Open
Close

"Что сказала бы мама". Л. Воронкова

1. Кто из героев Валентина Катаева соответствует описанию:

“ ...непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обмётанными лихорадкой, воспалёнными губами вылетали сиплые вздохи... Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета.”

(Ваня Солнцев)

2. Кто из героев Валентина Катаева “был горячий, нетерпеливый, смелый до дерзости”?

(Капитан Ахунбаев)(стр.17)

3. Кто из героев В. Катаева был храбр, “ но при этом холодноват, сдержан, расчётлив, как и подобает хорошему артиллеристу”?

(Капитан Енакиев)(стр.17)

4. Почему Ваня остался один и почему оказался у линии фронта? (стр.30)

(“..отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумой собирать куски. Где-то попался полевым жандармам. Отправили в какой-то ихний детский изолятор. Там заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом... Потом убежал, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти.”)

5. Что случилось с семьёй капитана Енакиева? (стр.31)

(Мать, жена, сын погибли по дороге в Минск, когда на беженцев налетели немецкие штурмовики)

6.Кто из героев Катаева был донбасским шахтёром и как его описывает автор? (стр.38)

(Ефрейтор Биденко, “костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, по прозвищу “шкелет”. ... Каменноугольная пыль так крепко въелась в его тёмную кожу. что она до сих пор имела синеватый оттенок”

7. Кто из героев Катаева был сибирским лесорубом и как его описывает автор?(стр.38)

(Ефрейтор Горбунов, “ не великан, а богатырь: гладкий. упитанный, круглолицый сибиряк Горбунов с калёным румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячей щетиной на розовой голове, по прозвищу Чалдон... Казалось от него до сих пор крепко пахнет ядрёными, свежеколотыми дровами. И вообще весь он был какой-то белый, берёзовый”)

8. Кто из героев Катаева соответствует описанию:

“ На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии: шинель - длинная, до пят, как юбка; круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом; погоны с маленькими стременами, перекрещёнными двумя клинками; шпоры и, как венец всего этого воинского великолепия . ярко-алый башлык, небрежно закинутый за спину” ?

(Сын полка ефрейтор Вознесенский (стр.79))

9. Как удалось Ване вернуться к разведчикам после второго побега от ефрейтора Биденко?

(Рассказал офицеру, не зная, что говорит с капитаном Енакиевым, свою историю, свою обиду и Енакиев решил оставить мальчика у себя)

10. Что делал Ваня в своей первой разведке?

(Ваня должен был, идя со своей лошадью, изучить местность, вернуться и доложить свободен ли путь. Вместо этого он карандашом наносил в букваре ориентиры и цели, составлял план местности. За этим занятием его и застал немецкий патруль)

Зрителям : как фашисты убедились, что в букваре именно Ваня рисовал схемы?

(У Вани язык был синий из-за карандаша)

11. Разведчики и капитан Енакиев любили Ваню. Чем отличалась любовь разведчиков от любви Енакиева?

(Разведчики любили Ваню как младшего брата, внёсшего разнообразие в их суровую боевую жизнь. Енакиев очень любил своего покойного сына. Ваня пробудил в душе Енакиева более глубокие чувства, чем братская любовь)

12. Кем же капитан Енакиев решил сделать Ваню после того. как его поставили на все виды довольствия?

(Енакиев взял его к себе связным, но на самом деле он решил научить Ваню выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта) (стр.173)

13. Капитан Енакиев прикомандировал Ваню к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера. Чем было знаменито первое орудие?

(Славилось меткостью и невероятной быстротой стрельбы. Наводчиком был Герой Советского Союза Ковалёв. А ещё у них был баянист Сеня Матвеев)

14. Кто из героев книги до войны был заведующим птицеводческой фермой. А во время первой мировой войны считался выдающимся наводчиком?

(Герой СоветскогоСоюза Ковалёв)

15. Вспомните бой, в котором погиб капитан Енакиев. Чего опасался капитан Енакиев при разработке плана немецких позиций?

(Немцы за ночь могут подтянуть свежие силы, подкрепление.)

16. Что делал Ваня, уже запасной шестого номера при первом орудии, во время атаки на немецкие позиции.

(Вынимал патроны из упаковки и снимал с них колпачки.)

17. Капитан Ахунбаев повёл свой свежий взвод в атаку в самый центр немецких позиций. «Это была минута торжества. Но она пролетела также стремительно, как и всё, что делалось в это утро.» Почему автор так написал? Почему прошла?

(Появидись 6 немецких танков в сопровождении пехоты.)

18. Как удалось капитану Енакиеву отослать Ваню с передовой?

(Приказал отвезти пакет на командный пункт дивизиона.)

19. Как погиб капитан Енакиев?

(Две пушки капитана Енакиева и остатки батальона Ахунбаева, растреляв все патроны, отбивались от немцев сорок минут ручными гранатами, потом дрались штыками, лопатами. Но так как немцы продолжали наступать, то Енакиев вызвал огонь батарей дивизиона на себя.)

20. Что было написано в записке капитана Енакиева?

(Енакиев прощался со своей батареей, просил похоронить его в советской земле, сделать из Вани хорошего офицера).

В. Катаев. Сын полка:Повесть.- М.: Детская литература, 1980.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

1.Как удалось Ване убежать от Биденко в первый раз?

(Проехав по лесу пять километров, Ваня спрыгнул с машины и побежал в лес. Скрывшись из виду, взобрался на дерево и там решил переждать суматоху, пока Биденко бегал по лесу.)

2. Как Ваня убежал от Биденко во второй раз?

(Биденко привязал его к верёвке и всё время дёргал, чтобы убедиться в том, что Ваня рядом. Когда Биденко успокоился, Ваня привязал верёвку к ноге женщины-хирурга)

3.Кто взял Ваню в разведку?

(Биденко и Горбунов)

4. Как фашисты убедились, что именно Ваня рисовал схемы в букваре?

(У Вани язык был синим из-за карандаша.)

5. Как удалось освободить Ваню?

(Началось наступление наших войск и лес оказался в тылу наших войск.)

6. Кто из героев В. Катаева имел прозвище «Восемь-сорок»?

(Парикмахер Глазс.)

7. Какой род войск в армии называли «Богом войны»?

(Артиллерию)

Царицей полей?

(Пехоту.)

8. разлучаться с любимыми людьми тяжело. Что помогло Ване пережить разлуку с разведчиками, когда его перевели к артиллеристам?

(Артиллерийское орудие. «Уже само слово –орудие - всегда звучало для мальчика заманчивои грозно. Оно было самое военное изо всех слов, окружавщих Ваню.»)

9. Какой план атаки составил капитан Ахунбаев?

(Две роты должны были скрыто обойти немцев справа, перехватить немецкие коммуникации и ждать. Одна рота должна была оставаться в резерве. Капитан думал, что фашисты, видя, что их атакуют малыми силами, перейдут в контратаку. В это время в бой вступят две роты, которые будут в тылу немцев.)

10. Что вручил Ване командир полка перед тем, как отправить его учиться?

(Погоны капитана Енакиева.)

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.
- Ступай, ступай,- сказала бабушка.- Наберёшь щавелю - зелёные щи сварим.
Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы - и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.
Вдруг Федя сказал:
- Что-то здесь пчёл много!
- Правда, здесь пчёл много,- сказал и Ваня.- Всё время гудят.
- Эй, ребята,- закричал издали Гринька, - поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели - вон ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
Ребята, отступай! скомандовал Гринька. - Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
Ребята! крикнул Ваня. - Васятку пчёлы закусали!
- А что, нам за ним на пчельник идти? - ответил Гринька.- И нас пчёлы закусают.
Надо его отца позвать,- сказал Федя. - Вот пойдём мимо их дома - его отцу скажем.
И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
- Иди сюда! - крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
- Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! - Посмотрела на Ваню. - Ах, батюшки, Ванёк, - сказала она - и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит - перестанет!
- Мне ничего, - сказал Ваня.
И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
- Ну и хорош! - сказала бабушка. - Это кто же тебя так разукрасил?
- Пчёлы,- ответил Ваня.
- А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
- Они убежали, а я Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит - перестанет.
Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
- Федя с Гринькой от пчёл убежали, - сказала бабушка, - а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела - что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
- Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!

Смотрите также: "Дед, баба и Алеша". Юрий Коваль

Комментарии посетителей сайта:

екатерина (17:48:14 31/03/2011):
какой жалостивый рассказ!

Дарья (14:33:38 03/02/2013):
рассказ интерессный

меги (20:10:17 11/05/2015):
Мне очего понравилось но не понятно что висит гринька

настя (20:56:02 03/12/2015):

настя (20:57:02 03/12/2015):

Гость (14:59:04 06/12/2015):
Несразу въехала

НИКА (17:29:55 07/12/2015):
да текст просто супер

Гость (13:21:52 04/01/2016):

милана (12:16:40 10/01/2016):
Это мой любимый рассказ

Федя (20:58:55 07/02/2016):
КРУТО!!!

Дмитрий (20:04:28 10/02/2016):
классный рассказ советую

Миша (15:02:40 28/02/2016):
Мне понравилось

Ваше имя:

Я в этой теме не особо шарю, примерно представляю, как оно происходит, знакомился, чтобы понять, что там безопасно, а куда соваться не стоит.

Чтобы быть постоянно веселым, надо постоянно принимать, и преодолевая толерантность организма, повышать дозировки.
Для MDMA, одного из самого безопасных запрещенных нейростимуляторов, при отказе после долгосрочного регулярного приема, находят в большинстве случаев проблемы с выработкой серотонина, но там не понятно, вроде как, не связано ли это и с одновременным употреблением каннабиоидов. И связывают это с не до конца восстановившейся выработкой эндогенных веществ. И это при отсутствии каких-либо индивидуальных патологий, которые редко, но встречаются.

Neurotoxicity of drugs of abuse - the case of methylenedioxy amphetamines (MDMA, ecstasy), and amphetamines

"A low serotonergic tone has been widely associated with psychological disturbances, particularly with depression, suicidality, aggressiveness, and impulsiveness. There are several anecdotal reports of depressive syndromes, anxiety, and psychotic episodes associated with ecstasy use,78 and high psychiatric comorbidity was established in studies with large samples of ecstasy-experienced polydrug users.79-80 A causal link between these disorders and ecstasy may exist at least in a predisposed subgroup of users. However, due to the widespread use of ecstasy and the parallel use of other substances no firm conclusion can be drawn from these reports. Moreover, results from a prospective-longitudinal investigation on a large representative sample of adolescents and young adults (n=2462) over 4 years confirmed a high psychiatric comorbidity in MDMA users, but demonstrated that the use of ecstasy started, in most cases, after the onset of the comorbid disorder.81

Several studies used standardized psychometric instruments and demonstrated higher scores for impulsiveness, depressive mood, emotional instability, anxiety, noveltyseeking, hostility/ aggression, and an overall heightened level of psychological distress in mostly polydrug ecstasy users compared with control groups. However, results have not been entirely consistent; for example, one studyreported reduced impulsiveness and aggression compared with the control group. Two studies suggested a link between high scores and heavy parallel cannabis use. Moreover, in a recent study with a longitudinal design and a follow-up period of 18 months increases in self-rated psychopathology were associated with continued cannabis rather than continued ecstasy use. Finally, in recent studies with relatively large samples of 234, 61, and 50 polydrug ecstasy users and controls using other drugs only, elevated psychopathology appeared to be associated with polydrug use in general and not specifically with ecstasy use"

Текст 1

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними.

– (2)Ступай, ступай, – сказала бабушка. – (3)Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим.

(4)Весело было на лугу: траву ещё не скосили, кругом далеко-далеко пестрели цветы – и красные, и синие, и белые. (5)Весь луг был в цветах.

(6)Ребятишки разбрелись по лугу, широко раскинувшемуся до самого горизонта, и стали рвать щавель. (7)Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

(8)Вдруг Федя сказал:

– (9)Что-то здесь пчёл много!

– (10)Правда, здесь пчёл много, – сказал и Ваня. – (11)Всё время гудят.

– (12)Эй, ребята, – закричал издали Гринька, – поворачивай обратно! (13)Мы на пчельник забрели – вон ульи стоят!

(14)Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики.

– (15)Ребята, отступай! – скомандовал Гринька. – (16)Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

(17)Ребятишки осторожно пошли от пчельника. (18)Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл, и совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (19)Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. (20)Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

– (21)Ребята! – крикнул Ваня. – (22)Васятку пчёлы закусали!

– (23)Если мы пойдём за ним на пчельник, то и нас пчёлы закусают, – ответил Гринька.

– (24)Надо его отца позвать, – сказал Федя. – (25)Когда пойдём мимо их дома, его отцу скажем.

– (27)Иди сюда! – крикнул он Васятке.

(28)Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. (29)Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. (30)До самого дома довёл.

(31)Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

– (32)Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? (33)Вон как пчёлы искусали!

(34)Посмотрела на Ваню: «Ах, батюшки, Ванёк, и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! (35)Ты не бойся: поболит – перестанет!»

– (36)Мне ничего, – сказал Ваня.

(37)И пошёл домой. (38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

– (39)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (40)Это кто же тебя так разукрасил?

– (41)Пчёлы, – ответил Ваня.

– (42)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

– (43)Они убежали, а я Васятку вёл, – сказал Ваня. – (44)А что ж такого? (45)Поболит – перестанет.

(46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

– (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?

(49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

(50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

– (51)Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (52)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (53)Вот бы что она сказала!

(По Л.Ф. Воронковой)

обоснования ответа на вопрос: «Почему Ваня не убежал с пчельника вместе с ребятами?»

1) Ваня не боялся пчелиных укусов: поболит – перестанет.

2) Васятка самостоятельно выбраться из пчельника не мог, и Ваня решил помочь маленькому мальчику.

3) Ребята пошли за помощью к отцу Васятки, а Ваня не хотел идти с ними.

4) Ваня боялся быстро двигаться или бежать, чтобы не сердить пчёл.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм ?

2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

3) Ты не бойся: поболит – перестанет!

4) Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай.

3. Из предложений 42–47 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости звонкости последующего согласного.

4. Из предложений 7–14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ИН-, пишется одна буква Н».

5. Замените разговорное слово «ступай» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «пчелиные домики» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание

7. Выпишите грамматическую основу предложения 40

8. Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленным приложением

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове .

Вдруг Федя сказал:

– Что-то здесь пчёл много!

– Правда, (1) здесь пчёл много, (2) – сказал и Ваня. – Всё время гудят.

– Эй, (3) ребята, (4) – закричал издали Гринька, (5) – поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели – вон ульи стоят!

Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, (6) сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 38. Ответ запишите цифрой

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, (1) и Ваня пошёл с ними.

– Ступай, (2) ступай, (3) – сказала бабушка. – Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим.

Весело было на лугу: траву ещё не скосили, (4) кругом далеко-далеко пестрели цветы – и красные, (5) и синие, (6) и белые. Весь луг был в цветах.

Ребятишки разбрелись по лугу, (7) широко раскинувшемуся до самого горизонта, (8) и стали рвать щавель. Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, (9) по весёлым цветам.

12. Среди предложений 15–23 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения

13. Среди предложений 1–7 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай» .

Приведите в сочинении2 (два)аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

ВЗАИМОВЫРУЧКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 2

Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…

– (2)Куда выбрали? – (3)Уже неделю она в отряде, а всё «новенькая»…

– (4)В конкурсе красоты участвовать! – (5)Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

(6)Я схватилась за сердце и посмотрела на стоящего рядом Ромку.

– (7)Рома… (8)Ну зачем вы так уж?

– (9)Так ей и надо! (10)Пусть не задаётся!

(11)Я бросилась к Антонине Марковне и Олегу.

– (12)Ну как вы могли допустить? (13)Куда вы смотрели?

– (14)Маша, я не понимаю… – растерялась Антонина Марковна. – (15)На планёрке сказали выбрать одну девочку от отряда, что это главный конкурс…

– (16)Вот именно!

– (17)Мы стали выбирать, а они все хором: (18)«Алёну, Алёну! (19)Она самая красивая!» (20)Я бы не сказала, но раз они так считают…

(21)Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза. (22)В нашем отряде почти все старожилы, они знают, что такое конкурс красоты! (23)Будь ты трижды раскрасавица, не выполнить тебе ни одного задания без поддержки отряда и зрелищных номеров. (24)Но на сцене-то стоять только ей, позор, свист и улюлюканье зала принимать тоже ей одной. (25)Прославится сразу на весь лагерь! (26)Как самая «классная» девчонка или как самая… сами понимаете.

– (27)Если у участницы нет поддержки, она будет выглядеть… ну как полная дура! (28)А её, думаете, наши поддержат? (29)Подставили девчонку!

– (30)Но, Маша, она сама согласилась! (31)Помолчала с минутку, оглядела всех по очереди и говорит спокойно так: «Я согласна».

(32)Представляю, какими глазами она «оглядела всех»! (33)А ведь могла бы отказаться! (34)Запросто! (35)Но она всё поняла, гордая девочка Алёна Акинирова, и назло им не отказалась.

– (36)Значит, так, – сказала я решительно. – (37)Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить. (38)Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы помочь человеку.

– (39)Да, Маша, – сказала Антонина Марковна послушно.

– (40)Хорошо, Маш, – серьёзно кивнул Олег.

(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

– (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!

– (43)Все сразу попа́дают и дадут ей первое место!

– (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька. – (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.

(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:

– (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё равно…

(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

– (53)Думаешь, я без них не справлюсь? (54)Очень надо! (55)Справлюсь и без них! (56)Вот увидите.

(57)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.

(По Т. Михеевой)*

* Михеева Тамара (род. в 1979 г.) современная писательница, лауреат литературных премий.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алёнку выбрали участвовать в конкурсе красоты?»

    Ребята считали Алёнку самой красивой.

    Ребята хотели показать девочке, что без их помощи она не выиграет конкурс.

    Вожатые посоветовали ребятам выбрать Алёнку.

    Алёнка сама захотела участвовать в конкурсе.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсясравнение?

1) Прославится сразу на весь лагерь!

2) Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!

3) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

4) Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить

3. Из предложений 6–14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

4. Из предложений 44–50 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

5. Замените разговорное слово «классная» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 25.

8. Среди предложений 44–49 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

Если у участницы нет поддержки, (1) она будет выглядеть… ну как полная дура! А её, (2) думаете, (3) наши поддержат? Подставили девчонку!

Но, (4) Маша, (5) она сама согласилась! Помолчала с минутку, (6) оглядела всех по очереди и говорит спокойно так: «Я согласна».

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я живо представила, (1) как они кричат, (2) какие у них ехидные, (3) злые глаза. В нашем отряде почти все старожилы, (4) они знают, (5) что такое конкурс красоты!

12. Среди предложений 44–50 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

13. Среди предложений 21–25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Текст 3

Началась эта мук а в далёкие годы, в классе, что ли, пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам зас тила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну, не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

(По Ю. Трифонову)*

* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981 гг.) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Глебов называет свой этап жизни, который начался «в классе, что ли, пятом или шестом», му́кой?»

1)Глебову мучительно трудно было отказывать одноклассникам, когда они просили мальчика провести их на сеанс в кинотеатр бесплатно.

2)Глебову стыдно было вспоминать, что он «горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе».

3)Глебов над своими одноклассниками имел «власть – ну, не власть, а, скажем, авторитет», и это тяготило его.

4)Глебова стала обуревать зависть к иной, неведомой ему жизни, символами которой для него были «дом-громада» и «герой» Лёвка Шулепа.

1) Серая громада висла над переулочком, по утрам зас тила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.

2) Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой.

3) Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

4) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

3.В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения?

1) сверху 2) разговор 3) расправиться 4) раздался

4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н»?

1) громадным 2) посрамлены 3) взамен 4) презрительно

5. Замените книжное устаревшее слово «благодеяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «глебовская власть» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

8. Среди предложений 20–23 найдите предложения с обособленным согласованным определением . Напишите номера этих предложений.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Серая громада висла над переулочком, (1) по утрам за́стила солнце, (2) а вечерами сверху летели звуки музыки. Там, (3) в поднебесных этажах, (4) шла, (5) казалось, (6) совсем иная жизнь, (7) чем внизу.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мальчишки их было человек пять зазвали Лёвку после уроков на задний двор, (1) окружили, (2) о чём-то заспорили, (3) и вдруг Медведь, (4) главный силач класса, (5) охватил Лёвку за шею, (6) опрокинул его рывком навзничь, (7) остальные с криками «ого-го!» набросились, (8) Лёвка сопротивлялся, (9) бил ногами, (10) но его, (11) конечно, (12) смяли, (13) скрутили, (14) кто-то сел ему на грудь.

12. Среди предложений 16–19 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения.

13. Среди предложений 16–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

14. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «история» (предложение 19).

1)действительность 2) происшествие 3) наука 4) рассказ

15. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) отличала 2) помириться 3) собирались 4) зародилось

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И нет несчастнее людей, поражённых завистью» .

Приведите в сочинении2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Текст 4

По улицам мчалась «скорая помощь». (2)Куда она мчалась? (3)К человеку, попавшему в беду? (4)Или возвращалась на стоянку? (5)Голос сирены нарастал. (6)Он, казалось, то взлетал под облака, то стремительно падал. (7)Он звучал, как сигнал боевой тревоги.

(8)А если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?

(9)Надо остановить её!

(10)И мальчик решился. (11)Он выбежал на середину мостовой и преградил путь «скорой помощи». (12)Расстояние от летящей машины до мальчика было очень небольшим. (13)Оно сокращалось с каждым мгновением. (14)Мальчик закрыл глаза, но не тронулся с места.

(15)И вдруг сирена умолкла. (16)Машина резко затормозила. (17)На мостовой было скользко, и её занесло в сторону.

(18)Когда мальчик с коньками открыл глаза, машина «скорой помощи» стояла совсем близко, развернувшись поперёк дороги. (19)А из распахнутой дверки уже выскакивал бледный шофёр в фуражке с блестящим козырьком. (20)Тяжело дыша от волнения, он подбежал к мальчику и замахнулся, чтобы ударить его. (21)Но сдержался и не ударил. (22)Только заговорил часто и сбивчиво:

– (23)Какого чёрта! (24)Шантрапа! (25)Жить надоело? (26)Под машину лезешь! (27)Герой!

(28)Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения. (29)И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки. (30)Когда шофёру не хватило воздуха и он замолчал, чтобы сделать вдох, мальчик, не поднимая глаз, сказал:

– (31)Человек умирает.

– (32)Где? – спросил шофёр. (33)Он сразу остыл, почувствовал себя на своём посту.

– (34)Я вам покажу, – ответил мальчик.

(35)Шофёр нахмурился. (36)Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.

(37)Когда мальчик и шофёр подошли к машине, там уже начал собираться народ. (38)Машина «скорой помощи», стоящая поперёк мостовой, успела привлечь зевак. (39)Они толпились у машины, спрашивая друг друга, что случилось, в чём дело, кого задавили.

(40)Но никто не лежал на мостовой, а к машине быстро шли шофёр в фуражке с кожаным козырьком и долговязый мальчик с коньками под мышкой.

– (41)Арсений Иванович, – сказал шофёр, заглядывая в открытую дверку, – тут у малого с отцом плохо. (42)А у нас вызовов нет. (43)Поедем?

(44)Мальчику хотелось сказать, что шофёр ошибся, что раненый боец Бахтюков ему не отец, а чужой человек, что ему стало плохо, что он его встретил по дороге на каток и помог добраться до дома. (45)Но сейчас не было времени для объяснений: человек мог погибнуть. (46)И мальчик, стараясь говорить понятней и убедительней, сказал:

– (47)Лежит без сознания. (48)Раненый он. (49)Осколок зашевелился. (50)В груди.

– (51)Поехали! – решительно сказал врач.

(52)Мальчик и шофёр забрались в кабину. (53)Завыла сирена, разгоняя зевак. (54)И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.

(По Ю.Я. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923 1996) писатель и сценарист.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик проявил решительность, забыв о собственной безопасности?»

1) Мальчик был уверен, что машина вовремя затормозит

2) Расстояние от летящей машины до мальчика было очень небольшим, и мальчик без страха встал на её пути

3) Раненый боец Бахтюков был отцом мальчика.

4) Мальчик хотел помочь человеку, который мог погибнуть без помощи врача

2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения

2) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал

3) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.

4) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?

3. Из предложений 10–16 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

4. Из предложений 48–54 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано

5. Замените разговорное слово «остыл» в предложении 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним

6. Замените словосочетание «кожаный козырёк», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

8. Среди предложений 36–40 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

По улицам мчалась «скорая помощь». Куда она мчалась? К человеку, (1) попавшему в беду? Или возвращалась на стоянку?

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 44. Ответ запишите цифрой

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Когда работаешь на «скорой помощи», (1) готов ко всему, (2) но такого оборота дела он не ожидал.

Когда мальчик и шофёр подошли к машине, (3) там уже начал собираться народ. Машина «скорой помощи», (4) стоящая поперёк мостовой, (5) успела привлечь зевак. Они толпились у машины, (6) спрашивая друг друга, (7) что случилось, (8) в чём дело, (9) кого задавили.

12. Среди предложений 36–40 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения

13. Среди предложений 44–50 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Текст 5

Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.

(5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.

(6)Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». (7)А дралась она, действительно, здорово.

(8)Причём, и это всегда удивляло и учеников, и учителей, она всегда дралась без причины. (9)Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью. (10)А мальчишка просто был сердечником, и просто ему уже было плохо, но он никак не мог вырваться.

(11)«Совсем озверели, – налетев со спины, Агния повалила одного из старшеклассников на землю и протянула мальчику руку, – идём!»

(12)Тот, пошатываясь от слабости, шагнул к ней из окружения.

(13)«Агни, борзеешь…» – раздался за его спиной угрожающий шёпот.

(14)И старшеклассник, сплюнув, поднялся с земли.

(15)Агния рывком оттащила мальчика за спину.

(16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.

(17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом. (18)Но Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.

(22)Старшеклассник с рассечённой губой шагнул к девушке первым, противно ухмыляясь и разминая кулаки. (23)Слышно было, как они похрустывают.

(24)Агния только усмехнулась и сбросила кожаную сумку на землю. (25)Всё будет значительно хуже, чем всегда.

– (26)Я в милицию звоню! – раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. – (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!

(29)Щуплый семиклассник Витька с дрожащими от страха губами и полными слёз глазами поднял сотовый телефон над головой. (30)И в первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его. (31)Но потом они разглядели в его взгляде нечто, чего не видели прежде. (32)Это была решимость.

– (33)Отойдите от неё! – сорвавшись на истерический визг, повторил Витька.

(34)И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.

– (35)В другой раз.

(36)Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

(37)Посмотрев на Витьку, Агния слабо улыбнулась и провела ладонью ему по голове.

– (38)Санька у меня такой же… (39)Смелый.

– (40)Я не смелый… – возразил Витька тихо.

– (41)Я сказала: смелый, – повторила Агния. – (42)Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. (43)Настоящую ответственность.

(44)Мальчишка-сердечник, всё еще синий от слабости, смотрел на них мутными глазами и ничего не понимал…

(По Н. Айне)*

* Айна Нара современная детская писательница.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Агния ввязалась в драку?»

1) Агния посещала спортивные секции и хотела доказать ребятам, что перестала быть «хрупкой» девочкой.

2) Агния всегда дралась без причины.

3) Агния дралась здорово и использовала любую возможность, чтобы участвовать в драке.

4) Агния понимала, что мальчик, страдая сердечным недугом, не сможет дать отпор старшеклассникам

2. В каком варианте ответа нет фразеологизма как средства выразительности речи?

1) Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.

2) Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».

3) Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.

4) Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

3. Из предложений 12–16 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

4. Из предложений 1–5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».

5. Замените разговорное слово «ввязываться» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «кожаную сумку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 20.

8. Среди предложений 26–32 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, (1) как силы покидали её с каждым ударом. Но Агния никогда не сдавалась. Она падала, (2) она поднималась или не могла подняться, (3) но не сдавалась она никогда. Поэтому били её всегда очень жестоко. А в этот раз всё должно быть ещё хуже, (4) наверное.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Год назад, (1) когда она переводилась в эту школу, (2) Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, (3) похожей на принцессу настолько, (4) насколько может быть похожей на принцессу девчонка, (5) не отличающаяся благонравным характером.

Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, (6) а со второй она уже записалась в какие-то секции, (7) и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».

12. Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

13. Среди предложений 15–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Оксана Павлова,
Лидия Фарутина

Оксана Павловна ПАВЛОВА - учитель литературы высшей квалификационной категории. Лидия Викторовна ФАРУТИНА - библиотекарь. Работают в МОУ «Средняя (полная) школа № 6» г. Юрги Кемеровской области

Библиотечный урок по повести В.П. Катаева «Сын полка»

Вероятно, отношение читателей к этому материалу не будет единодушным. Сама по себе тема «Дети на войне», разумеется, возражений не вызывает. Она должна быть постоянной, лейтмотивной в системе школьного литературного образования.
Вопрос в другом: к каким произведениям следует обращаться для её раскрытия? Давняя повесть Валентина Катаева, казалось бы, переполнена конъюнктурными реалиями - можно вспомнить, что именно за неё, а не за что другое талантливого писателя удостоили Сталинской премии, которую без пропагандистских видов, просто так не давали. С другой стороны, Катаев не умел писать плохо, история военного сиротства для той поры была не просто злободневна, она была всенародной драмой. К тому же, к сожалению, контекст нашей сегодняшней жизни не стал менее жёстким, а детская бесприютность, обездоленность не канула в невозвратном прошлом. Катаева порой упрекали за “сказочные” разрешения ситуаций в этой повести, но на фоне свершающихся ныне событий многое в ней выглядит уже не сказкой, а легендарной правдой.
Во всяком случае нам представляется, что чуткие, думающие словесники могут выйти с повестью «Сын полка» для серьёзного, важного разговора с одиннадцати-двенадцатилетними детьми. Есть главное: в книге передана реальность Великой Отечественной войны, войны как таковой.

Война! Твой страшный след
Живёт в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след -
И в книгах, что на полках.

Н.Старшинов

Цели: развивать интерес учащихся к чтению; познакомить их с биографией и творчеством В.П. Катаева (1897–1986), в частности с повестью «Сын полка» (1945).

Оборудование. Портрет В.П. Катаева;выставка книг о Великой Отечественной войне; рисунки учащихся на темы войны.

Учитель. Каждый год среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто не щадил себя во имя победы над иноземными захватчиками, вспоминаем живых героев и погибших.

Когда бывает этот день?

Накануне годовщины Победы народов нашей страны и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о разных её страницах. Сегодня речь пойдёт о ваших ровесниках, ребятах, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше.

Пусть во время нашего разговора горит эта свеча - как символ памяти о тех детях, что не дожили до Победы, не узнали взрослой жизни. Вспомним о них… (Учитель зажигает свечу.)

Сегодня наш разговор о книге Валентина Катаева «Сын полка».

Наш библиотекарь расскажет о писателе, об истории создания книги «Сын полка».

Библиотекарь. Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе сказок. Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет. Родился и вырос на Чёрном море, в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры он написал повесть « Белеет парус одинокий» - вы её обязательно прочитаете.

Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда стали применяться как оружие массового поражения, страшное изобретение науки ХХ века. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. Служил корреспондентом и его младший брат, тоже писатель, Евгений Петров (такую литературную фамилию - псевдоним - он взял, чтобы его не путали с братом. Но теперь его и не спутаешь: ведь вместе с Ильёй Ильфом он написал знаменитые романы - «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Если вы, ребята, пока не читали эти книги, то фильмы по романам, наверное, уже видели).

Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность… Но самая известная из них - повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь» и одновременно публиковавшаяся в детском журнале «Дружные ребята». Отрывки из неё печатали другие журналы и газеты.

Как вы полагаете, почему эту повесть печатали в изданиях и для взрослых, и для детей?

Однажды писатель рассказал о том, как появилась эта книга. “Тему я нашёл в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это - явление”.

Повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны. Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они ни взялись, всё делают с полной отдачей, умело и ловко. Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости, поражающей даже солдат.

Учитель. А теперь - короткая викторина.

1. В каких эпизодах книги упоминаются эти предметы: букварь, верёвка, ножницы, зеркало, веник, гвоздь, погоны, пакет?

2. Ответьте на вопросы, подтверждая свои высказывания примерами из книги.

Что сделал Ваня, когда увидел возле себя взрослых?

Почему сначала Ваня недоверчиво относится к людям?

В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство . Детство - это начало жизни, радость, а война - это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл.

Что такое тыл? Чем он отличается от фронта?

Почему Ваня не хотел уезжать от разведчиков?

По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время второго круга скитаний он встречает мальчика в военной форме.

Прочитайте по ролям эпизод из повести «Встреча с мальчиком в военной форме».

Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке?

Как вы понимаете выражение “сын полка”?

Как Ваня попал к разведчикам и ходил в разведку?

Как Ваня ведёт себя в плену?

Как Ваня попал в суворовское училище?

После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище - так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров. Были также созданы и нахимовские училища - для детей погибших моряков.

Почему Ваня не сбежал на фронт из училища?

Чем привлекает читателей Ваня Солнцев?

Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?

Какого сказочного героя напоминает Ваня?

Можно ли назвать повесть «Сын полка» сказкой?

Библиотекарь. Повесть «Сын полка» на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: “Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея”.

Учитель.

Как вы думаете, почему так ответил писатель?

Знаете ли вы какие-то действительные истории, похожие на судьбу Вани Солнцева?

Какие стихи о детях и войне вы знаете?

(Школьники читают стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете», А.Твардовского «Рассказ танкиста».)

Библиотекарь. Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют просто “вооружёнными конфликтами”, приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.

Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, других войн, в которых участвовали граждане нашей страны.

Урок можно завершить обзором имеющихся в библиотеке книг по теме «Дети на войне».

Историко-культурная справка. Само выражение “сын полка” появилось в русском языке задолго до Великой Отечественной войны. Оно, очевидно, связано с названием комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Дочь полка» (1840). Позднее рассказ «Дочь полка» написал Редьярд Киплинг.

О реальных прототипах катаевского «Сына полка» есть немало историй, хотя, по словам сына писателя, Валентин Катаев утверждал, что Ваню Солнцева и его конкретную судьбу “он выдумал, взял из головы”. Но жизнь всегда шире вымысла: Катаев не отрицал и того, что “сыны полка” - “это явление”. О судьбе одного бывшего сына полка Ивана Солнцева недавно рассказала журналистка Полина Иванушкина в газете «Аргументы и факты» (2006. № 8 от 22 февраля). Есть она и в Интернете: http://www.aif.ru/online/aif/1321/47_01