что без Него наша любовь к дорогим для нас людям рано или поздно иссякнет.

Блаженный Феофилакт поясняет: «Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания».

Свое наставление о самопожертвовании, необходимом истинному христианину, Господь подкрепляет притчами о желающем строить башню, войне между двумя царями и соли. Смысл притчи о башне таков: как человек, желающий построить башню, рассчитывает свои средства, чтобы не остаться в смешном положении, если, заложив основание башни, он не найдет средств на дальнейшую ее постройку, так и человек, желающий стать последователем Христовым, должен заранее рассчитать свои силы и подготовить себя как следует к предстоящему подвигу, чтобы не стать потом посмешищем для людей.

Тот же смысл и во второй притче: как царь решает начать войну с другим царем лишь после того, как рассчитает собственные силы, так и желающий стать последователем Христовым должен приобрести для этого духовные средства, из которых первое - самоотвержение; иначе он не сможет исполнить своего доброго намерения и даже может подвергнуться опасности поражения со стороны духовных врагов.

Последователи Господа сравниваются с солью, защищающей от разложения все, с чем она смешана. Но ученики Христовы, не имеющие силы нравственного самоотвержения, уже ни на что не пригодны, как соль, потерявшая свою силу. Александр Павлович Лопухин замечает: «[…] как соль нужна только до тех пор, пока она сохраняет свою соленость, так и ученик до тех пор остается учеником Христовым, пока не утратил главного свойства, которое характеризует ученика Христова, именно, способность на самопожертвование».

Царствие Божие, дорогие братья и сестры, открывается человеку уже в земной жизни, нам лишь необходимо сделать шаг навстречу. От этого шага зависит очень многое. Вот почему Спаситель говорит о самопожертвовании, которое представляет собой не что иное, как добровольное отречение от временных наслаждений ради служения ближнему. В этом смысле самопожертвование христианина, начинаясь борьбой с самостью в собственном сердце, выражается в отвержении себя, смиренном принятии и ношении жизненного креста и последовании Христу. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

"...если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;..." (Лук.14:26)

Есть также слова Иисуса из Евангелия от Матфея 10:37: «Кто любит отца или мать БОЛЕЕ, нежели Меня, не достоин Меня». Не верно вырывать только одну фразу, если она противоречит другой, тем более, если в языке-оригинале слово "ненавидеть" означает только степень внимания-привязанности-любви. Ведь есть и многие-многие другие слова в Евангелии, например: "Он сказал в ответ: ВОЗЛЮБИ Господа БОГА твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и БЛИЖНЕГО твоего, КАК самого СЕБЯ". (Лук.10:27), поэтому, слова о "ненависти" к родственникам нуждаются в более внимательном рассмотрении.

Во-первых - чуть больше внимания к языку, с которого сделан перевод:

Иннокентий Павлов пояснял, что в семитских языках вообще отсутствуют сравнительные степени. А что в них есть, чего нет в русском языке? Как сказать, например: я люблю мороженое больше газировки? Приходится говорить: люблю мороженое, а газировку ненавижу. Понятно, что в таких языках слово "ненавидеть" не означать "злиться", "презирать" и т.п... Впрочем, сказать "больше люблю" - только кажется изящно, а по сути, если задуматься, ну что значит "больше люблю"? http://krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/10_37.htm

Во-вторых - хоть немного для начала попытаться вникнуть в смысл слов в контексте перевода:

"Главная мысль этих текстов заключается в том, чтобы поставить Бога в центр своей жизни. Слова Христа касаются расстановки приоритетов, а не чувств к своим ближним... Об этом же свидетельствуют и слова Иисуса из Евангелия от Матфея 10:37: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». Очевидно, что Господь говорит не о том, что не нужно любить отца и мать, а о том, что первое место должно быть отведено Богу. Об этом свидетельствуют и главные заповеди, на которых построено все учение Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:37-39). http://www.sokrsokr.net/content/view/1579/

А вот ещё мысль по-этому поводу: "Я полностью разделяю ответ Владимира Старковского, клановость, безусловно, да, ибо это разъедает человечество более любого эгоизма. Не совершит еще эгоист того, что любящий «своих» в ущерб чужим. Вся проблема науки в СССР была не в том, что эгоисты-бездари (бездари только в науке, но ведь остальное перекрыли) лезли в институты, а в том, что высокопоставленные любящие родители всеми правдами и неправдами тянули бездарных в науке (и часто сопротивляющихся!) детей в институты. А далее под этих дипломированных уже детей иногда даже создавались целые институты.
Но лично я применяю этот отрывок еще и в отношении другого более трагичного и глубинного факта. Нам поручены наши близкие – дети в первую очередь, Богом на воспитание. И как форма защиты нам порученного дано Богом величайшее страдание в случае его потери. Но если потеря все же происходит, а страдание таково, что уже разрушает и отношения с Самим Богом, с Тем, Кто нам близких поручил и ради Кого по сути все и делается – тогда тоже надо вспомнить эти слова Иисуса, я так думаю." http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=49241

Видимо, христианин призывается к любви к ближнему, а ближний - это тот человек, кто рядом в данный момент, и его нужно любить так, как себя! А не "любить" только свою родню, свой клан, "семью" (не помогать только своим родственникам, чтоб не происходило от этой "любви" к "семье" "угнетения" всех остальных, которое не даёт им развиваться, и даже просто жить, существовать - за что, например, некоторые рьяно упрекали до революции 1917 года правящую верхушку и вообще всех богатых, и зажиточных людей нашей страны, в частности "кулаков"...). (о богатстве, кстати, тоже говорится: "...Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;..." Матф.19:23). Все люди - братья и сестры, все от единого Бога произошли... но после грехопадения - отдалились от Него... И кто - теперь близок Богу и как это воссоединение может начать проиcходить, как двигаться в сторону воссоединения с Богом?:

"Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь". (Матф.12:46-50)

Рецензии

Что такое: "Око - за око и зуб - за зуб"? Это как раз и есть проявление той клановости и семейственности - "Люби друзей своих и ненавидь врагов своих". Но, как ни странно, это было и заповедью ветхозаветной любви в том её понимании, какова она была возможна. т.е. если тебе выбьют глаз, то не убивай всю родню обидчика - выбей ему глаз тоже. Если выбьют зуб, то не отравляй весь его скот, к примеру, а выбей зуб тоже, т.е. дай в морду. И всё, расходитесь.