Open
Close

Жан-Батист Шарден: биография, произведения. Шарден Жан Батист Симеон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Жан батист шарден биография картины

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) - французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

Биография Жана Батиста Симеона Шардена

Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению.

Творчество Шардена

Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии.

Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Уже в сентябре его кандидатура была принята, и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».

В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры.

Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.

Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы.

В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.

Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам - мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо.

Дидро сравнивал его мастерство с колдовством:

«О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»

Работы художника

  • Госпожа Шарден
  • Кухарка, чистящая репу
  • Прачки
  • Карточный замок
  • Молитва перед обедом
  • Девушка читающая письмо
  • Атрибуты искусства
  • Натюрморт с индюком
  • Натюрморт с фруктами
  • Натюрморт
  • Медный бак для воды
  • Трудолюбивая мать

Кто сказал, что художник должен писать только величавых монархов и вельмож в роскошных одеждах с надменным выражением лиц, или переносить на холст библейские сюжеты, персонажи которых никто никогда не видел, или изображать пасторальные сценки с театральными декорациями и ряжеными? Разве повседневная жизнь с привычными предметами, составляющими повседневный окружающий мир менее колоритна и живописна? Ничуть не бывало, и это подтверждает талантливость и мастерство Жана Батиста Симеона Шардена – французского живописца, одного из замечательных и известных художников 18 столетия, снискавшего себе славу и популярность одного из лучших колористов в мировой живописи. Его работы в области натюрморта и жанровых зарисовок украшают лучшие картинные галереи и музеи мира.

Биография Шардена Жана Батиста Симеона (02.11.1699 - 06.12.1779) кратко

Шарден появился на свет 2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье плотника. В родном квартале он прожил всю жизнь, его биографы считают, что он ни разу не покидал столицу. Его ученичество проходило в мастерской парижских художников П.-Ж. Каза и Ноэля Куапеля. В качестве помощника Куапеля, Шарден исполнял второстепенные детали в его картинах, и овладел необычным искусством изображать всякого рода неодушевленные предметы. Художник решил посвятить этому все свое творчество.

Шарден – мастер натюрморта

Даже самые первые самостоятельные работы художника были исполнены с необычайным мастерством и их принимали за работы именитых фламандских и голландских мастеров. Вначале своего творчества Шарден пишет в основном натюрморты с плодами, овощами, цветами, хозяйственными принадлежностями и охотничьими атрибутами. Поэтому парижской публике Шарден стал известен, прежде всего, как великолепный мастер натюрморта. Но в его полотнах даже раннего периода нет и намека на вычурность.

Его натюрморты органически связаны бытовым аспектом. Все предметы и детали, не смотря на их прозаичность, создают впечатление поэтичности, и, одновременно воспринимаются как реальность. Как на картине "Натюрморт со стеклянным сосудом и фруктами”. Понятно, что стеклянным графином пользуются – он не переливается первозданной прозрачностью. Фрукты росли в настоящем саду – грушу так и хочется откусить. Понятно, что она сочная и спелая, вон даже и червячок уже пытался это сделать. А серебряный сосуд – предмет скорее парадный, весь так и сверкает, а может служанка очень добросовестная, или хозяйка рачительная в этом доме.

В композициях Шардена самые обычные предметы быта – старые кастрюли, кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи. Иногда можно встретить и более возвышенные атрибуты искусства или предметы научного характера, но они присутствуют лишь для декора. Основное достоинство этих полотен – не в материальной ценности изображенных на них предметов, что скорее было присуще голландским художникам, а в одухотворенной поэтичности обыденности, в уравновешенности построения композиции, которая создает образ гармонии быта, уют и покой семейного очага.

Шарден - портретист

С 1739 года Шарден расширяет круг своих сюжетов портретами и сценами домашнего быта небогатых людей. Такие жанровые сцены близки и понятны Шардену, который родился и вырос среди подобных людей. Скрытые портреты, повседневная домашняя жизнь простых людей из третьего сословия, передана спокойно, задушевно, правдиво и естественно. Манера Шардена - художника ознаменовала собой зарождение реализма в 18 веке, продолжила традицию фламандских и голландских художников натюрморта и бытового жанра 17 века, обогатила эту традицию и внесла в собственное творчество оттенок не только естественности, но и изящества.

Эмоциональная тонкость, способность к психологическому анализу, проявилась в последних работах Шардена в технике пастели. Прекрасный пример, это его "Автопортрет в очках” или ‘Портрет госпожи Шарден”, написанные незадолго до смерти. Очень поэтично написал Дидро о работах Шардена, сравнив его с волшебником, который не в краски окунает свои кисти, а берет на их кончик воздух и свет, и накладывает их на холст. Шарден умер 6 декабря 1779 года.

XVIII век - время блестящего расцвета французской культуры. Предреволюционная Франция была для всей Европы неоспоримым законодателем мод и вкусов, литературных и философских увлечений, стиля жизни. Все это было сметено революцией 1789 года. В те времена сложилась поговорка: кто не жил во Франции до революции, тот не знает, что такое настоящая жизнь. Имелись в виду всевозможные наслаждения - эстетические и прочие, которые достигли особой изощренности в предреволюционный период.

Высокий профессиональный уровень искусства ежегодно демонстрировался на выставках, называемых Салонами, на которые произведения отбирались строгим академическим жюри. Прихотливая отделка интерьера развилась в стиль рококо, который охватил различные виды и жанры изобразительного и прикладного искусства, входящих в ансамбль внутреннего убранства. В этом разнообразии и блеске нетрудно потеряться и незаурядному мастеру академических композиций. А вот Шарден, который никогда не писал ни исторических картин, ни парадных портретов, ни рокайльных галантных сцен, ограничиваясь самыми «низшими» жанрами - натюрморта и бытового, не только не потерялся, но оказался выше и значительнее всей этой блестящей мишуры рококо и салонного академизма, стал центральной фигурой французской живописи XVIII века и одним из самых выдающихся западноевропейских художников.

Шарден происходил из парижской ремесленной среды, его отец был мастером, специализировавшемся на изготовлении бильярдных столов. Эта среда отличалась строгостью нравов и трудолюбием, муж рано вставал и с утра до вечера готовил изделия по заказу или на продажу, добиваясь самого высокого качества, а жена ведала домашним хозяйством. Жили богоугодно, в строгости, экономно и трезво, разумно и трудолюбиво, и вся их жизнь была окрашена любовью к домашнему очагу, близким людям, семейным традициям, высоким пафосом человеческого достоинства, которое в смирении и благочестивом труде проявляется не меньше, чем в аристократических дуэлях и воинских подвигах.

Этот уклад ремесленной среды и станет как предметом изображения Шардена, так и духом, питающим его творчество и сформировавшим его удивительный стиль. Отец художника надрывался, усердно шлифуя поверхность бильярдного стола, малейшая неровность на котором превращала его в дешевый кухонный, который не стоит и затраченных материалов. С таким же упорством и осмысленным усердием корпел Шарден над своими маленькими картинками с ранней юности и до самой смерти в преклонном возрасте. Писал их подолгу, любовно, усердно и тщательно.

Пройдя обучение у академических живописцев, мастеров исторической картины Ванлоо и Куапеля, Шарден, однако, воздержался от писания исторических картин. Всю жизнь он сокрушался, что не имеет должного образования, не знает мифологии, истории и литературы, а потому не может со знанием дела приняться за исторический сюжет. Поэтому писал то, что хорошо знал - предметы, окружавшие парижского мещанина, уютные интерьеры, в которых он жил.

Первыми произведениями художника были натюрморты, кухонные и охотничьи трофеи (не без влияния Ванлоо), в которых пытался встать «на цыпочки» в низовом жанре мертвой натуры, придавая ему то аристократический охотничий характер, то изобильно барочный, если это кухонные предметы. Его ранние полотна имели успех в профессиональной среде, и, после недолгого пребывания в скромной второстепенной Академии святого Луки двадцатидевятилетнего Шардена в 1628 году принимают в королевскую академию художеств по специальности «мертвой натуры». В Академии Шарден, как человек скромный, добросовестный и доброжелательный, прижился и был ее бессменным казначеем и председателем заседаний. Из его высказываний сохранился призыв: «Больше мягкости, господа, больше мягкости», - не надо, мол, критиковать друг друга, ремесло художника очень трудно, редкий из тех, кто десятилетиями учился, достигает успехов, многие так и не сделались художниками, бросили это сложное занятие, становясь солдатами или актерами; даже за посредственной картиной стоят десятилетия учебы и годы кропотливого труда над данным полотном. При такой мягкости Шарден был, однако, не совсем безобиден. На экспозиции Салона он мог контрастно повесить картины академиков, чтобы ненавязчиво оттенить их недостатки; но в высказываниях он был предельно осторожен и благожелателен.

О Салоне следует сказать особо. Это ежегодный смотр лучших произведений, созданных лучшими художниками Франции, на который отбирались работы при помощи компетентного жюри. Такие выставки с придирчивым и квалифицированным отбором - важное условие развития искусства: если бы об искусстве судили только заказчики, то выше похожих портретов, слащавых пейзажей и идеологически выдержанных алтарных картин искусство никогда не поднялось бы. Поддержанию высокого профессионального уровня и служили салоны. Отобранные жюри произведения, как бы они ни были академичны и «салонны», обладали одним важным достоинством - это были мастерские, профессиональные работы. И талантливый дилетант мог развиваться, имея камертоном для своей деятельности уровень этих салонов. Для производства «гениев» необходима среда из крепких профессионалов-посредственностей.


Став академиком и получая выгодные постоянные заказы, Шарден совершенствовался в раз навсегда избранных жанрах. Он пишет натюрморты, в которых, добиваясь живописного совершенства, от ранних многосложных композиций переходит ко все более простым, скромным постановкам из трех-пяти самых обычных предметов, которые у него переходят из натюрморта в натюрморт, - стакан, кривобокая бутылка темного стекла, медная ступка, глиняная плошка, иногда появляется фарфоровый кувшин; к утвари он добавляет гроздь винограда и разломанный плод граната, а чаще яблоко, картошку, луковицу, пару яиц, муху и таракана, завсегдатаев кухонных интерьеров. Чем проще постановка из самых обыденных предметов - тем сложнее становится живопись и композиция. Композиция - это не постановка, поставить можно самые роскошные предметы, самые сложные архитектурные декорации и самых красивых и многочисленных натурщиков в разнообразных и дорогих костюмах, а композиция с этой роскошной постановки может оказаться примитивной, банальной, скучной, и скорее не сложной, а трескучей. Наоборот, при самом скромном наборе предметов композиция, как и живопись может быть сложнейшей и совершенной. Композиция - это не расстановка, как иногда неточно понимается и переводится этот латинский термин, а «сопоставление», то есть соотнесение, установление связей в произведении между его элементами, достижение единства и гармонии частей.


Но нельзя сказать, что простые предметы - скудный материал для живописца. Путешествие можно совершать по земному шару, а можно - по поверхности яблока; можно смотреть в телескоп на астрономические миры, а можно - в микроскоп на клетку растения и совершать в обоих случаях открытия, создавать в раной мере значимые научные теории. Так и в искусстве. Не натурализма достигает Шарден; да, он стремится к иллюзии, всматриваясь в кривобокий медный бак, а получается нечто большее - живописное, и пластическое богатство, вырабатывается совершенный язык живописи. Многие живописцы приходили к своему успеху благодаря интересным сюжетам, и понять их творчество можно, лишь разгребая эти внешние наслоения, выискивая зашифрованный подтекст. Шарден же, по «невежеству» своему, от «интересных сюжетов» изначально сразу и навсегда отказывается, и у него самым интересным сюжетом остается сама живопись. Это один из наиболее «чистых» живописцевза всю историю искусства. Другим подобным можно назвать разве что Сезанна.

«Кто вам сказал, что пишут красками? Пишут чувствами, а красками только пользуются!» - известно такое восклицание Шардена. Не доверяя рассуждениям об искусстве и школьным правилам, Шарден предпочитает полагаться на интуицию, доверять умному глазу художника, вчувствоваться в предмет изображения иписать, когда все силы души оказываются на кончике кисти. Шарден не формулировал теорий, не старался выразить словами особенности своего творческого метода. Он был выше всяких современных ему теорий, разглагольствований рубенсистов и пуссенистов. Он понимал, как трудно достичь достойного художественного результата, и не тратил время на разговоры.

Строгий и одухотворенный уклад жизни квалифицированных ремесленников, лежащий в основе и личности, и искусства Шардена, был и предметом его изображений. У него создан ряд жанровых картин, построенных точно так же как и натюрморт - интерьерные сцены: трапеза, детские игры, приготовление пищи, стирка белья, мать и дети. Шарден был счастлив в браке. Когда умерла его первая жена, он после десяти лет вдовства женился на пожилой богатой даме, которая чтила своего важаемого всеми супруга, труженика и достойнейшего человека, и окружала его старость заботой и вниманием. Шарден строго следовал тому образу жизни, которого придерживался его отец - столяр, дед - ремесленник и все это сословие. Он жил благоустроенно, в достатке, без внешнего блеска, к которому иной раз стремились богатеющие модные художники, подражая аристократическим персонажам своих портретов.

Характерно название одной из жанровых картин Шардена - «Молитва перед обедом»: мать учит детей благодарить Бога перед трапезой и помнить, что не хлебом единым жив человек.

«Прачка» - один из шедевров Шардена, художника вообще очень ровного, почти в каждой работе достигавшего высокого художественного результата. Но эта картина все же особенно хороша. В полутемной комнате - хозяйственном помещении жилища среднего парижанина, служанка стирает в корыте, а на полу сидит малыш и занимается увлекательным делом - сосредоточенно пускает мыльные пузыри. Занятая стиркой женщина с удовольствием и одобрением поглядывает на карапуза, присматривая за ним. В темной глубине - приоткрытая дверь в другое, светлое помещение, где также идет стирка; золотистый свет «обволакивает» фигуру стоящей там прачки, табуретку и корыто.

Рассказать только сюжет - сказать ничего или почти ничего о Шардене. Как классически уравновешенно распределены предметы - как в натюрморте на столе горшки и плошки, так на полу комнаты фигуры и предметы мебели; как свет выхватывает из темной глубины только то, что придает композиции дополнительное организующее начало; как цвет, дающий локальную окраску предметам и цветовую характеристику освещению, образует систему колорита с проникновением основных и дополнительных цветов всюду; как создается иллюзия фактуры дерева, ткани разных сортов, поверхности тела - и одновременно выстраивается продуманная, четко организованная система колорита.

Если сравнивать натюрморты и бытовую живопись Шардена с голландскимии фламандскими картинами XVII века, где целые армии художников специализировались на этих жанрах и, состязаясь и конкурируя, достигали в них блеска и совершенства, то оказывается, что скромный Шарден рядом с ними сложней и убедительней, чем голландцы со всеми их ювелирными кубками и делфтским фаянсом, изобилием экзотических фруктов, дичи и диковинныхморских рыб, - они выглядят схематичней и скуднее, чем красочные симфонии Шардена, написанные по поводу какой-нибудь нечищеной картошки.

В отношении Шардена оказываются натяжкой сравнения его идей с высказываниями и теориями философов-просветителей. Он как бы программно «антиинтеллектуален», подчеркивает свою необразованность и сторонится всяких теорий. Но его глубинная связь с культурой Просвещения - в его творческом методе, который он формулировал кистью, а не словами. И когда сравниваешь его творчество с кумирами интеллектуальной жизни XVIII столетия, французскими энциклопедистами и просветителями, творчество Шардена представляется не менеезначительным, глубоким и интеллектуальным, чем произведения философов и писателей Дидро, Вольтера и Руссо.



«Неученый» Шарден - одна из вершин великой французской культуры века Просвещения.

Вклад этого художника в копилку мирового искусства до конца еще не оценен по достоинству. После векового забвения после смерти, его творчество было признано величайшим достижением реализма. Его натюрморты и жанровые картины украшают экспозиции самых великих музеев мира. Его технику и манеру письма изучают в художественных академиях всего мира. Больше всего на свете он любил писать фрукты...

О детстве и молодости Шардена известно совсем немного. Все его биографии начинаются с того момента, когда мастеру уже исполнилось 30 лет. Достоверно известно, что родился художник в семье столяра-краснодеревщика. Где Шарден получал художественное образование также неизвестно, скорее всего, его школа - это мастерская Ноэля Куапеля, где мастер работал подручным. Достоверно известно также, что на протяжении всей своей жизни Шарден не покидал пределов .

Работая в мастерской признанного мастера, молодой Шарден выполнял поручения, связанные с изображением аксессуаров и деталей картин хозяина. Необыкновенная скрупулезность и точность в работе, ответственное отношение - все эти качества привели к тому, что все чаще детали картин Куапеля выглядели лучше, чем вся работа целиком. Хозяин Шардена, понимая, что из подмастерья вырос настоящий мастер, предлагает своему работнику отдать некоторые свои работы на выставку "дебютантов", которая проходила в Париже на площади Дофина.

На выставке работы Шардена были замечены. Впечатление было настолько сильным, что многие были уверены - перед ними работы голландских мастеров XVII века. Один из почетных членов Академии сделал предложение начинающему мастеру выставить свои работы в стенах самого престижного выставочного зала . Спустя несколько лет подручный, подмастерье, помощник Шарден становится членом Французской академии, записан с формулировкой "изобразитель плодов и бытовых сцен".

Всю свою творческую жизнь художник писал жизнь "третьего сословия". Идя наперекор моде, которая предписывала приверженность галантному стилю, пустому, но изящному искусству, призванному украшать и оживлять интерьеры, мастер обрек себя на вечную исключительность и обособленность. Он получал заказы на натюрморты в стиле голландского барокко. А его жанровые работы были по достоинству оценены только самыми прозорливыми современниками (его картинами восторгался Дидро, а французские энциклопедисты восторженно отзывались о его работах в своих публикациях). Соотечественники забыли мастера сразу после его смерти. Потом была революция, всплеск романтизма, потом пышный ампир застил работы реалистов XVIII века.

Только во второй половине XIX века, когда развитие живописи вплотную подошло к реализму, творчество Шардена стало образцом и самым высоким ориентиром для мастеров Западной культуры. Работы мастера и сегодня вызывают восхищение не только знатоков искусства, но и самых неискушенных зрителей.