Open
Close

Почему дети не хотят ходить в школу. "Не хочу в школу!": причины, решение проблемы


Дочка пошла в первый класс, причем очень хотела в школу, готовилась с удовольствием. Но прошло совсем немного времени, и желание идти в класс не просто уменьшилось… оно исчезло совсем! Теперь каждое утром мы уговариваем ребенка идти в школу, а дочь говорит, что хотела бы вернуться в детский сад, где ей было хорошо. Как поступить в такой ситуации?

Не всегда поход в школу начинается гладко, и родители очень расстраиваются из-за того, что их надежды на беспроблемный старт не оправдались. В самом деле, как же так – ребенок к школе готовился, тестирование прошел и, самое главное, сам говорил о том, что в садике ему надоело, а в школу очень хочется. Наступило долгожданное первое сентября. Цветы, нарядная форма, фотографии… И вдруг слезы малыша, его нежелание не только просыпаться по утрам, но и вообще идти в школу. Как же выяснить, почему ребенок не хочет ходить в школу? Может быть, причина в школьном учителе? Или ребенка обижает кто-то из детей? Или ему не нравится сидеть за той партой, куда его посадили? В любом случае, причину нужно искать, наблюдая за ребенком, общаясь с учителями, – только так можно найти правильный путь решения проблемы.

Городское муниципальное бюро общественного здравоохранения города Каунаса советует родителям, как облегчить период адаптации ребенка в школе. Обучение - это качественно новая деятельность для ребенка, с новыми незнакомцами, в другом ритме жизни и в повседневном режиме. Естественно, такие изменения могут вызвать беспокойство или даже страх.

Прежде всего, родители должны пойти в новую школу вместе с ребенком, прежде чем начать посещать. Если вы еще этого не сделали, прогуляйтесь с ребенком по коридорам сегодня или завтра. Покажите ему, где находится столовая, где находится ближайший туалет, где находится гардероб и т.д.

Как проявляется нежелание ходить в школу?

В подобной истории большое значение имеет то, в каком возрасте ребенок отправился в первый класс. И если малыш пошел в школу в шесть лет или даже чуть раньше, то очень может быть, что он готов к школе интеллектуально, но вот его социальная готовность еще недостаточна для похода в школу. Это значит, что ему пока еще сложно принять роль ученика, строить новые взаимоотношения, жить по новым правилам.

Обращайте внимание на настроение ребенка, которое идет в учебное заведение, и кто из них возвращается. Более близкие дети иногда не осмеливаются сказать, с какими трудностями они сталкиваются. Родители могут заметить, что произошли изменения в поведении или эмоциях ребенка и появление соматических симптомов.

Спросите ребенка, как он учится в школе, попробуйте послушать его, ответить на вопросы. Имейте в виду, что ребенка более чем поощряют поспешные советы для взрослых о том, что делать, и о том, что родители понимают свои трудности. Просто попытайтесь войти в ситуацию вашего ребенка. Для ребенка, который встал на новый этап, легче преодолеть проблемы адаптации, когда они чувствуют, что их родители заботятся о том, как они делают, когда могут делиться своим опытом.

Будет нелишним поинтересоваться у малыша еще до начала учебы в школе, что именно стоит для него за словами «хочу в школу», ведь, как правило, информация, которую получил ребенок, бывает очень односторонней. Например, малыш может знать, что «в школе трудно», или «в школе интересно», или «в школе много переменок, когда все дети играют вместе», или «там будет добрая учительница». Представьте себе состояние ребенка, когда его радужные ожидания вдруг не оправдываются.

Новичок, особенно первенец, часто чувствует себя небезопасным в новой школе. Если ребенок говорит домовладельцам, что школа не нравится и не хочет посещать его, они должны чаще общаться с учителем. Родители не должны избегать спрашивать, почему ребенок возвращается домой, грустно, как он себя чувствует в классе или любит играть с детьми во время перерывов.

Старайтесь не оценивать свое потомство. Такие слова, как «Вы не можете ничего хорошего», «Можете ли вы ожидать от вас чего-нибудь большего?» Только увеличивает недоверие и разочарование ребенка. Школьные страхи не следует укреплять по таким вопросам, как «Вы действительно хотите пойти в школу?» И так далее. Если ребенок чувствует определенный страх, скажите, что его неохота и беспокойство понятны, что многие дети испытывают это. Вы можете поделиться своим опытом, может быть, вы сами почувствовали себя сами.

Отказ ребенка ходить в школу может быть как явным, так и скрытым. Совсем не обязательно, что малыш каждое утро будет начинать скандалом. Он может идти в класс, но при этом отказываться делать уроки или отвечать у доски, общаться с одноклассниками или участвовать в жизни класса.

История из жизни
Прошло три недели с начала учебного года. Все психологи говорят и пишут, что ребенок должен адаптироваться к школе первые 2-3 месяца. Наш как раз быстро адаптировался, все вроде бы нравилось, и вдруг в какой-то из дней забастовал, категорически сказал: «Не пойду!» Никакие уговоры не помогли, и мы остались дома. Ругали, конечно, рассказывали, что учеба – это работа и т. д. В итоге со слезами через неделю отвели в класс, и вот теперь сомневаемся, правильно ли поступили. Учительница придерживается той позиции, что потакать ребенку не надо, пусть ходит в школу как все, что ничего особенного не происходит, и считает, что сын просто пытается нами командовать. Но мне почему-то кажется, что у такого поведения есть какая-то серьезная причина.

Почему ребенок отказывается ходить в школу?

Причин детских «отказов от школы» может быть немало. Например, все дети в классе быстро сдружились, а вашего ребенка отчего-то не принимают в игры или начинают дразнить. И совсем не важно, что в детском саду у малыша не было проблем в общении, ведь сейчас обстоятельства сложились так, а не иначе.

Для более трудного, более глубокого ребенка, это игра, чтобы привлечь школу, друзей или учителей и поговорить об этом с вашими родителями. Рисование ребенка не только выливает его эмоции, но и переживает определенные ситуации. Для более мужественного, гибкого, более активного ребенка, которому может быть трудно оставаться на целый день в одном месте, вы можете предложить активный урок после школы, помогая ему избавиться от напряженности и беспокойства в течение дня.

Для более трудного, более глубокого ребенка, это игра, чтобы привлечь школу, друзей или учителей и поговорить об этом с вашими родителями. Рисование ребенка не только выливает его эмоции, но и переживает определенные ситуации. Для более мужественного, гибкого, более активного ребенка, которому может быть трудно оставаться на целый день в одном месте, вы можете предложить активный урок после школы, помогая ему избавиться от напряженности и беспокойства в течение дня.

Возможно, ребенок действительно испугался учительницы. Так бывает даже в тех случаях, когда учительница не особо строга, вовсе не кричит на детей и вообще человек душевный. Но она может быть совсем не похожа на воспитательницу в детском саду или маму (няню). У нее может быть от природы или профессионально выработанный слишком громкий голос. Она может быть чересчур требовательной или просто строгой, что и понятно, потому что большинство учителей начальных классов обладают именно этими качествами.

Ситуация, когда ожидания ребенка от школы не оправдались, встречается довольно часто. Причем провоцируют ее сами родители. Чтобы заставить или просто примирить ребенка с походом в школу, мамы и папы обычно рассказывают о школе много положительного и интересного. На деле же ребенок сталкивается с первыми трудностями: непривычная обстановка, освоение новых, далеко не простых навыков счета, чтения и письма. Новый режим дня, к которому ребенок совсем не привык, долгое сидение на уроках и очень короткие переменки, вызов к доске, где малыш чувствует себя неуютно – все это в комплексе и создает негативное настроение и неприятие школы. «Ты должен, это твоя работа», «плохие отметки получать нельзя», «принесешь отметку ниже…, не получишь подарок» (не пойдешь гулять и т. д.)» – наши слова тоже не вселяют в ребенка радость и уверенность в завтрашнем дне.

Это важно!

Иногда в школу не хотят идти малыши, которые очень скучают там без родителей. Причиной отказа может быть и чрезмерная нагрузка, которую ребенок не готов выдерживать слишком долго.

Встречаются такие школы, где обижают малышей. Конечно же, учителя вам скажут, что это не так, но своеобразная «дедовщина», к сожалению, характерна для некоторых школ. Поэтому ребенок может бояться пожаловаться, потому что обидчики пригрозили: «Будешь жаловаться – будет еще хуже». У ребенка могут отбирать деньги, бить или заставлять делать что-то унизительное. Тут уж причина будет в переживаниях ребенка, которому не под силу справиться с более взрослыми школьниками.

Чего не стоит делать, если ребенок не хочет ходить в школу?

Не нужно «пытать» ребенка, стараясь немедленно выяснить причину, ведь она вряд ли лежит на поверхности.

Не стоит просто отмахиваться от ребенка, считая такое поведение простым капризом «на ровном месте». Как правило, слова «не хочу в школу» дети произносят вовсе не от лени.

Ругать ребенка тоже неправильно, ведь дети редко прибегают к такому поведению, чтобы просто манипулировать нами от нечего делать. Если вы не задумаетесь над словами ребенка, не постараетесь разобраться в причинах, то следующий шаг – это «уход в болезнь», когда малыш будет жаловаться на плохое самочувствие, и вы все равно не поведете его в школу.

Не тащите малыша в школу насильно. Поймите, что если уж дело дошло до такой крайности, то вам стоит всерьез заняться проблемой.

Пытаясь разобраться в ситуации, не нужно основываться только на точке зрения учителей. Мнение ребенка для вас должно быть главным.

Что делать если ребенок отказывается идти в школу?

Поймите всю серьезность проблемы. Ведь если малыш и дальше будет отказываться ходить в школу, то вам придется забрать его оттуда, а что делать дальше? Снова отправляться в садик? Менять школу, сидеть дома, нанимать репетиторов? Для начала аккуратно расспросите ребенка. Вы можете задать ему следующие вопросы.

  • Какой урок в школе самый интересный?
  • Есть ли уроки, которые тебе не нравятся
  • С кем из детей ты успел подружиться?
  • Нравится ли тебе твоя учительница?
  • Часто ли она тебя хвалит?
  • Часто ли тебя вызывают к доске?
  • Как ты себя при этом чувствуешь?
  • Что в школе есть интересного, кроме уроков?
  • Любишь ли ты переменки?
  • Вкусно ли в школе кормят?
  • Легко ли тебе выполнять домашние задания?

Пообщайтесь с родителями одноклассников вашего ребенка. Возможно, эта проблема есть не только у вас, или другие дети рассказывают дома что-то такое, чего не рассказал ваш ребенок.

Пообщайтесь с учительницей. стройте так, чтобы ни в коем случае не нанести вреда своему малышу. Ведь если вы скажете учительнице, что ребенок не хочет идти в школу, вы можете вызвать у нее негативные эмоции, и в итоге она может сорваться на ребенке, упрекая его.

Если ситуация не прояснилась, посидите на нескольких уроках или посмотрите видеозаписи занятий, если таковые имеются. Возможно, вы сможете увидеть проблему именно там. Незаметно понаблюдайте за тем, как ведет себя ребенок в ваше отсутствие. Придите раньше, чтобы увидеть малыша на переменке или на прогулке.

Если вы заметили, что ребенок затрудняется в выполнении домашних заданий, то какое-то время обязательно помогайте малышу, стараясь не подменять его действия своими, но оказывать разумную поддержку, ободрять малыша и объяснять то, что непонятно.

Если вы считаете, что проблема заключается в том, что дети не хотят общаться с вашим малышом, то есть он пока не нашел себе друзей, то попробуйте сделать сразу несколько эффективных шагов: пообщаться с учительницей, попросить ее, например, пересадить малыша за другую парту – к тому ребенку, который пользуется популярностью. Поинтересуйтесь, в чем, по мнению учительницы, причина такого отвержения. Можете сделать вместе с малышом что-то интересное, что заинтересует его одноклассников и поднимет рейтинг ребенка. Например, один из родителей организовал воскресную прогулку на велосипедах, а другой, будучи альпинистом, повел детей в поход, чем невероятно заинтересовал одноклассников своего сына. Таким образом папы помогли своим детям изменить их статус в классе и стать если не героями, то уж, по крайней мере, теми людьми, с которыми все захотели общаться.

Иногда полезно сделать паузу, то есть действительно несколько дней малыш может не посещать школу. Лучше, если это будет время за неделю перед каникулами или, наоборот, после них. Ведь причина нежелания может объясняться усталостью ребенка.

Не торопитесь забирать ребенка из школы. Возможно, через несколько дней проблема исчезнет сама собой.

Помните, что месяц и даже три месяца, не очень большой срок для того, чтобы ребенок привык к школе и своей новой жизни. Поэтому наберитесь терпения и помогите малышу справиться с возникшими трудностями, если видите, что ему самому это еще не под силу.

Если ваш ребенок не хочет в школу, то это не повод для крика, ссор и унижений в адрес маленького члена семьи. Возможно, проблема таится глубоко внутри, и достаточно лишь устранить ее корень. Будучи родителем, вы должны понимать, что нельзя винить малыша, если он столкнулся с первыми психологическими трудностями. Мы расскажем, что делать, если ребенок не хочет в школу.

Внутренний мир

Дети уникальны. Они познают мир и собирают представления о нем по крупицам. Они наивны и добродушны, для них нет понятия жестокости и ненависти. Их внутренний мир, интересы и увлеченность развиваются ровно настолько, насколько в это вкладываются родители. И речь вовсе не о финансовых или материальных вкладах. Каждый родитель обязан открывать перед своим чадом двери во внешний мир и постепенно знакомить с ним.

Неподготовленный ребенок, который нередко растет в негативной обстановке, становится замкнутым, попадая в стрессовую среду. Причина проста: родители не уделяют должного внимания, навязывают свое мнение и манипулируют. С этим чаще всего сталкиваются первоклассники и подростки, поэтому мы нередко слышим из уст ребенка всем известную фразу: "не хочу в школу!"

Разбираемся в причинах

Участвуйте в жизни вашего малыша до тех пор, пока он не научится принимать самостоятельные решения. Умейте дружить, но оставайтесь в первую очередь отцом или матерью. Если ваше чадо не хочет идти в школу, то не стоит закрывать на это глаза и обвинять в этом малыша: нужно найти проблему и искоренить ее.

  • Во-первых, говорите с ребенком. Обсуждайте, как прошел его день, расспросите о новых друзьях и об учителях. Ваша задача - следить за реакцией малыша: блеск в глазах, радостная улыбка, уставший вид, уклончивые ответы - каждая деталь важна, ведь она скрывает душевное состояние ребенка. Это правило касается не только первоклассников. Внимательный родитель проявляет инициативу и участвует в жизни своего чада с раннего детства и тогда не сталкивается с обманом или скрытным поведением ребенка-подростка.
  • Во-вторых, проанализируйте учебный день ребенка. Причина отказа от школы может лежать на поверхности: у малыша слишком много занятий и плотный график. Не старайтесь записать ваше чадо во всевозможные кружки и курсы. Если он не будет посещать хореографию или учить третий иностранный язык, то это вовсе не означает, что ребенок вырастет глупым и неразвитым. Запомните! Дети всегда выбирают занятия им по душе, иногда за ними достаточно лишь наблюдать и помочь им направить свою энергию в нужное русло.


Проблемы старшеклассников

Чем старше ребенок, тем больше трудностей. В подростковом возрасте на многие вещи открываются глаза, и интерес к внешнему миру проявляется в несколько раз сильнее. Вспомните себя в шестнадцатилетнем возрасте. В тот период было несколько важных истин: запретный плод сладок, взрослым не понять внутренний мир подростка, все мы индивидуальны, мода и субкультура в приоритете. Когда вы осознаете, что задолго до построения семьи вы были такими же детьми, то вам будет проще находить компромисс со своим чадом. Давайте узнаем основные причины, почему подросток не хочет идти в школу.

Конфликты с учителями

Не всегда детское хамство и наглость могут служить поводом для ненависти со стороны преподавателей. К сожалению, дети имеют право на выражение своего мнения в стенах школы, что нередко проявляется обычным хамством. Бывают сложности в отношениях с преподавателями. Есть учителя, которые готовы исправлять свои ошибки и общаться с детьми, но встречаются и другие, старающиеся максимально испортить жизнь смелому умнику. Здесь важно помнить одно золотое правило: если вы не доверяете вашему ребенку и не прислушиваетесь к нему, то никто этого делать не будет. Прежде чем обвинять чадо в нежелании посещать школу, попробуйте узнать его точку зрения, предварительно выслушав.

Негатив со стороны сверстников

Дети жестоки, и это всем известно. Давайте ребенку возможность выбирать самостоятельно одежду и занятия, не давите и не навязывайте свое мнение. Если ваш сын не хочет в школу, потому что ему не нравится сумка, и он считает, что она слишком детская или женственная, то, возможно, он прав. Поговорите с ним, вероятность того, что злосчастная сумка является причиной издевок со стороны школьников, - 99%. Речь идет не о материально обеспеченных и избалованных детях, а о среднестатистических, в меру обеспеченных семьях.

Душевные проблемы и переживания

Дети влюбляются, разочаровываются, радуются, ненавидят. Они склонны проявлять импульсивность, а по мере взросления их настроение может меняться гораздо чаще, чем вы думаете. Запомните одно: если вы не будете проявлять неподдельный интерес и сопереживать ребенку, то вы не сможете завоевать доверие. Маловероятно, что с его взрослением, вы будете в числе первых и важных людей, которые будут посвящены в тайный мир подростка, а ваше законное место попросту займут друзья и новые знакомые ребенка.

Загруженный рабочий день

Единственная причина, почему дети готовы терпеть ненавистные уроки фортепиано и курсы латинского языка - это страх разочаровать вас. А это чувство, как правило, формируется с раннего детства. Если вы манипулируете, угрожаете ребенку и обвиняете его, повышая тон, то не удивляйтесь, что у вашего чада развивается бурная ненависть как к вашей деятельности, так и к своей жизни.


Ребенок не хочет в школу: что делать

  1. Прежде всего, разговаривать. Вы должны проявлять интерес не ради «галочки», а ради понимания вашего чада. Дети чувствуют безразличие со стороны родителей, и чем старше они становятся, тем сложнее получить их доверие. Как правило, они закрываются в своем внутреннем мире, ограждая себя от проблем. Справиться в одиночку со сложностями невозможно, поэтому проявляется агрессия, злоба и апатия. Отталкивая ребенка от себя, вы показываете ему дорогу в мир ненависти и недопонимания.
  2. Устали слышать привычную фразу - "не хочу в школу"? Поменяйте режим вашего ребенка. Обратите внимание на его питание, состояние здоровья, на количество учебных часов и дополнительных кружков. Иногда ваш ребенок может банально устать, переутомиться. В этом случае несколько лишних выходных не помешают.
  3. Будьте терпимее. Не давите на своего ребенка, не стройте на него планы и не возлагайте ложных надежд, не пытайтесь его равнять под свой статус и положение. Сын или дочка - неважно, ведь все дети уникальны по-своему. Манипуляциями и унижениями вы сможете нанести вред психике ребенка и подавить его развивающуюся личность.
  4. Мотивируйте и стимулируйте. «Не хочу идти в школу, потому что там скучно,» - это одна из распространенных причин отказа. Вы - родитель и как никто должны обращать внимание на современную систему образования. Мнения детей не учитываются, их заставляют выучивать наизусть целые страницы, содержания которых они даже не понимают. Вы как главенствующий член семьи, мудрый и рассудительный, должны объяснить ребенку, что школа - это не каторга, и она необходима в рамках закона, но не более. Расспросите, какие предметы интересны вашему чаду, а какие вызывают недоумение и отвращение. Если нужна помощь, то смело нанимайте репетитора и помогайте подтянуть знания малыша.

Если ребенок не проявляет математических способностей, но с радостью читает литературу на трех языках, то перестаньте оказывать давление и дайте возможность направить энергию в нужное русло. Оценки - это не главное, потому не стоит наказывать детей из-за плохих отметок. А от лишней «тройки» еще ни один человек не пострадал. Интересный факт, но даже Альберт Эйнштейн и Чарльз Дарвин не были круглыми отличниками, а некоторые предметы для них были безразличны.


Давая свободу ребенку, вы перестанете слышать ненавистную фразу «не хочу в школу!». Запомните! Мышление, характер и поведение чада формируются только исходя из окружающей обстановки, атмосферы в семье и инициативы родителей. Вы не должны стремиться сделать из вашего ребенка того, кем не стали вы. Главная задача - помочь ему взрастить в себе развитую личность. Выполняя все вышеперечисленные правила, вы заметите, как малыш перестал кричать о том, что он не хочет ходить в школу.