Open
Close

Зачатие праведной анною пресвятой богородицы. Православный календарь

По календарю начало зимы.
Зима устанавливается окончательно.
Анна зиму устанавливает окончательно.
*
*

Анна зимняя.
Анна Зимняя, она же Тёмная – зимнее солнцестояние, самый короткий день в году.
Самый короткий день в году - день зимнего солнцеворота, который в народных поговорках неправильно относится к 12/25 декабря, Спиридону Солновороту.
На Анну - зимнее солнцестояние, рождение Солнца.
Самый короткий день в году и самая длинная ночь.
Со следующего дня день начинает увеличиваться, но вступает в силу астрономическая зима.
День зимнего противостояния.
День зимнего солнцестояния- начало зимы, приметили:
"На зачатие святой Анны осень кончается, зима начинается".
Зима силу набирает, а солнце на весну поворачивает.
С этого дня солнце идет на лето, а зима - на мороз.
*

По этому дню определяют погоду на пол года вперед: по зиме и лето.
Если сегодня идет снег, то лето будет дождливое, если мороз - к ясной, солнечной погоде.
Каков сегодня день, таков будет и на 31 декабря.
Какая погода в этот день, такая и 31 декабря.
Если на Анну зимнюю лучисто и светло - к ясному и морозному 31 декабря, хмуро и на деревьях иней - к пасмурному и теплому новогодью.
Какая Анна до полудня, такая и зима до декабря.
Какая Анна до ночки, такая зима до весны.
--

Народ приметил:
Большой иней на деревьях в этот день предсказывает хороший урожай на следующий год.
"На Анну большой иней на деревьях - к урожаю".
На Анну большой иней на деревьях – к урожаю.
Иней на деревьях в этот день - к урожаю.
Снег в буграх – к урожаю.
"Опока на деревьях - к урожаю".
Опока (кружевина) на деревьях на Зачатие Анны к урожаю.

Замечали, что
"В этот день волки стадятся, а разбегаются после выстрелов на святое Крещение", волки в стаях были особенно опасны.
На Зачатие Анны волки стадятся - в стаи собираются, - а разбегают­ся после выстрелов на Крещение
Волки сбиваются в стаи, становятся особенно опасными.
*

Метеорологическим явлениям, сопровождающим солнцеворот, придается большое значение, по ним судят о предстоящей погоде, о весеннем посеве, о будущем урожае.
С этого времени отмечается постепенный, хотя в начале весьма медленный, прирост дня, к концу месяца не более как "на куриный шаг".
В последующие Дни, как и в течение всего декабря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который повсеместно считается предвестником урожая.
Если в эти дни и ночи ясно, небо звездно, погода холодная - ожидают благословенного года, урожая, благополучия для людей и скота.
*

Затем наступают Сочельник, Рождество, Святки.
Тут опять время праздничного веселья и разгула, но вместе с тем и время важнейших во всю зиму наблюдений, которые кладутся в основу предсказаний.
Столь же благоприятны на святках обильные снега, которые для хлебов навоза стоят.
Святки богаты не только разными приметами, но и множеством различных суеверий, в частности среди многочисленных святочных гаданий есть немало и таких, которые якобы предсказывают будущий урожай и будущую погоду. Важное значение придается тому, в какие фазы луны, в какие дни недели приходит Рождество.

Почитая в высшей мере Пресвятую Богородицу, Церковь празднует не только рождение, но и зачатие Ее.
Зачатие Пресвятой Богородицы празд­нуется 22 декабря.
А поскольку матерью Пресвятой Девы Марии была свя­тая Анна, то в народе и день Зачатия стали называть Анна Зимняя.

Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы.
Мать Пресвятой Девы Марии святая праведная Анна долго была бесплодной и уже в зрелом возрасте зачала от мужа своего святого праведного Иоакима будущую Богородицу.
Память святой праведной Анны чтится несколько раз в году.

Святую пророчицу Анну, мать пророка Самуила

(1100 до Р. Х.).
У Анны долго не было детей.
Тогда она дала обет Богу: если у нее родится ребенок, она отдаст его в храм.
Господь услышал ее мольбы и ниспослал ей сына, которого назвали Самуилом, что означает «испрошенный у Бога».
Самуил стал последним судьей Израильским и пророком.

День зачатия Святой Анны отмечался беременными женщинами и пчеловодами.
Анна на Руси считалась покровительницей беременных женщин, на которых в этот день возлагалось много запретов.
Беременным запрещалось в течение суток приниматься за какую-либо существенную работу.
Крестьяне верили: чтобы будущая мать ни делала в этот день, все мистическим образом отражается на ребенке.
· Беременным женщинам в этот день нельзя делать тяжелой работы.
Если она начнет раздувать огонь в печи, то оставит на тельце младенца красную отметину.
Если начнет шить и у нее запутаются нитки – ребенок будет обвит пуповиной.

В этот день для беременных женщин был пост -
"На зачатие святой Анны беременным бабам пост".
22 декабря беременная женщина должна была поститься и стараться не грешить.
Беременная на Анну не могла выйти на улицу, где господствовала «злая» тьма.
Нельзя было встречаться с нищими и убогими, чтобы те не передали ребенку своего несчастья.
· Чтобы не родить урода, беременным не следует смотреть на некрасивых людей.
Следует помнить, что беременным женщинам нельзя становится крестной матерью, так как крестник будет недолговечен.

К беременным женщинам на Руси было двоякое отношение.
С одной стороны, такая женщина почиталась как олицетворение плодородия, ей приписывалась магическая сила.
Беременная женщина могла вылечить от бесплодия, вызвать дождь и унять пожар.
С другой стороны, беременность считалась опасным и нечистым состоянием, отсюда многие запреты, которые были призваны защитить женщину и еще не родившегося ребенка.
Издревле все капризы беременных старались выполнять.
Запрещено было в присутствии беременной кричать или ругаться, чтобы не напугать ее и будущего ребенка.
Беременная женщина не должна была посещать нечистых мест: сидеть на пороге или на меже, стоять на перекрестке, подходить к строящемуся дому или к мельнице, выходить на улицу после захода солнца.
Чтобы беременность была легкая, нельзя было переступать острые предметы и упряжь (чтобы «не причинить боль» или «не замкнуть» беременность).
Женщина не брала в руки веревку, опасаясь, что ребенок может родиться обвитый пуповиной.
Не расчесывала волос, стараясь не обидеть Параскеву Пятницу, которая должна была помогать во время родов.
Чтобы не родились близнецы (бедные дети, у которых одна судьба на двоих), беременная старалась не есть сдвоенных (сросшихся) плодов.
Верили, что от беременной исходит опасность, так как она носит сразу две души и стоит на пороге между человеческим миром и миром духов (загробным миром).
Такое отношение к беременным появилось не случайно, учитывая высокую смертность в те времена во время беременности и родов.

Приметы и обычаи:

крестьяне считали этот день самым темным и коротким в году.
Существовало поверье, что 22 декабря идет страшная битва между силами тьмы (всевозможными злыми духами) и силами света (Божьими легионами).
Свет всегда побеждает тьму, и на следующий день рождается первый солнечный луч – символ новой жизни и скорого обновления.

Рецепты
*
Рыба, запеченная в фольге
рыбное филе – 500 г,
укроп или тмин – 1 ст. ложка,
черный молотый перец, растительное масло и соль – по вкусу.
Фольгу смажьте жиром, положите размороженное рыбное филе, посолите, посыпьте зеленью, приправами.

Каждый кусок обильно полейте растительным маслом.

Тщательно заверните, положите на противень и поставьте в хорошо нагретую духовку. Запекайте около 1 часа, подавайте с вареным картофелем.

В этот день посуда бьется не на счастье.
Не желательно также сегодня готовить блюда из птицы.
Если сегодня на улице вас облает или попытается укусить собака, это можно считать предупреждением об опасности потери должности из-зи происков тайных врагов.

Беременные должны в этот день позаботиться о себе.
Перепишите этот оберег, прочитайте его три раза и носите его постоянно при себе.
" Господи, благослови меня на всякий час, на всякую минуту.
Крест - креститель, души моей спаситель,
Душу, чрев мой спасаеш, от врагов оберегаеш.
Ангел - Спаситель со мной, Ангел - Хранитель передо мной.
Богородица позади, Господь впереди.
Чур мое тело, чур мой живот, чур мой чрева плод.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь"
Постарайтесь этот день пересидеть дома.

    - «Зачатие святой Анны» Класс и тип судна Корабль 3 ранга … Википедия

    Икона «Зачатие праведной Анны» Зачатие Богородицы (греч. Ευλληπσις τής αγιας και θεοπρομητορος Aννας зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы) праздник Православной церкви, установленный в честь зачатия святой Анной дочери Богородицы.… … Википедия

    Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы - Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами. По преданию, Святой праведный Иоаким, родом из Галии, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от его семени родится Мессия. Он женился на младшей дочери… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - [слав. греч. ῾Η σύλληψις τῆς ῾Αγίας ῎Αννης; лат. Conceptio Sanctae Mariae], праздник, отмечаемый правосл. Церковью 9 дек., в воспоминание чудесного зачатия Пресв. Девы прав. Анной. Событие в честь к рого установлено празднование, впервые… … Православная энциклопедия

    Егда зачать пресв. Богородицу празднуется 9 декабря. Праздник этот установлен не позднее VII века, ибо уже св. Андрей Критский († 712) написал к нему канон. Вопрос о бессемянном З. играл видную роль в истории христианской догматики; католическая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Зачатие Пресвятой Богородицы - это христианский праздник, посвященный, дню, когда святая Анна, мать Богородицы, зачала свою богоизбранную Дочь для будущего рождения Иисуса Христа. Она была дочерью священника из Вифлеема. Только через 20 лет после замужества Ангел возвестил им… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Зачатие св. Анною Пресвятой Богородицы - – празднуется 9 декабря, т. к. это число отстоит ровно на 9 месяцев от 8 сентября – дня рождения Богородицы … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    - «Непорочное зачатие», картина Мурильо. Иконография включает изображени … Википедия

22 декабря Святая Церковь чтит праздник Зачатия святой. праведной.Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. Этот тихий, сокровенный праздник дарует Церкви начало непреходящей Радости-зачинается Дева, имеющая стать Матерью Спасителя-Господа Иисуса Христа. Для Зачатьевского монастыря сегодня особый день -престольный праздник всей обители. Сегодня в монастыре совершалось две Божественных Литургии. Ранняя Литургия была отслужена в храме Зачатия святой Анны, устроенном в 1997 году в Новом Трапезном корпусе. В этом храме души богомольцев наполняются миром и надеждой от внимательного взора на росписи сводов и стен, повествующие о чудесном житии святых праведных богоотцев Иоакима и Анны и Пресвятой Девы - Богородицы Марии. Особые святыни храма- икона святой праведной Анны - точный список чудотворной иконы из скита св. прав. Анны Святой горы Афон и старинная монастырская икона Пресвятой Богородицы «Руно Орошенное». Позднюю службу в воссозданном Соборе Рождества Богородицы возглавил Высокопреосвященный Валентин в сослужении монастырского духовенства. Разделить радость престольного праздника обители приехали игумении ставропигиальных монастырей- игумения Викторина, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря и игумения Мария, настоятельница Борисо-Глебского монастыря в Аносино. Во время праздничных богослужений для поклонения были вынесены частицы мощей святых праведных Иоакима и Анны. Нежная радость праздника Зачатия святой Анною Пресвятой Богородицы наполняла сердца всех молящихся, раскрывая таинственный смысл зачатия внутреннего, нового человека всеисполняющей благодатию Христовой в душах, чистых от всякой скверны плоти и духа. По совершении Божественной Литургии был отслужен краткий благодарственный молебен святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, а затем было проведено награждение Патриаршей юбилейной медалью в честь 100-летия восстановления Патриаршества почтенного трудника Зачатьевской обители Смирнова Валерия Николаевича. Матушка игумения приветствовала Высокопреосвященного Владыку теплыми словами благодарности и молитвенных благопожеланий и преподнесла памятный подарок-писаный образ Зачатия св.прав.Анны и букет цветов. Матушка отметила сугубую важность для обители сегодняшнего дня, так как ровно 25 лет назад матушка игумения с первыми сестрами, тогда еще членами Сестринства в честь Милостивой иконы Божией Матери при храме св.пророка Илии в Обыденском переулке, вошла в стены обители, чтобы остаться здесь на всю жизнь. Возрождение монастыря началось в 1991 году. Осенью 1992 года сестрам было предоставлено помещение в Северном корпусе келий, и 22 декабря, в день главного монастырского праздника - Зачатия святой праведной Анны, они вселились под кров обители. День новоселья был ознаменован первым архиерейским крестным ходом. Возглавил его Преосвященный епископ Истринский Арсений (ныне - митрополит).

Высокопреосвященный владыка Валентин с сердечной благодарностью обратился к матушке игумении, духовенству. Сестрам обители и всем молящимся, передал благословение и поздравление с праздником от Святейшего Патриарха и молитвенно пожелал монастырю духовного процветания во спасение душ насельниц и всех, притекающих под святой покров обители.

Святые праведные Богоотцы Иоакиме и Анно, молите Бога о нас!

Зачатьевский женский монастырь был основан в 1360 году святителем Алексием, Митрополитом Московским для его сестер - преподобных Иулиании и Евпраксии. Первоначально он носил именование Алексеевского по храму, освященному в честь небесного покровителя Митрополита - преподобного Алексия, человека Божия. Зачатьевским монастырь стал называться позднее, когда повелением и иждивением великого князя Василия Иоанновича (отца Иоанни Грозного), желавшего испросить у Бога наследника, был построен каменный храм с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Великий князь пригласил для создания храма искусного зодчего - Алевиза Фрязина. В 1584 году благочестивый царь Феодор Иоаннович также в мольбе о даровании чада по обету восстановил обитель, полностью уничтоженную Большим Московским пожаром 1547 года, и вновь устроил соборную церковь Зачатия святой праведной Анны с приделами и трапезную церковь Рождества Богородицы. В конце 18 - начале 19 века при игумении Доримедонте (Протопоповой) и при поддержке митрополита Московского Платона (Лёвшина) был воздвигнут новый величественный соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Зачатия святой праведной Анны на хорах. Во все времена в обитель приходили супруги - и простые крестьяне, и знатные вельможи - молиться о даровании чад. У благочестивых русских правителей также был обычай жертвовать в монастырь богатые дары, прося молитв о рождении наследника. С XVIII века в обители появилась чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», почитаемая ради исцелений и разрешения семейных скорбей, а также многих случаев благодатной помощи при безчадии. С тех пор еще более паломников стали прибегать к монастырским святыням с молитвой о даровании чад, и по вере и благодати Божией получали просимое.

В XX веке Зачатьевский монастырь разделил участь гонений, воздвигнутых на Церковь: в 1925 году обитель была закрыта, насельницы изгнаны, храмы разрушены или перестроены. Главную святыню - икону Божией Матери «Милостивая» перенесли в соседний храм святого пророка Божия Илии. Удалось сохранить и некоторые другие старинные иконы, среди них - монастырская икона Зачатия святой праведной Анны, ныне находящаяся в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе, освященном в честь святых праведных Иоакима и Анны.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, и 22 декабря, в день главного праздника обители - Зачатия святой праведной Анны, был совершен первый крестный ход.

В 1997 году в Новом трапезном корпусе был устроен и освящен храм Зачатия святой праведной Анны.

В 2010 году состоялось Великое освящение воссозданного монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы, в котором один из приделов посвящен святым Богоотцам Иоакиму и Анне. В соборе имеется частица святых мощей праведной Анны. По субботам в 12 часов совершается молебен святым праведным Иоакиму и Анне о даровании чад безплодным супругам. В течение дня в соборном храме можно помолиться, заказать молебен о даровании чада. В обители есть также чтимые иконы Божией Матери «Помощница в родах», «Млекопитательница», и афонский список иконы святой праведной Анны с Богоматерью на руках. Многие супруги по молитвам к Божией Матери, праведным Иоакиму и Анне и основательницам монастыря, преподобным Иулиании и Евпраксии, разрешились от уз неплодства и родили долгожданных детей.

Зачатие Богородицы (греч. Ευλληπσις τής ‘αγιας και θεοπρομητορος Aννας -зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы; лат. Conceptio Sanctae Mariae) - праздник Православной церкви, установленный в честь зачатия святой Анной дочери - Богородицы. Празднование совершается 22 декабря (по новому стилю).

Точное время установления празднование в память зачатия Богородицы неизвестно. Учитывая, что уже в VIII-IX веках на праздник пишутся сочинения (канон Андрея Критского, проповедь Георгия Никомидийского, гомилия Иоанна Эвбейского), то вероятно праздник имеет древнее происхождение. Византийский император Мануил I в 1166 году отнёс праздник к числу тех религиозных праздников в которые запрещено работать.

Событие праздника

О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу у благочестивой семейной пары - Иаокима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.

После этого Анна зачала и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Дата зачатия - 9 декабря (по Юлианскому календарю) установлена исходя из того, чтобы она отстояла от даты Рождества Богородицы (8 сентября) на 9 месяцев. Димитрий Ростовский при этом пишет: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев - и родилась без мужа, но это несправедливо».

Догмат о непорочном зачатии Богородицы

В Католической церкви в 1854 году был установлен догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей - Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Догмат отвергается православием, протестантизмом и более мелкими христианскими течениями.

Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря, имеет статус Торжества и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников.

Иконография

В иконописи изображение зачатия Богородицы представлено в трёх вариантах:

  • Встреча (целование) Иоакима и Анны у Золотых ворот.
  • Богородица изображается попирающей ногами змия.
  • Святая Анна держит на левой руке Богородицу в младенческом возрасте.