Open
Close

Вышеславцев Николай Николаевич1890–1952. Принадлежащая людям: Ольга Вышеславцева Вышеславцев николай николаевич

К 95-летию Козьмдемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева


В 2014 году в сентябре месяце Козьмодемьянскому художественно-историческому музею им. А.В. Григорьева исполняется 95 лет. В рамках «Года культуры в РФ» и юбилея музея его сотрудники проводят разнообразную научно-исследовательскую работу. В том числе ведется работа и по атрибуции рисунков художника Вышеславцева Н.Н.

Вышеславцев Николай Николаевич родился в 1890 году умер в 1952. Это был человек высокой культуры, интеллектуал, отличный собеседник. Учился в Москве, Париже,знал французский язык, были у него поездки в Италию. Когда началась 1-ая мировая война вернулся на родину в Россию. Надеялся, что война быстро закончится все работы оставил в Париже в мастерской. В России закончил школу прапорщиков и ушел на фронт 1-ой мировой войны. На фронте был ранен, контужен, награжден Орденом Святого Георгия. После тяжелого ранения в голову его демобилизовали. В 1918 году начал работать в Москве в Народном комиссариате просвещения в отделе изобразительного искусства. В 1920 году в Москве во Дворце искусств была устроена выставка его работ. Вскоре он познакомился с русской известной поэтессой Мариной Ивановной Цветаевой. В момент знакомства ей было 27 лет а ему - 32 года.

27 своих стихотворений она посвятила Николаю Николаевичу. В них она упоминает его буквами НН. Конечно, и Вышеславцев Николай Николаевич, думаем, рисовал портреты Марины Ивановны.

В коллекции Козьмодемьянской картинной галереи имеется коллекция рисунков Вышеславцева Н.Н. Некоторые из них датируются 1921 годом. От куда поступили данные рисунки в коллекцию музея информация не обнаружена. Сотрудники проводят их атрибуцию. К данной работе привлекают искусствоведов.

Оказал помочь в работе Андрей Дмитриевич Сарабьянов (искусствовед.эксперт живописи,издатель г. Москва) Вот содержание его письма:«Я получил ответ из Парижа от Вероники Лосской, которая занимается М. Цветаевой и которой я отправлял портретН. Вышеславцева. Она ничего определенного, к сожалению, не смогла сказать. Ни отрицательно, ни положительно. Сейчас отправляю портрет одному московскому цветаеведу. Может быть что-то узнаем новое».

Вскоре от искусствоведа пришел ответ и вот что он пишет: «Только мне кажется, это не может быть М. Цветаева - рисунок носа и рта совсем другой. Я бы сказал, что Коллонтай, но в Мураново есть похожий портрет, правда стилизованный числится там портретом Варвары Туркестановой 22 года. Я нашел только маленькую фотографию,видимо, это одно и тоже лицо. Туркестанова- только кажется не Варвара? Надо это проверить, по-моему ее Ольга звали, она из тех Варвар Туркестановых, фрейлин павловских».

Воспользовавшись советом, сотрудники музея обратились за помощью к директору Музея заповедника «Усадьба «Мураново» им. Ф.И.Тютчева Игорю Александровичу Комарову. К работе по атрибуции рисунков Вышеславцева Н.Н. он подключил Долгополову Светлану Андреевну, которая вскоре прислала письмо следующего содержания: «Я работаю в музее с 1971 года, много лет дружила с О.Н. Вышеславцевой, вдовой художника Н.Н. Вышеславцева,любившего наш музей. Вся проблематика, изложенная Вами в письме мне знакома. Напишите, пожалуйста, каким образом Вы хотите осуществить данную работу. Может быть Вам имеет смысл прислать изображение работ Н.Н. Вышеславцева из Вашего музея».

В итоге нами изображения работ Н.Н. Вышеславцева были посланы. В обмен получили изображение портрета Турчениновой. Также Светлана Андреевна Долгополова подарила нашему музею книгу « Николай Николаевич Вышеславцев - художник «Серебряного века». Москва 2005

года. Эта книга посвящена жизни и творчеству художника Н.Н. Вышеславцева. Она знакомит с творчеством самобытного русского графика, искусствоведа, педагога Н.Н. Вышеславцева.

Наследие его представляет немалый интерес -художественный и историко-культурный. В ней в частности отмечается, что в 20-е годы Н.Н. Вышеславцев создает большой цикл портретов деятелей русской советской культуры. В творческой жизни Н.Н. Вышеславцева много места занимают женские портреты. Женский портрет очень типичен для периода расцвета творчества художника. Прежде чем создавать портрет он вживался в творчество портретируемого, что способствовало ему раскрытию его внутреннего облика.

Вопрос о том: кто изображен на рисунках? остается открытым.

Любители творчества художника Н.Н. Вышеславцева и ценители творчества «Серебряного века» могут приобщиться к данной работе по атрибуции ниже представленных рисунков.

Эту работу они могут совместно с музейными сотрудниками приурочить к 125-летию со дня рождения художника Николая Николаевича. Юбилей которого будет отмечаться общественностью в 2015 году.

Зав. историческим отделом
В.Л.Шерстнев

Агроном, краевед Н. А. Вышеславцев родился в 1855 году в городе Лебедяни Тамбовской губернии. После окончания Новоалександрийского сельскохозяйственного института он работал агрономом в частных хозяйствах западных губерний России.
Здесь, в 1890 году, когда Н. А. Вышеславцев служил управляющим имением графа Кочубея, у него родился сын, матерью которого, по-семейному преданию, была графиня Кочубей. Все заботы о сыне взял на себя Николай Александрович. Его сын Николай Николаевич Вышеславцев (1890-1952) стал художником и создал уникальную серию прижизненных портретов деятелей серебряного века. Это ему, Николаю Николаевичу, весной 1920 года Марина Цветаева посвятила стихотворение «Большими тихими дорогами…».

С 1891 года Н. А. Вышеславцев был податным инспектором в городе Темников Тамбовской губернии (ныне республика Мордовия), в 1903 году перевелся на ту же должность в город Тамбов.
Николай Александрович стал одним из учредителей и одновременно казначеем Тамбовского губернского сельскохозяйственного общества. Его труды по агрономии публиковались в сборниках общества и газете «Тамбовский край». В 1912 году он организовал Тамбовскую сельскохозяйственную выставку, которая подвела итоги восьмилетней успешной работы Тамбовского сельскохозяйственного общества.

С 1915 по 1919 годы Н. А. Вышеславцев преподавал сельское хозяйство и огородничество на Тамбовских пехотных курсах. Восстановил организованный в начале 20-го века сельскохозяйственный музей. После его ликвидации был консультантом в Тамбовском Доме крестьянина. Одновременно принимал участие в работе физико-математического общества, заведовал музеем Авиахима. С 1920 года Николай Александрович был членом Общества истории, археологии и этнографии Тамбовского края.

Произведения автора

Просорушальное производство: с приложением конструкторских чертежей на шести листах / Н. Вышеславцев. - СПб. : Изд. А. Ф. Девриена, 1885. - 60 с.

Литература о жизни и творчестве

Черменский H. Н. А. Вышеславцев. 1855-1926: некролог // Известия Тамбовского общества изучения природы и культуры местного края. - Тамбов, 1927. - Вып. 2. - С. 79.
Знаток крестьянской жизни // Лебедянские вести [Лебедянский район]. - 2000. - 1 янв. - С. 5.

Справочные материалы

Тамбовская энциклопедия. - Тамбов, 2004. - С. 112.
Тамбовские даты 2000. - Тамбов, 1999. - С. 80-81.

Причиной происшествия послужила пустая банка из-под напитка, которую местный арт-критик неосторожно поставила на одну из частей композиции
  • 12.02.2020 Sotheby’s выставляет на мартовские торги керамику, скульптуру, письма и другие предметы, связанные с личностью и творчеством самой дорогой художницы мира
  • 11.02.2020 Картина, долгое время провисевшая в стенах Музея искусств Аллентауна, считалась работой мастеров из круга художника. Однако эксперты выяснили, что это не так
  • 11.02.2020 Картина, авторство которой еще необходимо подтвердить у экспертов, досталась за бесценок владельцу антикварного магазина в городке Щецине
  • 10.02.2020 Тамара де Лемпицка поднялась с 9-го на 7-е место в списке самых дорогих работ русских художников. Ее персональный рекорд - $21,1 млн - был установлен на Christie’s и составил 25,8 % от суммы продаж всего аукционного вечера
    • 12.02.2020 Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков - и в каком виде подошла к началу XX века
    • 10.02.2020 AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
    • 05.02.2020 В рубрике «Теория заблуждений» отныне мы будем искоренять мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Первым на «операционный стол» ложится Mei & Moses All Art Index
    • 04.02.2020 «Чарующая прелесть рисунков Львова…», - писал критик о работах еще очень молодого автора. На AI Аукционе выставлен холст уже зрелого мастера, с развитой творческой манерой и неповторимым чувством свободы
    • 04.02.2020 Первый материал рубрики «Искусство и технологии» дает нашему читателю историческую ретроспективу и краткую оценку сегодняшней ситуации на рынке ArtTech
    • 27.01.2020 В залах галереи «Веллум» в Гостином Дворе открывается новая экспозиция
    • 24.01.2020 Выставка пионера русского конструктивизма пройдет в галерее «Тейт Сент-Айвс» (Tate St Ives) и будет посвящена 100-летию его «Реалистического манифеста»
    • 25.12.2019 В наступающем году многие музеи мира подготовили настоящие выставки-блокбастеры. Чтобы не запутаться во всем многообразии первых имен и не пропустить что-то интересное, самое время заняться составлением календаря будущих событий
    • 17.12.2019 Выставка, открывающаяся 19 декабря в главном здании музея, на Петровке, 25, - попытка по-новому взглянуть на обширное музейное собрание отечественного искусства: кураторами проекта стали 20 известных деятелей из различных профессиональных сфер
    • 12.12.2019 6 апреля 2020 года исполняется 500 лет со смерти одного из величайших художников Возрождения. В преддверии масштабных мероприятий, которые будут проходить в следующем году, Берлинская картинная галерея открывает выставку Мадонн работы Рафаэля Санти

    ВЫШЕСЛАВЦЕВ Николай Николаевич

    17(29).10.1890 – 12.3.1952

    График. Среди его станковых работ (акварель, карандаш, тушь) портреты Андрея Белого, Вяч. Иванова, П. Флоренского, В. Ходасевича, Г. Шпета, М. Цветаевой. Автор графической серии «Воображаемые портреты» (Гете, Марк Аврелий, Наполеон, Микеланджело, Пушкин и др.). Участник выставок объединений «Мир искусства» (1921), «Союз русских художников» (1922). Адресат лирического цикла М. Цветаевой [Н.Н.В.].

    «Молчаливый, замкнутый, рассудочный и культурный, с непроницаемым выражением светлых зеленоватых глаз и подобранного тонкого рта, он не тратил „зря“ время на болтовню во время общей еды или „чаев“ на очередных вечерах» (Н. Серпинская. Флирт с жизнью).

    «Искусство рисовальщика, может быть, заключается в том, чтобы суметь, сделав рисунок, убрать затем все лишнее, как это поразительно умел делать Серов. Рисунки Николая Николаевича Вышеславцева, особенно его портреты, сделаны именно на основе этого начала. Он владел искусством передавать цветными карандашами не только сходство, но и внутреннее существо человека: таков, например, его превосходный портрет Андрея Белого.

    У Вышеславцева особая, нередко вызывающая горькое сожаление судьба: отличный рисовальщик, одаренный тонким вкусом и художественным тактом, влюбленный в книги, неутомимый собиратель их – в тридцатых годах почти все букинисты знали этого художника-книголюба, – Вышеславцев прошел в нашем искусстве как бы стороной, и редко можно встретить упоминание его имени…

    Было время, когда в Москве существовал ряд книжных лавок писателей, поэтов, деятелей искусств, педагогов, а за прилавками стояли Н. Телешов или Сергей Есенин, литературовед Ю. Айхенвальд или искусствовед Б. Р. Виппер; одним из самых неутомимых посетителей этих лавок был Николай Николаевич Вышеславцев, и я редко встречал художника, так дружившего с книгой не только потому, что время от времени ему приходилось украшать ее или иллюстрировать: книга была его спутником и вдохновителем…

    – Надо прежде всего делать свое дело, – сказал мне Николай Николаевич как-то, – притом возможно лучше для самого себя делать… а сделаешь хорошо для себя – смотришь, и для других получилось неплохо.

    Резинка в руке Вышеславцева играла не меньшую роль, чем карандаш, она стирала все ненужное и оставляла только нужное; для Вышеславцева это была гамма, которой он неустанно упражнял свои руки: правой рукой он рисовал, а левой стирал ненужное, и с такой строгостью и таким художественным вкусом умел это делать Вышеславцев» (В. Лидин. Люди и встречи).

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. автора Дунаев Михаил Михайлович

    Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

    Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

    ГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (род. 15.02.1831 г. – ум. 2.06.1894 г.) Известный русский исторический живописец, портретист, скульптор и график. Профессор живописи (1863 г.). «Мы все любим искусство, – говорил Н. Н. Ге в 1894 г. с кафедры Первого съезда художников, – мы все его ищем, мы все его

    Из книги История русской литературы второй половины XX века. Том II. 1953–1993. В авторской редакции автора Петелин Виктор Васильевич

    Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

    АСЕЕВ (до 1911 Ассеев) Николай Николаевич 28.6(10.7).1889 – 16.7.1963Поэт. Член группы «Центрифуга». Один из учредителей издательства «Лирика». Стихотворные сборники «Ночная флейта» (М., 1914), «Зор» (М., 1914), «Леторей» (в соавт. с Г. Петниковым; М., 1915), «Ой конин дан окейн» («Люблю твои

    Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

    БАЖЕНОВ Николай Николаевич 1857–1923Психиатр, общественный деятель, один из инициаторов возрождения русского масонства. В 1890 участвовал в создании Московской временной психиатрической больницы (на Ноевой даче), при которой организовал семейный патронаж. С 1902 приват-доцент

    Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

    ВРАНГЕЛЬ Николай Николаевич барон; 2(?).7.1880 – 15(28).6.1915Искусствовед, художественный критик, основатель-редактор журнала «Старые годы» (1907–1915), соредактор С. Маковского в журнале «Аполлон» (1911–1912), активный член «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и

    Из книги Религиозная антропология [Учебное пособие] автора Ермишина Ксения Борисовна

    ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович 3(15).10.1877 – 10.10.1954Философ. Сочинения «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» (М., 1914), «Гарантия прав гражданина» (М., 1917), «Проблемы религиозного сознания» (Берлин, 1924), «Сердце в христианской и индийской

    Из книги автора

    ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич 13(25).2.1879 – 7.9.1953Драматург, теоретик и историк театра, режиссер. Один из создателей «Старинного театра» (1907–1908, 1911–1913). Книги и издания: «Драматические сочинения» (в 3 т., СПб. – Пг., 1907–1923), «Введение в монодраму» (СПб., 1909, 1913), «Ропс» (СПб., 1910),

    Из книги автора

    Из книги автора

    САПУНОВ Николай Николаевич 17(29).12.1880 – 14(27).6.1912Живописец, театральный художник. Ученик К. Коровина. Один из основателей группы «Голубая роза». Участник выставок объединения «Мир искусства». Работы в театре В. Комиссаржевской «Гедда Габлер», «Балаганчик», в «Доме

    Из книги автора

    СИНЕЛЬНИКОВ Николай Николаевич 31.1(12.2).1855 – 19.4.1939Режиссер, актер, театральный деятель. На сцене с 1874. Играл на сценах Житомира, Николаева, Ставрополя, Владикавказа, Казани. С 1900 – главный режиссер театра Корша в Москве. Постановки: «Плоды просвещения» Л. Толстого (1893), «Дядя

    Из книги автора

    ФИГНЕР Николай Николаевич 9(21).2.1857 – 13.12.1918Русский певец (лирико-драматический тенор), режиссер-постановщик, переводчик-либреттист, музыкальный деятель, пропагандист оперного искусства. Певческую карьеру начал в 1882 в Неаполе. На русской сцене с 1887. Пел в Мариинском театре

    Из книги автора

    ХОДОТОВ Николай Николаевич 2(14).2.1878 – 16.2.1932Драматический актер, чтец-декламатор, режиссер, драматург, мемуарист. В 1898–1929 на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Роли: Жадов («Доходное место» Островского), князь Мышкин («Идиот» по Достоевскому),

    Из книги автора

    ЧЕРНОГУБОВ Николай Николаевич 1874–1941Искусствовед, библиофил, коллекционер. В 1903–1917 – главный хранитель Третьяковской галереи.«Грязно одетому, в дурно пахнувшем белье, с серовато-желтым, плохо вымытым лицом и такими же руками, со злыми, хитрыми и умными глазами, всегда

    Из книги автора

    Глава 13. Персоналистическая антропология: Н. А. Бердяев и Б. П. Вышеславцев Все мыслители персоналистического направления (Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, В. В. Зеньковский, Л. Шестов и др.), безусловно, отличались индивидуальностью,

    К 95-летию Козьмдемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева


    В 2014 году в сентябре месяце Козьмодемьянскому художественно-историческому музею им. А.В. Григорьева исполняется 95 лет. В рамках «Года культуры в РФ» и юбилея музея его сотрудники проводят разнообразную научно-исследовательскую работу. В том числе ведется работа и по атрибуции рисунков художника Вышеславцева Н.Н.

    Вышеславцев Николай Николаевич родился в 1890 году умер в 1952. Это был человек высокой культуры, интеллектуал, отличный собеседник. Учился в Москве, Париже,знал французский язык, были у него поездки в Италию. Когда началась 1-ая мировая война вернулся на родину в Россию. Надеялся, что война быстро закончится все работы оставил в Париже в мастерской. В России закончил школу прапорщиков и ушел на фронт 1-ой мировой войны. На фронте был ранен, контужен, награжден Орденом Святого Георгия. После тяжелого ранения в голову его демобилизовали. В 1918 году начал работать в Москве в Народном комиссариате просвещения в отделе изобразительного искусства. В 1920 году в Москве во Дворце искусств была устроена выставка его работ. Вскоре он познакомился с русской известной поэтессой Мариной Ивановной Цветаевой. В момент знакомства ей было 27 лет а ему - 32 года.

    27 своих стихотворений она посвятила Николаю Николаевичу. В них она упоминает его буквами НН. Конечно, и Вышеславцев Николай Николаевич, думаем, рисовал портреты Марины Ивановны.

    В коллекции Козьмодемьянской картинной галереи имеется коллекция рисунков Вышеславцева Н.Н. Некоторые из них датируются 1921 годом. От куда поступили данные рисунки в коллекцию музея информация не обнаружена. Сотрудники проводят их атрибуцию. К данной работе привлекают искусствоведов.

    Оказал помочь в работе Андрей Дмитриевич Сарабьянов (искусствовед.эксперт живописи,издатель г. Москва) Вот содержание его письма:«Я получил ответ из Парижа от Вероники Лосской, которая занимается М. Цветаевой и которой я отправлял портретН. Вышеславцева. Она ничего определенного, к сожалению, не смогла сказать. Ни отрицательно, ни положительно. Сейчас отправляю портрет одному московскому цветаеведу. Может быть что-то узнаем новое».

    Вскоре от искусствоведа пришел ответ и вот что он пишет: «Только мне кажется, это не может быть М. Цветаева - рисунок носа и рта совсем другой. Я бы сказал, что Коллонтай, но в Мураново есть похожий портрет, правда стилизованный числится там портретом Варвары Туркестановой 22 года. Я нашел только маленькую фотографию,видимо, это одно и тоже лицо. Туркестанова- только кажется не Варвара? Надо это проверить, по-моему ее Ольга звали, она из тех Варвар Туркестановых, фрейлин павловских».

    Воспользовавшись советом, сотрудники музея обратились за помощью к директору Музея заповедника «Усадьба «Мураново» им. Ф.И.Тютчева Игорю Александровичу Комарову. К работе по атрибуции рисунков Вышеславцева Н.Н. он подключил Долгополову Светлану Андреевну, которая вскоре прислала письмо следующего содержания: «Я работаю в музее с 1971 года, много лет дружила с О.Н. Вышеславцевой, вдовой художника Н.Н. Вышеславцева,любившего наш музей. Вся проблематика, изложенная Вами в письме мне знакома. Напишите, пожалуйста, каким образом Вы хотите осуществить данную работу. Может быть Вам имеет смысл прислать изображение работ Н.Н. Вышеславцева из Вашего музея».

    В итоге нами изображения работ Н.Н. Вышеславцева были посланы. В обмен получили изображение портрета Турчениновой. Также Светлана Андреевна Долгополова подарила нашему музею книгу « Николай Николаевич Вышеславцев - художник «Серебряного века». Москва 2005

    года. Эта книга посвящена жизни и творчеству художника Н.Н. Вышеславцева. Она знакомит с творчеством самобытного русского графика, искусствоведа, педагога Н.Н. Вышеславцева.

    Наследие его представляет немалый интерес -художественный и историко-культурный. В ней в частности отмечается, что в 20-е годы Н.Н. Вышеславцев создает большой цикл портретов деятелей русской советской культуры. В творческой жизни Н.Н. Вышеславцева много места занимают женские портреты. Женский портрет очень типичен для периода расцвета творчества художника. Прежде чем создавать портрет он вживался в творчество портретируемого, что способствовало ему раскрытию его внутреннего облика.

    Вопрос о том: кто изображен на рисунках? остается открытым.

    Любители творчества художника Н.Н. Вышеславцева и ценители творчества «Серебряного века» могут приобщиться к данной работе по атрибуции ниже представленных рисунков.

    Эту работу они могут совместно с музейными сотрудниками приурочить к 125-летию со дня рождения художника Николая Николаевича. Юбилей которого будет отмечаться общественностью в 2015 году.

    Зав. историческим отделом
    В.Л.Шерстнев